- Грунтовка для поделок своими руками
- Зачем вообще нужен грунт для декупажа? Какие функции он выполняет?
- Какие вообще грунты бывают? Чем их можно заменить?
- Специальные художественные грунты для декупажа: недостатки и преимущества.
- Грунт Сонет: за и против
- Виды поверхностей для декупажа
- Грунты для впитывающих поверхностей
- Грунты для декупажа по ткани, коже, керамике
- Грунтовка для поделок своими руками
Грунтовка для поделок своими руками
12 Октябрь 2014
Опубликовано в: Статьи
Выбор грунта для декупажа и вообще, обработка поверхности под декупаж, – это та тема, которые волнуют декупажниц с самого начала их увлечения.
В этой и последующих статьях попробуем разобраться в этой теме подробно и углубленно – так, чтобы у начинающих не осталось вопросов, а у продолжающих все разложилось по полочкам 🙂
Зачем вообще нужен грунт для декупажа? Какие функции он выполняет?
- Грунт обеспечивает сцепление последующих слоев краски с поверхностью. Это особенно важно для невпитывающих поверхностей (стекло, металл, пластик и т.д. – о них позже);
- Грунт уменьшает расход последующих слоев краски;
- Грунт выбеливает поверхность под мотивом;
- Грунт немного выравнивает поверхность.
Какие вообще грунты бывают? Чем их можно заменить?
В декупаже мы привыкли к слову «грунт», «грунтовать», однако чаще всего вместо грунта декупажницы используют обычную строительную белую акриловую краску. Почему – об этом я напишу позже, а пока просто уточняю, что под словом «грунт» я имею в виду не только грунт как таковой, но и белую краску, и пусть это не вводит вас в заблуждение.
Многие материалы в декупаже можно выбрать как в художественных магазинах и магазинах для хобби, так и в строительных магазинах. Это касается и грунтов. Когда мы выбираем грунт, прежде всего нужно определиться с объемом, который нам нужен. Новичкам можно брать небольшие объемы (100 мл, 250 мл — это объемы художественных грунтов), чтобы просто попробовать себя в декупаже, понять, что это такое и с чем его едят, но если вы уже настроены на то, чтобы декупажить днем и ночью – подумайте, может, стоит купить 1 литр строительной краски?
Специальные художественные грунты для декупажа: недостатки и преимущества.
Самый главный недостаток художественных грунтов – цена. Как правило, 1л самого дешевого худ. грунта будет стоить дороже, чем 1л хорошей, очень качественной строительной акриловой краски. Если вспомнить стоимость заготовок, медиумов и других материалов – экономия будет очень ощутимой. Кстати, это же правило действует и для лаков 🙂
Преимущество же специальных грунтов – в том, что они создавались специально для подготовки декорируемой поверхности под окрашивание акриловыми (и не только) красками и наклеивание мотива. Однако не все специальные худ. грунты удовлетворяют требованиям именно декупажниц. Самый яркий пример – художественный грунт Сонет. У меня сложилось ощущение, что декупажницы делятся на две группы: одна его очень сильно любит, другая – терпеть не может. Сама я отношусь ко второй категории и, выбирая между строительной краской и Сонетом, всегда выбираю краску. Почему?
Грунт Сонет: за и против
Сонет при нанесении на дерево, холст, картон, образует устойчивую эластичную пленку, обладает высокой адгезией (сцеплением с поверхностью). Однако:
1. Он очень плохо шкурится – и именно из-за того, что он эластичный. При грунтовке часто остаются следы кисти, образуются подтеки, особенно у начинающих, и вышкурить эти подтеки у Сонета потребует очень много физических сил и времени. Конечно, не всегда требуется тщательное вышкуривание: например, если мы декорируем деревянную заготовку под окрашенное дерево – следы кисти нам особо мешать не будут, если они идут вдоль волокон, а не поперек)))
Но если мы делаем поверхность в любой из техник имитации: имитацию камня, чеканки, фарфора, слоновой кости и т.д., то наша имитируемая поверхность не должна иметь фактуру дерева с ее характерными продольными полосами и, следовательно, все слои грунта придется вышкуривать до получения гладкой поверхности.
А вот строительная акриловая (и латексная) краска (обратите внимание – именно краска, не эмаль, насчет эмали нужно уточнять) имеет структуру, более близкую к шпатлевке. Она, как правило, образует не эластичную пленку, а пористую поверхность, которая прекрасно шкурится мелкой пылью. В вышкуренном состоянии – идеально гладкая, даже поблескивает.
