Акустические системы Troels – Hi-End своими руками
Я не думал ничего хорошего, если слышал термин “самодельная акустика”, но мой недавний опыт действительно удивителен.
При желании можно найти в сети много конструкций акустических систем, проблема одна, вы не можете знать как они на самом деле звучат в сравнении с промышленными изделиями, и вы не можете верить в то, что о них написано, так как это лишь голословные утверждения заинтересованных лиц.
На прошлой неделе я был в гостях, где смог послушать самодельную акустику от Troels Gravesen.
Сначала я пропускал мимо ушей слова “самодельная акустика”, так как думал, что будет что то просто ужасное, так как остальной тракт был довольно невысокого уровня.
Прослушивание имело смысл,еще и потому, что я взял с собой два более чем знакомых по звучанию усилителя среднего и высокого класса – Sansui a607 (1986, 79.800 йен) и мощник Onkyo M-506R (цена в ретейле 1981 года 170.000 японских йен).
Колонки прослушанные мной построены на основе данных с сайта
http://www.troelsgravesen.dk
Вобщем то немного смысловой информации. Troels Gravesen – датский конструктор акустических систем высокого Hi-End класса. Он разрабатывает акустические системы класса Hi-End, т.е. подбирает динамики, рассчитывает корпуса и фильтры, и выкладывает в свободный доступ в интернет на счастье DIY-сообщества.
Троелс активно участвует в разных Hi-End выставках (например Мюнхенское Hi-End Show) со своими изделиями.
Готовые киты акустических систем Троелса вы можете купить у ряда зарубежных фирм или собрать самостоятельно покупая в различных магазинах. Как именно получает Троелс доход от своей деятельности – не суть важно, оплачивают ли ему какой то процент производители китов или он сам формирует такие киты.
Важно другое, насколько эти системы хороши.
Я недавно смог прослушать систему Троелса. Это довольно высокая модель Jenzen NEXT.
Акустика на динамиках Seas (Excel, CRESCENDO и тд). Динамики фирмой-производителем Seas отнесены к категории Ultra Hi-End.
Сами акустические системы довольно внушительного размера, они глубокие и достаточно широкие. Я слушал АС аналогичные тем, что на картинке выше, но с щелевым фазоинвертером:
Корпус был изготовлен самостоятельно и покрыт шпоном. Общий вид получился великолепный, вполне серийный. Хозяин акустических систем рассказал, что в основном проблема возникла в создании отверстий под динамики, так как распилить материал не составило труда – это выполняет любая распилка, но вот прорезать круглые отверстия все отказались, поэтому пришлось взяться за это дело самостоятельно и ручной фрезой выфрезировать. Результат получился отличный. Так же фреза очень помогла и в отрезке краев шпона, так как иначе получилось бы неровно и неидеально. Если будет возможность, я попрошу хозяина этих редких АС рассказать подробности, а пока воспринимайте этот материал, как введение.
При прослушивании акустических систем разработки Troels мне хватило пары секунд для оперделения класса звука.
Да, это действительно лютый Hi-End. Я слушал дома или у знакомых довольно дорогие, известные акустические системы с прекрасными отзывами, сами посмотрите – Diatone DS-3000 (520.000 йен в 1984 году), Klipsh Heresy 2, Tannoy Prestige и тд., но эти Troels Next – это совсем другой уровень, это звук намного выше классом.
Неудивительно, что, как рассказал мне владелец АС, когда он прослушивал в магазине акустику стоимость 150,000 руб не смог скрыть своего разочарования сказав – “Ну что же она у вас так плохо играет”, вызвав недоумение продавцов Hi-Fi магазина.
Во первых у NEXT очень много воздуха и пространства. Колонки вытягивают даже самых задохликовские компоненты на невероятный уровень, что уж говорить, что будет если к ним подключить хотя бы Onkyo 506 или выше?
Onkyo M-506R
В принципе все было против этих АС, источником выступал сд-проигрыватель Marantz 7004 и цап Teac UD-301, усилители меняли от Sansui 607 до Onkyo 506R. И уровень этих АС явно выше возможностей этих аппаратов. Но несмотря на это акустика подает очень натуральный и богатый звук, с полями из воздуха и просто дичайшим ультравысоким разрешением.
Представьте, что вы сидите у ручья и любуютесь сквозь кристально прозрачную воду на его песчаное дно покрытое водорослями. И вдруг вам показывают, что может быть еще намного прозрачнее, чем вы можете себе представить.
