Божественные идеи
Боже́ственные иде́и – составленные Богом образы мироздания, согласно которым Он творит, промышляет о Своём творении и осуществляет над ним, когда нужно, праведный суд.
В святоотеческом богословии Божественные идеи принято называть вечными мыслями Бога, прообразами, первообразами, образцами, замыслами и сущностными смыслами (логосами) всех тварных вещей.
По слову св. Максима Исповедника, Божественные идеи являют собой «самосовершенные и вечные мысли вечного Бога». Следуя св. Дионисию Ареопагиту, Божественные идеи суть образцы тварного мироздания, предсуществующие в Божественном Уме логосы сущих. Они есть Божественные формы и замыслы всех тварных существ, «благие изволения, определительные и творческие для всего существующего, согласно которым Сверхсущий и произвел всё сущее». «Все от Бога имеет свое бытие и существование, и все прежде бытия находится в Его творческом Уме, – учит св. Симеон Новый Богослов, – первообразы всех вещей находятся там внутри».
Созерцая Себя в вечности, Бог рассматривал в Своих представлениях образы мироздания. При этом само мироздание для бесконечного Бога было настоящим. «У Бога – всё пред очами, и что будет, и что было» (св. Григорий Богослов). «Бог созерцал все прежде творения, мысля вне времени», – говорит св. Иоанн Дамаскин. Божественные идеи образовали предвечный и неизменный совет Бога о мире. Образ каждого существа предначертан на этом Божественном совете.
Божественные идеи о тварном мире не появляются с необходимостью. Они – проявление Божественной любви. Напомним, что в Своем вечном блаженстве Бог совершенно самодостаточен. По слову св. Григория Богослова, Его бесконечное настоящее – это не время, а вечность. Пребывая в «неподвижном сиянии вечности», Он составляет образы мироздания только по Своей благости, в совершенной свободе. Бытие измышляемого Им мира не дает Его блаженной жизни ничего нового, не обогащает беспредельную полноту Его совершенств. Он творит мир исключительно «от безусловного избытка своих щедрот» (прот. Г. В. Флоровский).
Творя мир, Бог не перестает заботиться о Нем. Помимо творческой деятельности Он обладает деятельностью промыслительной, а также предназначает конечный суд созданным Им разумным творениям. Творческие идеи Бога или логосы творения есть основные начала и законы естества, которые охватывают весь чувственный и умопостигаемый мир. Но Бог также составляет логосы промысла и суда, в которых заключена вся жизнь, судьбы и конечные цели мира. Историческое существование человека предначертано в промыслительных идеях Бога, а его посмертное бытие и существование после Второго пришествия и воскресения в логосах суда.
Логосы промысла и суда нераздельны в высшем предназначении человека, к которому он идет в истории. Таким предназначением является обожение человека, а через него и всего тварного мира. Именно поэтому в идеях промысла и суда предначертано Боговоплощение и искупление, учреждено спасение человека и его судьба в вечности, от которой зависят судьбы всего мира. При этом Божественные предначертания не лишают человека свободы. В предвечном Божественном совете человеку указано быть свободными, поскольку только в свободе человек может осуществить идею обожения, соединиться с высочайше свободным Существом – Богом.
Источник
Как создать бога в домашних условиях?
К сожалению, в современной науке проблема синтеза Бога окончательна не решена. Более того, технология производства Бога натолкнулась на существенные проблемы, которые не позволяют реализовать Бога в полном объёме. Вкратце проблемы эти следующие:
1) Непонятно, как совместить всеведение Бога со свободой воли каждой отдельной личности. Поскольку всеведение эквивалентно строгой предопределённости событий в будущем, оно не оставляет отдельной личности свободного выбора.
2) Непонятно, как сделать Бога вечным, то есть существующим в любой наперёд заданный момент времени в прошлом.
3) Непонятно, как сделать Бога живым, поскольку жизнь предполагает рождение, борьбу за существование и смерть, а Бог по определению бессмертен.
4) Непонятно, как совместить разумность Бога и его всемогущество. Поскольку разум – это постановка цели и её оптимальное достижение, а у всемогущего существа не может быть целей, так как все возможные цели им по определению достигнуты.
5) Непонятно, как совместить всемогущество Бога с актом сотворения им Вселенной, поскольку (см. п. 4) сотворение Вселенной предполагает некоторое целенаправленное действие, а у всемогущего существа не может быть целей.
Резюме: в нынешнем состоянии теории синтеза Бога мы сожем создавать только квази-Богов, которые, в отличие от истинного Бога:
а) Не являются вечными;
б) Не являются всемогущими;
в) Не являются всеведующими (что эквивалентно п. б) .
г) Не являются либо живыми, либо бессмертными.
Источник
Как придумать бога
На сей раз речь пойдет об одном из моих любимых тезисов: люди не могут придумать нового бога.
