Индикатор искры зажигания своими руками
П. БЕЛЯЦКИЙ, г. Бердск Новосибирской обл.
В последнее время среди автолюбителей популярны разнообразные индикаторы, позволяющие визуально контролировать работу системы искрообразования бензинового двигателя внутреннего сгорания. В статье описаны простые приборы, позволяющие проводить экспресс-диагностику системы, не вывинчивая из двигателя запальных свечей.
Предлагаемые индикаторы предназначены для контроля наличия искры в зазоре запальных свечей двигателя автомобиля и дают возможность быстро и легко выявить цилиндр, работающий с перебоями по зажиганию, что значительно облегчает поиск неисправностей. Так, если не вспыхивает один из светодиодов индикатора, необходимо проверить цепь от катушки зажигания до свечи неисправного цилиндра.
Кроме этого, индикаторы искры помогают проверить правильность установки угла опережения зажигания по вспышкам светодиода первого цилиндра.
Индикаторы искры состоят из одинаковых каналов, число которых равно числу цилиндров двигателя. Достоинство обоих индикаторов в том, что они не требуют непосредственного подключения к системе искрообразования, а первый из них — по схеме на рис. 1 — вообще не подключается к бортовой сети автомобиля.
Обычно индикатор имеет четыре светодиода (по числу цилиндров), которые поочередно вспыхивают при прохождении высоковольтного импульса через соответствующую свечу. Уже при средней частоте вращения коленчатого вала двигателя вспышки светодиодов сливаются в непрерывное свечение. На рис. 1 показана схема простейшего индикатора искры.
Светодиоды HL1 —HL4 в нем вспыхивают от импульсов тока, поступающих в индикатор от емкостных датчиков Е1—Е4, которые надевают на высоковольтные «свечные» провода двигателя. В моменты пробоя искрового промежутка запальных свечей в емкостных датчиках наводится импульсное напряжение, достаточное для свечения светодиодов.
Диоды VD1— VD4 защищают светодиоды от импульсов обратной полярности. Вспышки светодиодов вполне отчетливо видны при отсутствии прямого солнечного или яркого электрического света.
Емкостный датчик представляет собой кольцеобразную обойму с внутренним диаметром 9 мм и высотой 5. 6 мм из жести либо медной фольги. Обойму надевают на свечной провод и плотно обжимают. Светодиоды КИПД21П-К можно заменить на КИПД21Н-К или КИПД27П-Г. Вместо Д310 подойдут диоды Д311, Д311А или Д312Б.
Поскольку индикатор содержит малое число деталей, его легко смонтировать на плате размерами 80×25 мм толщиной 1,5. 2 мм из любого теплостойкого изоляционного материала. По средней линии платы сверлят четыре отверстия диаметром 9 мм с расстоянием между их центрами 20 мм. Через эти отверстия при установке индикатора на двигатель пропускают свечные провода с надетыми на них датчиками. На плате монтируют диоды VD1—VD4 и светодиоды HL1—HL4. Общий провод зажимают под винт крепления катушки зажигания. Датчики сдвигают по проводам вплотную к плате и припаивают к светодиодам короткими проводниками.
Второй вариант индикатора (см. схему на рис. 2) требует подключения к бортовой сети автомобиля.
Яркость свечения светодиодов HL1—HL4 этого индикатора достаточна для наблюдения за работой системы искрообразования даже в солнечный день.
Прибор также содержит четыре одинаковых канала и питается от бортовой сети автомобиля (12 В) через общий токоограничительный резистор R5. Повышение яркости вспышек светодиодов достигнуто применением в каждом канале усилителя тока на двух транзисторах. Конструкцию датчиков тоже удалось упростить.
Резисторы R1—R4 шунтируют входные цепи индикатора, устанавливая порог открывания транзисторов, и уменьшают наводки напряжения от соседних высоковольтных проводов, проходящих рядом.
Все детали индикатора устанавливают на печатной плате размерами 105×19 мм из фольгированного стеклотекстолита толщиной 1,5 мм. Чертеж платы представлен на рис. 3.
На чертеже полностью показана «печать» только первого из четырех каналов.
Выводы деталей припаивают со стороны печатных проводников. Светодиоды HL1—HL4 устанавливают на ребре платы. Емкостными датчиками Е1—Е4 служат четыре кольца, сформированные из фольги на плате.
Плату помещают в футляр размерами 110x26x10 мм, спаянный из фольгированного стеклотекстолита толщиной 2 мм. В узкой грани футляра просверлены четыре отверстия диаметром 5 мм под светодиоды, а в широких боковых — по четыре отверстия для свечных проводов.
Транзисторы КТ3130Б9 можно заменить любыми из серий КТ3130, КТ3102.
Светодиоды КИПД21В-К можно заменить более яркими из серии КИПД21, однако при этом нужно будет подобрать резисторы R1 —R4 меньшего сопротивления по минимуму помех от соседних высоковольтных проводов.