Что мне понравилось – это был первый матерчатый твитер, из всех которые я слышал ранее, который ничем не уступал металлическим.
Акустика с феноменальным звучанием, очень глубокий реальный Hi-End. Но у Троелса есть АС и более высокого класса.
Давайте посмотрим на начинку.
Начнем с динамиков и примерные цены на них.
SEAS Excel E0040-06 (T29CF002) Крещендо-20315 * 2 = 40630
SEAS Excel E0046-08S – 21165 * 2 = 42300
и НЧ динамик – примерно 25-30000*2
Со слов хозяина с доставкой и прочим у него вышло по затратам примерно 130.000 руб на динамики. Он специально выбрал именно динамики Seas, а не Скан Спик, так как ему нравятся именно Seas.
А теперь представьте что вам предлагают в магазине за брендовую акустику, которая в 100-150.000 руб уже содержит и кучу динамиков непонятного класса и дикую наценку за бренд, корпус и прочее. И теперь ощутите бездну в качестве по сравнению с той акустикой и акустикой от Troels.
Колонки по расчетам Troels
Но это еще не все. Troels, как опытный разработчик утверждает, что есть очень мало динамиков, которые могут обойтись простым фильтром (то что мы видим в брендовой акустике – пара конденсаторов, резисторов и катушечка). И конструкции с простым фильтром у Троелса есть, но динамики, способные хорошо работать с такими фильтрами очень дорогие. А то, что вы наблюдаете в брендовой акустике – это очень большой финансовый компромисс на базе дерьмовых динамиков и не более.
Колонки по расчетам Troels
Поэтому в основном конструкции у Троелса содержат очень навороченые крососверы (фильтры) которые исправляют все недостатки динамиков выводя акустическую систему в лигу Ultra Hi-End.
Оцените размер кросоверов на полу
Так вот фильтры в троелсовских АС – это не ерунда по финансовым затратам, он предлагает и простые варианты и лучшие. В лучших вариантах стоимость деталей для кросовера начинается от 5000-6000 долларов.
Этот кросовер огромен
Владелец прослушиваемой мной акустической системы Next, сказал, что кросовер у него вышел дороже всего набора динамиков и при этом он пытался схитрить, поставить катушки попроще, не с металлическим сердечником и тд, но звук сразу деградировал и было ясно, что нужно хотя бы предерживаться минималистичной спецификации от Троелса по деталям.
Все честно, без подвоха, хочется лучше, нужно вложится больше.
Так же вы возможно недоумеваете, когда слышите какие затраты нужны на кросовер, но я думаю многие под словом кросовер понимают обычного размера конденсаторы.
А вы просто представьте горку конденсаторов, каждый размером с кулак, катушки размером с хороший тороидальный трансформатор и тогда вам станет ясно, что таких деталей многие никогда в жизни просто не видели. Это компоненты из другой Вселенной.
В итоге я могу только предположить, что даже с учетом местами самостоятельного изготовления корпуса и пайки кросовера своими руками, стоимость прослушанных мной АС NEXT была примерно 300.000 руб. Это себестоимость деталей. Как вы думаете сколько будут стоить аналогичные брендовые АС. Я врятли ошибусь назвав их ценник 1,5-2 миллиона рублей. Хотя я излишне скромен в оценка, вот например WILSON AUDIO Alexia ценой в 4,5 миллиона рублей ничего не напоминает?
WILSON AUDIO Alexia
Discovery 4 by Troels
Т.е. действительно получается реально стать владельцем акустики экстрауровня. И это не миллионы, а хотя и очень высокие, но достижимые расходы. Возможно постепенно, сперва вы покупаете динамики, через год-два кросовер, потом корпус и тд. Но если есть желание – вы это можете сделать. На самом деле можете. Владелец этих АС не обладал никакими особыми навыками, но у него было очень большое желание и он просто следовал подробным инструкциям на сайте Троелса.
Меня звучание этих АС действительно впечатлило. Я был бы рад собрать такие, но видя диапазон расходов, я понимаю, что мне это пока не по зубам, хотя это движение к хорошей акустике я начну выставив на продажу свои очень воздушные JBL 4312B MK II Control Monitor.
