Изготовление транцевых плит своими руками

Содержание
  1. Изготовление транцевых плит своими руками
  2. Транцевые плиты своими руками
  3. Транцевые плиты своими руками
  4. Транцевые плиты. (Страница 1 из 2)
  5. Сообщений с 1 по 25 из 38
  6. 1 Тема от Андрей В. 25-03-2013 18:18
  7. Тема: Транцевые плиты.
  8. 2 Ответ от Kvasnik 25-03-2013 18:40
  9. Re: Транцевые плиты.
  10. 3 Ответ от Андрей В. 25-03-2013 18:44
  11. Re: Транцевые плиты.
  12. 4 Ответ от Kvasnik 25-03-2013 18:51
  13. Re: Транцевые плиты.
  14. 5 Ответ от Андрей В. 25-03-2013 18:59
  15. Re: Транцевые плиты.
  16. 6 Ответ от vorontsov_p 25-03-2013 20:51
  17. Re: Транцевые плиты.
  18. 7 Ответ от Андрей В. 26-03-2013 10:19
  19. Re: Транцевые плиты.
  20. 8 Ответ от владимир николаевич 26-03-2013 10:52
  21. Re: Транцевые плиты.
  22. 9 Ответ от Андрей В. 26-03-2013 15:31
  23. Re: Транцевые плиты.
  24. 10 Ответ от vorontsov_p 26-03-2013 18:36
  25. Re: Транцевые плиты.
  26. Транцевые плиты для лодок
  27. Принцип работы транцевых плит
  28. Конструкция транцевых плит
  29. Размеры и управление
  30. Способы установки транцевых плит
  31. Положительные аспекты от установки транцевых плит:
  32. Принцип работы и эффективность
  33. Выход на глиссирование
  34. Средство управления
  35. Перевозка катера с транцевыми плитами
  36. Установка транцевых плит
  37. Используйте возможности транцевых плит полностью
  38. Транцевые плиты — излишество или необходимость?

Изготовление транцевых плит своими руками

Отгиб днища вниз у транца.

Если катер при глиссировании сильно садится кормой (как говорят специалисты, идет с большим дифферентом на корму), это можно исправить.

Нужно закрепить на днище у транца подпорный клин, как показано на рис. 250.

Высота клина должна составлять примерно 1—1,5 см на каждый метр ширины днища, а ширина (размер по длине катера) 15—30 см на метр ширины днища.

Чем ближе к транцу расположены двигатель, баки с горючим и пассажиры, тем более крутым должен быть клин. Наружную поверхность клина прострагивают таким образом, чтобы она плавно, по радиусу, переходила в поверхность днища.

Отгиб днища вниз у транца, образуемый при установке такого клина, повышает гидродинамическое давление на этом участке, выравнивающее катер на ходу.

Следует помнить, что для каждого корпуса существует оптимальный угол глиссирования (в пределах 4—6°). Если дифферент после установки клина станет меньше этого угла, соответственно увеличится смоченная длина днища, возрастет сопротивление, снизится скорость катера. Слегка подстрогав клин, можно добиться наиболее выгодного угла глиссирования.

Продление днища за транец .

Короткие и легкие лодки с подвесным мотором часто оказываются неустойчивыми на ходу: движутся скачками, шлепают носом — «дельфинируют», как называют это явление судостроители.

Причина в том, что центр тяжести такой лодки размещен слишком близко к корме, подъемная гидродинамическая сила (рис. 251), выталкивающая лодку из воды, оказывается приложенной впереди линии действия силы тяжести D .

В результате нос лодки подбрасывается вверх до тех пор, пока подъемная сила не переместится к транцу.

Продление днища на величину L за транец смещает на величину А в корму и точку приложения гидродинамической подъемной силы, благодаря чему лодка перестает «дельфинировать».

Если этого недостаточно, необходимо передвинуть вперед место водителя, топливный бак и снабжение. Может потребоваться и увеличение наклона подвесного мотора (см. совет 273).

Наиболее эффективным средством регулировки дифферента являются регулируемые транцевые плиты. Обычно они представляют собой две небольшие пластины, шарнирно закрепленные к транцу в продолжение днища (рис. 252).

