Игрушка дона своими руками

Конспект занятия «Народная игрушка Дона»

Ирина Наугольнова
Конспект занятия «Народная игрушка Дона»

Тема: «Народная игрушка Дона».

Цель: Формирование познавательного интереса к истории и традициям народной игрушки.

1. Содействовать углублению интереса к истории и традициям народной игрушки. Научить мастерить традиционную тряпичную куклу Бессонницу бесшовным способом.

2. Продолжать развивать кругозор детей через знакомство с народной куклой, показать красоту и самобытность тряпичных кукол.

3. Продолжать формировать трудовые навыки (операции) складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

4. Научить разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные ситуации, соответствующие традиционным обрядам.

5. Воспитывать художественный вкус, чувство гармонии, живой интерес к народной культуре.

Непосредственно- образовательная деятельность:

Звучит запись – плачь ребенка. Входит тетушка Аксинья.

— Здорово дневали хозяюшки!

— Ой – ой – ой. а кто это у вас голосит?

Девочки и тетушка Аксинья подходят к люльке, успокаивают дитя – качают люльку!

— Не успокаивается дитя, голосит.

— А вы не знаете, как можно успокоить дитя?

Ответы детей: пожалеть, покачать,перевернуть на бочек, спеть колыбельную, покормить. взять на руки.

Тетушка Аксинья берет дитя на руки, он успокаивается. Она кладет его в люльку.

— Я знаю в старину крутили куклу – пеленашку, ложили в люльку, для того чтобы она отгоняла злых духов.

Куклу пеленашку можно было свернуть из маминой юбки, утерки (полотенца, рубашки, утирочки (пеленки) .

Такая одежда несла в себе тепло человека и это тепло передавалось кукле, а от куклы к дитю.

— Что у вас под рукой можно найти для куклы – пеленашки?

— Да вот утирочка пойдет?

— Скручиваю утирочка в тугую скруточку или скалочку.

Достаю тесемку из сапетки.

В старину не было красивой тесемочки и использовали бечевочку. Я пользуюсь тесемочкой.

Перехватываю в области шейки потом по талии, перекручу тесьму крестом – получился обережный знак.

Этот крест оберегает дитя от сглазу.

— Вот такая куколка получилась.

— А во что же мы запеленаем куколку?

— Да вот в шалечку.

— Кладу куколку на шалечку. Укутываю куколку со всех сторон. Подогну шалечку, укутаю ножки, чтоб не побежали по дорожке. И перевязываю ленточкой.

Готова кукла – пеленашка. Глаза рисовать не будем, что бы не накликать злых духов.

— А вы знаете: «Сначала такую куклу – пеленашку ложили в пустую люльку, чтобы она обжилась там. А затем укладывали ее рядом с малышом. Гости смотрели на дитя и на куклу, и говорили,обращаясь к кукле: «Ой, до чего кукленок то хорош, чтобы не сглазить дитя».

Запеленали куклу – пеленашку и к дитю в люльку положим.

Успокоился дите, спит сладко. А я вам покажу каких кукол делали в старину.

Кукол мастерили из разных лоскутков, тряпочек, ленточек. Посмотрите, у меня в сапетке есть разноцветные тряпочки, лоскутки, платочки, ниточки. (Выкладываю на стол).

Мастерицы выбирали лоскутки, которые им полюбились (понравились).

— Возьмите лоскуток, который вам люб.

— Какой лоскуток тебе, люб?

— Все выбрали лоскутки?

— Мы с вами будем мастерить обрядово – обережную куклу – бессонницу. Эта кукла оберегает сон ребенка.

Обрядово – обережных кукол нельзя было делать в «плохом» настроении, в праздничные дни, в выходные, ночью – по средам и пятницам.

— У вас хорошее настроение?

— И у меня хорошее настроение.

— Давайте вместе сделаем куколку – Бессонницу.

— Для начала нам понадобится желтый платочек.

1. Складываем уголок к уголку

2. Завязываем по узелку на каждом уголке. Что у нас получилось?

3. Раскрываем платочек, в серединку кладем небольшой комочек ваты. (тряпочек, ветоши)

Для крепкого, спокойного сна в старину вместо ваты ложили целебные травы – мяту, чабрец.

4. Дальше делаем три витка, затягиваем ниточку и получилась у куколки головка.

5. Чего не хватает у куколки? Ответы детей

Наденем на куколку цветной лоскуток – сарафан.

Верхний уголок кладем на плечо, заведем за спинку куклы, протягиваем вперед, так же повторяем и с другим уголком. Связываем узелком два конца, переброшенные через спину. Кукла – Бессонница готова.

Каждая кукла со своим характером. Можно уложить ее в кроватку или посадить на подушку.

Девочки могут сыграть своим куколкам колыбельную песенку.

— А вот и дите проснулось.

Мамочка, чтобы позабавить малыша, брала его на руки, одевала игрушку «Зайчика на пальчик» и забавляла дитя. Малышу понравилась игрушка. А вам нравится?

