- Изразцы для печей: технология изготовления своими руками в закладки 14
- Конструкция изразцов
- Виды изразцов
- Как делают изразцы промышленным методом?
- Как сделать изразцы самостоятельно?
- Заготовка глины
- Изготовление формы
- Формовка и обжиг изразцов
- Роспись плитки
- Процесс глазуровки
- Заключение
- Секреты самостоятельного изготовления изразцов для печей и каминов
- Как сделать изразцы своими руками
- Виды изразцов
- Немного истории
- Изготовление модели
- Изготовление формы
- Изразцы
- Сколько стоят?
- Изразцовые печи: историческая справка
- Подготовка глины
- Что представляет собой печной изразец
- Формовка изразца
- Обжиг изделия
Изразцы для печей: технология изготовления своими руками в закладки 14
В течение многих веков изразцы были частью нашей культуры. Постепенно этот вид керамикиподрастерял былую популярность. Но последние 20-30 лет мы наблюдаем проснувшийся рост интереса к оформлению печей изразцовыми элементами.
Печь, облицованная изразцами
На какое-то время керамико-отделочная культура поддалась давлению западных технологий и огромного разнообразия плитки. Но облицовочные материалы, которыми отделаны древние храмы наших городов и архитектура вавилонян и египтян, имеют слишком очевидные преимущества, чтобы отправлять технологию предков в небытие.
Конструкция изразцов
Изразцы – это керамическая плитка оригинальной конструкции. Полотно плит может иметь разную фактуру – гладкую, шероховатую, структурную. Но суть изделий – коробчатый формат.
Плитка состоит из:
- лицевой части;
- пластины – самого верхнего слоя;
- румпы – элемента, который и выделяет эту керамику среди всех остальных видов;
- отверстий для штырей, расположенных в румпе.
Объёмная форма, образованная за счёт румпы, делает облицовку термоинертной – теплоотдача печного покрытия ощущается несколько дней. Благодаря коробкам между плиткой и поверхностью камина образуется пространство. Ему мы и обязаны аккумуляцией тепла и столь продолжительной отдачей тепла помещению.
Отверстия в румпе нужны для штырей или проволоки, которые вмуровывают в кирпичные стыки – это делает отделку более прочной и надёжной. Классическая схема облицовки подразумевает отказ от клея или других подобных связующих. По этой причине теплоотдача повышается ещё больше.
Несмотря на инертность теплоносителя, тепло печи, покрытой изразцами, очень мягкое. Хорошо прогревая помещение, печь при этом не способна обжечь.
Основной функциональный плюс такой плитки – теплоотдача печи в течение нескольких дней
Виды изразцов
По форме и назначению изразцовую керамику делят на несколько основных видов. Среди них:
- плоские плиты – элементы, которыми покрывают основную площадь камина;
- угловые – предназначены для декорирования углов;
- цокольные и карнизные – рассчитаны на отделку нижней и верхней зон печи соответственно;
- фасонные – угловые плитки, которые необходимы для оформления углов сложной формы.
Варианты изразцовой плитки
Как делают изразцы промышленным методом?
Оригинальный формат облицовочной керамики появился в качестве ответа на необходимость хорошего прогрева помещения и длительного удержания тепла. Некоторые современные модели печей характеризуются заметной разницей температур внутренней и внешней зон печной поверхности. Благодаря этому, для их облицовки вполне хватает и привычной керамической плитки. В остальных случаях гораздо целесообразней использование коробчатых плит.
В прошлом керамику с румпой отливали в деревянных формах, после чего монтировали коробку и расписывали определённым образом. Сегодня в производстве плит комбинируют и традиционные технологии, и современные наработки.
Этапы современного производства изразцов:
- делают гипсовую форму; исходя из расчётных габаритов плит, отливают заготовку; собрав из нескольких частей основу, её покрывают спецсоставом, после чего монтируют опалубку и заливают модель гипсовой смесью; форму доводят до ума, чистят и сушат;
- готовят сырьё – глину; сырьё нужно очистить от примесей и сделать пластичным; для придания необходимой степени вязкости глине дают отлежаться, а после долго и очень качественно перемешивают – удаляют из смеси воздух;
- готовым сырьём заполняют форму, тщательно проминая его в направлении от центра к периферии; после этого глину оставляют сушиться – влагу из сырья вбирает в себя форма; в итоге глиняная масса усаживается и отходит от стенок формы без усилий; на этой стадии полуфабрикаты достают из форм и направляют на просушку в спецкамеру, характеризующуюся необходимой температурой и степенью влажности;
- будущие изразцы отправляют на обжиг в печь; здесь плитка набирает прочность, приобретает цвет и необходимый коэффициент влагоустойчивости;
- полотно элементов декорируют глиной или глазурью, после чего определённым образом расписывают;
- на финальной стадии плиты ещё раз обжигают – это необходимо для образования монолита основы и глазури и для формирования окончательного оттенка; иногда после окончательного обжига на плитку наносят ещё один слой декоративного состава – например, краски.