С помощью различных устройств пластины можно отклонять вниз на небольшой угол ос. При этом на каждой из них создается значительное гидродинамическое давление, результирующая сила которого А направлена вверх перпендикулярно поверхности плиты.

Эта сила пропорциональна квадрату скорости катера, а ее вертикальная составляющая D стремится поднять корму катера, т. е. уменьшить ходовой дифферент. Сила сопротивления плит движению R обычно невелика.

Этот способ уменьшения ходового дифферента особенно рекомендуется для катеров с двигателями, установленными в корме, или для легких мотолодок с двухмоторной установкой.

В зависимости от изменения нагрузки и скорости с помощью таких плит можно каждый раз «настраиваться» на оптимальный дифферент. Например, мотолодка, показывающая хорошую скорость с одним человеком, может идти в переходном к глиссированию режиме с четырьмя человеками на борту.

Увеличив угол отклонения транцевых плит, в последнем случае удается получить прирост скорости и снизить расход горючего. Наоборот, бывает полезным увеличить дифферент лодки на корму при ходе против большой волны.

Существуют конструкции, позволяющие изменять отклонение транцевых плит на ходу катера.

Наиболее простые плиты можно сделать из алюминиевого угольника и пластины (рис. 253). Угольник 1 приклепывают к транцу лодки.

К нижней его полке прикрепляют упругую пластину 2, угол отгиба задней кромки которой регулируется отжимными винтами 3. Для мотолодок длиной 4,5 м размер пластины по ширине а = 150 мм, размер Ь = 75 мм; для катеров длиной 6,5 м а = 200 мм, Ь = 120 мм.

На тяжелых катерах с центром тяжести, значительно смещенным к корме, требуется более прочная конструкция с упором регулируемой длины. Чаще всего этот упор (рис. 254) выполняется в виде винтовой тяги — талрепа.

Расстояние от кормовой кромки плиты до транца рекомендуется принимать в пределах 2—3% длины катера по ватерлинии, а ее ширину — равной 1 /4— 1 /5 ширины корпуса по скуле.

Транцевые плиты «Аква-Стабс», запатентованные Ауслендером и Томасом в США, предназначены для улучшения стартовых свойств (приемистости) глиссирующих катеров.

Ось вращения 4 плиты 5 (рис. 255) расположена на некотором расстоянии от транца 1 таким образом, что на стоянке и малом ходу передняя кромка плиты упирается в упоры 2, имеющиеся на продольных стенках 3.

В момент, когда катер получает ход, плита расположена под большим углом атаки а, и подъемная сила действует в основном на переднюю часть плиты, поднимая корму катера.

При повышении скорости точка приложения гидродинамической силы постепенно смещается назад и отклоняет плиту в оптимальное для полного хода горизонтальное положение.

Благодаря применению этой конструкции плит существенно сокращается период разгона катера из положения «Стоп» до полной скорости и экономится моторесурс двигателя. Положение упора 2 и оси вращения 4 подбирается опытным путем для каждого данного катера.

Плиты «Аква-Стабс» изготовляются тяжелыми, с утолщением к кормовой кромке.

Если мотор слишком мощный.

Нередко на лодку с водоизмещающими круглоскулыми обводами устанавливают излишне мощный автомобильный двигатель.

Корма таких судов не приспособлена к тому, чтобы воспринять гидродинамическую подъемную силу, которая начинает действовать на днище при повышении скорости, лодка идет с большим дифферентом.

Немного улучшают положение транцевая плита (рис. 256, а) увеличенной площади или плавники (рис. 256, б), закрепленные по бортам в корме. Лучше же изменить обводы кормы, надстроив на днище у транца так называемый подпорный клин (рис. 256, в и г).

Полученная более широкая плоская корма позволит лодке выйти на скольжение, если только она не слишком тяжела; во всяком случае, дифферент на корму обычно снижается и скорость возрастает.

Источник

Транцевые плиты своими руками

Транцевые плиты своими руками

Отгиб днища вниз у транца.

Если катер при глиссировании сильно садится кормой (как говорят специалисты, идет с большим дифферентом на корму), это можно исправить.

Нужно закрепить на днище у транца подпорный клин, как показано на рис. 250.

