- Мастер-класс по гжельской росписи, поэтапное рисование
- Основы технологии
- Поэтапное рисование
- Главные элементы
- Техника теневых мазков
- Гжель. Рисование тарелочки. Мастер-класс
- Гжельская роспись: как освоить технику и простые узоры?
- Гжельская роспись: основы технологии
- Как выполняются элементы гжельской росписи?
- Поэтапное рисование в технике теневых мазков
Мастер-класс по гжельской росписи, поэтапное рисование
Гжельская роспись — один из интересных видов русского искусства. С его помощью украшают огромное количество эксклюзивной посуды и сувениров. Использование в работе только двух цветов является характерной особенностью гжельской росписи. Поэтапное рисование происходит путём нанесения мазков различной формы и размеров. Работа эта не из простых, но при желании этому можно научиться. Расписанные своими руками изделия станут прекрасным украшение интерьера.
Основы технологии
Вся прелесть росписи под гжель достигается благодаря смешению двух цветов (белого и синего). Такая комбинация способствует образованию огромного количества оттенков, благодаря которым, роспись становится уникальной и неповторимой. Кроме этого, гжельской росписи характерны резкие цветовые переходы.
Иногда можно встретить как абсолютно белый цвет, так и тёмно-синий, переходящий в чёрный. Эти эффекты достигаются благодаря использованию разных кистей и смешению оттенков.
Главной сложность такой росписи для новичка является обучение правильности движений кистями. Очень важна не только толщина мазка, но и ширина слоя краски. Чёткость этих движений достигается методом проб и ошибок. Экспериментируя с различными параметрами, можно «набить руку» и отработать все базовые элементы. По мере овладения техникой гжельской росписи можно усложнять узоры и осваивать новые приёмы.
Анализируя рисунки и узоры, можно выделить главную цветовую особенность. Все используемые оттенки размещаются в строгой последовательности. Это плавный и равномерный переход от светлого центра изображения до тёмного края. По мере приближения к каёмке цвет становится более ярким, тёмным и насыщенным. Встречаются и противоположные варианты, когда центральная часть делается тёмной, а внешняя — белой.
Всем элементам этой росписи характерна плавность, округлость линий и мягкость цветовых переходов.
Поэтапное рисование
Этот вид искусства зародился в шестидесяти километрах от Москвы в деревне Гжель. Её жители славились умением делать сувениры и игрушки из глины. С ростом популярности таких изделий местные умельцы стали расписывать их и украшать различными рисунками и узорами. Именно они и прославили Гжель на всю страну.
Главные элементы
Внимательно рассматривая изделия, расписанные гжельской росписью, можно увидеть, что во всех работах повторяются одни и те же мазки, а также линии с цветочными узорами. Это объясняется тем, что большинство гжельских работ выполнены в орнаментной и природной тематике (листочки, цветы и другое).
Основные приёмы в такой росписи отличаются друг от друга направлениями линий, положением кисти, длиной её ворса. Базовыми движениями являются:
Ситчик. Для этого движения используется кисточка с удлинённым тонким ворсом, у которой активно используется только кончик. С помощью такой технологии мастера изображают мелкие детали орнамента. Для них характерен чистый цвет и очень редкое использование цветовых переходов.
- Китайский мазок. Этот приём является самым интересным, но наиболее сложным для исполнения. Это обусловлено тем, что на рабочую кисть наносятся сразу два цвета или один, но со стягиванием по ворсу. Рисование выполняется непрерывным движением кисти с постепенным уменьшением насыщенности. После этого, весь процесс повторяется заново.
- Мазок с тенью. Такой приём является разновидностью «китайского мазка». В нём также используется два цвета, которые одновременно наносятся на кисть. Единственным отличием является то, что синяя часть кисти делается более густой и толстой, а белая — тонкой. При рисовании ею образуется широкая синяя полоса, окружённая небольшим белым дополнением, которое немного рассеивает цвет.
