Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Лариса Кудрявцева
Дидактические игры своими руками на развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста
Существует масса методик, которые могут помочь в развитии ребенка. Самый надежный помощник в этом деле – детская рука. Поэтому необходимо уделять должное внимание различным способам действия на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Чем лучше ребенок владеет своей рукой, пальчиками, тем лучше развито его мышление, внимание, воображение, двигательная и зрительная память, наблюдательность, речь. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу.
Предлагаю вам рассмотреть несколько простых и веселых развивающих игр, которые можно сделать самим.
«Паутинка»
Цель: развитие мелкой моторики рук, пространственного восприятия, координированных движений.
«Кораблик»
Цель: развитие мелкой моторики рук, силового тонуса руки, формирование восприятия величины, сенсорных эталонов (цвет).
«Елочка»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, силового тонуса руки, количественный счет, пространственная ориентировка, ознакомление с окружающим.
«Числовой ряд»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, силового тонуса руки, закрепление знаний цифр, закрепление порядкового и обратного счета, знание геометрических фигур, зрительная память (найди фигуру).
«Божья коровка» и «Котик»
Цель: Развитие мелкой моторики, бытовых навыков (застегивание и расстегивание пуговиц и молнии, количественный счет.
«Ежик»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, знание названий цветов и их оттенков, пространственная ориентировка, зрительное восприятие величины (длинный, короткий).
Для игры используются старые фломастеры.
«Рисуем нитками»
Цель: развитие мелкой моторики рук, воображения, зрительно-двигательной координации, закрепление названия цветов и их оттенков, зрительное восприятие величины (длины)
Будет хорошо, если шаблоны будут иметь жесткую основу.
«Рисуем пуговицами»
Цель: Развитие мелкой моторики рук, знание цвета, величины, формы. Наложение на контур, работа со схемой, пространственная ориентировка, развитие воображения.
Для игры необходимы: пуговицы разного цвета, формы и величины. Схемы.
«Плетем корзину»
Цель: развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации, знание названий цветов, зрительного восприятия величины (длинный — короткий, широкий -узкий, счет.
Для игры необходимы: ленточки и шнурки разного цвета и величины.
Надеюсь мои идеи вам пригодятся. Желаю творческих успехов.
Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста, сделанные своими руками из нестандартного материала Дидактические игры для детей младшего дошкольного возраста, сделанные своими руками из нестандартного материала Игра «Весёлые бусины».
Дидактические игры, сделанные своими руками для развития сенсорики и мелкой моторики рук у детей первой младшей группы В первом полугодии мы в группе проводили родительское собрание. Одним из пунктов этого собрания было «Развитие мелкой моторики рук у детей.
Дидактические игры своими руками для детей раннего возраста В. а. сухомлинский:Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный.
Дидактические игры своими руками для детей раннего возраста Фоменко т. а. :Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка.
Фотоотчет «Дидактические игры по сенсорике для детей дошкольного возраста своими руками» В нашем детском саду прошел конкурс дидактических игр, которые изготовили воспитатели своими руками, для детей своей возрастной группы.
Игры для развития мелкой моторики своими руками Развитие мелкой моторике имеет очень большое значение для развития ребенка. Если ее хорошо развивать, то у ребенка будет развита логика,.
Нетрадиционные дидактические игры на развитие мелкой моторики у детей с нарушениями зрения Хочу поделиться совместным опытом в создании картотеки нетрадиционных дидактических игр. Нетрадиционные дидактические игры для детей 4-5.
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры «Шнуровка» Одним из самых эффективных способов развития мелкой моторики являются игры-шнуровки. В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание,.
Развитие сенсорики у детей раннего возраста (дидактические игры своими руками) Ирина Шулепова Развитие сенсорики у детей раннего возраста (дидактические игры, сделанные своими руками) Ранний возраст — самое благоприятное.
Родительское собрание в ГКП «Игрушки своими руками для развития мелкой моторики у детей раннего возраста» Конспект нетрадиционного родительского собрания в группе кратковременного пребывания детей раннего возраста «Игрушки своими руками из различных.
Источник
Пособия для развития мелкой моторики детей 2–3 лет своими руками
Татьяна Родина
Пособия для развития мелкой моторики детей 2–3 лет своими руками
Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2-3 лет. Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и стимулируем развитие речи у ребенка,помогаем развивать интеллект ребенка в целом, а также готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.