Всё это любопытно, но у многих возникает закономерный вопрос – возможно ли изготовление качественных изразцов для печей своими руками? Это непросто, но ответ положительный – самостоятельно сделать проверенную веками керамику можно.
Как сделать изразцы самостоятельно?
Процесс изготовления керамики разбит на этапы. Начинать нужно с подготовки сырья.
Заготовка глины
Глина есть в продаже, но можно заготовить её своими силами. Если предполагается самостоятельная работа, то рекомендуется озаботиться запасами в тёплое время года. Глиняные комочки следует хорошо просушить под прямыми солнечными лучами.
Высушенную глину разбивают трамбовкой и просеивают, удаляя примеси. Раскрошенное сырье заливают водой и тщательно перемешивают. Во время этой процедуры на поверхности оказывается весь шлак – его убирают. Манипуляцию повторяют до тех пор, пока не перестаёт всплывать мусор.
Для работы желательно использовать спецёмкость, в которой делают разновысокие отверстия. Последние вначале закупоривают, но, по мере промывания, постепенно открывают. Благодаря этому жидкость сливается – в таре остаётся жидкое сырьё. Глину перемещают в широкий невысокий таз и снова просушивают на солнце. В процессе выпаривания исходник постоянно перемешивают. Готовым считают тестообразный пластичный материал.
Важно добиться чистоты и пластичности глины. Это позволит и работать с комфортом, и не переживать за прочность изделия
Изготовление формы
Облицовочные материалы можно изготовить какой угодно геометрии. Исходя из желаемой, готовят форму из гипса. Схема изготовления глиняной заготовки:
- из куска глины раскатывают лепёшку;
- острым инструментом вырезают требуемую фигуру и выравнивают грани;
- лепят структурную иллюстрацию и с помощью стека наносят узорный эскиз; контур заготовки оформляют глиняными валиками.
Далее из брусков делают рамку, в которую помещают заготовку. После этого в воде разводят гипс – из соотношения 7:10 (гипс:вода). Модель из глины увлажняют, а затем заливают гипсовой смесью.
Важно! Гипс необходимо использовать сразу же. Он очень быстро застывает и уже через несколько минут теряет пластичность
Сперва смесью покрывают модельный узор, тонкослойно. После этого составом заполняют рамку до самого края. Для схватывания гипса хватает 15 минут. Спустя четверть часа рамку удаляют, а форму очищают, вымывают и просушивают. На этой стадии её уже можно использовать для изготовления плиток.
Формовка и обжиг изразцов
Гипсовая модель готова – её заполняют податливым материалом. Вдавливая глину в структурную поверхность формы, следят за тем, чтобы сырьё заполнило собой все детали. Далее – черёд румпы. Коробку делают из четырёх валиков, которые располагают на заготовке. Нужно помнить о проволочных отверстиях. После того, как полуготовый изразец слегка застынет, его извлекают из основы.
С помощью любого гладкого элемента полируют глину. Итогом должен стать небольшой блеск поверхности. Декоративный элемент на время оставляют – ему нужно высохнуть.
Процесс формования изделия
Подсохшую плитку кладут в муфельную печь (устройство нагрева, для которого характерно наличие защиты от топлива и продуктов сгорания). Между изразцами должно быть небольшое пространство, иначе элементы спекутся вместе. Температура обжига – около 900 градусов. Время обжига – примерно 4 часа. После термообработки извлекать плитки из печи можно только тогда, когда они полностью остынут.
