Мастер-класс для воспитателей «Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов»
Надежда Головцова
Мастер-класс для воспитателей «Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов»
Мастер-класс для воспитателей
«Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов»
Составила: Музыкальный руководитель Головцова Н. Ф.
Мастер-класс состоит из:
1. Теоретической части…стр. 1
2. Практической части…стр. 2
3. Практической работы…стр. 2
4. Выступления — апробации инструментов…. …. стр. 3
Цель: развитие мотивации по использованию системы элементарного музицирования в организации предметно-развивающей среды в соответствии с принципами ФГОС.
1. Познакомить с особенностями технологии К. Орфа, повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на необходимость системного использование элементарного музицирования в практике.
2. С помощью доступного бросового материала дать идеи для размышления и пополнения предметно-пространственной среды ДОУ по системе элементарного музицирования.
1. Теоретическая часть
Выступление музыкального руководителя по теме: «Использование самодельных ударных и шумовых инструментов в работе с детьми для развития музыкальности». (Приложение). Элементарное музицирование по принципам немецкого музыканта Карла Орфа — это развитие творческого начала, которое, в свою очередь, важно для общего развития личности («для ребенка; с ребенком; исходя из ребенка»). Одна из общих идей, лежащих в основе данной системы: «Каждый узнает лишь то, что сам пробует делать» (Песталоцци). Музыкальное воспитание по Орфу — это не просто приобщение детей к исполнению. «Задача учителя — облечь необходимые упражнения в форму игры, чтобы они стали доступны детям» (Э. Жак-Далькроз). Дети должны не повторять, а создавать собственную детскую элементарную музыку. Музыкальные инструменты широко используются не только на музыкальных занятиях, а также и на физкультурных (бубны, погремушки, на занятиях у психолога (шумелки, шуршалки, у логопеда, а также в каждой группе в музыкальном уголке. Поэтому сегодня мы говорим о том, что они сегодня являются неотъемлемым компонентом предметно-развивающей среды.
Музицирование на детских шумовых инструментах — одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. Именно в музицировании у ребёнка проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и создавать новый образ. Активное включение ребенка в процесс восприятия музыки и ее исполнения, дает возможность увидеть, как он чувствует музыку в целом, в какой мере и насколько наблюдает за развитием музыкального образа. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что игра на ударных и шумовых инструментах предоставляет широкие возможности для работы с детьми по развитию у них музыкальности, позволяет удивительно быстро приобщить ребёнка к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей. Не секрет, что у ребёнка игровое исследование звучащего мира начинается в самом раннем детстве: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики и мебель, пищалки, свистульки, бумага, связки ключей, мешочек с орехами, куда можно запустить руку и услышать чудесный шорох. Раздражающие взрослых звуки доставляют детям наслаждение, и они готовы упиваться ими, особенно если получается ритмично. Дети безотчётно стремятся ко всем предметам, из которых они могут самостоятельно извлечь звуки. В роли музыкального инструмента с одинаковым успехом могут выступать и концертный рояль, и расчёска. Поддерживать этот интерес под силу нам взрослым, которые окружают ребёнка на всех этапах его формирования как личности. Цель приобщения детей к игре на ударных и шумовых инструментах проста – с помощью аккомпанемента подчеркнуть характер, настроение музыки, сделать ее ярче. Роль малыша может быть небольшой и очень простой, но качественно необходимой для его саморазвития. Создать ударные и шумовые игрушки — инструменты можно самостоятельно. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов. Наблюдая процесс изготовления игрушек – самоделок, ребёнок начинает понимать, откуда берутся звуки, ведь именно самодельные музыкальные инструменты будят творческую мысль. Вовлечение дошкольника в процесс создания детских музыкальных инструментов даёт ему много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно к звуку, с большей активностью включаться в коллективную деятельность. Главное создать атмосферу радости, обеспечить право детей на выдумку и творчество. Только в такой атмосфере может рождаться и совершенствоваться личность. Для работы с детьми хорошо иметь достаточно разнообразные простейшие инструменты. Желательно, чтобы они были сделаны из материалов, обеспечивающих лучшее звучание: дерево, пластмасса, косточки. Чтобы обогатить музыкальный опыт дошкольника лучше чередовать инструменты различного тембра.
2. Практическая часть
Ознакомление участников мастер- класса с поделками и материалом, из которого они изготовлены. Сегодня я хочу представить Вам самодельные музыкальные шумовые инструменты, которые можно изготовить из бросового материала:
1. Колокольчик (украшенная верхняя часть пластиковой бутылки)
2. Шумелка (бутылочка из-под питьевого йогурта с крупой)
3. Барабан (пластиковое ведро и использованные фломастеры)
4. Шейкер (скрепленные верхние части пластиковых бутылок с крупой или мелкими пластиковыми шариками)
5. Звонкие рукавички (сшитые из легкой ткани рукавички с нашитыми на них разноцветными пуговицами)
6. Курская трещотка (покрашенные деревянные линейки, надетые по очереди с бусинами на леску, с двух сторон из бусин колечки для пальцев);
7. Пластиковые шарики, крупы (горох, рис, гречка, пшено) для звучания.
