Имеет ли силу икона сделанная своими руками

Несколько вопросов о вышивке икон

В последнее время вышивка стала весьма популярным занятием. Рукодельницы всех стран увлеченно вышивают крестиком, гладью, бисером. Результатом творческой и кропотливой работы являются замечательные пейзажи, натюрморты, портреты и другие интересные сюжеты. А многие верующие рукодельницы вышивают иконы.

Вышивка икон – особая тема в рукоделии, так как до сих пор по этому поводу нет однозначного мнения ни у рукодельниц, ни у священнослужителей. Существует только множество вопросов. Не грешно ли вышивать иконы? Нужно ли соблюдение определенных правил при вышивке икон? Какие существуют тонкости и особенности в данном занятии?

Для начала хотелось бы понять, что же такое ИКОНА. Ведь православная икона является неотъемлемой и важной частью духовной жизни христианина. Она встречает человека после его рождения, находится с ним рядом на протяжении его жизненного пути и провожает в другой мир.

Икона играет роль мистического посредника между миром земным и миром небесным. Основной тезис иконопочитания: «Честь, воздаваемая образу, переходит на Первообраз».

Икона – православный литургический образ. Любая икона глубоко символична. Для того чтобы приблизиться к пониманию икон, надо видеть их глазами верующего человека, для которого Бог – несомненная реальность при всей ее непостижимости и недоступности.

Поэтому у рукодельниц и возникает закономерный вопрос: грех ли — вышивать иконы?

Мнение протоиерея Александра Салтыкова, настоятеля храма Воскресения Христова в Кадашах, декана факультета церковных художеств ПСТГУ:

«Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла. Но думаю, что при этом она должна получить на свою работу благословение священника. Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе на ней изображенном. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь».

И таких мнений довольно много.

Высказываний против вышивки икон намного меньше, но, тем не менее, они существуют. Мнение иерея Григория из Свято-Троицкого прихода г. Волгограда:

«Вышивка бисером не является традиционной техникой изготовления иконы и не имеет никакого отношения к православному иконотворчеству и иконопочитанию. Рукоделием заниматься полезно для всех, можно вышивать много всего красивого, но обывателю преступать границу сакрального и пытаться изготовить священное изображение, заготовка которого предлагается мирскими производителями не благоразумно…».

Он посоветовал женщине, спрашивающей его о благословении на вышивку икон, прекратить это занятие, а заготовку сжечь и больше не заниматься подобными вещами.

Но все же, большинство священнослужителей не видят в вышивке икон ничего отрицательного. Главное, чтобы работа делалась в соответствующем настроении и мастерица понимала, что перед ней не просто картинка, а символ, к которому нужно относиться с особым уважением, трепетом и почитанием.

А какие же правила нужно соблюдать при вышивке икон?

Правило №1. Благословение священника

Мнение иерея Алексия:

«Замечательное дело – дар Божий – быть причастным к созданию икон. Как дело, которое призвано быть душеспасительным и богоугодным, оно требует благословения священноначалия».

Нужно обязательно показать священнослужителю схему или буклет из набора для вышивания, чтобы он одобрил Ваш выбор и дал благословение на отшив иконы («благословение – Божественная помощь, Божие одобрение, в церковном обиходе означает разрешение священноначалия» ).

Дело в том, что в настоящее время существуют фирмы-производители, которые, преследуя исключительно коммерческие цели, выпускают схемы и наборы для вышивания икон, не соответствующие православным канонам. Желательно, конечно, пройти великое таинство исповедания и причащения. Потому что Вы собираетесь приступить к созданию литургического образа. А это необходимо делать с чистой душой и добрым сердцем.

Правило №2. Молитва перед началом работы над вышивкой

Приступая к вышивке иконы, нужно прочесть молитву. Есть специальные молитвы для иконописцев и мастеров, но можно прочесть любую молитву, которую Вы знаете или обратиться к тому святому, чей образ будет воплощен в вышивке.

Мнение протоиерея Георгия Шмида:

«…вышивание образа, действительно, следует сопровождать молитвой. Какой? Думаю, обращенной к Тому, над Чьим образом Вы трудитесь».

