- 10августа — икона Умиление Серафимо-Дивеевская
- Богородичная икона «Умиление» — история, особенности написания, молитва
- Узнайте все самое интересное и полезное о Богородичной иконе «Умиление», прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
- Одно название — разные иконы
- Псково-Печерская икона «Умиление»
- Смоленская икона «Умиление»
- Серафимо-Дивеевская икона Пресвятой Богородицы «Умиление»
- Чудеса от иконы Божией Матери «Умиление»
- Икона «Умиление»: в чем помогает
- Молитва
- Тропарь
- Кондак
- Величание
10августа — икона Умиление Серафимо-Дивеевская
Празднование иконе Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевскаясовершается:
28 июля/10 августа и 9/22 декабря – в день основания преподобным Серафимом Девической Мельничной общины.
Эта икона была келейной иконой преподобного Серафима Саровского.
В воспоминаниях современников келейная икона Серафима Саровского, которую он сам называл «Всех радостей Радость», упоминается в описаниях последнего периода жизни старца, когда в 1815 году он вышел из затвора.
Из жития преподобного Серафима: «С особенною любовью святый старец принимал к себе искренно и смиренно кающихся, и тех, кто проявлял в себе горячее усердие к духовной жизни христианской. После беседы с ними преподобный Серафим имел обыкновение возлагать на их преклоненные головы конец епитрахили и свою правую руку. При сем он предлагал произносить за собою краткую покаянную молитву, после чего сам произносил разрешительную молитву, отчего приходившие получали облегчение совести и какое-то особое духовное наслаждение. Затем старец крестообразно помазывал посетителя елеем из лампады, горевшей пред находившемся в его келии образом Божией Матери Умиления, которую он называл иконою Божией Матери – Радости всех радостей,… потом – с каждым христианином христосовался, в какое бы то время не случилось, напоминая тем о спасительной силе Воскресения Христова, и давал прикладываться к образу Божией Матери или к висевшему на груди его кресту».
Житие старца сообщает, что «обычай его помазывать приходящих безпрепятственно оставался за ним, потому что помазанные получали врачевание». Наиболее известна история исцеления в 1815 году помещика М.В. Мантурова.
Когда исцеленный бросился лобызать ноги отца Серафима, старец строго сказал:
— Разве Серафимово дело мертвить и живить? Это дело единого Господа! Господу всемогущему да Пречистой Его Матери даждь благодарение.
Житие Серафима Саровского содержит ряд аналогичных случаев исцелений: крестьянки из Владимирской губернии – от болезни суставов, крестьянина М.Б. из села Автодеева Ардатовского уезда – от последствий жестокого удара, будущего инока Саровской пустыни Александра – от ушной болезни.
В начале 1833 году иеромонах Серафим был найден почившим в своей келье в коленопреклоненном предстоянии перед иконой Богоматери «Умиление» в обычном белом балахончике, с крестообразно сложенными руками.
Из летописи Серафимо-Дивеевского монастыря известно, что еще при жизни преподобный Серафим предвидел, что эта икона будет находиться в Дивеевском монастыре. «Сестра Ольга Михайловна Климова рассказала, что имея послушание быть «лошадницею», она возила лес и дрова. Однажды отец Серафим дал ей тысячу рублей, говоря:
— Это матушка на устройство и обзаведение у вас большой кельи, для Высокой Госпожи, Которая жить будет у вас. Надо все приготовить для Нее; ты вот и смотри, чтобы у вас все было готово. А, когда прибудет Она, то вы все и служите Ей, а Глафира Васильевна пусть за Ней и походит.
На эти деньги был выстроен корпус, который был впоследствии трапезной. Далее Ольга Михайловна прибавила:
— И мне все было чудно, какая же Госпожа Великая поселится в нем с нами! Скончался батюшка. После кончины старца игумен Саровской пустыни Нифонт призвал к себе отца Павла, келейника отца Серафима, и приказал отдать икону Богоматери «Умиление» дивеевским сестрам: «Она туда им надлежит». Тогда разъяснились слова батюшки, когда принесли в новую приготовленную для Госпожи Высокой келью Владычицу нашу».
