Индийский костюм для танца своими руками: два комплекта для начинающих
Как сшить сари
Казалось бы, что там шить — кусок ткани и ничего больше. По сути, это так, если опустить нюансы. А нюансы, как раз-таки, важны. Например, важно учитывать длину и ширину необходимого отреза (примерно,115 сантиметров ширины и от 5 до 9 метров длины). Просто выкроить необходимый кусок мало. Обязательно обработайте края, чтобы ткань не сыпалась. И не забывайте, что один конец сари, который перекидывается через плечо, должен быть украшен вышивкой или красивой тесьмой. Но одно сари не наденешь. Нужно еще сшить нижнюю юбку и блузку.
Ткань для сари лучше выбрать легкую, например, шифон, атлас или шелк, так как такие ткани легко принимают различные формы. Ткань может быть как однотонной, так и цветной (только запомните, что с однотонным сари нельзя будет носить украшения и вычурную обувь). Плотные ткани не подойдут, так как они плохо ложатся, не принимают нужную форму и довольно грубо выглядят. Убедитесь, что ткани вам хватает, и она именно той ширины, которая необходима. На сари нельзя делать шов.
В принципе, в создании сари все до банального просто. Разложите ткань, отверните по краю примерно полсантиметра, отутюжьте, еще раз отверните. Закрепите отворот булавками и прошейте сгибы на швейной машинке по всем четырем сторонам.
Низ и верх тканевого прямоугольника украсьте красивой тесьмой (бордюром). На стороне, которая
будет правой, пришейте красивую кайму или расшейте этот край блестящими нитками, пайетками, бисером или стеклярусом. Обрежьте все ниточки, которые торчат, и отутюжьте ткань.
Женский индийский костюм — сари
Первые упоминания сари появились в индуистской литературе и изобразительном искусстве еще в 3000 г. до н.э. В одной из древних легенд рассказывается: «Говорят, что сари было рождено на ткацком станке волшебного ткача. Он мечтал о женщине. О блеске ее глаз. О ее развевающихся волосах, оттенках ее настроения. Мягкости ее прикосновений. Все это он соткал вместе. Он не мог остановиться. Он соткал много ярдов. И когда он устал, он смеялся, смеялся, смеялся. И его мечты воплотились в прекрасную женскую одежду».
Более печальная легенда рассказывает о том, как царь Пандав проиграл в кости своё царство, войско, всю родню и самого себя. В попытке отыграться, последней ставкой он сделал свою жену Драупади. Но и её он проиграл. Победители силой привели Драупади на всеобщее обозрение и попытались раздеть, чтобы надругаться над ней. Но добрый бог Кришна сжалился над женщиной – сколько враги не разматывали её сари, оно было бесконечно, Драупади всё равно оставалась одетой.
Сари — красота и гордость индийских женщин!
Этот традиционный наряд тысячи лет служит индианкам верой и правдой, придавая их облику больше женственности и грации, подчеркивая достоинства и скрывая недостатки. Для индийских мужчин нет никого привлекательнее, чем женщина в сари. Наверное, поэтому изготовление сари – сугубо мужская работа, ведь кто же лучше мужчин знает, как должна выглядеть красивая женщина.
Тем более, что в Индии женщинами открыто восхищаются, считая лучшими творениями на планете. На изготовление качественного наряда у двух ткачей может уйти около семи месяцев. Красят и вышивают сари тоже мужчины.
Что представляет собой сари?
В древности оно состояло из двух кусков материи: одним повязывали бедра в виде юбки, а другой – под названием дупатта – накидывали спереди на грудь и плечи. Концы дупатты могли свободно свисать, либо их заправляли в юбку. А еще их можно было завязать за спиной – получалось что-то типа топика. Но современное сари – это один цельный кусок ткани длиной от 5 до 9 метров (иногда и до 12) и шириной около метра без единого шва.
Сбоку вдоль всего полотна проходит бордюр (кромка) – это нижний край сари с узором (узор может быть вышит, выткан, нанесен красками, в дорогих сари – украшен полудрагоценными камнями). Бордюров может быть и два – сверху и снизу, а может и не быть вовсе, если цель женщины – сосредоточить всё внимание окружающих на её украшениях. Конец сари, который перекидывается через плечо, называется паллу, или паллав (отворот). Он также богато украшен. Можно сказать, что это главная часть сари. При ходьбе паллу красиво развевается сзади, и окружающие могут оценить всю красоту этого наряда. Под сари надевается блузка чоли и нижняя юбка.
