Интерактивный экспонат своими руками

Шаг за шагом: 5 сценариев для интерактивной экспозиции

В 21 веке, создавая новый музей или реконструируя экспозицию существующего, необходимо строить общение с аудиторией по новой модели, предполагающей баланс между интересами посетителей и этикой хранения и подачи культурного наследия.

Большая роль в создании объектов культуры отводится мультимедиа вообще и инсталляциям – как способу реализации мультимедийной подачи материала. По оценкам экспертов, наиболее важными в мультимедийном проекте являются: креативная идея, наличие квалифицированных технических сотрудников, способных её реализовать, бюджет и время, отведенное на проект. В сфере культуры бюджеты проектов, как правило, колеблются в пределах от 500 тыс. до 20 млн. руб.

Различают следующие способы создания впечатлений от экспозиции: «оживление» предметов (интерактивные сведения, интерактивные книги), креативное использование пространства создание мультимедийных экспонатов и взаимодействие посетителей музея или выставки с её экспонатами.

Сообразим на… Сколько?

В общем, можно сказать, что мультимедийная инсталляция должна увлекать посетителей, создавать яркие, незабываемые впечатления об увиденном и нести образовательную нагрузку, чтобы посещение музея не превращалось в пустое развлечение.

Характер инсталляции и подходы, используемые при её проектировании, зависят от типа музея, поскольку в художественном, историческом (с богатой экспонатурой) и естественно-научном (промышленном) музее они различаются.

По типу посещения обычно различаются групповой, индивидуальный и семейный поход в музей. Различие с точки зрения инсталляционной практики заключается в том, что при групповом посещении особое внимание следует уделять тому, чтобы всем членам группы было удобно наблюдать за инсталляцией и никто не чувствовал бы себя ущемлённым. В этом случае следует отдавать предпочтение демонстрации контента на больших экранах, с использованием проекторов, в том числе, и в режиме сшивки.

Семейное посещение накладывает свои ограничения. В семейной группе помимо детей разных возрастов находятся и взрослые, поэтому экспозицию необходимо построить так, чтобы она представляла интерес для каждого. По проходимости обычно различают музеи с высокой интенсивностью посещения (10-20 чел/мин) и с низкой – 2 чел/мин. В первом случае необходимо весьма внимательно отнестись ко времени просмотра каждого экспоната, чтобы люди не задерживались у него слишком долго и не создавали заторы. Во втором случае режим просмотра может быть более свободным.

Если музейная экспозиция временная (например, выставка), то люди посещают её, как правило, один раз, если же она постоянная (например, художественный музей), то следует подумать о том, чтобы подача материала была организована как бы в несколько слоёв, чтобы с каждым новым посещением люди узнавали что-то большее.

В художественных музеях возможности создания интерактивных экспозиций относительно скромные, зато естествен- но-научные дают широкое поле для творчества.

Взаимодействие посетителя с музеем должно быть запрограммировано и организовано на всех этапах посещения. Нужно, чтобы с самого начала экскурсант имел возможность ознакомиться с экспозициями музея, получить всю необходимую информацию о них, выбрать экскурсию или маршрут осмотра. Главное – это, конечно, осмотр экспозиции, но и после окончания её у посетителя, возможно, возникнет желание получить дополнительную информацию, приобрести книги и сувениры. Не следует забывать также о роли музея во внешнем мире, в особенности, в Интернете, который представляет собой значимую часть жизни молодёжи. Например, можно с помощью особых электронных меток в ходе экспозиции выбрать заинтересовавший материал, и сведения о нём будут отправлены на электронный адрес посетителя. Правда, для этого посетителю понадобится специальный электронный браслет, в который заранее нужно внести информацию о себе.

Видим. Слышим. Чувствуем

По способам восприятия информации различают аудиальный (звуковой), визуальный и кинестический (последний термин используется для описания обратной связи между ощущениями и мышцами тела) каналы. Следует учесть, что человек более 70% информации об окружающем мире получает с помощью зрения, более 25% – с помощью слуха, на долю же тактильных (кинестических) ощущений приходится небольшой остаток. Это не означает, однако, что им можно пренебречь, ведь дети очень любят трогать экспонаты руками и получают посредством этого весьма устойчивые впечатления.

