Делаем гусли своими руками
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Россия звучит по-разному. Как шум деревьев на ветру и журчание воды в роднике. Как гудение машин в московской пробке. Как шелест страниц классической книги. Как скольжение пуант по отполированному паркету. А еще – как гусли. Этот древнерусский народный инструмент – основа музыкальной культуры тех земель, которые находились на территории современной России. Его нельзя просто так обойти стороной: достойный представитель струнных, он до сих пор в ходу. На нем играют не только любители народной музыки, но и такого популярного сейчас направления, как фолк. Научиться извлекать из гуслей красивый тягучий звук не сложнее, чем освоить гитару. Однако играть на собственноручно сделанном инструменте куда приятней, чем на покупном.
Что потребуется?
Сделать гусли своими руками не так уж и сложно, если, конечно, человек обладает достаточными навыками в столярном деле. Испокон веков и по сей день этот инструмент выполняется из высохшей старой, но не потрескавшейся древесины: кедра, ели, клена или сосны.
Чтобы создать гусли, необходима одна цельная доска, а для ее получения нужно уметь обращаться не только с топором, молотком и дрелью, но также со стамесками, напильником, ножовкой и наждачной бумагой.
Некоторые элементы гуслей придется клеить, поэтому в арсенале необходимо держать также столярный клей. Обрабатывать уже сделанный корпус рекомендуется морилкой: ее использование предотвратит гниение и появление плесени, если древесина вдруг оказалась свежей. В качестве струн зачастую используются гитарные или фортепианные: их достать проще всего, а еще они очень удобны в регулировке. Если нет желания поддерживать аутентичность инструмента, то и колки можно не изготавливать самостоятельно: достаточно вставить в корпус гитарные, гусли от такого нововведения ничего не потеряют.
Схемы и чертежи
Существует несколько разновидностей гуслей, которые отличаются не только по форме, но и по количеству струн. Самой популярной формой являются крыловидные или звончатые гусли: они напоминают по своему строению трапецию, а струны (в количестве от 5 до 17) с диотоническим звукорядом расположены на них веерообразно.
Гусли-псалтырь также называются шлемовидными: они имеют полукруглую форму и насчитывают от 10 до 26 струн, настроенных так же, как и у крыловидных гуслей.
Лирообразные гусли легко узнаются по проему у их расширенного конца, который называется игровым окном. В отличие от остальных видов инструмента, которые при игре кладутся музыканту на колени, эти гусли ставятся исключительно вертикально. Стандартным количеством струн для них является число 5. Стационарные гусли имеют прямоугольный вид. Они называются также клавироподобными, столообразными и поповскими. Отличаются от всех предыдущих своей неподвижностью и большим количеством струн, достигающим 66 штук.
Самыми распространенными являются крыловидные гусли. Их стандартные размеры: длина – не больше 80 см, ширина зависит от удобства музыканта, а толщина достигает 4-6 см. Также стоит предусмотреть место для открылка – это такая своеобразная подставка под руку, которая позволяет музыканту удобно играть, не держа ее на весу. Ее размеры колеблются от 6 до 11 см.
Расчеты нужно производить еще на стадии создания эскиза, ведь от роста и параметров музыканта зависит размер бревна, которое берется для вырезания: оптимальная длина одного полена должна достигать 1 метра, а его диаметр варьироваться в пределах от 35 до 40 см. Еще одной важной характеристикой считается внутренний объем гуслей: корыто должно быть достаточно глубоким, чтобы звук резонировал хорошо и громко. Оптимальный размер – от 3 до 8 см, но можно углубиться сильнее: все зависит от желаемого эффекта. Толщина дна не должна превышать 2 см, а ширина дна возле «пятки» – места, где крепятся струны, должна сужаться.
Границы гуслей по бокам должны составлять 1 см, а сверху и снизу – 2,5 см. Дека, накладывающаяся на корпус гуслей, должна быть выполнена из тонкого листа дерева – не более 3 мм: так она будет упруго держаться на пружинах внутри корпуса, создавая натяжение и повышая звонкость и тембр инструмента.
Рекомендуется стругать древесину так, чтобы годичные кольца располагались вертикально – сверху вниз. Так можно добиться большей прочности доски. Расстояние между струнами высчитывается исходя из их количества, размеров деки, стиля игры и толщины пальцев играющего. Стандартная величина – 1,7 см, однако этот показатель подгоняется под каждого музыканта индивидуально.
