Настрой грузовой
Категории статьи: Советы бывалого рыболова / Снасти
Иркутские рыболовы с давних времен освоили ловлю рыбы с берега и с лодки впроводку на грузовую снасть, которая состоит из настроя и наплава. Грузовой настрой представляет собой набор свинцовых грузиков, последовательно расположенных на отдельных отрезках лесы разной толщины. Все грузики имеют шаровидную или эллипсовидную форму и отличаются один от другого только по размерам и весу. Назначение любого грузового настроя — удерживать наживку или искусственную приманку во взвешенном состоянии на заданной глубине. Льются грузики в специальной форме, известной: у рыболовов под названием “колыпь”, из двух металлических прямоугольников, соединенных между собой прочным шарниром. С другого конца на обеих половинках колыпи закрепляются два стальных стержня с деревянными ручками, которые облегчают соединение и разъединение их во время литья и предохраняют руки от ожога. Для образования щели на грузиках между половинками закладывают стальную шлифованную линейку, сточенную с одной стороны в виде лезвия столового ножа. После выемки из формы грузики зачищают от тонких приливов, обрезают и “разводят”, увеличивают щель для более толстой лесы. Для придания свинцу определенной жесткости в него добавляют 1/4 или 1/5 часть баббита, так как один чистый свинец очень мягок, плохо удерживается на лесе и скатывается вниз к крючку. Для поводков к грузовым настроям применяют мягкую дробь разных размеров. Для ловли хариуса спиннинговой снастью на Байкале грузовой настрой с поводком имеет длину 80 — 100 см, вес 20 — 25 граммов. Для ловли рыбу спиннинговой снастью на Ангаре грузовой настрой с поводком имеет общую длину от 1,5 до 2,0 метров, состоит из 10 — 12 грузиков и 5 — 6 дробин. Общий вес ангарского грузового настроя колеблется от 45 до 60 граммов. Приблизительные размеры и вес грузиков среднего ангарского настроя даны в таблице.
Грузовые настрои для ловли рыбы на водоемах с большой глубиной делают из лесы разной толщины. В верхней части, там, где закрепляются тяжелые и средние грузики, толщина ее бывает 0,4 — 0,5 мм, в средней части — 0,30 — 0,35 мм, толщина поводка от 0,2 до 0,3 мм. Средний настрой, состоящий из 10 свинцовых грузиков и 6 дробин, имеет общую длину 1,5 метра. Из них верхняя часть из лесы толщиной 0,5 мм имеет длину 70 см. На ней закреплено 6 самых крупных и средних грузиков. На средней части настроя, состоящей из лесы толщиной 0,3 мм и длиной 40 см, закреплено четыре маленьких грузика. На нижней части настроя (на поводке) толщиной 0,20 — 0,22 мм и длиной 40 см закреплено шесть дробин. Принцип изготовления грузовых настроев один, но рыболовы для себя делают их по-разному. Иногда на верхний конец привязывают продолговатый контргрузик с проволочными ушками, в средней части привязывают рыболовный карабин или “восьмерку” из проволоки, за которые привязывают поводок и т. д. Трудно судить, чей настрой лучше. Опытные рыболовы считают, что чем меньше на настрое разной “городьбы” и лишних деталей, тем лучше и надежнее он служит. Чем больше глубина и скорость течения, тем длиннее и тяжелее делают настрой и ближе один к другому закрепляют на лесе свинцовые грузики. Такие настрои называют “садками”, так как они быстро погружают приманку на заданную глубину и имеют небольшое колебание от водоворотов. На настрои, изготовленные из грузиков круглой формы, вода оказывает большое сопротивление, и требуется определенное усилие при подмотке лесы. Чтобы избежать лишней нагрузки на снасть, рыболовы изготавливают грузовые настрои из эллипсовидных грузиков с отверстием в центре. Такие грузики согласно размеру нанизывают на лесу, как бусы, и закрепляют, обжимая их концы или заклинивая