Цвета сари
В разные времена года и даже в течение всего дня хорошим тоном считается носить определенные цвета сари. Например, с утра – лучше всего белый цвет или светлые оттенки, а вот в ночное время — лучше яркие, в жаркий сезон принято носить зеленые и голубые цвета, поскольку они визуально создают эффект прохлады. В сезон дождей носят естественные, природные цвета: желтые, бледно зеленые, шафрановые, красновато-оранжевые, розовые цвета и оттенки.
Для индуизма цвета играли очень важную символическую роль: красный и его оттенки традиционно ассоциировался с жаром (традиционный цвет свадебного наряда невесты). Белый же – отсутствие жара, холод. Такая контрастная пара цветов оформляет каждый ритуал, символизирует разные жизненные этапы. Социально-активная фаза ассоциируется с красным цветом (красный так же часто воспринимается как цвет-оберег, защищающий женщину от злых духов), а социально-пассивная – с белым цветом. Этим подчеркивался социальный статус вдовы – статус маргинальный, статус изгоя общества. Однако, говоря о белом цвете как символе траура, необходимо отметить особое отношение к белому цвету (и оттенкам кремового) на юге Индии, где его воспринимают положительно и ассоциируют с цветом распускающегося лотоса (конечно, если он в сочетании с отделкой в виде цветной каймы). Желтый цвет в некоторых регионах носят в течение семи дней женщины после родов, поскольку желтый цвет считается очищающим.
С цветами связаны различные традиции, например, существует обычай надевать сари родовых цветов (тех, которые принято носить в данной семье) на второй день после свадьбы. Через это как бы происходит приобщение к новой для невесты среде, включение ее в члены семьи. Таким образом, цвет одежды заключает в себе глубокий смысл и играет важную роль в повседневной жизни.
Как надеть сари?
Во-первых, нужна юбка. Индийские женщины носят под сари прямую юбку на 5-7 см короче самого наряда. Желательно, чтобы по цвету, она не отличалась от сари и была как можно более незаметной. Если же ткань сари однотонная и просвечивается, то можно подобрать нижнюю юбку с рисунком, чтобы наряд выглядел интереснее. Нежелательно надевать юбку на резинке, так как она может сползти вниз под тяжестью сари. Лучше выбрать плотную хлопковую юбку со шнурком или лентой на талии, чтобы хорошо держалась.
Во-вторых, нужна блузка «чоли». Она делается по специальным выкройкам, отчего превосходно сидит на фигуре. Но подойдет и обычный топик. Блузка может быть без рукава, либо с коротким или длинным рукавом. Блузка «чоли» традиционно короткая, но современные индианки носят и длинную блузу, заправляя ее в юбку. Цвет должен быть максимально приближен к цвету сари. Если же сари сделано из простой однотонной ткани, то чоли может быть выполнено с рисунком, вышивкой, отделкой или отличаться по цвету.
Существует 19 основных способов драпировки сари
Самый универсальный и наиболее популярный способ называется ниви.
Если вы всё сделали правильно, палу (паплю) будет длиннее вашего локтя, но не длиннее руки. Если нет, вы всегда можете отрегулировать его длину, увеличив или уменьшив количество складок и их глубину.
Сари – гордость индийской женщины. Оно может быть исполнено из сверкающего шелка или тончайшего хлопка, в пастельных тонах или пышно украшенное цветами. Его вышивают золотыми нитями, украшают окантовкой. Сари бывают романтичными, шикарными, скромными. яркими, изысканными и невинными.
Самый простой способ заинтриговать мужчину – надеть элегантное сари, открывающее часть спины. Оно выгодно подчеркнет фигуру и в тоже время скроет недостатки. В сари женщина становится хрупкой и женственной. Сари не зависит от веяний моды. Надевая его, женщина создает стиль своими руками, меняя драпировку, экспериментируя с цветом и тканью. Вот почему сари становится все популярнее по всему миру. Успех сари заключен в его простоте, комфорте и элегантности.