Этапы изготовления
Изготовить самодельные гусли не так сложно: подробные чертежи можно найти в интернете на форумах резчиков по дереву или людей, занимающихся созданием авторских музыкальных инструментов. Когда подходящее по всем основным параметрам бревно уже выбрано, а из него выпилена цельная доска с необходимой высотой, нужно поверх нее начертить эскиз для того, чтобы потом не нарушить форму будущих гуслей. Следующим этапом будет отпиливание лишних кусков древесины и бурение отверстий для установки колок: согласно чертежу, на некотором расстоянии от них должна находиться полая область, которую, в зависимости от мягкости древесины, можно выбрать лобзиком. Во внутренней части корпуса следует вырезать резонаторные отверстия: можно ограничиться простой окружностью, а можно попытаться подойти к этому процессу креативно и придумать красивый фигурный узор.
Прежде чем клеить тонкий лист дерева поверх корпуса, нужно обработать все его внутренние зоны морилкой – иначе потом к ним не будет никакого доступа. Вырезав открылок, можно приступать к фиксации деки и смазыванию уже всего инструмента деревообрабатывающим раствором. Существует множество приемов, которые могут позволить вырезать фигурные узоры на поверхности инструмента, чтобы не только его звучание, но еще и внешний вид для владельца был сакральным и значащим нечто большее. Чтобы гусли выглядели ярче, их можно расписать либо народным орнаментом, либо покрыть яркой краской с лаком – все это, конечно, после окончательной шлифовки, которая сделает древесину гладкой, приятной на ощупь и безопасной для игры: никто не хочет загнать себе занозу во время перебирания струн.
К слову, о них. Струнодержатель, располагающийся на самом узком краю деки на высоте 1,5 – 2 см, можно приобрести либо в специализированном магазине, либо сделать из подручных средств: например, из изогнутого гвоздя. Длина струн определяется еще на самом раннем этапе проектирования, а их выбор зависит от того, какой звук музыкант хочет извлекать из инструмента: для гуслей рекомендуется выбирать стальные струны как с обмоткой, так и без нее, чтобы каждая мелодия казалась многогранной, а настройка по тонам не составляла труда.
Струны из нейлона, проволоки или синтетической лески тоже подойдут, но громкость музыки в таком случае будет куда ниже.
Прежде чем натягивать струны, нужно вставить внутрь инструмента колки: они могут быть также куплены в магазине или выструганы самостоятельно. Каких-то особых предпочтений по тому, из какого материала они должны быть, нет: для их изготовления можно использовать ту же древесину, которая пошла на корпус гуслей. Однако некоторые мастера выбирают принципиально березу, клен или бук для их создания: этот материал довольно пластичен, поэтому его деформировать легче всего. Главное, чтобы их количество совпадало с количеством струн, которое задумывалось заранее. Все, что нужно, это выстругать нужное количество колок, расположить их по диагонали согласно эскизу на одном и том же уровне на колковой планке и проделать в каждом дырочку, чтобы можно было продеть сквозь нее струну. После того как леска или проволока зафиксирована на струнодержателе и продета сквозь колок, тот вворачивается вглубь инструмента под углом – для лучшего натяжения.
Если струнодержатель испытывает слишком большую нагрузку во время игры, он может легко отлететь – и тогда гусли будут повреждены. Для того чтобы обезопасить инструмент от такой неприятности, можно вмонтировать в деку утицы – специальные дощечки, которые фиксируют металлический стержень и укрепляют его положение на деревянной пластине. Сами утицы должны быть либо плотно приклеены к деке, либо зафиксированы саморезами: они не только снижают риск появления трещин, но еще и способствуют передаче колебаний от струн на деку, которая, вибрируя от сигнала, будет усиливать звук музыки. Как видно из инструкции, самому создать музыкальный инструмент вполне возможно. Главное, соблюдать все расчеты, выполнять каждый этап пошагово и просто наслаждаться процессом.
Как сделать гусли своими руками, смотрите в видео.
Источник
Русские шлемовидные гусли своими руками
D51000 15 июля 2014
- Самоделки для домазвук
Сегодня мы с Вами постараемся изготовить своими руками прекрасный, старорусский музыкальный инструмент — шлемовидные гусли.
Как же мне пришла идея создания шлемовидных гуслей. В общем-то, задача состояла в использовании отходов материала, оставшегося после отделки балкона. Обрезки мебельного щита, остатки фанеры, паркетной клёпки… Выбрасывать было жаль, и решение пришло само собой: создать своими руками из всего этого интересный элемент интерьера. Недавно мы уже делали элемент интерьера, если Вы помните. Вот кстати этот мастер класс по декупажу ключницы.
