Исследовательская работа кукла своими руками

Содержание
  1. Исследовательская деятельность «Куклы из бабушкиного сундучка»
  2. Научно-исследовательская работа по технологии «По мотивам народной куклы. Традиции и современность»
  3. Скачать:
  4. Предварительный просмотр:
  5. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других ученых – археологов, искусствоведов, — это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. По- японски кукла – «нинте», что так и переводится – «образ человека».
  6. Многие учёные считают, что игрушки появились сразу, как только человек научился обрабатывать различные природные материалы.
  7. Но кукла, как детская игрушка, появилась у славян примерно тысячу лет назад. А в других, более ранних цивилизациях — гораздо раньше. Много детских игрушек учёные нашли в Италии, раскапывая город Помпеи, засыпный пеплом после извержения вулкана Везувий в 79 году. Немецкий археолог Шлиман, отыскавший легендарную Трою, раскопал вместе с ней и древние игрушки – куколок из глины. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 300 лет до нашей эры.
  8. Самая же древняя кукла найдена в египетской гробнице. Сделанная из деревянных дощечек, с «волосами» из глиняных бус, она 4 тысячи лет тому назад сопровождала в последний путь своего маленького хозяина – фараона. У таких кукол не было ног, так как египтяне опасались, что они могут сбежать от неподвижного хозяина.
  9. 2.2. Классификация народной куклы
  10. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.
  11. У многих древних народов был ужасный обычай: чтобы умилостивить своих богов, они приносили им в жертву людей. Долгие годы они приносили женщин в жертву Великой матери природы. Но однажды кому–то пришло в голову предложить богам вместо живой женщины куклу. Взяли березовое полено, обрядили в цветастый платочек, сарафан – чем не девушка с беленьким личиком! Так кукла спасла человека.

Исследовательская деятельность «Куклы из бабушкиного сундучка»

Екатерина Никифорова
Исследовательская деятельность «Куклы из бабушкиного сундучка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Усогорский детский сад «Аленка»

Никифорова Екатерина Николаевна

Исследовательская деятельность в детском саду

«Куклы из бабушкиного сундучка»

пгт. Усогорск 2013 г.

Глава 1. Введение

Глава 2. Анкетирование респондентов

Глава 3. Виды кукол

Глава 4. Заключение.

• Обращение к участникам конференции

Глава 5. Библиографический список.

Введение

1. Педагогу, работающему с детьми всегда важно найти пути открытия сердца ребенка. Крайне важно научить ребенка уважать свои корни, то место, где он родился, вырос, где живет он, и где жили его предки.

В семье, да и детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. Любой человек, независимо от возраста и профессии, городской он или деревенский, помнит игрушки своего детства. Это первые жизненные и культурные ориентиры.

Однажды в нашей группе появилась необычная кукла, она стояла на самом видном месте. Не передать радости и восторга детей от встречи с этой игрушкой. Посыпались тысячи вопросов: Кто она? Как ее сделали? Кто сделал? Почему так называется? И множество других вопросов. Я предложила ребятам найти как можно больше информации о кукле, к этой работе с удовольствием подключились родители воспитанников, так началась наша посильная исследовательская деятельность.

Целью нашей исследовательской работы явилось приобщение детей к истокам народной культуры в процессе ознакомления их с историей возникновения народной куклы

Задачи, реализующие цель:

— Изучить и проанализировать информацию о народных куклах.

— Провести анкетирование среди респондентов

— Изучить и обработать полученную информацию

— Раскрыть роль народной куклы в жизни детей.

— Научить детей изготовлять народную куклу.

— Научить детей игровым действиям с народными куклами

2. С целью анализа заинтересованности родителей воспитанников в исследовательской деятельности, сбора информации о применение кукол в играх разных поколений, было проведено анкетирование.

1. Назовите первую куклу в Вашей жизни (резиновая, пластмассовая, тряпичная)

2. Опишите куклы, изготовленные Вашими руками.

