Иконостас двухъярусный своими руками

Иконостас своими руками

Современное православное образование находится в сложной ситуации перенесения традиционного классического предмета преподавания в контекст новой культуры начала 20 века.Думаю, любой преподаватель школы, особенно воскресной, отмечал для себя хотя бы раз, что система восприятия детьми мира сильно изменилась за последние годы. Из книг, фильмов и рассказов старшего поколения мы знаем о том, как дети слушали учителя на уроке, какая была тишина в классе, как запоминалось каждое слово учителя. Сегодня наши дети растут в условиях новой аудиовизуальной культуры и интерактивного пространства – культура восприятия на слух уходит в прошлое.

Хорошо и радостно когда родителям удается привить своему ребенку любовь к книге, к письменному слову, к тому, чтобы уметь представлять в своих фантазиях то, что написано в книге.

Однако эта задача трудна для педагога: можно ли за 40 минут в неделю исправить то, что прививалось годами?

Раньше всего, пожалуй, эта тенденция к зрительному восприятию отразилась в обучении иностранному языку – в переходе от аутодидактического метода (чтения и перевода текста) к коммуникативному, где занятие строится на разговоре, играх, песнях, фильмах.

Имея определенный опыт коммуникативного преподавания английского языка взрослым, однажды я задалась вопросом: почему мы (и я, в первую очередь) думаем, что детям будут интересны наши занятия, когда на протяжении 40 минут мы на рассказываем что-то, пусть и интересное. Почему занятие взрослого мы организуем так, что скучать ему не приходится, а от ребенка ждем благоговейной 40– минутной тишины?

Как сделать иконостас своими руками?

Так, необходимость сделать уроки в воскресной школе интересными и творческими стала очевидной.

Иконостас православного храма можно показать в книге, можно нарисовать схему на доске. А мы решили, что лучше всего строение иконостаса можно выучить, сделав его самостоятельно.

Итак, Вам понадобится:

1 лист ватмана формата А3 (или 2 листа А 4),
5 закладок для книг с иконами (2 иконы Спасителя, 1 икона Пресвятой Богородицы и иконы двух почитаемых святых),
цветной принтер,
фломастеры,
клей
ножницы.

Для иконостаса мы выбрали иконы с закладок по нескольким причинам: они не освящены, следовательно, их возможно использовать в процессе детского творчества, они сделаны из картона, поэтому их можно легко приклеить на наш иконостас.

1. Рассказ об иконостасе

Преподаватель на доске изображает конструкцию иконостаса. Объяснение проходит как диалог с учениками, резюмируемый рассказом преподавателя.

Для чего нужен иконостас?
Как называются врата в центре иконостаса?
Почему они называются Царскими?
Почему в основании иконостаса помещается Крест?

Затем следует рассказ о рядах иконостаса. Чтобы упростить задачу и ограничить объем материала, мы решили ограничиться только теми чинами, которые есть в иконостасе нашего храма: местным, праздничным и деисусным.

Местный чин: На Царских вратах изображается Благовещение Пресвятой Богородицы, иногда иконы св.т. Василия Великого и Иоанна Златоуст. Справа от Царских врат находится икона Спасителя, слева – Пресвятой Богородицы. Справа от иконы Спасителя помещается икона святого или праздника, в честь которого освящен храм. Значит, придя в храм, даже не зная его названия, мы всегда можем узнать, в честь кого он освящен. Рассказ можно предварить вопросами, попросить детей вспомнить, как устроен иконостас в их храме.

Следующие ряды праздничный и деисусный. Деисусный находится над местным чином, но мы делали иконостас по образцу нашего храма, поэтому сначала у нас шел праздничный ряд. Иконы для него мы печатали на принтере. Прежде чем наклеить праздничный ряд внимательно смотрим, какие праздники изображены, что произошло в каждый из праздников.

Читайте также:  Гильотина для ламината своими руками

Деисусный чин. Деисус в переводе с греческого означает моление. Дети сами объясняют, что этот ряд называется «моление», потому что здесь Престолу Божию предстоят Богоматерь и святые, молящиеся о нас.

После повторения материала на следующем занятии переходим к делу.

1. Лист ватмана сгибается пополам и по сгибу делается разрез до средины, а затем – фигурный надрез – это будущие Царские врата.

2. На Царские врата наклеиваем распечатанную на принтере икону Благовещения Пресвятой Богородице.

3. В самой нижней части иконостаса помещены изображения Честнаго и Животворящего креста Господня. Этому можно посвятить отдельный урок – научиться рисовать правильный крест. Дети рисуют четыре креста красным фломастером.

4. Местный ряд. Вспоминаем, с какой стороны от Царских врат икона Спасителя и Пресвятой Богородицы, где располагается икона святого или праздника, имя которого носит храм. Приклеиваем коны в правильном порядке.

5. Праздничный ряд. Детям раздается распечатанный на принтере праздничный ряд: смотрим еще раз на иконы, вспоминаем, какой праздник изображен на какой иконе и почему этот праздник так важен.

