Творческий проект «Игрушки наших бабушек»
ЮЛИЯ ЩУРИК
Творческий проект «Игрушки наших бабушек»
Творческий проект «Игрушки наших бабушек»
Участники проекта: воспитатель группы, дети и их родители.
1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством: глиняной, тряпичной, нитяной и деревянной, игрушкой.
2. Продолжать пополнять мини-музей новыми экспонатами.
А) Закрепить представление о старинной игрушке, как называется.
Б) Формировать диалогическую речь.
В) Развивать поэтический и музыкальный слух.
А) Развивать воображение и фантазию, умение создать игрушку из доступного материала
Б) Развивать познавательную и продуктивную деятельность (исследование)
А) Воспитывать бережное отношение к игрушке изготовленной своими руками.
Б) Развивать любовь к окружающим предметам.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество (рисование, труд.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.
1. Беседа с детьми, знакомство с русской народной игрушкой, показ иллюстраций.
2. Выставка игрушек ручной работы (совместная работа детей с родителями дома)
3. Информационный материал о русской народной игрушке (работа родителей, домашняя работа)
4. Выставка работ детей (раскраски с русскими народными игрушками, совместная работа с родителями дома, в группе)
5. Мастер класс «Тряпичный пасхальный зайчик», «Нитяная куколка – мотанка» для родителей
6. Совместная творческая работа (раскрашивание глиняной игрушки детьми и родителями в группе)
7. Мастер класс «Изготовление глиняной игрушки» (Симанова Е. А. родительница) для детей
Дети под музыку входят в группу в русских народных костюмах
В. : Здравствуйте гости! Мы с ребятами вам сейчас расскажем об игрушках, которые старше вас. Такими игрушками играли бабушки и дедушки, наших ребят, когда были совсем маленькими.
В. : Это, что за игрушка, не одна, а с подружками?
Дети: Матрёшка-игрушка, её делают из дерева, а затем раскрашивают.
Дети читают стихи (домашнее задание):
1. Мы — матрёшки, мы — сестрички
Мы — толстушки невелички.
Как пойдём плясать и петь
Вам за нами не успеть»
Под музыкальное сопровождение девочки исполняют ритмические движения.
2. Рядом разные подружки,
Но, похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
В. : Мы матрёшек возьмём и играть начнём.
Проводится игра «Разбери и собери Матрешку» (все дети)
В. : Что за диво, инструмент? Аль игрушка, а может, нет.
Ответ детей: Это свистульки.
В. : Из чего сделаны эти свистульки? Возьмите их, рассмотрите (воспитатель вместе с детьми в кругу, передавая свистульки по кругу, исследуют свистульки).Свистульки бывали разные: деревянные и глиняные, раскрашенные и однотонные
(сопровождает слова показом свистулек). Взрослые и дети берегли их, ставили на самое видное место в доме для украшения.
Дети читают стихи:
1. В руки я возьму свистульку
Буду трели выводить
Будет громка нам, свистеть.
2.0й, свистулечка какая,
Музыкальное сопровождение на бересте:
Дети свистят под музыкальное сопровождение.
В. : Замечательным украшением были и другие игрушки (показывает глиняные расписные игрушки). Из чего они сделаны? Как называются? (из глины, они глиняные и поэтому, обращаться с ними нужно осторожно).
Дети читают стихи:
1. Я люблю лепить из глины,
Я слепил коня, павлина.
Белой краской покрывал,
А потом разрисовал.
Конь весёлый, озорной,
А павлин такой смешной.
2. Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил.
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил.
В. Принесите мне лошадку. Из чего её смастерили? Лошадки делали маленькие и большие, тряпичные, деревянные, можно было сесть на нее верхом или прицепить сзади тележку и покатать куклу.
Дети читают стихи:
1. Мама, папа и я
Смастерили мы коня.
И брат Вова помогал,
Вату он в носок вставлял
Нитки дружно мы мотали,
Лошадке гриву привязали.
Ушки, глазки, чёлка, рот,
Но, Марусенька, вперёд.
2. Деревянную лошадку
Папа мне вчера принёс.
Я схватил большую шашку,
Конь меня вперёд понёс.
