- Изготовление меха для гармони своими руками
- Виды гармоней
- Гармонисты
- Фабрики и мастера
- Видео
- Файлы
- Устройство и ремонт
- Изготовление меха и уголков.
- Пой,гармоника!
- Всё о гармони и гармонистах
- Изготовление меха для гармони
- Раскрой и гофрирование картона
- Приклеивание гофры к рамкам
- Вязка углов и приклеивание лайковых ромбиков
- Требования к лайке
- Оклейка тканью,дермантином,установка меховых уголков
- Тонкости различных операций
- Изготовление меха для гармони своими руками
- Как сделать мех?
Изготовление меха для гармони своими руками
Виды гармоней
Гармонисты
Фабрики и мастера
Видео
Файлы
Устройство и ремонт
Изготовление меха и уголков.
Восстанавливаю напрочь разбитую гармонь шуйской фабрики(Лилия помоему называется) она трехголосная в деревянном корпусе. Мех восстановлению не подлежит поэтому делаю вновь. Каркас уже сделал. Электрокартон найти не удалось сделал из обычного ватмана формата А-1 склеенного в два слоя.Там почти на 14 борин хватает немного наставил.
Главное не торопиться и все действия по порядку продумать. Я взял ватман формата а-1 разметил его карандашом на ширину и длину борин(там почти на 14 хватает)немного наставлял разметил срезы под уголки вырезал размеченный прямоугольник(срезы под уголки не вырезаются) наклеил размеченный лист на такого же размера чистый(все очень хорошо клеится клеем ПВА)итак все 4 стороны меха . Затем самое сложное ровно все это дело согнуть.Проводил по размеченным линиям (по каждой раза три тонким концом ножниц с закругленными концами) все это с одной стороны которая размечена независимо от направления сгиба(внутрь или наружу)если с разных сторон проводить неровно получится.Ну и сгибал потом очень аккуратно не торопясь.После сгибания вырезаются размеченные заранее углы затем все 4 стороны приклеиваются к рамкам вырезанные уголки склеиваются тонкой бумагой далее вклеиваются кожаные уголки затем оклеивается лицевая сторона меха надеваются железные уголки ну и сверху всего этого дермантиновые полоски. Можно и внутри полоски ситца наклеить для прочности. Ну вот в кратце и все.
каркас меха на 14 борин и для примера два разных уголка из разной жести. рамки от старой шуйской гармони.
1.Почему срезы углов ватмана не плотно прилегают друг к другу.Они не под 45 град. обрезаны?
2.Делать мех как я понял лучше из эл.картона?
3.У меня мех обклеен сатином. Снаружи это понятно декор, а изнутри зачем?
4.Розовые полоски внутри, это что за материал? И какой в идеале должен там быть?
5.Склейка тонкой бумагой по углам, это для удобства дальнейшей работы, или тех. необходимость?
7.Из чего должны быть сделаны уголки, которые герметизируют борины между собой? Их конфигурация и как они вклеиваются.
Это уже не уголки, а ромбики из квасцовой лайки. «Заклеивают угловые вырезы в каркасе меха лайковыми ромбиками. Чтобы контуры ромбиков были незаметными после оклейки меха тканью, их края по всему периметру (со стороны ворса) срезают острым ножом на клин. Подготовляют лайковые ромбики к приклейке. Для этого ромбик загибают по поперечной (короткой) оси так, чтобы лицевые стороны острых углов прилегали друг к другу. В этом положении два тупых угла ромбика сжимают вместе ворсистыми сторонами пальцами левой руки, а правой рукой сжимают острые углы ромбика и вытягивают последний до предельного удлинения.»Еще вопрос.
Когда каркас оклеивается декором? По моему делать это лучше перед склейкой,на каждой отдельной стороне каркаса. Собранный каркас,мне кажется сложнее оклеивать
Последовательность: ромбики, ситец, уголок и обводка (полоски дерматина). Одно другое перекрывает.
