Индийские музыкальные инструменты своими руками

Индийские музыкальные инструменты: струнные, духовые, ударные

Этническая музыка сегодня очень популярна. Мелодии с национальным колоритом переплетаются с современными, придавая композициям особое звучание и новую глубину. Индийские музыкальные инструменты поэтому сегодня нередко звучат не только на мероприятиях, посвященных древнему государству, но и на концертах известных исполнителей. Об их особенностях и истории и пойдет речь ниже.

Музыка Индии

Музыкальное искусство индийской цивилизации корнями уходит в глубокое прошлое. Классическое направление берет начало в «Самаведе» или «Веде песнопений», одном из древнейших ведических трактатов. Народная музыка Индии имеет свои особенности в зависимости от места возникновения. Многочисленные ее традиции и ответвления пользуются большой популярностью и сегодня.

Классическая и народная музыка государства во время мусульманского завоевания вобрала в себя некоторые традиции арабского мира. Позже, в период колонизации, она испытала влияние европейских особенностей культуры.

Популяризация в мире

Индийские музыкальные инструменты в частности и музыка древнего государства в целом стали известны в мире благодаря их использованию популярными артистами. Одними из первых, кто обратился к ним в Европе, стали участники знаменитой ливерпульской четверки. Джордж Харрисон использовал индийский ситар в композиции Norwegian Wood (This bird has flown). Немало для популяризации музыки древнего государства сделал и британец Джон Маклафлин. Его джаз-фьюжн нередко украшали индийские мотивы.

Известность музыкальной культуре страны принесли и многочисленные общественные движения прошлого века: хиппи, нью-эйдж и так далее. И конечно, значительную роль в этом деле сыграл кинематограф.

Два направления

Классическая индийская музыка делится на два ответвления:

хиндустани: возникло на территории Северной Индии;

карнатака: берет свое начало в Южной Индии.

Для каждого из направлений были характерны свои инструменты. Следующие традициям хиндустани играли обычно на ситаре, сароде, танпуре, бансури, табле, шенаи и саранги. Музыканты Южной Индии использовали вину, продольную флейту или вену, готтувадьям, мридангам, канджиру, гхатам и скрипку. Остановимся подробнее на некоторых из названных инструментов.

Индийский барабан табла

Таблу нередко называют одним из символов индийской музыки. Это парный барабан небольшого размера, используемый для подчеркивания основной ритмической композиции в традиции хиндустани. История возникновения таблы неизвестна. Вероятно, особенности игры на этом инструменте и детали его конструкции сложились на основе сочетания индийских, персидских и других традиций.

Табла состоит из двух барабанов, отличающихся размером и особенностями строения. Больший из них носит название «табла», или «дайя», или «дайян», или «дахин». Он всегда располагается справа и отличается некоторыми особенностями:

высота, как правило, достигает 30-36 см;

формой схож с бочонком с верхним срезом диаметром около 15 см;

полый корпус формируется из выдолбленной деревянной заготовки.

Левый барабан называется «дагга», или «байан», и уступает по высоте правому, но превосходит его по ширине. Его конструкция отличается следующими особенностями:

высота примерно на 5 см ниже, чем у дахина;

по форме напоминает чашу;

изготавливается из меди, латуни или глины;

корпус также полый.

Мембрана обеих частей табла изготавливается из кожи и покрывается особым составом, влияющим на тембр. Такое покрытие создает характерный для инструмента выразительный звуковой рисунок, делает его гибким в высотном, динамическом и техническом отношении.

Многогранный ситар

Пожалуй, самый известный индийский струнный музыкальный инструмент — это ситар, или ситара. Он относится к группе лютневых и способен создать уникальную звуковую палитру, недоступную многим схожим инструментам.

У ситара семь главных струн и от 11 до 13 дополнительных или резонаторных. Во время исполнения музыкант использует основные струны, на их звучание отзываются остальные. В результате мелодия становится более глубокой и многогранной. Один ситар в этом отношении можно сравнить с целым оркестром. Для игры на этом струнном щипковом инструменте используют специальный медиатор — мизраб. По форме он напоминает длинный коготь и крепится на указательном пальце правой руки.

Главная особенность ситара — резонатор, изготавливаемый из грушевидной тыквы. Нередко инструмент снабжается и дополнительным резонатором, который крепят к верхней части грифа.

Близким по строению к ситару является эсрадж, музыкальный инструмент с двадцатью струнами. Для игры на нем используют смычок. С ситаром его роднит расположение струн. Эстрадж возник значительно позже — около 200 лет назад. Примерное время появления ситара — XIII век.

