Делаем силиконовую форму для мелкого рельефа
Сегодня мы сделаем силиконовую форму своими руками из силикона для форм Эластолюкс. Мы выбрали этот вид силиконового компаунда для форм, так как он эластичен, средней жесткости, очень прочен. Его жесткость удобна для запрессовки различных полимерных масс. В такую форму можно заливать жидкий пластик, гипс, воск. Этот силикон является специализированным силиконом для форм и очень удобен для работы с рельефом, где плоская одна часть.
Этот мастер-класс будет интересен как начинающим, так и мастерам, которые хотят усложнять свое творчество и делать формы для более сложного рельефа.
Также в этом мастер-классе будет видно, как просто использовать для формы подобного плана именно специализированные компаунды для форм.
На фото показан уже конечный результат, рамка из полимерной глины, декорированная акриловыми красками, фото залито эпоксидной смолой.
Мы покажем способ поэтапной заливки силикона с нанесением первых слоев кистью, особенности смешивания и нанесения. Делая заливку аким образом, вы получите в домашних условиях хороший рельеф вашего молда для последующего тиражирования вещей мелких и сложных.
Материалы для работы
1. Восковой или специальный скульптурный пластилин.
2. Силикон для форм ( в данном случае использовался Эластолюкс).
3. Электронные весы.
4. Пластиковые стаканчики, ножницы, макетный нож.
5. Плоские кисти, палочки для смешивания.
1. Используем силикон Эластолюкс. Его жидкая удобная консистенция и оптимальная твердость позволит нам впоследствии получить форму, оптимальную по своим свойствам для полимерной глины, пластики, жидких пластиков, самозатвредевающих масс, удобную для запрессовки или заливки.
Для молда нам нужен силикон, плоские кисти, деревянные палочки, одноразовые стаканчики, весы (основа и катализатор смешиваются по весу), ножницы и пластилин (специальный скульптурный, такой, как ДеЛюкс, либо на восковой основе, нейтральный к силикону). Примечание: для силиконов нельзя использовать обычные пластилины (зачастую они содержат соединения серы или олова, которые мешают силикону отвердиться и вступают с ним в реакцию). Используйте только специальные модельные пластилины либо пластилины на основе воска (например, скульптурный ДеЛюкс или восковой пластилин)
Нельзя использовать сырую полимерную глину для контакта с силиконом, активные соединения в ней также могут помешать силикону полимеризоваться.
2. Берем нашу мастер-модель. У нас это рамочка из смолы, с достаточно сложным и невысоким рельефом. Раскатываем тонкий слой пластилина и вдавливаем в него рамочку. Важно, чтобы дно мастер-модели плотно прилегало к дну опалубки, чтобы верх формы впоследствии был красивым и было меньше работы по обрезке. Лишний пластилин аккуратно убираем тонким ножом.
Если мы не прикрепим плотно мастер-модель, она просто всплывет в силиконе.
3. Подберите подходящую по размеру опалубку. Мы взяли одноразовый стакан (можно взять картон, полиэтилен). Отрезаем верх. Ставим его на мастер-модель. Дно очень тщательным образом облепливаем восковым или скульптурным пластилином (чтобы не было подтеков силикона).
В качестве дна мы используем просто кусок плотного картона.
Сликоны такого типа желательно подкрашивать специальными красителями для силиконов. Краситель для силикона-это мелкий порошок. В данном случае краситель, кроме того, что подчеркнет рельеф конечной формы, обеспечит индикацию качества вмешивания отвердителя в основу и даст нам гарантию равномерно отвержденной формы в конечном итоге. Мы используем голубой краситель.
Важно: не используйте не подходящие силикону красители. Например, опыт с пищевым красителем оказался неудачным, силикон просто отвердился кусками. Поэтому нужно использовать специальные нейтральные красители для силиконов, либо обязательно делать пробу перед работой.
