Делаем индикатор отображения передачи
Данная схема или прибор, предназначен для индикации ручника, нейтрали, задней и номера включенной передачи. Имеется индикация нейтрали (когда автозапуск блокируется) и много дополнительных полезных функций. Чтобы иметь представления о чём пойдет речь, можно сразу посмотреть небольшой видео-фрагмент в низу статьи.
Итак рассмотрим как работает устройство—На индикаторе при включении и нейтрали бегает как бы змейка по всему контуру индикатора восьмёрки. Когда мы включаем передачу на индикаторе пробегает быстро “змейка” и отображается номер включенной передачи. При включении задней передачи, три сегмента от восьмерки бегают сверху вниз. На индикаторе показывается буква Р ( то есть parking), эта буква появляется когда авто находится в режиме нейтрали, мигает – значит включен ручник, при переключении на скорость индикатор срабатывает мгновенно. Встроена и такая полезная функция как SHIFT LIGHT, если вам она не нужна то можно её отключить, путем установки джампера JP1.
Сейчас немного опишу преимущество данной функции. Итак если мы включили данную функцию, то сигнал подаваемый с тахометра обрабатывается устройством и цифра передачи (которая включена в данный момент) будет мигать вот в этом случае:
—- Когда обороты двигателя выше 3000 и меньше 1000, как бы рекомендуя нам переключиться на повышенную или пониженную передачу. Если же двигатель работает в рамках от 1000 до 3000, то цифра не мигает.
Если не требуется индикация и контроль ручника, то вход просто не подключаем и он не будет у нас учитываться. Вот немного упрощенная схема, где на индикатор выводятся только номера передач и всё.
В данных схемах применяется герконовый датчик, который подключается к микроконтроллеру через диодный шифратор. Этим самым мы уменьшили число провод. Для задней передачи и ручника берем штатные “жабки”, на схеме есть два варианта при включении под массу и +12 вольт. То есть этим самым мы сделали так, что данный девайс рассчитан на любые автомобили, единственным исключением составляют автомобили с автоматической коробкой передач, но думаю, что эта схема им не понадобится. Вход от тахометра рассчитан как на безконтактную, так и контактную систему зажигания, единственное возможно придется подобрать сопротивление R2 и кондёр C6 (для исключения второй гармоники). Всё остальное делается просто и в настройках не нуждается.
Единственная трудность может возникнуть, когда вы будете ставить герконовый датчик на автомобиль. Надо сделать так, чтобы при включении определенной передачи, срабатывал только нужный нам геркон. На сам шток, рычага переключения передач, крепится постоянный магнит, а вот герконы располагаются вокруг рычага.
Вот как это выглядит на плате…
Сам индикатор размещаем там, где вам удобно, на приборной панели, можно и на самой ручке переключения передач, тем более, что сам девайс небольшой и свободно можно его спрятать в ручку коробки. И всё это прикрыть родным чехлом. Питание на схему подаем с замка зажигания, так как постоянного питания устройству не нужно.
СКАЧАТЬ [65.2 КБ] – Рисунок печатной платы (LAY)
Автор устройства: Игорь Горский
Источник
Индикатор включенной передачи
Среди прочих вариантов тюнинга для многочисленных моделей автомобилей, оборудованных многоступенчатой механической коробкой передач, все большую популярность приобретает внедрение индикатора включенной передачи. Следует отметить, что подобное устройство не только выглядит привлекательно и весьма стильно, но и способно оказать значительную помощь, подсказывая о несоответствии передачи режиму движения или, скажем, о включении задней передачи при намерении ехать вперед.
В общем случае подобное устройство можно приобрести в готовом виде и после установки работа его осуществляется по следующему логическому алгоритму:
При включении питания по индикатору пробегает быстрая змейка по внешнему контуру восьмерки. Перемещая ручку в положение любой передачи, пробегающая змейка начинает показывает ее номер. При переводе ручки в положение задней передачи задействованы три сегмента восьмерки и мы наблюдаем стилизованную букву «Р» (предположительно от слова parking). Та же буква появляется, когда автомобиль находится в «нейтральном» режиме, причем если она мигает, то это свидетельствует о включенном ручном тормозе. Кроме всего прочего, индикаторы переключения скоростей заводского изготовления довольно часто предоставляют возможность использовать функцию SHIFT LIGHT, давая рекомендацию по переходу на повышенную или пониженную передачу в зависимости значения оборотов двигателя в данный момент времени.
В практическом исполнении устройства подобного типа чаще всего реализованы по схеме, где в качестве регистрирующих элементов используются герконовые датчики, подключенные к контроллеру через диодный шифратор. Подобное решение уменьшает количество соединительных проводов, повышая тем самым общую надежность системы. Для контроля ручного тормоза и задней передачи применяются обычные «жабки» причем для управления ими схема позволяет использовать как +12 так и «массу». При реализации функции SHIFT LIGHT вход тахометра обеспечивает подключение независимо от использованной на автомобиле системы зажигания (как контактной, так и бесконтактной), единственное отличие заключается в подборе параметров сопротивления R2 и конденсатора С6.