Редактор — Л. Ломакин, графика — Л. Ломакин
Источник
Радиосхемы Схемы электрические принципиальные
Мы в социальных сетях
Главное меню
Реклама на сайте
Индикатор искрообразования
Электроника в помощь автолюбителю
А. ПИЛТАКЯН, г. Москва
Радио, 2000 год, № 11
Неисправности, возникающие в системе зажигания автомобиля, характерны тем, что выявить их в одиночку бывает непросто, вдвоем же — и быстрее, и легче. Это и понятно: ведь невозможно одновременно быть и под капотом, где нужно найти неисправность, и за рулем, чтобы запустить двигатель. Да и четыре руки всегда лучше, чем две.
Поэтому многие автомобилисты стремятся оснастить свои машины дополнительными индикационными приборами, позволяющими водителю, находясь непосредственно на рабочем месте, получать достоверную информацию об исправности тех или иных узлов системы зажигания. Как правило, такие индикаторы очень просты, изготовить их может даже малоопытный радиолюбитель.
На рис. 1 ,а показана схема одного из вариантов индикатора исправности контактного прерывателя.
Когда контакты разомкнуты, ток через катушку зажигания не протекает — индикатор обесточен. После замыкания контактов падение напряжения на первичной обмотке увеличивается до напряжения бортовой сети, поэтому светодиод HL1 включается.
Если двигатель работает, светодиод вспыхивает при каждом замыкании контактов прерывателя, причем на малых оборотах коленчатого вала отдельные вспышки различимы на глаз. Желаемую яркость свечения светодиода устанавливают подборкой резистора R1.
Индикатор, выполненный по схеме на рис. 1,6, предназначен для контроля высоковольтных импульсов в «свечных» проводах двигателя. В этом устройстве источником световых вспышек служит неоновая лампа HL1.
На «свечной» провод наматывают бандаж из алюминиевой или медной фольги (длина намотки — около 10 см) и подключают к нему гибкий проводник-вывод, к которому и присоединяют неоновую лампу. Этот бандаж служит обкладкой конденсатора, через который часть энергии высоковольтного импульса ответвляется на индикатор.
Если такой индикатор предусмотреть для каждой запальной свечи двигателя, то, расположив неоновые лампы в порядке, соответствующем порядку зажигания в цилиндрах, вы получите возможность контролировать работу всех свечей. Кто-то сочтет достаточным иметь на борту один индикатор, подключенный к бандажу на центральном проводе распределителя.
Индикатор исправности контактного прерывателя по схеме рис. 1,а рассчитан на работу в автомобиле с классической системой зажигания. Если же на вашей машине установлен бесконтактный прерыватель с электронным блоком зажигания 36.3734, 3620.3734 или HIM-52 (зарубежного производства), такой индикатор, подключенный, как указано на схеме, к первичной обмотке катушки зажигания, будет индицировать работу блока зажигания, а не прерывателя.
Следующий индикатор предназначен для контроля работы бесконтактного прерывателя с датчиком Холла
Схема его представлена на рисунке
У этого устройства высокое входное сопротивление, поэтому оно почти не шунтирует выходную цепь бесконтактного датчика-прерывателя. Вход индикатора подключают к входу электронного блока зажигания (вывод 6).
Индикаторы с неоновой лампой выполняют в системе с электронным зажиганием те же функции, что описаны ранее.
Некоторые автомобили оснащены электронной системой зажигания, не содержащей распределителя. Эта система содержит два бесконтактных датчика-прерывателя, подключенных к входам (выводы 19 и 8. 18 и 9 соответственно) двухканального электронного контроллера «Электроника МС2713-02». Выходы каналов контроллера (выводы 4 и 3) соединены со входами двухканального блока зажигания 42.3734 (выводы 6 и 5). Выходы каналов блока зажигания (выводы 7 и 1) нагружены каждый первичной обмоткой двух катушек зажигания.
Для контроля работы обоих каналов контроллера в этой системе потребуется два индикатора по схеме на рис. 2. подключенных к его выходам 4 и 3. Чтобы легче было отличить световые сигналы одного канала от сигналов другого, целесообразно применять в индикаторах светодиоды красного и зеленого свечения. Подключение индикаторов по схемам, показанным на рис. 1, особенностей не имеет.
Часть автомобилей Волжского автозавода оснащена разновидностью электронной системы, отличающейся от предыдущей тем, что в ней функции контроллера и блока зажигания совмещены в одном двухканальном блоке МС4004. Для такой системы, как показала практика, вполне достаточно использования индикаторов по схемам рис. 1. Два светодиодных индикатора включают параллельно первичной обмотке катушек зажигания, а индикаторы с неоновыми лампами — на каждый «свечной» провод.
От редакции журнала Радио . Для защиты светодиода (HLI. рис. 1,а) от ускоренной деградации кристалла из-за импульсов обратного напряжения рекомендуем согласно-последовательно со светодиодом включить любой кремниевый диод на обратное напряжение не менее 400 В
Источник
Пробник для оценки искры зажигания. (Измеряется ток искры зажигания)
Оракул
ПРОБНИК ДЛЯ ОЦЕНКИ ТОКА ИСКРЫ ЗАЖИГАНИЯ.
