Игры своими руками для развития мелкой моторики рук
Саимя Туктарова
Игры своими руками для развития мелкой моторики рук
Точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.
Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга.
Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно).
Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной.
Развивать мелкую моторику руки детям нужно обязательно.
Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.
Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи.
Игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.
Предлагаю несколько игр сделанные своими руками для развития чувствительности пальцев рук, которые можно сделать из бросового материала.
Игра «Найди домик», сделано из пластиковых бутылок, вырезан круг, который обвязан пряжей. Дети с удовольствием находят домик для шариков из сухого бассейна.
Игра «Подбери по цвету», дети подбирают по цвету пробочки.
Игра «Застегни – расстегни», «Подбери клубочек».
Пособия для развития мелкой моторики детей 2–3 лет своими руками Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2-3 лет. Развивая детские пальчики, мы не только.
Игры для развития мелкой моторики рук и пальцев «Веселые прищепки» «Веселые прищепки» — игры для развития мелкой моторики рук и пальцев. Игры с прищепками отлично развивают мелкую моторику и образное мышление.
Занимательные игры для развития мелкой моторики рук в домашних условиях Развитие мелкой моторики в домашних условиях Педагог-классик В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей – на кончиках.
Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук «Зоопарк», сделанная своими руками Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук «Зоопарк» Для развития мелкой моторики продается много игрушек,книжек,пособий, но они.
Игры для развития мелкой моторики рук у старших дошкольников Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает.
Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики своими руками» Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности. Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают.
Игра из фетра «Петушок» для развития мелкой моторики своими руками У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также.
Игры и игрушки для развития мелкой моторики рук Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей.
Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук Уже давно установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация.
Мастер-класс по изготовлению своими руками пособия для развития мелкой моторики рук «Медуза» Давно подумывала над тем, что необходимо придумать для детей какую-нибудь штучку, которая смогла бы научить их в непринуждённой обстановке.
Источник
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр и игрушек, изготовленных своими руками»
казакова ирина
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр и игрушек, изготовленных своими руками»
Цель: Ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
1. Закрепить теоретические знания педагогов ДОУ по развитию мелкой моторики рук дошкольников.
2. Познакомить участников мастер-класса с этапами разучивания и разнообразными видами пальчиковых игр.
3. Содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученные знания в практике
Оборудование: карандаш, поднос, манка, платочки носовые, нитки, прищепки, шаблон картинка ежа, белый лист с контуром цветка, пробки от бутылок, ладошки для рефлексии.
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи, об одном из способов ее развития – пальчиковых играх.
Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают?
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Одним из принципов, положенных в основу ФГОС дошкольного образования является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями». Непременным условием всестороннего развития ребенка является его общение с взрослыми и сверстниками, а устная речь – это основное средство такого общения. Только с помощью языка взрослый может передать ребенку опыт, накопленный человечеством, знания, умения и культуру, носителем которой он является. Именно поэтому, одной из главных задач работы с дошкольниками является развитие речи, речевого общения.
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Как будут развиваться тонкие движения пальцев рук, так и будет развиваться речь.
Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь им, расскажите какие они у вас умелые, послушные. Сколько тайн хранит в себе рука. Писали стихи, оды, и посвящали руке. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки,игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо».
Известному педагогу В. А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это своего рода внешний мозг!» — писал Кант.
Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Что такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук,умение ребенка пользоваться этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой. Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает — отстает и развитие речи.
Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает ускорить созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь. Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью.
Руки — инструмент тонкий, «настраивается» он в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много. Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно.
Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной в пальчиковые игры.
1. Для начала давайте разогреем ручки.
«Ручки греем» — упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
«Месим тесто» — имитируем скатывание колобков.
Тесто мнем, мнем, мнем! (Руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем! (Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки, одновременно и поочередно)
Пироги мы испечем. (Руками совершаем движения, как будто лепим снежки)
«Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки. Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
2. Теперь разогреем пальчики
Растирание пальцев — руку сжать в кулак, резко разжать (5 раз)
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулаки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
«Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
Такие упражнения важно проводить в начале деятельности, связанной с ручным трудом. Еще один способ развития мелкой моторики — пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.
В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного покатали
3. Игры с крупой.
А сейчас мы с вами порисуем. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе и изготовление панно. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования.Давайте и мы попробуем:
«Рисуем щепотками снежинки»
«Рисуем кулачком узоры»
Рисовать можно все,что угодно: линии, волны, домики, круги, заборы, облака, дождик. Можно изучать (буквы, форму, цифры и т. д). После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. А мы с вами порисуем стихи.