У Троелса есть и небольшие полочники так же Hi-End уровня. Да там один твитер в них стоит 26000 руб, т.е. для пары только твитеры тянут на 52000.
Троелс пишет, что ему жалко видеть, как люди слушают всякое барахло и поэтому он специально рассчитал недорогие АС с действительно хорошим звучанием Discovery 12W:
Т.е. главный вопрос – могут ли быть АС изготовленные самостоятельно очень хороши, класса Hi-End, как видите ответ – могут, если вы следуете рекомендациям известного разработчика Ultra Hi-End. И сомнения – насколько хорошо звучат эти конструкции тоже не стоит, прослушанная модель Next звучит невероятно даже на простой аппаратуре, а в более высоком тракте начинает играть новыми гранями поражая тембральной глубиной.
Я думаю это не последний материал по данной теме, если вам есть что сказать – делитесь информацией и впечатлениями на нашем форуме.
10 Комментарии
А я недавно послушал вот такие: http://www.hiend-audio.pro/showthread.php?t=577
Владелец описывает в теме свои ощущения, я повторять не буду.
теперь не знаю как расслышать это обратно)))
мои представления о звукопередачи перевернулись с ног на голову, как говориться…. Это что-то.
Где взять 250 т.р., больше ничего в голову не приходит (((
А, щиты новосибирские. У Троелса тоже есть щиты. Тут каждый может выбрать конструкцию по душе. Тут вопрос не у кого, что лучше, а то, что есть хороший звук и там и тут, и это радует.
эти щиты с Твери, так вроде. Я бы не против найти вариант щита в более разумный бюджет с тем же качеством звука, но как?
Источник
Hi-End акустика своими руками, или как сделать хорошие колонки
Посвящается тем, у кого есть свободное время
Открываем популярный журнал про хороший звук и с удовольствием смотрим на изящные образы (если не сказать образА) акустических систем, а посмотреть есть на что. Мощные башни ощетинились во все стороны динамиками, блестят своими лакированными боками, давят паркет острыми шипами и вообще вызывают чувство глубокого уважения. Похоже, у них есть только один недостаток – это, конечно, цена. Возникает вполне логичный вопрос, а что если сделать копию какого-либо монстра самому? Купить динамик несложно, собрать корпус, пускай и не такой красивый – тоже, катушки и конденсаторы можно отечественные, аккуратно спаять 3 детали – и вовсе задача для ученика 10-го класса школы.
С учетом количества готовых модулей, которые предлагает Ebay, сделать хороший усилитель не намного сложнее. Чего там только нет: коммутация, защита АС, платы класса A-AB-D, регуляторы громкости на любой вкус, красивые корпуса, сделанные специально для аудио, ручки, ножки и трансформаторы – знай только соединяй. В следующей статье мы обязательно расскажем, как собрать свой усилитель, который не уступит большинству «брендовых» образцов стоимостью до 60-70 тысяч рублей.
Возможно, далее в тексте вы встретите незнакомые слова. К счастью, нам пришел на помощь неизвестный аудиофил и оставил ссылку на свой личный архив информации по акустике и усилителям, там есть реально ВСЕ и даже и больше, настоятельно рекомендуем к ознакомлению.
Из чего делать? Фанера, МДФ, ДСП, пластик, массив.
Мир видел много странных акустических конструкций, например, из бетона или шлакоблока. Все же самыми «востребованными» остаются вышеперечисленные пиломатериалы на основе древесины. Попробуем понять, какой из них «правильнее». Базовое правило – вне зависимости от выбранного материала не экономьте на его качестве, то есть цене.
Первым идет король современной Hi-Fi и Hi-End индустрии – МДФ, из него сделано подавляющее большинство колонок, как дорогих, так и дешевых. Причина проста – невысокая стоимость, удобство обработки и отделки, в том числе варианты с готовым шпоном, отсутствие ярких резонансов. При грамотном проектировании получение оптимального результата гарантировано. Рекомендуем к применению, больше сказать нечего.
Пластик – понятие очень растяжимое, его «авторитет» значительно подточен дешевыми китайскими подделками, хотя преимуществ у него не меньше, чем у любого другого материала. Проблему недоступной для любителя возможности отливать свои заготовки из желаемого материала – проходим мимо.