Все дети без исключения обожают играть! Я
работаю в первой младшей группе. Для своих детей с помощью родителей я изготовила пособия для развития мелкой моторики.
Дети с удовольствием откручивают и закручивают крышечки.
Дети очень любят пристегивать пуговицы.
Дети пристегивают и отстегивают лепестки цветов, а также сами цветы.
«Паровозик» и «Волшебные замочки»
Дети всегда с большим интересом играют.
Игра для развития мелкой моторики «Волшебные прищепки» своими руками Игра для развития мелкой моторики «Волшебные прищепки» своими руками «Ум ребенка — на кончиках пальцев»,- говорил известный педагог В. А.
Игрушка для развития мелкой моторики своими руками Игрушка для развития мелкой моторики своими руками. Для заинтересованных педагогов не составит труда сделать игрушки для мелкой моторики.
Игры для развития мелкой моторики своими руками «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский. От того как ловко малыш управляет своими пальчиками, зависят его будущие.
Пособие своими руками для развития мелкой моторики ребёнка 4–5 лет Хочу представить Вашему вниманию занимательное пособие для развития мелкой моторики,память,речи и внимания «Книжка-малышка» В ходе работы.
Пособие своими руками для развития мелкой моторики ребёнка с 1–3 лет Хочу представить вам поделки изготовленные своими руками для развития у детей мелкой моторики. Использую для этого различный материал: ткань,.
Пособия для развития мелкой моторики. Скоро новый учебный год. В логопедическом кабинете решила пополнить коллекцию пособий для развития мелкой моторики дошкольников. Уровень.
Пособия для развития мелкой моторики сделанные педагогом! Расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов происходит главным образом за счет систематизации этих.
Пособия для развития мелкой моторики сделанные родителями! Для обогащения сенсорного опыта дошкольников методисты рекомендуют систематическое обращение к дидактическим играм, многие из которых.
Презентация «Игрушки для развития мелкой моторики своими руками»! Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №40 «Солнышко» Презентация «Игрушки.
Работа по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет через дидактические игры, изготовленные своими руками» Работа по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) через дидактические игры, изготовленные.
Источник
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр и игрушек, изготовленных своими руками»
казакова ирина
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр и игрушек, изготовленных своими руками»
Цель: Ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
1. Закрепить теоретические знания педагогов ДОУ по развитию мелкой моторики рук дошкольников.
2. Познакомить участников мастер-класса с этапами разучивания и разнообразными видами пальчиковых игр.
3. Содействовать появлению желания участников мастер-класса применять полученные знания в практике
Оборудование: карандаш, поднос, манка, платочки носовые, нитки, прищепки, шаблон картинка ежа, белый лист с контуром цветка, пробки от бутылок, ладошки для рефлексии.
Здравствуйте уважаемые педагоги, я рада видеть вас на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи, об одном из способов ее развития – пальчиковых играх.
Вначале я хочу спросить у вас: для чего нужны пальчиковые игры и что они развивают?
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Одним из принципов, положенных в основу ФГОС дошкольного образования является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями». Непременным условием всестороннего развития ребенка является его общение с взрослыми и сверстниками, а устная речь – это основное средство такого общения. Только с помощью языка взрослый может передать ребенку опыт, накопленный человечеством, знания, умения и культуру, носителем которой он является. Именно поэтому, одной из главных задач работы с дошкольниками является развитие речи, речевого общения.
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Как будут развиваться тонкие движения пальцев рук, так и будет развиваться речь.
Посмотрите, пожалуйста, на свои руки и полюбуйтесь им, расскажите какие они у вас умелые, послушные. Сколько тайн хранит в себе рука. Писали стихи, оды, и посвящали руке. Народ придумывал загадки, пословицы, прибаутки,игры: «Двое белых лебедей – у каждого по пять детей. У двух матерей по пяти сыновей», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе», «Рука руку моет, а две руки — лицо».
Известному педагогу В. А.Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
«Рука – это своего рода внешний мозг!» — писал Кант.
Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребёнка в целом.
Что такое мелкая моторика и почему она так важна?
Мелкая моторика — это согласованные движения пальцев рук,умение ребенка пользоваться этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой. Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук. Как правило, если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает — отстает и развитие речи.
Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает ускорить созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь. Мелкая моторика взаимодействует не только с речью, но и с мышлением, вниманием, координацией движений и пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением, зрительной и двигательной памятью.
Руки — инструмент тонкий, «настраивается» он в течение долгого времени. Поэтому и игрушек для развития моторики потребуется много. Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно.
Уважаемые коллеги, я попрошу вас побыть в роли детей дошкольного возраста и поиграть со мной в пальчиковые игры.
1. Для начала давайте разогреем ручки.
«Ручки греем» — упражнение выполняется по внешней стороне ладони.
Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
«Месим тесто» — имитируем скатывание колобков.
Тесто мнем, мнем, мнем! (Руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем! (Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки, одновременно и поочередно)
Пироги мы испечем. (Руками совершаем движения, как будто лепим снежки)
«Пила» — ребром ладони одной руки «пилим» по ладони другой руки. Пилим, пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Надо сильно постараться,
И терпения набраться.
2. Теперь разогреем пальчики
Растирание пальцев — руку сжать в кулак, резко разжать (5 раз)
Дружно пальчики сгибаем,
Крепко кулаки сжимаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
«Точилка» — сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочерёдно по одному пальцу другой руки и покручиваем влево-вправо каждый пальчик по 2 раза.
Мы точили карандаш,
Мы вертели карандаш.
Мы точилку раскрутили,
Острый кончик получили.
Такие упражнения важно проводить в начале деятельности, связанной с ручным трудом. Еще один способ развития мелкой моторики — пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности.
В качестве предметов можно использовать массажные мячи, карандаши, прищепки. Предлагаю вам проиграть одну из таких игр с карандашом.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного покатали
3. Игры с крупой.
А сейчас мы с вами порисуем. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Широко известны такие приемы, как рисование на подносе и изготовление панно. Мелкую крупу можно использовать для пальчикового рисования.Давайте и мы попробуем:
«Рисуем щепотками снежинки»
«Рисуем кулачком узоры»
Рисовать можно все,что угодно: линии, волны, домики, круги, заборы, облака, дождик. Можно изучать (буквы, форму, цифры и т. д). После выполнения каждого задания поднос можно аккуратно встряхнуть, чтобы поверхность опять стала ровной. А мы с вами порисуем стихи.
«Рисуем стихи» Каждая пара получает поднос (30х40см) с манкой. Стихи читает взрослый, а ребенок рисует, затем ребенок читает текст, а взрослый дорисовывает детали к изображению.
Мы строим скворечник
У нас есть чертеж,
Чтоб домик наш был
На скворечник похож (М. Гусева.)
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему штанишки. (рисуем штанишки.)
Надо к ним карман пришить (рисуем карман.)
И платочек положить. (Вкладываем в карман платочек.)
Пересыпать из одной ёмкости в другую.
Найди игрушку: эта игра заключается в следующем. В небольшую ёмкость насыпается манка, туда же помещаются, мелкие игрушки. Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь игрушки.Перебор круп: для этой игры хорошо подойдут крупы, которые смешиваются друг с другом, и ребёнок должен их перебрать по разным ёмкостям. Крупы являются хорошим массирующим материалом. (сухой бассейн). Самомассаж в «сухом бассейне». Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто,приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».
4. Игры с прищепками, можно прищепки прищепить на различные изображения (ёжик, коровка божья и т. д)
Ёжик, ёжик, где гулял?
Где колючки растерял?
Ты беги скорей к нам, ёжик,
Мы тебе сейчас поможем.
На занятиях и в свободное время прищепки «превращаются» в различных животных и птиц, ребёнок может выбирать и прицеплять прищепки на края коробок, соотнося цвета прищепок с цветом кружков на дне коробок.
Бельевой прищепкой прищепляют ногтевые фаланги пальцев (правой, а затем левой руки).
Ущипнуть тебя он хочет.
На каждый ударный слог.
От большого пальца к мизинцу.
(Предложить взять платочки)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее на подмогу,
Мишка, кажется, застрял
(Медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак. Теперь нужно с силой вытянуть платочек из кулака, затем повторить сначала.)
Так же можно предложить ребенку контур предмета нарисованного на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии (предложить из ниток выложить контур рисунка)
5. Игры с пробками от бутылок
Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах» —
«Мы едим на лыжах,
мы мчимся с горы,
мы любим забавы снежной зимы»
Выкладывание фигур из счетных палочек.