Идея изготовления своими руками русских шлемовидных гуслей
Идею самоделки навеяли старые добрые фильмы- сказки. Все мы помним с детства прекрасные картины Александра Роу, на которых росли, и воспитывались: «Илья Муромец», «Морозко», «Садко»… Так и родилась мысль: сделать самодельный инструмент – русские шлемовидные гусли. Образ готового инструмента сам собой предстал в воображении, самым непростым было удержать его, и в деталях перенести на бумагу в виде эскиза. Размеры определялись произвольно, главное требование было одно: пропорциональность; ведь — повторюсь, задача стояла не в создании канонического инструмента, а в изготовлении элемента интерьера. Но, похоже, само изделие так не считало!- и каково же было моё удивление, когда только что созданный инструмент наперекор всему взял, да и запел! Хотя, как же ещё мог повести себя русский инструмент? Тем более – самоделка, созданная своими руками, и получившая часть моей души? Прямо как в сказке!
Материалы и инструменты для изготовления русских шлемовидных гуслей
Для работы потребовались следующие инструменты:
• остро отточенный «простой» карандаш;
• макетный или канцелярский нож;
• угольник;
• электролобзик;
• отсутствие циркуля было компенсировано кусочком прочной нити с гвоздиком на одном конце, и кусочком карандаша привязанным к другому – это самодельное приспособление пригодилось для вычерчивания радиусов, и округлых линий на заготовках;
• Полезен будет шуруповёрт, и свёрла диаметром 1- 1,5 и 3,5 миллиметра;
• Также потребуются клей «ПВА – Столяр»;
• саморезы по дереву длиной 30- 35 мм.;
• тюбик «Суперклея» для приклеивания декора;
• небольшой молоток и маленькие гвоздики для фиксации отделочной деревянной ленты на торцевых плоскостях.
Из материала для самоделки нам надо:
• три кусочка тонкой фанеры (4,5 мм. размером 50/50 см. для верхней и нижней деки);
• две полоски той же фанеры шириной 8- 10 см. и длиной 98 – 100 см. для переднего торца, и 70 см. длиной для отделки задней стенки;
• обрезки мебельных щитов или сосновых дощечек толщиной 1,8 – 2 см, шириной 10- 15 см. и длиной 80 см;
• струны от старой гитары…
Конечно, все эти размеры произвольные, они определяются предполагаемыми размерами готовой самоделки, которые вы сами себе зададите. Надо только помнить о главном принципе: пропорциональности.
Русские шлемовидные гусли – приступаем к работе
- Из обрезка мебельного щита размечаем и выпиливаем заготовки для каркаса гуслей: нам надо две полукруглых (на фото — внизу) и две коротких заготовки.
Короткие заготовки — это усилители каркаса.
- Далее — укладываем элементы каркаса вот таким образом:
и следим при этом, чтобы нигде ничего не выступало за линию торцевой плоскости.
- Лишнее – подпиливаем лобзиком.
- Теперь нужно сделать заготовки под держатели для колков и струн. В данном случае использованы дубовые паркетные планки: дуб – крепкое дерево, наиболее подходящее для того, чтобы держать натяжение струн. Кладём планки сверху на каркас, снизу – очерчиваем карандашом контур, и спиливаем лишнее. Нам нужны те стороны планок, что «смотрят» вовнутрь будущего инструмента.
- Спилив лишнее, копируем линию спила, отступив 1,5 сантиметра, и спиливаем лишнее со второй стороны планки. Должно получиться вот так:
- Готовые держатели струн ошкуриваем мелкой наждачной шкуркой, под лак.
- Теперь надо сделать заднюю стенку каркаса. Для неё нужен обрезок нашей сосновой доски; отпиливаем от него два кусочка, которые тут же приклеиваем по бокам дощечки вот таким образом:
- На получившихся коротких боковинках нужно по месту выпилить посадочные пазы, чтобы срастить заднюю часть с остальным каркасом. На картинке хорошо видно, как задняя стенка должна соединиться с каркасом:
Для наибольшей прочности дощечки задней стенки лучше промазать «ПВА», и посадить на саморезы.
- Каркас и струнодержатели изготовлены, подогнаны, теперь собираем каркас воедино. Держатели для струн пока откладываем в сторону! Скрепляем детали каркаса с помощью клея «ПВА», и саморезов по дереву. Есть одна маленькая хитрость… Для того, чтобы дерево не раскололось под саморезом, дам полезный совет: сначала под него надо просверлить отверстие, а потом вкручивать саморез. Пока склеенный каркас подсыхает, делаем из фанеры деки.