Энергия искры определяется напряжением, силой тока и временем горения искры.
Основным параметром, определяющим надежность зажигания, является напряжение.
Обычно энергия искры составляет на средних частотах вращения 10-15 мДж.
В принципе достаточно напряжения 10-15 кв. Высокая степень сжатия, обедненная смесь, пониженная температура окружающего воздуха приводят к проблемам при пуске. Обычно напряжение повышают до 25кв. Чем выше напряжение, тем меньше система чувствительна к загрязнению электродов свечей и составу смеси.
Сбои (отказы) в работе двигателя зачастую связанны с изменением параметров искры, в результате возникновения дефектов в устройствах зажигания. Это относится к катушке зажигания (КЗ), например из- за замкнутых витков, электронных составляющих, ВВ проводов и пр. Оценку наличия искры и ее энергии обычно проверяют дедовским способом, на глазок, по длине пробивного промежутка, цвету искры. Способ весьма субьективный и для неопытного водителя его использование проблематично. Здесь кроется прямая опасность выхода системы зажигания из строя, при чрезмерном увеличении разрядного промежутка — недаром при поисках неисправностей с вкл. зажиганием предписывается замыкать выход КЗ на массу.
Объективно оценить состояние системы зажигания позволяет осциллографический
метод диагностики, включая параметры высоковольтной составляющей искры. Но в подавляющем случае это недоступно. Хотелось бы иметь компактный, всегда под рукой, пробник позволяющий определить соответствие энергии искры в цепях свечей предписанным значениям.
В некоторой степени эта задача решена следующим образом. В разрыв ВВ провода,
центрального КЗ или свечи, включается неоновая лампа (ЛН) зашунтированная резистором. Рис.1. При прохождении импульса тока в цепи ВВ провода на резисторе возникнет напряжение пропорциональное силе тока и величине сопротивления резистора. Выбором величины сопротивления резистора можно достичь потенциала зажигания неоновой лампы. Поскольку его величина является неизменным параметром, в конкретном случае 80в то легко определяется по закону Ома сила тока импульса ВВ напряжения, а значит и его условная энергия. По лит. данным в современных системах зажигания величина тока искры составляет 200…400ма.
Практически достаточно на исправном зажигании настроить цепочку переменным резистором, на потенциал зажигания неоновой лампы и использовать в дальнейшем
этот индикатор для оценки состояния зажигания. Если, например, при измерениях на других моторах окажется, что индикатор не загорается, это будет указывать на более слабый ток ( энергию) искры. Можно заведомо, увеличением величины резистора на определенную величину, относительно первоначально установленной, понизить требования к току искры в разумных пределах, припустим на 15-20% (на такую же величину увеличить R). Имея под рукой измеритель сопротивления (тестер) всегда можно определить величину резистора выставленного по началу зажиганию ЛН, а следовательно и силу тока искры.
На фото 1 представлен один из вариантов пробника –опытный образец. Пробник смонтирован на пластинке из диэлектрика (винилпласт, текстолит) толщиной 6-8мм. Для выводов подстроечного резистора на 0,68 ком и цоколя ЛН типа ТН-0,2-1
просверлены сквозные отверстия. В торцах пластинки просверлены отверстия
диаметром 3,3 мм и нарезана резьба на М 4 для закрепления электродов. Причем со стороны ЛН резьба доходит до отверстия в которое вставляется ЛН. Этим достигается фиксация ЛН и электрический контакт к ее цоколю при ввинчивании шпильки-электрода на М 4, на который одевается снятый из трамблера ВВ провод. Для контактирования с выводами трамблера предусмотрен изогнутый электрод с внутренним отверстием на 4мм. Его Г-образная форма позволяет, без проблем, одевать ВВ провода, имеющие очень ограниченную длину на некоторых моделях двигателей. Можно для пробника использовать наконечники подходящих ВВ проводов, поместить ЛН и резистор в подходящию пластиковый корпус.
Проверка пробника на двигателе 9А показала следующее. Испытания проводились на оборотах ХХ. Сопротивление начала зажигания ЛН для 4 цилиндров: 240; 260; 240;
320 ом. Для используемой ЛН, напряжение поджига 80 в. Т.о. сила тока искры составила для трех цилиндров примерно по 0,33а. В одном цилиндре 0,25а. Факт настораживает
и требует разбирательства ( свеча, возможно компрессия, ВВ провода).
Несколько замечаний по поводу фиксации момента зажигания ЛН. При работе системы зажигания, за счет наведенных высоковольтных электрических полей, наблюдается очень слабое фоновое свечение ЛН не реагирующее на изменения величины резистора, которое однако не мешает фиксации момента возникновения тлеющего разряда в межэлектродноме промежутке лампы. Поскольку интенсивность начала свечения малая, работу следует выполнять в гараже или на улице в затененных местах.
Несколько слов о технике безопасности. Не прикасаться руками к элементам пробника.
Регулировку резистора производить только отверткой из диэлектрика.
На фото 2 показано расположение пробника при проверке искры на 9А.
Источник