Гур для мтз 80 своими руками

Ремонт ГУРа на МТЗ-80

Ключевым элементом конструкции популярной серии тракторной техники МТЗ представляется рулевое управление. Для того чтобы поддерживать его в оптимальном состоянии, может потребоваться регулировка рулевой колонки МТЗ 80, а также другие манипуляции, направленные на устранение различных неисправностей.

Назначение ГУРа

Прежде чем более подробно изучить устройство рулевой колонки МТЗ 80, а также возможные неисправности этого важного узла, целесообразно более подробно ознакомиться с его назначением и особенностями. ГУР тракторной техники МТЗ предназначен для уменьшения усилий водителя, необходимых для совершения маневров при управлении транспортным средством.

Если изучить конструкцию трактора, можно сделать вывод о том, что данный узел представляется промежуточным между рулевым колесом и колесами трактора. Все комплектующие рулевого управления, а также гидравлические элементы установлены под радиатором.

Перечень узлов

Планируя выяснить, как выполнить ремонт рулевой колонки МТЗ 80 своими руками, следует изучить конструкцию этого компонента. ГУР оснащен отдельной гидравлической системой, которая не зависит от аналогичных элементов, являющихся частью внутреннего устройства трактора.

Основными элементами рулевой гидросистемы представляются распределитель, насосные устройства дозатора и цилиндра, а также датчик автоматической блокировки заднего моста транспортного средства. Рассматривая конструкцию гидроусилителя более подробно, необходимо упомянуть следующие важные элементы:

  • корпус, где расположена масляная емкость, служит для монтажа большинства деталей и элементов ГУР;
  • насос, за счет которого удается перемещать масло в гидравлической системе;
  • сектор, контактирующий с рулевым управлением, размещен на поворотном вале;
  • поворотный вал, оснащенный 3 опорными элементами;
  • рейка, передающая сектору движение поршня;
  • золотник, смонтированный на одном из концов червячного механизма рулевой колонки;
  • фильтр, используемый для очистки масла, циркулирующего в гидравлической системе;
  • предохранительный клапан, основным назначением которого представляется защита узла от возникновения чрезмерного давления.

Желая узнать, как устранить неисправности рулевой колонки, необходимо обратить внимание и на другой важный элемент конструкции — автоматическую блокировочную систему. Она предназначена для блокировки дифференциала заднего моста, включает в себя несколько составных элементов.

Возможные неисправности

Продукция Минского тракторного завода отличается высоким качеством, превосходными техническими характеристиками и длительным сроком службы, однако со временем может потребовать ремонта и регулировки. Владельцам тракторов МТЗ приходится сталкиваться с несколькими характерными поломками ГУР, к числу которых следует отнести:

  • тугое рулевое управление;
  • трактор не поворачивает в нужном направлении;
  • наблюдаются задержки при работе узла.

Для устранения подобных неисправностей настоятельно рекомендуется осуществлять разборку узла и проводить дефектовку отдельных элементов, после чего заменять поврежденные детали на новые. После проведения работ потребуется установить узел на место, после чего выполнить его регулировку.

Настройка и ремонт

При необходимости усовершенствовать ГУР МТЗ 80 либо устранить незначительные поломки достаточно выполнить детальную регулировку данного механизма. Для этого целесообразно придерживаться следующей инструкции:

  1. Ослабить основной болт, размещенный в месте зацепления «червяк-сектор».
  2. Используя ключ, повернуть втулку по часовой стрелке до упора, после чего повернуть в обратном направлении на 1-1,2 см.
  3. Затянуть основной болт, завести двигатель и убедиться в корректном вращении рулевого колеса.
  4. При обнаружении заедания потребуется увеличить зазор в зацеплении, повернув втулку против часовой стрелки.
  5. Отрегулировать место соединения «сектор-рейка», уменьшив толщину регулировочных прокладок до упора. Определить крайнее положение можно по зазору между рейкой и упором, который достигнет 0,1-0,3 мм.
  6. Затянуть упорные подшипники с помощью сферической гайки, избегая чрезмерного поджатия.

Помимо действий по регулировке узла, может потребоваться выполнить техническое обслуживание, что поможет поддерживать ГУР в оптимальном состоянии. Чаще всего требуется промывать масляный фильтр, что можно сделать, подняв облицовку, демонтировав маслопровод и крышку.

Некоторые поломки, например, затрудненный поворот, может свидетельствовать о недостаточном объеме жидкости в гидравлической системе, неправильной регулировке либо износе уплотнительных колец цилиндра.

