- Как современные художники создают бумажные шедевры при помощи ножниц и ножа
- Немного из истории
- Чудеса из бумаги Pippa Dyrlaga
- Виртуозная резьба по бумаге от от Akira Nagaya
- Бумажные кружева от Хины Аоямы
- Удивительные композиции из бумаги от художницы Канако Абе
- Все о бумагопластике
- Бумагопластика
- Обзор видов
- Аппликация
- Торцевание
- Папье-маше
- Оригами
- Киригами
- Квиллинг
- Что необходимо для работы?
- Простые поделки
Как современные художники создают бумажные шедевры при помощи ножниц и ножа
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Мир творчества необычайно интересен, и прежде всего своей оригинальностью, многогранностью и индивидуальностью. А иногда талантливые руки мастера создают просто невообразимые вещи, которые не поддаются осмыслению. И при этом оказывается, чтобы выразить себя, художнику не всегда нужны какие-то дорогостоящие материалы — кому-то достаточно листа бумаги, ножа или ножниц. Сегодня в нашей публикации современная художественная резьба по бумаге , изумляющая и приводящая в восторг зрителя не меньше, нежели резьба по дереву или камню.
Бумага — материал поистине волшебный. Он для некоторых творческих людей является исходником, незаменимым для рукоделия. И по праву также можно сказать, что это искусство одно из древних, и в каждой стане имеет свое название. К примеру, в Белоруссии — выцiнанка (читается как выцинанка), на Украине — витинанка (читается как вытынанка), в Литве – karpiniai (читается как карпиняй) в Польше — wycinanka (выцинанка), в России — вырезка, в Германии — scherenschnitte (резьба по бумаге). Каждому народу присущи свои традиционные мотивы и символы, но в основном это сюжетные и орнаментальные композиции.
Вспомните, снежинки, которые мы с самого детства так любим вырезать к новогодним праздникам — это та же резьба по бумаге, лишь в упрощенном виде.
Немного из истории
Художественная резьба по бумаге зародилась в Китае почти два тысячелетия тому назад, вместе с изобретением самой бумаги. Это было во времена правления династии Хань, и именовалась она — цзяньчжи. Изначально вырезанные из бумаги узоры применялись для декорирования ворот, окон, фонарей и загородок внутри помещений. Занимались этим искусством преимущественно женщины.
В VIII-IX веках нашей эпохи художество цзяньчжи распространилось по всей Азии, а потом перебралось и в Западную Европу, а оттуда уже и в Восточную. На Западе было распространено силуэтное вырезание. Для него характерным было черное изображение на белом фоне, отсутствие прорезных частей. В основном это были портретные профили, реже — пейзажи и бытовые сценки. В Восточной Европе этому виду творчества была присуща как силуэтная техника, так и прорезные узоры.
Современные же работы, выполненные в технике художественного вырезания из бумаги, не содержащие традиционной народной символики и симметрии, называют прорезными изображениями, бумажной графикой, ажурным (филигранным) вырезанием. Сейчас это искусство широко распространено во всем мире.
Ножницы, канцелярский нож и бумага – вот и все, что нужно мастерам, чтобы создавать фантастические работы. Фигурки птиц и животных, утонченные узоры и целые стихотворения, «написанные» курсивом, цветочные сюжеты. Порой кажется, что они плетут тончайшие кружева из нитей. Но нет. Это кропотливый труд, требующий невероятной сосредоточенности и большого опыта.
Нужно также сказать, что эта работа требует иногда колоссальных затрат времени, иногда мастер на создание своего творения тратит от нескольких дней до месяца.
Чудеса из бумаги Pippa Dyrlaga
Художница Пиппа Дюрлага (Pippa Dyrlaga) из английского городка Мирфилд, (западный Йоркшир) вырезает из бумаги невероятно сложные и хрупкие произведения искусства. Она работает в необычной манере. Вырезание различных фигурок из бумажного листа, она подняла на уровень настоящего искусства. Для нее один простой лист бумаги — это уже миллион идей и возможностей.
Каждая ее композиция вырезана из единого листа и насыщенна мельчайшими деталями, имитирующими фактуру растений, оперение птиц, чешую змей или мех животных. А начинается работа с того, что сначала девушка наносит рисунок на оборотной стороне, а затем кропотливо удаляет острым ножом все лишнее.
