Инструмент художника своими руками

Резьба по дереву: как самостоятельно изготовить инструменты

Почему резьба по дереву так популярна во всем мире? Потому что в один прекрасный день можно отважиться, взять в руки перочинный ножик, вырезать из ветки фигурку – и вы уже резчик по дереву. Конечно, для того чтобы стать опытным мастером, нужно будет еще хорошо потрудиться, но если ножик лег в руку, и после нескольких резов душа запела – значит, это ваше дело.

Дерево – один из самых демократичных материалов на свете: дерева много, самого разного, а резьба по дереву как увлечение не требует на первых этапах значительных финансовых вложений. К тому же дерево – теплый, красивый материал с графичной поверхностью, богатой текстурой и широкой цветовой палитрой. После шлифовки и отделки получаются очень эффектные изделия, которые не стыдно подарить друзьям и знакомым. Наработав хороший опыт, можно вырезать изделия на продажу и даже превратить хобби в профессию или бизнес.

В этой серии мы предлагаем вашему вниманию главы из книги Олега Смирнова «Резьба по дереву. От ложки к скульптуре», выпущенной издательством «АСТ». Книга построена как практическое руководство на базе мастер-классов разной степени сложности и послужит вам полезным проводником в прекрасный мир резьбы по дереву.

Инструменты для резьбы по дереву

Самодельные инструменты

Часто приходится слышать от новичков: «Ах, мне бы разжиться хорошим инструментом, и тогда.

Резчицкие ножи

Исходный металл – старые опасные бритвы, полотна по металлу для мехпил, отрезные диски-фрезы. Если заготовки небольшого размера, то вырезать форму можно на заточном станке. Из крупных заготовок начальную форму можно вырезать бормашиной с мини-отрезными дисками или болгаркой с отрезными дисками по металлу.

На фото ниже – несколько моих самодельных резцов. Исходные материалы: старый напильник, метчик, дисковая фреза, поломанная стамеска. Рукоятка моего любимого мини-ножа инкрустирована декоративной вставкой из бивня мамонта.

Самодельные резцы Олега Смирнова

Важно: не забывайте непрерывно охлаждать водой металл во время резки.

Рукоятку можно сделать из двух деревянных планок, вырезав паз под хвостовик лезвия и посадив его на эпоксидный клей. Второй вариант: просверлить в рукоятке посадочное отверстие под хвостовик, а затем залить сборку эпоксидкой.

Стамески

Плоские стамески можно изготовить из любой полосы металла подходящего качества. Например, из старого тонкого напильника или из надфиля советского производства. Первую свою полукруглую мини-стамеску я изготовил, обточив на наждаке метчик по металлу.

У метчика на рабочей поверхности есть три полукруглых канавки: две из них стачиваем, одну оставляем, и получается хороший профиль.

О рукоятках

Резчики шутят: если лезвие для дерева, то рукоятка для себя любимого. Изготавливайте или подгоняйте рукоятки ножей и стамесок под себя. Многие мастера украшают рукоятки резьбой, чтобы было приятно работать. Покрывать лаком или маслом рукоятки, или не покрывать, мнения расходятся – это дело вкуса и удобства в работе. Неплохо сидят в руке обожженные и зашлифованные рукоятки.

Например, шведский нож Frost №120 у меня изначально не прижился. Позже я доработал рукоятку, обжег газовой горелкой, сошлифовал обугленный слой и пропитал льняным маслом. Обожженные рукоятки обретают бархатистую фактуру и не мозолят руку.

Шведский нож Frost №120 до и после обработки

Сумка-скатка

Сумку-скатку («скрутку») можно сшить из брезента, из кожи или другого плотного материала.

Сумка-скатка

Такая скатка незаменима для хранения и перевозки (переноски) стамесок, ножей и других вспомогательных инструментов.

Сумка-скатка с инструментами

Киянка из натуральной кожи

Рекомендую изготовить «вечную» киянку из натуральной кожи (см. фото выше). Такая киянка прослужит вам десятилетия и останется детям и внукам. Монолитную ручку изготовьте из ясеня, толстые кожаные диски наденьте на ручку, как на шампур, проклейте между собой и плотно прижмите весь «бутерброд» к ручке через большую шайбу мощным саморезом. Кожаный боёк идет слегка на конус, поэтому киянкой можно стучать по рукоятке стамески любым хватом. Получилась мощная, увесистая киянка; при ударах не отскакивает – боёк хорошо «прилипает» к стамеске. Кожа не разбивает рукояти стамесок, и киянка сама не разбивается. Обычные монолитные киянки, изготовленные токарным способом из твердой древесины, со временем измочаливаются и теряют свои качества.