Сальвар камиз
Ещё одна разновидность женского индийского костюма – сальвар камиз (шальвар камиз), по месту происхождения иногда называемый «панджаби». Он состоит из широких в талии и часто зауженных книзу штанов и удлиненной туники с разрезами по бокам до талии. Костюм традиционно дополняется шарфом-накидкой (дупатта / чунни).
Разновидность сальвар камиза – чуридар – отличается узкими брюками и туникой, больше похожей на платье:
Лехенга-чоли
Многочисленными вариациями славится и лехенга-чоли – костюм, состоящий из длинной юбки в складку и блузки чоли, плотно облегающей грудь. Фасон юбки может варьироваться от расклешенной внизу до солнца-клеш. Чоли может быть разной длинны. Костюм в Индии обязательно дополняет платок-накидка.
Как пошить индийский костюм для танца своими руками: для женщины (девочки)
Классический женский индийский костюм для танца состоит из трех изделий:
- шаровары или брюки особого кроя;
- камиз или туника;
- накидка или широкий платок.
Для шитья всех составляющих необходимо использовать шелковые или хлопковые ткани ярких расцветок с вышивкой, аппликацией, блестками и традиционными восточными узорами. Если подходящего материала нет в наличии, можно использовать любую яркую однотонную ткань и украсить готовое изделие самостоятельно. Предварительно снимаем мерки и рисуем эскиз желаемой модели на бумаге.
Для классических шаровар используется приведенная ниже выкройка. В данной модели приведены размеры для взрослой женщины. Чтобы сшить костюм для девочки, следует скорректировать размер заготовок.
Выкраиваем заготовки, закладывая припуски примерно по 1,5-2 см. Сметываем детали или скалываем их портновскими булавками в местах будущих швов. Выполняем боковой и шаговый шов, вставляем резинку на талии и на манжетах, обметываем швы.
Для камиза или удлиненной туники используется приведенная ниже базовая выкройка. При необходимости можно добавить рукава или другие элементы. При пошиве детского камиза вытачки делать необязательно. Если используется не очень сыпучая ткань, дополнительная обметка не требуется.
В качестве накидки можно использовать любой длинный и широкий полупрозрачный платок, подходящий по цвету к тунике и шароварам. Для взрослой танцовщицы ширина накидки должна составлять около 2 метров в зависимости от ее роста и габаритов. Чтобы надеть накидку, необходимо сложить ее в гармошку и перекинуть через одно плечо, расправляя складки на груди. Другой конец ткани следует свернуть плотным жгутом, обернуть вокруг талии и закрепить на левом боку. Костюм для танца с надетой накидкой приведен на фото ниже.
- Как построить выкройку женских брюк на резинке без бокового шва
Иногда шаровары необходимо заменить широкой юбкой. В некоторых костюмах юбка надевается поверх брюк. Для ее пошива можно использовать гладкую или гофрированную полупрозрачную ткань. Как правило, используется традиционный фасон «солнце» на резинке или жестком поясе. Нижняя часть подола при этом должна заканчиваться примерно на уровне щиколоток.
Особенности национального индийского костюма
Всю национальную одежду Индии, при всем ее разнообразии, можно разделить на два типа — сшитая и несшитая. Несшитая одежда более древняя. Обычно это полотно ткани, которую особым образом драпируют вокруг тела. По традиции, именно в несшитой одежде проводятся богослужения и обряды.
Самый древний образец — дхоти. Это прямая полоса ткани, чаще одноцветная, которую драпируют вокруг ног. Длина дхоти зависит от социального положения человека: у крестьян дхоти короткие и плотно облегают бедра, а высшие сословия носят свободные длинные дхоти. Повседневные дхоти делают из хлопковой или джутовой ткани, а праздничные — из шелка, украшенного золотой каймой. Только монахи имеют право носить дхоти шафранового или красного цвета.
Дхоти носят мужчины и женщины. Правда, в последнее время женщины все же предпочитают сари. А дхоти заменяются обыкновенными европейскими брюками. Дхоти часто дополнял еще один кусок ткани, используемый в виде накидки, который прикрывал верхнюю часть тела. В наши дни его заменила сшитая рубаха — курта, а накидка используется лишь в качестве украшения. Курты делают из разной ткани, повседневные и праздничные. К тому же, курта носится не только с дхоти, но еще и поверх пайджамы.
