Игрушки наших дедушек своими руками

Творческий проект «Игрушки наших бабушек»

ЮЛИЯ ЩУРИК
Творческий проект «Игрушки наших бабушек»

Творческий проект «Игрушки наших бабушек»

Участники проекта: воспитатель группы, дети и их родители.

1. Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством: глиняной, тряпичной, нитяной и деревянной, игрушкой.

2. Продолжать пополнять мини-музей новыми экспонатами.

А) Закрепить представление о старинной игрушке, как называется.

Б) Формировать диалогическую речь.

В) Развивать поэтический и музыкальный слух.

А) Развивать воображение и фантазию, умение создать игрушку из доступного материала

Б) Развивать познавательную и продуктивную деятельность (исследование)

А) Воспитывать бережное отношение к игрушке изготовленной своими руками.

Б) Развивать любовь к окружающим предметам.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, музыка, физическая культура, художественное творчество (рисование, труд.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение.

1. Беседа с детьми, знакомство с русской народной игрушкой, показ иллюстраций.

2. Выставка игрушек ручной работы (совместная работа детей с родителями дома)

3. Информационный материал о русской народной игрушке (работа родителей, домашняя работа)

4. Выставка работ детей (раскраски с русскими народными игрушками, совместная работа с родителями дома, в группе)

5. Мастер класс «Тряпичный пасхальный зайчик», «Нитяная куколка – мотанка» для родителей

6. Совместная творческая работа (раскрашивание глиняной игрушки детьми и родителями в группе)

7. Мастер класс «Изготовление глиняной игрушки» (Симанова Е. А. родительница) для детей

Дети под музыку входят в группу в русских народных костюмах

В. : Здравствуйте гости! Мы с ребятами вам сейчас расскажем об игрушках, которые старше вас. Такими игрушками играли бабушки и дедушки, наших ребят, когда были совсем маленькими.

В. : Это, что за игрушка, не одна, а с подружками?

Дети: Матрёшка-игрушка, её делают из дерева, а затем раскрашивают.

Дети читают стихи (домашнее задание):

1. Мы — матрёшки, мы — сестрички

Мы — толстушки невелички.

Как пойдём плясать и петь

Вам за нами не успеть»

Под музыкальное сопровождение девочки исполняют ритмические движения.

2. Рядом разные подружки,

Но, похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

В. : Мы матрёшек возьмём и играть начнём.

Проводится игра «Разбери и собери Матрешку» (все дети)

В. : Что за диво, инструмент? Аль игрушка, а может, нет.

Ответ детей: Это свистульки.

В. : Из чего сделаны эти свистульки? Возьмите их, рассмотрите (воспитатель вместе с детьми в кругу, передавая свистульки по кругу, исследуют свистульки).Свистульки бывали разные: деревянные и глиняные, раскрашенные и однотонные

(сопровождает слова показом свистулек). Взрослые и дети берегли их, ставили на самое видное место в доме для украшения.

Дети читают стихи:

1. В руки я возьму свистульку

Буду трели выводить

Будет громка нам, свистеть.

2.0й, свистулечка какая,

Музыкальное сопровождение на бересте:

Дети свистят под музыкальное сопровождение.

В. : Замечательным украшением были и другие игрушки (показывает глиняные расписные игрушки). Из чего они сделаны? Как называются? (из глины, они глиняные и поэтому, обращаться с ними нужно осторожно).

Дети читают стихи:

1. Я люблю лепить из глины,

Я слепил коня, павлина.

Белой краской покрывал,

А потом разрисовал.

Конь весёлый, озорной,

А павлин такой смешной.

2. Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Читайте также:  Как сделать колокольню своими руками

Если гриву упустил.

В. Принесите мне лошадку. Из чего её смастерили? Лошадки делали маленькие и большие, тряпичные, деревянные, можно было сесть на нее верхом или прицепить сзади тележку и покатать куклу.

Дети читают стихи:

1. Мама, папа и я

Смастерили мы коня.

И брат Вова помогал,

Вату он в носок вставлял

Нитки дружно мы мотали,

Лошадке гриву привязали.

Ушки, глазки, чёлка, рот,

Но, Марусенька, вперёд.

2. Деревянную лошадку

Папа мне вчера принёс.

Я схватил большую шашку,

Конь меня вперёд понёс.

В. : А ну-ка мальчики, добры — молодцы, покажите свою ловкость и быстроту! Кто там скачет на коне, На горячем скакуне? Это кто такой ездок, и какой ему годок?

Проводится подвижная игра «Чей конь быстрее».

В. : Как вы весело играли! Вы, наверное, устали?

Да после такого галопа нам просто необходимо отдохнуть!

Игра с гостями: «Что, мы, делаем, не скажем, а что делаем, покажем». Имитация движений

(пилим, стругаем полешко, пеленаем, качаем)

В. :А вы, гости, отгадали, что ребята делали? Да ребята делали куколку, пилили строгали, и пеленали её.

У всех девочек были куклы, правда, делали их, в основном, из ткани и ниток. Мастерство изготовления кукол, бабушки передавали своим внучкам, учили их правильно складывать, скручивать ткань, и наматывать нитки.