Правило №3. Благочестивая жизнь рукодельницы

Во время вышивания православных икон нужно соблюдать пост, ограничение в праздных развлечениях, исключение из рациона алкоголя, жирной пищи, продуктов животного происхождения, отказаться от табакокурения. Также вышивальщице желательно читать каноны, акафисты, прочие молитвы. Чтение молитв позволяет полностью сосредоточиться на создании иконы, понять свои стремления и терзания, изменить к лучшему свою жизнь, обрести душевный покой.

Мнение священника Вячеслава Боданя:

«…вышивание или написание иконы – это не хобби, не рукоделие и не что-то подобное. У тех людей, для которых это было делом жизни, создание иконы всегда было неразрывно связано с постом и молитвой, с особым настроем души, отличительным от обычных дней ритмом и строем жизни».

Мастерица в процессе вышивки иконы получает умиротворение, наполняется благочестием, возвышается духовно. Все суетные мысли и проблемы уходят, остается только душа.

Читайте также:  Ботанический барельеф как сделать своими руками

Существует немало примеров, когда после отшива православной иконы мастер излечивался от долгой и тяжелой болезни, избавлялся от череды посещавших его ранее неурядиц.

Правило №4

При вышивании иконы нужно отгонять плохие и грешные мысли, нужно думать только о хорошем, добром. Нельзя браться за работу во время ссоры, семейных неурядиц, в состоянии душевной злобы, обиды, зависти. Девушкам и женщинам в критические дни не полагается прикасаться вышивки икон.

Многих интересует вопрос: можно ли расшивать лики и руки?

Ответ у священнослужителей однозначный – нет. Дело в том, что их изображение строго контролируется канонами. Чтобы написать их красками нужно разрешение достаточно высоких церковных чинов. Поэтому многие священники выступают против полной зашивки икон крестом и спокойнее относятся к готовым наборам для вышивки икон бисером. Как правило, такие наборы разработаны с учетом всех иконописных канонов. Лики, руки и детали, требующие особой тщательности, изначально нанесены на ткань краской.

Правило №5

Готовую работу нужно оформить в киот (киот – рама или ковчег (ящик) со стеклом, в котором помещается икона). А затем освятить в храме.

Вышитая своими руками икона, имеет огромный энергетический заряд, ведь, создавая ее, мастерица вкладывает частичку своей души, добрые намерения, любовь и смирение.

Выводы

Да, споров много. И зачастую даже служащие в одном храме священники высказывают противоположные мнения. Но все же можно сделать вывод: иконы вышивать можно, но при этом не должно быть отступлений от канонов иконописной живописи.

Важно понимать, икона – это не просто картина, а символ, относиться к которому нужно с большим уважением и почитанием.

Иконы в ассортименте

В нашем любимом интернет-магазине «Рукоделов.ру» представлен огромный выбор наборов для вышивки икон бисером. Самой востребованной является продукция следующих фирм:

  • Nova Sloboda
  • Абрис Арт
  • Русская искусница
  • Вышиваем бисером
  • Кроше (Радуга бисера)
  • Образа в Каменьях
  • Вышивальная мозаика
  • Вертоградъ
  • Паутинка
  • Краса i творчiсть
  • Panna

Источник

Грех ли — вышивать иконы?

Взять благословение

Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ:

Я ничего плохого не вижу в том, что рукодельница вышивает иконный образ, если в этом нет никакого дурного умысла.

Протоиерей Александр Салтыков

Но думаю, что она при этом должна получить на свою работу благословение священника. Если хорошо получается работа – то и пусть себе делает рукодельница вышивку.

Может быть, эта вышивка станет первым шагом к тому, что мастерица решит больше узнать о церковном искусстве, об иконе и об образе, на ней изображенном, затем и об иконографии. Может быть, захочет – и это главное – углубиться в духовную жизнь.

А ошибки – кто их не допускает?

Другое дело, что при продаже иконных образцов для вышивки все-таки нужно придерживаться благочестия и ставить их отдельно от «общей продукции», тем более рядом не должно находиться никаких непристойностей.

То есть нужна цензура, но умеренная, разумная, не полицейская, не так, чтобы «забрать и не пущать».

Богоугодное дело или профанация?

