Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь
Икона преподобного Серафима Саровского
По описанию, сделанному в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», Старец был написан примерно за пять лет до своей кончины «в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Святых Тайн. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди».
В оригинале, как вспоминала монахиня Серафима (Булгакова), фигура преподобного Серафима была помещена в овале, на сером фоне. В дивеевском образе – фон теплого оливкового цвета, характерный для классических портретов первой трети XIX века. Список доносит до нас подлинные, характерные особенности лица святого, его взгляда. Старец изображен в преклонных летах, его седовласая голова не покрыта, он облачен в мантию, поверх которой епитрахиль, напоминающая нам о пророчестве преподобного, что он придет с проповедью всемирного покаяния – покаяния, которое перед концом света спасет не потерявших веры православных христиан. Правая рука батюшки прижата к сердцу в знак духовной сосредоточенности, показывающий, что человек молится, внимая себе. Известно, что в монастыре, где подвизался преподобный Паисий Величковский, вся братия ходила именно так: прижимая руку к сердцу. Цвет епитрахили на дивеевской иконе – пасхальный – напоминает нам батюшкино приветствие: «Радость моя, Христос воскресе!» Взгляд старца, устремленный на нас, глубокий и испытующий.
По описанию, сделанному в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», Старец был написан примерно за пять лет до своей кончины «в мантии, епитрахили и поручах, как он приступал к причастию Святых Тайн. По этому портрету видно, что лета и иноческие подвиги имели влияние на внешний вид старца. Здесь лицо представлено бледным, удрученным от трудов; волосы и на голове, и на бороде густые, но не длинные и все седые. Правая рука положена на епитрахили у груди».
В оригинале, как вспоминала монахиня Серафима (Булгакова), фигура преподобного Серафима была помещена в овале, на сером фоне. В дивеевском образе — фон теплого оливкового цвета, характерный для классических портретов первой трети XIX века. Список доносит до нас подлинные, характерные особенности лица святого, его взгляда. Старец изображен в преклонных летах, его седовласая голова не покрыта, он облачен в мантию, поверх которой епитрахиль, напоминающая нам о пророчестве преподобного, что он придет с проповедью всемирного покаяния — покаяния, которое перед концом света спасет не потерявших веры православных христиан. Правая рука батюшки прижата к сердцу в знак духовной сосредоточенности, показывающий, что человек молится, внимая себе. Известно, что в монастыре, где подвизался преподобный Паисий Величковский, вся братия ходила именно так: прижимая руку к сердцу. Цвет епитрахили на дивеевской иконе — пасхальный — напоминает нам батюшкино приветствие: «Радость моя, Христос воскресе!» Взгляд старца, устремленный на нас, глубокий и испытующий.
| | |
О Серебрякове в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» сказано, что «он был иноком Саровской обители и в ней опочил вечным сном». В дошедших до нас келейных записках пустыни читаем: «1862 год 9 мая скончался Иосиф (Семен Серебряков), рясофорный монах, 80 лет, живописец клеевых стенных работ особенных способностей. Уроженец Арзамаса. В 1845 году расписывал с детьми своими церковь Живоносного Источника в куполе, а большие картины писал сын его Александр» (ЦГА РМ, ф. 1, оп. 2, д. 27, л. 56 об.). Таким образом, оказывается, что имя Семен, которое обычно указывается как отчество Серебрякова, на самом деле было его именем по крещению, а в монастыре при иноческом постриге он, по традиции, получил новое имя – Иосиф.
Формирование Серебрякова как художника происходило в Арзамасе под влиянием Александра Васильевича Ступина и, судя по году рождения, он был
в числе первых учеников ступинской школа живописи. За более чем полувековой период существования этой школы Ступиным и его учениками было расписано десять церквей, изготовлено 136 иконостасов, создано 2 956 образов в Пензенской, Симбирской, Тамбовской, Нижегородской, Саратовской, Казанской и Оренбургской губерниях. Ступин с учениками расписывали храмы в Саровской пустыни.
Самое значительное произведение Серебрякова – росписи Воскресенского собора в Арзамасе, выполненные им с сыном Александром и помощниками за три года, с 1834 по 1837-й. Фрески, за исключением центрального купола, написаны в коричневато-бежевых тонах без цветных красок, благодаря чему усиливается впечатление обширности собора, в нем много воздуха и света. Художники работали в технике альфреско – тушью по сырой штукатурке. Основной трудностью при выполнении подобных работ является то, что штукатурка быстро высыхает, тогда художникам приходилось сбивать высохший слой, наносить свежий и продолжать роспись.