В. : Все куклы были особенными, непохожими друг на друга. Что это за кукла? (тряпичная). Из чего она сделана? (из тряпочек). А эта кукла? (из ниток, нитяная)

Девочка читает стих:

С мамой куклу мастерили,

Куклу мотанку крутил,

Ручки, ножки, голова,

Две косички, Ура

Кукла наша хороша!

В. : Ребята, а давайте нашим гостям покажем, как можно из полешка и кусочка ткани сделать куклу – пеленашку. Берем полешко, заворачиваем его в кусочек ткани. Раз, два, три, получилась куколка — младенчик, «кукла — пеленашка».

Переход в игровую деятельность:

Дети под музыкальное сопровождение исполняют, колыбельную покачивая «куклу – пеленашку».

Источник

Игрушки, которые делают дедушки своими руками, производят фурор среди детей

Ребенок видит, что игрушки совсем не обязательно покупать, что их можно сделать своими руками, это удивительно для них в наше время. Они с гордостью показывают их своим друзьям, родственникам и всем окружающим.

Это хорошо не только для внука, но и для дедушки. Внук — это лучшее лекарство от болячек в старости. Ведь детки отдают нам столько положительных эмоций, они делятся с нами своей любовью к жизни, своими свежими впечатлениями, что кажется, что ты по новой проживаешь жизнь.

Наши читатели в комментариях предложили свои варианты самодельных игрушек. Особенно нам понравилась идея изготовления кораблика из сосновой коры.

Вот вариант изготовления кораблика из коры, получается и правда здорово. С мачтами он прям настоящий корабль.

Один из читателей предоставил целую схему изготовления катамарана из пластиковых бутылок и предложил использовать моторчик с пропеллером.

Так хочется теперь попробовать сагитировать дедушку сделать такой же и нашему внуку. Думаю, у деда и моторчик нужный найдётся от сломанных игрушек.

Кто-то два дня мастерил своему внуку доску с развивашками, и у него, судя по фото, это отлично получилось.

И из последних идей на сегодня — это ракетный кораблик. Такой интересный и вполне можно сделать такой самому.

Хорошо, когда у детей возникает желание самому сделать что-то своими руками. Вообще я поняла, что сейчас, когда дети не ходят в садик, они обязательно должны быть заняты каким-то делом, и чем больше оно их будет увлекать, тем лучше.

Читайте также:  Здесь вы можете продавать своими руками

Пишите в своих комментариях, как вы развиваете своих внуков? Какие поделки делаете?

Вам может быть интересна также наша статья про изготовление лодочки своими руками — читать тут . И как дед подарил внуку ящик с инструментами — читать тут .

Источник

ИГРУШКИ НАШИХ ДЕДУШЕК

Поморы – люди удивительные! У них есть и свой язык «поморьска говоря», свои народные промыслы, самобытная культура и собственные ценности. В том числе семейные. Быт поморов никогда не был богат – только самое необходимое, а вот отношение к детям у них всегда было особенное, и каждому ребенку они старались дать образование. Даже обычные игрушки имели свой смысл и несли знания. Об одной из таких традиционных северных забав – деревянном шаркунке – я и хочу рассказать.

У шаркунка (шаркунок – от слова «шаркать», то есть шуметь, произносится с ударением на последний слог) есть несколько назначений. Во-первых, это детская погремушка. Ее дарили ребенку при рождении. Девочке – с птицей, вырезанной на верхушке и почитаемой жителями Севера как символ солнца и света. Мальчику – с изображением коня, напоминающем о могучих силах природы: ветре, молниях и шторме.

Вторая функция шаркунка – служить оберегом. Считалось, что издаваемый им шум отгонял от ребенка злых духов. Возможно даже, что в далеком прошлом он был ритуальным предметом шамана или колдуна. Сегодня же их зачастую используют в качестве музыкальных инструментов народные коллективы: в зависимости от содержимого внутренних ячеек (дробинки или горох) шаркунки могут издавать разные звуки.

Ну и, конечно же, шаркунок – это занимательная головоломка для детей и взрослых. Этакий «кубика Рубика» с берегов Белого моря или 3D-пазлы с загадками на поморский манер. Удаление замковой палочки, замыкающей систему плашек, позволяет разбирать его на составные части, а потом снова собирать.

Именно как головоломка эта игрушка меня и заинтересовала. Я уже несколько лет увлекаюсь изготовлением деревянных поделок https://scraptools.com.ua с различными хитростями, требующими «поломать голову», но однажды захотелось чего-то нового и оригинального, не растиражированного в интернете. Обратился за советом к своему школьному учителю – известному мастеру старинных ремесел Сергею Юрьевичу Богатыреву. Он и посоветовал сделать шаркунок.