Ирина Языкова, кандидат искусствоведения

В последнее время стало модным занятием вышивать иконы. Кто вышивает крестиком, кто гладью, кто бисером, иные украшают стеклярусом, стразами и прочее. Но все это рукоделие к церковной традиции имеет весьма косвенное отношение.

В истории церковного искусства, конечно, известны примеры шитых икон, великолепные образцы древнерусского шитья хранятся в Государственном Историческом музее, Третьяковской галерее, Русском и других музеях. Но древнерусское шитье – не совсем вышивка. И дело тут не только в технике. А в подходе, назначении, глубинном смысле.

Шитье всегда довольно широко использовалось в церковном обиходе, но при этом шитых икон было не так уж много. Иконы все-таки большей частью писали на досках. А шитыми делали плащаницы, пелены, воздухи, покровцы, хоругви, шитьем украшали облачения священства и т.д., то есть, все это были вещи, связанные с богослужением.

Чаще всего рисунок создавали иконописцы-знаменщики, как правило, мужчины, а вышивали по этому рисунку женщины. Этим занимались монахини или высокопоставленные мирянки: княгини, княжеские и боярские дочери. Причем сюжеты, особенно плащаниц, были глубоко продуманы богословски и литургически, и в этом всегда принимало участие образованное духовенство.

При таком подходе шитье никак невозможно назвать женским рукоделием. Хотя и такой жанр процветал в Древней Руси, но рукоделие обслуживало бытовые потребности, и древнерусские вышивальщицы доходили до большой виртуозности: вышитые сорочки, сарафаны, полушалки, платки, скатерти, полотенца, белье и проч. поражают тонкостью работы, вкусом, самобытностью. Народное рукоделие было в большой чести и высоко ценилось.

Но народная вышивка и церковное шитье существовали параллельно, потому что для вышивки требовались только материал, фантазия да умелые руки мастерицы, а для шитья – знание канонов, иконографии, владение сложнейшей техникой золотного, лицевого и прочего шитья, да к тому же не просто благословение, но контроль Церкви, потому что шитые вещи делались для храмового употребления.

В древности никому не пришло бы в голову повесить в храме вышитую икону, да и в домашнем обиходе их практически не было. К иконе как к священному образу относились в высшей степени серьезно. Со времен VII Вселенского собора утвердилось понятие, что икона должна быть сделана из прочного материала. Даже бумажные иконные изображения появились не ранее конца XVII века, а в массовое употребление вошли в XIX веке.

Читайте также:  Как сделать крем мыло своими руками

Но даже в Синодальный период, когда многие каноны церковного искусства были в забвении, никто не смешивал бытовую вышивку и создание иконы как священного образа. Да и взяться за создание иконы без благословения никто бы не посмел. Религиозная культура тогда была все же на определенной высоте.

Вышивальный бум в наше время связан с современной массовой культурой, которая не знает границ между сакральным и профанным. С одной стороны, человек хочет приобщиться к духовности, с другой – он не желает входить в нее глубоко, познавать каноны и смысл традиции, а приспосабливает под себя.

Казалось бы: что плохого в том, что некая раба Божия вышивает священный образ крестиком, а потом приносит освятить в церковь, и он будет висеть в ее комнате? Действительно, вроде ничего плохого нет. Вполне богоугодное занятие, подвигающее, как минимум, во время вышивания на благочестивые размышления. Но это на первый взгляд.

Если мы посмотрим на подобные изделия, как правило, они весьма невысоки по своему качеству. Обычно вышиты они по тем трафаретам, которые продаются в магазинах (церковных и светских, тут уж коммерция постаралась!), а эти трафареты сами по себе уже являются профанацией священного образа.

Плохие по рисунку, аляповатые по цвету, совершенно безвкусные, к тому же часто с ошибками в надписании и символике. А иная мастерица еще добавит что-то от себя. И выходит такой «шедевр», который очень трудно назвать иконой, священным образом. Словом, все это не более чем профанация.

Мне могут возразить. Во-первых, такие иконы освящают в храмах. Во-вторых, как правило, они вышиваются для себя, а не для храма. Да, освящают, к сожалению. У нас вообще освящение икон превратилось в некий формально-магический акт.

