Индикатор бортового напряжения автомобиля своими руками

Три схемы индикаторов бортовой сети автомобиля

Далеко не во всех автомобилях установлен контроль за напряжением бортовой сети. Раньше в отечественных автомобилях стояла обычная лампочка в щитке, которая сигнализировала о зарядке АКБ. Это, конечно мало информации. Было бы не лишним установить дополнительный цифровой вольтметр или хотя бы индикатор из нескольких разноцветных светодиодов, показывающий основные пороги допустимых напряжений. Ниже приведены три простые схемы светодиодных индикаторов напряжения авто.

Индикатор напряжения на LM393

Рабочим напряжением бортовой сети автомобиля с 12 вольтовым аккумулятором считают диапазон значений от 11,7В до 14В.

При выходе за пределы этого диапазона могут быть нехорошие последствия, так как при падении напряжения ниже 11,7 В произойдет резкий разряд аккумулятора, а при превышении свыше 14 В начнется его перезаряд.

Для контроля бортовой сети автомобиля предлагаю собрать простой индикатор состоящий из двух компараторов выполненных на одной микросхеме LM393 и трех светодиодов.

Текущее напряжение, снимается с делителя напряжения, построенного на сопротивлениях R2, R3, R4 и сравнивается с опорным, на стабилитроне VD1). Нормальное напряжение — горит зеленый светодиод, больше 14В — красный и желтый светодиод загорается если напряжение опустится ниже 11,7В

Индикатор напряжения на К1003ПП1

Устройство позволяет контролировать напряжение бортовой сети в четырех интервалах.

  1. При напряжении батареи ниже 11 вольт светится красный светодиод- VD1,
  2. при нормально заряженном аккумуляторе от 11,1 до 13,2 вольт светится зеленый светодиод VD2,
  3. в интервале от 13,4 до 14,4 вольт светится желтый светодиод — VD3,
  4. при перенапряжении более 14,6 вольта загорится красный светодиод VD4.

Регулировка схемы состоит в подстройке переменным резистором 10К диапазона нормально заряженного аккумулятора (12-13,8 В). Фототранзистор управляет яркость свечения светодиодов в зависимости от уровня внешнего освещения. Можно его и совсем исключить, тогда яркость будет максимальна.

Многоуровневый индикатор напряжения на К1401УД2А

Это схема также используется для контроля за состоянием бортовой сети и позволяет продлить срок эксплуатации аккумулятора, не допуская ее разряд более чем на половину. Данный индикатор с очень высокой точностью контролирует уровень напряжения батареи и информирует водителя о ее состоянии.

Схема устройства выполнена всего на одной отечественной микросборке К1401УД2А и состоит из четырех компараторов на операционных усилителях, которые при помощи светодиодов HL1…HL4 сообщают водителю о текущем уровне напряжения в одном из интервалов. По одномоментному горению сразу двух индикаторов (или их «перемаргиванию») можно точно вычислить момент нахождения напряжения аккумуляторной батареи на границе между интервалами.

Если ни один из светодиодов не горит, то это говорит только о том, что напряжение аккумулятора ниже 11,7В. Свечение HL1 подсказывает водителю о проблемах в работе регулятор напряжения — генератор — так при работающем двигателе генератор должен постоянно заряжать аккумулятор, но напряжение со стабилизатора не должно быть выше 14,8 В. Если же горит светодиод HL4, это говорит о том, что батарея разряжена более чем на 50% и ее нужно подзарядить.

Читайте также:  Как построить круглый бассейн своими руками

В конструкции используются емкости С1 типа К10-17, С2, С3 типа К73-9 на 250 В, подстроечное малогабаритное сопротивление R5 типа СП3-19а, остальные сопротивления С2-23 (или аналогичные малогабаритные).

Дроссель Т1 построен на кольцевом сердечнике типоразмером К 10 х 6 х 3 из феррита марки 2000 НМ 1. Обмотки имеют по 30 витков провода типа ПЭЛШО-0,12. Дроссель при правильном включении фаз обмоток защищает устройство от пульсации и помех в бортовой сети автомобиля при включенном двигателе.

При установке предлагаемых индикаторов в автомобиле необходимо обратить внимание на то, чтобы его соответствующие элементы были тщательно изолированы от кузова автомобиля. Минусовая клемма должна быть изолирована от кузова, а плюсовая — от замка зажигания. В этом случае указатель напряжения будет регистрировать напряжение аккумулятора только во время движения автомобиля.

Держите напряжение бортовой сети своего автомобиля всегда под контролем!

Источник

Индикаторы напряжения в бортовой сети автомобиля

Описываемые далее устройства предназначены для допускового контроля напряжения в бортовой сети автомобиля с номинальным напряжением 12 В, хотя могут использоваться и в других случаях. Они не отображают точного значения напряжения, а лишь указывают, находится ли оно в требуемых пределах. Например, в индикаторе, схема которого показана на рис. а ниже,

пороги срабатывания устанавливают подстроенными резисторами Rl — R3. При входном напряжении меньше 12 В на входах логических элементов DD1.1 — DD1.3 (за исключением нижнего по схеме входа DD1.1) присутствует напряже­ние низкого уровня. Напряжение высокого уровня на обоих входах будет только у элемента DDI.4, поэтому окажется зажженным лишь светодиод HL1.