Хорошим материалом для изготовления корпуса акустической системы может служить ДСП. Пожалуй, главный его недостаток – множество проблем с отделкой, не важно, что вы решите: красить, шпонировать или обтягивать. У ДСП есть огромный плюс: если нужно сделать быстро и очень дешево, то можно использовать заводскую ламинированную плиту (ЛДСП). Добиться в таком случае высокой эстетики вряд ли получится, но цена и скорость оставят далеко позади всех остальных претендентов. Если сравнивать резонансные свойства материалов в разрезе пригодности для колонок – ДСП занимает первое место, хотя разница по сравнению с МДФ невелика.
Капризная, но неизменно желанная «матерыми аудиофилами» госпожа фанера. Фанера бывает нескольких видов – березовая, хвойная, ольховая, ламинированная. Почему капризная? Любую фанеру «ведет», то есть при высыхании лист изменяет свою геометрию, при пилении часто появляются сколы. Также это не самый простой для отделки материал, если вы хотите получить «глухой» матовый цвет без проступающих граней, текстуры, ребер. Причина для того, чтобы терпеть эти мучения, довольно спорная: по мнению «бывалых» только фанера дает то самое живое дыхание, которое «убивают» ДСП и МДФ. Наиболее мне непонятно желание сделать себе корпус из «живой» фанеры и «убить» ее слоями шпаклевки, грунта, краски, лака в попытке скрыть «страшные» стыки с прожилками (слоями фанеры), которые днем и ночью смотрят с немым укором на своего владельца. Куда предпочтительнее варианты специальной пропитки, хотя бы тем же «датским маслом», не так уж страшны эти темные «полосочки» на ребрах корпуса…
Что за нищебродство этот ДСП-МДФ? Может сразу из цельного дуба, да потолще!? Не спешите вставлять динамик в первое увиденное дупло. Вопреки ожиданиям массив древесины ценных пород не обогащает звук пропорционально вложенным деньгам, более того, даже требует дополнительного демпфирования по сравнению с более дешевыми материалами. Хотя его несомненные плюсы – это удобство отделки: если акустика собрана аккуратно, довести ее до симпатичного эко-вида не составит большого труда. Вместо увеличения толщины рекомендуется добавить (приклеить) с обратной стороны еще один лист менее резонансного материала, например, того же МДФ, сделать «сэндвич». Наиболее удачный вариант применения массива – это акустика типа «щит», где требуется красивая и тяжелая передняя панель.
Экзотика. Часто выбор обусловлен тем, что есть под руками. Подобно тому, как птица может виртуозно вплести в гнездо всякий мусор, так и меломан тащит все, что плохо лежит. Можно найти на просторах сети идеи, воплощенные из сантехнических труб, искусственного камня, папье-маше, футляров и корпусов от музыкальных инструментов, примитивных строительных материалов, товаров IKEA, и.т.д., и.т.п.
Куда вставлять динамик?
Основную задачу акустического оформления можно сформулировать простым языком приблизительно так: максимально отделить колебания, излучаемые передней стороной диффузора динамика, от тех же противофазных колебаний, излучаемых задней стороной диффузора. Идеальным акустическим оформлением с точки зрения учебника считается бесконечный экран, такой невероятно огромный щит, в который установлен динамик. Понятное дело, слова «невероятно огромный» не подходят ни к нашему жилищу, ни к заработной плате, так что инженеры стали искать способ «свернуть» этот экран с минимально негативными последствиями для звука. Так получилось все многообразие вариантов, некоторые снискали себе наиболее обширную славу в интернете, их мы и рассмотрим в данной статье.
Просто динамик или корпус без корпуса
Тяжело себе представить, что есть такой вид «акустики», но, листая ленту фотографий в pinterest по теме аудио, все чаще натыкаюсь на грозди 12-ти дюймовых динамиков, которые собраны вместе без всякого оформления и явно представляют собой законченный агрегат. Наверное, замысел автора пронизан следующей логикой: любой корпус портит звук, лучше акустическое короткое замыкание, чем деревянные оковы, но чтобы был хоть какой-то «низ», надо взять динамики с максимальной площадью диффузора, на которые только хватит денег. Если это ваш путь – без комментариев.