Любое изображение могут принести, и священник освятит, после чего оно якобы становится священным изображением. Но это не так. Чин освящения как раз и был введен в Церкви в конце XVII века, когда производство икон стало выходить из-под церковного контроля и превращалось в рыночное производство. И чтобы дать людям подлинные ориентиры, отсеять плохие, неумелые, неканоничные образы, был введен этот чин.

И священник вовсе не обязан освящать любое изображение, но лишь такое, которое отвечает канонам Церкви. Даже если эта икона для дома. Плохая икона после освящения вовсе не станет хорошей. А плохой образ сродни богохульству.

И второе. Если кто-то вышивает икону для себя, пусть ее и не выносит из дома, никому не показывает, любуется своим рукоделием сам. Но ведь хочется показать: вот я вышила не просто цветочек, а икону, посмотрите, какая я духовная! И тогда эта икона не во славу Божию, а во славу человеческую, а это грех гордыни.

Все это происходит от нашей низкой духовной культуры. Нам не хватает церковного просвещения, элементарной катехизации, подлинного воцерковления. А без этого Церковь нас не исцелит, не исправит, не преобразит. Напротив, мы ее обмирщаем, опускаем, вносим в нее массовую культуру, пытаемся устроиться в ней поудобней, а порой и переделать под себя. Но тогда причем тут Христос?

Отличить настоящее искусство от китча

Священник Андрей Давыдов, настоятель Никольского и Христорождественского храмов (Суздаль), иконописец

Искусство бывает разное. Оно необязательно строится на знании канонов, выработанных в столичных академиях. Но это всегда «искусство», то есть мастерство, которое приходит только с упорным трудом в данной области.

Священник Андрей Давыдов

Есть искусство Майя или аборигенов Австралии, которое называют «наивным» или «примитивным». Несмотря на то, что оно не основано на более привычных европейскому человеку мерках «классического» искусства, мы видим, что за работой этих «примитивных» мастеров стоит много труда, знания своей традиции, «школы» и профессионализма.

Сюда же входит и качество долговечности. Пройдя длительное обучение и приложив большие старания, и мастер и заказчик хотят, чтобы изделие существовало долго. Это изделие должно быть нужным настолько, что люди будут готовы тратить время и силы на обучение и работу.

Со священными изображениями еще труднее. Человек, желающий написать красками, вышить нитками или вырезать в дереве иконный образ, к которому можно будет обращаться с молитвой, помимо иконописных канонов и профессионального мастерства («Проклят всяк творяй дело Господне с небрежением»(Иер. 48,10)) должен иметь хорошее практическое знание о том, что такое молитва.

Это должен быть глубоко верующий человек, и только тогда он сможет вложить в изделие содержание своей веры. У неверующего человека не получится молитвенный образ, так как он не имеет глубокого личного молитвенного опыта, то есть не знает основного назначения иконы.

Если мы будем подходить к изделиям церковного искусства с такими высокими мерками, мы легко сможем отличить настоящее от фальшивки и искусство от безвкусицы и китча.

Сначалаучиться

Протоиерей Николай Чернышев, клирик храма Святителя Николая в Кленниках, иконописец, член Патриаршей искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописания ПСТГУ, руководитель мастерской

Разбирая вопрос о товарах, продающихся в современных сувенирных лавках, отделах для рукоделия, нужно честно отдавать себе отчет, что именно там продается и для чего.

Читайте также:  Грелка для котенка своими руками

Протоиерей Николай Чернышев

А если там продаются иконные изображения – не следует забывать цель и предназначение иконы. Сегодня это предназначение как литургического образа очень часто размывается и забывается, превращается во что-то иное, иногда – противоположное.

Но я подчеркиваю еще раз: икона – образ литургический, предназначенный для молитвы, для того чтобы человек, предстоящий перед образом, созерцал бы то, о чем молится Церковь, о том празднике, который совершается в конкретный день, о том святом, который вспоминается сегодня, или не обязательно сегодня.

Конечно, у иконы есть и миссионерская цель – нести через иконный образ тем, кто пока что не знает Христа, Благую весть о спасении мира Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому икона существовала и существует не только в храмах. Но только не нужно забывать об этой цели.

