Гусеничный велосипед своими руками

Гусеничный велосипед своими руками

Тест драйв девайса под названием «Кtrak» или по простому,

тест велосипеда на гусеничном ходу

Змей Гуревич и Михаил Михайлов

Сегодня длинные волосатые руки ВелоПитера дотянулись до агрегата, который называется Кей-трак. Длинные волосатые руки плавно переходили в плечи и головы Змея Гуревича и Михаила Михайлова (на фото справа едет слева), а кей-трак, это ничто иное, как девайс, предназначенный для перемещения по льду и снегу при помощи велосипеда, гусеницы и лыжи.

Сразу выражу благодарность Игорю Голубеву, который предоставил сие заморское чудо в наши лапы.

Итак, с момента изобретения велосипеда (а может и чуть ранее) человек мечтал о том, чтобы покорять на нем заснеженные просторы. Однако в покорении заснеженных просторов есть проблема – наличие снега. Он до определенной степени мешает катить с ветерком по льду…

Периодически велосипед приходиться носить на себе. Ваш покорный слуга лично носил велосипед на себе на льду Ладоги и Онеги, Байкала и Северного Ледовитого Океана, на Урале и Ямале… Последняя экспедиция в рамках которой я нес велосипед 165 километров из 166 (это заняло 13 дней) навела меня на мысль, может быть существуют более удачные транспортные средства для езды по зимнему Заполярью, чем велосипед? Скажу честно, тест Кей Трака показал, что его ходовые качества для классического зимнего велотуризма не слишком хороши, а большой вес делает его переноску на длительные расстояния затрудненной. Однако тестировать новинку было интересно.

Итак, Кей Трак – устройство, при помощи которого из велосипеда делается снегоход. Состоит из двух частей – гусеницы со специальным колесом, которое устанавливается вместо заднего колеса велосипеда, и лыжи, которая ставится в переднюю вилку.

Начнем с заднего колеса. Родное велосипедное колесо заменяется ведущим колесом, которое крутит гусеницу, и устройством, которое с одной стороны натягивает гусеницу, с другой – увеличивает площадь соприкосновения гусеницы и поверхности. На фото справа это хорошо видно. Все три ролика закреплены на рычажном механизме, который обеспечивает и натяжение гусеницы, и плавное «обтекание» всяческих неровностей, встречающихся на пути байка

Ширина ленты-гусеницы, примерно дюйма 3 (пишу в дюймах, чтобы было легче сравнивать с толщинами покрышек). На гусенице в наличии весьма злобный протектор – шипы сантиметра 2! Они перелопачивают снег, и проблем со сцеплением нет. Правда и на «легкость хода» нареканий нет, как нет и самой легкости хода. Ход не легок. Если прекратить крутить педали, то велоснегоход проходит отсилы пару метров.

Основное предназначение девайса – спуск с гор, а не пилежка по снежной целине. Практически нет и свободного хода – когда бросаешь крутить педали, то проехать велосипед накатом может метра полтора. Несмотря на то, что площадь контакта гусеницы и поверхности земли заметно больше чем у колеса, все равно снег продавливаешь и проваливаешься.

На нашу удачу замок Игоря стоит прямо на берегу Сестрорецкого разлива, и мы провели свои заезды на льду этого водоема.

Сначала попробовали так: сзади гусеница, спереди обычное велосипедное колесо. Драйва много, удовольствие от езды в наличии, однако катит, на мой взгляд, это чудо заморской техники, даже тяжелее чем просто обычный велосипед. Гусеница весело поднимает в воздух клубы снежной пыли. Красиво. Но не очень практично. Ехать можно на передачах 1:1, 1:2, но далее, 1:3 – это уже реально для кабанов. На велосипеде по тому же «грунту» можно было закатить и на средней звезде спереди. Не слишком хороша «приемистость» Кей Трака.

Например, в один прекрасный момент меня на озере догнал средних размеров бобтейл — питомец Игоря. Уйти от голодного бобтейла на скорости не удалось, в результате два укуса – в правую голень и в левую лодыжку. Вместе с тем, из опыта известно, что если на велосипеде немного «прибавить» в скорости, то от собаки уйти как правило удается. Обращу внимание, когда на переднем колесе стоит лыжа, то велокомпьютер, даже беспроводной, скорость не показывает. В любом случае, резко ускориться и избежать «зубов» мне не удалось.

