Изготовление спиц для мотоцикла своими руками
Общепринято, что кастомизация отечественного оппозита немыслима без установки широкого, желательно спицованого, заднего колеса. Методика изготовления последнего общеизвестна: обод от 401-го Москвича с удаленной серединой, отверстиями и потаями под спицы, стандартный тормозной барабан или самодельная ступица под дисковые тормоза и, конечно, набор самодельных спиц. Спицы, как правило, используются «родные», укороченные до необходимой длинны. Укорачивание производится просто: штатная резьба прогоняется плашкой дальше по стержню спицы, затем лишнее отрезается (как правило, вместе с участком штатной резьбы). Поскольку штатная резьба делается методом накатки, а не нарезки (если это не самодельные днепровские спицы из гвоздей), стержень спицы имеет диаметр, недостаточный для ее качественного удлинения с помощью плашки. Нипель на такой «укороченной» спице держаться не будет. Неоднократно мне приходилось видеть такие спицы (причем на довольно аккуратных мотоциклах), намертво прихваченные к нипелям электросваркой – признак полного отчаяния кастомайзера. Следовательно, укорачивать спицы следует с другого конца, сохраняя заводскую резьбу. Эта работа достаточно трудоемка и требует, кроме ножовки и «болгарки», специальной оправки (см. чертеж, фото 1.), а также наличия поблизости газосварочного аппарата. Указанная оправка изготавливается на фрезерном станке и, желательно, закаливается, хотя практика показывает, что даже сырая оправка выдерживает изготовление одного комплекта спиц. Перед началом работы следует, с помощью расчетов или опытным путем, вычислить длину заготовки с учетом припуска на изгиб и формирование шляпки.
Далее по порядку:
- Отрезаем от исходной спицы «лишнее» (Фото 2-а.)
- Нагреваем конец спицы и гнем его в оправке. (Фото 2-б, 3, 4.)
- Зажимаем изогнутый конец спицы в оправке, греем выступающий кончик пламенем газосварки докрасна и расклепываем его в гнезде. (Фото 5.) Надо признать, что эта операция требует определенной сноровки, поэтому процент брака поначалу велик.
- Вынимаем полученную спицу из оправки и обрабатываем ее на точильном камне, надфилем, либо наждачной бумагой. Теперь можно наносить гальваническое покрытие. (Фото 2-в.)
Изготовленные подобным способом спицы, если и уступают по надежности заводским, то не намного. Их можно периодически подтягивать без боязни сорвать остатки резьбы.
В заключение можно привести еще один способ укорачивания стандартных спиц, недостойный, на мой взгляд, истинного гаражного кастомайзера, не ищущего легких путей. Можно, вооружась картой города или района, обойти два-три десятка предприятий, занимающихся металлообработкой. Есть определенная вероятность, что у какого-то из токарей найдется специальная прокаточная плашка под резьбу необходимого размера. Тогда, за сумму, экв. 0,2 доллара за спицу, вам удлинят штатную резьбу, насколько необходимо, после чего останется только укоротить спицы по месту.
Источник
Приспособление для изменения длины спицы.
Это приспособление поможет вам укоротить длинную спицу, не затронув штатную, накатанную на заводе резьбу, а так же поможет изготовить более длинную спицу с нуля, например, из нержавеющего сварочного электрода, подходящего диаметра. Изготавливается эта приспособа из двух стальных брусочков длиной ,примерно 100 мм и толщиной 25 мм (или одного бруска толщиной 50 мм, распиленного вдоль). Как видно из рисунка чуть ниже, остальное делается с помощью сверла , например на 4, 5 мм или тоньше, смотря для каких спиц и зенковки или фрезы для потая.
Чтобы открыть рисунок в новой вкладке и немного увеличить, следует кликнуть на него (лучше 2 раза). А чтобы далее скопировать рисунок, следует сделать скриншот вашего экрана, нажав на вашей клавиатуре кнопку Print Screen и далее в редакторе Paint вставить и сохранить рисунок.
При изготовлении этого приспособления, если вы хотите сделать потай конический, то пользуемся зенковкой, а если хотите на спице плоскую шляпку, то делаем потай плоской фрезой диаметром 8 мм. И тогда потай для головки спицы получится с прямыми углами, в месте указанном на рисунке красной стрелкой, а не с углами под 45º.
Отверстие в брусочке, которое длиной 14 мм, и которое без потая, служит для загиба стержня спицы под 90 градусов. Для этого отмечаем длину спицы , затем отрезаем где отметили, сохранив родную резьбу, и вставив в это отверстие начинаем сгибать.