5. Важный момент! Для начала смешиваем очень небольшое количество основы и катализатора (у нас это 20 г). Катализатор добавляем шприцом (в Эластолюксе, Силифлексе и Эластоформе у катализатора объем равен массе).
Расчет: на 100 г основы — 2,5 г (или мл катализатора), соответственно, у нас на 20 г основы — 0,5 г (или мл шприцом катализатора).
Основу и катализатор силикона тщательно и медленно смешиваем, как рекомендовано в инструкции к каждому конкретному силикону. Стараемся не взбивать массу, чтобы не набивать туда лишних пузыриков.
После добавления катализатора добавляем совсем немного красителя. Тщательно перемешиваем (не взбалтывая, плоскими палочками, не менее 3-х минут). Там, где основа не будет смешана с отвердителем, силикон не отвердится.
6. Наносим плоской кистью первую часть силикона на нашу мастер-модель, тщательно проходясь по всем нюансам рельефа.
Ожидаем 15 минут, чтобы силикон немного прихватился. Смотрим, тщательно ли промазан рельеф. Этот важный этап (нанесение кистью первого слоя) дает нам возможность получить в результате идельную форму, избежав пузырей в тех поднутрениях рельефа, куда силикон может не пролиться.
Примечание: всегда делайте пробу на разделение силикона и мастер-модели!
Если он прилипает к мастер-модели, используйте специальные разделительные составы (такие, как ИзРелиз). Не используйте неподходящие вещи, такие, как масло, крема и т.д. Они не разделят силикон и будут мешать равномерному отверждению.
7. После 15 минут ожидания, когда мы убедились, что наш рельеф тщательно промазан, приступаем к смешиванию основной части силикона.
Если силикон обтек и на рельефе появились «лысые» места, повторяем процедуру. Не бойтесь делать это 2 или 3 раза, силикон прилипнет сам к себе и на форме не будет никаких швов.
Мы не смешиваем сразу всю массу, так как при таком ожидании около 15-20 минут основная масса начнет полимеризоваться и густеть, заливать потом ее будет не очень удобно.
Итак, смешиваем основную массу.
У нас это 80 г силикона и соответственно 2 г (или 2 мл шприцом) катализатора.
Повторяем этапы — взвешиваем силикон, катализатор, добавляем порошковый краситель. Тщательно перемешиваем.
Внимание, важный этап: при смешивании средних порций силикона смешивайте в одной посуде около 1-2 минут. Перелейте массу в другой стаканчик, опять перемешайте.
Таким образом вы уйдете от проблемы неперемешанных остатков около стеночек. Масса должна стать полностью однородного цвета, без неперемешанных включений. Это так называемое правило двойного смешивания компаундов.
Помните, что у вас есть около 10-15 минут, прежде чем силикон начнет прихватываться в гель (чем жарче температура в помещении, тем быстрее). Не медлите с заливкой.
8. Заливайте силикон тонкой струйкой в одну точку, позволяя ему самому распределяться по мастер-модели.
9. Немного постучите по стенкам формы, помогая выйти мелким пузырикам. Накройте сверху чем-нибудь, оставьте полимеризоваться указанное в инструкции время (но не менее 8 часов при комнатной температуре для полного набора прочности).
Наша форма готова! Наслаждайтесь. Она имеет тщательно переданный рельеф, аккуратный верх. Благодаря средней жесткости хорошо подходит как для запрессовки, так и для заливки. Форма подойдет для тиражирования изделий из полимерной глины (пластики), жидких пластиков, самоотвердевающих масс, гипса.
Форма из силикона Эластолюкс при правильном использовании выдержит сотни отливок и будет радовать вас долгое время.
Пример использования формы — жидкий пластик, полимерная глина, самоотвердевающие массы, гипс.
Источник
Как скопировать любую объемную мастер-модель. Создаем силиконовую форму из двух частей
Когда возникает необходимость скопировать с помощью силикона любую понравившуюся вам статуэтку, игрушку, предмет декора и иак далее, это можно осуществить двумя путями. Первый — сделать разрезную форму (то есть залить силикон кубом и разрезать). Иногда такой способ не подходит.