Если контролируемое напряжение питания лежит в пределах 12… 14 В, на выводе 1 элемента DD1.1 появится напряжение высокого уровня. При этом светодиод HL1 погаснет, a HL2 включится. При напряжении в пределах 14…15 В напряжение высокого уровня будет присутствовать на входах элемента DDI.2 и ни один светодиод не зажжется. Наконец, когда напряжение превысит 15 В, напряжение высокого уровня появится на входах элемента DD1.3 и загорится светодиод HL3. Зона неопределенности показаний индикатора при уровнях 12 и 14 В не превышает нескольких десятых долей вольта.

Налаживание индикатора сводится к установке требуемых порогов сраба­тывания. Конструктивно устройство размещают на приборной панели автомобиля. При остановленном двигателе должен светиться HL2. Если включен HL1, то аккумуляторную батарею следует подзарядить. После включения двигателя все светодиоды должны погаснуть.

Рис. Схемы индикаторов для допуского контроля напряжения в бортовой сети автомобиля.

Другой индикатор (см. рис. б) содержит два пороговых элемента: для верхнего предела Umax контролируемого напряжения на элементах DD1.3— DDI.5, для нижнего Umin — на элементах DD1.1, DDI.2. Стабилитрон VD1 «отсекает» часть входного напряжения. Его напряжение стабилизации должно быть на 2…3 В меньше, чем Umin. Порог срабатывания пороговых элементов устанавливают резисторами R2 и R3.

При напряжении UBX больше, чем Umax, на выходе инвертора DDI.5 будет напряжение низкого уровня и поэтому окажется зажженным светодиод HL3. Если UBX меньше Umin, будет гореть светодиод HL1. В обоих случаях вход инвертора DDI.6 оказывается зашунтированным либо через диод VD3, либо через VD4. При этом на выходе DDI.6 будет напряжение высокого уровня и светодиод HL2 окажется выключенным. Когда напряжение UBX находится в пределах Umin — Umax, диоды VD3, VD4 закрыты, на выходе инвертора DDI.6 устанавливается напряжение низкого уровня и загорается светодиод HL2.

Читайте также:  Как восстановить скобу тормозного суппорта своими руками

Пороговые значения индикатора выбирают в соответствии с указаниями по эксплуатации аккумуляторной батареи. При налаживании движок резисто­ра R3 переводят в нижнее по схеме положение и, подав напряжение UBX, равное Umin, подстройкой резистора R2 добиваются одновременного зажигания светодиодов HL1 («Разрядка») и HL2 («Норма»), Затем на вход подают напряжение UBX = Umax и регулировкой резистора R3 обеспечивают одновре­менное включение HL2 и HL3 («Превышение»). После этого проверяют работу индикатора при входном напряжении, большем Umin и меньшем Umax. В этом случае должен гореть только светодиод HL2. Общий провод индикатора под­ключают к корпусу автомобиля, вход — непосредственно к клемме аккумулятора.

Дальнейшее совершенствование устройства направлено на возможность применения в нем семисегментного ППИ. Для этого в него введены (см. рис. в) логический узел 2И-НЕ на элементе DD2.1, дешифратор на элементах DD2.2, DD2.3, усилитель мощности на транзисторе VT1 в стабилизаторе напряжения блока питания. Сегменты а, с, g индикатора HG1, соединенные с выходами 30 дешифратора, светятся в различных сочетаниях, в зависимости от значения UBX. Сегменты Ь, е, f подключены непостоянно к блоку питания через резисторы R4-—R6. Если UBX меньше Umin, индицируется буква Р, если больше Umax — П, если Umin

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

П О П У Л Я Р Н О Е:

Принесли мне делать зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов заводского изготовления совсем новое. Проработало оно совсем не долго… Подробнее…

Еще есть устройства, которые содержат ТТЛ-микросхемы. В ремонте этих девайсов длительная и однообразная работа логическим пробником непродуктивна. Дело в том, что в статике микросхемы часто работали нормально, а при подаче на них тактовых импульсов работали неправильно.

Например: разряд счетчика может иметь выходные импульсы такие же, как и предыдущий или последующий разряды; один из входов или выходов простых логических микросхем могут иметь обрыв или «сидеть» на одном из уровней, а в статике логика работы будет совпадать.

История создания

В пожилом возрасте многие начинают задумываться о собственном здоровье. Например, мой отец в 50 лет начал усиленно не только думать о выше сказанном, но делать зарядку по утрам по 40-50 минут, да ещё с гантелями, да ещё с закаливанием и купанием в проруби. К 60-ти годам заработал инфаркт.

