Идею бога своими руками

Божественные идеи

Боже́ственные иде́и – состав­лен­ные Богом образы миро­зда­ния, согласно кото­рым Он творит, про­мыш­ляет о Своём тво­ре­нии и осу­ществ­ляет над ним, когда нужно, пра­вед­ный суд.

В свя­то­оте­че­ском бого­сло­вии Боже­ствен­ные идеи при­нято назы­вать веч­ными мыс­лями Бога, про­об­ра­зами, пер­во­об­ра­зами, образ­цами, замыс­лами и сущ­ност­ными смыс­лами (логос­ами) всех твар­ных вещей.

По слову св. Мак­сима Испо­вед­ника, Боже­ствен­ные идеи являют собой «само­со­вер­шен­ные и вечные мысли веч­ного Бога». Следуя св. Дио­ни­сию Аре­о­па­гиту, Боже­ствен­ные идеи суть образцы твар­ного миро­зда­ния, пред­су­ще­ству­ю­щие в Боже­ствен­ном Уме логосы сущих. Они есть Боже­ствен­ные формы и замыслы всех твар­ных существ, «благие изво­ле­ния, опре­де­ли­тель­ные и твор­че­ские для всего суще­ству­ю­щего, согласно кото­рым Сверх­су­щий и про­из­вел всё сущее». «Все от Бога имеет свое бытие и суще­ство­ва­ние, и все прежде бытия нахо­дится в Его твор­че­ском Уме, – учит св. Симеон Новый Бого­слов, – пер­во­об­разы всех вещей нахо­дятся там внутри».

Созер­цая Себя в веч­но­сти, Бог рас­смат­ри­вал в Своих пред­став­ле­ниях образы миро­зда­ния. При этом само миро­зда­ние для бес­ко­неч­ного Бога было насто­я­щим. «У Бога – всё пред очами, и что будет, и что было» (св. Гри­го­рий Бого­слов). «Бог созер­цал все прежде тво­ре­ния, мысля вне вре­мени», – гово­рит св. Иоанн Дамас­кин. Боже­ствен­ные идеи обра­зо­вали пред­веч­ный и неиз­мен­ный совет Бога о мире. Образ каж­дого суще­ства пред­на­чер­тан на этом Боже­ствен­ном совете.

Боже­ствен­ные идеи о твар­ном мире не появ­ля­ются с необ­хо­ди­мо­стью. Они – про­яв­ле­ние Боже­ствен­ной любви. Напом­ним, что в Своем вечном бла­жен­стве Бог совер­шенно само­до­ста­то­чен. По слову св. Гри­го­рия Бого­слова, Его бес­ко­неч­ное насто­я­щее – это не время, а веч­ность. Пре­бы­вая в «непо­движ­ном сиянии веч­но­сти», Он состав­ляет образы миро­зда­ния только по Своей бла­го­сти, в совер­шен­ной сво­боде. Бытие измыш­ля­е­мого Им мира не дает Его бла­жен­ной жизни ничего нового, не обо­га­щает бес­пре­дель­ную пол­ноту Его совер­шенств. Он творит мир исклю­чи­тельно «от без­услов­ного избытка своих щедрот» (прот. Г. В. Фло­ров­ский).

Творя мир, Бог не пере­стает забо­титься о Нем. Помимо твор­че­ской дея­тель­но­сти Он обла­дает дея­тель­но­стью про­мыс­ли­тель­ной, а также пред­на­зна­чает конеч­ный суд создан­ным Им разум­ным тво­ре­ниям. Твор­че­ские идеи Бога или логосы тво­ре­ния есть основ­ные начала и законы есте­ства, кото­рые охва­ты­вают весь чув­ствен­ный и умо­по­сти­га­е­мый мир. Но Бог также состав­ляет логосы про­мысла и суда, в кото­рых заклю­чена вся жизнь, судьбы и конеч­ные цели мира. Исто­ри­че­ское суще­ство­ва­ние чело­века пред­на­чер­тано в про­мыс­ли­тель­ных идеях Бога, а его посмерт­ное бытие и суще­ство­ва­ние после Вто­рого при­ше­ствия и вос­кре­се­ния в логосах суда.