3. В какие куклы играют Ваши дети?

4. Какие куклы Вы предпочитаете дарить детям своих знакомых (внукам)

Анкетирование показало, что женщины старшего поколения (50- 75 лет) играли в тряпичные куклы, изготовленные своими руками, руками мам и бабушек. А женщины моложе 50 лет – в фабричные: резиновые, пластмассовые. Не смотря на то, что прошло достаточно много лет, ощущения от игры в народные, самодельные куклы оказались более яркими и радостными. В поисках информации о народной кукле были задействованы педагоги и дети, родители воспитанников, к этой деятельности были подключены МОУДОД «Дом творчества», поселковая и районная библиотеки, педагог дополнительного образования Чупрова Дина Ивановна, интернет ресурсы. Анализ собранного материала показал: кукла- это тот образ, или предмет который хотя очень близок и знаком ребенку и взрослому, но таит в себе множество загадок и тайн, неся во всем определенный и важный смысл. Она занимает особое место в воспитании ребенка. Эта та игрушка, которая больше всего отвечает потребностям его познавательной деятельности. Благодаря кукле ребенок проходит школу первичной социализации. Кукла знакомит детей с историей края, народной одеждой, рукоделием. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и в жизнь наших детей самодельную куклу.

3. В процессе исследовательской деятельности, установили, что по своему назначению куклы делятся на три группы:

Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Существуют различные виды кукол: обрядовые, обереги, зольные и многие другие. Делали таких кукол из различных материалов: бересты, золы, лоскутков ткани. Куклы сопровождали человека от рождения до смерти. Они играли огромную роль, их использовали, как обереги для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную погоду, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. С ними встречали гостей, дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал», гласит народная мудрость. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.

Покупая малышу игрушку, родители хотят, чтобы она и развлекала, и развивала его. А наши предки старались наделить некоторые из игрушек еще и магической силой, защищающей ребенка от злых духов. У поморов на Севере даже самые простые куклы исполняли роль оберегов. Вырубалась такая кукла из щепки всего несколькими движениями топора. Столбик, не больше ладони, условно изображающий человеческую фигуру, иногда с едва различными чертами лица. А вот Удорская легенда гласит об обратном: «Вдоль деревни Муфтюга бежит Тятюка ель (ручей кукол). Раньше там жил загадочный народ – чудь. Муфтюжскиедети, играя вдоль ручья, часто находили там бронзовые куклы, изготовленные язычниками. Когда дети приносили домой эти найденные куклы, то родители запрещали играть в них, приговаривая: «Если в руки возьмете эту куклу, то можете ослепнуть»

Читайте также:  Как правильно шумоизолировать автомобиль своими руками

Многие родители воспитанников вместе со своими детьми приняли активное участие в сборе информации о народной кукле.

Костадинова Алена Геннадьевна нашла информацию о кукле Берегиня дома.

Эта кукла способствовала хорошему урожаю. Крестьянская семья зависела от того, какой вырастет урожай хлеба, овощей. Кукла находилась в укромном уголке дома, и во время праздников принимала подношения.

Очень интересна кукла- оберег Кубышка-травница, о которой нам рассказала Логинова Наталья Васильевна. Этой кукле вверяли здоровье семьи. Наполняли ее травами и дом, наполнялся чудесными ароматами, которые действовали успокаивающе или наоборот бодряще. Ставили ее в детской комнате, с такой куколкой дети меньше болели.

Мосеева Ольга Владимировна, которая родилась и выросла в селе Пысса Удорского района, расспросив пожилых жителей, узнала, что кукол делали из обработанной конопли, голову и ноги из сухих опилок. Кофту и сарафан выкраивали по фигуре куклы.

У многих народов мира встречаются деревянные божки, изображающие предков, живущих в том мире и призванных помочь живущим в этом.