Читайте также:  Двухножевая косилка своими руками

Мероприятия по ремонту гидравлических механизмов рулевого управления трактора представляются довольно сложными, требуют наличия специального оборудования для контроля рабочих показателей. В некоторых случаях может быть проще установить гидроусилитель руля МТЗ 80 в сборе, что позволит избежать проблем с поиском сломанных элементов. Для этого потребуется:

  1. Убедиться в герметичности маслопроводной системы.
  2. Установить собранный механизм на специальные втулки, расположенные на переднем брусе полурамы.
  3. Смонтировать рулевой вал в колонку, а также установить прочие элементы.

Приобретение собранного гидроусилителя представляется заметно более затратным решением, нежели последовательная регулировка и дефектовка его деталей, однако она позволяет быстро решить возникшие проблемы.

Заключение

Ремонт гидроусилителя трактора МТЗ представляется довольной сложной задачей, которая должна выполняться при наличии необходимого измерительного оборудования и определенных знаний. При этом можно самостоятельно выполнить регулировку механизмов ГУР, а также установку нового элемента вместо поврежденного.

Источник

Переделка МТЗ 80, МТЗ 82 с ГУРа на дозатор с мостом старого образца

Ранние версии трактора МТЗ 82(80) в составе рулевого управления оснащены гидравлическим усилителем руля (сокращённо ГУР) со встроенным датчиком автоматической блокировки дифференциала заднего моста. Износ рабочих пар деталей узла и неправильная регулировка приводит к нарушению работы рулевого управления трактора, что часто сопровождается отсутствием гидравлического усиления и появлению виляния управляемых колёс. Своей конструкцией и комплексной функциональностью ГУР на практике показал себя хлопотным в настройке и ремонте для трактористов. Поэтому популярным методом для решения технической проблемы с ГУРом стал отказ от данной системы с заменой его на гидрообъёмное рулевое управление (ГОРУ). Данная система подразумевает оборудование трактора насосом дозатором. Узел распределяет давление на рабочие полости выносного гидроцилиндра связанного с сошкой рулевой трапеции управляемых колёс с помощью золотника, который реагирует на вращение рулевого колеса управления. Система зарекомендовала себя более практичной в эксплуатации и простой в обслуживании и настройке.

Однако, в защиту функциональности ГУРа нужно отметить, что переоборудование рулевого управления на дозатор подразумевает потерю функции автоматического режима блокировки дифференциала заднего моста. Механическое взаимодействие толкателя и золотника датчика АБД через рейку гидроусилителя прекращается и устройство перестаёт реагировать на повороты управляемых колёс. Отсутствие данной функции снижает эксплуатационные и ходовые качества трактора в составе агрегатов для всех видов полевых работ особенно, что касается сплошной обработки почв. Блокирование моста в данном случае возможно только в принудительном режиме.

Порядок переоборудования рулевого управления трактора на дозатор

На сегодня, исходя из опыта практиков, переоборудование осуществляют несколькими способами. Первый способ заключается в установке дозатора непосредственно на корпус колонки ГУРа вместо распределителя узла. При этом сам корпус колонки используется как гидробак системы. Датчик АБД в этом случае выполняет функцию крана для включения блокировки заднего моста в принудительном режиме. Второй способ предусматривает установку в место ГУРа гидробака с кронштейнами под установку насоса-дозатора и крана блокировки имеющегося в продаже или изготовленного собственноручно. Также при наличии комплектующих частей возможна переделка по заводскому варианту тракторов МТЗ 82.1, 80.1, 80.2 современных модификаций с размещением насоса-дозатора под панелью управления.

Детали и узлы для переоборудования

Для установки гидробъёмного усиления руля на трактор МТЗ 80 (82) нужен комплект соответствующих узлов и деталей крепления для монтажа системы.

Насос-дозатор героторного типа

В стандартной комплектации с гидронасосом рулевой системы НШ 10 левого вращения устанавливают дозатор с производительностью 100 смᶾ. Для тракторов, имеющих дополнительную нагрузку на управляемые колёса при использовании фронтального навесного погрузочного оборудования, для более эффективного управления устанавливают дозаторы с производительностью 160 смᶾ в паре с гидронасосами более высокой производительности НШ 14 или НШ 16.

Также нужно понимать, что при установке дозатора более высокой производительности угол поворота колёс при одном повороте руля будет гораздо больше, чем с узлом меньшей производительности. Этот фактор нужно учесть при комплектации системы исходя из специфики использования трактора. Например, на трактор, используемый в пропашных полевых работах не рекомендуется устанавливать дозатор с производительностью свыше 100 смᶾ, так как при осуществлении междурядной обработки или посеве культур водителю будет сложнее удерживать ровный ход агрегата.

Кран управления блокировкой дифференциала

В случае полного демонтажа ГУРа для управления блокировкой заднего моста устанавливают специальный гидрокран. Включение осуществляется педалью в кабине водителя через трос связанный с переключателем крана.