2. Существует мнение, что у специальных грунтов более высокая адгезия, чем у строительных красок. Возможно, это действительно так, но для впитывающих поверхностей (дерево, керамика, МДФ) опыт тысяч декупажниц показывает отличные результаты и со строительными красками, а для невпитывающих (стекло, металл, пластик) в любом случае желательно пользоваться специальными грунтами или красками по стеклу и металлу.
Итак, прежде всего нужно знать, какую поверхность мы будем декорировать.
Виды поверхностей для декупажа
Думаю, вы уже знаете, что декорировать можно практически любые поверхности: дерево, стекло, металл, пластик, МДФ, пластик и полимерную глину, керамику, картон, камень, кожу и текстиль, и даже свечи и камень, ракушки…
Все эти поверхности можно разделить на впитывающие и не впитывающие. Это ключевое отличие, которое влияет на выбор грунта. Если поверхность впитывающая, то практически любая краска и любой грунт будут ложиться хорошо и крепко сцепляться с поверхностью. Если поверхность не впитывающая – обычные универсальные грунты и краски при попадании на них влаги (например, из влажной салфетки или акриловой краски, лака) могут отслаиваться, съеживаться или образовывать складочки. А еще они будут очень легко сцарапываться ногтем.
Вот так выглядит обычный универсальный грунт при нанесении его на стеклянную поверхность, быстрой сушке феном и последующем попадании влаги от салфетки — очень распространенная ошибка новичков:
Если уж нет возможности использовать специальные грунты, то просушивайте обычные очень тщательно. Как вариант – для защиты грунта некоторые используют акриловый лак в 3 слоя, но тоже после хорошей просушки (и каждый слой лака, естественно, тоже нужно сушить).
Впитывающие поверхности | Невпитывающие поверхности |
Дерево | Стекло |
МДФ | Металл |
Картон, папье-маше | Пластик, полимерная глина |
Неглазурованная керамика | Глазурованная керамика |
Натуральная кожа | Некоторый кожзам |
Текстиль | Камни, ракушки |
Грунты для впитывающих поверхностей
Для большинства впитывающих поверхностей подходит любой универсальный художественный грунт или строительная белая акриловая краска.
Я пользуюсь акриловой или латексной Снежкой, нареканий нет никаких. Однако часто бывает, что в линейке строительных красок есть несколько вариантов по цене и качеству. Рекомендую не покупать самую дешевую краску, лучше выбирайте среднюю и дороже. К примеру, акриловая краска Снежка Energy White дешевле, чем Снежка Eco, и при этом она более жидкая и имеет легкий запах, который при высыхании исчезает. Разница в цене – почти 2 раза, но у более жидких красок и грунтов, естественно, расход будет больше за счет меньшей укрывистости (более жидкие краски – более прозрачные). Поэтому, выбирая между Снежкой Energy White и Eco, я не экономлю и беру последнюю.
Ваша задача – выбрать для себя удобный вариант из имеющихся в наличии красок. Если вы вдруг купите краску, которая вам не очень нравится, — не расстраивайтесь, в декупаже все идет в ход 🙂 В следующий раз купите другую краску, главное – запомните фирму и название краски, которую больше покупать не собираетесь.
Одна из последних удачных моих находок – белая краска белорусской марки Splendor. Всем белорусским декупажницам рекомендую, очень приятная в работе. В линейке 5 или 6 видов этой краски, я покупаю моющуюся, среднюю по цене.
При покупке краски (да и удожественного грунта) обращайте внимание на следующие факторы:
- Консистенция. Краска должна быть однородной по составу, без всяких сгустков и комков. Их, конечно, можно потом вышкурить, но зачем, если можно обойтись без них? Тем более, когда банка будет подходить к концу, они сами появятся — комки из подсохшей краски со стенок банки.
- Густота и укрывистость. Разбавлять грунт водой или нет – это дело привычки. Мне удобнее работать густой краской, поэтому я ничего никогда не разбавляю. Густая краска всегда более укрывистая, и, соответственно, у нее меньше расход, и слоев требуется меньше, т.е. это еще и экономия времени.
- Способность легко шкуриться. Тут без комментариев – и так все понятно. Если хорошо просушенная краска сдирается кусочками и шкурится плохо – с ней работать будет неудобно.
- Отсутствие запаха. Акриловые материалы вообще, как правило, сильного запаха не имеют, но иногда легкий запах присутствует, и, конечно, удобнее без него.