Техника теневых мазков
Перед тем как делать сложные узоры, необходимо потренироваться на простых, и поэтапно рассмотреть роспись гжель и мастер-класс по её созданию. Для этих целей прекрасно подойдёт техника двойного мазка. Готовые элементы будут эффектно смотреться не только в общепринятых бело-голубых цветах, но и в любых других оттенках. Новичкам лучше брать простые фигуры, например, цветок, и тренироваться на них. Для того чтобы его нарисовать, понадобятся такие материалы и инструменты:
- акриловая краска стандартного цвета (белая и синяя);
- палитра для смешивания и получения нужного оттенка цвета;
- стакан с водой;
- лист плотной бумаги (для тренировки) или оформляемая поверхность (тарелка, игрушка, сувенир);
- плоские кисти разных размеров (желательно выбирать с таклоновым или беличьим ворсом).
После того как вы подготовили все необходимые материалы, можно продумать и нарисовать эскиз будущего рисунка. Новичкам следует начинать с отработки техники двойного мазка. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
На палитру кладётся немного синей и белой краски. Необходимо располагать их недалеко друг от друга.
- После этого они аккуратно стягиваются между собой до плавного смешения оттенков.
- Кисточка прикладывается к краске таким образом, чтобы синий цвет был у основания ворса, а белый — около края.
- Кисточкой делается несколько мягких движений по поверхности для того, чтобы оттушевать переход цвета.
- Первым делом следует научиться делать простой мазок. Для этого кисточка прикладывается к расписываемой поверхности и плавно проводится перпендикулярно расположению ворсинок. Таким образом, получится мазок без смешения оттенков. В процессе движения кистью следует контролировать нажим и делать его более или менее равномерным. Это необходимо для того, чтобы избежать прерывания цветовой линии.
- На следующем этапе делается искривление нарисованной линии. Для этого кисть прикладывается к поверхности так, чтобы она была сильно прижата у кончиков ворса.
- Линия ведётся в сторону и параллельно вращается вокруг своей оси на сто восемьдесят градусов.
- В конце оборотов давление на кисть смещается к основанию ворсинок, и повторяются все те же действия. В итоге образуется узор в виде волны.
- Далее, к узору добавляется угловатость. Для этого рисуется такая же волна, только в нижней части давление не переносится к основанию.
- Точно так же повторяется движение в обратном направлении. В итоге формируется лепесток, который используется для большинства цветков в гжельской росписи.
- Самыми сложными в технике теневого мазка являются капли. Они выполняются за счёт правильного поворота и расположения кисточки, а также быстрого снятия её с расписываемой поверхности. Для выполнения кисть ставится основанием в месте, где будет находиться центр капли.
- После этого кисть проворачивается вокруг своей оси и передвигается в нужную сторону. В это же время давление на предмет ослабевает и линия становится более тонкой.
- Когда она будет максимально тонкой, кисть резко снимается с поверхности.
- Те же самые действия выполняются и с другими каплями, которые должны быть расположены рядом с первой.
- В самом конце все нарисованные элементы собираются в единую композицию. Оба полукруга станут центром цветка, капли — обрамляющими лепестками, а линии — тычинками в серединке.
Совмещая все мелкие детали, можно нарисовать и другие изображения: гжель птицу, лошадку, или любое другое животное.
Такая роспись может быть использована для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Со временем они смогут совершенствовать свою технику и создавать целые рисунки гжельской росписью. Раскраска для детей поможет разрабатывать мелкую моторику и научить аккуратности.
Гжельская роспись — особый вид искусства, который доступен каждому желающему. Достаточно закупить недорогие материалы, набраться терпения и начать учится. Если вы не остановитесь перед трудностями, то в один прекрасный день вы сделаете настоящий шедевр, которым сможете гордиться.
Originally posted 2018-04-18 13:32:29.
Источник
Гжель. Рисование тарелочки. Мастер-класс
Aвдеева Светлана
Гжель. Рисование тарелочки. Мастер-класс
Предлагаю мастер — класс по ИЗО. Гжель. Рисование узору на бумажной тарелочке.
По моему просто и красиво преподнести детям этот вид народно — прикладного искусства.
Сначала на белой бумажной тарелочке просто рисуем круг голубого цвета.
Затем круговыми движениями сам цветок. Это будет центральный узор.
Закрашиваем сам цветок внутри всё той же голубой краской.