В. : А ну-ка мальчики, добры — молодцы, покажите свою ловкость и быстроту! Кто там скачет на коне, На горячем скакуне? Это кто такой ездок, и какой ему годок?
Проводится подвижная игра «Чей конь быстрее».
В. : Как вы весело играли! Вы, наверное, устали?
Да после такого галопа нам просто необходимо отдохнуть!
Игра с гостями: «Что, мы, делаем, не скажем, а что делаем, покажем». Имитация движений
(пилим, стругаем полешко, пеленаем, качаем)
В. :А вы, гости, отгадали, что ребята делали? Да ребята делали куколку, пилили строгали, и пеленали её.
У всех девочек были куклы, правда, делали их, в основном, из ткани и ниток. Мастерство изготовления кукол, бабушки передавали своим внучкам, учили их правильно складывать, скручивать ткань, и наматывать нитки.
В. : Все куклы были особенными, непохожими друг на друга. Что это за кукла? (тряпичная). Из чего она сделана? (из тряпочек). А эта кукла? (из ниток, нитяная)
Девочка читает стих:
С мамой куклу мастерили,
Куклу мотанку крутил,
Ручки, ножки, голова,
Две косички, Ура
Кукла наша хороша!
В. : Ребята, а давайте нашим гостям покажем, как можно из полешка и кусочка ткани сделать куклу – пеленашку. Берем полешко, заворачиваем его в кусочек ткани. Раз, два, три, получилась куколка — младенчик, «кукла — пеленашка».
Переход в игровую деятельность:
Дети под музыкальное сопровождение исполняют, колыбельную покачивая «куклу – пеленашку».
Источник
Куклы наших бабушек
Куклы наших бабушек.
Статья написана для журнала «народное творчество» в 2010 году, не опубликована.
Кукла одна из самых древних и любимых игрушек человечества. Делали и делают кукол из различных материалов, дерева, коры, травы, глины, ткани и многого другого. Древнейшая тряпичная кукла найдена на раскопках Помпеи, известны и более ранние куклы, датированные 4 веком до нашей эры, хранится она в Британском музее.
В настоящее время возрос интерес к народной культуре, к своим корням. Возрождаются древние ремесла, вышивка, ткачество, резьба по дереву, славянская писанка, поясоплетение, народная тряпичная кукла. В центре ремесел московского округа Хамовники с названием « Славич» мастера ремесленники передают эти ремесла так, как передавали им мастера и умельцы, знатоки этих ремесел. Сами мастера не только повторяют и сохраняют народные традиции, но используют вещи по своему назначению, так как это было в народном быту.
Я хочу рассказать о народной кукле. Тряпичная народная кукла для меня стала частью жизни, не только творчеством, а частичкой моего быта. Я изучаю куклу 5 лет, за это время я создала курс обучения тряпичной народной кукле, создаю свою школу, вышло несколько обучающих дисков, выпущена книга, написанная в соавторстве с Натальей Догаевой «Кукольный сундучок», в которой описания и схемы 40 кукол. Сама я обучалась у народных мастеров России, в мастерской Дома Ремесел Заповедника народного быта под Иваново.
Сейчас многие увлекаются народной куклой, она незаменима в работе с детьми, в работе психологов, дизайнеров, родители, делая с детьми куколок, начинают больше понимать друг друга.
К сожалению, старики – хранители традиции, уходят, и все меньше остается возможностей найти куколок. Не нужно оставлять усилий найти и сохранить их. Современные мастера ездят по деревням в поисках оставшихся носителей нашей, русской, славянской культуры, с надеждой встретить и записать – сохранить этнографические записи и образцы. Возможность найти куклу, которая в чистом виде обрядовая или обережная найти непросто, и очень мала. Поскольку сейчас хранители куколок наши бабушки, которые сами росли уже в советские времена, когда вытравливалась из сознания народная память и традиции. В это время куколки перешли из обряда сакральных, несущих знание о мире, могущих помочь человеку воздействовать на жизнь и судьбу, в разряд игровых.
Куколок делали из ношеной одежды, несущей часть человеческой души и уже оттого обережной ткани, ее не резали, не кололи острыми предметами, кукол не разбрасывали по дому и относились бережно. Такие куколки имели каждая свое место и назначение, они были частью дома и быта, хранителями и помощниками в обрядах направленных на обеспечение лучшей жизни. Такие куклы сохранились мало.
