- Как сделать куклу пальчиковую своими руками
- Бумажный пальчиковый театр
- Вариант с отверстиями для пальцев
- Мобильные куклы
- Выкройки для поделок
- Пальчиковая кукла из ткани
- Поделки из фетра
- Фигуры из частей
- Разновидность кукол из фетра
- Куклы из синельной проволоки
- Подборка пальчиковых гимнастик в стихах для детей дошкольного возраста
- Что дает пальчиковая гимнастика детям?
- • Способствует овладению навыками мелкой моторики.
Как сделать куклу пальчиковую своими руками
- 7 Ноября, 2018
- Поделки
- Наталья Пенчковская
Театральная деятельность – это не просто развлечение. Во время показа представления дети знакомятся с различными художественными произведениями, у них развивается связная речь и произвольная память, внимание и умение сосредотачиваться. Во время показа спектакля ребенок различает эмоции персонажей, как их передают интонацией голоса артисты, учится узнавать хороших и отрицательных героев, понимать смысл истории.
В каждой группе детского сада обязательно присутствуют несколько видов театра. Это настольный и пальчиковый, теневой и кукольный. В нашей статье пойдет речь о том, как сделать своими руками пальчиковых кукол для театральных игр дома и в садике. Есть несколько видов таких изделий, которые при желании можно с легкостью выполнить самостоятельно.
На фотографиях вы увидите популярные варианты изготовления этих небольших поделок, созданных из разных материалов. Пошаговое объяснение и выкройки помогут понять, как правильно создать пальчиковых кукол своими руками. За основу поделок выбирают листы фетра или бумагу, ткань или делают фигуры из пряжи, связав их крючком или спицами. Интересно выглядят куклы из синельной проволоки.
Бумажный пальчиковый театр
Для изготовления таких пальчиковых кукол своими руками нужно приготовить плотную бумагу, карандаши или восковые мелки, ножницы, степлер. Для начала нужно измерить объем пальцев и добавить 2 см на свободное прилегание и на скрепление боковых сторон. Затем определите середину прямоугольника, высота которого соответствует длине пальцев, и нарисуйте нужного персонажа простым карандашом. Если вы не умеете рисовать, не страшно. Можно распечатать героев сказки, пользуясь интернетом и принтером.
Затем по контурам раскрасьте героя яркими цветами. Остается аккуратно вырезать своими руками пальчиковую куклу с помощью ножниц, оставив внизу нетронутыми боковые части прямоугольника для надевания на палец. Примерив фигуру на палец, соедините края вместе и приколите скрепкой с помощью степлера.
Вариант с отверстиями для пальцев
Существует еще один вариант изготовления пальчиковых кукол из бумаги своими руками. Для работы лучше всего брать картон, так как фигуры должны четко удерживать вертикальное положение, а тонкая бумага при надевании ее на пальцы сможет порваться, и картинка накренится вперед. Размер фигуры персонажа может быть большим, так как на сам палец она не надевается. Снизу каждой картинки вырезают два круглых отверстия. Ребенок вдевает туда указательный и средний пальцы и удерживает фигуру перед собой лицом к зрителям.
Как сделать пальчиковую куклу? Персонажа можно создать аппликацией, нарисовать на картоне карандашами, маркерами или гуашевыми красками, вырезать из старой книжки или сделать детали из ткани. Тыльную сторону можно не оформлять, а оставить белой, так как она не видна зрителям. Отверстия для надевания фигуры должно быть большего диаметра, чем пальцы ребенка, чтобы картинка надевалась быстро и свободно, ведь в течение спектакля придется сменить несколько героев.
На фотографии в статье вы видите выкройку пальчиковых кукол. Своими руками можно их перерисовать или использовать, как образец. Фигурки персонажей можно сделать объемными. Для этого можно приклеить отдельно руки, уши или хвост сзади.
Мобильные куклы
Из плотной бумаги можно сделать оригинальные куклы для пальчикового театра, которые могут выполнять простейшие движения головы или хвоста. Состоят такие фигуры из двух частей. Одна выполняет функцию туловища и надевается глубоко на палец. Ее делают либо в форме трубочки, либо добавляют пышный хвост сзади. На первую фалангу пальца надевается вторая часть поделки, на которой создана голова персонажа.
Она может быть любой формы, в зависимости от героя сказки. У мышки это конус, у попугая — длинный загнутый вниз клюв, у лошади — усеченный конус с закрытой передней частью. Первая и вторая часть поделки обязательно соединяются между собой спереди или сзади. Соединение может быть цельно вырезанным, а может прикрепляться отдельно. При показе спектакля палец нужно сгибать или разгибать, совершая головой персонажа движения по тексту сказки. Раскрашивать куклу желательно ярко, чтобы присутствовало много оттенков. Можно сделать поделку на плотном белом листе, а потом ее оклеить цветной бумагой.