Серьёзной проблемой современных музеев эксперты считают так называемое «информационное одиночество». Посетитель в составе группы видит и слышит только то, что хочет экскурсовод, и это ограничивает его, а при одиночном посещении человек может просто растеряться, если информационная поддержка выполнена слабо или носит излишне профессиональный характер.

Можно сказать, что мультимедиа помогает в активном вовлечении посетителей в просмотр экспозиции, если в ней есть авторский подход, продуманная концепция и понимание аудитории.

В настоящее время сложилось несколько форматов диалогов (сценариев) между зрителями и мультимедийными установками. К их числу можно отнести:

Сценарий 1.
Посетитель выходит из роли пассивного зрителя и становится главным действующим лицом интерактивной инсталляции. Например, оператором атомной электростанции или пилотом авиалайнера.

Сценарий 2.
Формат диалога «автор-зритель» сменяется форматом «автор-соавтор». В этом случае посетитель как бы участвует в создании и изменении экспозиции. Например, в одном из сочинских музеев создана интерактивная песочница, в которой с помощью видеомэппинга экскурсант может своими руками менять рельеф планет.

Сценарий 3.
Свобода выбора или нелинейное управление. Смысл этого сценария состоит в том, что посетитель сам выбирает маршрут обхода музея, порядок осмотра экспонатов. Большую помощь здесь оказывают инфракрасные метки на экспонатах, аудиогиды, электронные этикетки и аудиокниги.

Сценарий 4.
Физическое взаимодействие с медиаконтентом предполагает управление мультимедийным оборудованием с помощью жестов или движений пальцами. Например, в музее балета посетитель может попробовать встать в балетные стойки, а виртуальный помощник поправит его в случае совершения ошибок.

Читайте также:  Как сделать дома сауну своими руками

Сценарий 5.
Социально-значимое послание в интерактивной форме. Это очень важный элемент воспитательного процесса, поскольку дети и подростки «в штыки» воспринимают нотации. Гораздо лучше, когда нужная информация доводится до них опосредованно, с помощью мультимедиа. Не секрет, что дети чувствуют себя в мультимедийной среде гораздо увереннее взрослых, причём с довольно раннего возраста, поэтому есть хороший шанс эффективного воздействия на них при помощи грамотно выстроенной инсталляции.

Подводя итог статьи, можно сказать, что мультимедийные технологии в музеях и других культурных объектах:

Источник

Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в вопросах создания интерактивного музея

Викторина Жесткова
Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в вопросах создания интерактивного музея

В настоящее время мы находимся в процессе становления информационного общества, который задает тенденции развития для всех сфер человеческой деятельности в целом. Особенно наглядно это прослеживается в последние десятилетия, когда в обществе происходят активные социокультурные преобразования за счет ускоряющихся темпов развития информационных и коммуникационных технологий.

Современные требования, предъявляемые к работе в ДОУ, требуют от педагога постоянного поиска интересных форм работы с детьми.

И так на наш взгляд такой формой является организация интерактивного музея.

Интерактивный музей сегодня — это музей живой истории, а также способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства и различных культур в исторической перспективе.

Так что же такое – интерактивный музей?

Для начала я предлагаю рассмотреть основные понятия:

Музей (от греч. — Дом Муз) – учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Интерактивный – «inter» — взаимный, «act» — действовать, означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалоге с кем – либо.

Интерактивность – основной методический приём в работе современного музея, когда он перестаёт быть хранилищем, а становится живым организмом в процессе познания.

Интерактивный музей – это экспозиция, где можно и нужно смотреть, трогать, думать. При его создании в образовательном пространстве педагог преследует цель: сделать тему более доступной для изучения.