спичками на лесе там, где это нужно. Такие настрои неудобны тем, что их больше “болтает” течением и поднимает с приманкой от дна, что в холодное время года крайне нежелательно. При ловле рыбы спиннингом наплав является необходимой деталью. Он должен при минимальном размере иметь максимальную грузоподъемность и обтекаемую форму, позволяющую легко подтягивать его против течения, и обладать хорошей чувствительностью на поклевку. Наплавы, применяемые иркутскими рыболовами при ловле рыбы с грузовой снастью впроводку, по форме, размерам и конструкции очень отличаются от всех других видов поплавков, широко распространенных в европейской части СССР. Их делают из пробки или плотного, высококачественного пенопласта желтого цвета. Этот материал обладает очень малым удельным весом, прочен, хорошо обрабатывается и окрашивается масляными красками в любой цвет. Размеры и форма наплава зависят от глубины и скорости течения на рыболовном участке, от вида и размера рыбы, от конструкции спиннинга. На водоемах с малой глубиной наплав для грузового настроя имеет грузоподъемность 15 — 20 граммов, при ловле на глубине до 4 метров удерживает 45 — 50 граммов. На больших глубинах и при значительной скорости течения воды наплавы делают до 60 и более граммов. В воде закрепленный на лесе выше настроя наплав и сам настрой становятся в вертикальное положение и, увлекаемые течением, тянут лесу, сматывая ее с катушки. Как правило, все наплавы для грузового настроя имеют обтекаемую, вытянутую форму с утолщенной нижней частью, с более тонкой вершиной и выступающим стержнем, увенчанным шарообразным или грушевидным наконечником, изготовленным из пробки или пенопласта. Часть основного стержня, расположенного выше корпуса наплава с нанизанным на его острый конец наконечником — “маяк”, указывает на правильное положение наплава в воде и на момент поклевки. Грузовой наплав “маяком” вверх закрепляется на лесе выше настроя на различном расстоянии от крючка, которое зависит от глубины воды. Вес настроя и плавучесть наплава подгоняется с таким расчетом, чтобы 1/5 часть корпуса наплава оставалась на поверхности воды. Перегруженный наплав будет скрываться под водой от небольшой волны и тем самым постоянно вводить рыболова в заблуждение. Недогруженный, высоко торчащий из воды, не может принять правильного, вертикального положения, будет болтаться на волне, а при слабой поклевке рыболов не сможет на нее отреагировать. Определить плавучесть наплава и правильное положение его в воде лучше дома в наполненной водой ванне или ведре. По одному выверенному дома наплаву подгоняют сразу два-три настроя и штук пять поводков (про запас). Схожие по форме и конструкции грузовые наплавы очень различны по размерам. Например, для ловли рыбы на маховое удилище на речках, прудах и озерах длина корпуса наплава из пробки или пенопласта 25 — 30 мм при соответствующей толщине. Для ловли рыбы спиннингом на Байкале длина корпуса наплава равна 50 — 70 мм, толщина в нижней части 25 — 30 мм, в верхней части – 12 — 15 мм. Длина всего стержня с наконечником 110 — 120 мм. Для ловли рыбы спиннингом на Ангаре с берега и с лодки длина корпуса среднего грузового наплава 80 — 100 мм, толщина в нижней части 30 — 35 мм, в верхней 20 мм, общая длина стержня с наконечником равна 180 — 200 мм. Готовый наплав окрашивают масляными красками обычно в три-четыре цвета. Четыре пятых длины корпуса наплава окрашивают в неяркие, защитные цвета. Одну пятую, самую верхнюю часть корпуса и выступающий из него стержень, окрашивают в белый цвет. Однако окраска зависит от видимости. Дело в том, что в пасмурную, ветреную погоду хорошо виден “маяк” белого цвета, а в ясную, солнечную погоду наплавы применяют черного