А как нам это клеить ромбик поможет?
Он после вытягивания должен сохранить приданную ему форму?
Источник
Пой,гармоника!
Всё о гармони и гармонистах
Изготовление меха для гармони
Изготовление меха для гармони и любых других музыкальных инструментов, имеющих воздушный мех(баян, аккордеон) ведут в определенной последовательности(кстати, вот здесь можно посмотреть видео изготовления меха на некоторых этапах в заводских условиях).
Раскрой и гофрирование картона
Сначала заготовки раскраивают для каркаса из картона при помощи ножа и линейки или механическими ножницами. Затем эти заготовки гофрируют вручную c помощью упорной линейки или на гофрировальном станке.
В собранных заготовках для меха увлажняют ребра борин и закладывают заготовки в зажимы, в которых их сушат в течение 8-10 ч. После этого заготовки срезают на «ус» по длине вручную или на круглопильном станке и в течение 4-6 ч выдерживают под прессом.
Приклеивание гофры к рамкам
Убедившись, что стенки меха не образовали перекоса и нет деформаций, фиксируют это положение стенок на меховых рамках, а затем приклеивают их с последующей запрессовкой на винтовом прессе и сушат сначала под прессом в течение 2-3 ч, a затем после пресса 4-5 ч.
Вязка углов и приклеивание лайковых ромбиков
Часто в гармонях, баянах и аккордеонах встречаются меха , пропускающие воздух через вершины углов, приклеенных полосками хлопчатобумажной ткани, и через клеевые соединения лайковых ромбиков.
Этот производственный дефект является скрытым, трудно обнаруживаемым при определении качества и приводящим даже новый мех в полную негодность.
Чтобы эти клеевые соединения получились высокого качества, выполняют следующие работы:
- приклеивают полоски хлопчатобумажной ткани (связок) к поверхности срезов картона у самых вершин уголков меха. При склеивании полосок парные уголки картона (или прессшпана) прижимают друг к другу и в этом положении уголков наклеивают на них полоски ткани;
- подготавливают лайковые ромбики к приклейке. Для этого ромбик загибают по поперечной (короткой) оси так, чтобы лицевые стороны острых углов прилегали друг к другу. B этом положении два тупых угла ромбика сжимают вместе c ворсистыми сторонами пальцами левой руки, а правой рукой сжимают острые углы ромбика и вытягивают последний до предельного удлинения. При вытянутом положении ромбики принимают форму, удобную, для плотного прилегания как к вертикальным, так и к горизонтальным поверхностям складок и способствуют прочному приклеиванию к боринам меха. При недостаточной эластичности и малом удлинении лайки при растяжении на всех сторонах ромбиков делают надрезы (по 2-3) длиною до 7 мм. Чтобы контуры ромбиков были незаметными после оклейки тканью меха, их края по всему периметру (со стороны ворса) срезают острым ножом на клин;
- заклеивают угловые вырезы в каркасе меха лайковыми ромбиками. Для выполнения этой операции каркас меха разжимают до возможного предела и в таком положении наносят ровный слой клеевого раствора на участки борин (около угловых вырезов); спустя 10-15 мин, в течение которых смазанные клеем участки борин пропитываются клеем, приклеивают ромбики.
Убедившись, что склейка ромбиков довольно прочная и при сжатом положении каркаса не образуются разрывы по клею,мех сжимают, закладывают под пресс и выдерживают под ним в течение 4-6 ч.
Требования к лайке
Лайка для ромбиков должна быть квасцовая, обессоленная, хорошо продубленная, c мелким равномерным ворсом, плотная,эластичная, тягучая, мягкая на ощупь. Лицевая сторона ее должна быть гладкой, плотной и чистой, без жировых налетов. Окраска ее должна быть однородной и равномерной. Толщина лайки — в пределах 0,4-0,5 мм (ГОСТ 3673-47).