Тетушка Аксинья раздает девочкам игрушки «Зайчика на пальчике».

— Хорошие вы хозяйки, мастерицы, руки у вас умелые.

Много кукол можно смастерить из лоскутков. Чтобы вам было сподручно, я вам подарю книги.

Девочки присаживаются. Я начинаю листать.

— Листайте книгу по страничке.

— Вот эту куклу я вам пеленала. Как она называется? (Кукла – пеленашка)

— От чего она оберегает дитя?

— А эта кукла вам знакома? (Кукла в сарафане).

— А вот эту куклу мы с вами мастерили (Кукла – Бессонница).

— Почему она так называется? (Оберегает сон ребёнка)

— Мне пора домой возвращаться. А я к вам еще в гости приду и научу мастерить игрушку «Зайчика на пальчике».

НОД по развитию интереса к русской национальной культуре у детей пятого года жизни. Тема: «Народная игрушка — матрешка» Тема: «Народная игрушка — матрешка» Цели НОД : 1. Познакомить детей с историей возникновения матрёшки; активизировать словарь. 2. Изготовить.

Занятие по народной культуре и традициям. Тема: «Народная игрушка — матрёшка». Тема: «Народная игрушка — матрёшка». Задачи: Познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного.

Источник

Игрушка дона своими руками

Творческий процесс поднимает настроение, считает мастер из Азова Галина Вакула. В преддверии Нового года можно порадовать не только близких подарком ручной работы, но и поднять себе настроение увлекательным занятием. Галина, горный инженер по образованию, мастерит маленькие шедевры из подручных материалов, а популярную технику декупаж дополняет оригинальными деталями.

— Не хочется на пенсии щелкать семечки на скамейке! – шутит Галина. – Творчество делает жизнь интересней! Когда мой дом переполнился красивыми авторскими вещами, я поняла, что нужно развиваться дальше. В магазинчике Лёли Раевской каждую неделю я проводила мастер-классы. Потом попробовала себя в вебинарах. Переживала на первом выступлении, но люди приняли идею очень тепло. С 2015 года я регулярно провожу трансляции.

На мастер-классах Галина делится несложными в исполнении, но очень эффектными идеями елочных игрушек.

— Техника декупаж простыми словами – вырезание картинок и наклеивание на какой-то предмет, — объясняет мастер. — Заготовкой может быть вырезка из журнала, распечатанная на принтере фотография. Очень нежно смотрятся салфетки с рисунком, тем более тоненькая салфеточка лучше ляжет по окружности шара, если мы делаем игрушку на елку. Детали можно дорисовать акрилом. Чтобы украшение не смотрелось простой аппликацией, нужно декорировать дальше. В этом вся изюминка!

Галина часто использует в новогодних игрушках молды.

— Это силиконовые формы, — продолжает мастер. – В молд можно заправить любую массу: гипс, пластик, глину. Они продаются в детских отделах магазинов, но можно взять и кондитерскую форму! Сделать оттиски зверушек, цветочков и выложить на шарике целый сюжет!

По опыту мастер знает, что материалы для интересного увлечения можно найти в самых неожиданных местах.

— В новогодние композиции можно добавить еловые веточки из магазинов флористики. А еще можно сходить на барахолку, которая располагается на улице Станиславского в Ростове, и купить старинный фонарь или керосиновую лампу. Стеклышки разрисовать витражными красками, а каркас покрыть специальной краской по металлу или акрилом.

Акрил, по словам мастера, – универсальная вещь для творчества. Галина рекомендует использовать эти краски для любых материалов – пластика, бумаги, стекла.

— Техникой декупажа можно украшать самые разные предметы. Нарядно смотрятся маленькие саночки. Основу можно купить и раскрасить на свой вкус!

Мастер Лёля Раевская из Ростова тоже любит технику декупаж. Но в предновогодних марафонах она чаще показывает, как создавать уникальные игрушки всего из четырех простых и недорогих материалов. Причем о ее уроках знает уже весь мир.

— Мои мастер-классы слушают в ОАЭ, Германии, Франции, Китае, Аргентине, Греции, на Кипре, — перечисляет Лёля. – К каждому марафону мы готовим текст с описанием действий, который можно отправить в переводчик и перевести на любой язык!

Лёля тоже использует самозатвердевающую массу.

— Во время пандемии, когда всем хотелось творить дома, мы стали использовать на марафонах массу с крахмалом в основе. Получается хороший материал, но не такой крепкий, хотя, конечно, очень доступный. Крахмал можно купить в любом магазине. В основном же мы используем смесь из строительной шпаклевки и клея ПВА, которая похожа на гипс, но получается намного прочнее. А во время работы кажется мягче пластилина!

В отличие от поделок из глины, игрушки из массы не нужно обжигать. Они не бьются при падении, как керамика. Сохнут поделки на воздухе и накрепко застывают даже в самых замысловатых формах.