Когда Владимир Пропп начал изучать волшебные сказки, он был сильно озадачен тем, что все они оказались вариациями на тему одного-единственного сюжета: посвящения героя-шамана и его приключений в потустороннем мире духов.
Естественно, у каждого народа и каждой эпохи были свои излюбленные персонажи. Но любой человек, зверь или предмет мог попасть в сказку только в качестве исполнителя стандартной функции. А раз так, то он и получал свойства, нужные для исполнения этой функции. Делался своего рода маской, под которой скрывалась одна из сюжетных сил.
Так вот, с богами происходит почти то же самое.
Бог может начаться с чего угодно. С предмета домашнего обихода. С природного явления, вроде грозы или наводнения. С достопримечательности пейзажа, такой как река, гора или старейшее дерево в лесу. С животного или человека. Даже с абстрактного понятия или качества – скажем, любви или мужества.
Главное, чтобы однажды люди осознали, что этот «зародыш» – нечто большее, чем кажется взгляду. Что он – олицетворение некой силы, способной действовать на благо или во вред.
Эта сила – настоящий главный герой традиционных религий. Боги, духи, демоны – что-то вроде ее сгустков, фокусных точек, где она накапливается, обретая цвет и форму. Все, что можно как-то назвать и представить, может стать такой фокусной точкой для божественной силы.
Казалось бы, такой подход должен привести к невероятному разнообразию богов. И на первый взгляд кажется, что так и есть. Но уже на второй видно, что все это разнообразие такое же мнимое, как и пестрота волшебных сказок.
Тот, кто попал в боги, быстро лишается всего индивидуального, делается носителем функции. И чем больше людей ему молится, чем больше святилищ возводят в его честь, тем быстрее это происходит. Мелкий божок, которому поклоняется одно крохотное племя, может столетиями оставаться почти тем, с чего начинался – духом местной горы, предком рода или покровителем рыбного промысла. Но тот, кому служат жители огромной страны, становится неузнаваемым уже лет через двадцать.
Начальные образы различаются. Но конечные – те, к которым приходят боги в пределе этого процесса – на удивление похожи. Когда кто-то или что-то становится богом, всегда оказывается, что этого же бога уже почитали раньше под другим именем и в другом облике.
Напрашивается мысль, что кто-нибудь мог бы повторить достижение Проппа в религиоведении – составить универсальный пантеон. Это были бы в каком-то смысле «истинные боги человечества» – те, к которым люди всегда приходят, с чего бы ни начинали.
Однако такой исследователь оказался бы перед сложной проблемой. Это в сказке функции четко разделены, но даже там их может выполнять один и тот же персонаж. А боги больше похожи не на иконостас, а на радугу. Понятно, что любой цвет находится где-то там. Но никто не может сказать, сколько их всего, и где заканчивается один цвет и начинается другой.
Боги порой так сливаются друг с другом, что ни их поклонники, ни даже специалисты-религиоведы не могут определить, то ли перед ними уже другое божество, то ли другое наименование уже известного. Ясно, что Зевс – это не Гефест, но вот определить грань между Афродитой, Артемидой, Дианой и Гекатой не под силу никому. Например, принято считать, что Артемида и Диана – одно и то же. Хотя по мифам Артемида – девственница и сестра солнечного Аполлона. А Диана, известная так же как Диона – сестра-жена-мать бога Диануса, он же Янус, он же Дионис.
Тем не менее, кое-что об этом универсальном пантеоне все же можно сказать. И потому я хочу предложить вам интересную игру: начав с любого образа, в котором можно заподозрить божественность, перейти к тому «истинному богу», маской которого этот образ мог бы быть. Сознательным усилием за несколько минут проделать то, на что истории требуются десятилетия и века.
Бог определяется двумя «координатами» – волей и представлением, почти по сумрачному германскому философу Шопенгауэру.
Воля – это специализация божества. Не бывает «просто бога», как не бывает «просто цвета». Бог – всегда бог чего-то. Именно в этом у него следует просить помощи, потому что только в этом он и может помочь.
Иногда последователи говорят, что их бог всемогущ. Но даже у всемогущего бога есть что, чего он никогда не станет делать. Так, от противного, можно понять его специализацию.
Ну а представление – это видимая часть божества, самое полное и ясное выражение его воли. Не нужно, кстати, путать представление и священные изображения. Внешность бога вторична, первично его занятие в мире. Скажем, бог конфликтов и раздоров лучше всего изображается в виде войны, боя насмерть. А война, в свою очередь, символизируется мечом – оружием, в отличие от копья, лука или топора, пригодным только для битвы.
Опять-таки, кто-то может сказать, что его бог вездесущ, трансцендентен, чужд миру и не имеет в нем видимых воплощений. Но такой бог не смог бы – или, что то же самое, не захотел бы – ничего делать в мире. А даже Ишвара йогов имеет волю – он помогает людям достичь освобождения. Если у бога есть воля, то обязательно есть и представление.