Логосы про­мысла и суда нераз­дельны в высшем пред­на­зна­че­нии чело­века, к кото­рому он идет в исто­рии. Таким пред­на­зна­че­нием явля­ется обо­же­ние чело­века, а через него и всего твар­ного мира. Именно поэтому в идеях про­мысла и суда пред­на­чер­тано Бого­во­пло­ще­ние и искуп­ле­ние, учре­ждено спа­се­ние чело­века и его судьба в веч­но­сти, от кото­рой зави­сят судьбы всего мира. При этом Боже­ствен­ные пред­на­чер­та­ния не лишают чело­века сво­боды. В пред­веч­ном Боже­ствен­ном совете чело­веку ука­зано быть сво­бод­ными, поскольку только в сво­боде чело­век может осу­ще­ствить идею обо­же­ния, соеди­ниться с высо­чайше сво­бод­ным Суще­ством – Богом.

Источник

Как создать бога в домашних условиях?

К сожалению, в современной науке проблема синтеза Бога окончательна не решена. Более того, технология производства Бога натолкнулась на существенные проблемы, которые не позволяют реализовать Бога в полном объёме. Вкратце проблемы эти следующие:

1) Непонятно, как совместить всеведение Бога со свободой воли каждой отдельной личности. Поскольку всеведение эквивалентно строгой предопределённости событий в будущем, оно не оставляет отдельной личности свободного выбора.

2) Непонятно, как сделать Бога вечным, то есть существующим в любой наперёд заданный момент времени в прошлом.

3) Непонятно, как сделать Бога живым, поскольку жизнь предполагает рождение, борьбу за существование и смерть, а Бог по определению бессмертен.

Читайте также:  Как декорировать джинсы своими руками

4) Непонятно, как совместить разумность Бога и его всемогущество. Поскольку разум – это постановка цели и её оптимальное достижение, а у всемогущего существа не может быть целей, так как все возможные цели им по определению достигнуты.

5) Непонятно, как совместить всемогущество Бога с актом сотворения им Вселенной, поскольку (см. п. 4) сотворение Вселенной предполагает некоторое целенаправленное действие, а у всемогущего существа не может быть целей.

Резюме: в нынешнем состоянии теории синтеза Бога мы сожем создавать только квази-Богов, которые, в отличие от истинного Бога:

а) Не являются вечными;
б) Не являются всемогущими;
в) Не являются всеведующими (что эквивалентно п. б) .
г) Не являются либо живыми, либо бессмертными.

Источник

Как придумать бога

На сей раз речь пойдет об одном из моих любимых тезисов: люди не могут придумать нового бога.

Когда Владимир Пропп начал изучать волшебные сказки, он был сильно озадачен тем, что все они оказались вариациями на тему одного-единственного сюжета: посвящения героя-шамана и его приключений в потустороннем мире духов.

Естественно, у каждого народа и каждой эпохи были свои излюбленные персонажи. Но любой человек, зверь или предмет мог попасть в сказку только в качестве исполнителя стандартной функции. А раз так, то он и получал свойства, нужные для исполнения этой функции. Делался своего рода маской, под которой скрывалась одна из сюжетных сил.

Так вот, с богами происходит почти то же самое.

Бог может начаться с чего угодно. С предмета домашнего обихода. С природного явления, вроде грозы или наводнения. С достопримечательности пейзажа, такой как река, гора или старейшее дерево в лесу. С животного или человека. Даже с абстрактного понятия или качества – скажем, любви или мужества.

Главное, чтобы однажды люди осознали, что этот «зародыш» – нечто большее, чем кажется взгляду. Что он – олицетворение некой силы, способной действовать на благо или во вред.

Эта сила – настоящий главный герой традиционных религий. Боги, духи, демоны – что-то вроде ее сгустков, фокусных точек, где она накапливается, обретая цвет и форму. Все, что можно как-то назвать и представить, может стать такой фокусной точкой для божественной силы.

Казалось бы, такой подход должен привести к невероятному разнообразию богов. И на первый взгляд кажется, что так и есть. Но уже на второй видно, что все это разнообразие такое же мнимое, как и пестрота волшебных сказок.