— В основу елочной игрушки кладем обычный шарик и приклеиваем массу единым пластом. Раскрасить ее можно акриловыми красками и долепить любые детали. Например, к некоторым шарикам мы слепили корзиночки, имитацию строп (канаты), и получились воздушные шары. В ближайшее время на мастер-классах будем снова делать сказочный новогодний шарик. Главное, что участникам я предварительно не показываю работы, чтобы люди полностью погружались в творчество. Просто создавали без ожиданий! Тогда получаются высокие результаты. На следующем марафоне задекорируем бутылку шампанского.

Читайте также:  Как сделать домики для кур своими руками

Интересно, что акрилом можно патинировать игрушку.

— Патинирование красками – искусственное состаривание поверхности, — объясняет Лёля. – Этого эффекта обычно добиваются битумом, битумным лаком, патинами. Но многим людям трудно найти специфичные материалы. Зато акриловая краска есть везде. Да, с битумом получается красивая дымка, в то время как акрил надо быстро растушевать, потому что он быстро высыхает. Но эффект получается такой же интересный!

Те, кто умело управляется крючком и спицами, может связать на елку или в подарок близким мягкую звездочку или шар. Только потребуется немножечко терпения, поскольку вязание – труд кропотливый, и занимает чуть больше времени.

Татьяна Артеменко творит удивительные игрушки в Аксайском районе. Рукодельница вяжет украшения на елку из блестящей пряжи, отчего звездочки и шарики как будто искрятся.

— Процесс работы похож на создание носка, который вяжется по кругу на четырех спицах пятой, — объясняет Татьяна. — Только для сверкающей пушистой звездочки понадобится пять спиц в основу и шестая для работы. Петли убавляются от краев к серединке. Так нужно связать две стороны и соединить по кругу. В основе игрушки ложится пенопластовая форма.

В отличие от стеклянного шара вязаная игрушка никогда не разобьется. Такие звездочки удобно вешать на елку, если в доме живет непоседливый кот. Животное не испортит праздничное деревце, даже если заберется на него! Если соединить пару круглых деталей и довязать шарфик, глазки и морковку, получится симпатичный снеговик.

— Еще я вяжу снегирей крючком, — продолжает Татьяна. – Здесь нужно каждую детальку вязать отдельно: крылышки, клювик, головку. Можно еще вышить лапки и добавить веточку. Самое важное – аккуратно соединить вместе в конце. Внутрь игрушки я потом набиваю синтепон. А саму игрушку вяжу из плотных ниток с акрилом и шерстью в составе – они очень хорошо держат форму. Помогает в этом и плотная вязка.

Из таких же ниток мастер вяжет кукол для игр и интерьера.

— Самый любимый среди моих заказчиков – домовенок Кузя. Его заказывают круглый год. Все мои игрушки проверены на прочность временем и четырьмя племянниками! Они выжили и в веселых играх, и в стирке!

Источник

Мастер-класс «Кукла «Донская казачка» – трогательный образ малой родины моей»

Старинная детская игрушка – тряпичная кукла своими руками. Авторская кукла «Донская казачка» педагога дополнительного образования высшей категории Светланы Ивановны Прокопенко, руководителя творческого объединения «Росинка» туристско – краеведческого направления МБУ ДО Центр внешкольной работы Волгодонского района Ростовской области. Возраст детей: 12-14 лет, время занятия: 2 урока по 40 минут.

Цель: создание условий для передачи опыта по приобщению детей к культурным народным традициям через умение мастерить своими руками игровые куклы.

Задачи:

  • воспитание уважения к культурным народным традициям, среди которых – и замечательные традиции наших предков – донских казаков;
  • понятие об эффективных способах познания культурных традиций донских казаков через творческий процесс изготовления старинной детской игрушки тряпичной игровой куклы «Донская казачка»;
  • развитие интереса детей к культурному наследию донского казачества; развитие желания и умения мастерить игровые тряпичные куклы своими руками.

Оборудование: выставка предметов казачьего быта «Культурные традиции донских казаков»; книжная выставка «Образ казачки в произведениях донских писателей»; экспозиция «Виды кукол. Обереговые, обрядовые и игровые куклы»; выставка современных детских игрушек «Куклы детства моего»; экспозиция «Старинные казачьи ремесла», экспозиция «Фарфоровых кукол старинные наряды…». Современные фарфоровые куклы ручной работы»; материалы для изготовления тряпичной куклы «Донская казачка»; образец куклы «Донская казачка» ручной работы.

Подготовительный блок

I. Организационный этап

Основной блок

II. Подготовительный этап (подготовка восприятия нового содержания).

Сообщение темы, цели и задач занятия. Обеспечение мотивации и принятия участниками занятия цели учебно-познавательной деятельности.