Но они сохранились, как часть, как основа куколок, в которые играли наши бабушки. Куколки, которым шили одежду, которых делали сами дети, для младших детей, хранят внутри одежки саму основу, в которой сохранено знание об устройстве мира, как его видели наши предки. Дети по сей день –носители частичек древних обрядов, которые хранятся в играх.
В наше время еще не все утрачено, нужно только стать внимательней, и важные находки могут быть рядом! Расспросите своих мам, бабушек, соседок и они, иногда откажутся, скажут – ничего не помню, через некоторое время могут вспомнить и рассказать, как играли, во что играли, в какие куклы. И иногда столько вспомнят! Только успевай, записывай. А записать надо:
Год рождения и место рождения
Девичью фамилию (если женщина)
Место бытования куклы
И место где жил информатор или информант ( так называется человек, рассказ которого записывайте)
Кто научил, как звали, год рождения и место бытования куклы.
И, конечно как играли с этой куколкой или в эту игру.
Тогда это будет этнографический сбор, и он будет иметь основу и ссылку на источник.
Сейчас заботит и удручает положение в информационной сети – интернет, где пишут без ссылок на источники, личные догадки зачастую кочуют с форума на форум как истина и вводят в заблуждение. Это огорчает, потому что кукла – не только игрушка, кукла по прежнему помощник в жизни, она по настоящему может помочь человеку изменить жизнь к лучшему. Она часть мировоззрения народа, который видел мир в целом и живым, и знал и умел обращаться к силам природы и владел настоящей магией. Магия это была направлена только на жизнь, на счастье, а не на плохое, как приучили думать из-за кукол вуду из американских фильмов.
В этой статье я хочу поделиться своей находкой – куколкой Валентины Буниной, учителя труда в московской школе. Она обратилась ко мне за одной куколкой, а я попросила ее обменяться куколками. Она засомневалась, где же взять-то? Я посоветовала спросить у мамы и учеников, они могли бы опросить своих мам и бабушек. И я угадала, мама Валентины рассказала и показала такую куколку, мы ее сделали и записали, теперь ей может научиться каждый. Как ее делать можно научиться, по книге «Кукольный сундучок» из-во «Белый город» 2010 г. Написанная мной и Натальей Догаевой .
Передала Бунина Валентина
информатор Зотова (Шустова дев. фамилия) Зоя Петровна ( ее мама)
Родилась в дер. Шемякино Боровской р-он. Московской обл. (сейчас Калужская)
Научилась у своей бабушки, у которой жила в этой деревне.
Кукла бытовала там же, в московской губернии.
Как делать.
Брали три одинаковых квадрата, размером с ладонь.
1. Сначала шьем мешочек, швом через край (она шила так )
2. Перегибаем квадрат и сшиваем по бокам, выворачиваем
3. Набиваем ветошью или очесами льна
4. Потом делаем голову, в середину квадрата кладем очесы или ветошь и завязываем нитью ил тонкой тряпочкой,
получается узелок. Можно из квадрата сделать круг.
Голову вкладываем в готовый мешочек по горлышку, пришиваем.
5. Руки скатываем в скатку, завязываем, отступив, немного от края и пришиваем сзади тела мешочка
7. Пришиваем волосы ( любым способом)
8. Одеваем рубаху —
длиной с тело куклы – вырезаем лоскут буквой Т и сшиваем срезы, выворачиваем и одеваем на куклу
Шьем сарафан ( его называли – шубка) – присборен спереди
Делали таких кукол разного размера, ног у куклы нет, играли двигая ручками.
Рассказ Зои Петровны Зотовой (информатора) который передала Валентина Бунина.
….Она сказала, что бабушка ей шила кукол. Голову делали как шарик , набивали тряпочками и затягивали веревкой. Туловище скручивали и зашивали,чтобы не распускалось. Потом голову пришивали к туловищу. Делали ручки из скруток и тоже пришивали к туловищу. Ножки делали не всегда. Если хотели, что бы она стояла, то туловище было длинное. На талии его перетягивали веревочкой. Иногда делали туловище покороче и потоньше, тогда к нему пришивали ножки. Ступню делали тоже шариками. Иногда, чтобы она была более вытянутая вкладывали щепочки в ступню. Это зависело от того, что хотели сделать с куклой. Волосы делали из льна или шерсти, потому что бабушка умела прясть. Она сама делала льняное полотно и шерстяную пряжу. Мама говорит, что лицо они кукле рисовали, потому что играть без лица было неинтересно. Платья шили из кусочков, которые были в доме.