Прорисовываем листья и «оживку».
Затем сам цветок и листья внутри. Всё рисуется синей краской. Получается контраст цветов и оттенков.
По краям тарелочки рисуем окантовку, круговыми движениями, как радуга.
Ватными палочками рисуем «оживку» по краю тарелочки и в цветке.
Совсем не сложно,главное понять оттенки холодных цветов: голубого и синего, характерные особенности росписи, элементы. Желаю удачи и творческих успехов.
Мастер-класс «Пасхальные мотивы» (декупаж бумажной тарелочки) Скоро приближается праздник Святой Пасхи. И наверное многие задумываются, какие поделки можно сделать с детьми к празднику. При этом учитываем.
Источник
Гжельская роспись: как освоить технику и простые узоры?
Гжельская роспись воистину удивительна — всего 2 цвета, но любой узор, выполненный в данной технологии, обладает такой живостью и объемом, что трудно поверить в его природу. Мастера гжели даже из нескольких простых завитков создают настоящие шедевры, и к ним хочется приобщиться. В домашних условиях, без занятия с профессионалом, тоже можно освоить базовые моменты гжельской росписи и попробовать самостоятельно украсить любое керамическое изделие.
Гжельская роспись: основы технологии
Вся красота данного рисунка достигается через смешение 2-х цветов, что позволяет получить большое количество оттенков между чистым королевским синим и ослепительно-белым. При этом технология подразумевает как контрастные их переходы, так и растягивание через тушевку, и даже почти полное затемнение синего в черный. Все это осуществляется как сменой кистей, так и предварительным замешиванием оттенков, и даже их совмещением на ворсе одновременно.
- Сложность гжельской росписи — освоение движений кисти. Ширина и плотность мазка, толщина слоя краска на каждой из частей ворса, его направление — здесь нет незначительных нюансов. Поэтому всем новичкам требуется сначала отработать базовые элементы, где постепенно, ступенька за ступенькой подключаются новые и новые приемы.
- Значимую роль играет и «светотеневое пятно». Если провести анализ рисунков, выполненных по данной технологии, можно заметить, что оттенки располагаются в композиции согласно определенной закономерности. Это почти плавный переход от чистого, светлого пятна (являющегося центром рисунка), до темных каемок, к которым насыщенность и глубина цвета усиливаются. Вполне возможен и обратный вариант, когда мелкие детали по краям уходят в засвеченную дымку, а крупные центральные элементы, напротив, темные, густые.
При этом важно помнить, что элементам гжельской росписи всегда сопутствуют плавность, мягкость, округлость линий, легкость в переходах оттенков, даже если они имеют контрастный стык (в нем всегда будет легкая растяжка), мелкие детали по краю.
Как выполняются элементы гжельской росписи?
Если просмотреть картинки с гжельской росписью, можно заметить, что главными элементами, повторяющимися абсолютно в любых работах, являются мазки и линии, дополненные цветочными орнаментами. Это обуславливается тем, что «растительная» тематика является самым популярным направлением в данной технологии, наряду с «орнаментальной», которая необходима для оформления периферии.
В гжельской росписи существует несколько основных приемов, которые различаются положением кисти, рабочей длиной ее ворса, направлением движения. Из них базовыми считаются следующие:
- «Ситчик». Используется кисть с тонким длинным ворсом, у которого задействован только кончик. Обычно в такой технологии оформляются мелкие детали, являющиеся орнаментом того или иного элемента — завитки, волны и т.д.: базовые узоры гжельской росписи. При этом обычно в ход идет чистый цвет, без перехода между ними.
- «Китайский мазок». Наиболее интересный и наиболее сложный прием, при котором на кисть сразу набираются оба цвета, или 1, но со стягиванием по ворсу, и элементы выполняются неотрывно данной кистью, при этом насыщенность цвета на поверхности постепенно угасает. Затем вновь краска набирается, и опять по мере выведения элементов краски тускнеют, становясь мягче.