В 1903 году Святейший Синод постановил признать старца Серафима в лике святых и совершить торжественное открытие его мощей. 16 июля в Сарове начались торжества по случаю прославления мощей преподобного.
Очевидец, описывая крестный ход 17 июля из Дивеева в Саров, в котором участвовали монахини Дивеевского монастыря, сообщает, что они несли чудотворную икону Божией Матери «Умиление»:
— Когда крестный ход из Дивеева приблизился к часовне, два протоиерея вынули из кивота несенную в крестном ходу чудотворную икону Божией Матери «Умиление» и передали ее Преосвященному Иннокентию, который осенил ею народ на четыре стороны.
С этого времени слава келейной иконы батюшки Серафима вышла за границы Дивеевского монастыря. Почему это стало возможным, можно понять, приняв во внимание слова митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония, говорившего, что «у святого человека все свято и чудодейственно, даже тень, даже одежда, а не одно только тело или кости. (. ) Даже прах, по которому ступали ноги святого человека, приобретает целебную силу. Так и после святого старца Серафима земля с его могилы, камень, на котором он молился, вода из источника, который он вырыл, почитаются как святые и (. ) чудодейственные».
Эти слова вполне объясняют, почему одновременно с канонизацией Серафима Саровского произошло неофициальное, но широкое признание чудотворности его келейной иконы. Почитание святой реликвии старца совершенно естественным образом соединилось как со славой преподобного, так и со всеобщим культом почитания чудотворных икон Богоматери на Руси.
Архимандритом Серафимом Чичаговым была составлена особая служба в честь иконы Богоматери «Умиление». До наших дней дошли два старинных акафиста Пресвятой Богородице в честь Ее иконы «Серафимо-Дивеевской Умиление»: один, по-видимому, был написан дивеевскими сестрами, другой – митрополитом Сергием Страгородским в бытность его управляющим Нижегородской епархией.
Отнюдь не случайно за келейной иконой преподобного закрепилось название «Умиление», смысл которого – чувство смиренья, сокрушенья, душевного участия, то есть то состояние, которое выразила Святая Дева Мария в словах: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк.1,38).
На иконе Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевской воспроизведены слова древнего акафиста Пресвятой Богородице: «Радуйся, Невесто Неневестная», являющиеся поэтической интерпретацией евангельского приветствия Архангела Гавриила Деве: «Радуйся, Благодатная» (Лк.1,28).
Священник Павел Флоренский в книге «Столп и утверждение Истины» писал: «Икона Умиление замечательна тем, что на ней Богоматерь изображена без младенца и даже до Его зачатия – в момент «Архангельского обрадования», то есть как Пречистый Сосуд Духа Святаго. Пред нею у преподобного Серафима было возжжено семь светильников, занимавших почти свою келию, а это опять знаменует Духа Святаго в Его семи дарах – семи высших духах.
После разгона обители и закрытия монастыря в 1927 году епископ Серафим (Звездинский), архиепископ Тамбовский Зиновий (Дроздов) и игумения Александра были арестованы и отправлены в Москву. После освобождения матушка Александра с несколькими сестрами поселилась в Муроме, сумев сберечь и увезти с собой чудотворный образ иконы Божией Матери «Умиление» вместе с остальными вещами батюшки Серафима.
После ее смерти в 1941 году образ хранила монахиня Мария (Баринова). В конце жизни она решила передать святыню патриарху Пимену, который когда-то, будучи еще иеромонахом, служил в Муроме, бывал у дивеевских сестер и прикладывался к святыням Преподобного Серафима, пронеся любовь к Святому старцу и Дивеевской обители через всю жизнь. Однако патриарх решил, что святыни следует отдать на хранение протоиерею Виктору Шиповальникову, жившему в подмосковном поселке Кратово.