За десять лет практики Пиппа достигла потрясающего мастерства. Ее резьба с тщательной деталировкой стала настолько изящна, что глядя на нее, просто невозможно поверить, что это филигранное белое кружево было создано лишь с помощью острого ножа для бумаги. К слову сказать, в ранних работах Pippa Dyrlaga использовала только белую бумагу, но не так давно мастерица начала добавлять в свои творения новые цвета и формы.
Вдохновляется талантливая художница природой, животным миром, архитектурой и поп-культурой. В свое время окончила факультет искусства и дизайна в Лидском Университете (Leeds Metropolitan University), в настоящее время занимается оформительскими и печатными проектами для своего интернет-магазина.
Виртуозная резьба по бумаге от от Akira Nagaya
В Японии существует особая техника вырезания из бумаги – кирие (кirie), отсюда — киригами. В этой технике работает замечательный японский художник-самоучка Акира Нагая (Akira Nagaya), создающий невероятно воздушные произведения, будто сотканные из тончайших нитей. Также его работы многие сравнивают с графическими эскизами, нарисованными гелиевой ручкой.
Впервые Акира Нагая об этом ремесле узнал в двадцатилетнем возрасте, когда работал в японском суши-ресторане, где постигал науку резьбы по листьям бамбука, украшая затем своими произведениями блюда. Для усовершенствования профессиональных навыков Акира долгое время упражнялся дома на бумаге, вырезая тончайшие рисунки и орнаменты.
Позже Акира Нагая открыл уже собственный ресторан, где были выставлены виртуозные работы мастера. Спустя время художнику предложили показать свои работы и в местной галерее, чтобы о них узнали не только посетители ресторана. Успех был ошеломляющим и, как признается сам Акира, вот только тогда он почувствовал и понял, что занимается не просто поделками для развлечения, а настоящим искусством.
Для создания таких воздушных работ помимо художественного мастерства, требуется немало терпения, усидчивости, твердость руки и остроты зрения – ведь только одно неловкое движение и вся работа может быть безвозвратно утеряна.
На YouТube можно найти короткое видео, где художник, находясь в Джаз-клубе, вырезает на небольшом кусочке бумаги цветок. Никакого предварительного рисунка, только точно выверенные движения. Акира Нагая, словно скульптор, убирает все лишнее и рождается маленькое произведение искусства.
Оказывается, действительно, чтобы художнику выразить себя не всегда нужны какие-то дорогостоящие материалы. Взять что-то простое за основу и довести до совершенства – это так по-японски. Бумажные картины Акира Нагая поражают точной проработкой мельчайших деталей – это шедевры, достойные самых лучших художественных галерей.
Сегодня Акира Нагая — один из немногих мастеров в мире, способных создавать настолько тонкие узоры из бумаги. Не так давно в Японии прошла первая персональная выставка работ мастера, который сегодня считается лучшим резчиком по бумаге в стране восходящего Солнца.
Бумажные кружева от Хины Аоямы
Еще одна художница из Японии Хина Аоямы (Hina Aoyama), родилась в японском городе Иокогама, однако, сейчас живет и работает в Париже.
Маленькие ножнички, бумага, талант и упорный кропотливый труд – вот главные инструменты Хины Аоямы. Хрупкие произведения искусства в виде нежных бабочек или витиеватых кружев тексты писем поражают своей филигранностью.
Используя ножницы, она вырезает из бумаги тексты или рисунки, приклеивает их к ткани или стеклу, и получается такая красота. Поверить невозможно, сколько времени и нервов ей это стоит, однако, она, похоже, любит это дело.
Работы этой художницы выглядят воздушными и легкими, а также невероятно хрупкими. Это просто невероятный пример ювелирного мастерства.
По словам самой художницы, на создание одной работы может уходить от нескольких часов до целых недель кропотливой работы. Хина старается смешивать разные техники, чтобы подчеркнуть свой собственный стиль в жанре paper art. И, похоже, у нее он уже есть. Сложная комбинация вырезов по тонкой бумажной текстуре в руках Хины превращаются в самые настоящие шедевры современного искусства и делают их невероятно сложными и неповторимыми, а значит и уникальными.
Удивительные композиции из бумаги от художницы Канако Абе
Канако Абе – художница из Сан-Франциско, Калифорния, родом из Сендая, Япония. Её тонкие работы полностью вырезаны из одного листа бумаги с помощью высокоточного ножа. Разумеется, для создания такого произведения требуется большая концентрация и много часов работы.