Роспись плитки
На этом этапе производства плитка функциональна, но недостаточно эффектна. Минус устраняют с помощью росписи. Есть два варианта декорирования:
- холодный метод; в ход идут масляные краски – плитку олифят, просушивают в течение дня, декорируют, снова сушат и лакируют; повторный обжиг не нужен;
- роспись ангобами (покрытием из жидкой глины); требуется разносортная глина и второй обжиг; есть два подварианта этого метода:
- плитку смачивают в воде, после чего обрабатывают тонким слоем светлого ангоба; дав изразцу чуть подсохнуть, его расписывают термоустойчивой гуашью; при отказе от эмалирования плитки в ангоб домешивают толчёное стекло – для упрочнения; после росписи детали вновь отправляют в печь;
- плитку покрывают сметанообразной глиной; нужно учитывать, что при термической обработке расписанная изразцовая керамика может менять цвет.
Процесс глазуровки
Готовые глазурованные плитки
Глазурь нужна для усиления эффекта и повышения прочности плиточного полотна. Схема эмалирования:
- готовят клейстер и перемешивают его с толчёным стеклом; смесь должна быть сметанообразной;
- в готовый состав окунают плитку – либо расписанную, либо без дополнительной художественной обработки;
- просушивают керамику;
- повторно обжигают.
При нагреве клейстер со стеклом спекаются с плиткой и образуют одно целое.
Для упрощения производства изразцов вместо глины можно использовать гипсовую шпаклёвку, а непростому процессу изготовления форм можно предпочесть приобретение готовых силиконовых. В этом случае обжиг не нужен, а процедура отливки заметно легче. Но при таком подходе имеет место уход от традиций.
Печка, облицованная термоинертной керамикой
Заключение
Изразцы выглядят не очень современно. Но в этом-то и заключается их основная прелесть. А если добавить к эстетической составляющей функциональность – высокую и продолжительную теплоотдачу – такой плитке в печном оформлении нет цены.
Купить готовые изделия проще, но разве это может принести столько удовольствия? Обычную керамику своими руками не изготовить, а в случае с изразцовой всё иначе. Вряд ли стоит отказываться от возможности сделать облицовочный материал самостоятельно. Как бы то ни было, печь или камин, оформленные традиционной плиткой, будут радовать и глаза, и тело долгие годы.
Источник
Секреты самостоятельного изготовления изразцов для печей и каминов
Изразцы для печей могут быть выполнены в разных стилях, но в любом случае облицованный ими отопительный прибор отличается особой красотой
Как сделать изразцы своими руками
Мастер-класс по изготовлению изразцов будет интересен тем, кто решил взяться за дело самостоятельно. Работа не сложная, но кропотливая и очень увлекательная. Знание нюансов выполнения каждой операции позволит избежать разочарования и получить качественное изделие.
Подготовка к работе включает в себя: приобретение гипсовой шпатлевки для изготовления формы и специальной глины для изделия. Из приспособлений понадобятся ножи или стеки и муфельная печь для обжига. Не будет лишней пошаговая инструкция, которая позволит изготовить изразец в соответствии с традициями русских мастеров.
Виды изразцов
По форме и назначению изразцовую керамику делят на несколько основных видов. Среди них:
- плоские плиты – элементы, которыми покрывают основную площадь камина;
- угловые – предназначены для декорирования углов;
- цокольные и карнизные – рассчитаны на отделку нижней и верхней зон печи соответственно;
- фасонные – угловые плитки, которые необходимы для оформления углов сложной формы.
Рисунок 3. Варианты изразцовой плитки
Изразцы впервые стали применяться для отделки архитектурных сооружений более четырех тысячелетий назад и до сих пор используются в архитектуре.
Каждый изразец в отдельности уже самостоятельное произведение декоративного искусства. Но широко применялись также изразцы, которые были только частью большой орнаментальной композиции.
Вы можете заняться изготовлением изразцов в домашней мастерской. Изразцовые вставки и панно можно удачно использовать при оформлении офисов, банкетных залов, общественных помещений и т.д. Отдельные изразцы могут служить настенными украшениями и в современной квартире.
Поливные изразцы XVII века.
Для лепки модели и последующего оттиска изразцов в гипсовой форме необходима очищенная и хорошо промятая глина. Известно много способов подготовки глины для лепных и формовочных работ. Об одном из них мы расскажем подробно.