Читайте также:  Как сделать проводку квартире своими руками

Гидробак

В качестве гидробака используют корпус рулевой колонки ГУРа или устанавливают отдельный бак с кронштейнами для дозатора и крана блокировки. Кроме экономии средств, при переоборудовании, положительными факторами использования корпуса колонки являются: сохранение баланса веса между ходовыми осями трактора за счёт веса чугунного корпуса узла, использование золотника датчика АБД для включения принудительного режима блокирования дифференциала. Дополнительно для передачи привода от кардана руля на дозатор устанавливают вместо червяка ГУРа имеющийся в продаже вал со шлицевыми наконечниками.

Силовой гидроцилиндр

Гидроцилиндр с пальцами для крепления штока к рычагу и кронштейну на балке моста. Стандартный цилиндр двухстороннего действия с ходом штока 200 мм, диаметром штока 25 мм, и наружным диаметром 50 мм. В усиленных вариантах рулевой используют цилиндр с аналогичным рабочим ходом, штоком диаметром 30 мм и наружным диаметром 63 мм.

Крепление к переднему мосту

Кронштейн для МТЗ 82 в виде отливки-угольника с горизонтальной плоскостью для присоединения к балке переднего моста и вертикальной плоскости для крепления гидроцилиндра. Три отверстия кронштейна позволяют изменять положение гидроцилиндра при смене ширины колеи передних колёс. Кронштейн для МТЗ 80 с плоскостью крепления к мосту с четырьмя отверстиями под резьбу и двумя под штифты, для крепления гидроцилиндра и регулировки колеи деталь имеет четыре отверстия.

Комплект рычагов рулевой трапеции

Подбор рычагов должен соответствовать конструкции переднего моста. Для Мтз 80 — два продольных рычага устанавливаемых на поворотные цапфы и регулируемая по длине поперечная тяга рулевой трапеции. Левый продольный рычаг двухплечий для присоединения штока цилиндра и поперечной тяги. Для МТЗ 82 устанавливают соответствующие конструкции переднего ведущего моста поворотные рычаги на корпуса бортовых редукторов. Левый рычаг с дополнительным посадочным местом для присоединения штока цилиндра.

Соединительные гидрорукава высокого давления

Комплект гидрошлангов с штуцерами для соединения дозатора с гидроцилиндром, краном блокировки, для слива в бак и подачи масла от насоса.

Установка дозатора на ГУР

Для использования корпуса колонки под монтаж дозатора:

  • Демонтируют силовой цилиндр в сборе поршнем и его наружной крышкой закрывают посадочное место на четырёх болтах через прокладку
  • Демонтируется распределитель ГУРа
    из корпуса убирается шток поршня и зубчатая рейка
  • Демонтируется червяк
  • Снимается нижняя поворотная сошка с вертикального вала ГУРа
  • На посадочное место распределителя устанавливают насос-дозатор через фланцевую вставку, вместо червяка устанавливают вал на двух подшипниках. Наружным шлицевым наконечником вал соединяется с карданной передачей руля, внутренней с золотником дозатора. Для исключения осевой нагрузки, вызывающей подклинивание золотника дозатора, между корпусом ГУРа и фланцевой проставкой устанавливают уплотнительные прокладки с толщиной не менее 2 мм.

Признаком клина золотника является некорректная работа дозатора с рывками и самопроизвольным поворотом управляемых колёс трактора. А также на работу распределителя может влиять несоблюдение соосности шлицевого вала и золотника при сборке. Обычно причиной нарушения соосности является плохое качество детали-проставки, которое выражается в неполном совпадении четырёх монтажных отверстий. В таком случае для соблюдения соосности отверстия проставки рассверливают на больший диаметр.

Установка дозатора на отдельный гидробак

В данном случае задача упрощается. Бак, кроме выполнения функции ёмкости под масло оборудован кронштейном для крепления дозатора, шлицевым валом на опорных подшипниках для соединения с карданом рулевого колеса, кронштейном под крепление крана блокировки. Для установки полностью в сборе демонтируется ГУР и на его место в штатные точки крепления устанавливается данный бак. На соответствующие кронштейны устанавливают дозатор и кран блокировки.

Кроме этого, многие трактористы при желании успешно устанавливают дозатор на нештатные места под капотом трактора, используя самодельные кронштейны, прикреплённые к головке цилиндров дизеля или корпусу гидробака основной гидравлической системы.