Педагог. Ребята! Сегодня мы с вами прикоснемся к уникальному культурному наследию донского казачества. И более того – мы почувствуем свою сопричастность к культурным традициям донских казаков. Мы узнаем о том, как у нас на Дону появилась кукла, какое значение в жизни человека она имела, о видах кукол узнаем мы с вами сегодня, ребята. Но самое главное – мы создадим свою творческую лабораторию – свою маленькую мастерскую казачьих ремесел, в которой своими руками научимся мастерить старинную детскую игрушку – тряпичную куклу. И не просто куклу, а куклу «Донская казачка». Я думаю, что вы, ребята, еще больше полюбите свой родной донской край, свою малую Родину. Обратите внимание, ребята, на наши выставки и прочитайте простые и искренние слова признания в любви к Родине нашего замечательного донского писателя Михаила Александровича Шолохова: «Я родился на Дону, рос там, учился, формировался как человек и писатель и воспитывался… И, будучи патриотом своей великой, могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего Донского края».

(Дети читают высказывание М.А.Шолохова).

Педагог. Ребята, трогают вашу душу эти искренние строки М.А.Шолохова?
Дети. Да, да! Ведь М.А.Шолохов с большой любовью говорит о нашем родном донском крае. Дон – это наш край родимый, наша малая Родина.
Дети. М.А.Шолохов – очень хороший писатель. Мы гордимся тем, что он наш земляк. У него столько известных всему миру произведений, в которых он создает образы наших замечательных донских казаков и прекрасных казачек!
Дети. Писатель М.А Шолохов очень любит Дон. И учит нас любить нашу благословенную донскую землю.
Педагог. Молодцы, ребята. Я думаю, что своей радостью познания нового о родном донском крае вы постараетесь поделиться с теми, кто живет рядом с вами, кто дорог и близок вам с самого раннего детства. Верно, ребята?
Дети. Конечно, верно. Я расскажу дома о нашем сегодняшнем занятии. Я всегда с удовольствием это делаю.
Дети. Мне нравится, что дома мои родители всегда интересуются, что нового узнал я в школе или же на кружке.
Дети. Я всегда стараюсь порадовать своих родных и близких своими новыми знаниями. Я с таким нетерпением жду каждое занятие краеведческого кружка «Росинка», где узнаю много нового и интересного о нашем донском крае! Ведь занятия нашей «Росинки» проходят по образовательной программе «Истоки» И.А Прокопенко, нашего земляка, коренного жителя Донского края, педагога и лидера современного молодежного казачьего движения. Иван Александрович Прокопенко родился на Дону, как и все мы, я чувствую, как любит он донской край и этой любовью к благословенной донской земле он щедро делится с нами. Нам очень интересно, что автор образовательной программы «Истоки» И.А. Прокопенко – частый гость наших занятий и мероприятий!
Дети. Я с удовольствием посещаю занятия «Росинки». Я люблю изучать произведения наших земляков. Вот, к примеру, – произведения нашего знаменитого земляка М.А. Шолохова. Мне очень нравятся его «Донские рассказы» и «Нахаленок».
Педагог. Какие вы молодцы, ребята! Сколько знаете о своем родном донском крае! Я думаю, что читая произведения донских писателей или же – казачий фольклор, каждый из вас по – своему представляет себе донскую казачку.
Педагог. Верно это, ребята?
Дети. Да. У каждого из нас может быть своя казачка. Так и в произведениях наших донских писателей мы видим удивительные художественные образы донских казачек.
Педагог. Ребята, назовите, пожалуйста, имена наших замечательных донских писателей. 2015 год особенный. Почему? Вы сможете ответить, ребята, на эти вопросы?
Дети. 2015 год объявлен годом литературы в России и годом молодежи в Ростовской области.
Дети. В этом году много писателей – юбиляров. Среди них – и донские писатели. Это Михаил Александрович Шолохов, это Антон Павлович Чехов.
Дети. Я люблю читать книги о донском крае, о казаках, о Родине – России и о других странах, поэтому я часто прихожу в библиотеку.
Дети. В нашей библиотеке есть интересная книжная выставка, которая так и называется: «Писатели-юбиляры». Я беру с выставки книги А.П.Чехова и увлеченно читаю его рассказы.
Дети. Прекрасные образы донских казачек созданы М.А. Шолоховым в его замечательных произведениях. Все знают шолоховскую Аксинью.
Педагог. Молодцы, ребята!
Педагог. И вот сегодня у вас, ребята, появится возможность свои представления о замечательной донской казачке воплотить в образе куклы «Донская казачка».
Педагог. И поэтому тема нашего сегодняшнего занятия, нашего мастер – класса, так и звучит: «Кукла «Донская казачка» – трогательный образ малой Родины моей». И посвящаем мы свое занятие Году литературы в России и Году молодежи в нашей Ростовской области.
Педагог. Вы готовы своими руками, ребята, научиться мастерить куклу «Донская казачка»?
Дети. Да. Нам очень интересно узнать о кукле да смастерить куклу своими руками.
Педагог. Ребята! Приходилось ли вам самим мастерить куклы?
Дети. Нет. Но очень хочется нам самим научиться мастерить куклы.
Дети. Я хочу научиться делать куклы своими руками. У нас в семье бережно хранится старенькая кукла, с которой в детстве играла еще моя бабушка. А теперь к ней добавится еще и моя кукла.
Педагог. Молодцы, ребята! Наше занятие продолжается.