Читайте также:  Аудиофильский usb кабель своими руками

Самостоятельно можно изготовить много других нужных инструментов и оборудования: стационарный стол-верстак, скульптурный верстак, финишник для доводки и полировки лезвий, фартук, шлифовальную оснастку для дерева и т.д.

Многие инструменты для резьбы по дереву можно изготовить самостоятельно

Это и экономия бюджета, и вовлечение в процесс, ведь изготовление самодельного инструмента – это тоже увлекательное творчество. На протяжении всей книги я буду знакомить вас с различными самодельными инструментами и оснасткой.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Кисти для живописи: как сделать самому?

Старые мастера самостоятельно изготавливали и краски и кисти. Технология изготовления кистей не сложная, но ответственная и требует деликатности. Дело это необычное, поэтому мало кто знает секреты такого ремесла. Однако, сделать кисти можно даже в домашних условиях. Итак, в чем же заключается технология изготовления художественных кистей?

1. Заготовка волоса или щетины.

В волосяном покрове животных есть пух и прямой волос, который толще пухового и жестче. О том, из какого волоса и каких животных делают классические кисти для живописи я писал здесь. Заготавливая волос, нужно сортировать его по длине. Волосяной пучок должен состоять из волоса, приблизительно, одинаковой длины. Кончики волос ни в коем случае нельзя обрезать. Почему это важно я писал здесь.

2. Формирование основы будущей кисти.

Далее, волоски в волосяном пучке выравнивается в каком-нибудь маленьком сосуде цилиндрической формы. Дно у такого сосуда должно быть плоским. Волос опускается своей подстриженной частью к донышку цилиндра. Теперь, его необходимо подровнять, аккуратно постукивая дном цилиндра о стол. Волоски осядут и выровняются. После этого, их связывают в пучок и прочесывают мелкозубчатой расческой для удаления ненужных волосков.

3. Обезжиривание и дубление.

Обезжиривание производится замачиванием волосяного пучка в бензине на протяжении 3-х суток. После этого, он промывается чистым бензином и просушивается. После чего, заготовку следует прокипятить в 10% растворе алюмокалиевых квасцов. Это называется дублением. Дубление нужно для того, чтобы сделать волос не гигроскопичным, пластичным и прочным.

4. Закаливание.

Эта процедура необходима для придания волосу упругости. Волос кисти для живописи должен быть в меру упругим и жестким, в меру эластичным. Для закаливания, волос будущей кисти обертывают в не плотную бумагу, например, в газетную и перевязывают нитью. Далее волос закаливается в печи, горячим воздухом температурой в 150 градусов. Делается это на протяжении примерно часа. Время и температура не одинаковы для различных видов волоса и зависят от их разновидности. Температуру можно определить по цвету бумаги: если она станет слегка желтоватой, то температура недостаточна. Если станет коричневой, то температура более 150 градусов. В этом случае волос станет ломким, поэтому превышать температуру не следует. После первичной закалки, волос прочесывают удаляя ненужные волоски и повторяют закалку. Проверяют качество закалки смачиванием будущей кисти в воде. Если волоски на поверхности пучка будут кудрявиться, то закалка недостаточна.

5. Вязка кисти.

После всех процедур, волосяной пучок развязывают и помещают в конус соответствующего размера кончиками волос вниз. Далее постукивая конусом по столу, нужно выровнять волос. Волосяной пучок должен приобрести коническую форму (если кисть должна быть круглой или эллиптической). После придания нужной формы, из волоса вычесывают короткие и ненужные волоски. Затем волосяной пучок окончательно перевязывают нитью. Перевязанный участок пропитывают клеем.

6. Закрепление волос в капсюле.

Капсюль — это металлическая часть кисти, похожая на трубку конической формы. Волосяной пучок помещают в капсюль с его широкой стороны, после чего волос, находящийся внутри капсюля заливается клеем. (Кстати, капсюли можно использовать от старых и испорченных кистей, предварительно очистив его от клея и волоса.) Длину волоса будущей кисти необходимо регулировать в зависимости от ее предназначения. Слишком длинный волос делает кисть мягкой и неспособной хорошо держать форму, но зато гибкой и удерживающей большое количество краски. Коротко выпущенный волос наоборот, сделает Вашу кисть жесткой и неподатливой.

Читайте также:  Добавки для чая своими руками

7. Закрепление капсюля на ручке.

В заключении, капсюль надевается на деревянную ручку. Предварительно, в капсюль закапывают клей. После этого капсюль запресовывают на деревянной ручке. Ручку кисти можно тонировать, красить и покрывать лаком.

Если все правильно сделать, то кисть получится не хуже заводской. Поэтому, пожелаю Вам успехов в этом редком ремесле!