Оклейка тканью,дермантином,установка меховых уголков
Затем будущий мех опять кладут на 3-4ч под пресс. После выдержки наклеивают бортовую лайку на фальцы меховых рамок. Допускается использование для этой цели мягкой микропористой резины толщиной до 2,0 мм.
Тонкости различных операций
Меховые рамки должны быть одинаковыми по размеру. B противном случае образуется перекос меха. Клеевые соединения должны быть прочными и обеспечивать полную герметичность.
При склеивании углов соседних борин меха все углы стягивают друг к другу с одинаковой силой.
Клеевой раствор не следует наносить на большое количество меховых борин, так как клей быстро застывает.
В процессе склеивания лайку прижимают к клеевому раствору постепенно, не выжимая клея. Участок лайки, прилегающий к нижнему изгибу борин, следует тщательно прижимать специальной гладилкой, так как пальцы руки не доходят до дна борин.
Ширина бортовых лайковых полосок, служащих для создания герметичности между корпусом и мехом, должна быть не более 5 мм.
Полоски бортовой лайки должны иметь одинаковую толщину.
Вот так делаю меха лично я:
Сергей Акимов
Фотографии Алексея Мехнецова
Источник
Изготовление меха для гармони своими руками
Для изготовления меха использовался (на фабриках):
Прессшпан толщиной 0,5-0,7 мм марки А ГОСТ 6983
Картон электроизоляционный толщиной 0,5-0,6 мм ЭВС ГОСТ 2824-60
Картон электроизоляционный толщиной 0,5мм ЭМЦ ГОСТ 4194-68
Прессшпан (ГОСТ 6983—54) — сильно уплотненный картон, плотность 90 гр/дм2
Информация из интернета:
Во-первых, термин возник в первой половине 20 века, и многие специалисты до сих пор достаточно широко используют его на практике, тогда как службы закупок не могут найти информации по такой продукции (литературы в бумажной отрасли с тех времен не выпускалось либо выпускалось в ограниченном объеме).
Во-вторых, многие страны Евросоюза применяют этот термин ( Pre ß span ) в описании оборудования в качестве расходных материалов либо при раскрытии технологии в качестве сырья.
В-третьих, термином «ПРЕССШПАН» называли различный материал, что, по требованиям того времени, было приемлемо, сейчас же вносит большую неразбериху, разобраться с которой и является целью данной статьи.
В прошлом в машиностроении применялись сильно глазированные картоны – их и называли прессшпанами. Они изготовлялись из высокосортной макулатуры и содержали в композиции холщевую и хлопчатобумажную полумассу, сульфитную целлюлозу и частично древесную массу, а так же наполнители и проклеивающие материалы. Для большей сомкнутости структуры они наполнялись железным купоросом с осаждением содой. Недостатком прессшпанов являлись отсутствие гарантии пробивной напряженности и малая долговечность.
Для повышения электроизоляционных свойств в композиции картона стали применять те же, но более чистые волокнистые материалы. Так возникли ЭЛЕКТРОПРЕССШПАНЫ, которые для увеличения термостойкости волокна по-прежнему наполнялись железным купоросом. Дальнейшее повышение требований привело к появлению электроизоляционных картонов. Высокая термическая стойкость волокна позволила отказаться от наполнения картона железным купоросом.
Параллельно с электропрессшпаном возникло понятие ПРЕССШПАН ПЕРЕПЛЕТНЫЙ (ГОСТ 6983-54)– сильно уплотненный лощеный картон, применяемый в переплетном, картонажном и полиграфическом производстве. Согласно ГОСТа, этот картон выпускался толщиной от 0,35 до 1,2 мм марки «А» — из 100% целлюлозы и марки «Б» из 100% макулатуры.
Картон группы ЭВ (изоляция в воздушной среде) выпускался четырех марок:
1. ЭВ – служил и служит для целей изоляции в нормальных условиях. Вырабатывался по ГОСТ 2824-45 (сейчас ГОСТ 2824-86).