При желании можно попробовать создать индикатор переключения скоростей своими руками, благо все необходимое, включая оригинальные наборы с установкой табло на приборную панель или в ручку переключения, сегодня приобрести несложно.
Что касается выбора определенной схемы, то вариантов исполнения имеется достаточно много, в частности можно воспользоваться упрощенным вариантом предыдущей схемы, использующей микроконтроллер PIC 16F628A.
Достаточно интересный результат можно получить и при реализации схемы, в основе которой лежит контроллер ATtiny261.
Сразу оговоримся, что рассчитывая на собственные силы при изготовлении индикатора необходимо помнить о том, что без программирования, нормально работать данное устройство не будет. Чтобы выполнить несложную, в общем-то, процедуру программирования необходимо иметь под рукой программатор, позволяющий осуществить соединение микроконтроллера с компьютером для обеспечения перезаписи файлов прошивок, а также соответствующее программное обеспечение, например программу CodeVision.
Для проведения перезаписи программатор подключается к ПК посредством USB – порта, контролер, в свою очередь подсоединяется к программатору через отладочную плату, которую, при желании, можно изготовить и самостоятельно.
После включения компьютера и запуска программы все последующие действия выполняются в соответствии с текущими указаниями CodeVision.
Установить устройство непосредственно на автомобиль достаточно просто и в данной ситуации некоторое затруднение может вызвать размещение герконов, которые должны быть размещены таким образом, чтобы эффективно реагировали на магниты при всех возможных положениях ручки переключения скоростей.
Исходя из возможностей доступа к месту установки, платы с герконами крепятся саморезами (так надежнее) или при помощи клея. В зависимости от варианта исполнения индикатора восемь проводков идущие непосредственно от табло пропускаются либо внутри ручки, либо одним жгутом протягиваются за приборной панелью.
Источник
Номер передачи на ручке КПП ВАЗ 2110
Для придания ручке коробки передач оригинальный внешний вид можно сделать ее подсветку из LED-индикатора, показывающего номер включенной передачи или нейтраль. Такую поделку очень легко сделать при наличии хотя бы небольшого опыта в программировании микроконтроллеров AVR.
Принцип работы устройства заключается в следующем. Включение его осуществляется через зажигание. Главным здесь является микроконтроллер, общающийся с герконами. При включении передачи прикрепленный к кулисе магнит прислоняется к геркону и своим магнитным полем, тем самым замыкая его контакты. Сигнал поступает на контроллер, который выводит на индикатор соответствующее геркону изображение цифры. При нахождении рукоятки в нейтральном положении ни один из герконов не замкнут, тогда на индикаторе циклично крутится змейка.
Такой индикатор номера передачи на рукоятке КПП довольно легко можно изготовить самостоятельно.
В процессе изготовления обязательно понадобятся радиодетали:
- Микроконтроллер ATtiny2313;
- LED-индикатор с общим анодом;
- Герконы для замыкания в количестве 6 штук;
- Стабилизатор напряжения серии 7805;
- Резисторы для ограничения тока на 100 Ом (7 штук) и один на 10 кОм;
- Конденсаторы 100 и 10 мкФ;
- Два магнита;
- Комплект для рычага скоростей турецкого производителя SAHLER.
Плата изготавливается из фольгированного текстолита, на ней размещаются герконы. Магниты крепятся к кулисе.
Приобретенный комплект с рукояткой КПП замечателен тем, что его можно полностью разобрать, а внутри достаточно места для того, чтобы претворить в жизнь все свои фантазии. В рукоятке легко можно разместить цифровой индикатор, для чего круглая пластмассовая крышка вынимается из ручки и меняется на точно такую же, выпиленную заранее из оргстекла, затонированного изнутри для красоты пленкой.
Затем напильником аккуратно обрабатывается место для размещения индикатора, после чего все восемь проводков, посредством которых индикатор присоединяется к контроллеру, прокладываются внутри ручки.
Далее нужно разместить плату с закрепленными на ней четырьмя герконами. Для этого сначала под пепельницей крепится посредством саморезов пластиковый тоннель с предварительно проделанным на его торце отверстием, через которе будет проходить плата.
Вторая плата с оставшимися герконами подключается к первой черным проводом и также при помощи самореза крепится к пластмассовому тоннелю. Герконы также можно прикреплять и с помощью клея, но главное разместить их таким образом, чтобы они определенно реагировали на воздействие магнита.