Девятнадцать лет отец Виктор и его матушка бережно хранили вещи Преподобного Серафима. Принимая приходящих к святыням, они неоднократно были свидетелями чудес и исцелений.
В 1991 году икона, оклад и вещи преподобного были переданы им Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
Сейчас она находится в Патриаршей резиденции в Чистом переулке, во Владимирской церкви. Раз в год, Великим постом, на праздник Похвалы Пресвятой Богородицы ее приносят в Богоявленский Елоховский собор на Патриаршее богослужение.
А икона Божией Матери «Умиление», работа дивеевских сестер начала ХХ века,
находится в Троицком соборе Серафимо-Дивеевского монастыря.
Преподобный заповедал называть икону Умиление – «Радостью всех радостей».
Святой Серафим молился пред этим образом чудотворной иконы:
Всемилостивая, Владычица моя,
Пресвятая Госпожа, Всепречистая Дева
Богородица Мария, Матерь Божия,
Несомненная единая моя Надежда,
Не гнушайся меня, не отвергни меня,
Не остави меня, не отступи от меня,
Заступись, попроси, услышь,
Увидь, Госпожа, помоги,
Прости, прости, Пречистая.
1928 год… В России — гонения на Церковь. Иеромонах Симеон (Сиверс) в ночь перед арестом видит чудесный сон. «Помню, вижу преподобного Серафима Саровского. Он входит в балахончике, нагибается надо мной и читает мне медленно молитву – «Всемилостивую», и я ощущаю на лбу его слезы. Утром я вскочил и записал эту молитву… Через три часа я был арестован. «Всемилостивая» меня сопровождала и оберегала 18 лет лагерей… Это была ненасытная пища для меня».
В одном из Своих явлений современным святым Богородица сказала, что молитва «Всемилостивая» поможет спасти Россию.
«Радуйся, всем радостем Ты еси радость, Всеблаженная».
Тропарь пред иконой Пресвятой Богородицы Умиление Серафимо-Дивеевская, глас 4-й:
К Богородице со умилением припадем, вси, грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.
Кондак пред иконой Пресвятой Богородицы Умиление Серафимо-Дивеевская, глас 3-й:
Юже подражая неплодную смоковницу, аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся, но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице, стеню от сердца и вопию: умилися, Благосердая, и мне, окамененному сердцем, благоволи подати душевное и сердечное умиление.
Величание пред иконой Пресвятой Богородицы Умиление Серафимо-Дивеевская:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
Молитва пред иконой Пресвятой Богородицы Умиление Серафимо-Дивеевская
О Пресвятая Госпоже Владычице, Богородице Дево! Приими недостойныя молитвы наша, сохрани нас от наветов злых человек и от напрасныя смерти, подаждь нам прежде конца покаяние, на моления наша умилосердися и радость в печали место даруй.
И избави нас, о Госпоже Владычице Богородице, от всякия беды, напасти, скорби, болезни и всякаго зла, и сподоби нас, грешных рабов Твоих, одесную стати во втором пришествии Сына Твоего, Христа Бога нашего, и наследники нас быти сподоби Царствия Небеснаго и жизни вечныя со всеми святыми в безконечныя веки. Аминь.
Источник
Богородичная икона «Умиление» — история, особенности написания, молитва
Узнайте все самое интересное и полезное о Богородичной иконе «Умиление», прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Одно название — разные иконы
На территории Руси икона «Умиление» в разных вариантах получила широкое распространение с 11 века. Название «Умиление» исторически применяется к разным иконографическим вариантам изображений Божией Матери. Первоначально оно применялось только к иконам с типом «Елеуса» (перевод с греческого «Милостивая»). Пресвятая Богородица изображалась по пояс, держа на руках Младенца Иисуса и с умилением склоняясь к Нему. Однако существуют абсолютно другое писание образа с таким же названием. На нем Пресвятая Дева изображена одна, со скрещенными на груди руками.
На вопрос, что означает икона «Умиление» Пресвятой Богородицы, можно с уверенностью ответить: нежное, теплое чувство безграничной любви Богоматери к Своему Сыну, смирение перед Богом.