Выходы глиняных пластов можно обнаружить в откосах оврагов и обрывов. Разумеется, искать глину и заготавливать ее лучше всего летом. Разложите глину небольшими комками на деревянном настиле и высушите на солнце. Затем высохшие комки ссыпьте на дно толстостенного деревянного ящика и разбейте трамбовкой — массивным кряжем с прибитыми сверху ручками. Образовавшуюся глиняную пыль просейте через мелкое сито. Так удаляются крупные примеси: камешки, щепки, крупные песчинки, остатки погибших растений. Но через сито все же вместе с глиняным порошком проходят мельчайшие песчинки и органические включения. От них надо избавиться тоже, а для этого глину надо отмутить. Глиняный порошок залейте большим количеством воды, перемешайте деревянной мутовкой и дайте отстояться. Затем осторожно слейте сверху высветленную воду. Но не так-то легко слить воду, не замутив ее. Поэтому в древности было придумано простое и остроумное приспособление, которое до сих пор применяют японские гончары. В деревянной кадке на небольшом расстоянии друг от друга сверлят по вертикали несколько отверстий. Каждое отверстие перед заполнением кадки жидким глиняным раствором затыкают деревянной пробкой. Более тяжелые частицы песка оседают на дно в первую очередь. Затем после продолжительного отстаивания вниз опускаются частицы глины. Постепенно вода сверху светлеет. Как только уровень светлой воды окажется чуть ниже верхнего отверстия, пробку вытаскивают, и осветленная отстоявшаяся вода выливается из бочки. Через какое-то время вынимают пробку, расположенную ниже. Так постепенно сливается вся отстоявшаяся вода.
Вместо деревянной кадки можно использовать достаточно вместительную металлическую посудину. На разных уровнях в нее впаивают короткие трубки, которые затыкают пробками.
Отстоявшуюся жидкую глину осторожно вычерпайте, оставляя нетронутым нижний слой, и вылейте в широкий деревянный ящик. Ящик поставьте на солнце, чтобы из глины быстрее испарилась лишняя вода. Как только подсохшая глина потеряет текучесть, время от времени перемешивайте ее лопатой. Постепенно глина приобретет консистенцию густого теста. Тщательно перемешайте ее руками в течение нескольких минут, чтобы она стала более пластичной и однородной.
Последовательность приготовления глиняной массы: а — сушка; б — измельчение; в — просеивание; г — отмучивание; д — перемешивание.
ЛЕПКА ГЛИНЯНОЙ МОДЕЛИ.
Прежде всего необходимо слепить плинтус. Форма его может быть самой различной: в виде круга, прямоугольника, квадрата, овала и т.п. Учебный образец изразца, который вы видите на рисунке, имеет форму квадрата. Квадратный плинтус формуют следующим образом. Комок пластичной глины расплющите, получив круглую лепешку, потом ножом или широкой стекой вырежьте квадрат. Размеры выбирайте с учетом объема рабочей камеры муфельной печи. Верхнюю грань плинтуса тщательно выровняйте правильцем, вырезанным из листового металла или фанеры.
Лепку производят в основном пальцами, но там, где необходимо получить более четкие формы или создать определенную фактуру, применяют скульптурные стеки. Стеки вырежьте заранее из древесины твердых пород (самшита, яблони, бука, клена, березы) и пропитайте горячей олифой. Для нанесения фактурных бороздок на поверхность глины применяют специальные стеки с зубчиками на рабочей части. Стеки-петельки используются для срезания лишней глины. Их выгибают из стальной проволоки или тонкой полоски (например, из пружины от старого будильника).
На ровную поверхность плинтуса нанесите острым кончиком стеки контурный рисунок рельефа. Затем вдоль контуров проложите на высоту предполагаемого рельефа скатанные или нарезанные из глины валики. Заполните пространства между валиками в пределах контура и пролепите пальцами каждую деталь рельефа. Работая над деталями рельефа, нужно постоянно следить, чтобы конфигурация их позволяла гипсовой форме свободно отделяться от изразца. На рисунке показано, какие профили рельефа модели допустимы, а какие нет.
Завершают лепку разделкой рельефа. Стеками-петельками выберите углубления. Одновременно с помощью стек придайте деталям более четкую и выразительную форму. Окончательно выгладите поверхность модели мягкой тряпочкой, смоченной водой.
Стадии лепки модели изразца: 1 — лепка плинтуса и нанесение контурного рисунка; 2 — лепка валиков вдоль контуров; 3 — лепка деталей рельефа; 4 — окончательная разделка рельефа.
ИЗГОТОВЛЕНИЕ ГИПСОВОЙ ФОРМЫ.