Все сюжеты фресок посвящены земной жизни Спасителя. Оригиналами для них послужили произведения западноевропейских мастеров. Например, сюжет «Тайная вечеря» над главным алтарем – копия знаменитой картины Леонардо да Винчи. Однако во фресках присутствуют детали русского быта того времени. Так, поклонение волхвов происходит не в пещере, а в бревенчатом сарае.
На малых картинах изображены Ангелы, Херувимы, кадильницы и т.д. В главном куполе между окнами расположены двенадцать апостолов, ниже, на парусах, – четыре евангелиста. Монохромность фресок создает впечатление цельности живописного и архитектурного облика и располагает к мирному молитвенному настроению. Во всем соборе есть только две картины, написанные масляными красками. Это – Триипостасное Божество в своде центрального купола
и Распятие на горнем месте главного алтаря, точная копия подлинника работы испанского художника Бартоломео Мурильо, которая находится в Смоленской церкви поселка Выездное. В Воскресенском соборе много лепных украшений,
а местами искусную роспись тушью можно принять за лепнину.
О Серебрякове в «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» сказано, что «он был иноком Саровской обители и в ней опочил вечным сном». В дошедших до нас келейных записках пустыни читаем: «1862 год 9 мая скончался Иосиф (Семен Серебряков), рясофорный монах, 80 лет, живописец клеевых стенных работ особенных способностей. Уроженец Арзамаса. В 1845 году расписывал с детьми своими церковь Живоносного Источника в куполе, а большие картины писал сын его Александр» (ЦГА РМ, ф. 1, оп. 2, д. 27, л. 56 об.). Таким образом, оказывается, что имя Семен, которое обычно указывается как отчество Серебрякова, на самом деле было его именем по крещению, а в монастыре при иноческом постриге он, по традиции, получил новое имя — Иосиф.
Формирование Серебрякова как художника происходило в Арзамасе под влиянием Александра Васильевича Ступина и, судя по году рождения, он был в числе первых учеников ступинской школа живописи. За более чем полувековой период существования этой школы Ступиным и его учениками было расписано десять церквей, изготовлено 136 иконостасов, создано 2 956 образов в Пензенской, Симбирской, Тамбовской, Нижегородской, Саратовской, Казанской и Оренбургской губерниях. Ступин с учениками расписывали храмы в Саровской пустыни.
Самое значительное произведение Серебрякова — росписи Воскресенского собора в Арзамасе, выполненные им с сыном Александром и помощниками за три года, с 1834 по 1837-й. Фрески, за исключением центрального купола, написаны в коричневато-бежевых тонах без цветных красок, благодаря чему усиливается впечатление обширности собора, в нем много воздуха и света. Художники работали в технике альфреско — тушью по сырой штукатурке. Основной трудностью при выполнении подобных работ является то, что штукатурка быстро высыхает, тогда художникам приходилось сбивать высохший слой, наносить свежий и продолжать роспись.
Все сюжеты фресок посвящены земной жизни Спасителя. Оригиналами для них послужили произведения западноевропейских мастеров. Например, сюжет «Тайная вечеря» над главным алтарем — копия знаменитой картины Леонардо да Винчи. Однако во фресках присутствуют детали русского быта того времени. Так, поклонение волхвов происходит не в пещере, а в бревенчатом сарае.
На малых картинах изображены Ангелы, Херувимы, кадильницы и т. д. В главном куполе между окнами расположены двенадцать апостолов, ниже, на парусах, — четыре евангелиста. Монохромность фресок создает впечатление цельности живописного и архитектурного облика и располагает к мирному молитвенному настроению. Во всем соборе есть только две картины, написанные масляными красками. Это — Триипостасное Божество в своде центрального купола
и Распятие на горнем месте главного алтаря, точная копия подлинника работы испанского художника Бартоломео Мурильо, которая находится в Смоленской церкви поселка Выездное. В Воскресенском соборе много лепных украшений, а местами искусную роспись тушью можно принять за лепнину.
Источник
Икона Серафима Саровского
Полнится земля русская праведниками и святыми подвижниками, которые несут веру православную. Во многих храмах есть икона Серафима Саровского – святого, который своим уникальным примером явил чудеса веры. Конечно, более всего, его почитают в Дивеево, ведь подвижник сам создавал этот монастырь и многое из его биографии связано с этой территорией близ Сарова. Тем не менее, святой Серафим смотрит с иконы во многих землях на верующих и слушает молитвы православных, многим из которых помогает вразумлением или даже чудом.