После окончания Государственного университета Сан-Франциско со степенью бакалавра театрального искусства и нескольких лет работы дизайнером костюмов, Канако решила пойти иным путем и рассказывать истории через вырезанную из бумаги визуальную поэзию.
Для Канако создание вырезанного из бумаги искусства – это способ медитации на повседневные мысли, эмоции и взаимосвязь природы и вселенной.
Абе занимается тонким искусством вырезания из бумаги с 2012 года, с каждой работой мастерица усовершенствовала свое мастерство. Искусно вырезанные из бумаги силуэты птиц, животных, морских обитателей и ажурные листья разных пород деревьев в конечном итоге создают задуманный художницей образ.
Фотографии взяты из открытых источников интернета.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Источник
Все о бумагопластике
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Бумажный декор сейчас переживает очень даже хорошие времена: экологичный, простой, доступный, самодостаточный – он снова в моде. Из крафтовой бумаги вырезают гирлянды, из пакетов для бутербродов делают огромные снежинки, звезды и георгины. И список можно продолжать долго. А лучше не теоретизировать, а попробовать всю эту красоту в действии – смастерить бумажный декор своими руками. Поможет в этом многогранная бумагопластика.
Бумагопластика
Другое название направления – паперопластика, а означает оно искусство создания из бумаги арт-объектов. Так получаются объемные картины, открытки, портреты, панно, декорации. Есть техники, которые не представляются в чистом виде – там идет смесь, например, аппликации и вытынанки. Есть совершенно авторские истории, когда трудно дать название технике, она неочевидная. И это здорово – можно самому работать с бумагой, возможности которой если не безграничны, то велики.
Бумагопластика зародилась в Азии, если рассматривать это направление как чистый вид творчества. Япония, Южная Корея, Китай – вот регионы возникновения направления. Но оно уже охватило и западный мир, что сказалось даже на виде современных интерьеров.
Иногда бумагопластику сравнивают со скульптурой, что и понятно: и там, и там материал формирует какой-то изящный образ. Процесс развивается постепенно, детали изготавливаются отдельно друг друга, а потом скрепляются в одно целое.
Где сегодня используют изделия, созданные в бумагопластике, узнаем дальше.
- Декор дома. Стоит сделать несколько журавликов оригами, подвесить их на ниточки, а те закрепить на красивой толстой ветке, как в комнате появится эксклюзивный подвес. Сейчас такой экодекор очень актуален.
- Арт-объект. Из бумаги делают такие вещи, которым надо быть в музее: они отображают мастерство человека, уникальность задумки и воплощения.
- Декорации. Для спектаклей (пусть зачастую и любительских), кукольного театра бумагопластика может стать находкой.
К тому же это отличный творческий опыт. Работая с бумагой, можно развить свои художественные навыки, попрактиковаться в мелких манипуляциях, в действиях с деликатным материалом. Зачастую используется бумага, которая должна отправиться в макулатуру (остатки, упаковка), и актуальность такого повторного использования очевидна.
Словом, история бумагопластики пишется прямо сейчас, и это происходит в том числе из-за доступности материала и, конечно, возможностей интернета, идеи огромных ресурсов которого достойны повторения.
Обзор видов
Следует остановиться на некоторых видах бумагопластики подробнее, потому что они наиболее востребованы и доступны.
Аппликация
Кажется, с ней все знакомы с садовских времен и знают особенности и специфику этого творчества. Но сегодня аппликация куда сложнее и интереснее тех поделок, которые каждый делал в детстве. Например, очень популярна объемная аппликация, где изображение предстает в нескольких слоях. Есть задний план и передний – и еще несколько между ними. Самый простой способ сделать такое изображение – использовать двухсторонний скотч.
Есть аппликация, создаваемая методом коллажа, когда совершенно из разных фрагментов бумажного информационного носителя (от журнала до упаковки от чая) составляется единое изображение.
Скрапбукинг и вовсе сделал аппликацию чем-то еще более изящным, тонким, особенно ценным. Это не значит, что данная техника под силу мастерам и тем, кто готов к филигранной работе. Из листов в клеточку, линейки и красивой концепции тоже может получиться трогательная, создающая нужные эмоции работа. Аппликация – это не просто искусство складывания изображения из правильно подобранных бумажных фрагментов, это идея, которая подается таким путем.