Высота клина должна составлять примерно 1—1,5 см на каждый метр ширины днища, а ширина (размер по длине катера) 15—30 см на метр ширины днища.

Чем ближе к транцу расположены двигатель, баки с горючим и пассажиры, тем более крутым должен быть клин. Наружную поверхность клина прострагивают таким образом, чтобы она плавно, по радиусу, переходила в поверхность днища.

Отгиб днища вниз у транца, образуемый при установке такого клина, повышает гидродинамическое давление на этом участке, выравнивающее катер на ходу.

Следует помнить, что для каждого корпуса существует оптимальный угол глиссирования (в пределах 4—6°). Если дифферент после установки клина станет меньше этого угла, соответственно увеличится смоченная длина днища, возрастет сопротивление, снизится скорость катера. Слегка подстрогав клин, можно добиться наиболее выгодного угла глиссирования.

Продление днища за транец .

Короткие и легкие лодки с подвесным мотором часто оказываются неустойчивыми на ходу: движутся скачками, шлепают носом — «дельфинируют», как называют это явление судостроители.

Причина в том, что центр тяжести такой лодки размещен слишком близко к корме, подъемная гидродинамическая сила (рис. 251), выталкивающая лодку из воды, оказывается приложенной впереди линии действия силы тяжести D .

В результате нос лодки подбрасывается вверх до тех пор, пока подъемная сила не переместится к транцу.

Продление днища на величину L за транец смещает на величину А в корму и точку приложения гидродинамической подъемной силы, благодаря чему лодка перестает «дельфинировать».

Если этого недостаточно, необходимо передвинуть вперед место водителя, топливный бак и снабжение. Может потребоваться и увеличение наклона подвесного мотора (см. совет 273).

Наиболее эффективным средством регулировки дифферента являются регулируемые транцевые плиты. Обычно они представляют собой две небольшие пластины, шарнирно закрепленные к транцу в продолжение днища (рис. 252).

С помощью различных устройств пластины можно отклонять вниз на небольшой угол ос. При этом на каждой из них создается значительное гидродинамическое давление, результирующая сила которого А направлена вверх перпендикулярно поверхности плиты.

Читайте также:  Как сделать пожарный шланг своими руками

Эта сила пропорциональна квадрату скорости катера, а ее вертикальная составляющая D стремится поднять корму катера, т. е. уменьшить ходовой дифферент. Сила сопротивления плит движению R обычно невелика.

Этот способ уменьшения ходового дифферента особенно рекомендуется для катеров с двигателями, установленными в корме, или для легких мотолодок с двухмоторной установкой.

В зависимости от изменения нагрузки и скорости с помощью таких плит можно каждый раз «настраиваться» на оптимальный дифферент. Например, мотолодка, показывающая хорошую скорость с одним человеком, может идти в переходном к глиссированию режиме с четырьмя человеками на борту.

Увеличив угол отклонения транцевых плит, в последнем случае удается получить прирост скорости и снизить расход горючего. Наоборот, бывает полезным увеличить дифферент лодки на корму при ходе против большой волны.

Существуют конструкции, позволяющие изменять отклонение транцевых плит на ходу катера.

Наиболее простые плиты можно сделать из алюминиевого угольника и пластины (рис. 253). Угольник 1 приклепывают к транцу лодки.

К нижней его полке прикрепляют упругую пластину 2, угол отгиба задней кромки которой регулируется отжимными винтами 3. Для мотолодок длиной 4,5 м размер пластины по ширине а = 150 мм, размер Ь = 75 мм; для катеров длиной 6,5 м а = 200 мм, Ь = 120 мм.

На тяжелых катерах с центром тяжести, значительно смещенным к корме, требуется более прочная конструкция с упором регулируемой длины. Чаще всего этот упор (рис. 254) выполняется в виде винтовой тяги — талрепа.

Расстояние от кормовой кромки плиты до транца рекомендуется принимать в пределах 2—3% длины катера по ватерлинии, а ее ширину — равной 1 /4— 1 /5 ширины корпуса по скуле.

Транцевые плиты «Аква-Стабс», запатентованные Ауслендером и Томасом в США, предназначены для улучшения стартовых свойств (приемистости) глиссирующих катеров.