- 27 июня – Собор Дивеевских святых
- 1 августа – Обре́тение мощей. Собор Курских святых
- 10 августа – Собор Тамбовских святых
- 13 сентября (переходящая) – Собор Нижегородских святых
- 15 января – Преставление, второе обре́тение мощей
История святого Серафима
Серафим Саровский – иеромонах Саровского монастыря, ставший небесным покровителем. Такой чин получают святые, которые фактически возводятся в ранг ангелов. Многие верующие выбирают этих святых себе на весь земной путь. Они не выбирают, о чем молиться иконе Серафима Саровского, а просят обо всем и о великом и о малом.
Родился Серафим 19 июля в 1759 году в Курске в семье богатого купца. И с самого раннего возраста с ним начали происходить самые различные чудеса. Так, например, ярким примером такого чуда является то, что в детстве он не смог удержаться на колокольне храма и упал на глазах у толпы, однако, на удивление всех окружающих, был жив и невредим. После этого было и много других чудес, а сам святой непрестанно стремился к подвижническим подвигам. Хотя он вполне мог бы сделать карьеру купца и наслаждаться разными благами и удовольствиями, с юношеских лет он отправляется служить монахом и отвергает простые радости ради достижения высшего блага.
В чем помогает икона Серафима Саровского
Серафим Саровский всегда отличался особой любовью и почитанием к Богу и за все свои жизненные подвиги он был одарен. Он получил способность исцеления людей и начал предсказывать будущее. Он знал абсолютно все детали будущих явлений и событий минувших дней и даровал всем нуждающимся жизненные советы и помогал в решении трудных ситуаций. Поэтому до сих пор икона Святого Серафима Саровского несет в дом благодать и помощь от старца.
Ничем особенным не выделяется описание святого образа, но если знать житие, то появляется идея, о чем поразмыслить и верующий понимает какая мощь стоит за этим человеком.
Не все люди верили словам Серафима и относились к ним скептически. Однако все те, кто следовал его указаниям, убедились в их правдивости. Поэтому простой народ всегда обращался к Серафиму за помощью и советами, обращались с просьбами излечить их бренные тела и предотвратить надвигающиеся беды. Также до сих пор помогает образ Серафима Саровского всем верующим. Особенно обращающимся с искренней молитвой.
Методы его казались просты, ведь он помогал людям лишь при помощи молитвы и воды из святого родника. Несмотря на это, он излечивал даже самых тяжелобольных и порой безнадежных людей. И таких чудесных случаев излечения зафиксировано достаточно много. Вода, набранная из святого источника, продолжала оказывать лечебный эффект даже после упокоения Серафима. Люди, которые сейчас приезжают в Дивеево дают высокое значение иконе святого Серафима, а многие больные отправляются для того, чтобы омыться в источнике и получают исцеление.
Но его дар заключался не только в целебной воде, но и в молитве, ведь люди, одаренные Богом, лечат не сами, они посылают свои мольбы об излечении Всевышнему, который всегда исполняет их просьбы. Даже после его упокоения молитвы помогают людям в трудных ситуациях, ведь Серафим и сейчас молит Бога об исцелении нуждающихся.
Значение и содержание иконы
Если проследить иконографический образ Серафима Саровского, который появляется после 19 века, то описание иконы просто и лаконично. Практически всегда преподобный изображается с благословляющим жестом и четками в другой руке.
По сути, эти детали отражают общий смысл всего жития старца, он всегда молился (часто уходил в затвор, 1000 дней стоял в молитве на камне и совершал другие подвиги) и давал людям различную пользу. Помимо этого, есть иконы Серафима Саровского с клеймами, значение которых понятно – там изображаются наиболее существенные детали жития, описываются различные подвиги.
Молитвы преподобному старцу
Тропарь, глас 4
От ю́ности Христа́ возлюби́л еси́, блаже́нне,/ и Тому́ Еди́ному рабо́тати пла́менне вожделе́в,/ непреста́нною моли́твою и трудо́м в пусты́ни подвиза́лся еси́,/ умиле́нным же се́рдцем любо́вь Христо́ву стяжа́в,/ избра́нник возлю́блен Бо́жия Ма́тере яви́лся еси́./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// спаса́й нас моли́твами твои́ми, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш.
Перевод: От юности ты возлюбил Христа, блаженный, и, Ему Одному служить пламенно возжелав, непрестанною молитвою и трудом в пустыни подвизался, и умиленным сердцем любовь Христову стяжав, избранником возлюбленным Божией Матери явился. Потому мы взываем тебе: «Спасай нас молитвами твоими, Серафим, преподобный отче наш!»