Чтобы музыкальные инструменты были яркими, привлекательными для детей, можно использовать самоклеящуюся бумагу, цветную бумагу, пайетки, разноцветную тесьму и т. д.
3. Практическая работа
Музыкальный руководитель раздаёт материал для работы и демонстрирует способы изготовления музыкально-шумовых инструментов. Сегодня я предлагаю вам изготовить музыкальные инструменты из того материала, который лежит у вас на столе.
Методы и приёмы: Показ приёмов изготовления, словесные указания. Материалы и оборудование: ножницы, цветная самоклейка или цветная бумага, клей, гуашь, кисточки, скотч, крупа, бусинки, леска, ленточки, линейки, материал для украшения.
Инструкция по изготовлению музыкального инструмента «Барабан» Для изготовления потребуются: ведерко из-под майонеза, цветная самоклеящаяся бумага (можно для яркости цветную фольгу, широкую тесьму, скотч широкий, использованные фломастеры). Ведерко из-под майонеза обклеить цветными полосками из самоклеящейся или цветной бумаги. Привязать тесьму. Приложить фломастеры. Инструмент готов!
Инструкция по изготовлению музыкального инструмента «Погремушки – шумелки». Для изготовления потребуются: контейнеры от «киндер – сюрпризов», суши палки, бусинки, крупа, разноцветная тесьма и цветной и простой скотч для декорирования. В контейнеры от «киндер – сюрпризов» насыпать крупу, с помощью скотча прикрепить их к суши-палкам. Для красоты декорировать цветным скотчем и другими украшениями место крепления, а также сами суши-палки. На кончиках погремушках привязать разноцветную тесьму.
Инструкция по изготовлению «Колокольчика». Емкость из-под картофельного пюре или йогурта, в которой делаются два отверстия и продевается атласная лента. На атласной ленте внутри пластмассового колокольчика крепятся различные звенящие детали (рыболовные колокольчики, железные ключи, болтики и. т. д.)
Инструкция по изготовлению «Трещотки» На разделочную доску или фанеру приклеиваются цветные карандаши.
4. Выступление – апробация инструментов.
Ну, вот наши инструменты готовы, и мы сейчас их испытаем. Сейчас прозвучит музыка и каждый раз по показу дирижёра – меня будет звучать ваш музыкальный инструмент.
Полюбуйтесь наш оркестр: Инструменты хороши!
Виртуозы — музыканты – вам сыграют от души!
«Музыканты мы сейчас» муз. Г. Вихаревой
1. Посмотрите — ка на нас! Музыканты мы сейчас.
Колокольчики звенят и скучать нам не велят (играют колокольчики)
2. Посмотрите-ка на нас музыканты мы сейчас
Барабаны взяли громко заиграли! (игра на барабанах)
3. Посмотрите – ка на нас музыканты мы сейчас,
Вот они колотушки и звонкие погремушки! (игра на колотушках и погремушках)
4. Посмотрите – ка на нас музыканты мы сейчас,
Яркие трещотки ритм свой знают чётко (игра на трещотках)
5. Посмотрите – ка на нас музыканты мы сейчас,
Дружно с музыкой живем, никогда не устаем! (играют все инструменты).
Вот умолкли инструменты, слышу я со все сторон,
раздались аплодисменты! Музыканты на поклон!
Спасибо! Ну и хочу отметить, что дети очень любят играть на музыкальных инструментах, этот интерес – потребность озвучить то или иное музыкальное произведение. Музыкальные инструменты, сделанные своими руками, привлекают детей своей простотой и необычностью. Знакомый материл, который ребенок видит каждый день, пробуждает фантазию ребенка и может сам, или с помощью родителей, педагогов попробовать сделать такой же инструмент. Созданные своими руками музыкальные инструменты, отвечают всем принципам построения предметно-развивающей среды по Федеральным государственным стандартам. Спасибо за внимание!
Прикреплённые файлы:
prilozhenie-k-master-klasu-prezentacija-microsoft-office-powerpoint_to0nl.pptx | 18203,35 Кб |
Фотоотчет о создании оркестра шумовых инструментов Учебной программой дошкольного образования в образовательной области «Искусство. Музыкальная деятельность» определена цель музыкального.
Фотоотчёт «Изготовление самодельных шумовых музыкальных инструментов детьми старшей группы» С детьми старшей группы был проведён мастер-класс по изготовлению шумовых музыкальных инструментов. Из пластиковых бутылочек из-под питьевого.