Модель разместите в деревянной опалубке и залейте гипсовым раствором. Его готовят из 7 частей гипса и 10 частей воды. В гипсовку, изготовленную из половинки резинового мяча, влейте вначале воду, затем, помешивая, всыпайте постепенно гипс. Напоминаем, что гипсовый раствор сохраняет необходимую текучесть только 2-3 минуты. Через 7-8 минут он теряет пластичность, а через 15-20 минут окончательно затвердевает. Поэтому работать нужно быстро.
Смочите глиняную модель чистой водой из пульверизатора до появления легкого блеска. Нанесите на модель тонкий слой жидкого гипса, внимательно следя за тем, чтобы все ее участки были полностью закрыты. Затем вылейте оставшийся гипс, заполнив опалубку до краев. Как только гипс затвердеет, а это произойдет, как мы уже говорили, через 15-20 минут, снимите опалубку и просушите форму вместе с моделью в течение нескольких часов. При высыхании глина уменьшается в объеме и легко отделяется от гипса. Освобожденную от глиняной модели гипсовую форму промойте и окончательно просушите.
Изготовление гипсовой формы и тиснение в ней изразца: 1 — заливка гипса в опалубку; 2 — набивка формы глиняной массой; 3 — выравнивание тыльной стороны изразца; 4 — проделывание отверстий в румпе.
Если осторожно обращаться с гипсовой формой, то в ней можно изготовить около 200 изразцов. Форму положите на стол и начните заполнять ее глиной. Вначале на все участки формы положите тонкий слой мягкой глины, вдавливая ее пальцами как можно плотнее в мельчайшие углубления рельефа. Затем постепенно накладывайте следующие слои, не переставая пальцами и ладонями уплотнять их. Когда форма будет заполнена глиной, правильцем выровняйте тыльную сторону изразца. Слепите из глины четыре прямоугольных бруска примерно одинакового сечения. На тыльную поверхность изразца нанесите стекой насечки и прикрепите бруски так, чтобы они образовали квадратный ящичек — так называемую румпу. В четырех местах румпы просверлите небольшие отверстия. Потом, когда изразец будет готов, в эти отверстия вы вставите проволоку, которая удержит изразец в растворе кирпичной кладки. Обычно изразец крепят в сыром растворе одновременно с укладкой кирпича.
Итак, мы закончили формовку. Остается только подождать, чтобы изразец слегка подсох, и легким встряхиванием отделить его от гипсовой формы.
ЛОЩЕНИЕ И ОБЖИГ.
Прием декорирования, называемый лощением, заключается в том, что всю поверхность или отдельные участки изделия натирают гладким предметом (камнем-голышом, полированной косточкой, стеклянным пузырьком, стальной ложкой и т.д.). При этом лощеные поверхности приобретают мягкий ровный блеск, который после обжига усиливается.
Перед лощением изразец нужно подсушить до такого состояния, когда глина уже теряет пластичность, но еще не затвердевает окончательно. Такое состояние художники называют кожетвердым.
В рельефном изразце можно подвергнуть лощению выступающие части, которые будут эффектно контрастировать с приглушенным матовым фоном.
После лощения изразец в течение нескольких суток высушивается окончательно. Точное время сушки указать трудно, так как оно зависит от массы изразца и температуры помещения.
Просушенный изразец обжигается при температуре 900—950°С в течение 3-4 часов. Для обжига применяют муфельную печь. Муфельную печь можно сделать своими руками из доступных материалов. Описание простой муфельной печи вы найдете в разделе «Домашнему мастеру». Обжигать можно сразу несколько изразцов, наиболее рационально используя объем рабочей камеры печи. Чтобы расположенные друг над другом изразцы не слипались, между ними по углам кладут кусочки битого кирпича.
После завершения обжига изразцы должны медленно остыть в закрытой камере муфельной печи.
Обожженную, но не покрытую глазурью глину называют терракотой.
Терракотовый изразец можно расписать так называемым холодным способом — он доступен и прост. Для росписи применяются обычные масляные краски. Они не требуют повторного обжига, так что художник сразу же видит результаты.
Перед росписью терракоту пропитывают два-три раза натуральной олифой, просушивают в течение суток и только потом приступают к росписи. После высыхания красок изразцы покрывают тонким слоем масляного лака для придания им блеска.
Декорированные холодной росписью изразцы можно смело использовать для облицовки печей, так как они выдерживают довольно высокую температуру и многие годы сохраняют свой первоначальный вид.
1 — способ приготовления толченого стекла, рожок и воронка для нанесения цветных ангобов; 2 — роспись изразца кистью; 3 — глазурование обливанием и готовый изразец.