Тот, кто попал в боги, быстро лишается всего индивидуального, делается носителем функции. И чем больше людей ему молится, чем больше святилищ возводят в его честь, тем быстрее это происходит. Мелкий божок, которому поклоняется одно крохотное племя, может столетиями оставаться почти тем, с чего начинался – духом местной горы, предком рода или покровителем рыбного промысла. Но тот, кому служат жители огромной страны, становится неузнаваемым уже лет через двадцать.

Начальные образы различаются. Но конечные – те, к которым приходят боги в пределе этого процесса – на удивление похожи. Когда кто-то или что-то становится богом, всегда оказывается, что этого же бога уже почитали раньше под другим именем и в другом облике.

Напрашивается мысль, что кто-нибудь мог бы повторить достижение Проппа в религиоведении – составить универсальный пантеон. Это были бы в каком-то смысле «истинные боги человечества» – те, к которым люди всегда приходят, с чего бы ни начинали.

Однако такой исследователь оказался бы перед сложной проблемой. Это в сказке функции четко разделены, но даже там их может выполнять один и тот же персонаж. А боги больше похожи не на иконостас, а на радугу. Понятно, что любой цвет находится где-то там. Но никто не может сказать, сколько их всего, и где заканчивается один цвет и начинается другой.

Читайте также:  Декоративный мольберт своими руками

Боги порой так сливаются друг с другом, что ни их поклонники, ни даже специалисты-религиоведы не могут определить, то ли перед ними уже другое божество, то ли другое наименование уже известного. Ясно, что Зевс – это не Гефест, но вот определить грань между Афродитой, Артемидой, Дианой и Гекатой не под силу никому. Например, принято считать, что Артемида и Диана – одно и то же. Хотя по мифам Артемида – девственница и сестра солнечного Аполлона. А Диана, известная так же как Диона – сестра-жена-мать бога Диануса, он же Янус, он же Дионис.

Тем не менее, кое-что об этом универсальном пантеоне все же можно сказать. И потому я хочу предложить вам интересную игру: начав с любого образа, в котором можно заподозрить божественность, перейти к тому «истинному богу», маской которого этот образ мог бы быть. Сознательным усилием за несколько минут проделать то, на что истории требуются десятилетия и века.

Бог определяется двумя «координатами» – волей и представлением, почти по сумрачному германскому философу Шопенгауэру.

Воля – это специализация божества. Не бывает «просто бога», как не бывает «просто цвета». Бог – всегда бог чего-то. Именно в этом у него следует просить помощи, потому что только в этом он и может помочь.

Иногда последователи говорят, что их бог всемогущ. Но даже у всемогущего бога есть что, чего он никогда не станет делать. Так, от противного, можно понять его специализацию.

Ну а представление – это видимая часть божества, самое полное и ясное выражение его воли. Не нужно, кстати, путать представление и священные изображения. Внешность бога вторична, первично его занятие в мире. Скажем, бог конфликтов и раздоров лучше всего изображается в виде войны, боя насмерть. А война, в свою очередь, символизируется мечом – оружием, в отличие от копья, лука или топора, пригодным только для битвы.

Опять-таки, кто-то может сказать, что его бог вездесущ, трансцендентен, чужд миру и не имеет в нем видимых воплощений. Но такой бог не смог бы – или, что то же самое, не захотел бы – ничего делать в мире. А даже Ишвара йогов имеет волю – он помогает людям достичь освобождения. Если у бога есть воля, то обязательно есть и представление.

Для примера давайте разберем таким способом двух богов – одного реального, которому в действительности поклонялись люди, а другого вымышленного.

Первым будет Гермес. Он был когда-то мелким духом, покровителем пастухов, богом дороги. Каждый пастух – немного странник, особенно если он живет в горах, где каждый год приходится весной кочевать с овцами на верхние пастбища, а осенью возвращаться обратно. Так что Гермесу молились об удаче и помощи в пути.

Но разве одни только пастухи и путешественники находятся ни там, ни тут – в промежутке между тем и этим? Бог переходов и странствий может помочь в любом переходе и в любых поисках.