Выкройки для поделок
На фотографии ниже есть несколько часто встречающихся персонажей наших сказок, которые можно перерисовать для своего домашнего театра. Воспитатель в детском саду может отпечатать их на принтере и дать детям для раскрашивания.
Потом готовые фигуры нужно наклеить на плотный картон и аккуратно вырезать по контурам ножницами. Для того чтобы сделать отверстия, сначала проколите кружок острием маникюрных ножниц, а потом обрежьте лишнюю бумагу по кругу.
Пальчиковая кукла из ткани
Своими руками можно пошить небольшую куклу для домашнего театра. Обычно голова персонажа в таком случае делается твердой с отверстием внутри, куда малыш должен вставить палец. Это может быть деревянный или пенопластовый, ватный или синтепоновый шарик. На него сверху натягивается ткань и завязывается вокруг шеи героя.
Ее нижний край сшивается с тыльной стороны, образуя чехол на палец. Чем хороша кукла, сшитая из ткани, так это тем, что к ней можно прикрепить руки и ноги, надеть шляпу или косынку на голову, одежду и остальные мелкие детали, например, кобуру для пистолета или пояс с саблей для героя. Для персонажей женского пола можно сшить красивое платье и передник, сделать длинные волосы с косичками или хвостиками из ниток пряжи.
Поделки из фетра
Пальчиковые куклы из фетра своими руками шить приятно и просто, так как ткань мягкая, теплая. В магазинах швейной фурнитуры можно выбрать листы любого цвета и оттенка. Материал прекрасно сшивается и вырезается ножницами. Такие мелкие детали, как нос или глаза героя можно просто прикрепить с помощью клея ПВА. Чаще всего фигурки для пальчикового театра делают цельными. Для этого нужно сделать шаблон на картоне и обрисовать его на ткани выбранного цвета. Потом вырезается фигура персонажа, причем в двух экземплярах, для тыльной и лицевой стороны. Затем оба края сшиваются нитками, подобранными в цвет ткани, чтобы они не выделялись.
Дальнейшая работа проводится над мелкими деталями. Это глаза и рот, нос и уши, коготки на лапах и усы. На тыльной стороне можно сделать хвост или косынку героя. Детали можно отдельно вырезать из фетра другого цвета, а можно вышить нитками мулине иголкой. Так как фетр хорошо клеится, то многие поделки дополняют аппликацией из листов других цветов.
Фигуры из частей
Делают следующий вид пальчиковых кукол из фетра своими руками по выкройкам, одна из которых представлена ниже на фотографии. На данном образце видно, что фигура слона состоит из центральной основы в виде круглой головы, рук и нижней юбки, на которой удерживается поделка на пальце ребенка или взрослого артиста. Главная деталь будущей фигуры вырезается в двух экземплярах. Эти части пока одинаковые с двух сторон.
Потом рисуют переднюю часть головы с хоботом, заостренные бивни и два уха. По шаблону детали вырезаются отдельно и пришиваются таким образом, чтобы они были подвижными. Можно сделать хвост и пришить его только за верхнюю часть стежками. Низ хвоста должен свободно висеть. Уши пришиваются к голове только внутренним краем. Хобот тоже свободно свисает, как и белые бивни. С лицевой стороны прикрепляют игрушечные глаза слону, вот и все, фигурка готова для показа спектакля.
Разновидность кукол из фетра
Мы рассмотрели, как сделать пальчиковую куклу из фетра, которую можно надевать на один палец. Давайте познакомимся с еще одним вариантом изготовления фетровых персонажей, которые можно надевать на два пальца. Получается, что у сказочного героя появляются ноги, и он может передвигаться по поверхности стола. На фотографии ниже видно, что туловище кота сшито из двух частей с закругленными краями лап снизу. Сшиваются основания из фетра только по краям и между лап зверя снизу. Голова и хвост прикрепляются отдельно только на лицевую часть поделки.
Мышка сделана немного иначе, в виде кармашка. Нижняя часть не видна зрителю, поэтому состоит только из кусочка фетра для удержания пальцем. Верхняя часть поделки – лицевая, поэтому именно на ней вырезается хвост, заостренный носик мыши, пришиваются уши, нос и вышиваются черными нитями глаза. Мышку используют в представлении только в положении лежа на поверхности стола.
Куклы из синельной проволоки
Последнее время все большей популярностью пользуются поделки из синельной проволоки. Если вы не знаете, что это такое, то давайте познакомимся поближе с данным материалом. Такая проволока с мягким и пушистым покрытием была придумана исключительно для чистки курительных трубок, однако со временем мастера рукоделия стали делать из нее разнообразные поделки. Это цветы и насекомые, персонажи сказок и птицы.