Псково-Печерская икона «Умиление»
В Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре хранится особо почитаемая икона Божией Матери «Умиление» (написана в 1521 году в Москве). Этот образ является списком (копией) Владимирской иконы. В середине 16 века во период настоятельства преподобного Корнилия купцы Василий и Феодор (фамилии не сохранились) пожертвовали ее монастырю.
С иконой Богоматери связана история чудесного спасения города Пскова. В 1581 году город Псков подвергался осаде войсками польского короля Стефана Батория. Во время одного из штурмов каленое ядро попало в икону Пресвятой Богородицы «Умиление», вынесенную на одну из защитных стен города. Однако ядро, ударившись об икону, не причинило вреда ни образу, ни людям, которые были рядом. На протяжении пяти месяцев противник 30 раз пытался взять штурмом город. Однако в результате нападающие войска были разбиты. В память чудесного спасения города Пскова икона Божией Матери была украшена жемчугом и драгоценными камнями.
В октябре 1812 года снова нависла угроза над городом Псковом. Ннаполеоновские войска заняли город Полоцк (менее чем в 300-х километрах от Пскова). После крестного хода с чудотворным образом русские войска освободили город Полоцк от неприятеля.
Впоследствии икону «Умиление» перенесли в новопостроенный Михайловский собор в Псково-Печерском монастыре.
День памяти этого чудотворного образа — 20 октября по новому стилю.
Промыслом Божьим в 1920 году по Тартускому договору Псково-Печерская монастырь оказался на территории Эстонии (до 1940 года).
Это позволило сохранить обитель от разорения советской властью.
На сегодняшний день Псково-Печерская икона «Умиление» находится в Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря.
Смоленская икона «Умиление»
Другой вариант иконы Божией Матери «Умиление», как гласит предание, некогда была принесена из Грузии. Кем и когда, остаётся неизвестным. Иконографически образ отличается от основного типа написания. Пресвятая Богородица держит свои руки на груди, умиленно взирая на младенца Христа, Который лежит на ее коленях и в правой руке держит символ власти — державу.
В 1103 году икона «Умиление» была обретена в колодце (исторические подробности чуда не сохранились).
Широкую известность этот образ приобрел в начале 17 века. В течении полутора лет русские обороняли Смоленск от польских войск. Икона Пресвятой Богородицы находилась среди русских войск и перед ней регулярно служился молебен. После 1917 года образ был утрачен.
Список (копия) чудотворного образа сейчас хранится в Смоленске в Спасо-Окопном храме на месте земляных укреплений, построенных для обороны города в начале 17 века.
День памяти Смоленской иконы «Умиление» — 1 апреля по новому стилю.
Серафимо-Дивеевская икона Пресвятой Богородицы «Умиление»
Серафимо-Дивеевский образ Пресвятой Богородицы «Умиление» иконографически отличается от одноименных икон. В нём прослеживается очевидное влияние западной живописной манеры. На иконе запечатлен момент сообщения архангелом Гавриилом благой вести Пресвятой Деве Марии о рождении Сына Божия. Ее руки скрещены на груди, а взор опущен вниз — в знак покорности воли Господней. Лик полон смирения, любви и нежности — умиление (что нашло отражение в названии образа). Над головой Пресвятой Богородицы написаны слова из акафиста (благодарственно-хвалебного пения): «Радуйся, Невесто Неневестная!»
Эта икона была келейным образом святого Серафима Саровского на протяжении всей его монашеской жизни. Маслом от неугасимой лампады преподобный помазывал приходивших к нему верующих, после чего они получали исцелений от своих недугов. Дивеевская икона Богоматери была написана предположительно в конце 18 века, сведения об иконописце отсутствуют.
По завещанию святого Серафима Саровского икона «Умиление» была передана в Дивеевскую женскую обитель (1833 год). В 1902 году российский император Николай II пожертвовал для иконы золотой оклад и серебряную лампаду. К этому времени относится написание точных списков (копий).