Ангоб — это глина, разведенная до консистенции жидкой сметаны. Ангобы разных цветов можно получить двумя способами.
Первый — подобрать различные глины, которые после обжига дадут самые разнообразные цвета, от белого до почти черного. Эти глины можно и смешивать, добиваясь множества оттенков. В вашем распоряжении будут красные, коричневые, серые тона. Здесь необходим эксперимент еще до росписи — обжиг разных ангобов и их смесей.
Второй способ — окраска белого ангоба термостойкими гуашевыми красками. Подойдут, например, кобальт синий, кобальт зеленый, окись хрома. Роспись ангобами производится до обжига, когда изразец находится в кожетвердом состоянии.
Перед росписью изразец нужно покрыть тонким слоем белого ангоба. Опустите изразец на несколько секунд в чистую воду, а затем его лицевую сторону окуните в ангоб. Когда белый ангоб немного подсохнет (но не совсем!), можно начинать роспись.
Цветные ангобы наносятся на изразец кистью, рожком, воронкой, резиновой грушей или пипеткой. Рожок изготовляют из коровьего рога, воронку — из куска жести. В конце воронки и рожка вставляют соломинки или тонкие пластмассовые трубочки. Толщина линий, наносимых на поверхность изразца, будет зависеть от скорости движения рожка или воронки.
Расписанный ангобами изразец обжигается так же, как и обычная терракота. Но тут нужно иметь в виду вот что. Если вы не собираетесь потом покрывать изразцы глазурью, лучше заранее, еще до росписи, добавить в ангобы флюс — он значительно увеличит их прочность.
Наиболее простой и дешевый флюс — толченое стекло. Толкут стекло в ступке или любой другой металлической посудине с толстыми стенками. Пест должен быть стальным, с массивным бойком. Толочь стекло нужно осторожно, обязательно в рукавицах и защитных очках. Чтобы стекло не разлеталось, на ступку и пест надевают полиэтиленовый пакет. Ступку устанавливают на торец массивного кряжа или на тяжелую стальную плиту. Толченое стекло нужно просеять через сито из капроновой ткани (можно от старого чулка). Для обечайки сита подойдет консервная банка. Просеянное стекло добавляют в ангобы — от 10 до 30% к массе ангоба.
Чтобы получить глазурь, заваривают жидкий крахмальный клейстер и добавляют в него, постоянно помешивая, порошок из толченого стекла. Как только смесь приобретет консистенцию сметаны, глазурь готова.
Глазуровать можно и нерасписанные изразцы, и расписанные ангобами. И те и другие перед глазурованием должны пройти обжиг.
Глазурь наносят на поверхность изразца окунанием или обливанием. Изразец во время обливания можно держать над широкой посудиной за румпу, а можно установить на специальное приспособление, согнутое из толстой проволоки. Чтобы на отдельных участках изразца не образовались толстые наслоения, поливайте его равномерно. Влага из глазури быстро впитывается в поры изразца, а на поверхности остается удерживаемый клейстером тонкий матовый слой порошкового стекла.
Красный терракотовый изразец. Середина XVII в. Из церкви Николы Мокрого в Ярославле.
Высохшую керамику вновь обжигают в печи. При этом клей выгорает, а частицы стекла оплавляются и сплошным тонким слоем покрывают изразец. Чтобы глазурь не потрескалась, изразцы должны остывать медленно вместе с выключенной печью.
Автор: Г.Я. Федотов
Немного истории
Но сначала, давайте поговорим, о том, что такое изразцы и откуда они появились?
Начнем с того, что изразцы недопустимо относить исключительно к декоративной отделке. Эти изделия не только служат украшением для печей или каминов. Они создают уникальный художественный образ и стиль. Нарядная облицовка притягивает взоры окружающих. На цветные изразцы можно смотреть бесконечно долго, находя все новые и новые детали, моменты, повороты орнаментов и сюжетов. Изразцы – это не просто украшение, это часть целой культуры и традиции. (См. также: Как обложить печь плиткой)
Изразцовые печи появились в России много столетий тому, еще в XVI веке. Изразцы стали важной частью русской культуры. В результате чего был сформирован самобытный старорусский стиль, который характеризуется разноцветной, яркой росписью, замысловатыми сюжетами и сложными растительными орнаментами. Стоит также отметить, что изразцовые печи были в почете у многих состоятельных людей, печи с такой облицовкой встречались в царских резиденциях, боярских теремах, и жилищах богатых горожан.