Не обошли вниманием мастера и пальчиковых кукол. Для создания головы обычно берут пушистые шарики, подобранные в цвет проволоке. На него наклеивают глаза и рот персонажа. Из синели скручивают спиралевидную ножку, в которую вставляют палец при надевании куклы на руку. Отдельно прикрепляют руки. хвост, уши и другие необходимые детали. Делать поделки из синельной проволоки достаточно просто. Она прекрасно принимает необходимую форму сгибанием и скручиванием. Она мягкая и пушистая, поэтому часто используется в творческих работах детей.
Как видите, сделать самостоятельно кукол для пальчикового театра несложно, интересно использовать разные материалы. Попробуйте сделать их своими руками вместе с ребенком. Потом вечерами показывайте спектакли для членов семьи. Это увлекательное и полезное развлечение.
Источник
Подборка пальчиковых гимнастик в стихах для детей дошкольного возраста
Татьяна Кондугашева
Подборка пальчиковых гимнастик в стихах для детей дошкольного возраста
Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец — печени, средний — кишечника, указательный — желудка, большой — головы. Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает (ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Что дает пальчиковая гимнастика детям?
• Способствует овладению навыками мелкой моторики.
• Помогает развивать речь.
• Повышает работоспособность коры головного мозга.
• Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки).
Листья березы, (Загибают большой палец).
Листья рябины, (Загибают указательный палец).
Листики тополя, (Загибают средний палец).
Листья осины, (Загибают безымянный палец).
Листики дуба мы соберем, (Загибают мизинец).
Маме осенний букет отнесем. (Сжимают и разжимают кулачки).
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали. (Сжимают и разжимают кулачки).
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем. (Пошевелить всеми пальцами).
Сидит белка на тележке, (Сжимают и разжимают кулачки).
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке, (Поочередно разжимают пальцы).
И зайчику- трусишке.
Карандаш в руках катаю, (Прокатывать карандаш между большим
Между пальчиков верчу. пальцем и поочередно всеми остальными).
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Наша группа
В нашей группе все друзья. (Ритмично стучат кулачками по столу)
Самый младший — это я. (Разжимают пальчики поочередно
Это Маша, начиная с мизинца).
Дружба
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца.)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на др. руке.)
Мы закончили считать.
Как живёшь?
— Как живёшь? — Вот так! (Показать большой палец)
— А идешь? — Вот так»! («Шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? — Вот так! (Протягивать открытую ладонь)
— Ждёшь обед? — Вот так! (Кулачок подпирает лицо)
— Машешь вслед? — Вот так! (Помахать рукой)
-Утром спишь? — Вот так! (2 ладошки под щекой)
— А шалишь? — Вот так! (Щёки надули и руками лопнули)
Девочки и мальчики
Наши девочки и мальчики (Дети держат руки на поясе)
Ловко прыгают как мячики (Прыгают)
Головой слегка качают (Качают головой)
И красиво приседают (Приседают)
Ручками хлопают вот так, вот так (Хлопки 4 раза)
Ножками топают вот так, вот так (Топают 4 раза)
Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)
Ладошки раскрывают вот так, вот так (Поочерёдно раскрывают ладошки)
На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)
Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)
Месим тесто
Тесто мнем, мнем, мнем! (Руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем! (Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки, одновременно и поочередно)
Пироги мы испечем. (Руками совершаем движения, как будто лепим снежки)
Салат
Мы морковку чистим- чистим (Энергично проводят кулачком правой руки по ладони левой).
Мы морковку трём-трём, (Прижимают кулачки к груди и делают ими резкие движения вперёд-назад).
Сахарком её посыплем («Посыпают сахарком», мелко перебирая пальчиками).
И сметанкою польём. (Кулачком делают движения сверху вниз, как бы поливая).
Вот какой у нас салат, Протягивают ладони вперёд).
Витаминами богат! (Поглаживают ладошкой живот)
Компот
Будем мы варить компот, (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»).
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (Опять «варят» и «мешают»).
Угостим честной народ.
Много мебели в квартире
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках).
Много мебели в квартире. (Сжимают – разжимают кулачки).
В шкаф повесим мы рубашку, (Загибают пальчики, начиная с большого).
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).
Много мебели в квартире.
Помощники
Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить).
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу).
Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой).
Только чашку мы разбили, (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить).
Снежок
Раз, два, три, четыре (Загибают пальчики по одному, начиная с большого).
Мы с тобой снежок слепили. («Лепят» меняя положение ладоней).