Щит и «широкополосник»
Говорят, те, кто попробовал лампу, широкополосный динамик и открытое оформление, никогда уже не возвращаются к традиционному, транзисторно-резиновому образу жизни. Описывать свойства щита занятие не благодарное, вся необходимая информация есть в архиве, а для самых ленивых – и на youtube, где подробно объясняют, что это за зверь и с чем его едят, например:
Наибольший плюс такой конструкции – простота изготовления. Нужен лист любимого материала и лобзик. Самый главный критерий, который будет влиять на итоговое качество звука – стоимость установленной динамической головки. Неутихающую народную славу снискал себе динамик 4а32, даже такие гранды, как fostex, sonido, supravox, sica или сам visaton B200, остались далеко позади. Поговорка «размер имеет значение» – вот лучшая математическая формула для щита (чем больше – тем лучше). Далее идут вариации щита, например щит, со свернутыми боковыми стенками, щит, у которого низкочастотный модуль сделан в виде ящика с фазоинвертором, и.т.п. Фирменная особенность звука – «воздушное» звучание с минимумом резонансов, при этом сравнительно высокое звуковое давление.
ПАС – панель акустического сопротивления
Что если попытаться скрестить щит и закрытый ящик? Получится ящик с задней стенкой, в которой сделано множество отверстий. Количество отверстий, их суммарная площадь в сочетании с объемом ящика будет определять степень демпфирования (сопротивления), уровень низких частот (чем меньше «дырок» – тем больше баса, но и больше «бубнежа»). Количество подбирается экспериментально, по вкусу.
Линейный массив излучателей, групповой излучатель (ГИ)
На самом деле, такой подвид акустики касается больше динамиков, нежели конструкции самого корпуса. Думаю, вы уже видели колонки, каждая из которых состоит из большого количества одинаковых маленьких-маленьких динамиков, ну или не очень маленьких, кому как позволяет бюджет и жилое пространство:
По электрической схеме, головки включены последовательно, то есть «плюс» предыдущего подсоединен к «минусу» последующего, возможно комбинирование последовательно-параллельного соединения. Количество динамиков, собственно, тоже ограничивается только деньгами, здравый смысл, как правило, к этому моменту уже бесследно пропадает. Не подумайте обо мне ничего плохого, я пробовал такое извращение, мне даже понравилось, если есть возможность, настоятельно рекомендую собрать себе подобную конструкцию хотя бы ради интереса. Опять же, бюджет сего безобразия не очень велик, как правило, применяются отечественные динамики в хорошем состоянии, 5гдш, 8гдш, 4гд-8е, и.т.п.
Акустическое оформление – тот же щит или закрытый ящик, желательно хитрой формы, например треугольной. Одна из проблем, с которой предстоит столкнуться – высокое суммарное сопротивление, не всякий усилитель раскроет потенциал «массива». Серийные образцы, выпускаемые фабрично, имеют более сложные решения, динамики часто собираются в хитрые модули, добавляются фильтры.
Фазоинвертор, bass reflex port, резонатор Гельмгольца, он же ящик с «трубой»
Вот он – самый популярный вариант акустического оформления. Массовым становится самое выгодное по соотношению цена\получаемый результат, наш случай не исключение для данного правила. Для тех, кто не скачал архив неизвестного аудиофила, объясняем на пальцах. В трубе фазоинвертора есть некоторый объем воздуха, который зависит от его длины, он же «связан» с воздухом, который содержится внутри колонки. При удачной настройке длины трубы (не будем сходу погружаться в теорию) удается добиться более уверенного воспроизведения низких частот, чем просто в закрытом ящике. Если еще проще – с фазоинвертором получается глубокий бас. Для более углубленного понимания вот ролик с уже полюбившегося нам канала:
Хоть данный вид акустики и популярен, он далеко не так прост в изготовлении, одно тянет за другое. Динамики, которые подходят для такого оформления, называются «компрессионными», чаще всего имеют резиновый подвес и полосу частот, которая требует установки высокочастотного звена, твиттера или пищалки, то есть добавляется электрический фильтр. Выбор оптимального объема корпуса, его геометрии, точная настройка длины трубы имеют большое значение и не всегда соответствуют расчетным величинам. Ситуацию облегчает наличие в сети массы проектов, где авторы уже прошли тернистый путь и предлагают поэтапные инструкции с подробным описанием что, как, из чего надо делать. Впрочем, всегда находятся энтузиасты, которых не устраивает «готовое» и хватает упорства пройти своей дорогой. Недостатки фазоинвертора – «бубнеж» и «задавленная середина». Первое решается тщательным подбором формы, диаметра, материала и длины трубы; второе – добавлением отдельного среднечастотного звена. Верный путь к трехполосной акустике.