Мастера не жалели своих сил на то, чтобы угодить своим влиятельным и капризным заказчикам. Благодаря такому усердию было изобретено невероятное количество художественных и технических приемов, которые сегодня позволяют создавать самые настоящие керамические шедевры. А русская печь с изразцами давно стало символом культуры целого народа.
Но со временем все поменялось, после того, как знать стала копировать западноевропейскую моду. В XIX столетии состоятельные господа стали предпочитать голландским изразцовым печам, с их монохромным декором. (См. также: Как класть печь)
Изготовление модели
Плитка может быть как с гладкой поверхностью, так и с рельефной. В первом случае все, что потребуется сделать своими руками – это изготовить плинтус, то есть плоскую основу плитки. Рельефный рисунок потребует больше усилий и старания.
- Глиняный комок расплющивается в лепешку. Края лепешки обрезаются стеком или ножом для придания формы. Размеры плитки определяются с учетом размеров муфельной печи, в которой проводится обжиг. Поверхность плинтуса, выравнивается правильцем, можно использовать металлическую линейку.
- На поверхность наносится рисунок будущего рельефа с помощью скульптурных стеков.
- Из глины скатываются тонкие валики и выкладываются вдоль линий рисунка. Затем заполняется пространство между валиками.
- С помощью стеков выравниваются края для придания четкости контуров. Затем рельеф выглаживается влажной тряпочкой. На фото представлен образец с выпуклым рисунком.
Изготовление формы
Так как форма производится из гипса, то этот этап работ требует определенной сноровки. Гипс застывает через 20 минут после приготовления и за этот срок следует успеть сделать форму.
- Предварительно монтируется опалубка – рамка из дерева с параметрами, совпадающими с размером плитки.
- Изготавливается гипсовый раствор из соотношения 7 к 10 гипса и воды соответственно.
- Модель помещается в рамку и сбрызгивается водой, покрывается слоем гипса.
- Затем в опалубку заливается весь объем гипса, а спустя 20 минут, когда гипс застынет, она снимается. Форма и модель просушиваются вместе. Высохшая глиняная модель теряет объем и легко отделяется.
- Форма промывается и высушивается.
Изразцы
Это разновидность кафеля специальной коробчатой формы. Они известны с незапамятных времен и на протяжении тысячелетий служили прекрасным средством для украшения.
Существенным отличием изразца от обычной плитки является форма: обратная сторона изделия имеет вид коробки и крепится на поверхности печи с помощью вделанных в кладку штырей или проволоки. Крепления эти должны быть предусмотрены заранее и устанавливаются по мере сооружения. Если штыри не крепились, то облицевать печь изразцами невозможно.
В зависимости от формы изделия и применения различают несколько видов.
- Плоские – предназначены для установки на ровную поверхность.
- Карнизные – используются для оформления порталов над карнизами.
- Цокольные – размещаются между полом и последним рядом плоских плиток.
- Угловые – предназначены для укладки на угол.
- Фасонные – с их помощью декорируются выпуклые углы.
Изразцы изготавливается из глины. Ее коэффициент расширения при нагреве совпадает с соответствующим показателем керамического кирпича, поэтому вопреки расхожему мнению, плитка ни в коем случае не снижает теплоотдачу.
Сколько стоят?
Изразцы для украшения интерьера вы можете приобрести в специализированных магазинах. Опытные консультанты смогут быстро сделать подсчет необходимого количества товара. Они помогут вам определиться со стилем и рисунком, а также сориентируют по стоимости.
Стоит учитывать то, что отделка печи изразцовой плиткой обойдется вам намного дороже, чем другими материалами. В среднем цена одной детали такой отделки — 300 руб.
Стоит обратить внимание на то, что все цены условные. Предоставив продавцу эскиз печи и ее параметры, вы можете узнать точную сумму.
Изразцовые печи: историческая справка
Изразцовые печи были широко распространены на Руси уже в XVII в. Увы, до наших дней большинство из них дошло в разрушенном или многократно перестроенном виде, так что восстановить первоначальный облик крайне сложно; можно лишь предположить, что все такие печи топились по-белому.