Такую куклу шили лет 75 назад. У меня мама уже старенькая. Ей 79 лет. А у ее подружек кукол не было. Когда она стала постарше, то учила девочек делать кукол, чтобы было с кем играть.
Летом они делали кукол из травы. Собирали траву. Связывали ее в пучок. Пушистая часть травы была юбкой. Голову тоже делали из травы. Скатывали ее в комок и обматывали нитками. Потом прикрепляли ее к туловищу. Руки делали тоже из травы или из веток. В таких кукол они играли в основном на улице. Потому что можно из травы сделать шалаш, в котором эти куклы жили
…..Бабушка носила шубку. Это что-то типа сарафана. Она шилась из восьми полок. Полки были достаточно большие и кроились клиньями, как у клиньевой юбки. Вверху были сборки, но не очень много. Внизу, чтобы шубка не висела тряпочкой, пришивалась тесьма. Тесьма была жесткая со щеточкой. Шубка носилась над грудью и держалась на плечах на бретелях. Кофта в обычные дни надевалась сверху и тоже была расширенная книзу от груди. В праздничные дни на шубку надевалась кофта в талию. На ней было много пуговок, и от талии была баска.
Кукол тоже одевали, похоже. Шилась такая шубка, только мама говорит, что клиньев они шили 2 или 4. На плечи одевались лямочки. Кофта надевалась сверху и была прямая или с боков чуть-чуть расширенная. Кофту кроили как обычную рубаху.
На голову надевали платочек. Волосы пришивали редко, и мама не помнит как.
Лицо рисовали или вышивали.
Эта куколка, на мой взгляд, очень показательна, в ней видна основа, основа столбик, которая скручивалась из ткани, или в кусок ткани заворачивали деревянный столбик, или мешочек набивался каким-то материалом, ветошью, опилом, зерном. Некоторые обережные, обрядовые куклы были без одежды и после того, как они отслужили свою службу, их отдавали детям. Дети шили им одежду, рисовали лицо. В традиционной народной кукле сохранена основа, так как передавали кукол что называется «по прямой передаче», от мамы к дочери, от бабушки к внучке. Это сохранило неизменным способ изготовления, а так же и видение наших предков, потому что ничего не выдумывалось, не выкидывалось, старики говорили : «Не мы заводили (обычай) , не нам менять)». Ручки куклы без шитья, сохранили закатанную и завязанную по краям трубочку из ткани, этот способ присущ обрежным куклам и красная нить, которой завязаны ручки.
Много можно писать и рассматривать, разглядывать эту куклу пытаясь понять, разглядеть, что за этой простотой. Чтобы это понять нужно, изучать самих кукол, ту среду мир-культуру, где она жила и существовала, это для тех пытливых душ, которые озадачены глубокими вопросами о смысле бытия.
А можно просто научиться делать куколку, шить ей одежду и играть. Как раньше играли в свадьбы, готовясь к одному из главных переходов жизни, отыгрывая все обряды, всей семьи, в игре было до десятка кукол. Мать, отец, родня жениха и невесты. Можно вышивать и шить кукольную, и не только, одежду, изучать, как одевались, зачем служила одежда.
Самим понять и изучить свадебный обряд потрясающей глубины, познавать обычаи наших родичей, возвращать, восстанавливать в современной жизни.
Для тех, кто желает понять и сохранить нашу культуру и традиции, моя статья – пример поиска и записи, сохранения духовного наследия наших предков, без преувеличения, кукла – один из важнейших помощников человека, может быть заместитель в иных мирах души ?
В заключение, хочется сказать о важности сборов и сохранение уклада нашего народа, возвращение уважения и самоуважения, к себе как к народу, в мире, где идет слияние культур, совместного проживания разных национальностей важно, чтобы мы сохраняли свое, знакомили со своей богатейшей глубокой культурой, что поможет, на мой взгляд, пониманию, взаимоуважению и миру, диалогу культур.
Источник