Обратный рупор TQWP и другие лабиринты судьбы
Чего только не придумали люди, чтобы усложнить путь колебаниям, идущим от обратной стороны динамика… Пожалуй, более всех отличилась фирма B&W со своими Nautilus, хоть памятник ставь этой морской раковине-мутанту. Но это гранды, а все, что можем мы, обычные аудиофилы, так это вспомнить свои ночные кошмары и поставить внутри прямоугольного ящика дощечки с гвоздями так, чтобы этому поганому звуку мало не показалось. Если серьезно – есть такие динамики, к которым оформление типа «фазоинвертор» не подходит, а щит не дает желаемого количества баса, от вида же сабвуфера что-то сжимается в животе. Тогда на помощь приходит обратный рупор или более сложный вариант – лабиринт. Для тех, кому интересно, как это работает, желаем приятного просмотра
Кто-то может возразить: обратный рупор – это не совсем лабиринт, отчасти мы можем согласиться, но что более достоверно – он ближе к лабиринтам, чем классический рупор:
Он напоминает о старом граммофоне. Как можно догадаться из названия, обратный рупор или лабиринт – далеко не самый простой вид акустического оформления, он требует хорошего понимания теории, точного расчета или хотя бы соблюдения заводских рекомендаций. Например, крупные фирмы-производители широкополосных динамиков, как правило, приводят в документации к своим динамикам пару вариантов чертежей корпуса.
Онкен, закрытый ящик (ЗЯ), рупор, пассивный излучатель и другие
Наше повествование идет по следам народной популярности, а это довольно узкий список. Закрытый ящик почти всегда бубнит, под онкен тяжело подобрать динамик, рупор велик по размерам, сложен в изготовлении и расчете, пассивный излучатель неплохо работает, но в конструкциях любителей почему-то не прижился. Наверное, можно найти еще несколько редких видов или подвидов оформления, которые здесь не упомянули, что поделать, всего не охватишь.
Демпфирование, «набивка», «заглушка»
Корпуса готовы, что с ними делать дальше? Правильно, демпфировать. Можно разделить демпфирование на два вида: вибропоглощение и звукопоглощение. Для вибропоглощения хорошо подходят автомобильные материалы, мастики и специальные листы с клейким слоем, предпочтительней последнее. Со звукопоглощением наблюдается разброд и шатание, кому-то нравится войлок, кому-то шерсть, ватин, синтепон, прочее. Ответ достаточно прост – для разного эффекта, в зависимости от типа корпуса и частоты, которую хочется подавить, будет зависеть выбор материала. Заполнение звукопоглощающим материалом корпуса увеличивает его виртуальный объем, однако определить универсальную норму, на мой взгляд, невозможно.
Настройка кроссовера (разделительного фильтра)
Вы решили делать многополосную акустику. Нужен ли измерительный микрофон? Если это разовый проект, то нет, не нужен, достаточно иметь тестовую подборку треков и некоторый опыт для понимания, какое звучание можно назвать более правильным. Просто придется дольше перебирать детали пассивного фильтра, слушать и сравнивать, но в итоге результат будет именно такой, который нужен вашим ушам, помещению. Чуть легче дело обстоит с активными кроссоверами. Раньше их приходилось делать самостоятельно, травить и разводить платы, паять, очень муторный процесс, особенно если схема имеет приличную крутизну среза и регулировки, для трехполосной акустики – просто дикая штука. Благо сегодня достаточно просто зайти на ebay и выбрать вариант себе по карману, хочешь на операционниках, хочешь на DSP. Регулировать частоту, а иногда и крутизну среза (в особо редких случаях фазу), можно плавно хоть каждый день.
Финал
Иногда мне кажется, что ситуация в мире аудио напоминает легенду о Вавилонской башне. Когда-то, в далекие времена, когда нога Van Den Hul’a еще не ступала на землю, люди строили вместе один комплект домашнего стерео. Большие-большие колонки, не менее большой усилитель, а к ним тянулись толстые-толстые кабели. Увидел это некто свыше и ужаснулся – ну и дичь, хоть бы книжки почитали какие… Суровая кара постигла незадачливых аудиофилов, с тех пор они спорят до хрипоты, но так и не могут договориться, как надо делать колонки-усилители, вот каждый и делает свои, как может.
Источник