Круглый, крепкий, очень гладкий (Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую).
И совсем, совсем не сладкий. (Грозят пальчиком.)
Раз – подбросим. (Смотрят вверх, подбрасываю воображаемый снежок).
Два – поймаем. (Приседают, ловят воображаемый снежок).
Три – уроним (Встают, роняют воображаемый снежок).
И … сломаем. (Топают).
Транспорт
Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай. (Соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (То же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.
Кормушка
Сколько птиц к кормушке нашей (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)
Прилетело? Мы расскажем.
Воробей, (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Опять сжимают и разжимают кулачки.)
На водопой
Жарким днем лесной тропой («Шагают» по столу).
Звери шли на водопой.
За мамой лосихой топал лосенок, (На каждое двустишие разгибают
За мамой лисицей крался лисенок, по одному пальчику, начиная с мизинца).
За мамой ежихой катился ежонок,
За мамой медведицей шел медвежонок,
За мамою белкой скакали бельчата,
За мамой зайчихой косые зайчата, (Делают «ушки» «шагают» по столу).
Волчиха вела за собою волчат,
Все мамы и дети напиться хотят.
Весёлый человечек
Я – веселый человечек,
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. (Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу).
Разотру ладошки сильно, (Растирают ладони).
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. (Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги).
Руки я затем помою, (Потирают ладони.)
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. (Складывают пальцы в замок.)
Дружные пальчики
Эти пальчики щипают, (Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки)
Эти пальчики гуляют, (Указательный и средний «идут» по другой руке).
Эти — любят поболтать, (Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга, шурша).
Эти — тихо подремать, (Безымянный и мизинец прижимаем к ладони.)
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться. (Крутим большим пальцем вокруг мизинца).
Зима
Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)
Мышка зернышко нашла
Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка –
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.
Грибы
Раз, два, три, четыре, пять! (Шагают пальчиками по столу)
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, (Загибают по одному пальчику)
Этот пальчик гриб нашел, (Начиная с мизинца)
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
Ягоды
Раз, два, три, четыре, пять, (Пальчики обеих рук здороваются, начиная с большого)
В лес идем мы погулять. (Обе руки идут по столу)
За черникой, (Загибают пальчики, начиная с большего)
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Моя семья
Знаю я, что у меня (Поднимают руку ладонью к себе)
Дома дружная семья: (И в соответствии с текстом)
Это – мама, (В определенной последовательности загибают пальцы)
Это – я, (Сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец)
Это – бабушка моя, (Средний и большой)
И у нас разлада нет.
«Новый год в лесу». Сказка в стихах для инсценировки с детьми дошкольного возраста. Новый Год в лесу — сценарий сказки Действующие лица: Ведущий Волк Заяц Лиса Белка Медведь Куница Зебра Кабан Сорока Ворона Синица Ведущий:.
Картотека пальчиковых гимнастик. Картотека пальчиковых гимнастик. Снег руками собирали, Сжимаем и разжимаем пальцы обеих рук. Наши пальчики устали. Мы их будем растирать,.
Консультация для родителей «Развитие речи ребенка с помощью «Пальчиковых» и «Артикуляционных» гимнастик» Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый.
Обобщение педагогического опыта «Использование пальчиковых игр в речевом развитии детей дошкольного возраста» В настоящее время проблема воспитания детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии становится всё актуальней. С каждым годом.
Перспективный план пальчиковых игр для детей второй группы раннего возраста Дата № недели; тема недели Название Задачи Литература Сентябрь Упражнение «Дом» Разучивание потешки с помощью синхронного движения кистей.
Подборка корригирующих гимнастик после дневного сна в детском саду Гимнастика после сна предназначена для того, чтобы помочь до конца не сформировавшейся и очень ранимой детской нервной системе быстрее перейти.
Подборка пальчиковых игр для детей старшего дошкольного возраста по теме «Весна» Подборка пальчиковых игр по теме «Весна» «Пришла весна» Стучат всё громче дятлы, Синички стали петь. (Ладони сомкнуты “ковшом”, поднимаем.
Подборка пальчиковых игр на тему «Овощи и фрукты» для второй младшей группы При подготовке программы занятий в дошкольных учреждениях образования следует учитывать возрастные особенности обучающихся. Для детей в.
Сказка в стихах «Пилюлькина аптека» для детей дошкольного и младшего школьного возраста — Пилюлькина аптека — сказка В лесу на просеке Стоит аптека, Сюда приходят Звери с детками. Залетают птицы, Все хотят лечиться. Аптека.
Влияние пальчиковых игр и развития мелкой моторики на речь детей дошкольного возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. » В. А. Сухомлинский Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими.
Источник