Картотека ритмических игр с использованием шумовых инструментов «Строим дом». Педагог и ребёнок проговаривает слова, прохлопывая каждый слог в ладоши, или ударяя кулачками, друг о друга. Можно использовать.
Мастер-класс «Изготовление музыкальных инструментов из подручного материала» совместно с родителями и детьми Уважаемые коллеги, вашему вниманию, представляемМАСТЕР – КЛАСС — «Изготовление музыкальных инструментов из подручного материала» совместно.
Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов .
Мастер-класс по изготовлению шумовых инструментов из бросового материала «Маракас» » Мастерим маракас сами своими руками»Нам, музыкальным руководителям, как всегда, приходится включать свою фантазию, чтобы изготовить то,.
Мастер-класс по изготовлению шумовых инструментов «Зимний оркестр» Сколько радости доставляют детям встречи с музыкой! Наряду с традиционными музыкальными инструментами мы используем в образовательной.
Мастер-класс по изготовлению шумовых инструментов «Шум дождя» Мастер-класс «Шум дождя». Шумовые инструменты в жизни ребенка занимает особое место. Они развивают ритмический, тембровый слух, развивают.
Мини-музей музыкальных инструментов «Гусельки» .
Проектная деятельность в ДОУ «В стране музыкальных инструментов» Мир музыки интересен и важен для всех. В начале учебного года в ДОУ запущен музыкально – образовательный проект для детей старшей и подготовительной.
Источник
Мастер-класс для родителей «Изготовление музыкальных шумовых инструментов»
Наталия Сергеева
Мастер-класс для родителей «Изготовление музыкальных шумовых инструментов»
«Изготовление музыкальных шумовых инструментов»
• Создание группы шумовых инструментов для дальнейшей работы в доу.
• Обеспечение тесной взаимосвязи детского сада и семьи в реализации задач музыкально-эстетического развития детей
• Пропаганда среди родителей необходимости музыкального воспитания детей, приобщения их к основам музыкальной культуры
• Развитие исследовательских, коммуникативных, артистических, творческих навыков, музыкальных способностей.
• Развитие внимания, мышления, творческих способностей, представлений об окружающем мире
• Привлечение родителей к организации процесса музыкального воспитания
• Достижение положительных результатов в музыкально-эстетическом развитии ребёнка совместными усилиями родителей и детского сада
Я рада приветствовать вас у нас в гостях. А чтобы нам с вами было комфортнее, я предлагаю вам поделиться хорошим настроением, поприветствовать друг друга.
И так все в хорошем настроении.
Собрались мы здесь не зря.
Что нас всех объединяет?
Все послушаем загадки,
И в кроссворд внесём отгадки…
1. Поиграем со словами,
Поиграем вместе с вами,
Я – проказник, он – проказник
Приглашаем всех на (праздник).
2. Кто на вопросы мне ответит,
Кто расскажет про все вокруг?
Да, волшебники есть на свете,
Книга – лучший спутник и (друг).
3. Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок.
Выполз из пеленок маленький (ребенок).
4. Здесь всегда гурьбой веселой
Любят дети поиграть.
И пора им (отдыхать).
5. Отгадайте-ка загадку –
Подскажу я вам разгадку!
Где встречаются цари,3
Золушки и короли?
Кто научит нас добру,
Лени дать отпор и злу?
Кто совет нам да подсказка?
Ответ готов! Ведь это (сказка).
6. Папа, мама, старший брат,
Маша, дедушка Игнат –
Много разной тут родни.
А все вместе кто они? (семья)
Какое же волшебное слово получилось у нас?
Музыка, правильно!
А теперь я предлагаю в путешествие отправиться!
Музыкально-ритмическое упражнение «Мы едем»
Королева музыки вас приглашает и мастерскую открывает
Сегодня мы с вами сделаем музыкально-шумовой инструмент своими руками «Шумелку».
Для конструирования нужно не так уж и много — желание
и чуть-чуть выдумки!
Присаживайтесь за столы….
Перед вами тарелочки с различными наполнителями для шумелок:
гречка, рис, мелкие камешки, семечки, пуговички, крупа
для родителей: ножницы, самоклеющаяся бумага.
Наполняйте свои баночки, закручивайте крышку и украшайте вместе с мамами, проявите фантазию.
Какая красота у нас получилась.
Давайте попробуем поиграть….
«Шумовой оркестр»
Я предлагаю поставить наши новые инструменты в музыкальный уголок.
Нет ничего прекрасней на свете
Счастливой и дружной семьи,
Где мамы и папы, и внуки, и дети,
Живут в мире, дружбе, любви!