Музей в образовательном учреждении создаётся «в целях воспитания, обучения и социализации обучающихся». Интерактивный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению.

Руководитель рабочей группы по разработке проекта ФГОС ДО, директор Федерального института развития образования (ФИРО) Александр Григорьевич Асмолов отмечает, что технология развития дошкольного детства – это технология развивающего взаимодействия. Педагогическая работа с детьми с использованием интерактивного музея, по мнению Ткаченко Е. Ю., Зайцевой Е. В., отвечает данной технологии.

Подразумевается, что в арсенале технологий такого музея присутствует слайд – шоу, панорамные проекции, виртуальная реальность, аниматрониксы (Аниматроника — искусство создания электронных движущихся роботов, имитирующих живые существа,например, людей, животных, всяких разнообразных монстров) и много другое.

Какие же преимущества даёт использование интерактивных методов в воспитательно – образовательном процессе?

Преимуществом интерактивных методов перед обычной экскурсией, безусловно является наличие обратной связи между педагогами и воспитанниками.

Если говорить собственно об интерактивных экскурсиях и занятиях, то их отличает следующие.

1. Изначально воспитанники выступают постоянными соучастниками демонстраций различных опытов, в качестве демонстраторов опытов, и зачастую самим «объектом» демонстрации. Всё это значительно увеличивает долю слушателей, настроенных на восприятие информации.

2. При интерактивном способе подачи информации каждый ребёнок получает возможность продемонстрировать свою эрудицию и сообразительность, а это повышает привлекательность всего происходящего и включает соревновательный момент.

3. Надо отметить, что опыты, в которых воспитанники принимают участие в качестве демонстраторов и, тем более объектов демонстрации, легко и полезно превращать в соревнование. Тогда повторение является не скучной вещью, а элементом зрелищного аттракциона.

Помимо интерактивных методов существуют так называемые интерактивные экспозиции. Их отличает тот момент, что иногда необходимы активные действия посетителя в различных формах, включающих непосредственный контакт с интерактивным экспонатом или участие в каком-либо интерактивном действии.

При непосредственной работе с интерактивными экспонатами ребёнок сам становится активным действующим лицом.

При общении с экспонатом он может самостоятельно задать программу действий и тем самым реализовать свой исследовательский потенциал. Чтобы не потерять саму музейную атмосферу, её культурологический аспект экспозиций необходимо рациональное сочетание традиционных и интерактивных форм подачи материала.

Как только при проведении экскурсии педагог задаёт детям вопрос и получает на него осмысленный ответ, это и есть начало использования интерактивного метода. А интерактивным становится экспонат, который можно трогать и который по-разному откликается на различное воздействие, давая ответы на ваши вопросы, предположения и догадки.

Интерактивный детский музей предполагает создание особой ситуации, которую можно назвать «наедине с экспозицией» — наедине, но не в одиночестве. В музее создаётся особая музейно-образовательная среда, для которой ключевыми являются слова «я сам», действую, думаю, принимаю решение.

Проектируя такую среду, педагог обязан с самого начала продумать, как можно организовать взаимодействие ребёнка с воспринимаемым материалом.

Иными словами, поставить перед собой вопрос: что будет делать ребёнок в данном пространстве: в чём участвовать (отсюда термин «участвующие композиции», какие действия совершать, каким образом проявлять свою сообразительность и другие качества? Такой музей должен подойти к детям. Чтобы они загорелись желанием увидеть, услышать, попробовать, а также совершить собственные открытия и что-нибудь сделать своими руками (творческая мастерская в музеи). Интерактивный музей создаёт условия, позволяющие ему не только «хранить и показывать, но и обеспечивают активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре.

Читайте также:  Дезинфекция водопровода своими руками

Посетители «музея» (воспитанники, педагоги, родители) являются активными участниками создания музейной среды.

Они активно взаимодействуют между собой, создавая особое музейное пространство, выступают участниками процесса.

Дошкольники чувствуют свою причастность к формированию экспозиции: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты и часто становятся экскурсоводами.

