Имеем мы обычаи своими руками

Имеем мы обычаи своими руками

Восточный берег полуострова, занятого Византией, избран для собрания дворцов, храмов, служб, садов. Это Священный Палатий, алтарь Единоличного Владыки империи. Сегодня, в прохладном дыхании близкого Евксинского Понта, Палатий казался земным раем.

В одной из комнаток одной из палатийских канцелярий трудился над рукописью мужчина лет тридцати пяти – сорока. Постоянный советник полководца Велизария и неизменный его спутник Прокопий, человек образованный и умный, что важно, и хитрый, что еще важнее для существующих в тени Власти, был сух и крепок телом. Углы его рта подчеркивала складка, свойственная тем, кто годами умел вежливо или, лучше, искательно улыбаться речам вышестоящих. Он был слегка сутуловат, не помогали гимнастика и усилия массажистов. Прокопий слишком много времени проводил за работой. Женат он не был и не знал забот о семье.

Главнейшей из всех наук ему казалась история людей. Он считал, что человеку, не ведающему прошлого, непонятно и настоящее: зримое невеждой лишено глубины, подобно плоским рисункам на стенах древних египетских храмов.

Дабы продолжить труд прошлых писателей, Прокопий рассказывал о своем времени. Он хотел правдиво изложить то, что видел сам, и сообщенное другими. Для этого нужно уметь спрашивать и постигать смысл прочтенного. Обдумывая узнанное, следует отделить зерно от половы. Нужно не только собрать, но, установив связи, придать рассказу стройность. Дождевой червь, чтобы двигаться, пропускает землю через свое тело. Таковы писатель и жизнь, текущая через его разум.

Знать, понять происходящее внутри империи и за ее границами… Прошло время, когда империя цепко разрасталась, жадно поглощая захваченное. Ныне империя только защищается на территории вдвое меньшей, чем некогда. Откуда назревают угрозы? Не с Запада, где варварские государства истощаются сварой на старых имперских землях в Испании, Галии, Британии, по Рейну. Готы, захватившие Италию, выдохлись. На Востоке империя привычно сдерживает персов малыми войнами, переговорами, золотом. Только Север копит неизвестные силы. Дунайская граница постоянно попирается нашествиями племен, которые, по всем сообщениям, прочно владеют пространствами за Дунаем и Евксинским Понтом.

Все прежние писатели называли по-разному северные народы. Преемственности среди этих народов, казалось, не было. Но, в сущности, никто не обладал верными сведениями. Однако же вполне возможно, что со времен Гомера, Гекатея, Геродота на Севере не было чрезвычайных перемен. Люди одного племени могли называть себя по-разному для отличия от соплеменников, владельцев смежных угодий. Несомненно, что изустная передача чужих, непривычных слуху эллина и римлянина имен искажала их до неузнаваемости.

Прокопий, не желая повторять недостоверные для него сообщения, старался ограничиваться настоящим временем. Но необходимо рассказать существенное о прошлом и о быте северных племен, ибо до сих пор нападения на империю кажутся людям беспричинными наводнениями с невидимых гор. Таковы результаты невежества, ибо все имеет причины, определяющие следствия.

Почти полное тысячелетие отделяло Прокопия от века, в котором жил Отец Истории Геродот и великий Фукидид. Прокопий думал об исканиях и мучениях этих людей. Без опыта никому не познать сущности любого мастерства, лишь пишущий поймет пишущего. Писателю нужна решимость большая, чем другим, так как сомневающийся не закончит и строчки, он осужден на бесплодие бесконечных помарок и чистых страниц. На самом деле жизнь снабжена бесчисленными гранями. Испытываемая разумом, она меняет свой вид, как изрезанный берег Эллады перед взглядом морехода. Каждая строка требует проявления мужества, каждая мысль есть решение полководца. Нет, военачальник может уклоняться от сражений, в его власти замена штурма бездействием терпеливой осады. Писатель же подобен солдату, рвущемуся на стену.

«Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но живут в народоправстве».

Он знал, что славяне и анты говорят одной речью, живут одинаковым укладом. Одни располагаются ближе к империи, другие – дальше. В названии «анты» для Прокопия звучал корень латинского слова, обозначающего местонахождение «раньше, против». К тому же ни одно из славянских племен не называет себя антами. Прокопий сохранял это название, чтобы быть лучше понятым.

Итак, они живут в демократии… Дальше!

«Поэтому у них счастье и несчастье считаются общим делом. И в остальном у этих народов вся жизнь и все законы одинаковы».