Порядок подключения дозатора

Узел имеет четыре отверстия для подключения к гидравлической системе рулевого управления помеченные соответствующими латинскими литерами:

  • Выход помеченный буквой -«P» предназначен для принятия давления, его соединяют трубопроводом с подающим выходом шестерёнчатого насоса рулевой системы.
  • Отверстия « L » и « R » для подачи давления в полости рулевого гидроцилиндра, действующего на рулевые рычаги переднего моста. « L » для поворота колёс влево, « R » — вправо.
  • Выход « Т » является сливным. В условиях, когда рулевое колесо не вращается водителем подача давления на гидроцилиндр прекращается и золотник дозатора перепускает масло в слив через данный выход. В случае использования ГУРа данный выход запитывает датчик блокировки. Если, используют отдельный кран для включения блокирования моста, тогда слив от дозатора подключают к крану, используя его как питающую магистраль для подачи давления к блокировке.
Читайте также:  Как оформить светильники своими руками

Подключение крана блокировки к системе

Узел имеет четыре отверстия для подключения в систему:

  • Выход для принятия давления от дозатора – соединяют со сливным выходом « Т» дозатора.
  • Выход для подачи давления на блокировку заднего моста при открытом положении крана.
  • Выход для сброса давления в слив при закрытом положении крана – трубопровод соединяют с масляным фильтром, перепускающим рабочую жидкость в бак.
  • Выход для сброса давления в слив от механизма блокирования заднего моста при закрытом положении крана – трубопровод подсоединяют к сливной магистрали в бак системы через встроенный штуцер-тройник.

Установка гидроцилиндра на передний мост

Учитывая более сорокалетний период выпуска МТЗ 80(82) трактора в своей эволюции имеют три вида исполнения передних балок мостов:

  • Современные балки имеют соответствующее место крепления с резьбовыми отверстиями и отверстиями под фиксирующие штифты
  • Деталь более раннего выпуска имеет соответствующий прилив в нижней части детали ввиде горизонтальной площадки, которую размечают по отверстиям кронштейна и сверлят крепёжные отверстия с последующей нарезкой резьб
  • Самая старая балка поздних выпусков не имеет ни места для крепления кронштейна ни соответствующего прилива в отливке детали для оборудования отверстий.

При условии, что балка переднего моста оборудована посадочным местом под крепление кронштейна гидроцилиндра монтаж не вызывает никаких сложностей. Для соблюдения одинакового радиуса поворота колёс в обе стороны установку гидроцилиндра осуществляют при одинаковом вылете левой и правой полуосей из балки моста. Шток гидроцилиндра устанавливают в среднее положение при выходе штока 100 мм(с учётом полного рабочего хода 200 мм). Колёса трактора устанавливают в положение прямо и в этом положении наружный край штока цилиндра соединяют с поворотным рычагом трапеции, а внутренний с совпадающим отверстием на кронштейне, смонтированном на балке моста.

Установка дозатора на мтз 82 старого образца

Основными сложностями при установке дозатора на трактора самого раннего выпуска МТЗ 82(80) это крепёж кронштейна для гидроцилиндра на балку моста в условиях отсутствия монтажного места. В сети показан опыт практиков из нескольких вариантов решения этой задачи с использованием хомутов на балке или прямого приваривания кронштейна.

Наиболее приемлемым решением, обеспечивающим надёжное соединение, является следующая технология выполнимая в обычных слесарных условиях:

  1. Размечается место под площадку для крепления кронштейна на балке соответствующего размера контактной плоскости детали. Замер осуществляют прикладыванием гидроцилиндра с выдвинутым штоком до среднего положения (на 100 мм) при условии соединения края штока к поворотному рычагу в положении колёс прямо и симметричном вылете левой и правой полуосей моста относительно оси движения трактора. При этом место для площадки соединения кронштейна с мостом определяют совпадением проушины второго края гидроцилиндра с отверстием кронштейна. Совпадающее отверстие должно соответствовать установленной колеи моста. При этом нужно учитывать что, в случае установленной минимальной колеи цилиндр присоединяется к крайнему правому отверстию кронштейна (по ходу трактора), при максимальной к крайнему левому.
  2. Определив место площадки прикладыванием цилиндра и кронштейна к балке моста приступают к её подготовке. Для обеспечения присоединения плоской детали необходимо полукруглую поверхность балки моста максимально приблизить к плоской путём наплавки метала электродуговой сваркой и последующей обработки поверхности обдирочным кругом болгарки.
  3. После получения более-менее плоской поверхности готовят шину из листа стали толщиной 15 -20 мм соответствующего контактной площади кронштейна размера. По отверстиям кронштейна размечают и высверливают отверстия на шине. Осуществляют нарезку соответствующей резьбы четырём болтам крепления кронштейна и подгоняют диаметр двух безрезьбовых отверстий под штифты.
  4. На заключительном этапе прикладывают изготовленную деталь к подготовленной наваренной площадке на балке моста и приваривают швом по периметру с максимальным соблюдением уровня горизонтального положения плоскости шины. Таким образом, будет выполнена ровная площадка для плотного прилегания и надёжного соединения кронштейна с мостом без использования фрезерования.

Источник

Оцените статью