В 1927 году Дивеевской монастырь закрыли. Чудотворную икону игуменья Александра отдала на сохранение благочестивым людям в город Муром. Этот образ был передан патриарху Московскому и всея Руси Алексию II в 1991 году. Сейчас икона находится во Владимирской церкви (Московская Патриаршая резиденция). В пятую субботу Великого поста, когда отмечается Похвала Пресвятой Богородице, Дивеевскую икону выносят на поклонение верующим.
Ее чтимый список хранится в Серафимо-Дивеевском монастыре (Нижегородская область). Дни памяти этого образа приходятся на 1, 10 августа, 22 декабря по новому стилю.
Чудеса от иконы Божией Матери «Умиление»
В 1999 году у жительницы поселка Локоть Брянской области Натальи на обложке старого календаря замироточило изображение Дивеевской иконы Божией Матери «Умиление». Известие об этом чуде быстро распространилось, за помощью к Пресвятой Богородице стали обращаться больные.
У жительницы Брянска, готовившейся к операции с онкологическим диагнозом, после чтения акафиста и помазания истекающим от иконы мира на повторном УЗИ опухоль не обнаружили. По настоянию врача она все же согласилась на хирургическое вмешательство. В результате на месте предполагаемой опухоли обнаружили только небольшую язвочку.
В 2017 году жительница города Самара получила исцеление от заболеваний желудка и поджелудочной железы. Это случилось после того, как она стала молиться пред иконой Богородицы “Умиление” и добавлять себе в пищу по капле масло от лампады из поселка Локоть Нужно помнить, что чудесное масло можно взять не всегда, а молиться можно всегда и Господь подаст Свою помощь)
Икона «Умиление»: в чем помогает
В чем помогает икона Божией Матери «Умиление», о чем молятся перед ней? Традиционно верующие обращаются к этому образу за помощью в защите от неприятелей (врагов). Также молитва перед этим чудотворным образом помогает в решении конфликтных ситуаций, исцелении от недугов. Главное обращаться с глубокой верой к Первообразу, к Милостивой Помощнице и Заступнице, Пресвятой Богородице.
Молитва
О, Пресвятая Дево Богородице, Христа Царя и Бога нашего Мати, умиления сокровище и милости источниче, душеспасительных даров подательнице и скорбящих душ благодатная утешительнице!
К Тебе с любовию припадаем и пред святою иконою Твоею молимся: умоли, Владычице, возлюбленнаго Сына Твоего Христа Бога нашего помиловати и спасти нас, погибающих во гресех, вдохни в души наша покаяние искреннее и умиление богоугодное. Слезами очистительными омый нас от скверны греховныя и яви чисты и непорочны рабы Христовы. Вся благопотребная житию временному и вечному спасению нашему милостивно, Госпоже, нам даруй. Мир умири, святую обитель сию добре сохрани, безмятежие и изобилие плодов земных нам низпосли и на кончине живота нашего не лиши нас Матерняго Твоего заступления и помощи, да предстательством Твоим безбедно прейдем мытарства воздушная и сподобимся унаследовати Царство Небесное.
Ей, Царице всеблагая, всех радостей радосте и всего мира христианскаго утешение, помози нам ныне и тогда, егда наипаче помощи Твоея святыя востребуем, и спаси нас Матерними Твоими молитвами ко Христу Богу, Емуже со Отцем и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Тропарь
К Богородице со умилением припадем, вси грехми обремененнии, чудотворную Ея икону Умиления облобызающе и вопиюще со слезами: Владычице, приими моление недостойных раб Твоих и подаждь нам, просящим, велию Твою милость.
Кондак
Юже подражая неплодную смоковницу, аз, окаянный, умиления плода отнюд не приношу и посечения страшуся, но, взирая к чудотворней иконе Твоей Умиления, Владычице, стеню от сердца и вопию: умилися, Благосердая, и мне, окамененному сердцем, благоволи подати душевное и сердечное умиление.
Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.
Источник