- Берём один из кусочков фанеры, кладём на него каркас, и очерчиваем карандашом на фанерке его внешний профиль. Затем отступаем 4 миллиметра наружу от нашего контура, и копируем линию карандашом. Это будет линия отреза.
- Выпиливаем заготовку, зачищаем шкуркой края, накладываем её на второй кусочек фанеры и просто обводим карандашом.
- Выпиливаем вторую заготовку, зашкуриваем края, и откладываем в сторонку: это будет днище — нижняя дека.
- Теперь берём первую выпиленную фанерку, накладываем на каркас, и снизу очерчиваем на фанерке внутренний контур каркаса. Выпиливаем лобзиком, получаем вот такую заготовку верхней деки:
- Берём третью нашу фанерку, накладываем на неё выпиленную верхнюю деку, обводим внутренний контур, и также отступая от него во внешнюю сторону 7 – 8 миллиметров, повторяем его. Получается выкройка накладной панели – резонатора верхней деки. Это декоративная деталь, поэтому линию отреза следует подкорректировать, чтобы она получилась красивой.
- Теперь берём собранный и склеенный каркас. Заднюю стенку декорируем полоской фанеры, предварительно вышкуренной и гладкой, накладываем верхнюю деку, проверяем равномерный выступ детали со всех сторон.
- Теперь накладываем сверху струнодержатели, и панель – резонатор. Отмечаем рисками их места.
- На панели – резонаторе отмечаем центр, по нему рисуем окружность, выпиливаем звуковое окно.
- Все наши заготовки выпилены, обработаны наждачной шкуркой, осталось только покрасить и собрать! В данном случае был выбран стиль декора «под старину». Под рукой не нашлось подходящей тонировки, пришлось проявить смекалку. Решить проблему помог… растворимый кофе! Три чайных ложки кофе, залитые двумя столовыми ложками кипятка дали великолепный результат! Тон нанесён обычной кисточкой, после высыхания — слегка отполирован мелкой шкуркой, и покрыт лаком. Нужный эффект был достигнут!
- Теперь можно начать собирать всё воедино. Приклеиваем к каркасу нижнюю деку. Укладываем, и приклеиваем на своё место верхнюю деку с резонатором. Панель – резонатор надо приклеить к верхней деке приподняв её на деревянных проставочках на 3,5 – 4 мм. над декой. Для этой цели подойдут деревянные кусочки, обрезочки, пенёчки — что только найдётся под рукой. После этого укладываем струнодержатели на свои места, проклеиваем, и фиксируем саморезами. Саморезы можно скрыть, слегка заглубив их, и заклеив деревянными пробочками из кусочков мебельного шканта.
- Дальше – просверливаем отверстия под колки и струны. Колки можно взять от старого пианино, или просто нарезать из толстого гвоздя. Струны – гитарные. На этих гуслях- 17 струн и колков, но повторюсь — всё произвольно! Расстояние между струнами выбирается такое, чтобы пальцам удобно было играть. Накладываем торцевую полосу из фанеры, приклеивая её к торцу каркаса, и фиксируем саморезами.
- Следующий шаг – установка декора. Имелся остаток деревянной отделочной ленты, который и был приспособлен, но хватило его только на декор нижней части. Декор верхней – просто узкая полоска фанеры. Установить декоры несложно. Деревянную ленту лучше всего подержать немного в горячей воде – тогда она легко прогибается, не ломаясь, под любую форму. Клеим на «ПВА», зафиксировав гвоздиками. С фанеркой проще: снять с полоски один слой толщины, и она сама ляжет как надо! Также клеим на «ПВА», но фиксировать можно «Суперклеем». Получается вот так:
- После того, как все клеевые соединения высохли, тонируем все остальные части гуслей. Когда тонировка высохнет, слегка отполировать её мелкой шкуркой, и покрыть лаком.
- Теперь тонированные, лакированные, и высохшие гусли нужно отполировать мягкой тряпочкой с мебельной полиролью. Получим такой эффект:
- Вот и подошло время поставить колки и струны. Колки просто аккуратно вбиваются молоточком в засверленные под них места, струны – ставятся, и натягиваются как на обычной гитаре…
Наш самодельный инструмент готов! Теперь он вполне может послужить прекрасным интерьерным наполнением, и даже использоваться по прямому своему назначению!
Мы очень надеемся, что у Вас получится изготовить, такие же прекрасные шлемовидные гусли по фото.
Источник