Церковный образ может быть в других местах, но только при условии, что он – благовествует, а не используется в коммерческих целях. Потому очень важно спросить себя тем, кто занимается производством (в том числе и вышивкой), распространением, продажей иконных образов в различных вариантах: а для чего я это делаю?

Все-таки не стоит через святыню реализовывать нечестные коммерческие цели. Так же, как не стоит через святыню заниматься самовыражением.

И уж тем более нельзя смешивать в кучу святые образы, идиллические пейзажи, зайчиков, политических лидеров или непристойных женщин, а ведь именно так делают те, кто продает всевозможные «наборы для вышивок», предлагая рукодельницам все вышеперечисленное и не только на выбор.

Это – кощунство, насмешка над образом. Это говорит о состоянии нашего общества – и о тех, кто продает и о тех, кто покупает. И заставляет задуматься о состоянии общества в целом: осталось ли что-то святое для народа, как он относится к тому, что для него свято?

Если рукодельница хочет создать святой образ, ей надо учиться искусству иконописания, искусству вышивания образа. И в древности рукодельницы вышивали их, но – благоговейно, с молитвой, имея профессиональные навыки, которые приобретаются годами и десятилетиями. А не так: «Вышью я, пожалуй, икону, потому что мне так захотелось».

Как правило, в итоге получается что-то смешное, кукольное, ненастоящее: кукольные лица, с губками-бантиками и накрашенными щечками изображения. Ведь зачастую их создают люди, не знающие, что такое икона, не стремящиеся к ее изучению, к постижению Священного Писания, не знающие, чему должна служить икона, не отличающие икону от сувенира и не понимающие, как именно создается настоящая икона.

Для дома – ничего страшного

Александр Лавданский, иконописец

Меня коробит, что образцы для вышивания икон можно купить среди прочего, далекого от иконы, а часто даже от просто благочестия. Потому что икона – это святыня. Ну, если уж совсем не удается не продавать образцы, почему бы не выставить их совсем отдельно?

А тот факт, что икону тиражируют в какой-то другой технике и не очень профессионально – меня это не смущает. Крестиком, гладью вышивает рукодельница, как умеет – ничего в этом плохого не вижу. Лишь бы было минимальное понимание того, что это не просто изображение, а прикосновение к литургическому искусству.

Бывает, что не получилось у человека узнать получше, что такое икона, поглубже вникнуть в традицию. Но Господь приветствует устремления человека.

Наверное, ошибки здесь возможны, но все зависит от конкретного случая. Бывают вредные ошибки, то есть неправильности с богословской точки зрения. Например, ни разу не читав Евангелия, человек начинает изображать Рождество Христово. Но надо сказать, что в молодости я и сам этим грешил. Уже потом я увидел, что допустил серьезные ошибки.

А могут быть вещи не важные, например, касающиеся эстетики: допустим, слащавость в изображении. Это, конечно, плохо, но не столь серьезно, как первые варианты.

А в целом – не страшно, если рукодельница вышьет, как может, икону, повесит на стену дома. Другое дело, если она принесет ее в храм и какой-нибудь непонимающий батюшка выставит ее для всеобщего поклонения… Этого, понятно, не стоит делать.

Лучше делать хорошее, чем запрещать плохое

Александр Соколов, иконописец

Я люблю цитировать Председателя Мао, который сказал, что пусть цветут сто цветов.

Дурна или нет самодеятельная вышитая икона – нужно смотреть в каждом отдельном случае. Но ничего предпринимать не нужно.

В современном мире церковное искусство – «элитарное». И потому оно находится как бы в стороне от «основной жизни»…

Но все равно, что в этом такого, если какая-нибудь дама месяц назад вышила пейзаж, а вот сегодня решила вышить икону?

Меня больше возмущает не то, что какая-то тетя вышивает крестиком, а то, что, например, у Европы новое лицо – бородатая женщина. И что, я буду выступать против бородатой женщины? Отвернусь просто.

Лично свою задачу я вижу в том, чтобы создавать что-то качественное, настоящее, а не в том, чтобы бороться против чего-то. Как при воспитании детей – мы не можем отвадить их от каких-то дурных привычек или привить им хороший вкус, запрещая пробовать всякую гадость. Мы должны давать им что-то хорошее, после чего они не захотят употреблять низкопробную массовую продукцию.

Источник

Оцените статью