Так Гермес стал богом переходов, поисков и удачи. Обитателем границы, вечным посредником между устойчивыми мирами. Его святилища стояли на перекрестках дорог и границах участков.

Ему молились торговцы – во-первых, они тоже постоянно странствовали и полагались на удачу, а во-вторых, что такое экономика, как не постоянный переход ценностей из рук в руки? Ему молились и воры – они тоже в каком-то смысле занимаются перемещением ценностей.

Он приносил людям вести от богов. Он помогал ищущим посвящения, которым предстояло побывать в ином мире и вернуться оттуда преображенными. Он сопровождал и защищал людей в их последнем переходе в царство теней.

Читайте также:  Заточка коньков фигурных своими руками

Неудивительно, что он получил и некоторые черты трикстера, став богом лжецов – ложь, которой поверили, как бы стоит между выдумкой и реальностью. Но Гермесу молились и сказители, и изобретатели – те, кто создает выдумки и воплощает их в жизнь.

А теперь второй пример, уже полностью вымышленный. Это будет Ктулху.

Вообще-то он в оригинале вовсе не бог, а верховный жрец. Так что пример показателен именно в том, как выдающаяся личность может стать божеством.

Начнем, естественно, с проявления. Что есть царство Ктулху и наилучшее выражение его воли? Нет, не море. Вода, наоборот, враждебна ему. Пока его город был скрыт под волнами, Ктулху не мог посылать людям сны.

Сны. Это уже ближе. Его проявление в мире – это сновидения. Но не любые. Те, что навеяны им, описываются как кошмары, но если подумать, ничего ужасного в них нет. Ктулху искренне и щедро делится воспоминаниями – он видит мир таким, каким его помнит сам. Просто помнит он его настолько древним и чуждым человеческому роду, что не любой разум способен это вместить.

Чего хочет Ктулху? В какую сторону он толкает людей своими видениями? Он хочет, чтобы все, кто сумел во сне повстречаться с ним, стали такими, как он – древними, могущественными, свободными от человеческих понятий добра и зла. Примитивные последователи понимают это как призыв к оргиям насилия и вседозволенности, но, как легко заметить, во снах ничего похожего нет.

Итак, сны, в которых человек видит тьму, лежащую за пределами человеческих представлений и человеческой истории. Сны, где неожиданно всплывают символы, о которых ты и не подозревал, но которые старше тебя и самой истории. Вообще любая ситуация, в которой мы оказываемся лицом к лицу со знанием, которое не оставляет камня на камне от нашего привычного мира. Таково представление Ктулху.

Я бы сказал, что в нашей истории был человек, которому такие сны и такие ситуации очень нравились. Они были и у него самого, и у всех его постоянных пациентов. Более того, он призывал использовать их для самопознания и трансформации личности. Это был Карл Густав Юнг.

Так что Ктулху – в некотором роде покровитель юнгианского психоанализа. Он – бог посвящений, как и Гермес, только, в отличие от него, захватывает этот символ как бы с другой стороны. В нем нет ничего от легковесного обманщика-трикстера. Он жрец, наставник и учитель, несущий познание своей внутренней тьмы и освобождение от условностей.

Вот такие два примера. По-моему, они очень хорошо показывают, как могут пересекаться воли и проявления разных богов, как может стать богом даже литературный персонаж, и что вообще такое «божество».

Если захотите, советую вам самостоятельно поиграть в эту игру богоискательства с другими образами:

– природными (огонь, вода, земля, ветер, солнце, луна). Этот вариант, правда, изучен лучше других и потому не так интересен;
– историческими (Цой, Элвис Пресли, Сталин). Выбирайте тех, у кого при жизни или после смерти был свой культ;
– литературными (Шерлок Холмс, Волдеморт или Дамблдор, король Артур). Аналогично – годится любой персонаж, у которого есть персональные поклонники. Но не советую брать главных героев – они слишком часто должны служить воплощением не для какой-то силы, а исключительно для самого читателя. Поэтому из Гарри Поттера, Беллы Свон или Люка Скайуокера боги получатся не очень.

Я был бы особо признателен, если бы вы выложили свои догадки сюда в виде комментариев.

Источник

Оцените статью