Учитывая его печальный опыт, я не торопился следовать его методике, делал зарядку не регулярно и без гантелей, купаться в проруби не торопился.

Источник

Схема индикатора напряжения бортовой сети автомобиля

Сегоднячка с утреца попала мне в тетрадке одна старенькая, но очень полезная схема. Это индикатор напряжения бортовой сети автомобиля или мотоцикла. Я когда то собирал такую для Жигули своего. Очень полезная и удобная вещь…

Основная задача устройства индикация какое напряжение борт сети. Тоесть показывает когда АКБ автомобиля разряжен 11,5В, напряжение в норме 12.4В и идет зарядка аккумулятора 14,4В

Короче паять я ничего не стал, а вот схему индикатора напряжения АКБ я выложу

Схема индикатора напряжения АКБ

Перечень используемых деталей

HL1 = Красный. Акб разряжен
HL2 = Зелены/Желтый. Норм напряжение
HL3 = Желтый/зеленый. Зарядка

R1,2 = 10к
R3,7,9 = 2,7к
R4 = 270
R5 = 360
R6 = 100к
R8 = 470

Читайте также:  Запеченные роллы дома своими руками рецепты

VD1 = Д814В (КС510А)
VD2 = Д814Д (КС512А)

VT1,2 = КТ361Б (КТ3107)
VT3,4 = КТ315Б (КТ3102)

Как видит все обошлось в пару ходов и все будет работать если косяков не сделаете..

А пока повторяйте на данную схему индикатора напряжения…

Не хочется вникать в рутины радиоэлектроники? Рекомендую обратить внимание на предложения наших китайских друзей. За вполне приемлемую цену можно приобрести довольно таки качественные устройства

Вот такой замечательный вольтметр можно приобрести на АлиЭкспресс всего за 181 рубль. Приборчик водонепроницаемый, поэтому его легко можно установить и на мотоцикл и на лодку.

Выпускается в трех цветовых вариантах: красный, синий и зеленый

Доставка бесплатная, товар придет в течении 3-5 недель

Источник

Индикатор напряжения бортовой сети автомобиля на микросхемах

Это устройство (рис. 119), размещаемое іа приборном щитке, позволяет с достаточно высокой точностью определять напряжение в бортовой сети автомобиля. Световым индикатором .служит двухцветный светодиод HL1. При напряжении 12. 13 В постоянно светится красный, а при 13. 14 зеленый светодиод. Если же напряжение отличается от номинального, то светодиод начинает мигать с частотой 1. 3 Гц, іпри напряжении меньше 12 В — красные вспышки, при напряжении более 14 В — зеленые. Индикатор сохраняет работоспособность при напряжении питания ъ пределах 6. 20 В, потребляемый ток — не более 15. 20 мА. Четырех градаций измерения вполне достаточно для уверенного контроля за напряжением бортовой ісети автомобиля. По желанию автолюбителя эта градации можно установить произвольно, в зависимости от конкретной ситуации.

Индикатор состоит из трех компараторов напряжения на элементах микросхемы DD1: первый — на DD1.1 и DD1.4, второй — на DD1.2 и DD1.5, третий — на DDI.3. На элементах микросхемы DD2 собраны два идентичных генератора импульсов.

При подаче на устройство питающего напряжения менее 12 В на выходах элементов DD1.4 и DD1.5 появляется напряжение низкого уровня, поэтому генератор на элементах DD2.1 ,и DD2.3 работает, транзистор VT1 открывается в такт с выходным напряжением генератора и светодиод красного свечения вспыхивает. Второй генератор при этом не работает, и светодиод зеленого свечения яе горит.

Если напряжение достигает 12 В, то срабатывает первый компаратор, на его выходе появляется напряжение высокого уровня и первый генератор перестает работать, но на выходе элемента DD2.3 появляется напряжение высокого уровня, поэтому транзистор VT1 открыт и светодиод красного свечения горит постоянно.

Рис. 119. Схема индикатора напряжения бортовой сети автомобиля

Рис. 120. Монтажная плата индикатора напряжения бортовой сети автомобиля

При достижении питающим напряжением значения 13 В срабатывает второй компаратор, при этом транзистор VT1 закрывается и светодиод красного свечения гаснет, но открывается транзистор ѴТ2 и загорается светодиод зеленого свечения. Второй генератор при этом не работает, так как третий компаратор еще не сработал и на его выходе напряжение высокого уровня.

Но когда питающее напряжение достигает 14 В, настает черед третьего компаратора, начинает работать второй генератор и светодиод зеленого свечения начинает вспыхивать. При уменьшении напряжения питания эти процессы повторяются, но в обратном порядке.

Монтажная плата индикатора показана на рис. 120. Налаживание сводится к установке требуемых порогов срабатывания компараторов подстроечными резисторами R1—R3.

Литература: И. А. Нечаев, Массовая Радио Библиотека (МРБ), Выпуск 1172, 1992 год.

Источник

Оцените статью