Второй путь — сделать силиконовую форму из 2 частей с замками.
Именно второй путь мы и покажем вам на примере игрушки-бублика, поэтапно и подробно, с моментом заливки, разделения и формирования литников.
Не пугайтесь длинного текста, в основном это фото для вашего удобства и немного важных пояснений 🙂
Что нам поднадобится для этого урока?
1. Удобная рабочая поверхность.
2. Силикон для форм (желательно более жидкий. заливочный, такой как Эластолюкс либо Силифлекс).
3. Разделительный состав для силикона.
4. Краситель для силикона.
5. Пластилин (скульптурный либо восковой).
6. Пистолет с термоклеем (можно также применять пластиин).
7. Любые куски акрила, ДСП или картона для опалубки.
8. Палочки, стеки для удобства работы с пластилином.
9. Мерный стакан.
Наша первая задача — плотно прикрепить мастер-модель ко дну опалубки.
Незакрепленная мастер-модель всплывет в силиконе, если ее просто поставить. Поэтому плотно закрепляем ее пластилином.
В контакте с силиконом допустимо использовать только скульптурные пластилины или восковые пластилины (не подходят детские пластилины, обычный пластилин, сырая полимерная глина — они вступают в контакт с отвердителем силикона и силикон не отверждается на месте соприкосновения с ними).
Для литников берем два деревянных обрезочка.
Формируем пластилином первую часть формы («ложе»).
Аккуратно утрамбовываем дно. Укладываем литники — наши деревянные обрезочки (в будущем через эти отверстия в форме будем лить пластик или гипс). Аккуратно мелкими тонкими трубочками пластилина обходим их форму и инструментом выглаживаем их.
Чем аккуратнее изначально сделать все швы, тем меньше будет вероятность шва на отливке и меньше доработки по ее шлифовке. Стрелочкой показаны уже выглаженные места.
Ставим опалубку вокруг мастер-модели. Мы использовали куски акрила. Можно ипспользовать куски дсп и даже картона — все, что у вас под рукой.
Используя пистолет с термоклеем, укрепляем и изолируем дно опалубки и места стыков опалубки. Можно это также сделать пластилином, но пистолет с термоклеем-идеально удобная вещь для этих целей.
Инструментом приглаживаем пластилин к стенкам опалубки.
Внимание, важный момент! На пластилиновом ложе делаем углубления — их может быть несколько.
Это так называемые замки «папа-мама» вашей будущей формы из 2 частей.
При дальнейшей работе вам будет очень удобно работать с формой, совмещая замки друг с другом-это исключит «съезжание» одной части формы относительно другой в процессе заливки формы.
Фото формы с замками сверху
Тщательно обрабатываем мастер-модель и стенки опалубки разделительным составом для силикона. таким, как ИзРелиз EaseRelease.
Этот разделительный и защитный агент исполняет две фунцкии. Первая не дает силикону залипать на мастер-модели и стенках.
Второй создает «скользящий» слой, который облегчает пролив силикона и улучшает рельеф формы, помогая силикону затекать в труднодоступные участки, сокращает вероятность образования пузырей.
В общем, в любой непонятной ситуации используй ИзРелиз, крутая штука 🙂
Окраска и смешивание силикона.
1. Как определить необходимый объем силикона?
Можно поступить просто-засыпать нашу мастер-модель чем-то сыпучим, высыпать в мерный стакан и определить объем необходимого силикона.
Второй путь — перемножить геометрически ширину, высоту и длину места, которое мы будем заливать силиконом.
Далее, к объему мы прибавляем около 10-15 процентов и получаем массу необходимого силикона.
Пример-300 мл объем, значит, нам нужно будет около 330-345 г силикона.
2. Приступаем к смешиванию силикона.
Первая рекомендация: если в силиконе указано смешивать по массе, смешиваем по массе, пользуясь весами.