Торцевание
Это тоже очень интересный вид бумажного рукоделия. Изображения и предметы создаются с помощью объемных бумажных элементов. Контурное торцевание, например, отличается обрамлением контура рисунка бумажными скрутками. А при торцевании по плоскости торцовки (так называются элементы техники) размещают вертикально, плотно укладывают друг к другу. При объемном торцевании выходит еще интереснее: торцовки скручивают с разным уровнем плотности, крепят к поверхности под разными углами наклона, получаются очень красивые сюжетные композиции.
Сама торцовка – это объемный элемент, сжатый в виде конуса или воронки. Торцовку можно сравнить с кистевым мазком: из множества мазков получается живописная картина, из множества торцовок – работа в этой уникальной технике. Конечно, это занятие подойдет терпеливым и очень целеустремленным.
Папье-маше
Папье-маше также не нова как техника, она была популярна и в Советском союзе, а сегодня творцы очень интересно ее переосмысливают. Кстати, переводится это французское слово как «жеваная бумага». И бумажная масса действительно становится главным «ингредиентом» будущей поделки, хоть и не единственным. Бумага, создающая объемную фигуру, должна быть мокрой: так она становится пластичной, податливой. И только высушенное изделие готово для росписи, преображения.
Как – в двух словах – работать в этой технике: сначала газеты, тонкую писчую бумагу или салфетки (можно даже тетрадные листы брать) рвут на мелкие кусочки. Кусочков должно получиться много. Затем потребуется форма, с которой предстоит сделать слепок. В школьные годы наверняка многие брали обычную стеклянную баночку, которая потом превращалась в вазу. Сейчас в качестве формы используют и специальные детали, созданные именно для папье-маше, и подручные предметы, и даже воздушные шарики. А потом с помощью ПВА кусочками бумаги в несколько слоев облепляют форму.
Самое интересное начинается, когда эти слои хорошенечко просохнут, конструкция приобретет твердость, и ее можно будет разрезать для изъятия формы. А потом покрыть еще слоем, дать просушиться и расписать. Так делают декоративные маски, игрушки, всевозможных животных, сувениры, вазы и тарелки.
Оригами
Японское искусство складывания фигурок из бумаги полюбили практически во всем мире: изящное, лаконичное, очень интересное творчество способно увлечь людей разных возрастов. Сначала оригами использовали исключительно в религиозных обрядах, теперь оно украшает дома, салоны, творческие пространства и не только. В основе творчества – квадрат обычной бумаги, а вместе с ним ловкость рук и никакого мошенничества.
С помощью этой техники можно сделать маленького котика (в пяток шагов) или сложного оленя либо медведя (над таким и час провозиться мало). Существует множество приемов, которыми можно овладеть, углубившись в азиатское искусство. И оно, даже в самых простых своих вариациях, очень органично смотрится в интерьере: например, несколько бумажных корабликов на подоконнике радуют глаз, создают весеннее настроение, дарят какую-то труднообъяснимую легкость.
Киригами
Киригами – это целая архитектура, и такой перевод слова как «разрезанная бумага» и близко не передает всей сложности и изящества направления. Оно сравнительно молодо: ему примерно 40 лет. Сначала мастер выбирает шаблон, затем вырезает детали, а чтобы фрагмент стал объемным, лист нужно будет развернуть.
Звучит просто, а вот делать это куда сложнее: техника требует усидчивости и умения совершать ловкие, но очень аккуратные действия.
Киригами нередко встречается в раскладках детских книжек. И когда ребенок листает такое издание, герои произведения буквально встают перед ним, что создает особую динамику повествования. С киригами нужно обращаться деликатно: и в сложенном виде, и в развернутом. И это того стоит – есть в нем особенная магия, когда из плоской бумаги получается объемное сюжетное изображение. Не зря людей, занимающихся этим творчеством, называют не только бумажными архитекторами, но и бумажными фокусниками.
Квиллинг
Это искусство появилось более пяти веков назад, но русскоязычные люди знают его пару-тройку десятков лет. Долгое время им увлекались только европейцы. Переводится термин как «птичье перо». Собственно, иногда именно квиллинг и называют бумагопластикой, хотя последний термин более содержательный и не исчерпывается только искусством складывания фигур из полосок.