Для того, чтобы микроконтроллер мог работать, нужно его запрограммировать, для чего пригодятся несколько компьютерных примочек:
- Программатор. При помощи этого устройства происходит передача прошивочных файлов с компьютера на микроконтроллер. Существует множество разных программаторов, которые можно как купить, так и собрать самостоятельно – принципиальная схема, печатка и прошивка для них можно закачать бесплатно из интернета.
- Программа. Иными словами требуется среда для разработки и программирования, к примеру, CodeVision AVR.
- Прошивка.
Микроконтроллер соединяется с программатором посредством SPI-интерфейса.
Когда программатор подключен к компьютеру через USB-слот, а микроконтроллер посредством отладочной платы к программатору, можно запускать программу CodeVision AVR. В меню программы ищем закладку Settings, в ней выбираем строку Programmer и выставляем требуемые настройки.
Затем нужно открыть закладку Tools и выбрать Chip Programmer.
В строке Chip выбирается требуемый контроллер ATtiny 2313. Для проверки правильности подключения можно нажать Reset Chip, при проверке не должно быть выявлено ни одной ошибки. Теперь приступаем непосредственно к программированию. Если есть необходимость в очистке чипа, то в закладке Program жмем на действие Erase Chip
Во вкладке File нажимаем Load FLASH и выбираем требуемый прошивочный файл.
Затем в закладке Program выбираем FLASH и на экране должен отобразиться процесс записи. Таким образом, программирование микроконтроллера завершено и остается лишь перенести его в уже готовое устройство.
Следует заметить, что подобный тюнинг можно сделать не только для ВАЗа десятой модели, но и для иномарок, в которых имеется аналогичная схема работы рукоятки КПП.
Источник
Делаем индикатор переключения передач своими руками + Видео
В данной статье пойдет речь о приборе автомобильной электрики, который можно соорудить самому, своими руками. Это схема или прибор, предназначен для индикации ручника, нейтрали, задней и номера включенной передачи (для многих эта функция может быть очень удобной). Имеется индикация нейтрали (когда автозапуск блокируется) и много дополнительных полезных функций. Чтобы иметь представления о чём пойдет речь, можно сразу посмотреть небольшой видео-фрагмент в низу статьи.
Итак рассмотрим как работает устройство—На индикаторе при включении и нейтрали бегает как бы змейка по всему контуру индикатора восьмёрки. Когда мы включаем передачу на индикаторе пробегает быстро «змейка» и отображается номер включенной передачи. При включении задней передачи, три сегмента от восьмерки бегают сверху вниз. На индикаторе показывается буква Р ( то есть parking), эта буква появляется когда авто находится в режиме нейтрали, мигает — значит включен ручник, при переключении на скорость индикатор срабатывает мгновенно. Встроена и такая полезная функция как SHIFT LIGHT, если вам она не нужна то можно её отключить, путем установки джампера JP1.
Сейчас немного опишу преимущество данной функции. Итак если мы включили данную функцию, то сигнал подаваемый с тахометра обрабатывается устройством и цифра передачи (которая включена в данный момент) будет мигать вот в этом случае:
Когда обороты двигателя выше 3000 и меньше 1000, как бы рекомендуя нам переключиться на повышенную или пониженную передачу. Если же двигатель работает в рамках от 1000 до 3000, то цифра не мигает.
Если не требуется индикация и контроль ручника, то вход просто не подключаем и он не будет у нас учитываться. Вот немного упрощенная схема, где на индикатор выводятся только номера передач и всё.
В данных схемах применяется герконовый датчик, который подключается к микроконтроллеру через диодный шифратор. Этим самым мы уменьшили число провод. Для задней передачи и ручника берем штатные «жабки», на схеме есть два варианта при включении под массу и +12 вольт. То есть этим самым мы сделали так, что данный девайс рассчитан на любые автомобили, единственным исключением составляют автомобили с автоматической коробкой передач, но думаю, что эта схема им не понадобится. Вход от тахометра рассчитан как на безконтактную, так и контактную систему зажигания, единственное возможно придется подобрать сопротивление R2 и кондёр C6 (для исключения второй гармоники). Всё остальное делается просто и в настройках не нуждается.
Единственная трудность может возникнуть, когда вы будете ставить герконовый датчик на автомобиль. Надо сделать так, чтобы при включении определенной передачи, срабатывал только нужный нам геркон. На сам шток, рычага переключения передач, крепится постоянный магнит, а вот герконы располагаются вокруг рычага.
Вот как это выглядит на плате…
Сам индикатор размещаем там, где вам удобно, на приборной панели, можно и на самой ручке переключения передач, тем более, что сам девайс небольшой и свободно можно его спрятать в ручку коробки. И всё это прикрыть родным чехлом. Питание на схему подаем с замка зажигания, так как постоянного питания устройству не нужно.
Рисунок печатной платы (LAY): 628.rar [65,21 Kb] (cкачиваний: 96)
Источник