6. Деисусный чин. В центре приклеивается большая икона Спасителя, справа и слева распечатанные иконы Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи и ангелов. Вспоминаем значение слова Деисус.

7. Иконостас готов. Дети могут изобразить на оставшемся пространстве любые узоры. Рисование узора может быть посвящен отдельный урок, на котором детям может быть показана техника основных узоров, а затем они могут быть исполнены и на иконостасе.

Теперь каждый ученик может подробно рассказать родителям о символике иконостаса.

Справка: Иконостас отделяет от основного помещения храма, где находятся молящиеся, алтарь, самую святую его часть, которая символизирует Царство Небесное, область Божественного бытия, постоянное присутствие Божественной благодати.

Это символическое Небо на земле должно отделятся от всего храма, ибо Бог совершенно отличен от Своего творения, Бог по преимуществу свят, то есть неотмирен, невместим в полноте Своего Существа в области бытия земного.

Святость алтаря подчеркивается его приподнятостью над основным уровнем храма и огражденностью святыни, которая не должна растворяться в обыденности. Иконостас ограждает алтарь от проникновения в него неподготовленных к священнодействию людей.

ИКОНОСТАС не просто отделяет мир Божественный от мира сотворенного, он есть еще и образ Небесной Церкви во главе с Господом Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, за богослужением собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

В центре иконостаса — Царские Врата, расположенные напротив престола. Они называются так потому, что через них выходит Сам Царь Славы Господь Иисус Христос в Святых Дарах. Слева от Царских Врат, в северной части иконостаса, напротив жертвенника — северные двери для выхода священнослужителей во время богослужения; справа, в южной части иконостаса —южные двери для входа священнослужителей. Изнутри Царских Врат привешивается завеса, которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения. Открытие завесы изображает открытие людям тайны спасения. Открытие Царских Врат означает открытие христианам Царствия Небесного.

Иконостасы бывают разные. Большие иконостасы в Успенском и Архангельском соборах Московского Кремля, в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. В таких соборах, как правило, иконостас состоит из пяти ярусов, или пяти рядов икон. Эти ярусы связаны в единое целое, которое есть явление мира небесного.

Нижний ярус, или ряд, называется местным, потому что в нем есть местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого устроен храм. В середине местного ряда находятся Царские Врата. Они бывают резные и расписные. На Царских Вратах пишутся обычно иконы четырех евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стоя перед Царскими Вратами, мы видим справа от них икону Спасителя Иисуса Христа, правее — местную икону. Еще правее, как правило, южная дверь, на которой изображается икона архангела. Правее южной двери могут быть другие иконы.

Читайте также:  Как обклеить печь керамической плиткой своими руками

Слева от Царских Врат, как правило, помещается икона Божией Матери, левее — другие иконы.

Второй от низа ряд может быть праздничным, в нем расположены иконы двунадесятых праздников.

Третий ряд — это Деисус (см. «Иконография»). Справа и слева от Деисуса — иконы святителей и архангелов.

Четвертый ряд — пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других.

Пятый ряд — праотеческий. Праотцы — это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной.

В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах.

Источник

Самодельная полка для икон

Традиция иметь в доме иконостас существует уже много столетий. Альтернативой покупным изделиям является самодельная полка для икон. Православная религия допускает использование предметов культа для оформления помещений. Своими руками можно изготовить элемент интерьера, лучше всего подходящий под размер и расцветку рам, обоев и прочих поверхностей. Рассмотрим, какие существуют варианты выбора конфигурации, материалов и способов украшения подобной мебели.

Варианты конструкций

Есть различные способы изготовления подставок под образа. Главным условием является отсутствие на них предметов, не имеющих отношения к религии. Рамки на должны перекрывать друг друга по вертикали и горизонтали, ставиться одна на одну. Рекомендуется предусмотреть место для свечи или лампадки. Если планируется приобретение новых образов, то полка под иконы должна иметь резервное место для их установки. Можно предусмотреть возможность крепления дополнительного уровня.

Существуют такие варианты конструкций:

Выбор делается, исходя из планировки, интерьера и размера помещения, количества образов и их конфигурации.

Материалы и комплектующие

По традиции религиозные принадлежности изготавливаются из дерева и производимых из него материалов. Но строгих запретов относительно использования металла или пластика не существует. Мастера рекомендуют древесину по причине простоты ее обработки и презентабельного внешнего вида.

Для работы понадобятся такие инструменты:

  • перфоратор;
  • ножовка по дереву;
  • рулетка;
  • молоток;
  • отвертка.

Чтобы защитить руки, органы зрения и дыхания целесообразно приобрести тканевые перчатки, монтажные очки и марлевую повязку.

Чтобы сделать полку для икон своими руками потребуются такие материалы:

  1. доски из массива дуба, сосны, вишни или ореха;
  2. фанера, ОСП или ДСП;
  3. рейки шириной 20-40 мм;
  4. наждачная бумага;
  5. лак для дерева;
  6. столярный клей;
  7. стальные уголки и петли;
  8. комплект дюбелей и шурупов;
  9. заглушки для шляпок метизов.

В зависимости от выбора способа отделки может понадобиться краска, морилка или цветная пленка.