Одним из направлений интерактивного музея является виртуальный музей. Создание виртуального музея дошкольной образовательной организации и использования Интернет-технологий значительно расширяют рамки традиционной музейной педагогики, способствует развитию информационной культуры и максимальному включению детей и родителей в совместную проектную деятельность.

Виртуальный музей будет представлять собой специализированный сайт с системой веб-страниц, связанных гипертекстовыми ссылками, на которых будут размещаться тематические виртуальные выставки и экскурсии, основанные на авторских текстах и качественных цифровых изображениях экспонатов.Представленные материалы могут быть из самых различных областей: от предметов искусства, с мест боевых действий, фамильные реликвии и т. д.

Создание виртуального музея будет способствовать социализации дошкольников, будет стимулировать их познавательную активность и повысит эффективность использования музейной информации в образовательном процессе.

в связи с этим мы разработали образовательный проект «Интерактивный музей как эффективная формы организации работы с детьми и родителями в ДОУ»

Проект «Интерактивный музей как форма организации работы с детьми и родителями в ДОУ»

Цель: Создание условий для развития индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка через активное вовлечение в образовательный процесс с помощью эффективного использования информационных и коммуникационных технологий.

Для реализации данной цели были поставлены Задачи:

• Разработать и внедрить модель информационно-образовательной среды (виртуального музея, способствующей развитию дошкольников.

В рамках внедрения модели информационно-образовательной среды:

• Разработать алгоритмы, методы и формы интерактивного включения родителей в воспитательно-образовательный процесс.

• Повысить информационную компетентность педагогов с целью внедрения современных технологий для развития интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер ребенка-дошкольника.

• Обогатить предметно-пространственную среду через создание электронной базы музейных экспозиций, дидактических и методических материалов по использованию виртуального музея в работе ДОУ.

1 этап – подготовительный — планирование тематики мини-музеев (сентябрь 2016г. — декабрь 2016г.)

2 этап – работа по созданию мини-музеев (январь 2017г. — март 2018г.)

3 этап – подготовка контента сайта (апрель 2018г. — сентябрь 2018г.)

4 этап – создание веб-сайта виртуального музея (октябрь 2018г. — январь 2019г.)

5 этап – итоговый (февраль 2019г. — май 2019г.)

Первый этап, подготовительный (сентябрь 2016 г. – декабрь 2016 г — планирование тематики мини-музеев.

Второй этап (январь 2017 г. – январь 2018 г.) — практический – работа по созданию мини-музеев

1. Выбор тем мини-музеев, определение мест размещений мини-музеев.

2. Планирование экспозиций.

3. Выбор дизайна оформления мини-музеев.

4. Подбор экспонатов, оформление визитных карточек и паспортов мини-музеев.

5. Разработка форм работы с экспозициями мини-музеев.

6. Разработка ознакомительной экскурсии в мини-музеи.

7. Разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.

Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае,если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива, социум.

Выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей, инициативы педагога, умеющего увлечь и заинтересовать своих воспитанников, часто музей появляется в группе как результат реализации одноименного проекта. Так родители ориентированы на создание мини-музея, касающегося конкретно их ребёнка.

Тематика созданных в нашем дошкольном учреждении мини – музеев различна и не ограничивается только познавательно-речевым направлением.

Место расположение мини-музеев определяли с учётом интерактивности и полифункциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности.

Размещение музея в групповом помещении позволяет выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования.

При активном участии педагогов, родителей и воспитанников созданы 12 мини-музеев различной тематики:

№ Название мини-музея

2. Предметы русского быта

3. Ложечка точеная, ручка золоченая

4. Открытки из прошлого

5. Военные игрушки (пехота)

6. Военная техника

7. Помним — гордимся

8. Игрушки военных лет

9. Куклы — самокрутки

10. Знаки, значки, медали

11. Стрелочки «Тик-так» (коллекция часов)

12. Музыкальные инструменты

Налажено сотрудничество с социальными партнерами города: МБУК «Дворец культуры «Электрон — Центр возрождения и развития национальных культур», МБУК «Дом культуры «Заря», МБУ дополнительного образования «Детская школа искусств», МБУК «Музей истории и культуры Среднего Прикамья»

Создан список сайтов традиционных музеев, осуществляющих виртуальные экскурсии.