Читайте также:  Замена задней крышки хонор 10 своими руками

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

1. Культурологический экскурс «Кукла в жизни человека».

Педагог. Кукла… «Она – царица микрокосмоса, который отражает наш мир, но не сливается с ним. Она открывает нам двери в этот мир, если мы умеем любить ее и мечтать вместе с ней». Эти удивительные слова о кукле принадлежат замечательному теоретику театра Гастону Бати.
Педагог. Ребята, задумайтесь, какой глубокий смысл таят в себе эти слова! Я предлагаю вам сделать свое исследование. Расскажите дома об этом высказывании, и вместе со своими любимыми взрослыми объясните это высказывание. Вы согласны, ребята?
Дети. Конечно. Это очень интересно.
Педагог. Молодцы, ребята! Наше знакомство с куклой продолжается.
Педагог. Кукла входит в нашу жизнь с самого раннего детства и остается в ней навсегда. Детство заканчивается, а любимые куклы продолжают храниться в старом бабушкином сундуке. Ведь это отражение нашей жизни. Это трогательная частичка нашего детства, нашей семьи, нашей малой Родины.
Педагог. Ребята, а у вас есть дома куклы?
Дети. Да. У нас есть куклы, которые нам подарила мама, наши родственники.
Дети. У нас есть современные куклы. Они такие красивые! И такие разные!
Педагог. А вы играете в куклы?
Дети. Да. Это очень интересная игра. Кукла – это и молчаливый добрый собеседник твой, и верная подружка твоя!
Дети. Кукла – моя любимая игрушка. Я ее очень берегу! Она всегда у меня аккуратненькая, ее всегда приятно брать в руки!
Дети. У меня несколько кукол. Я с удовольствием играю в куклы со своей подругой. Какие только игры мы не придумываем с ней!
Педагог. Молодцы, ребята. Вы очень верно подметили, что кукла – это самая интересная детская игрушка. В куклы с удовольствием играли маленькие девочки – казачки. Хотя детство казачат и казачек было и не таким долгим, все дети в казачьей семье очень любили игрушки. А мастерились детские игрушки, в том числе и куклы, в те времена из подручного материала. Куклу можно было смастерить и из глины, и из дерева, и из веточек, и из соломы и даже из початка кукурузы. Но самой распространенной в старину и самой любимой была именно обыкновенная тряпичная кукла. Она хранила тепло родных людей, потому что мастерилась кукла либо из старенькой матушкиной завески (передника, фартука), или же из старой отцовской рубахи. Эта кукла хранила в себе тепло рук матери, бабушки, няни, потому что в старину изготовление кукол было сугубо женским делом. Кроме этого обыкновенная тряпичная кукла хранила в себе тепло родного дома, тепло семейного очага, ведь она всегда делались с огромной любовью старших к младшим своим.
Педагог. А как вы, ребята, думаете, почему именно тряпичная кукла была так любима детьми?
Дети. Она была удобна для игры.
Дети. Тряпичная кукла такая мягонькая, тепленькая, ласковая. Я представляю, как тепло на сердце становится, когда берешь в руки такую куколку!
Дети. Такую куклу можно было носить всегда с собой. Положишь ее в карманчик – и она всегда с тобой!
Дети. О кукле можно говорить бесконечно, особенно о своей любимице – кукле! Но самое главное – обыкновенная тряпичная кукла хранила в себе тепло родных людей, тепло родного очага, как и было сказано сегодня на занятии.
Дети. Я считаю, что тряпичную куклу, сделанную своими руками, можно было подарить своей любимой подруге или же родственникам.
Дети. Я думаю, что можно было тряпичную куколку подарить своим родным и близким даже и на праздник.
Педагог. Молодцы, ребята! А как вы думаете, как появилась у нас на Дону тряпичная кукла? Вам нужно было провести исследование на данную тему. Кто справился с этим заданием? Расскажите о своем исследовании.
Дети. Я поработала с различными информационными источниками, в том числе и с Интернет-источниками и выяснила, что в давние-давние времена, еще задолго до появления у нас на Дону первых постоянных казачьих поселений, так называемых казачьих городков (они возникли во второй половине 16 века), Дон был уже много национальным (у нас и сейчас на Дону проживают более ста национальностей, и все живут в мире), и каждый народ принес сюда на Дон свою культуру, частицей которой являются и куклы. С украинцами к нам на Дон пришло гончарное ремесло, домотканые бытовые изделия, к примеру, половики (как говорили украинцы, тряпичные дорожки), и, конечно же, тряпичные куклы.
Дети. Я провела опрос по данной теме в своей родной станице и выяснила, что кукла к нам на Дон пришла вместе с теми людьми, кто давным – давно поселился у нас на Дону. Появление именно тряпичной куклы мы связываем с украинцами.
Дети. А я провела интервьюирование своих соседей и выяснила, что у представителей разных донских национальностей еще в давние – давние времена были куклы, которые выполняли различные роли: это и куклы – обереги, и обрядовые куклы, и именно игровые куклы. И у донских, и у кубанских казаков распространена была тряпичная кукла, которая к нам на Дон и на Кубань пришла вместе с украинцами.
Дети. Я с удовольствием в библиотеке изучала источники авторов М.П. Астапенко, В.С. Левченко, Е.Ю.Сухаревской и узнала о замечательных казачьих традициях, в том числе и о куклах, о видах кукол. Куклы бывают не только игровые, но есть куклы и обрядовые, и обереговые куклы. Мне очень понравилась кукла Масленичка, которая выполняет две роли, она является и обереговой, и обрядовой куклой. Я очень бы хотела научиться мастерить куклу Масленичку. Я думаю, что такая кукла заинтересует тоже всех, как и игровая кукла «Донская казачка». Мне очень хочется назвать источник, в котором вы найдете эту удивительную куклу. Это «Природа и история родного края», авторы М.П. Астапенко и Е.Ю.Сухаревская, Ростов-на-Дону, издательство «Баро-Пресс», 2009, с.142.
Дети. А я хочу отмерить то, что кукла в жизни человека играет значительную роль. Она имеет огромное воспитательное значение. И сегодняшнюю тему нашего занятия (как и все занятия «Росинки») я считаю очень важной и современной. Действительно, кукла – это прелестное создание, а кукла «Донская казачка» – это частичка моего родного донского края, где я родилась и живу. Она действительно трогает душу и так берет за сердце! Я смотрю на представленную на занятии выставку, где есть удивительно трогательная куколка «Донская казачка», и таким теплом, и такой радостью наполняется мое сердце! И я хочу смастерить много – много куколок и подарить их своим родным, близким, друзьям!
Педагог. Какие вы молодцы, ребята! Вы провели серьезную исследовательскую работу, очень интересно рассказали и о назначении куклы в жизни человека, о видах кукол и о том, как к нам на Дон пришла тряпичная кукла. А какие положительные эмоции испытываете вы, ребята! Спасибо вам, ребята!
Педагог. Да, воспитательное значение куклы переоценить невозможно. Наши предки – казаки знали об этом. В старину считалось, чем сосредоточеннее и увлеченнее маленькая казачка играет в куклы, тем счастливее сложится ее взрослая жизнь. Кукол очень берегли и хранили их долго – долго. В казачьей семье куклы тряпичные мастерились не только для игры, но и к разным семейным и календарным событиям. Порой в казачьей семье кукол накапливалось до нескольких десятков. Куклы выполняли различные функции, в основе своей – это три функции. Были куклы, которые выполняли только одну функцию, но были и те, которые совмещали в себе сразу две функции. А какие именно функции выполняли тряпичные куклы, вы, ребята, уже рассказали об этом. А закрепить эти знания вам поможет старинная казачья сказка про маленькую казачку Дарьюшку да ее куколку, которую вы услышите немного позже.
Педагог. Я вижу, что вы, ребята, уже устали немного. А это значит, что подошло время нашей физминутки.