Куклу- оберег у народа коми делали из бересты и ткани. Бересту скатывали в трубочку, внутренним слоем наружу, внутрь вставляли лист бумаги с молитвой матери. Одежду для такой куклы шили из лоскутков одежды старого человека и обязательно доброго. Одевали куклу в кофту с длинными рукавами, двухъярусную юбку и фартук, который отделывали тесьмой.

Исследовательская работа настолько заинтересовала нас, что,даже находясь в отпуске, мы выискивали нужную информацию.

Вот что нам рассказала старейшая жительница Архангельской области Пинежского района Исакова Нина Андреевна: «На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали веревкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. Для нее делали кроватку из дощечки, укладывали спать, пели песенки, кормили». Там же была распространена кукла- ложка. Делали ее из кусочков ткани и красных ниток. Цвет связывали с кровью – рудой, как называли ее в народе с родом, к которому принадлежит человек. Возможно, кукла на ложке символизирует то, что родившийся человек имеет свой надел, свою долю в семье.

Наиболее ранней среди традиционных игровых кукол России была кукла «Полено». Представляла собой она деревянное поленце, наряженное в женскую одежду.

На основе анализа собранной информации был разработан проект работы с детьми по народной кукле «Народная кукла в играх современных детей». Итоговым мероприятием работы по проекту и исследовательской деятельности в целом, стало участие воспитанников подготовительной группы в учрежденческом конкурсе «Я юный исследователь», проходившим в МОУ ДОД «Дом детского творчества» п. г. т. Усогорск.

4. Завершен один из этапов исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста по народной кукле. В процессе работы собран материал о русской и коми народных куклах, оформлен мини музей «Куклы из бабушкиного сундука». Анкетирование родителей воспитанников и беседы с детьми показали, что исследовательская деятельность заинтересовала всех участников, и им хотелось бы продолжить работу в данном направлении, провести исследования о создании народных кукол разных национальностей, проживающих на территории Удорского района.

В заключение работы хотелось бы обратиться, ко всем кто неравнодушен к воспитанию маленьких любопытных представителей нашего общества, наших детей:

— Дарите детям радость познания, частичку родного края, любовь и гордость за свою родину, свой народ через игры с народными куклами

1. Источники 1.1. Информатор Чупрова Дина Ивановна, 1949 г. р.

1.1. Исакова Нина Андреевна, 1930 г. р.

1.2. Мосеева Ольга Владимировна, 1982 г. р.

1.3. Логинова Наталья Васильевна, 1977 г. р.

1.4. Костадинова Елена Геннадьевна, 1977 г. р

2.1. Елена Берстнева, Наталья Догаева «Кукольный сундучок»,издательство «ООО Белый город», Москва.

2.2. Дайн Г. Д. «Русская народная игрушка»-М. : Легкая и пищевая промышленность, 1981.-192с. ,ил.

2.3. Цыгвинская О. А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. –СП б. : ООО «Издательство «Детство – пресс», 2013.- 80с. ,цв. Ил.

Развивающая среда в группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Гнездниковский детский сад «Колосок» Солигалчского муниципального района Костромской.

«Волшебница-ёлочка» (аппликация) Волшебница — ёлочка Выполнила: Рольгейзер Анастасия 5 лет Техника: Аппликации из кусочков рваной бумаги + рисование цветными карандашами.

Источник

Научно-исследовательская работа по технологии «По мотивам народной куклы. Традиции и современность»

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Скачать:

Вложение Размер
научно-исследовательская работа по технологии «По мотивам народной куклы. Традиции и современность» 658.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«По мотивам народной куклы. Традиции и современность»

Автор работы: Санышева Екатерина, ученица 7а класса

Руководитель: Козлова Е.И.,

История развития куклы

Классификация народной куклы

Куклы в XX веке

Куклы моей бабушки и мамы

Как выбрать куклу?

Куклы в Нижнем Новгороде

Сравнение традиционной народной игрушки с игрушкой массового производства

Интересны ли куклы современным детям?