Немногочисленные сохранившиеся экземпляры (в доме купчихи Шумиловой в Гороховце, в доме купца Шарапова в Торопце, в Новодевичьем монастыре, Троице-Сергиевой Лавре и др.) представляют собой прямоугольные в плане сооружения с дымооборотом, но без лежанок, духовок и конфорок. То есть служили они исключительно для отопления. Такие печи устанавливали в углу помещения или специально обустроенном проёме (чтобы обогревать две смежные комнаты). Порой конструкцию оборудовали топливным каналом, что позволяло топить из сеней.
Зато сами изразцы сохранились во множестве. В XVI в. они украшались рельефным узором без росписи и глазуревого покрытия и имели цвет обожжённой глины. В следующем столетии господствовали рельефные расписные и зелёные глазурованные («ценинные» и «муравлёные») изразцы, а при Петре I распространение получили гладкие белые плитки с синим узором («дельфтские кафли»).
Подготовка глины
Изготовить изразцы можно своими руками. Для этого потребуется муфельная печь, стеки или ножи, и очищенная пластичная глина. Глину можно собрать самостоятельно и обработать, чтобы добиться нужного качества.
- Куски глины размещаются на деревянном настиле и высушиваются. Сушку следует проводить летом или осенью в ясную теплую погоду.
- Сухие комки помещаются в толстостенный ящик и разбиваются трамбовкой до состояния порошка.
- Порошкообразную глину просеивают через мелкое сито для удаления камешков, щепок и тому подобного.
- Для качественного отмучивания глины рекомендуется использовать следующее приспособление: в кадке высверливаются несколько, распложенных в вертикальный ряд, отверстий и затыкаются деревянными пробками. Глина помещается на дно и заливается водой в соотношении 1:10. По мере высветления раствора вытаскивается пробка и сливается вода. В результате на дне должен образоваться плотный слой и слой жидкой глины. Последняя и является целью процесса.
- Жидкая глина сливается в деревянный ящик и высушивается. Материал должен приобрести густоту сметаны. После чего глина перемешивается руками несколько раз. На фото демонстрируется готовая пластичная глина.
Что представляет собой печной изразец
Изразец – это керамическая плитка особой коробчатой конструкции. Ее поверхность может быть шероховатой, если это терракота, либо глянцевой, если это майолика. Плитка также может быть гладкой или с рельефным рисунком. Основное отличие изделия – коробчатый выступ с отверстиями, так называемая румпа. Отверстия предназначены для проволоки, концы которой замуровываются в швах между кирпичами в процессе кладки.
Как устроен изразец
Традиционная облицовка изразцами не предполагает использования ни клея, ни мастики. При такой отделке между изразцами и печной поверхностью образуются особые «воздушные подушки». Они поддерживают длительную теплоотдачу, аккумулируют тепло и равномерно распределяют его по всей площади. Именно поэтому знатоки говорят, что печь, облицованная изразцами, дает нежное тепло. Обжечься об нее невозможно.
Формовка изразца
Качественно сделанную форму допускается использовать до 200 раз. Процесс изготовления плитки своими руками таков.
- Форма заполняется подготовленной глиной: сначала выкладывается тонкий слой, чтобы тщательно заполнить все детали рельефа.
- Затем накладываются последующие слои.
- После заполнения формы тыльная поверхность выравнивается правильцем. Затем стеком наносят насечки в форме квадрата.
- По линиям квадрата выкладываются глиняные бруски в форме ящичка – румпы.
- В углах румпы высверливаются отверстия для проволоки. На фото – обратная сторона изделия с румпой.
- После того как глиняный изразец подсохнет, его можно извлечь из формы.
Обжиг изделия
Последний этап изготовления – обжиг. Предварительно плитки высушиваются в течение 3–5 суток. Время сушки зависит от размера и толщины изделия. Обжиг проводится в муфельной печи при 900–950 С. Как правило, процедура занимает до 4-х часов. После обжига изделия остаются внутри камеры до полного остывания.
Плитки пропитываются олифой 2–3 раза и вновь высушиваются. После сушки можно приступить к росписи. Для этого используются масляные краски.
Как сделать изразцы для печи своими руками Рекомендуется после окончания росписи покрыть изделия масляным лаком. Изготовленные таким образом изразцы – жаропрочные, и могут быть использованы для облицовки.
Наиболее стандартной отделкой поверхности камина или печи считается кирпич. Но не всегда подобное оформление удачно сочетается с дизайном помещения. Создать изящный и неповторимый вид готового отопительного устройства поможет облицовка плиткой или изразцами. В статье речь пойдет об отделки печи изразцами.
Источник