Ось вращения 4 плиты 5 (рис. 255) расположена на некотором расстоянии от транца 1 таким образом, что на стоянке и малом ходу передняя кромка плиты упирается в упоры 2, имеющиеся на продольных стенках 3.

В момент, когда катер получает ход, плита расположена под большим углом атаки а, и подъемная сила действует в основном на переднюю часть плиты, поднимая корму катера.

При повышении скорости точка приложения гидродинамической силы постепенно смещается назад и отклоняет плиту в оптимальное для полного хода горизонтальное положение.

Благодаря применению этой конструкции плит существенно сокращается период разгона катера из положения «Стоп» до полной скорости и экономится моторесурс двигателя. Положение упора 2 и оси вращения 4 подбирается опытным путем для каждого данного катера.

Плиты «Аква-Стабс» изготовляются тяжелыми, с утолщением к кормовой кромке.

Если мотор слишком мощный.

Нередко на лодку с водоизмещающими круглоскулыми обводами устанавливают излишне мощный автомобильный двигатель.

Корма таких судов не приспособлена к тому, чтобы воспринять гидродинамическую подъемную силу, которая начинает действовать на днище при повышении скорости, лодка идет с большим дифферентом.

Немного улучшают положение транцевая плита (рис. 256, а) увеличенной площади или плавники (рис. 256, б), закрепленные по бортам в корме. Лучше же изменить обводы кормы, надстроив на днище у транца так называемый подпорный клин (рис. 256, в и г).

Полученная более широкая плоская корма позволит лодке выйти на скольжение, если только она не слишком тяжела; во всяком случае, дифферент на корму обычно снижается и скорость возрастает.

Транцевые плиты. (Страница 1 из 2)

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

Сообщений с 1 по 25 из 38

1 Тема от Андрей В. 25-03-2013 18:18

  • Андрей В.
  • Профи
  • Неактивен
  • Откуда: Пермь
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 465

Тема: Транцевые плиты.

Заимел осеню прошлого года лодку Amg. 3.7м. плоскодон. В одного дельфин проявляется если перед не подгружен и против ветра (или ещё как. ). Борьба с этим явлением установка транцевых плит. Вот и созрела мысль раз есть необходимость —


На старой ПВХшке т/плитыСсылка были в виде продолжения защиты. Из опыта эксплуатации озвученной ПВХ, знаю что движение задним ходом затруднено, плиты как рули подлодки просятся в низ и как скребки собирают воду в «кучу». Вывод — плиты должны приподниматься. И вот наскоро накиданный рисунок — транец вынесен и на оси поворотный с упором/ограничителем, Ось выносного транца соединена тягами с транцевыми плитами. Мотор ходом упирает танец в упор, тот тягами на оси, плиты выводит в маршевое положение. При реверсе мотор с транцем на оси, поворотно приподнимается, приподнимая и т/плиты. Жду Ваши мысли.
Отредактировано Андрей В. (25 марта, 2013г. 18:31)

2 Ответ от Kvasnik 25-03-2013 18:40

  • Kvasnik
  • Профи
  • Неактивен
  • Откуда: Энгельс
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 207

Re: Транцевые плиты.

Подожди с плитами,сначала попробуй поджать мотор(наверное придеться ставить клин),поставить удленнитель румпеля и подвинуться вперёд,ещё можно поставить гидрокрыло на мотор.

3 Ответ от Андрей В. 25-03-2013 18:44

  • Андрей В.
  • Профи
  • Неактивен
  • Откуда: Пермь
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 465

Re: Транцевые плиты.

Подожди с плитами,сначала попробуй поджать мотор(наверное придеться ставить клин),поставить удленнитель румпеля и подвинуться вперёд,ещё можно поставить гидрокрыло на мотор.

Да я и не тороплюсь. За совет спасибо, но как бороться с дельфином как бы знаю. Речь идёт именно о транцевых плитах! Что косаемо поджать мотор. Транец переделан, т.е поднят до 42см под Ямаху и изменён наклон. Отредактировано Андрей В. (25 марта, 2013г. 18:49)

4 Ответ от Kvasnik 25-03-2013 18:51

  • Kvasnik
  • Профи
  • Неактивен
  • Откуда: Энгельс
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 207

Re: Транцевые плиты.