Но в этой операции (если есть горелка) желательно нагреть стержень, будет и гнуть легче ,и напряжений в металле не будет. После загиба остаётся вставить спицу между двумя брусочками, в отведённое для этого место и сжать их болтами на 8 мм. Далее, зажимаем всё это дело в тиски и начинаем расклёпывать ударами молоточка по кругу торчащий наружу стержень.
Если есть возможность, то греем, будет и легче и аккуратней. После образования шляпки остаётся располовинить приспособу и извлечь готовую спицу.
Надеюсь эта небольшая статья поможет начинающим кастомайзерам сделать подобное приспособление и с помощью него изменить длину любой спицы, и сохранить родную накатанную резьбу, или изготовить спицы с нуля, успехов всем!
Источник
МОЙ МОТОЦИКЛ
Сказать, что колеса отечественных мотоциклов крепки и надежны, может лишь тот водитель, который эксплуатирует свой мотоцикл по ровным асфальтовым дорогам, причем не сильно его нагружая. Первенство по ненадежности колес традиционно принадлежит тяжелым «Днепрам» и «Уралам». Тут, я думаю понятно всем, мало того что моторы у них мощные так и не всегда их правильно эксплуатируют, потому и летят спицы и обода. Не чувства меры грузоподъемности у хозяев мотоциклов, да и сами производители не сильно старались.
Поэтому, бывает, можно встретить на дорогах мотоциклы с задними колесами, где вместо проволочных спиц наварены то металлические полосы или прутки, то куски водопроводных труб. Последнее время «самоделкины» начали делать более аккуратные конструкции и колеса обретают более прикольный вид.
Как же сделать стальные сварные колеса дома самому? Вот и поговорим на эту тему:
Стальные сварные колеса (ССК) обладают высокой жесткостью за счет отсутствия перемещения обода и ступицы, благодаря большой упругости деталей, их составляющих. Прочность обеспечивается качественной сваркой всех деталей и достаточным сечением спиц. Сварка на кондукторе исключает осевое биение обода, а одинаковая длина спиц — радиальное. Обод для изготовления ССК должен быть новым и не иметь повреждений.
Кондуктор для штучного производства ССК очень прост. Это ось с резьбой М10 — М12. закрепленная на идеально ровной плите, которой может быть кусок большого швеллера, балка и т.п. (рис. 1).
Кондуктор: а — с плитой; б — со швеллером.
На ось с одинаковым боковым зазором надевается стальная ступица (без подшипников) и притягивается к плите гайкой через шайбу. При необходимости под ступицу помещается подкладка, обеспечивающая ее осевое смещение относительно обода. Здесь требуется добиться перпендикулярности оси ступицы к плоскости плиты. Затем на плиту укладывается обод так, чтобы его центр совпал с центром ступицы (измеряется линейкой), при необходимости под обод устанавливаются подкладки. После этого он прихватывается точками в 5-10 местах либо к плите, либо к приваренным к плите подкладкам. Еще раз хочу отметить, что обод изначально должен быть идеально точным!
Спицы изготавливаются из трубы прямоугольного сечения. Их количество и сечение зависят от нагрузки, назначения колеса и эстетических соображений. Практика показала, что пяти спиц сечением 25×25 мм (толщина стенки — не менее 2 мм) вполне достаточно для заднего колеса мотоцикла массой 150-200 кг. Для переднего колеса такого мотоцикла достаточно и четырех таких спиц.
Для мотоциклов «Минск» и «Восход» рекомендуются спицы 25×28 мм (детали от школьной и конторской мебели) — 4 на переднее колесо и 5 на заднее.
Спицы должны иметь строго одинаковую длину, плотно прилегать к ободу и ступице в местах сварки, вставать на место с небольшим натягом (от нажима рукой).
При сборке колеса гайка, крепящая ступицу, немного ослабляется, что дает возможность ступице точно отцентриро-ваться спицами внутри обода. После сборки гайка снова затягивается.
Электросварка (ручная, дуговая или в среде защитного газа) производится крест-накрест прихватками. За один прием допускается приваривание одной грани трубы к ступице или к ободу. Провариваются все швы, к которым удается подобраться без снятия колеса с кондуктора. При необходимости кондуктор с колесом кантуется для обеспечения удобства работы и отсутствия вертикальных швов. Так необходимо проварить не менее 75% сварных поверхностей.
После этого колесо снимается с кондуктора и довариваются остальные швы.