«Песня про семью»
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Окружающий нас мир состоит из звуков; громких и тихих, ласковых и тревожных, Музыка присутствует всюду. Люди часто не замечают, что каждый предмет таит в себе совершенно неожиданное предназначение. Что бы понять это, достаточно чуть-чуть воображение и еще желание дать новую жизнь вещям, с которыми мы каждый день встречаемся дома. Имея под рукой несложные орудия производства, дошкольники могут из бросового материала (коробки, банки из под кофе.) создавать музыкальные инструменты.
Получая радость творчества от самостоятельного изготовления инструмента, дети продлевают эту радость во время музицирование на них. Перед ребенком открываются большие возможности — ощутить прелесть созидания, радость от возможности творчески мыслить через доступные формы музицирование. Ребенок ощущает себя готовым обучаться игре на музыкальных инструментах, знакомиться с обширным и многоликим миром музыки.
Для изготовления музыкальных инструментов, даже простейших, необходимы условия и соответствующая подготовка. Начинать надо со сбора предметов, которые могут понадобиться при изготовлении инструментов. Это различного размера банки, коробки, рис, сушёный горох и многое другое.
Большая часть орудий труда, которые пригодятся для изготовления музыкальных инструментов, не требуют особенной ручной умелости и специальных навыков. Для создания инструментов понадобятся шнуры различного диаметра, рыболовная леска, скотч, клей и так далее. Для отделки нужна цветная и блестящая бумага, фольга, остатки материи, шаблоны, краски и другое.
Применение некоторых инструментов небезопасно, поэтому следует обратить внимание на соблюдение техники безопасности и правил поведения при работе.
Процесс внешней отделки музыкальных инструментов пробуждает у детей инициативу, развивает фантазию. Однако погоня за оформлением может привезти к ухудшению звучания инструмента.
Предпосылкой удачи при изготовлении самодеятельного инструмента является прежде всего фантазия и немного терпения. Собственноручно созданный инструмент и произведенные на нем звуки и музыка создают у ребенка особое состояние переживания собственного успеха. На созданном инструменте дошкольник может просто музицировать во время свободной деятельности, игры, создавать простейшие ритмические аккомпанементы для звучащей песни или мелодии, сравнивать звучание своего инструмента с инструментом, сделанный товарищем.
Цель такого музыкального инструмента: развитие у детей дошкольного возраста воображения, фантазии, коммуникативных навыков, природных способностей, метроритмического чувства, мелкой моторики рук, формирование элементарных навыков подыгрывания на ударно — шумовых музыкальных инструментах.
В процессе игры на детских шумовых инструментахрешаются следующие задачи:
1. знакомство с разновидностями детских элементарных музыкальных инструментов, овладение приемами игры на них;
2. формирование представлений о выразительной сущности элементов музыкальной речи и средств музыкальной выразительности, освоение нотной грамоты;
3. пробуждение интереса к творческому музицированию и инструментальной деятельности;
4. развитие музыкальных способностей учащихся (чувства ритма, лада, темпа, звуковысотного, гармонического, полифонического, тембрового, динамического слуха, творческого потенциала, коллективных навыков игры;
5. формирование художественного вкуса.
При помощи шумовых инструментов ребенок может выполнять различные игровые задания,которые условно можно разделить на несколько групп:
1. Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента к детским песенкам
2. Импровизация звуковых картин на заданную тему
3. Звуковая иллюстрация стихов
5. Творческие задания
Сегодня мне бы хотелось рассказать о таком виде деятельности как игра на детских муз. инструментах. А конкретнее, об игре на шумовых инструментах, изготовленных своими руками из бросового материала.
Так что же такое шум?
Шум — беспорядочные непериодические колебания звучащего тела.
В отличие от музыкальных звуков, шум не имеет точно определенной высоты.
К шумовым звукам относятся треск, дребезжание, скрип, шелест и т. д., а шумовые оркестровые инструменты — это устройства для получения шумов, которые создают определенный ритмический и тембровый колорит.
Как Вы думаете, какие инструменты можно отнести к шумовым оркестровым?
К шумовым оркестровым инструментам относятся ударные инструментыс неопределенной высотой звука: барабаны, гонг, тамтам, тарелки, бубен, треугольник, кастаньеты и т. д.
Важнейшей особенностью работы с детскими музыкальными инструментами является то, что освоение их не требует специальной подготовки и того времени, которые необходимы при обучении игре на инструменте в специальных музыкальных школах. Благодаря этому ребёнок почти сразу начинает играть на музыкальном инструменте и самостоятельно приобретать опыт в процессе практической работы.
Играя на шумовых инструментах дети,
Подпишитесь на рассылку Pandia.ru!
• во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой,
• во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко,
• в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам.
Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате игры на шумовых инструментах у детей развивается любознательность, воображение, речевая и общая инициатива, преодолевается застенчивость, повышается уровень познавательных и творческих способностей.
Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Именно они вызывают особый интерес к музыке и желание музицировать. Вот то,что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами — чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.) Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток.Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.
Источник