Список информационных источников

Приложение 1. Куклы-обереги

Приложение 2. Обрядовые куклы

Приложение 3. Игровые куклы

Приложение 4. Куклы в XX веке

С куклами водиться – бытию учиться.

В куклы играть – счастье познать.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы.
Ещё в середине XX века почти в каждой семье – в деревне и в городе – дети играли тряпичными куклами. И только с 1960-х годов, когда промышленные предприятия стали выпускать миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако, она не исчезла совсем, отложившись в народной памяти.
Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны, народа, отражая их движение и развитие.

В школьном кружке «Хозяюшка» мы делали много разных народных кукол и мне очень понравилось этим заниматься. Уже сама, подробнее я выяснила какие разновидности кукол бывают, какое у них назначение. Но делая кукол, мне не хотелось вкладывать в них обрядовый смысл, т.к. куклы просто мне интересны и техника их исполнения.

Актуальность : Интерес к народным ремёслам в современном мире всё возрастает. Появляется масса мастер классов, видеоуроков по изготовлению различных кукол, в том числе и народных кукол-мотанок. А происходит это потому, что когда-то здесь образовалась брешь, пустота. И теперь возникла большая необходимость её заполнить. Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Мне стало интересно может ли народная кукла быть интересной в наше время моим сверстникам и не только. Именно на этот вопрос мне предстоит ответить.

Проблема : нужно ли мне, современному ребенку в век информационных технологий, заниматься куклами?.

Объект исследования : кукла

Предмет исследования : взаимосвязь куклы и человека

— социологический опрос: анкетирование и интервью;

— сравнение и сопоставление;

— сбор и обработка полученных результатов.

Цель : проследить развитие куклы и ее взаимодействие с человеком с

далекого прошлого и до наших дней.

Гипотеза исследования : возможно современным детям для развития нужны не только информационные игры, но и народные куклы, на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

1. Изучить историю возникновения куклы.

2.Составить типологию кукол по признакам.

3 Определить значимость куклы в жизни людей.

4. Сравнить традиционную народную куклу с игрушками массового

5 . Исследовать роль кукол в наши дни в семьях одноклассников, детском

II. Основная часть

2.1. История развития куклы

Кукла одна из интереснейших страниц истории культуры.

«Без нее, без куклы, мир бы рассыпался, развалился,

и дети перестали бы походить на родителей,

и народ бы рассеялся пылью по лицу земли”.

А.Синявский «Голос из Хора”

В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других ученых – археологов, искусствоведов, — это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. По- японски кукла – «нинте», что так и переводится – «образ человека».

Многие учёные считают, что игрушки появились сразу, как только человек научился обрабатывать различные природные материалы.

Но кукла, как детская игрушка, появилась у славян примерно тысячу лет назад. А в других, более ранних цивилизациях — гораздо раньше. Много детских игрушек учёные нашли в Италии, раскапывая город Помпеи, засыпный пеплом после извержения вулкана Везувий в 79 году. Немецкий археолог Шлиман, отыскавший легендарную Трою, раскопал вместе с ней и древние игрушки – куколок из глины. В Британском музее хранится тряпичная кукла, которая принадлежала маленькому римлянину, жившему за 300 лет до нашей эры.

Самая же древняя кукла найдена в египетской гробнице. Сделанная из деревянных дощечек, с «волосами» из глиняных бус, она 4 тысячи лет тому назад сопровождала в последний путь своего маленького хозяина – фараона. У таких кукол не было ног, так как египтяне опасались, что они могут сбежать от неподвижного хозяина.

История России также не представляется без этих маленьких чудесных созданий. Самые первые делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «БАБА» – женское божество. В каждой русской семье умели делать не менее 30 разновидностей кукол. Были куклы для мужчин, для женщин, для детей. Названия кукол были очень простыми и даже наивными – что люди видели, делали – так и называли кукол.