С помощью равных полос действительно можно создавать простые фигуры: кубы, круги, ромбы. Можно также делать из них цветы, различные элементы, составляющие сложные сюжетные картины. Например, в технике квиллинг можно сделать елочную игрушку – и не просто обычную снежинку, а Снежную Королеву. Можно изготовить панно на тему сказочного леса, подводного мира, космоса и т. д. Необязательно наклеивать фигурки из полос на поверхность – это только одна из вариаций использования техники.
Что необходимо для работы?
Первоначально – сама бумага. Начинают с офисных листов, обычной цветной бумаги, акварельных листов. Потом – методом творческого поиска – пробуют различные варианты: упаковочная бумага, дизайнерская, мелованная, бархатная, переработанное сырье и т. д. Используют странички старых книг, школьные тетрадки, салфетки и многое другое.
Что еще может пригодиться в работе:
- ножницы – а лучше несколько видов ножниц: большие – для разрезания, маленькие – для работы в сложных местах;
- линейка – нужна не только для проведения ровных линий, но и для оптимизации сгибов;
- карандаш и ластик – для разметки;
- клей – самым ходовым является ПВА, но и клей-карандаш используется, и горячий клей;
- средства рисования – порой работу нужно сделать законченной, например, подрисовать бумажной птичке глазки.
Тем, кто любит работать с бумагой, имеет смысл научиться ее сортировать: по папкам, коробкам, а может, по файлам или органайзерам. Иногда даже самый маленький кусочек красивой текстурной этикетки может пригодиться.
Простые поделки
Чтобы не пугать тех новичков, которые и представить себе не могут, как «укротить» хрупкую бумагу, можно предложить им простой мастер-класс. Поделка по нему получается всегда.
А точнее, получаются, потому что это цветы.
- Подготовка материалов. Потребуются любые ненужные журналы, тейп-лента ил ее аналог, острые ножницы, шпажки для барбекю, ПВА или термоклей.
- Журналы разбираются на страницы, надо выбрать только самые яркие и красочные. Каждая страничка складывается вчетверо вдоль длины, а потом нарезается бахромой по краю сгиба. До края нужно недорезать буквально сантиметр.
- Пора делать сами бутоны: получившаяся лента с бахромой оборачивается по верху шпажки, фиксируется клеем либо клейкой лентой. Так можно получить хризантемы или астры.
- Лентой с бахромой делают несколько витков вокруг шпажки: так бутон будет более пышным. Когда витков много, свободный край бахромы можно подклеить.
- Шпажку надо обмотать зеленой лентой, а из тех же журналов произвольно можно вырезать лепестки растений.
Пушистые цветы готовы! 3, 5 или больше «пушистиков» могут стать полноценным интерьерным украшением – нужно только подобрать вазочку «под стать» им.
Японская бумажная кукла из бумаги – мастер-класс представлен ниже.
- Такую поделку интересно делать и детям, и взрослым. Ее вполне осилят ребята из начальной школы. Подготовить нужно: макетный коврик (желательно), любая красивая бумага или салфетки, черная и белая бумага, ножницы, фломастеры для прорисовки черт лица.
- Раскрой деталей лучше всего виден на макетном коврике. Две белые круглые заготовки (голова) соединяются с полоской (шея), полоска изначально сложена вдвое. Также вместо шеи можно использовать палочку от мороженого, но и с бумагой получается хорошо.
- Обе заготовки под кимоно складываются друг на друга, короткая сторона подгибается для создания воротничка. Голову можно прихватить клеем. Далее заготовку нужно «пеленать»: сначала заворачивать влево, потом – вправо. Затем подогнуть треть кимоно слева и точно так же поступить с правой стороной. Уголочек внизу можно элегантно отвернуть.
- Рукава делаются из полосы салфетки, сложенной втрое. Потом заготовку нужно перегнуть, приклеить сзади.
- Для волос обычно используют черную гофрированную бумагу, но и обычная цветная тоже подходит. Один кружок формирует убранные назад волосы, второй полукруг – челку. Ее нужно порезать бахромой.
Чтобы куколку подвесить, можно сделать отверстие вверху, протянуть туда нитку.
По такой же схеме делаются и другие красавицы-японки. Акцентной частью бумажной поделки становится кимоно. Чем оно ярче, тем лучше: на нем могут быть изображены прекрасные птицы, пестрые бабочки, стилизованные рыбы, орнамент – что угодно.
Любые шаблоны и схемы можно авторски модернизировать. Бумагопластика всегда открыта для творческих находок!
Пример бумагопластики из бумаги в видео.
Источник