Тогда может задний край плиты загнуть вверх,чтоб на реверсе поднимало корму.

5 Ответ от Андрей В. 25-03-2013 18:59

  • Андрей В.
  • Профи
  • Неактивен
  • Откуда: Пермь
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 465

Re: Транцевые плиты.

Тогда может задний край плиты загнуть вверх,чтоб на реверсе поднимало корму.

Это первое что просится, но на ходу будет тормозом. В таком виде надо делать замкнутый объём — поплаввок — Это вариант тоже расматривал.

6 Ответ от vorontsov_p 25-03-2013 20:51

  • vorontsov_p
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Череповец
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 1,078

Re: Транцевые плиты.

Транцевые плиты это однозначно плюс. Помимо того, что гасят дельфин, они еще дают дополнительную грузоподъемность при выходе на глисс, убирают кобру, уменьшают минимальную скорость глиссирования. Никаких проблем при движении задним ходом они не создают. При правильной настройке не уменьшают максимальную скорость и наоборот придают устойчивость в поворотах. Ну а гидрокрыло здорово снижает максималку. Прошел оба способа, сейчас на лодке стоят две здоровенных плиты на гидроупорах, конечно же самодельные.
Вот здесь с 25 сек видно как ведет себя лодка без плит

А вот здесь ( и еще пара роликов тр.пл2 и3) уже с плитами

Отредактировано vorontsov_p (25 марта, 2013г. 20:53)

7 Ответ от Андрей В. 26-03-2013 10:19

  • Андрей В.
  • Профи
  • Неактивен
  • Откуда: Пермь
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 465

Re: Транцевые плиты.

Транцевые плиты это однозначно плюс . Начало всякого дела — размышление, а прежде всякого действия — совет.

Да конечно, согласен. по этому и задался этим вопросом. Вот нашол материал- Главная / Усовершенствование лодок / Транцевые плиты / Конструкции транцевых плит Конструкции транцевых плит К настоящему времени известно несколько конструкций управляемых транцевых плит, привод которых может быть механическим с ручным управлением, электромеханическим и электрогидравлическим (рис. 98). Рис. 98. Управляемые транцевые плиты с гидравлическим приводом. 1 — алюминиевая плита; 2 — обтекатель из пружинящей пластины; 3 — пластиковый шарнир; 4 — основание, крепящееся к транцу; 5 — кронштейн; 6 — масляный трубопровод; 7 — гидроцилиндр; 8 — магниевый протектор. В частности, широкое распространение получили управляемые плиты «Bennett Trim Tabs» с гидроприводом для различных по длине лодок. Особую категорию составляют автоматические транцевые плиты. Угол отклонения этих плит изменяется автоматически в зависимости от дифферента катера и скоростного напора. Эта обратная связь обеспечивает оптимальное управление дифферентом в расчетном диапазоне скоростей. Схемы такого рода, используемые зарубежными фирмами, а также изготовленная на этом принципе плита показаны на рис. 99. Рис. 99. Транцевые плиты с автоматическим изменением угла установки: а — «тяжелые» плиты «Аква-Стабс»; б — плита «Ден Оуден», 1 — плита; 2 — ось вращения; 3 — упор-ограничитель на кронштейне; 4 — регулируемое звено. Эти системы обладают тем преимуществом, что не требуют механизмов для дистанционного управления. Транцевые плиты «Аква-Стабс», запатентованные в США, предназначены для улучшения стартовых свойств глиссирующих катеров. Ось вращения плиты 2 расположена на некотором расстоянии от транца таким образом, что на стоянке и малом ходу передняя кромка плиты упирается в упоры 3, имеющиеся на продольных стенках. В момент, когда катер получает ход, плита расположена под большим углом атаки, и подъемная сила действует в основном на переднюю часть плиты, поднимая корму катера. При повышении скорости точка приложения гидродинамической силы постепенно смещается назад и отклоняет плиту в оптимальное для полного хода положение. При установке таких плит существенно сокращается период разгона катера и экономится моторесурс двигателя. Положение упора 3 и оси вращения подбирается опытным путем. Плиты этой конструкции изготовляются «тяжелыми» с утолщением в кормовой кромке. Существует несколько практических правил для приближенного определения размеров плит: Длина от транца до задней кромки транцевой плиты легкие быстроходные катера, которые незначительно изменяют дифферент 2 % длины по ватерлинии тяжелые катера, сильно изменяющие дифферент 3 % длины по КВЛ средние катера 2,5 % длины по КВЛ Ширина вдоль транца легкие катера 2 плиты по 1/5 наибольшей ширины по КВЛ тяжелые катера 2 плиты по 1/4 наибольшей ширины по КВЛ при очень сильном изменении дифферента транцевые плиты во всю ширину транца при длине, равной 3 % длины по КВЛ