Читайте также:  Доработка топора своими руками

Флейта Кришны

Многие индийские музыкальные инструменты корнями уходят в глубокую древность. Их изображения встречаются на иллюстрациях в священных текстах. Среди таких инструментов и флейта бансури. Одну из ее разновидностей почитают как инструмент, любимый богом Вишну.

Бансури изготавливается из стебля бамбука. В инструменте проделываются 6-7 отверстий для извлечения звуков, а также 1-2 отверстия на конце флейты для ее настройки. Существует продольная и поперечная разновидности инструмента. Первая чаще используется в народной музыке. В классической же применяется поперечная флейта.

Длина бансури варьируется в пределах от 12 до 40 дюймов. Чаще всего используется 20-дюймовая флейта. Чем длиннее бансури, тем ниже могут быть извлеченные из нее звуки. Как правило, игра на флейте сопровождается аккомпанементом, для которого используются чаще других тампура (струнный щипковый инструмент, похожий на ситар, но не имеющий ладов) и табла.

Канджира

В южноиндийской традиции среди других ударных инструментов используется канджира. Она представляет собой бубен с основой из древесины джекфрута. Канджира имеет небольшие размеры: диаметр — 17-19 см, глубина — 5-10 см. На деревянную основу с одной стороны натянута мембрана из кожи ящерицы, другая открыта. Сбоку в раму канджиры встроены две металлические тарелочки.

Этот молодой ударный инструмент появился в 30-е годы прошлого века и чаще всего используется в народной музыке.

Священный барабан

Вместе с канджирой нередко можно услышать и мридангу. Это ударный инструмент, напоминающий барабан. В религиозной системе бенгальского вайшнавизма считается священным.

Корпус мриданги изготавливают из глины, дерева или пластика. Последний вариант — это новейшая модификация, по мнению специалистов, он не способен раскрыть все возможности такого барабана. Мембрана мриданги изготавливается из кожи коровы или буйвола. Согласно традиции животные должны умереть естественной смертью. Мембрану мриданги покрывают специальным составом, включающим глину, рисовую муку и порошок определенного вида камня.

Инструмент и сегодня используется для ритуальных целей. Конструкция мриданги имеет священное значение.

Инструмент заклинателя змей

Еще один интересный музыкальный инструмент Индии — это пунги. Дальний родственник кларнета используется на улицах страны для заклинания змей. Пунги имеет необычную конструкцию. Мундштук соединяется с воздушной камерой, на противоположной стороне которой располагаются две трубки. Последние изготавливаются из тростника или дерева. Для мундштука и воздушной камеры часто используют высушенную тыкву.

Для извлечения мелодии из пунги применяется специальная техника непрерывного дыхания. Музыкант набирает воздух через нос и практически сразу выталкивает его с помощью языка и щек через рот.

Индийские музыкальные инструменты, описанные выше, не исчерпывают разнообразия, за века сложившегося на территории древнего государства. Сегодня многие из них можно услышать на записях популярных американских и европейских исполнителей. Этническая музыка в наши дни переплетается с самыми разными жанрами и направлениями, придавая им особый колорит. В Индии традиционные инструменты ничуть не потеряли актуальности. Они по-прежнему используются как во время праздников, так и в процессе религиозных служений. Обучение игре на таких инструментах можно пройти во многих городах нашей страны, однако лучшие учителя, передающие не только технику, но и философское содержание, по-прежнему живут в Индии.

Источник

Индийские народные инструменты — музыка уникальной и загадочной страны

Приветствуем вас, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Мы продолжаем исследовать загадочную культуру Азии, и тема нашей сегодняшней беседы – индийские народные инструменты. Они обладают особенным, по-индийски мелодичным звучанием, которое способно лучше раскрыть душу этого народа. Многие инструменты существуют только в этой стране, и большая часть из них, появившись еще во времена древней цивилизации, используется здесь до сих пор – на праздниках, в обрядах, для медитации.

В статье ниже вы узнаете, когда появилась музыка в Индии, какие два основных направления в ней существуют, как называется индийский барабан и что такое флейта Кришны. Будет интересно, а главное познавательно, ведь всего вы узнаете более десятка музыкальных инструментов.

История и основные направления

Народное музыкальное искусство в наше время вновь набирает популярность, и Индия в этом плане не исключение. Интересно, что этнические мелодии популярны не только среди самих индийцев, но и на Западе – многие современные исполнители, ди-джеи используют в своих композициях индийские мотивы.

Отчасти это произошло благодаря популяризации болливудских фильмов, отчасти – благодаря легендарной группе The Beatles. Они в свое время не раз путешествовали по индийским землям и, проникшись местной культурой, творили здесь. Так, к примеру, в песне Norwegian Wood можно явно уловить звуки ситары.

Также мелодии Индии использовал в своем творчестве музыкант из Великобритании Джон Маклафлин.