Его окружили образы, для него священные: общины свободных и равных людей, сильных единством воли, подчиняющихся лишь необходимости. Он продолжал во власти Вдохновенья:

Читайте также:  Задняя навеска для трактора своими руками

«Они считают, что только единый бог, творец молний, владычествует над всеми, ему приносят они жертвы и совершают другие обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что Судьба по отношению к людям имеет какую-либо силу…»

Вдохновенье! Великое и неопределимое философами понятие. Часто Прокопий убеждался, что истина легче открывается Вдохновенью, чем усилиям разума. Но как легко спугнуть эту дивную птицу! Перечитывая написанное, Прокопий размышлял.

Он написал о людях, которые пользуются демократией и отрицают власть Судьбы. Да, таковы в действительности быт и воззрения славян, антов. Но что может подумать иной, прочтя эти строки? Базилевс Юстиниан выжигает в империи последние следы демократии, а без упоминания о Судьбе немыслима речь христианина.

Прокопий был хорошо знаком с языческими воззрениями. В прошлом люди считали Фатум сильнее олимпийцев. Христиане восприняли это понятие как выражение неизреченной воли своего бога. Поэтому в описании славян иной злонамеренный и выслуживающийся подданный Юстиниана обнаружит и мятежное осуждение автократии, и неверие в бога. Ни сам клеветник, ни внимающий доносу не захотят ознакомиться с источниками осведомления историка. Его даже не спросят, он будет осужден заочно.

Следуя за Велизарием, вдали от Византии Прокопий дышал свободнее, писал смелее. Здесь иное – Палатий душил писателя. Не шевелясь, он взглянул вправо, влево. Увлекшись, он, кажется, рассуждал вслух. Он знал за собой это опасное свойство. К тому же, как многие авторы, он любил читать написанное вслух, чтобы ухом проверить слог и содержание.

Железный доспех, которого никогда не снимают, уродует тело. Нельзя вечно давить в себе протест и оставаться здоровым. Печальная участь камня, одиноко противостоящего теченью.

Прокопий скользнул к двери, положил руку на медную задвижку. Нет, он не забыл запереться, никто не мог подслушать. Если у него и вырвались опасные слова, сегодня железная западня Судьбы-Случая останется голодной.

В окне – прочная решетка. Одиночество в одиночестве. Нельзя доверять ни кровным, ни близким. Когда был создан этот неписаный закон существования подданных?

– Скажи, – спросил себя Прокопий, – в действительности ли ты веришь во всепобеждающую силу Судьбы, как все? В твоих книгах ты умеешь ссылаться на нее. Где же ты был искренен, а где ты указывал на Судьбу лишь для памятной заметки в надежде на пришествие времени, когда сможешь объяснить, что не Судьба, а злая воля Юстиниана и Феодоры были причиной всеобщих бедствий?

Прокопий ощутил свою слабость, бездарность. К чему все это? Зачем, для кого? Его перо слабо, его мысль скудна. Ему казалось, что он не напишет больше ни строчки. Он сух, он бесплоден. Если бы он мог, он молился бы как безбожник, который в бурном море взывает о помощи к всевышнему.

Источник

«Знакомство с традициями, обрядами и предметами старины русского народа.»

Марина Бахарева
«Знакомство с традициями, обрядами и предметами старины русского народа.»

Цель: Сформировать представление о содержании и структуре русского народного обряда- первое купание ребёнка.

Побудить интерес к русскому фольклору, предоставить детям возможность самостоятельно сформировать разбор смысла пословиц о семье.

Развивать интерес детей к старинным названиям предметов русской старины и их предназначению.

Воспитывать любовь и уважение к национальным традициям и быту предков.

Материал: Уголок русской избы, хозяйка в русском костюме, кукла младенец, ухват, чугунок, кочерга,самовар, деревянная и глиняная посуда, ушат с водой, рубаха, кусочек хлеба с солью, уголёк из печи,зёрнышки, денежки, фишки, игрушка домовёнок.

Ход занятия.

Зал оформлен в стиле русской избы. На печи лежит ухват, стоит чугунок. Рядом с печкой стоит кочерга. На столе стоит самовар, деревянная и глиняная посуда. Звучит русская народная музыка, дети входят в зал.

1. На экране мультимедиа показана русская изба, красный угол, крыльцо, семья за столом.

Вед: Здравствуйте, люди добрые!

Низкий вам поклон!

Сегодня мы будем говорить о наших предках и о их житье – бытье. Но давайте вспомним.

— Что означает слово предки?

— Кто были наши предки?

-Чем занимались наши предки?

Воспитатель обращает внимание на детей на мультимедиа, где показана картинка с изображением русской избы и семьи.