Плашка – основной элемент конструкции шаркунка. Длина детали L зависит от его сложности и ярусности. Для изготовлении игрушки, показанной на следующих рисунках, нам потребуется 18 плашек длиной 41 мм и четыре плашки длиной 77 мм

Ручка шаркунка

Начал с поисков информации и… практически ничего не нашел полезного по этой теме. Ни схем, ни фотографий… В одной старой книжке о народных промыслах попалась лишь небольшая картинка с примерными размерами и краткое описание, раскрывающее основной принцип сборки-разборки. Дальше пришлось фантазировать и домысливать самостоятельно. Подумал сначала, что по указанным в первоисточнике размерам изготовить из дерева такую игрушку невозможно – слишком маленькая выходит, и увеличил их в два раза.

Шаркунок получился большой, но… его верхняя часть постоянно отваливалась, хотя все детали были подогнаны очень плотно. Чтобы добиться же первых положительных результатов, на отработку технологии, подбор инструментов и изготовление приспособлений у меня ушло несколько месяцев.

Кроме того, я изменил конструкцию прототипа, сделал ручку неразъемной, добился оптимальной толщины плашек и определил размеры элементов для шаркунков с большим количеством ярусов. В итоге, пройдя непростой путь, у меня сложились некоторые «производственные секреты», которыми я готов поделиться с читателями «Моделиста-конструктора».

Для изготовления шаркунков я использую древесину березы – каждый, кто занимается столярным делом, наверняка знает ее свойства. При современном развитии деревообрабатывающих станков и их доступности было бы глупо от них отказываться, поэтому на подготовительных этапах работы я пользуюсь фуговально-рейсмусовым станком, фрезерной машиной и иногда ленточнопильным станком. Из ручных инструментов применяю плоские стамески, рубанок, нож, ножовку с мелким зубом, стусло, штангенциркуль, бруски с наждачной бумагой и специально разработанный металлический калибр для контроля размеров плашек.

Читайте также:  Детская скамейка своими руками схема

Рассмотрим последовательно весь процесс создания игрушки. Ее общая длина по ручке составляет 250 мм и этот размер можно считать оптимальным для подарка ребенку или обучения. Более сложные, многоярусные конструкции построены аналогично, но состоят они, понятно, из большего количества элементов.

Итак, нам понадобятся 18 коротких плашек, четыре плашки подлиннее и ручка – их размеры указаны на чертежах. Технологическая цепочка состоит из нескольких операций. Я начинаю с того, что на фуговально-рейсмусовом станке строгаю «доску» толщиной в 5 мм. (Кстати, замечу, что не каждый рейсмусовый станок может «взять» такую толщину.) Выполняю разметку и распиливаю ее обушковой ножовкой на несколько частей, соответствующих длинам будущих плашек (в данном случае это 41 и 77 мм). На каждом этапе обязательно контролирую штангенциркулем размеры, и, если они получились чуть больше (главное, не меньше!), то довожу их до нужного значения наждачным бруском. После этого на стационарно закрепленном фрезере выбираю в каждой заготовке паз на глубину 2 мм, проверяя его калибром, а затем ручным рубанком с острозаточенным ножом снимаю с кромок фаски.

Самая «хитрая» деталь игрушки – финальная плашка с прорезью на боковой грани. На стусле распиливаю заготовки на отдельные плашки шириной по 16 мм, а потом потихоньку рубанком довожу их ширину до 15 мм и не забываю о калибре – это важно! А для изготовления ручки пользуюсь сверлильным станком и сверлом Форстнера диаметром 15 мм, но тут нет, пожалуй, никаких особых премудростей.

А теперь давайте попробуем соединить отдельные элементы в единую конструкцию. С первого раза это, возможно, покажется сложным, поэтому для тренировки я рекомендую зажать ручку игрушки в небольшие тиски. Раскладываем на столе плашки, горсточку дроби или сушеного гороха (они обеспечат шаркунку «голос»), и… вперед! Впрочем, описывать последовательную установку плашек не вижу смысла – если вы уж добрались до этого момента, то разберетесь дальше самостоятельно, тем более что на фотографиях видна вся очередность сборки.

От того, насколько точно выдержаны сопряженные размеры всех соединяемых элементов шаркунка, зависит, соберется он или нет. Для их контроля лучше всего использовать калибр, сделанный из металлического бруска Процесс сборки шаркунка – занятие увлекательное, особенно в первый раз! Главное, понять принцип и не торопиться. Стрелками показано: фото 22 – смещение верхней плашки вперед, фото 24 – возращение ее назад, фото 28 – установка замковой плашки

Хотя один «секрет» все-таки остался. Самый главный! Это замковая плашка. Ее установкой заканчивается сборка, и с нее же начинается разборка шаркунка. Замок – это прорезь в боковой грани финальной плашки. Она делается по месту, сначала маленькая, потом чуть больше. Нужно добиться, чтобы плашка защелкивалась.

Самая «хитрая» деталь игрушки – финальная плашка с прорезью на боковой грани

И еще. Я размещаю замок в показанном месте просто потому, что мне так удобнее. Но ведь каждый мастер может проявить в этом деле и собственную фантазию. А иначе будет не интересно – это же головоломка!

Сергей РЕПКИН,

г. Вельск, Архангельская обл.

Источник

Оцените статью