цвета. Некоторые рыболовы имеют съемные наконечники разного цвета, которые меняют в соответствии с состоянием погоды и положением солнца на небе. Чтобы меньше возиться со сменой наконечников (которые часто срываются со стержня и теряются), на верхний конец стержня нанизывают сразу два наконечника, окрашенных в черный и белый цвета, или делают один удлиненный наконечник и окрашивают его в два цвета. Часто на наконечник черного цвета рыболовы наматывают и закрепляют нитками полоску серебрянной станиоли от шоколадных конфет, которая хороша видна в темных волнах реки на очень большом расстоянии. При ловле хариуса в истоке Ангары, где требуется тяжелая грузовая снасть и дальние забросы, рыболовы окрашивают наконечники, люминисцентной краской ярко-красного цвета, которой речники окрашивают свои бакены. Такие “маяки” хорошо видны при любой погоде и освещении, даже в сверкающих от солнца бликах воды на темном фоне противоположных гор. Чтобы несведущему читателю было ясно, почему так подробно рассказано о “маяках”, следует пояснить, что “маяки” эти имеют размеры значительно меньше сливы и при ловле рыбы спиннингом “уходят” от рыболова на расстояние 50 — 70 метров. Поэтому увидеть такой малый предмет в толчее волн и бликах от солнца — дело очень и очень непростое. Для ловли рыбы на глубинах от трех-четырех метров иркутские рыболовы применяют передвижной, то есть свободно скользящий по лесе, наплав. Передвижные наплавы делают разными по конструкции: 1) с пропускным отверстием в центре корпуса; 2) с отверстием для пропуска, расположенным сбоку стержня; 3) с пропускными кольцами для лесы, расположенными сбоку корпуса. Иногда требуется применить грузовую снасть с очень легким и коротким настроем, который не позволяет сделать спиннингом дальний и прицельный заброс. В чистой воде, с очень малой глубиной и слабым течением, громоздкий настрой, состоящий из крупных картечин и мелких дробин, отпугивает рыбу. Легкий же не летит далеко в нужном направлении и плохо сматывает лесу с катушки. Чтобы обловить такой участок реки, рыболовы уменьшают до минимума вес настроя за счет увеличения веса наплава. Делают это так: в нижней части обработанного корпуса грузового наплава срезают немного пенопласта, а на это место ставят свинцовую пластину, которую одновременно с ним нанизывают на стержень, излишне выступающая свинцовая пластина обрезается и опиливается по форме и толщине наплава так, чтобы наплав вместе с ней погружался в воду на 2/3 длины. Остальную погрузку производят подбором свинцовых грузиков, составляющих грузовой настрой, при погружении наплав четко реагирует на хватку любой рыбы и имеет хорошую метательную силу для дальних забросов всей снасти. Источник Грузовой настрой своими рукамиnyl » 15 сен 2011, 09:16 Re: Грузовой настройСлава Шэ » 15 сен 2011, 09:21 Re: Грузовой настройAleX » 15 сен 2011, 09:22 Re: Грузовой настройВождь » 15 сен 2011, 09:31 Re: Грузовой настройСлава Шэ » 15 сен 2011, 09:59 Re: Грузовой настройevge » 15 сен 2011, 10:25 Re: Грузовой настройНАНАЕЦ » 15 сен 2011, 10:34 Определяется в зависимости от непосредственных условий ловли прежде всего. А вот и нет.Особо крупные экземпляры по спокойной воде или небольшому накату,помимо того,что их надо мухой удивить, имеют обыкновение замечать и реагировать только на то,что им под нос сунут.Они в авторитете,им важность не позволяет.Такие до последнего ведут себя с достоинством недоумевая,пока в лодке не окажутся.Ну а по беляку с глубиной особо тщательно выставляться требуется.Да ещё и с местом рыбалки не прогадать. Писал долго Re: Грузовой настройВождь » 15 сен 2011, 10:36 Re: Грузовой настройНАНАЕЦ » 15 сен 2011, 10:46 Только на моих местах и за о-о-очень большой приз! Источник |