Читайте также:  Альтернатива винтовым сваям своими руками

На фото справа: Для полноты тест драйва на лед выпущен бобтейл.

Кроме теста на льду, была еще поездка по заснеженному берегу. Как полагается берегу – он неровный, с кочками. Ехать по берегу еще сложнее, впрочем, и для обычного велосипеда это тоже не подарок. На этой поверхности и не скажешь, на какой технике ехать легче. Пожалуй, все-таки на Кей Траке.

Затем решили поставить полный комплект, установили переднее устройство, именуемое в простонародье лыжей. Что отличает западные разработки – это тщательность! Все что касается удобства установки – все продумано. Велосипед превращается в снегоход «легкими движениями рук». Однако что касается практической стороны дела – движения, то с лыжей по насту с малым количеством снега ехать даже тяжелее, чем с велосипедным колесом. Сложнее всего поворачивать – лыжа склонна к скольжению вбок. Резких виражей непозакладываешь.

В конце скажем о весах. Заднее колесо, в сборе с гусеницей, колесиками и креплениями весило 8.7 килограмм. Переднее колес… то есть, лыжа, весила чуть менее 2х кг. В целом – порядка 10 кг, к чему надо прибавить вес велосипеда без колес. Словом, нести Кей Трак по зимнему замерзшему морю будет намного тяжелее, чем просто велосипед. В целом, всему свое назначение – вероятно, катать на Кей Траках с гор приятно и весело, но как замена велосипеда для езды по снегу и льду, он все-таки не годится.

А вот комментарии к вышеначертанному от бобтей. опс! То есть, от Михаила Михайлова:

Из несомненных плюсов Кей Трака хочу подчеркнуть СТОПРОЦЕНТНОЕ сцепление с покрытием, я имею в виду, естественно, снег. Даже на передаче 1-1 можно смело обрушивать на переднюю педаль весь свой вес (а он у меня, увы, не малый) — заставить гусеницу буксовать может, разве что, турбодизель. Качество, надо сказать, весьма полезное, ведь на любой резине трогаться в снегу приходится достаточно осторожно. Еще один плюс, правда, пока теоретический, это надежность. Ну нечему там ломаться! Ни спиц, ни покрышек. Только подшипники, но для них снег не страшен. Хочется, правда, поставить на фиксатор резьбы гайки крепления роликов к рычажному механизму. Они, может, и хорошо сидят, но если открутятся – в снегу не найдешь. А спереди вообще все просто – лыжа и лыжа…

Что же касается минусов, тут я «полностью согласен с предыдущим докладчиком» — сопротивление качению у Кей Трака действительно дьявольское. И дарят нам это сопротивление две причины: первая — конструктивная (ну не бывает гусеничного движителя, кпд которого был бы выше колесного), а вторая. тоже, конечно, отчасти конструктивная — налипание снега. Очень хорошо налипает снег на заморское чудо, забивается в канавки на роликах и колесе, опоясывает колесо изнутри. Но главное — вспомним, что для байка критичны грязевые (зимой можно сказать «снеговые») зазоры между колесом и перьями рамы. А у Кей Трака появляются еще две пары «перьев» (см. фото) и зазоры между ними и гусеницей минимальны. Что делать? Отвечая на вопрос классика русской литературы, я пока могу лишь посоветовать обильно полить места скопления снега чем-то вроде жидкой тефлоновой смазки TF-2, естественно, следя, чтобы она не попала на тормоза.

Да, о тормозах. Кей Трак может использоваться только с дисковыми тормозами. Если Вы ставите вперед лыжу вместо колеса, то переднего тормоза Вы автоматически лишаетесь. Это не страшно, но есть одно «но». Если у Вас стоит гидравлика, то первое же инстинктивное торможение передним тормозом может окропить снег не кровью, конечно, но рабочей жидкостью из гидролинии – диска-то тормозного между колодками нет… Посему при использовании лыжи хорошо бы вставлять между колодками переднего тормоза проставку. «Механике» это тоже не повредит – меньше шансов потерять колодки.