Источник

Этюдник своими руками: несколько схем, но всего одна инструкция

Этюдник — тот вид мольберта, без которого трудно обойтись натурам, всегда находящимся в поиске вдохновения. В четырех стенах дома или студии его поймать не всегда получается, а художник, вышагивающий с мольбертом в натуральную величину, произведет неизгладимое впечатление. Для удобства и был придуман этот мини-чемоданчик — помощник для мастеров и любителей. В нем умещается все, что нужно для работы: карандаши и резинки, кисти, мелки, краски, бумага и холсты, планшет. Из-за того, что изделия не слишком востребованы, их продают только в специализированных магазинах. Однако многих не устраивает цена, сопоставимая со стоимостью двери, небольшого столика, поэтому остается всего один выход — сделать этюдник своими руками.

Размеры, формы, комплектация

Наиболее удобными чемоданчиками считают те этюдники, чьи размеры равны или близки к таким:

  • высота — 80 мм;
  • длина —370 мм;
  • ширина — 270 мм.

Однако каждый мастер волен сам выбирать, какой именно предмет экипировки ему соорудить. Многие предпочитают, чтобы в кейсе свободно чувствовали себя листы формата А3, на которых удобно рисовать этюды. Все чемоданчики отличаются и по форме, наиболее удобны те модели, что имеют вмонтированные ножки штатива. Несмотря на малые размеры такие мобильные мольберты весьма устойчивы и хороши для работы на пленэре.

Что нужно для работы над этюдником

Операция «Этюдник своими руками» требует определенной подготовки. Так как оптимальные материалы для этих миниатюрных предметов дерево и фанера, то мастер-художник должен иметь хотя бы минимальный опыт обращения с ними. Также потребуется обычный набор ручного столярно-плотницкого инструментария, в него входит:

  • ножовка по дереву;
  • электролобзик;
  • шлифовальная машина, ее замена — наждачная бумага разной зернистости (80, 100);
  • шуруповерт (отвертка).

Помимо инструментов надо купить либо поискать дома:

  • фанеру: толстую (обрезки) и тонкую (1/2 листа);
  • рояльную петлю, длина которой совпадает с длиной корпуса;
  • крепления для наплечного ремня;
  • клей ПВА столярный;
  • ручку от старой сумки, чемодана, дипломата;
  • шарниры мебельные;
  • две небольшие пластинки из металла (фиксаторы);
  • мебельные петли;
  • замок, защелку либо два крючка для закрывания кейса;
  • мебельный лак;
  • саморезы (10, 21 мм).

Конструкции сильно разнятся, поэтому материала может потребоваться больше либо меньше. Все зависит лишь от выбранного, или изготовленного самостоятельно, чертежа.

Образец для подражания

Приведенная схема позволит начать работу, не отвлекаясь на дальнейшие поиски. Корпус этюдника ничем не отличается от формы обычного небольшого чемодана. Это коробка, изготовленная из фанеры. Нижнюю часть и крышку делают одинаковыми по длине и ширине — 500 и 350 мм соответственно, однако высота отличается: у корпуса она составляет 60 мм, у верхней части — всего 25.

Для боковых стенок этюдника можно использовать любой материал: как рейки, так и фанеру, толщина элементов — от 10 до 12 мм. Количество внутренних перемычек зависит от того, сколько отделений понадобится для комфорта художника.

Изготовление этюдника…

Все детали вырезают лобзиком. Сначала с помощью саморезов собирают корпус кейса. Элементы для палитры и доску для этюда делают из тонкой (3-4 мм) фанеры. Каждую деталь шлифуют. Если используют наждачную бумагу: первичную обработку делают крупным, затем мелким зерном. Ориентируясь на собственные потребности, мастер вырезает и крепит необходимое количество перегородок в нижней части корпуса.

Крышку и нижнюю часть соединяют рояльной петлей, «посаженной» на саморезы. Фиксируют мебельные шарниры, чье «призвание» держать крышку в положении, удобном для рисования. Их крепят к бортикам кейса и внутренней стороне крышки.

С той стороны чемоданчика, где будет находиться замок, по центру соприкасающихся плоскостей крышки и дна этюдника, делают по не слишком длинному углублению. Там саморезами крепят короткие металлические пластины, которые, перемещаясь, будут удерживать фанеру и не дадут холсту и палитре случайно соприкоснуться.

С лицевой стороны по центру фиксируют замок (защелку, крючки), ручку (по желанию), а также петли, предназначенные для ремня. На его роль подойдет старое изделие для брюк, альтернатива — ненужные ремешки от сумок, полоса плотной ткани, брезента. Для фиксации к корпусу палитры и планшета используют маленькие мебельные петли.