Музеи России ( http://www.museum.ru/)

• Государственный Эрмитаж ( http://www.hermitagemuseum.org/)

• Галерея Марата Гельмана (современное искусство в Сети) ( http://www.guelman.ru/index.html)

• RENDER.RU (галерея 3D-художников) ( http://www.render.ru/gallery)

• Московский Кремль – виртуальный тур http://www.moscowkremlin.ru/russian/vrindex1.html/)

• Третьяковская галерея ( http://www.tretyakov.ru/russian/default.html)

• Русский музей ( http://www.rusmuseum.ru/)

• GIF.RU — Искусство России ( http://www.gif.ru/)

• Галерея «Элизиум» ( http://www.elysium.ru)

• Арт-галерея на ВФ ( http://www.art.vf.ru/)

• Виртуальный музей паровозов. http://rzd.ru/steams/index.html

• Научно-технический музей истории трактора.

• Тур по космодрому «Плесецк». http://trackmuseum.ru/ru/company/

• Портал Культурного наследия России http://culture.ru/museums/

Для организации систематичной и целенаправленной работы с родителями составлен перспективный план взаимодействия, определены основные совместные мероприятия, отражены наиболее интересные формы, методы и приёмы работы, используемые при проведении мероприятий в музее и средствами музея.

Читайте также:  Брикет станок своими руками

Экскурсия по русской избе

Интегрированное занятие «Чудесная дымка»

Музейная экспозиция семейных трофеев «Помним, городимся»

Защита проектов: «Дети войны», «Кукла — самокрутка», «Игрушки военных лет»

Мультимедийный проект «Я в Сарапуле живу»

Выставка художественного творчества «Город Сарапул – город купеческий»

Праздник «Осенняя ярмарка» (в русском народном стиле)

Третий этап (февраль 2018 г. – сентябрь 2018 г.) – подготовка контента сайта

1. Определение тематики первых экскурсий (веб-страниц) на основе существующих мини-музеев.

2. Оцифровка документальных и вещественных источников.

3. Создание электронной базы данных по музейной педагогике.

4. Разработка единой системы хранения и каталогизации всех возможных видов электронного представления музейных экспонатов.

5. Подготовка материалов для интерактивных экскурсий.

После просмотра экспозиций мини-музеев и работы с экспонатами перед педагогами возникала проблема сохранности и возможности использования экспозиций другими участниками образовательного процесса. Так же хотелось сохранить накопленный опыт воспитанников и родителей в ходе создания мини-музеев и коллекций, предоставить возможность пополнять уже имеющиеся экспозиции, не только их создателям, но и другим субъектам образования. Сейчас все экспозиции оцифровываются, к ним создаются каталожные карточки с информацией об авторах (создателях, владельцах).

В данной работе активное участие принимают родители воспитанников.

Четвертый этап (октябрь 2018 г. — январь 2019 г. – создание веб-сайта виртуального музея МДОУ

1. Выбор инструментов создания сайта и его дизайна.

2. Определение структуры сайта.

3. Моделирование системы построения виртуального макета музея.

4. Проектирование интерактивных систем представления и навигации по виртуальным мультимедийным музейным экспозициям с возможностью просмотра материалов по экспонатам.

Все коллекции и экспозиции, созданные совместно детьми и родителями не останутся в коробках в детском саду, а получат «вторую жизнь». Планируется создать условия для свободного доступа к виртуальным экспозициям и коллекциям, предоставить возможность зарегистрированным пользователям пополнять экспозиции своими экспонатами.

Пятый этап (февраль 2019 г. – май 2019 г.) – заключительный

• Формирование копилки методических разработок по использованию музейной педагогики и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

• Формирование методической копилки форм, методов и приемов активного вовлечения родителей в образовательный процесс.