2. ЭВП – отличительной особенностью являлся повышенный объемный вес. Вырабатывался по ТУ 47-52 Минбумдревпрома только ролевой 0,1-0,4 мм.
3. ЭВС – (не путать с ЭКС. ) служил для пазовой изоляции автомобильных стартеров, заменяя тонкую фибру. ТУ 57-52 Минбумдревпрома.
4. ЭВТ – служит для изоляции в воздушной среде в наиболее ответственных местах электрических машин и аппаратов. Имеет в композиции гарантированное содержание тряпичной полумассы. ТУ 46-53 Минбумдревпрома.
Картон группы ЭМ (изоляция в среде, заполненной маслом):
1. ЭМ – служил для изоляции в масляной среде в обычных условиях. Вырабатывался по ГОСТ 4194-48 (сейчас 4194-88).
2. ЭМТ (ТМ) – служит для изоляции в масляной среде при высоком напряжении. Вырабатывался из 100% тряпичной полумассы (из новых хлопчатобумажных обрезков).
Электрокартон ЭВ – электроизоляционный материал, изготавливаемый из 100% сульфатной хвойной небельной целлюлозы или тряпичного волокна. Электрокартон применяется для электроизоляции электрооборудования, а именно: для изготовления конденсаторов; электроизоляционных прокладок; трансформаторов; для изоляции деталей авиа-авто-тракторной электроаппаратуры; переключателей; для пазовой изоляции электрооборудования; защитных сварочных масок и во многих других областях промышленности.
Плотность электрокартона ЭВ 100-115 г / дм2
Источник
Как сделать мех?
- Сообщений: 403
- Спасибо получено: 261
IgorYa.Исусственную кожу можно использовать для ромбиков По мягкости,эластичности
она вполне подойдет.Только будет проблемотично ее хорошо приклеить.Ведь она вся
синтетическая,а ведь еще сверху нужно приклеить и ситец.А угол меха можно попробовать
отремонтировать следующим образом.Сначала нужно очистиь его от клея.Потом заново
сформировать этот угол наклекой кусочков твердой (можно из почтовой открытки)бумаги,
чтобы угол снова стал твердым.Только перед этим конечно еще нужно немного отодрать
сетец и ромбик.Когда угол высохнет и станет твердым,тогда уже можно будет подклеить
ромбик и ситец и уже потом обжать этот угол металлическим уголком.С уважением
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- grin47
—>
- Не в сети
Николай, вы думаете, кожзаменитель будет служить долго? Судя по одежде, у натуральной кожи износостойкость на порядок выше. Тем более, в таких условиях — постоянное сжатие/растяжение.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Николай Писарцев
—>
- Не в сети
- Сообщений: 403
- Спасибо получено: 261
grin47.Ранее я писал,что использовал искусственную кожу,а не кожезаменитель(это
большая разница)для оклейки ребер(борин)меха и служит она уже достаточно долго(года 3,4).Для изготовления ромбиков этот материал я не использовал и сколько он будет
служить в зтом качестве я не знаю.Н.Писарцев.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Игорь Шанин
—>
- Не в сети
- Сообщений: 71
- Спасибо получено: 5
Николай, там еще осложняется всё тем, что у прежнего хозяина изнутри был для жесткости приклеен очень толстый картон. Скорее всего на ПВА. Дак вот, я думаю, может весь этот картон отодрать, и уже всё акуратно переклеить. Вот, только получиться ли отодрать этот картон не повредив борины? С уважением, Игорь.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Николай Писарцев
—>
- Не в сети
- Сообщений: 403
- Спасибо получено: 261
igorYa.А картон приклеен по всему меху или только на сломаном угле? Вам ведь нужно
отремонтировать только конкретный угол.И поэтому может быть снять этот картон только в районе сломаного угла? А вдруг,если начнете снимать весь этот картон,то выявятся
еще какие-то проблемы? Ведь не эря же он был наклеен.Это не такая уж простая работа.