Читайте также:  Защита картера для нивы своими руками

Еще один нюанс, теперь уже заднего тормоза. Вряд ли кто-то выделит отдельный велосипед для использования его исключительно с Кей Траком, а это значит, что на байке будут использоваться попеременно два колеса – то обычное, то Кей Трак – и, естественно, два тормозных диска. А их плоскости могут не совпадать (по закону подлости они не совпадут обязательно, кто использует разные вилсеты, тот знает).

И последнее. При тех условиях, в каких мы испытывали Кей Трак (лед озера, покрытый семисантиметровым слоем снега с легкой коркой наста; берег, покрытый пятнадцатью сантиметрами снега), мне больше понравился вариант с лыжей, чем с колесом спереди. Но лыжа требует широкого, от 650 мм, руля. С узким же рулем каждый маневр заканчивается рысканьем в попытках поставить лыжу прямо. Впрочем, как мы ни старались, ни заноса, ни падения у нас не получилось. Даже с помощью бобтейла Гоши…

«ВелоПитер» выражает благодарность Игорю Голубеву за чай, Кей Трак, некормленного бобтейла Гошу (отдельное спасибо, что Гоша не доберман) и грамотное возведение жилища на берегу тестового полигона.

Источник

Мощный велосипед-снегомобиль



Вдохновившись шоу “Американский Чоппер” на канале Discovery и видя, как мои соседи разъезжают на своих снегомобилях, я решил создать сумасшедшую комбинацию такого мотоцикла и снегохода с педальным приводом. Я спроектировал и сделал этот байк за три недели, используя детали трех сломанных велосипедов, стальные трубы и угловой профиль, а также гусеничный ход от старого снегомобиля Polaris 1990 года.

Это веселый способ утилизировать запчасти от старых мотоциклов, создав из них совершенно новую машину. Получившийся 2-метровый красавец — это нечто! Соединить детали велосипеда, мотоцикла и снегохода в одной машине — то еще приключение!

Основные инструменты, задействованные в проекте — сварочный автомат MIG и обычная ножовка, а также стандартный набор гаечных ключей и отверток. Это отличный мастер-класс для любителей самодельных байков или снегоходов, у которых завалялось пару ненужных “старушек”, БУ-шные материалы и немного свободного времени.

Шаг 1: Продумываем внутренности



После того, как нужные инструменты, запчасти и как можно больше велосипедов собраны в одном месте, начните продумывать свой способ компоновки гусеничного хода и велосипедной рамы. Детские горные велики с ободом в 20 дюймов отлично вписываются в снегоходный трак, и рельефные покрышки плотно сидят в промежутке, где должно быть цепное зубчатое колесо. Я обнаружил, что ограниченное пространство внутри гусеничного хода лучше подходит для 3-колесной конфигурации, чем 4-колесной.

Начните с разборки двух велосипедов для сборки внутренней части будущего снегохода. Разберите велики до рамы с педалями. подрежьте рамы так, чтобы они хорошо сидели внутри гусеничного хода и не мешали вращению. Рамы будут располагаться параллельно друг другу внутри гусеничного хода.

Нужно соединить две рамы вместе, сварив нижнее и верхнее перья дополнительной рамы к внутренней стороне двухколесной рамы. Третье колесо также должно плотно вписаться в промежутке гусеничного полотна. При сварке рам нужно счистить краску с поверхности металла. *Убедитесь, что собранная конструкция рам и колес плотно прилегает к полотну гусеничного хода, чтобы при накачивании колес покрышки хорошо сцепились с полотном без дополнительных приспособлений.

Шаг 2: Делаем привод






Изначально я хотел, чтобы педали были впереди гусеничного хода. Но для удобства и простоты конструкции решил использовать традиционную педальную конструкцию, расположив ее внутри гусеничного хода. Конечно, педали придется крутить по обе стороны от широкого гусеничного хода, что может создавать неудобства. Но на деле получается лучше, чем кажется: в вертикальном положении педали выходят за верхний край гусеницы, так что крутить педали вполне удобно. Так как у нас две рамы, то обе пары педалей должны быть выставлены идеально ровно по отношению друг к другу, так как при кручении педалей будет вращаться одна единая ось. Также расстояние от системы к оси ведущих колес должно быть одинаковым, чтобы оба колеса вместе вращали гусеницу.