• Проведение опроса и самооценка деятельности по проекту.

Ресурсное обеспечение проекта

Кадровые ресурсы: 100% педагогов имеют педагогическое образование, 63% педагоги МДОУ аттестованы на 1 квалификационную категорию, 7 % аттестовано на высшую квалификационную категорию, и 30 % — на соответствие занимаемой должности, 50 % владеют компьютером на уровне уверенного пользователя, педагоги ДОУ постоянно повышают свою квалификацию — 88% педагоговпрошел обучение на курсах повышения квалификации по теме: «Использование ИКТ в образовательном процессе».

Информационные ресурсы: МБДОУ д/с № 5 имеет свой сайт в Интернете, доступ в сеть «Интернет». В работе используются педагогические журналы и информация, размещенная на профессиональных сайтах в сети «Интернет».

Материально-технические ресурсы (имеющиеся в наличии): В МБДОУ оборудована современная, эргономичная, безопасная, развивающая среда.

Имеются персональные компьютеры 5, ноутбуки 2, принтер монохромный 2, многофункциональное устройство (сканер, принтер, копир) 2, цветной принтер 1, сканер, цифровой фотоаппарат 1, мультимедийный проектор 2, экран 2, ЖК мониторы 5.

Результатом внедрения проекта станет:

создание веб-сайта-музея МБДОУ д/с № 5;

• совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов в области использования информационно-коммуникационных технологий;

• становление готовности дошкольников ориентироваться в музейной культуре;

• активное участие родителей в образовательном процессе;

• расширение взаимодействия с социумом города;

создание обновленной предметно-пространственной среды ДОУ на основе широкого использования ИКТ-технологий.

Таким образом, Интерактивный музей призван формировать устойчивый интерес к приобретению новых знаний, воспитывать желание и готовность к самостоятельному изучению. Только музей оказывает эмоциональное, информационное воздействие и может приобщить воспитанников к материальным, культурным, духовным ценностям.

Консультация для педагогов «Организация мини-музея в группе ДОУ» ЧТО ТАКОЕ МИНИ-МУЗЕЙ? Что означает слово «музей»? Заглянем в «Энциклопедический словарь» (М. : Советская энциклопедия, 1979.). Музей- от.

Консультация для старших воспитателей «Методическое сопровождение педагогов ДОО в соответствии с ФГОС» С вступлением в силу ФЗ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование получило статус первого.

Методическое объединение педагогов-психологов ДОУ Методическое объединение педагогов-психологов создаёт возможность взаимодействия психологов в профессиональной деятельности, повышает качество.

Методическое сопровождение педагогических работников по повышению уровня педагогической компетентности Детский сад № 411 состоит из двух корпусов, первый корпус по улице Зорге, 23 после капитального ремонта открылся в 2008 году, второй корпус.

Методическое сопровождение педагогов ДОУ в транслировании опыта работы Видео В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования. Нормативно правовые документы федерального уровня.

Методическое сопровождение педагогов в проектировании персонифицированной программы повышения квалификации Персонифицированная программа является локальным документом ДОУ. С одной стороны — это система мероприятий направлены на повышение квалификации.

Методическое сопровождение по формированию профессиональной компетентности воспитателей: мастерство мотивации ребенка Методическая разработка на тему: «Методическое сопровождение по формированию профессиональной компетентности воспитателей – мастерство мотивации.

Принципы создания интерактивного кукольного спектакля как новой формы интегративного мероприятия В связи с модернизацией Российского образования, все актуальнее становится проблема перехода к инклюзивному образованию. В инклюзивном.

Проект создания мини-музея «Театр сказок» Проект создания мини-музея «Театр сказок»Актуальность Сказка — необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства,.

Фотоотчёт «Районное методическое объединение педагогов ДОУ» Тема: Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста: формирование основ православной культуры и патриотизма в условиях реализации.

Источник

Оцените статью