2.2. Классификация народной куклы

  1. Народные куклы делились на 3 группы: куклы-обереги, игровые куклы и обрядовые куклы.
  1. 2.2.1. Русские куклы-обереги
  2. ( приложение 1)

У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил.

Эти куклы были человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц (чтобы жизнь человека не была «колотая» и «резаная»). Ткань старались при изготовлении кукол не резать, а рвать (иногда кукол так и называли — «рванки»).

Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла «обогрела» её для будущего малыша. Тряпичную куклу- берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу.

Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку «Кубышку-Травницу». Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка, ставили около кровати больному. Кубышка-Травница следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом

Куклы «День и Ночь»

Эти куклы – обереги жилища. Куколки оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью — темную. Куколка «День» — молодая, живая, подвижная, работящая и веселая. Она — хозяйка дня, и следит, чтобы в будни дни люди работали, трудились, в праздники веселились, пели, плясали, играли, чтобы днем светило солнышко.

Кукла «Крупеничка» ( «Зернушка», «Горошинка»)

Эта кукла — это оберег на сытость и достаток в семье (на хозяйственность). Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Это главная кукла в семье. Первые горсти при посеве зерна брали из мешочка, сшитого в образе этой куколки. Зерно в ней символизировало сбереженные силы Кормилицы Земли.

Эти обережные куклы от нечести в доме, которая является причиной болезней и разлада в доме. Зимних лихорадок 12, каждая имеет свое имя и связана с определенной болезнью (злым духом).

Делали их из щепок, обмотанных лоскутками, и обязательно из сношенной одежды. Куколок ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится вместо кого-то из домочадцев. Поэтому, поработавших свой срок куколок сжигали по весне.

Кувадки – обереги младенцев от злых духов. Несколько веков назад эти куклы использовались в обряде «кувады». Магия обряда связывалась с родами, которые проходили в бане.

Эта кукла – оберег семьи и брака. На первый взгляд это мужская и женская куклы, которые кажутся просто парочкой, взявшейся за руки. Но, если приглядеться, то видно, что рука у них одна и сделана из цельной тряпочки или палочки, а, следовательно, их нельзя разъединить. Такую куклу дарили молодоженам на свадьбе, закрепленную на полотенце.

Эта интересная шестирукая кукла – помощница по хозяйству, хранительница порядка. Помогает женщине справляться со множеством дел, распределять свои силы, чтобы в доме были чистота, порядок, уют и лад. Ее изготавливали из соломы, льна, тканей.

Каждая кукла имела свое предназначение.

Куклы-обереги изготавливались для защиты, на все случаи жизни.

Куклы изготавливали из разнообразного материала: золы, льна, дерева, щепок, соломы, сухих трав, зерна и др. При изготовлении кукол старались не пользоваться острыми предметами (ножницами, ножами, иглами).

2.2.2. Обрядовые куклы

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось раньше, что если в доме есть сделанная своими руками кукла “Плодородие”, то будет достаток и хороший урожай.

Обрядовая кукла “Покосница ” изображала женщину во время сенокоса.

Кукла “Купавка ”- это обрядовая кукла одного дня, бытовавшая в Рязанской,

Тульской, Владимирской и Калужской губерниях. “Купавка” олицетворяла собой начало купаний.

Обрядовую куклу “Масленица ” делали из соломы или лыка, но обязательно

использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком.

Обряд “похороны кукушки”

Много обрядов на Руси проходили с помощью специально сделанных кукол. Например: древний обряд “похороны кукушки”. Это посвящение 12 – летних девочек в девушки и их вступление в мир взрослой жизни. Проводили этот обряд перед Троицей.