«Рисуем стихи» Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.
Мы строим скворечник
У нас есть чертеж,
Чтоб домик наш был
На скворечник похож (М. Гусева.)
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему штанишки. (рисуем штанишки.)
Надо к ним карман пришить (рисуем карман.)
И платочек положить. (Вкладываем в карман платочек.)
Пересыпать из одной ёмкости в другую.
Найди игрушку: эта игра заключается в следующем. В небольшую ёмкость насыпается манка, туда же помещаются, мелкие игрушки. Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки.Перебор круп: для этой игры хорошо подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом, и ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям. Крупы являются хорошим массирующим материалом. (сухой бассейн). Самомассаж в «сухом бассейне». Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто,приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».
4. Игры с прищепками, можно прищепки прищепить на различные изображения (ёжик, коровка божья и т. д)
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик,
Мы тебе сейчас поможем.
На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, ребёнок может выбирать и прицеплять прищепки на края коробок, соотнося цвета прищепок с цветом кружков на дне коробок.
Бельевой прищепкой прищепляют ногтевые фаланги пальцев (правой, а затем левой руки).
Ущипнуть тебя он хочет.
На каждый ударный слог.
От большого пальца к мизинцу.
(Предложить взять платочки)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее на подмогу,
Мишка, кажется, застрял
(Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак. Теперь нужно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.)
Так же можно предложить ребенку контур предмета нарисованного на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии (предложить из ниток выложить контур рисунка)
5. Игры с пробками от бутылок
Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» —
«Мы едим на лыжах,
мы мчимся с горы,
мы любим забавы снежной зимы»
Выкладывание фигур из счетных палочек.
Каждый день, играя с детьми, мы можем использовать пальчиковую гимнастику, либо массаж рук.
Предлагаю всем педагогам детей от 2 до 7 лет самостоятельно буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор.
И так нам понадобиться:
• Трафарет геометрических фигур
Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки и делать интересные аппликации, выкладывать узоры, цветы, дома, деревья и т. д., на сколько развита фантазия и воображение…
Данное пособие поможет:
Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.
Совершенствовать все виды счёта.
Учить обобщать и сравнивать предметы по величине.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Формировать представления о геометрических фигурах, формах.
Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам
(форме, величине, цвету)
Развивать речь детей, умение делать простые выводы.
Закрепить и расширить пространственное представление.
«Собери красивые бусы» — желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.
«Напиши цифры.» — воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложить цифру из любых фигур, которые он выберет.
«Напиши букву.» — ребенок выкладывает букву.
«Выложи предмет» — ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую «картину» (развивает творчество ребенка).
«Найди пару», «Найди такую же…» — учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме,цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.
«Что изменилось?» упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.
«Подбери фигуру» — закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
«Три квадрата»— научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
«Геометрическое лото» — учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.
«Какие бывают фигуры»— познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником,давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.
«Кому какая форма» — учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
«Составь предмет» — упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
Предлагаю участникам мастер – класса оформить дерево цветными ладошками.
«Светофор» — зеленый – было интересно, мне понравилось, желтый – не очень интересно, красный – зря потрачено время.
Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала Природный материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным.
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством творчества (слайд 1)Презентация на тему: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСТВА» Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 23.
Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук «Зоопарк», сделанная своими руками Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук «Зоопарк» Для развития мелкой моторики продается много игрушек,книжек,пособий, но они.
Мастер-класс для педагогов. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.
Мастер-класс по изготовлению своими руками пособия для развития мелкой моторики рук «Медуза» Давно подумывала над тем, что необходимо придумать для детей какую-нибудь штучку, которая смогла бы научить их в непринуждённой обстановке.
Презентация «Мастер-класс «Радужные крупинки» по теме «Сенсорное развитие. Актуальность развития мелкой моторики рук» Сенсомоторное развитие является одним из ведущих факторов развития ребенка, его активное взаимодействие с окружающей средой. Иммануил Кант.
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ, через занятия декоративно-прикладным творчества» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Таштыпский районный Центр детского творчества» Методическая разработка.
Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала Участники мастер – класса приглашаются пройти за столы, на которых лежат разнообразные предметы: семена, орешки, косточки, подносы с крупой,.
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и игрушек, изготовленных своими руками Авторы работы: Щербакова И. А., Говорова Н. В., Фурштакова С. А., Черемушкина Т. С. Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль.
Развитие мелкой моторики рук посредством работы с материалом из соленого теста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад первой категории №194 г. Челябинск Презентация.
Источник