(Дети проводят физминутку).

Педагог. Продолжаем наше занятие, ребята.
Педагог. Берешь в руки старенькую детскую игрушку куклу – и теплом и радостью наполняется твое сердце. Ты вспоминаешь то, что дорого тебе с детства: твоя семья, твои друзья, твоя малая Родина. Преданный сын России, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев отмечал, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему родному дому, к друзьям своим, к школе. И мне вспоминается мое счастливое детство, которое прошло в казачьей станице Новоцимлянской Цимлянского района Ростовской области. Я хорошо помню всех, кто был мне близок и дорог. Среди них – необыкновенная, добрая и мудрая старая казачка баба Дуня, как мы ее называли в детстве. Она рассказывала нам, мне и моим маленьким одноклассницам (я тогда была ученицей еще начальной школы), старинные казачьи сказки. Я приведу вам лишь эпизод из этой сказки. А вы, ребята, подумайте да скажите, о какой кукле идет здесь речь.

Эпизод старинной казачьей сказки, рассказанной донской казачкой бабой Дуней (станица Новоцимлянская, Цимлянский район, Ростовская область; жаль, баба Дуня, Евдокия Николаевна Плахова, уже ушла из жизни)

Жил-был казак донской. И была у него жена – красивая да статная донская казачка. Да была у них в семье дочка Дарьюшка. Жили они в ладу, в мире да согласии. Но пришла беда в семью – занемогла Дарьюшкина матушка. Перед смертью подозвала она к себе дочку и гутарит ей: «Чадушка ты моя, доченька моя любимая. Оставляю я тебе куколку тряпичную, береги ее. Носи ее всегда с собою. Она тебе и защитница, и советчица будет всегда. И все в твоей жизни сложится хорошо». Сколько бед выпало на Дарьюшкину долю! Но замечательная казачка Дарьюшка все жизненные невзгоды преодолела. И, как положено в старых добрых сказках, все в ее жизни сложилось хорошо, потому что скромную и добрую Дарьюшку всегда оберегала матушкина куколка.