Если в силиконе указано смешивать по объему, смешивайте по объему или шприцами.
Если в силиконе указано смешивание по массе, а вы будете работать со шприцами, — нужно понимать, что вы уже нарушаете пропорции. Делать это крайне нежелательно, это может привести к непредсказуемым последствиям.
Окраска силикона и использование пигментов
Так как силикон состоит из 2 компонентов-основы и отвердителя, нам необходимо контролировать, насколько хорошо вмешан отвердитель в основу.
Поэтому мы добавляем немного красителя для силикона (не очень важно, это будет основа или отвердитель либо вы просто вы добавите его в процессе смешивания).
Этот простой этап-гарантия равномерно отвержденной формы без «мокрых» неотвержденных участков.
Нежелательно использовать непредназначенные для силикона красители или краски, особенно пищевые.
Они часто могут вступать в реакцию с силиконом и не давать ему отвердиться. Если вы используете неизвестные вам красители, проэкспериментируйте на небольшом количестве силикона, чтобы не испортить основную форму.
Мешаем медленно и аккуратно, стараясь не слишком взбивать силикон. Идеален для этих целей широкий деревянный шпатель.
Особенное внимание уделяем пристеночным зонам-хорошо проходимся шпателем около стенок емкости для смешивания.
Оставляем силикон полимеризоваться, важно это делать при комнатной температуре.
Сколько сохнет силикон-можно прочитать в рекомендациях к каждому конкретному продукту, но обычно нежелательно трогать форму около 8 часов.
Проверяем, высох ли компаунд и аккуратно разбираем опалубку.
Тщательно снимаем пластилин. Наша первая часть формы готова!
Как видно, форма имеет ярко выраженные углубления — наши будущие замочки.
Аналогично смешиваем вторую часть силикона.
Важный момент!
Тщательно обрабатываем разделительным составом ИзРелиз первую часть формы и стенки опалубки в 2-3 слоя, дайте последнему слою высохнуть около 30 мин.
Силикон имеет высокую адгезию к самому себе и если не обработать разделителем, обе части формы просто «врастут» друг в друга.
После этого красим, смешиваем и заливаем вторую часть силикона.
Оставляем силикон полимеризоваться положенное время, при комнатной температуре.
Внимание! Если вы хотите немного ускорить данный процесс, это поможет сделать легкий нагрев. Силиконы температурочувствительны и, если его легко прогреть, полимеризация ускорится. И наоборот, если у вас слишком холодное помещение, это значительно удлинит время полимеризации силикона.
Форма из 2 частей готова. Как видно, после использования разделителя ИзРелиз EaseRelease она легко разделилась, имеет красивый выраженный тонкий рельеф и удобные замки для совмещения 2 частей формы.
Вычищаем остатки пластилина и вымываем теплой мыльной водой остатки разделителя.
Так как мы заливали форму для последующей отливки гипсом, мы использовали силикон на оловянном отвердителе (технический). Такой, как Силифлекс или Элатсолюкс. Если же идет контакт с пищевыми продуктами, необходимо использовать силикон на нейтральном платиновом отвердителе.
Смешиваем и заливаем гипс (или пластик), чтобы увидеть, насколько же точно скопировалась наша мастер-модель.
Связываем форму и заливаем ее гипсом.
При заливке крутите форму и тщательно простучите все ее бока, помогая выйти пузырям воздуха.
Обе части формы перед заливкой также можно обработать разделителем ИзРелиз, создавая скользящий слой, он облегчает проливку гипса или пластика.
И вот отливка — как видно, она идеально повторяет мастер-модель, даже самые тонкие нюансы рельефа, включая тонкий текст.
Данный метод отливки формы из 2 частей может быть использован для любой трехмерной мастер-модели.
Однако нужно учитывать, что для слишком сложных статуэток необходимы отдельные дополнительные литники в выступающих местах (смотртие другие наши уроки по формам для сложных статуэток).
Источник