Каждый день, играя с детьми, мы можем использовать пальчиковую гимнастику, либо массаж рук.
Предлагаю всем педагогам детей от 2 до 7 лет самостоятельно буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор.
И так нам понадобиться:
• Трафарет геометрических фигур
Из разноцветных салфеток можно вырезать разнообразные фигурки и делать интересные аппликации, выкладывать узоры, цветы, дома, деревья и т. д., на сколько развита фантазия и воображение…
Данное пособие поможет:
Развивать у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации.
Совершенствовать все виды счёта.
Учить обобщать и сравнивать предметы по величине.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Формировать представления о геометрических фигурах, формах.
Закреплять умение классифицировать предметы по общим качествам
(форме, величине, цвету)
Развивать речь детей, умение делать простые выводы.
Закрепить и расширить пространственное представление.
«Собери красивые бусы» — желанию дети выбирают разные геометрические фигуры и раскладывают их в определённой последовательности собирая тем самым бусы.
«Напиши цифры.» — воспитатель говорит цифру, а ребенок должен выложить цифру из любых фигур, которые он выберет.
«Напиши букву.» — ребенок выкладывает букву.
«Выложи предмет» — ребенок выкладывает, например дом (геометрические фигуры выбирает сам ребенок, затем солнышко и т. д. В последующем можно выложить целую «картину» (развивает творчество ребенка).
«Найди пару», «Найди такую же…» — учить подбирать геометрические фигуры разные по величине, форме,цвету, сравнивать и находить сходства, различия. Развивать наблюдательность.
«Что изменилось?» упражнять в правильном назывании геометрических фигур, развивать зрительную память.
«Подбери фигуру» — закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.
«Три квадрата»— научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».
«Геометрическое лото» — учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.
«Какие бывают фигуры»— познакомить детей с новыми формами: овалом, прямоугольником, треугольником,давая их в паре с уже знакомыми: квадрат-треугольник, квадрат-прямоугольник, круг-овал.
«Кому какая форма» — учить детей группировать геометрические фигуры (овалы, круги) по форме, отвлекаясь от цвета, величины.
«Составь предмет» — упражнять в составлении силуэта предмета из отдельных частей (геометрических фигур).
Предлагаю участникам мастер – класса оформить дерево цветными ладошками.
«Светофор» — зеленый – было интересно, мне понравилось, желтый – не очень интересно, красный – зря потрачено время.
Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала Природный материал всегда доступен, не требует больших финансовых затрат, помогает снять эмоциональное напряжение у детей. Игры с природным.
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников посредством творчества (слайд 1)Презентация на тему: «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТВОРЧЕСТВА» Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 23.
Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук «Зоопарк», сделанная своими руками Дидактическая игра для развития мелкой моторики рук «Зоопарк» Для развития мелкой моторики продается много игрушек,книжек,пособий, но они.
Мастер-класс для педагогов. Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Мастер – класс для педагогов. «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Часть I. Подготовила: Барсукова. С. Н. Цель:.
Мастер-класс по изготовлению своими руками пособия для развития мелкой моторики рук «Медуза» Давно подумывала над тем, что необходимо придумать для детей какую-нибудь штучку, которая смогла бы научить их в непринуждённой обстановке.
Презентация «Мастер-класс «Радужные крупинки» по теме «Сенсорное развитие. Актуальность развития мелкой моторики рук» Сенсомоторное развитие является одним из ведущих факторов развития ребенка, его активное взаимодействие с окружающей средой. Иммануил Кант.
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук детей с ОВЗ, через занятия декоративно-прикладным творчества» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Таштыпский районный Центр детского творчества» Методическая разработка.
Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством использования природного материала Участники мастер – класса приглашаются пройти за столы, на которых лежат разнообразные предметы: семена, орешки, косточки, подносы с крупой,.
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и игрушек, изготовленных своими руками Авторы работы: Щербакова И. А., Говорова Н. В., Фурштакова С. А., Черемушкина Т. С. Многие ученые, педагоги, психологи отводили огромную роль.
Развитие мелкой моторики рук посредством работы с материалом из соленого теста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад первой категории №194 г. Челябинск Презентация.
Источник