Читайте также:  Как сделать торт муляж своими руками

Педагог. Понравилась вам, сказка (эпизод), ребята?
Дети. Сказка очень-очень понравилась! Я люблю читать или же слушать сказки, они учат только доброму и хорошему!
Дети. Очень бы хотелось услышать всю сказку!
Педагог. Хорошо, ребята, в дальнейшем мы вновь вернемся к этой замечательной старинной казачьей сказке. Я очень хорошо помню, как мы просили в детстве бабу Дуню, чтобы она помогла нам сделать куколку, такую, как подарила своей Дарьюшке ее матушка, чтобы и в нашей жизни все сложилось хорошо. И вместе с бабой Дуней мы мастерили кукол. И все они были без лица. Мы просили бабу Дуню, чтобы она нарисовала лица нашим куклам. А баба Дуня отвечала: «Не положено ей быть с лицом. Берегите эту куколку. И все в вашей жизни будет ладно».
Педагог. О какой кукле, как вы думаете, ребята, идет речь в сказке про Дарьюшку?
Дети. Это кукла особенная. Мы уже говорили сегодня на занятии о таких куклах. Эта кукла предназначена не для игры.
Дети. Да, верно, это не игровая, а обереговая кукла.
Дети. Это дух материнского рода, оберег.
Педагог. Молодцы, ребята! А почему куклы в старину мастерились без лица?
Об этом мы тоже говорили сегодня.
Дети. Все старинные куклы были без лица, чтобы недобрые силы не смогли вселиться в куклу и навредить человеку.
Дети. И я читала в книгах, да еще и в Интернете находила интересные сведения о старинных куклах. Все куклы в старину делались без лица, чтобы злой дух не смог вселиться в куклу и не смог принести вреда никому.
Дети. Я хочу подытожить, что все наши исследования, которые мы провели о кукле, подтверждают все сказанное здесь ранее.
Педагог. Молодцы, ребята! Я вижу, как интересна вам тема нашего занятия. Я рада, что она трогает ваши детские души и не оставляет равнодушными ваши маленькие сердца, сердца юных граждан нашего великого российского государства, частичкой которого является наш родной Донской край (Ростовская область).
Педагог. А сейчас, ребята, давайте внимательно рассмотрим представленную на нашем занятии экспозицию «Виды кукол. Обереговые, обрядовые и игровые куклы» да выполним такую творческую работу: «Каково назначение представленных в экспозиции кукол? Чем похожи и чем различаются данные куклы?» Вы готовы провести свое исследование, ребята?
Дети. Конечно, нам очень интересно провести свое исследование о куклах.
Дети. Мы готовы приступить к этой замечательной творческой работе.

2. Экспозиция «Виды кукол. Обереговые, обрядовые и игровые куклы».

(Дети выполняют творческую работу на основе представленной экспозиции кукол).

Педагог. Какие вы молодцы, ребята! Вы так интересно выполнили задание! Я уверена, что вы и дома, ребята, с таким же удовольствием расскажите о нашем занятии.

3. Обзор представленных на занятии выставок.

(Дети совместно с педагогом проводят обзор представленных на занятии выставок).

IV. Этап первичной проверки понимания изученного

1. Творческая работа «Старинные и современные куклы».

(Дети под руководством педагога делают сравнительный анализ старинных и современных кукол, используя экспонаты представленных на занятии кукол).

2. Подготовка материалов для изготовления тряпичной игровой куклы «Донская казачка».

Педагог. Ребята! Я вижу, с каким нетерпением вы ждете того момента, когда мы приступим к увлекательному творческому процессу изготовления куклы своими руками! Сейчас мы с вами удобно разложим подготовленный для работы материал и вспомним технику безопасности во время работы с ножницами и иглой. (Дети рассказывают правила работы с ножницами и иглой). И пока вы все приготовите, я хочу рассказать вам об идее создания куклы «Донская казачка». Она появилась благодаря нашему творческому объединению «Росинка», в котором мы на своих занятиях по образовательной программе «Истоки» нашего земляка – дончанина Ивана Александровича Прокопенко изучаем уникальное культурное наследие донского казачества, особенно – быт и традиции донских казаков. Вот так свои представления о донской казачке я воплотила в трогательном образе тряпичной игровой куклы «Донская казачка». И такую радость я почувствовала от этого и мне захотелось поделиться ее с вами, ребята. И каждый из вас, ребята, я думаю, свои представления о донской казачке постарается передать сегодня в образе куклы «Донская казачка». И у каждого из вас получится своя авторская «Донская казачка»! Я сама уже сделала много кукол и с удовольствием подарила их своим станичникам!

(Дети раскладывают материал, подготовленный для изготовления куклы. Комплект материала к занятию по изготовлению тряпичной куклы дети формируют заранее).