Читайте также:  Веревочка от сглаза своими руками

Мои две рамы не стыковались идеально между собой, так что мне нужно было врезать новые дропауты в одну из рам, чтобы правильно соединить их между собой. Если вы, как и я, используете две неодинаковые рамы, то придется повозиться с соединением. Удобнее всего это делать дропаутами.

Когда все подогнано, нужно снять две внутренние педали и срезать рычаги, оставив по небольшому фрагменту для сваривания. Соединить два срезанных внутренних рычага можно, приварив кусок металлического уголка. Это соединение синхронизирует две рамы при кручении педалей. Соединение должно быть надежным, поэтому крепко приварите уголок к обоим рычагам. Коэффициент передачи в обеих рамах должен быть одинаковым, чтобы оба ведущих колеса вращались синхронно.

Сейчас у нас получилось нечто вроде танкового моноцикла : )

Шаг 3: Делаем раму





Теперь нужно сконструировать последнюю, внешнюю раму, чтобы присоединить сидение и руль. Я просто приварил сегменты из стального углового профиля к рамам в местах крепления труб. Из них будут выходить стальные трубы до оси крепления сидения. Затем нужно прикрепить отрезки труб спереди и сзади, как показано на фото. Поперечные трубы нужны для крепления сидения и рулевых поручней. Они соединяются длинной поперечной трубой. Такая конструкция позволяет сверлить отверстия в профиле и трубах, находить оптимальное положение для частей рамы. Можно скреплять болтами, регулировать положение труб. Когда все отлажено, достаточно просто приварить болты, чтобы рама стала цельной.

Я оставил несколько креплений незаваренными, так что верхнюю раму можно было раскрутить и убрать как отдельный модульный блок, на случай если придется снимать гусеничный ход для ремонта.

Крепления вертикальных трубок к рамам велосипедов должны быть достаточно прочными, чтобы не сломаться под тяжестью ездока. Они также не должны касаться цепи или другими движущимися компонентами внутри гусеничного хода. Удобнее всего закрепить подседельную трубу рамы на пересечении горизонтальной балки и длинной поперечной трубы.

Шаг 4: Рулевой механизм





Наверное самый сложный момент в конструировании байка-снегохода — найти метод удобного рулевого управления, поскольку рулить придется большой массой, передвигая гусеничный ход большой площади.

Движение байка осложняется наличием тяжелого трака с сильным трением о землю, а также сочетанием трака с обычным передним колесом. И если утяжелить и усилить тем самым трение колеса о землю, это сделает байк еще более трудно управляемым. Байк очень тяжелый, так что не ждите от него покатушек с ветерком. Я решил использовать передние рамы с разобранных великов, чтобы сделать рулевой привод как можно более легковесным.

Я скомпоновал две головные трубки так, чтобы руль мог вращаться традиционным способом для изменения направления движения, а также на горизонтальной оси, чтобы можно было свободно поднимать и опускать переднее колесо. Такое управление позволяет перенаправлять вес с гусеничного хода на переднее колесо для лучшего контроля байка. Я продлил раму, добавив крепление для руля из двух стальных уголков (см.фото). Это отодвинуло переднее колесо от гусеничного хода, и байк стал более 2 м в длину.

Добавление длинных уголковых профилей, руля в стиле Ghost Rider позволяет лучше управлять байком, сидя сзади на сидении, и дает достаточно рычажной силы, чтобы приподымать байк (переднее колесо), сидя на нем. Такой нетрадиционный способ переноса массы при управлении требует привыкания, особенно на поворотах, но к этому можно приспособиться.

Шаг 5: Последние штрихи





В конце полезно пройтись по всей конструкции и усилить слабые места, чтобы никакие сварные соединения не сломались. В передней раме такая опасность наиболее вероятна из-за дополнительной нагрузки от руля и поднятия байка. Я также не провел трос тормоза к рулю и тормозил просто ногами. Я думаю, добавить ножной тормоз будет очень кстати.

Ну и в конце — какой же велосипед без диодной подсветки? Подсветка добавляет такому танчику красоты и делает его пригодным для езды в любое время дня и ночи, при любой погоде!

Источник

Оцените статью