Читайте также:  Как самим сделать бабочку галстук своими руками

…и складных ножек

Так как домашнему мастеру легче всего работается с деревом, то для опор тоже выбирают этот материал. В роли ножек этюдника выступает брус (15х20 мм), изготовленный из плотной древесины. Размер и количество складывающихся деталей:

  • 6 штук — 480 мм;
  • 3 штуки — 410 мм;
  • 3 штуки — 50 мм.

Еще для изготовления ножек-трансформеров понадобятся оси для брусков. Для них потребуются:

  • болты (6 мм диаметром, длиной 55-60 мм);
  • мебельные стяжки.

Для фиксации «конечностей» на корпусе необходимо приобрести 3 форточные (накладные) петли, а также 3 липучки, столько же отрезков стальной проволоки, на конце которых сделаны петли для фиксирующих гнезд.

Сначала готовят 3 «вилки» из самых длинных брусков. Берут первую пару, на уровне торца ее соединяют одной самой короткой деталью. Ее приклеивают ПВА, зажимают в струбцине (тисках). Так же поступают с 4 (2+2) оставшимися длинными элементами.

После высыхания вилок внутрь каждой склеенной пары вставляют (опять заподлицо от торца) по брусу средней длины (410 мм). Во всех 3 деталях, отступив от края 50 мм, просверливают сквозные отверстия (6,3 мм), предназначенные для оси. Затем еще три (4 мм), тоже насквозь трех брусков. Они нужны для фиксации ножек в обоих положениях. В этот раз отступ от торцов равняется 20 мм. В готовые большие отверстия вставляют ось, которую фиксируют. В маленькие — стальные отрезки проволоки с петлями на одном конце.

К корпусу ножки крепят форточными петлями, предварительно сделав запил на верхних торцах ножек. Его угол зависит от особенностей этого крепежа, поэтому перед операцией определяют угол, который обеспечит надежное положение — устойчивость опор.

Высота ножек в этом случае составит 790 мм, а «рост» всего изделия с разложенными ножками будет 860 мм. Если такие цифры мастера не устраивают, можно изменить их по своему усмотрению. По желанию можно изделие ошкурить, предварительно сняв всю фурнитуру, покрасить (обработать морилкой). Если этюдник и без того выглядит аккуратным, изделие просто покрывают лаком.

Преимущества покупной модели

Нельзя сказать, что этюдники пользуются огромным спросом, поэтому среди производителей какой-то кровопролитной борьбы за лидерство нет. Раскрученные бренды тоже назвать трудно. Новичкам, только ступившим на тернистый путь художника, лучше не пытаться искать и заказывать этот предмет в интернет-магазинах. В этом случае очень важны собственные впечатления, всесторонняя визуальная оценка товара — его вида, удобства, надежности.

Дилетанты вынуждены опираться на чужой опыт, поэтому ориентиром становятся отзывы более «продвинутых» коллег. Не так давно очень неплохие изделия выпускал подольский художественный комбинат, однако сейчас отмечают некоторое снижение качества продукции. Поэтому лучше обратить внимание на этюдники следующих марок:

Критерии

На что ориентироваться при выборе той или иной модели, если производителей несколько? Как раз фирма-производитель не самое главное. Товар можно с уверенностью назвать хорошим, если:

  1. Корпус деревянного изделия не имеет никаких (даже еле заметных) дефектов.
  2. Этюдник имеет небольшой вес. Самые легкие модели производятся из липы, они оптимальны, если начинающий художник еще слишком мал.
  3. Конструкция не слишком сложная. В противном случае есть вероятность, что какой-то элемент быстро придет в негодность, ведь этюдник часто и активно используют на природе.
  4. В изделии предусмотрена его фиксация в открытом состоянии. Такая конструкция обеспечит сохранность рисунков при неожиданном порыве ветра.
  5. В комплект входит палитра, выполненная из оргстекла, такая «пластинка» очень легко очищается.
  6. К этюднику прилагаются ножки. Лучший вариант — металлические элементы, а именно — алюминиевые, заостренные на концах. Деревянные опоры могут верой и правдой служить в помещении, но не на пленэре, ведь этот походный мольберт и был придуман для рисования на открытом воздухе.

Так как этюдник своими руками собрать не очень сложно, то работа мастера не должна испугать. Если такой вариант не слишком впечатляет, лучше купить готовое, почти идеальное изделие, избежав при этом возможных поломок самодельной конструкции в тот момент, когда внезапно нахлынет вдохновение.

Также вы можете сравнить цены на этюдники:

Другой отличный способ — усовершенствование когда-то купленной модели. Как можно доработать конструкцию, можно посмотреть в этом видео:

Источник

Оцените статью