Сари — это самый древний образец женской несшитой одежды Индии. Представляет собой сари отрез ткани, длиной от 5 до 9 метров и ширной 1,2 метра. Сари драпируется вокруг тела особым образом. Сари изготавливается из различных тканей, пестрых и однотонных, из хлопка и шелка, из искуственных тканей. У праздничного сари присутствует еще и золотая или серебряная кайма, а край украшен рисунками и вышивкой.
Сари носится не на голое тело, а поверх нижней юбки, соответствующей по цвету полотну сари. Так
же сари носят с короткой блузкой (чоли) или длинной рубахой — курти. Чоли шьют из той же ткани, что и сари.
В разных районах Индии разные способы ношения сари. Например, классический вариант — ткань драпируется вокруг бедер в виде юбки, а край сари оборачивают вокруг тела один раз и перекидывают через левое плечо. На юге Индии один конец сари пропускают между ног и закрепляют сзади на поясе, а другим концом прикрывают верхнюю часть туловища и голову. Но сари носят, в основном, замужние женщины.
Если говорить о сшитой женской одежде, то одним таким примером может послужить комплект из широкой юбки (лехенги), чоли, накидки (дупатты). Такой комплект называется лехенга-чоли.
- Русский народный костюм своими руками
Еще один вариант — штаны и рубаха, которые иногда дополняются накидкой-шарфом. Женский вариант комплекта называется шальвар-камиз и состоит из простой или расшитой рубахи, штанов (шальвар), фасон которых колеблется весьма сильно, и накидки (дупатты). Это одежда сикхских женщин, незамужних девушек, школьниц и студенток.
Мужской вариант комплекта называется курта-паджама. Состоит он из простой или праздничной рубахи (курты) и штанов (паджама). Комплект так же может дополняться легким шарфом. Штаны бывают, обычно, довольно широкие. Но в больших городах традиционные штаны постепенно вытесняются европейскими брюками.
Другой распространенный вариант мужской одежды — лунги. Лунги — это свободная набедренная повязка из одного куска ткани или из дхоти, но не пропускаемого между ног. Лунги бывают цветными и однотонными, их делают из хлопка, хотя встречаются синтетические и шелковые. Лунги носят как в деревнях, так и в городах.
Особенности сари
Сари — это традиционная национальная одежда, ее история развивалась наряду с самой индийской цивилизацией. Вокруг сари всегда слагалось множество легенд, поэтому до сих пор нет достоверной информации о происхождении костюма.
По одной из легенд, сари — это подарок богов, который уберег жену древнего правителя от позора
Такой необычный для европейцев, но совершенно привычный для индианок наряд во все времена обеспечивал максимальный комфорт, а также подчеркивал женственность и грацию. Именно по этой причине такая одежда и сегодня в почете у коренных жительниц Индии.
Сари можно встретить повсеместно в Индии: от маленьких сел, до крупных мегаполисов
Пошив индийского платья – дело простое. Ведь традиционное индийское сари представляет собой не что иное, как отрез материи длиной не менее 7-9 метров.
Индийские сари в размотанном виде
Первые сари состояли из двух отрезов ткани: первый обматывался вокруг бедер женщины, а второй — на груди, словно топ. Позже эволюция национального костюма внесла свои коррективы, после чего индийское сари стало цельным полотном. Такое платье не имеет ни единого шва, единственное, что позволяется — это элегантно закрепить сари заколкой.
Сложно поверить, но этот наряд состоит из одного отрезка ткани
Первые платья индийские женщины носили прямо на голое тело, но во времена колонизации появилась более практичная традиция надевать под сари нижнюю юбку и топ, который называется чоли.
Нижняя юбка и чоли вполне заслуживают звания самостоятельного наряда
Одной из главных традиций, которая сохраняется и сегодня, является тот факт, что сари могут изготавливать исключительно мужчины — представители почитаемой в Индии касты ткачей. Специальные ткацкие станки колоссальных размеров устанавливались на поле, вкапывались наполовину в землю. На изготовление одного качественного полотна уходило не менее полугода. После этого ткань красилась, при этом использовались только натуральные красители животного, растительного или минерального происхождения.
Источник