- «Мазок с тенью». По некоторым источникам — разновидность «китайки»: краска также набирается на общую кисть, предварительно подбирается правильная пропорция синего и белого, регулируется их толщина на ворсе. Движения кистью осуществляются так, чтобы синяя область всегда была густой, насыщенной, имела тень, а светлая окружала ее легким ореолом, рассеивая цвет.
Поэтапное рисование в технике теневых мазков
Этот прием называют техникой «двойного мазка» или «китайским мазком», и получившиеся элементы эффектно смотрятся не только в классической бело-голубой гамме, но в иных оттенках, а также при выведении фигур, не имеющих отношения к гжельской росписи. Чтобы выполнить такой несложный цветок, Вам понадобятся:
- акриловая краска синего и белого цветов (удобнее всего для тренировки);
- вода в стакане;
- палитра для смешивания;
- лист акварельной бумаги плотной или поверхность для рисования, которую нужно оформить;
- кисти разных размеров с беличьим или таклоновым ворсом, обязательно плоские, срез может быть как в форме лепестка, так и ровным или скошенным: от этого зависит лишь форма элемента, который Вы получите.
Рисунок начинается с отработки самого приема «двойного мазка»: понадобятся краски, кисть и палитра.
- Капнуть на палитру рядом друг с другом по порции белой и синей краски. Осторожно стянуть их края друг к другу, чтобы ввести оттенки друг в друга. Приложить кисть к каплям так, чтобы насыщенный темный синий оказался у основания ворса, самый чистый белый — у его края. Плоскостью кисти нужно сделать пару ласкающих движений по палитре, чтобы окончательно оттушевать переход между оттенками.
- Простой мазок выполняется через обычное укладывание плоскости кисти на поверхность и проведение ей перпендикулярно волосу. То естьмазок должен не смешивать цвета, как это было при оттушевке на ворсе, а выводить их параллельно. Следите за нажимом кисти, чтобы не оставались проплешины цвета.
- Получилось провести равномерную линию? Можно начать ее деформировать. Положите кисть так же плоско, но теперь перераспределите вес так, чтобы большая его часть оказалась у конца ворса, и осторожно поведите кисть в сторону, совершая ей легкое вращение на 180 градусов. Подходя к концу вращения, переместите вес к основанию ворса и повторите то же действие, но теперь относительно новой точки опоры. Должна получиться волна или уложенная на бок буква «S». Продолжая чередовать зоны с весом, выводите длинную мягкую волну.
- Когда этот узор будет освоен, к нему добавляется угловатость: сделайте восходящую волну, но опустившись в нижнюю точку, не переносите вес на др. зону — оставьте его там же, на краю ворса, и вновь выведите волну вверх. То же самое отдельно нужно будет повторить наоборот. Именно из таких элементов складываются лепестки большинства цветов в гжельской росписи.
- «Капли» в технике теневого мазка выполняются сложнее всего за счет особого положения и поворота кисти, а также необходимости быстро и изящно снять ее с листа или иной поверхности. Там, где будет «головка» капли, кисть ставится полным весом, зачастую — основанием ворса, затем проворачивается вокруг него и начинает тянуться в сторону. Одновременно с этим давление уменьшается, и линия сужается. Как только она достигнет минимальной толщины, ворс нужно снять с поверхности, позволив ему еще 0,5-1 мм пройти для максимально изящного обрыва.
- Когда одиночные «капли» будут освоены, пробуйте выполнять их друг рядом с другом: это будут боковые лепестки цветка.
- Последняя задача, которая ставится перед Вами при освоении теневого мазка, совместить все отработанные приемы в едином цветке. Верхний и нижний полукруг в качестве его центра, капли в качестве обрамляющих лепестков. И самые простые элементы — точки и линии — в сердцевине, для тычинок.
\
Читайте также:
Гжельская роспись — технология, доступная даже детям. Профессионалы рекомендуют начинать тренировки с простых «прописей», сделанных самостоятельно: распечатать одиночно базовые элементы, оставить рядом с ними контур и достаточное количество свободного места, и пытаться повторить. А когда следовать заготовкам больше не потребуется, пробовать выполнять те же узоры по отдельности и совместно друг с другом, чтобы постепенно дойти до полноценных рисунков.
Читайте другие интересные рубрики
Источник