— Ребята, внимательно рассмотрите иллюстрации и скажите, как называется это сооружение (изба?

— Из какого материала русские мастера строили себе жилище (дерево?

Избу рубили из дерева. Её никогда не красили и ничем не обшивали. Натуральный цвет бревна в пасмурный день был серебряным, а в солнечный светился тёплым медовым цветом.

Читайте также:  Диск для циркулярки своими руками чертежи

— Что такое дом для человека?

Человек, чувствуя себя незащищённым от стихии, стремился создать свой дом добрым и уютным. Ставил избу прочно, основательно, и чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался.

Нет нигде в мире дома уютнее, чем наша русская изба. Срублена она из сосновых брёвен, в ней всегда пахнет смолой.

-Крыльцо – дома лицо.

По крыльцу и о хозяине дома люди судят. Крыльцо чистое да крепкое, значит хозяева хорошие. А коли крыльцо скрипит, шатается, грязное да неметеное – ныряхи в доме живут.

Воспитатель приглашает пройти детей в избу, дети садятся на скамейки.

Воспитатель обращает внимание на «красный угол», в нём стоит самые дорогие сердцу вещицы, а в тёмный угол, его называли куть, закуток стояла разная рухлядь. В крестьянских избах не было ни шкафов, ни комодов, все вещи хранились в сундуках.

2. — Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабушка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

Прикладывает ладони к печке.

— ох, хорошо! Прижмутся дети к печке тёплой да рассказывают друг другу волшебные сказки. От печки тёплой жар струится, вкусно да сдобно калачами пахнет, угольки светятся да горницу освещают.

Печка – деревенская кормилица.

Как встанет по утру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Ставит в печку три больших чугуна.

Первый – для щей, второй – для каши, а третий – для всех остальных надобностей.

Ой, печи, печи, печи

Всем на радость калачи!

От жаркой соломы

Тепло всему дому.

Весь день печка пыхтит, старается. Хлеб печёт для всей семьи, сдобные калачики – для самых маленьких детушек. Печь избу согревает и освещает. А совсем маленьких ребятишек даже иногда купают в печке. Да, да, не удивляйтесь – в печке настоящую баню устраивают. Настелет хозяйка в печке чистой соломы, поставит чугунок с тёплой водой и лезут в печку наперегонки детишки, каждому охота поплескаться в печном пару да потереть друг другу спинку липовой мочалкой.

3. А предки наши жили большими семьями. Под одной крышей жили дети, родители, бабушки, дедушки. А детей в русских семьях всегда было много (показ иллюстрации).

Как же радовались каждому родившемуся младенцу, и как его принимали.

Замечательная русскаяпословица о жизни человека говорит так: Три раза человек дивен бывает.»

Первое диво в жизни каждого – рождение на белый свет. Появление ребёнка в семье всегда удивительная, светлая радость. Это как приход весны. Много раз на своём веку встречает её каждый из нас! А всякий раз весна вновь словно в первые. Так и рождение человека. Появился на земле – для всех он новый! И для него всё впервые. Первое всё особенное, никогда уже не повторится.

Вот сейчас мы с вами посмотрим, как у наших предков проходил обряд первого купания.

Показ обряда первого купания.

— Первое купание — особенное. В ушат с водой клали уголёк из печи, зёрнышки, денежку. Привыкай, новый человек, к родному очагу, будь всегда сыт, и благополучен. А ещё в колыбельку клали оберег – Люлятку, она оберегала младенца от худого глаза, и нечистой силы. Лица у куклы не рисовали, что бы нечистая сила, не могла его сглазить. Оберег брал всё плохое на себя и тем самым защищал малыша.

Самая первая одежда тоже особенная: родительская рубаха. Для девочек – материна, для мальчиков – отцова. Расти хорошо, малыш, будь похож на отца с матерью, будь здоров и любим в семье!

Ну а потом в люльку несут. Для первого раза тоже кусочек хлеба с солью клали. Хлеб – соль верный и первый признак доброго расположения, пожелания счастья.

4. Ну, а как не вспомнить о наших прабабушках и бабушках, которые без колыбельных песенок не укладывали малыша спать.

— А вы, знаете колыбельные песни? Кто споёт для нашего малыша?

Жил старик на том краю

Он не беден, ни богат,

У него много ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу маслину едят

Кашу маслину едят

И на деточку глядят

5. Дружно, весело жили наши предки. Уважали старых и любили малых. Их жизненный опыт дошёл до наших дней в пословицах и поговорках.