Тут надо все внимательно проанализировать и принять решение.Н.Писарцев.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Игорь Шанин
—>
- Не в сети
- Сообщений: 71
- Спасибо получено: 5
Николай, картон приклеен на половину длинны борины, поэтому меха разжимаются неравномерно.
Меха переклеены потомучто были намочены(скорее всего), а потом, как следствие, сломан картон.
Работа конечно не простая, но так хочется хорошие меха т.к. гармонь в хорошем состоянии.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Николай Писарцев
—>
- Не в сети
- Сообщений: 403
- Спасибо получено: 261
igorYa,Опять же мне не понятно,картон наклеен на половине только одной борины,или на
всех боринах(снизу,сверху,с боков)по всему меху.Ну попробуйте отодрать весь картон,
если клей позволит.А потом наклеить новый по всей длине борин.Видите,что-то посоветовать не видя в каком состоянии мех,трудно.Лучше бы,конечно,сделать новый мех,
но если не изчего делать,то нужно эксперементировать.Ведь выбросить мех всегда можно,только с чем останешься?.А клей для этих целей я использовал ПВА, но только не российский,а Южно-Корейский (FA 500).Он более густой и схватывает быстро.Вот все,что я могу Вам посоветовать.Желаю успеха.Н.Писарцев.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Игорь Шанин
—>
- Не в сети
- Сообщений: 71
- Спасибо получено: 5
Николай, я в данный момент нахожусь в Питере, так что в материалами проблем нет. Думаю решусь таки попробовать сделать свои меха, а пока и с этими поиграю. Спасибо за поддержку. С уважением, Игорь.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Константин Ч.
—>
- Не в сети
- Сообщений: 137
- Спасибо получено: 11
Вопрос к Писарцеву Николаю и к другим братьям
прилагающим свои руки для восстановления и ремонта гармоний.
Перелицовкой меха ещё незанимался,но часто возникает вопрос-заменить ситец!
1.Какую материю можно ещё,или лучше применить?
2.Как снять металлические уголки для следующего их применения?
Приемлемы ли уголки из нрж.стали?
3.Каким клеем оклееть ситец.
С Ув. Константин
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Николай Писарцев
—>
- Не в сети
- Сообщений: 403
- Спасибо получено: 261
Konstantin.Поменять ситец-это еще та морока.Лучше без особой надобности этого
не делать.Материю применяют разную.Сатин,на баянах и аккордионах -более дорогие
ткани,на гармонях в основном ситец.Он более тонок и расцветок меликое множество,и
поэтому мех будет более аккуратен.
Металлические уголки перед снятием нужно сначала немного отогнуть(разжать у
основания,где зубчики впиваются в картон),затем поддеть отверкой за край и он слетит.
Уголки иэ нержавейки я не встречал.Обычно они чем-то анодированы,в простых гармонях-
хуже покрытие(уголки через некоторое время темнеют),в баянах,аккордионах-хорошее, служат долго и в основном не темнеют.И если Вы сумеете изготовить уголки из
нержавейки-почему бы и нет.Ситец я клеил клеем ПВА,но не российским(мне кажется,что
он вообще ничего не клеит),а Южно-Корейским FA-500.Клея наносить нужно минимальное
количество и не на весь мех сразу,а оклеивать каждую борину отдельно.
Потом будет еще проблема-как ровно набить эти уголки и обжать их?Я их обжимал
пассатижами и не всегда удачно.Перед оклейкой меха ситцем хорошо бы его как -то растянуть и зафиксировать.Тогда можно будет мазать клеем все борины одной стороны.
На фабриках,я знаю,есть для этого специальный станок.Вот все,чем я могу поделиться
по этому вопросу.Н.Писарцев.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Источник