Однако классические мотивы известны индийцам еще с древности. О них рассказывается в священном ведическом тексте «Самаведа», который так и переводится – «писание о песнопениях».

Читайте также:  Замена рулевых тяг тойота своими руками

Позднее, во II-IV столетиях нашей эры, появилось писание «Сангитаратнакара», составленное философом Шарангадевой, которое содержало описание музыкальной традиции Южной Индии. Она считается более ранней по сравнению с североиндийской.

Таким образом, выделяется два музыкальных народных направления:

  • Карнатака – распространено в южной части страны, использует по большей части такие инструменты, как вена, вина, мриданга, скрипка, канджира.
  • Хиндустани – музыка северной Индии, складывается из звуков ситары, бансури, саранга, сарода, таблы.

С течением времени народная музыка индийцев немного видоизменялась: вместе с мусульманскими завоеваниями в культуру «перекочевали» арабские мотивы, во время колонизации – европейские. Однако этническая музыка, несмотря на это, нисколько не растеряла своей прелести и самобытности, а музыкальные инструменты остались прежними – о них и поговорим.

Основные инструменты

Барабан

Традиционный индийский барабан называется табла. Вернее, это не один, а два барабана, которые всегда играют в паре. Они не отличаются большими размерами, но это не мешает им издавать ритмичный, гибкий и высокий звук, когда музыкант ударяет по ним ладонью или всего лишь подушечками пальцев.

Слово «табла» имеет арабские корни и имеет буквальный перевод – «барабан».

Оба инструмента полые внутри, с кожаной мембраной, покрытой специальным составом, от которого зависит звуковой диапазон. Также сверху находится пергамент, прикрепленный полосками из кожи. Они используются для настройки: под ремешки кладут небольшие палочки из дерева и перемещают их посредством специального молоточка.

Барабаны Табла

В остальном барабаны отличаются друг от друга:

  • Табла, или дахин – главный барабан, находится с правой стороны, изготовлен из дерева, в размерах больше по высоте – около 30-35 сантиметров, по форме похож на маленькую бочку в 15 сантиметров в диаметре.
  • Дагга – располагается слева, по размеру на 4-6 сантиметров ниже, чем табла, но шире в диаметре, по материалу медный, глиняный, серебряный или латунный, по форме похож на чашу.

Табла считается одним из первых инструментов в государстве. Точная дата не указывается, но о нем есть упоминания в священном тексте «Натьяшастра», который датирован началом нашей эры.

Чаще всего его используют в северной традиции, а по происхождению он имеет персидские корни. Всемирно известный в музыкальных кругах исполнитель, играющий на этом нетривиальном инструменте – Закир Хуссейн.

Ситара

Еще один популярный инструмент – ситара, или ситар. Он относится к группе струнных щипковых группы лютневых. Звук его уникален и, как говорят многие, способен затмить собой целый оркестровый ансамбль.

Дело в том, что ситар имеет множество струн: семь главных (из них пять – мелодические, две – бурдонные), а также от девяти до тринадцати вспомогательных. Вспомогательные струны резонируют с остальными, как бы отзываясь эхом, и создается глубокая, многогранная мелодия.

Ситар

Чтобы играть на ситаре, необходим особый медиатор, который носит название «мизраб». Его надевают на правую руку, на указательный палец, так что он становится похожим на длинный ноготь. Основная характерная черта ситара – большой тыквенный резонатор.

Считается, что инструмент пришел в индийскую культуру в XIII столетии в период завоеваний мусульман, а его отец – так называемый сетар, распространенный у персов. Однако в Индии ситар приобрел собственный внешний вид с декорированием материалами из слоновьей кости и куста розы.

Близким родственником ситары можно назвать двадцатиструнный эсрадж. Однако он появился всего два столетия назад, а играют на нем при помощи смычка.

Сарод

Сарод – следующий по популярности щипковый инструмент. У него нет ладов, зато количество струн колеблется от 20 до 25. Современные модели обладают максимальным количеством струн: четыре создают мелодию, две – поддерживают ритм, а остальные настроены по-особенному, благодаря чему резонируют при игре.

Сарод

Дека изготавливается из цельного дерева тика, а затем покрывается кожей козы. К грифу крепится аккуратная пластинка из металла.

Мелодия создается специальным медиатором и в итоге получается удивительно глубокой, даже медитативной. Звуки могут быть мелодичными, протяжными, а также отрывистыми.

Читайте также:  Как отремонтировать стойку амортизатора иномарки своими руками

Один из главных виртуозных игроков на сароде прошлого века – Аладдин Хан. Он был создателем собственной гхараны, то есть школы – майхарской. Именно от конкретной школы зависит количество струн и извлекаемая мелодия.