Для примера давайте разберем таким способом двух богов – одного реального, которому в действительности поклонялись люди, а другого вымышленного.
Первым будет Гермес. Он был когда-то мелким духом, покровителем пастухов, богом дороги. Каждый пастух – немного странник, особенно если он живет в горах, где каждый год приходится весной кочевать с овцами на верхние пастбища, а осенью возвращаться обратно. Так что Гермесу молились об удаче и помощи в пути.
Но разве одни только пастухи и путешественники находятся ни там, ни тут – в промежутке между тем и этим? Бог переходов и странствий может помочь в любом переходе и в любых поисках.
Так Гермес стал богом переходов, поисков и удачи. Обитателем границы, вечным посредником между устойчивыми мирами. Его святилища стояли на перекрестках дорог и границах участков.
Ему молились торговцы – во-первых, они тоже постоянно странствовали и полагались на удачу, а во-вторых, что такое экономика, как не постоянный переход ценностей из рук в руки? Ему молились и воры – они тоже в каком-то смысле занимаются перемещением ценностей.
Он приносил людям вести от богов. Он помогал ищущим посвящения, которым предстояло побывать в ином мире и вернуться оттуда преображенными. Он сопровождал и защищал людей в их последнем переходе в царство теней.
Неудивительно, что он получил и некоторые черты трикстера, став богом лжецов – ложь, которой поверили, как бы стоит между выдумкой и реальностью. Но Гермесу молились и сказители, и изобретатели – те, кто создает выдумки и воплощает их в жизнь.
А теперь второй пример, уже полностью вымышленный. Это будет Ктулху.
Вообще-то он в оригинале вовсе не бог, а верховный жрец. Так что пример показателен именно в том, как выдающаяся личность может стать божеством.
Начнем, естественно, с проявления. Что есть царство Ктулху и наилучшее выражение его воли? Нет, не море. Вода, наоборот, враждебна ему. Пока его город был скрыт под волнами, Ктулху не мог посылать людям сны.
Сны. Это уже ближе. Его проявление в мире – это сновидения. Но не любые. Те, что навеяны им, описываются как кошмары, но если подумать, ничего ужасного в них нет. Ктулху искренне и щедро делится воспоминаниями – он видит мир таким, каким его помнит сам. Просто помнит он его настолько древним и чуждым человеческому роду, что не любой разум способен это вместить.
Чего хочет Ктулху? В какую сторону он толкает людей своими видениями? Он хочет, чтобы все, кто сумел во сне повстречаться с ним, стали такими, как он – древними, могущественными, свободными от человеческих понятий добра и зла. Примитивные последователи понимают это как призыв к оргиям насилия и вседозволенности, но, как легко заметить, во снах ничего похожего нет.
Итак, сны, в которых человек видит тьму, лежащую за пределами человеческих представлений и человеческой истории. Сны, где неожиданно всплывают символы, о которых ты и не подозревал, но которые старше тебя и самой истории. Вообще любая ситуация, в которой мы оказываемся лицом к лицу со знанием, которое не оставляет камня на камне от нашего привычного мира. Таково представление Ктулху.
Я бы сказал, что в нашей истории был человек, которому такие сны и такие ситуации очень нравились. Они были и у него самого, и у всех его постоянных пациентов. Более того, он призывал использовать их для самопознания и трансформации личности. Это был Карл Густав Юнг.
Так что Ктулху – в некотором роде покровитель юнгианского психоанализа. Он – бог посвящений, как и Гермес, только, в отличие от него, захватывает этот символ как бы с другой стороны. В нем нет ничего от легковесного обманщика-трикстера. Он жрец, наставник и учитель, несущий познание своей внутренней тьмы и освобождение от условностей.
Вот такие два примера. По-моему, они очень хорошо показывают, как могут пересекаться воли и проявления разных богов, как может стать богом даже литературный персонаж, и что вообще такое «божество».
Если захотите, советую вам самостоятельно поиграть в эту игру богоискательства с другими образами:
– природными (огонь, вода, земля, ветер, солнце, луна). Этот вариант, правда, изучен лучше других и потому не так интересен;
– историческими (Цой, Элвис Пресли, Сталин). Выбирайте тех, у кого при жизни или после смерти был свой культ;
– литературными (Шерлок Холмс, Волдеморт или Дамблдор, король Артур). Аналогично – годится любой персонаж, у которого есть персональные поклонники. Но не советую брать главных героев – они слишком часто должны служить воплощением не для какой-то силы, а исключительно для самого читателя. Поэтому из Гарри Поттера, Беллы Свон или Люка Скайуокера боги получатся не очень.
Я был бы особо признателен, если бы вы выложили свои догадки сюда в виде комментариев.
Источник