После обмена куклами девочки наряжали в тряпочки и лоскутки, специально

сделанную для этого случая, соломенную куклу. Изготавливали её из высушенной травы “кукушкины слёзки”. Потом девочки хоронили её, не обязательно закапывали, а в смысле – прятали, избавлялись от неё. Тем самым, они избавлялись от тех качеств, которые присуще кукушке. Она, как известно, подбрасывает яйца в гнёзда других птиц, и не заботится о дальнейшей судьбе своего потомства. После проведённого обряда девочка считается девушкой. Таким образом, этот обряд демонстрирует отказ от “кукушества”, провозглашение материнства. Девочки прощаются со своим детством, принимая на себя обязательства “не быть кукушкой”.

У многих древних народов был ужасный обычай: чтобы умилостивить своих богов, они приносили им в жертву людей. Долгие годы они приносили женщин в жертву Великой матери природы. Но однажды кому–то пришло в голову предложить богам вместо живой женщины куклу. Взяли березовое полено, обрядили в цветастый платочек, сарафан – чем не девушка с беленьким личиком! Так кукла спасла человека.

Десятиручка — кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось.

Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли

Кукла «Купавка» . На праздник Ивана Купалы делали на крестообразной основе куклу Купавку, наряжали в женские одежды (рубаху, сарафан, пояс). На руки Купавки вешали ленточки — заветные девичьи желания, потом их отправляли плыть по реке. Ленточки, плывущие по реке, забирали с собой несчастья и невзгоды.

2.2.3. Игровые куклы

Как птицы из всего строят гнезда,

Так дети из всего мастерят себе куклу.

Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик – голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу.

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла “полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Наиболее простой свёрнутой куклой считается кукла “Барыня”.

Её изготавливали для детей младшего возраста. Сначала делали туловище, покрывали белой тканью и перевязывали в трёх местах, затем брали длинный лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову.

Была распространена игровая тряпичная кукла “Малышок – голышек ”.

Отличительной особенностью техники её изготовления было то, что ткань внизу не оставляли единым “подолом”, а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Куклу обязательно подпоясывали. “Малышок”, как уже ясно из названия, был голенький, без одежды, но пояс являлся не только обязательным атрибутом русского традиционного костюма, но и очень сильным оберегом

Кукла “на выхвалку ” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что – то и для своего приданого. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом.

2.3 Куклы в XX веке

В начале 20-х годов ХХ в. и для людей, и для кукол наступили трудные времена. Из-за войн и революции хозяйство страны было сильно разорено, промышленность пришла в упадок. Производство игрушек, в том числе и кукол, на какое-то время совсем прекратилось. В это время не делают роскошных дорогих кукол с фарфоровыми головами и в богатых платьях. И материалы, и куклы стали проще. Несмотря на всю свою простоту, куклы отнюдь не были хуже, чем раньше. Они не утратили свою очаровательность, пусть даже и были сделаны «из тряпок и набиты ватой, а одежда сшита из отходов дешёвой ткани». Нарисованные личики этих кукол, а также модные платья, украшенные цветами – розетками из марли, напоминали их счастливым владельцам красивых героинь немого кино.

Великая Отечественная Война отбросила производство игрушек назад. После 1930 года началась работа по созданию новой «советской» игрушки, которая бы отражала эпоху и нового человека – строителя социализма.

Куклы – мальчики и куклы – девочки одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и профессиональными атрибутами. Они представляют нахимовца, суворовца, лётчика, пограничника, врача, шахтёра, рабочего.

В 50-е годы возобновляется производство популярных перед войной целлулоидных пупсов и уточек для малышей. Куколки, сделанные из резины, точно копировали детей этого времени – их причёски, платья и короткие штанишки на лямках, башмаки, пальто и т. д.

Что касается 60-х годов, то игрушки старались производить как можно больше. Их изготавливали огромными партиями и при этом не задумывались об их разнообразии.

Затем наступило время, которое называется перестройкой. В это время в магазины хлынули «игрушки – иноземки» — новые, яркие, необычные. Самой необычной была кукла по имени Барби с точёной фигурой и «настоящими волосами», которая потеснила пухлую куклу Любочку.

Источник

Читайте также:  Как сделать красиво песочницу своими руками
Оцените статью