Кондак, глас 2
Ми́ра красоту́ и я́же в не́м тле́нная оста́вив, преподо́бне,/ в Саро́вскую оби́тель всели́лся еси́,/ и та́мо а́нгельски пожи́в,/ мно́гим путь был еси́ ко спасе́нию,/ сего́ ра́ди и Христо́с тебе́, о́тче Серафи́ме, просла́ви/ и да́ром исцеле́ний и чуде́с обогати́./ Те́мже вопие́м ти:// ра́дуйся, Серафи́ме, преподо́бне о́тче наш.
Перевод: Мира красоту и все, что в нем тленного, оставив, преподобный, в Саровскую обитель ты вселился и, там ангельски пожив, стал для многих путем ко спасению. Оттого и Христос тебя, отче Серафим, прославил и даром исцелений и чудес обогатил. Потому мы взываем тебе: «Радуйся, Серафим, преподобный отче наш!»
Молитва первая
О, пречу́дный о́тче Серафи́ме, вели́кий Саро́вский чудотво́рче, всем прибега́ющим к тебе́ скоропослу́шный помо́щниче! Во дни земна́го жития́ твоего́ никто́же от Тебе́ тощ и неуте́шен оты́де, но всем в сла́дость бысть ви́дение ли́ка твоего́ и благоуве́тливый глас слове́с твои́х. К сим же и дар исцеле́ний, дар прозре́ния, дар немощны́х душ врачева́ния оби́лен в тебе яви́ся. Егда́ же призва́ тя Бог от земны́х трудо́в к Небе́сному упокое́нию, николи́же любы́ твоя́ преста́ от нас, и невозмо́жно есть исчи́слити чудеса́ твоя́, умно́жившася, я́ко зве́зды небе́сныя: се бо по всем конце́м земли́ на́шея лю́дем Бо́жиим явля́ешися и да́руеши им исцеле́ния. Те́мже и мы вопие́м ти: о прети́хий и кро́ткий уго́дниче Бо́жий, дерзнове́нный к Нему́ моли́твенниче, николи́же призыва́ющия тя отрева́яй! Вознеси́ о нас благомо́щную твою́ моли́тву ко Го́споду сил, да да́рует нам вся благопотре́бная в жи́зни сей и вся к душе́вному спасе́нию поле́зная, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных и и́стинному покая́нию да научи́т нас, во е́же безпреткнове́нно вни́ти нам в ве́чное Небе́сное Ца́рство, иде́же ты ны́не в незаходи́мей сия́вши сла́ве, и та́мо воспева́ти со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу во ве́ки веко́в. Аминь.
Молитва вторая
О, вели́кий уго́дниче Бо́жий, преподо́бне и богоно́сне отче наш Серафи́ме! При́зри от го́рния сла́вы на нас, смире́нных и немощны́х, обремене́нных грехми́ мно́гими, твоея́ по́мощи и утеше́ния прося́щих. Прини́кни к нам благосе́рдием твои́м и помози́ нам за́поведи Госпо́дни непоро́чно сохраня́ти, ве́ру правосла́вную кре́пко содержа́ти, покая́ние во гресе́х на́ших усе́рдно Бо́гу приноси́ти, во благоче́стии христиа́нстем благода́тно преуспева́ти и досто́йным бы́ти твоего́ о нас моли́твеннаго к Бо́гу предста́тельства. Ей, свя́тче Бо́жий, услы́ши нас, моля́щихся тебе́ с ве́рою и любо́вию, и не пре́зри нас, тре́бующих твоего́ заступле́ния: ны́не и в час кончи́ны на́шея помози́ нам и заступи́ нас моли́твами твои́ми от зло́бных наве́тов диа́вольских, да не облада́ет на́ми тех си́ла, но да сподо́бимся по́мощию твое́ю насле́довати блаже́нство оби́тели ра́йския. На тя бо упова́ние на́ше ны́не возлага́ем, О́тче благосе́рдый: бу́ди нам вои́стину ко спасе́нию путево́ждь и приведи́ нас к невече́рнему свету жи́зни ве́чныя богоприя́тным предста́тельством твои́м у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы, да сла́вим и пое́м со все́ми святы́ми достопокланя́емое и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва третья
О, преподо́бне о́тче Серафи́ме! Вознеси́ о нас, рабе́х Бо́жиих (имена), благомо́щную твою́ моли́тву ко Го́споду сил, да да́рует нам вся благопотре́бная в жи́зни сей и вся к душе́вному спасе́нию поле́зная, да огради́т нас от паде́ний грехо́вных и и́стинному покая́нию да нау́чит нас, во е́же безпреткнове́нно вни́ти нам в ве́чное Небе́сное Ца́рство, иде́же ты ны́не в незаходи́мей сия́еши сла́ве, и та́мо воспева́ти со все́ми святы́ми Живонача́льную Тро́ицу во ве́ки веко́в.
Источник