Бансури

Флейта Кришны – так чаще всего называют в миру бансури. В древних священных писаниях индуизма существуют иллюстрации, где бог Кришна изображен с этой флейтой. Также она была любимым инструментом Вишну.

Конструкция выглядит следующим образом: в бамбуковом стебле проделывается 7-9 отверстий, причем те 1-2, что на конце, нужны для настройки. По длине стебель варьируется от 30 сантиметров до метра, но чаще всего встречается полуметровый бансури. От длины зависит звук: чем больше, тем ниже мелодия.

Игра на бансури

Существует два вида бансури:

  • продольный – применяется в народном творчестве, выступлениях;
  • поперечный – характерен для классических произведений.

Звуки, исходящие из флейты Кришны, словно переливаются, перетекают друг в друга. Нередко их можно услышать под аккомпанемент таблы и ситара.

Мриданга

Мриданге большое внимание уделяют жители Южной Индии в своей духовной практике, ведь считается, что людям его подарил сам Кришна. Многое о нем, в том числе способ изготовления, рассказывается в индуистском священном тексте «Натья-шастра». Согласно ему, с помощью священного барабана можно извлечь 108 разных звуков, а сам он являет символ непоколебимой божьей силы.

Барабан мриданга

Мриданга представляет собой барабан, напоминающий по форме два соединенных горшка для цветов. Полый внутри гляняный, деревянный, а в последнее время и пластиковый корпус на концах венчается мембраной, закрепленной ремешками из кожи. Для большего эффекта резонанса на мембраны иногда наносят специальный глиняный состав с добавлением порошка и муки.

При этом мембрана изготавливается из кожи быка или коровы, но животные не должны погибать от насильственной смерти. Чаще всего этот барабан используется в религиозных обрядах и ритуалах. Чтобы извлечь звук, нужно стучать по нему ладонями или кончиками пальцев.

Cаранги

Сарнаги – струнный смычковый инструмент, по многим характеристикам напоминающий скрипку. Изначально он был распространен в североиндийской культуре, а сейчас чаще всего используется на театрализованных представлениях, сопровождает танцы.

Деревянная дека, выполненная из цельного ствола, сверху покрыта кожей, а по бокам – особыми отверстиями. В зависимости от школы встречаются инструменты с 14-19 струнами: всего 3-4 из них игровые, а все остальные – резонирующие. Звук саранги может охватить две октавы.

Остальные инструменты

Список, перечисленный выше, охватывает далеко не все индийское музыкальное искусство. Кратко расскажем еще о некоторых любопытных экземплярах.

  • Вина (с ударением ни И) – напоминает лютни, имеет четыре главные и три вспомогательные струны, предназначенные для аккордов. Корпус, так же, как и гриф, производится из цельного ствола мореного дерева. Вина считается трудным для обучения и требует многолетней упорной практики.

Мзыкальный инструмент вина

Вина ассоциируется с прекрасной Сарасвати – богиней познания и искусства. Существует несколько видов этого инструмента: рудра-вина, сарасвати-вина, мукха-вина, вичитра-вина.

  • Канджира – похожий на бубен, он изготавливается из джекфрута. В диаметре он редко превышает 20 сантиметров, а в ширине – 10 сантиметров. На корпус из дерева натягивается кожа ящерицы, а на специальную раму помещаются небольшие диски из металла.

Канджира

  • Долак (или дхолак) – похожий на бочонок барабан, с двух сторон различного диаметра. Чаще всего игрой сопровождают танцы, ритуалы. Музыкант сидит, сложив инструмент между коленями, или стоит, поддерживая его с помощью ремешка, и играет руками или особой палкой.

Барабан дхолак

  • Пунги – духовой инструмент, напоминающий кларнет. Его конструкция имеет много трубочек: мундштук, затем воздушную камеру из тыквы и еще две трубочки. Пунги – главный атрибут заклинателей змей.

Игра на пунги

  • Комбу – это три-четыре соединенных части рога. Он является специфичным «участником» ритуалов в храмах штата Керала.

Комбу

Заключение

Итак, сегодня мы с вами познакомились с главными музыкальными инструментами Индии. Неудивительно, что их так много, ведь музыка пронизывает всю жизнь индийцев. Одни инструменты используются самостоятельно, другие – в аккомпанементе, третьи применяются при театральных и танцевальных постановках, четвертые и вовсе имеют ритуальный смысл. Но все они даже в наши дни изготавливаются вручную из натуральных материалов: дерева, глины и даже тыквы.

Благодарим вас за внимание, дорогие читатели! Мы рады искать истину вместе с вами. Подписывайтесь на почтовую рассылку, чтобы не пропустить новые материалы.

Источник

Оцените статью