Во избежание коробления обода отверстия для ниппелей спиц желательно заваривать на кондукторе после 75% сварки, но можно и по окончании работы — так удобнее. Здесь допускается газовая сварка, которой подручнее греть выступы у отверстий для их рихтовки.
До снятия колеса с кондуктора желательно проварить два кольцевых шва вдоль обода, у загнутого борта (рис. 2). Это увеличит жесткость обода.
Заваривание кольцевых швов на ободе
После сварки следуют очистка, грунтовка, окраска и монтаж шины, не требующие пояснений.
Значительно сложнее изготовить стальную ступицу, особенно в том случае, когда для заднего колеса требуется применить кожух цепи.
На рис. 3,а изображена ступица переднего колеса с фланцем для тормозного диска. Рис. 3,б предлагает простейшую ступицу с барабанным тормозом и редуктором привода спидометра. Аналогичную конструкцию имеет ступица заднего колеса, где ведомая звездочка крепится на тормозной барабан (рис. З.в).
Звездочку можно закрепить и на отдельном фланце с другой стороны от тормоза (рис. З.г). Анкеры с колодками и редукторами спидометра используются от серийных мотоциклов.
Для » ИЖей» (кроме «ИЖ-ПС») следует использовать корпус подшипников с фланцем, к которому привариваются тормозной барабан и второй фланец для крепления спиц.
Спицы следует приваривать только к фланцам. Швы на цилиндрической ступице могут вызвать коробление ступицы, что влечет за собой несоосностъ гнезд подшипников и их, термическую деформацию.
Спицы могут привариваться к ободу как симметрично, так и со смещением (рис. 4, а), или под углом (рис. 4. б). В обоих случаях прочности вполне достаточно. Труднее всего сделать ступицу для ‘Минска». «Восхода» и «Явы». Можно попробовать вариат , показанный на рис. 5. При этом звездочки остаются без изменений.
Существует несколько способов изготовления тормозного барабана: точить из болванки всю ступицу: делать сборную ступицу, используя вырезанный из алюминиевой ступицы тормозной барабан; подобрать подходящую трубу для изготовления барабана; согнуть барабан из стальной полосы.
В любом случае (кроме первого) после сварки необходимо расточить барабан для обеспечения его соосности с осью колеса.
Стальная ступица «Урала» идеально подходит для изготовления ССК. Ее же можно использовать и для других мотоциклов, запрессовав в подшипники переходную втулку для оси (диаметр оси «Урала» — 20 мм). Кроме готового изделия вы получите достаточно сильные тормоза. Соблюдение перечисленных выше рекомендаций позволит изготовить крепкие, красивые и долговечные колеса, избежав ошибок.
Конечно вариант изготовления годится больше для рабочих «лошадок», но если ко всему подойти более аккуратно, то можно и чем «покрасивше» сделать! Надеюсь вам пригодиться данная статья. Удачи в ваших инженерных роботах.
Самодельные «жесткие спицы» на колеса: 2 комментария
Здравствуйте!
Пожалуйста, проверяйте материалы хотя бы на наличие орфографических ошибок перед публикацией!
Считается, что для ровных дорог как раз подходят жёсткие колёса, а для внедорожной езды – с натяжными спицами. У вас тут наоборот. Не знаю ни одного мотоцикла для фрирайда или супермото с жёсткими колёсами. Говорят, что при наезде на кочку лучше погнуть спицы, чем обод. А старые bmx и почти все квадроциклы почему-то имеют как раз литые.
Но и спицы тоже не такие хрупкие. Ведь их использовали на первых автомобилях.
Спасибо.
Девушка, Вы читали статью? В ней речь идет о спицах для тяжелых «Уралов» и мх сородичей, которые используются в сельской местности и просто для роботы! Тут не говориться о байках супермото и фрирайда! Но спасибо за замечание! Я рад!)))))
Источник
спицы
На страницу 1, 2, 3 След.
Список форумов JAWAold.su -> Модификации, тюнинг |
Предыдущая тема :: Следующая тема | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Автор | Сообщение | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
patriot Посетитель Регистрация: 04.04.2008 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вернуться к началу | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сергей2006 Сермяжная Правда Регистрация: 06.03.2006 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вернуться к началу | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
patriot Посетитель Регистрация: 04.04.2008 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вернуться к началу | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Руся Iron Butt Регистрация: 20.04.2005 |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вернуться к началу | | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
patriot Посетитель Регистрация: 04.04.2008 |
|