РЕКОМЕНДАЦИЯ: при покупке большой банки строительной краски перемешайте ее и отлейте часть в небольшую герметичную емкость (я пользуюсь баночками от детского питания). При декоре работайте с маленькой баночкой, и никогда не лазьте кистью в большую банку – краска может начать портиться.
Строительные краски отлично подходят для работы с деревом, необработанной керамикой, МДФ (и папье-маше, если грунт густой). При работе со стеклом, металлом и пластиком я также пользуюсь строительными красками, но уже для выбеливания поверхности, а сцепление обеспечивает аэрозольная краска или лак (про грунты для невпитывающих поверхностей будет отдельная статья).
Однако мы не всегда можем пользоваться строительными красками и обычными универсальными грунтами при декупаже на ткани, коже и картоне (и рыхлом папье-маше).
Грунты для декупажа по ткани, коже, керамике
Для ткани и натуральной кожи очень важное свойство – эластичность, поэтому весь декор должен быть эластичным, начиная с грунта и заканчивая финишным лаком. Поэтому ткань и кожу я предпочитаю грунтовать белой художественной акриловой краской (с художественными грунтами я вообще не работаю – не те объемы). Художественная акриловая краска образует эластичную пленку, и это позволяет ей сгибаться и разгибаться без проблем. Если взять вместо художественной строительную краску, то на сгибах она треснет. Можно также воспользоваться грунтом Сонет, если его наложить очень ровно, тонко и аккуратно (вы помните, что шкурится он плохо). Но зато в этом случае его эластичность играет нам на руку.
Однако при декоре ткани обратите внимание, что пользоваться обычными акриловыми красками и грунтами нежелательно, если вы собираетесь эту ткань стирать. В этом случае нужны специальные краски и клеи-лаки по ткани, которые закрепляются утюгом и после этого выдерживают стирку до 40 градусов.
Что касается картона, то его можно грунтовать обычными грунтами и красками, однако при этом картон впитывает воду и начинает деформироваться. Если вам необходимо грунтовать картон, то существует очень хороший грунт, который называется левкас (ударение на «а»). Он сделан на основе мела или гипса, и при грунтовке левкасом картон почти не «ведет». У него есть еще одно свойство, полезное при работе с деревом, но о нем позже. Также можно предварительно обработать картон и папье-маше неводным лаком.
Керамика (неглазурованная) – еще одна поверхность, которая требует к себе особого подхода. Если вы декорируете неглазурованные цветочные горшки или вазы, то имейте в виду: наливать в них воду или сажать цветы нельзя! Поскольку керамика пористая, то влага изнутри свободно проникает наружу, отклеивая ваш декор. Поэтому неглазурованную керамику можно использовать только в качестве кашпо, при этом грунтовать можно любым универсальным грунтом или строительной краской.
Что касается грунтов для не впитывающих поверхностей, таких как стекло, металл, пластик и др., то о них здесь: Грунты для декупажа на стекле, металле, пластике. Часть 2
Источник
Грунтовка для поделок своими руками
товарищи!
мне кажется надо разделить несколько понятий по подготовке поверхности к окраске — шпаклевка и грунтовка.
первой операцией идет шпаклевка — призвана сровнять все неровности оставшиеся после высыхания папье-маше, средство — строительная шпатклевка, наждачная бумага разной зернистости и. как правильно тут заметили масса времени и сил, оставляющие после себя облако пыли.
второй операцией идет грунотвка — призвана для улучшения сцепления краски с поверхностью изделия.
Процесс приготовления левкаса занимает достаточно много времени. Он состоит из двуз частей: сначала приготовление специального клея, а потом, непосредственно, варка самого левкаса. Кстати, есть вероятность того, что после покрытия поверхности получившимся составом все равно останутся неровности.
Если кому нужен поробный рецепт — дайте знать 😉
Левкас делается из столярного клея, масляных белил для живописи и сухого пигмента белил (тальк, зубной порошок). На паровой бане разводится столярный клей. Когда клей растворится в воде, его пробуют пальцами: если пальцы немного слипаются, то клей получился. В остывший клей (300 г) выдавливается из тюбика с масляными белилами «колбаска» длиною в 10 см. Неплохо для эластичности добавить желток яйца. В этот раствор осторожно высыпается сухой пигмент белил, и все размешивается до состояния густой сметаны. Левкас готов.
Кстати, одного слоя левкаса недостаточно — необходимо где-то 2-3, причем каждый из них нужно ошкуривать (правда, в данном случае этот процесс легче, чем при покрытии шпаклевкой).
Источник