Читайте также:  Как можно сделать барабан своими руками

1. «На что клад, коли в семье лад».

2. «Вся семья вместе, так и сердце на месте».

3. «нет такого дружка, как родная матушка».

4. «Братская любовь крепче каменных стен».

5. «В своей семье, всяк отец самый большой».

6. «Без корня и полынь не растёт».

7. «Изба детьми весела».

В одном лесу дремучем — покачать руками над головой «деревья»

Жила семья могучая – сложить ладони в «замок»

У них был дом огромный – соединить пальцы над головой «крыша»

И крыша с трубой тёмной – показ трубы

И трубы в колечко дым – круговые движения рук в стороны

Плим – плим – плим. – перещёлкивание пальцами

7. В гости приходит Домовой.

Из – за печки раздаётся ворчание.

Дом: Сама –то печка добрая, всем найдёт кусок пирога да куриную ножку.

А вот люди сами норовят всё съесть, мне ничего не оставить.

ВЕД: Кто – это из-за печки со мной разговаривает?

Дом: Это я, запечный житель.

ВЕД: Запечный житель? Кто ты таков?

Дом:Зовут меня известно как: Домовой – Кузя. Слыхали?

ВЕД: Слыхали! Слыхали! Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами да охами. Правда, это?

Дом: Вот уж напраслина, хозяюшка. Так я совсем обидеться могу.

ВЕД: садись, Домовой к печке – здесь тебе будет уютнее.

Значит ты – запечный житель? Ты всё видишь и знаешь, что в доме происходит?

Дом: Моё дело за печкой ухаживать, сковородки серебрить, да ночью, когда все спят, сладкие сны навевать.

ВЕД: А я слыхала, что домовые проказники. Потеряется в доме какая нибудь вещь – опять говорят – Домовой утащил. Правда, это?

Дом: Да не проказники мы, а помощники. Поищет – поищет человек потерянную вещь, а когда найдёт – вспомнит, что сам её положил не на то место.Поэтому и говорят: «КАЖДОЙ ВЕЩИ ВДОМЕ СВОЁ МЕСТО».

ВЕД: Говорят, никто лучше Домового не знает домашнего хозяйства.

Дом: Это верно. Что посуда, что веники, что скатерти всякие – никто лучше нас в этом не разбирается.

ВЕД: Кузя, а как ты думаешь, хорошо ли знают домашнее хозяйство наши ребята?

Дом: А мы сейчас это проверим. Хотите, ребята, загадки отгадывать?

1. Мать пузата, сын горяч, а внук кучеряв. (печь, огонь, дым.)

2. Как называется посуда, в которой варят кашу в печке? (чугунок)

3. Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине – огонь да вода. (самовар)

4. Новая посудина, а вся в дырках. (сито)

5. Три братца пошли на речку купаться

Два купаются, третий на берегу валяется

Искупались, вышли, на третьем повисли. (вёдра с коромыслом) и. т. д.

ВЕД: А наши дети знают про тебя Кузя игру, поиграешь с нами?

Кузя, Кузя Домовёнок,

Знаем мы его с пелёнок (приветливо машут рукой)

Он весёлый и смешной,

Домовёнок озорной. (жест Буратино)

С Кузей поиграем в прятки, (открываем и закрываем лицо ладонями)

Вместе сядем на лошадку, (держим поводья)

Любит вкусно он покушать (гладим живот)

Любит Кузя сказки слушать. (одна рука под щёку)

Домовёнок озорной, как нам весело с тобой!

(приветливо машем рукой).

Кузя прощается и оставляет с детьми, приглядывать за ними своего внучонка Домовёнка. Чтобы его задобрить воспитатель предлагает возле печки поставить блюдечко с молоком.

8. Словесная игра» назови ласково»

— Игра на внимание, сообразительность.

Я называю слово, а вы должны придумать к нему слово в уменьшительно – ласкательной форме. (бабушка, папа, мама, дед, сестра, брат, сын, дочь).

9. Как быстро время пролетело, за играми, песнями, рассказами. Помните детки о своих предках, традициях своего народа, и помните о них, передавайте их своим детям и внукам. Так мы сохраним обычаи и историю русского народа.

Россия, Россия края дорогие,

Здесь издавна люди живут

Они прославляют просторы родные,

Детей своих любят и предков здесь ждут.

Мультимедийная разработка Непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание». В группе компенсирующей направленности для детей 6-7 лет.

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР по теме: «Фрукты» Цель: — уточнить и активизировать словарь по теме «Фрукты» — сформировать обобщающее понятие «Фрукты» — сформировать умение образовывать.

Источник

Оцените статью