1. Лоскут белой (светлой) ткани 20х20см. для верхней части туловища куклы.
2. Лоскут цветной ткани 30х30 см. для нижней части туловища куклы.
3. Лоскут цветной или однотонной яркой ткани для платка (или косынки) 20х20 см.
4. Тесьма красного цвета или полоска ткани красного цвета (повойник) для платка, длина 15 см., ширина 1-2 см.
5. Тесьма цветная или полоска однотонной яркой ткани для пояса завески (фартука, передника), длина 20 см., ширина 2-3 см.
6. Кружево широкое или полоска однотонной яркой ткани для завески (фартука, передника), ширина 7 см., длина 10 см.
7. Красные нитки (катушка №10 или же шерстяная нить), белые нитки (катушка №30 или №40).
8. Игла швейная.
9. Ножницы.
10. Вата (50 гр.) для наполнения куклы.

V. Этап закрепления новых знаний, способов действий и их применение

Технология изготовления тряпичной игровой куклы «Донская казачка»

Педагог. Технология изготовления тряпичной игровой куклы «Донская казачка» очень проста. В основе ее – узелок. В нашей куклу всего два узелка, один узелок – для верхней части туловища куклы, а второй – для нижней части туловища куклы. Вы, ребята, ранее обратили внимание на то, что представленные в экспозиции «Виды кукол. Обереговые, обрядовые, и игровые куклы» куклы обереговые и обрядовые изготовлены по технологии «кукла – свертка». А игровые же куклы – по технологии «кукла-узелок». На основе узелковой технологии, ребята, мы и будем мастерить наша игровую куклу «Донская казачка». И так, ребята, приступаем к увлекательному процессу изготовления старинной детской игрушки – тряпичной куклы в нашей маленькой мастерской казачьих ремесел.

  1. Берем лоскут белой (светлой) ткани для верхней части туловища куклы. В середину кладем плотный комок ваты для изготовления головы куклы. Делаем голову куклы, не допуская грубых складок на лице тряпичной куклы, ниткой перевязываем ткань на месте шеи куклы.
  2. Расправляем ткань по диагонали, наложив половинки лоскута друг на друга. На концах диагонали подгибаем ткань, формируя ладони куклы, перевязываем ниткой на расстоянии 2-2,5 см. от края. Получаем руки куклы.
  3. Внутрь верхней части туловища куклы вкладываем немного ваты, формируя верхнюю часть туловища, затем закрепляем ниткой по талии куклы.
  4. Полоску красной ткани (повойник) повязываем вокруг головы куклы.
  5. Берем лоскут ткани для нижней части туловища. Загибаем на нем по очереди четыре конца к середине (можно сформировать круг, обрезав эти лишние концы), стежком вперед присобираем края, подтягиваем нитку, получается юбка.
  6. Внутрь получившейся юбки вкладываем вату.
  7. Верхнюю часть куклы вставляем в юбку и, аккуратно подтягивая нитки, завязываем. Затем пришиваем юбку к талии.
  8. Привязываем ниткой завеску (фартук, передник) кукле, затем вверху завески (фартука, передника) привязываем поясок.
  9. На голову куклы повязываем платок (или косынку).

В процессе изготовления куклы можно использовать не только нить белого цвета, но и красную нить, она, как и вышивка, и бусы, и кружево или же тесьма, выполняют роль оберега. Низ завески ( фартука, передника), подол юбки можно украсить вышивкой, тесьмой, кружевом. Дополнением к украшению куклы могут служить и бусы.

Готовя материалы для изготовления куклы, следует подбирать так цвета ткани, чтобы они гармонировали друг с другом, тогда кукла будет выглядеть особенно нарядной.

VI. Этап обобщения и систематизации знаний

Выставка кукол, изготовленных своими руками во время мастер – класса

VII. Контрольный этап занятия

Сравнение результатов творческой работы по изготовлению тряпичной игровой куклы «Донская казачка».

Итоговый блок

VIII. Итоговый этап занятия

Оценка успешности занятия.

IX. Рефлексивный этап занятия

Самооценка выполненной работы: изготовление тряпичной игровой куклы «Донская казачка» своими руками.

X. Информационный этап занятия

Определение перспективы деятельности.

Список литературы

  1. Астапенко Г. Быт, обычаи, обрядыи праздники донских казаков17 – 20 веков. – Батайск, 2002.
  2. Аксенова М., Ананьева Е. Куклы мира. – М., 2007
  3. Дайн Г. Игрушечных дел мастера. – М., 1994
  4. Коноплева Н. Вторая жизнь вещей. – М., 1993
  5. Не от скуки – на все руки. – М., 1994
  6. Обряды и праздники на Дону: очерки, статьи, рекомендации. – Ростов-на-Дону, 1979.
  7. Рогачева Л. Куколки. Двенадцать историй для девочек, которые верят, что куклы живые. – Ростов-на-Дону, 2009
  8. Юрина Н. Игрушки. – М., 1999

Источник

Оцените статью