Способы декорирования

Изготовленные своими силами полки для икон нуждаются в финишной отделке и украшении. Это позволит придать им свежий и торжественный вид, соответствующий предназначению изделий.

Существуют такие варианты декора подставок для образов:

  • натирание воском;
  • пропитывание морилкой;
  • покрытие лаком;
  • добавление накладных ажурных деталей;
  • художественная резьба;
  • гравюра или выжигание;
  • роспись по дереву;
  • нанесение трафаретов и аэрографии;
  • блеск, бусины и бисер.

Допускается совмещение в 1 изделии несколько способов отделки. Главное, чтобы оно не выглядело слишком пестро, затмевая образа.

Резьба по дереву

Каждая полочка должна иметь распятие. Оно выполняется в объемном варианте путем резьбы по массиву древесины. В большинстве случаев такая работа поручается мастерам и стоит она дорого. Сделать православный крест можно и самому, воспользовавшись набором хорошо заточенных резцов. Кроме распятия, на стенки и бортики наносятся рельефные изображения куполов, образов святых и великомучеников, рыб, птиц, зверей и сказочных персонажей. Допускается вырезание узоров и барельефов.

Читайте также:  Изготовление кухонного шкафа своими руками

Выполнение объемных фрагментов проводится в следующей последовательности:

  1. Выбор или изготовление изображения, перенос его очертаний и мелких деталей на заготовку.
  2. Выпиливание детали по контуру, стачивание острых краев, удаление опилок.
  3. Изготовление резцами выпуклых частей. Делать это нужно поэтапно, тонкими лепестками.
  4. Обработка изделия мелкой наждачной бумагой. При необходимости покрытие его грунтовкой или другой защитной жидкостью.

Распятие и накладные детали приклеиваются к задней стенке. Чтобы это сделать точно и без перекосов, следует сделать наметки карандашом.

Процесс имитации

Не всегда под руками есть натуральная древесина и металл хорошего качества. Часто мастерам приходится импровизировать, чтобы придать полкам для образов привлекательный вид.

Для этого используются такие приемы:

  1. Обтягивание древесных плит или фанеры клейкой пленкой под цвет ценных пород деревьев, природного камня или металла. Отдельные куски пленки можно использовать для изображения природы и церковных строений.
  2. Искусственное старение древесины и металла. Дереву придается вид старинного изделия путем обработки морилкой и стальной щеткой. Медь и латунь замачиваются в соленой воде, образующей патину.
  3. Добавление в краску позолоты, которая делает достоверными вырезанные купола.

Изготовление деталей

Сделать полки для образов можно с балясинами под перекладинами. Для этого нужно купить или взять в аренду портативный токарный станок. Целесообразно использовать лекало, чтобы бортик был изготовлен из одинаковых симметричных фрагментов.

Домашний иконостас своими руками изготавливается в такой последовательности:

  • нанесение разметки на заготовки;
  • выпиливание горизонтальных полок, перекладин и вертикальных стенок;
  • выравнивание и шлифовка краев досок;
  • изготовление балясин;
  • просверливание отверстий для крепежа деталей;
  • соединение фрагментов в единую конструкцию;
  • отделка и декорирование.

В заключение проводится примерка готового изделия к стене. В нее вкручиваются шурупы, на них вешается полка.

Одноярусный прямой стеллаж

Полки такого типа выбираются для размещения большого количества образов или если все углы в комнате заняты. Вешают стеллажи на восточной стене помещения. Даже для такого относительно простого в изготовления стеллажа чертежи необходимы. Предварительное планирование позволит подогнать все детали с высокой точностью, рассчитать необходимое количество строительных материалов.

Для одноярусного сооружения необходимо брать доски толщиной не менее 15 мм. Высота задней стенки должна быть более 30 см, чтобы образа над ней не выступали. Размещать иконостас следует на уровне глаз при условии отсутствия рядом других ярких и декоративных предметов интерьера. Для установки свечи или лампады следует предусмотреть негорючую подставку. Чтобы не загромождать изделие бортиком, по нижней перекладине можно пустить невысокий порожек для фиксации рамок.

Угловые полки

В большинстве случаев угловую полку для икон делают в 2 или 3 яруса. Связано это с необходимостью размещения нескольких образов в небольшом пространстве. Оптимальным размером считается высота 70-75 см и симметричные полки шириной 40-50 см. Более крупное сооружение будет смотреться громоздко даже в большой комнате.

Угловые полки под иконы своими руками изготавливаются в такой последовательности:

  1. Сборка щитов заданной конфигурации. Их делают из досок путем склеивания или сшивания скобами.
  2. Перенесение схематического изображения на заготовки. Наметка точек сверления отверстий.
  3. Выпиливание деталей. Обработка их краев фрезой и абразивными материалами. Подгонка фрагментов иконостаса между собой.
  4. Нанесение декоративных элементов на вертикальные и горизонтальные поверхности.
  5. Соединение всех составных частей в единое сооружение. Используются гвозди без шляпок, уголки, шурупы или столярный клей.

Источник

Оцените статью