Читайте также:  Как сделать вешалку с крючками своими руками

8 Ответ от владимир николаевич 26-03-2013 10:52

  • владимир николаевич
  • Специалист
  • Неактивен
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 128

Re: Транцевые плиты.

Вы много движетесь задним ходом? не думаю что для легких лодок надо усложнять конструкцию, это не морская яхта, которой приходиться производить сложные маневры на стоянках, а у нас можно и веслом оттолкнуться если что 😎

9 Ответ от Андрей В. 26-03-2013 15:31

  • Андрей В.
  • Профи
  • Неактивен
  • Откуда: Пермь
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 465

Re: Транцевые плиты.

Вы много движетесь задним ходом? не думаю что для легких лодок надо усложнять конструкцию, это не морская яхта, которой приходиться производить сложные маневры на стоянках, а у нас можно и веслом оттолкнуться если что 😎 Подпись автора Если захочешь рассмешить БОГА , расскажи ему о своих планах .

И Вам доброго дня! Это не о вас тут писано http://motodog.ru/viewtopic.php? >

10 Ответ от vorontsov_p 26-03-2013 18:36

  • vorontsov_p
  • Старейшина
  • Неактивен
  • Откуда: Череповец
  • Зарегистрирован: 07-10-2015
  • Сообщений: 1,078

Re: Транцевые плиты.

Вы много движетесь задним ходом? не думаю что для легких лодок надо усложнять конструкцию, это не морская яхта, которой приходиться производить сложные маневры на стоянках, а у нас можно и веслом оттолкнуться если что

А я поддерживаю полностью.

И Вам доброго дня! Это не о вас тут писано Ваше мнение.

Транцевые плиты для лодок

в Советы 0 6,135 Просмотров

Сегодня встречается такое мнение, что транцевые плиты и гидрокрылья для лодок и катеров покупают и устанавливают только те, кто не может нормально настроить свое судно и правильно установить лодочный мотор. Но это далеко не так. Транцевые плиты в настоящее время покупаются в первую очередь с целью улучшения характеристик судна.

На рынке вы можете найти многообразие моделей и конструкций транцевых плит, но одно остается неизменным — это их принцип действия. Если говорить о глиссирующих корпусах, то чем выше судно, тем больше его парусность и тем сильнее его будет сносить боковой ветер. Для того чтобы удержаться на курсе нужно идти под углом к ветру. Глиссирующие лодки обычно сносить внутрь поворота и управляя в такой ситуации вы постоянно будете не только компенсировать снос, но еще и завал корпуса.

Такая ситуация хорошо знакома тем, кто переходил узкий залив при умеренном волнении. Как обычно корректируя курс на 15 градусов к ветру катер или лодка начинает хлопать на волнах, повышается крен и о комфорте передвижения сразу же можно забыть. Также это заметно ухудшает управляемость, нужно постоянно следить за волнами и «играть» газом и регулировать наклон мотора.

Принцип работы транцевых плит

Выравнить лодку или катер с помощью наклона подвесного мотора можно, но не всегда, а вот крен устранить никак не получиться. А если установить транцевые плиты, то вы не только сможете более четко управлять наклоном корпуса, но и сможете практически полностью уйти от крена. Плиты обеспечивают повышение общей управляемости судна и повышают его ходовые характеристики.

Принцип действия транцевых плит и для катера и для лодки следующий. Они устанавливаются поперек транца, тем самым отклоняют и направляют водяной поток вниз, приподнимают корму и как следствие опускается нос. Т.к. транцевые плиты зачастую ставятся парами, то опуская или поднимая одну из них как раз устраняется крен. К примеру, опуская правую плиту вы поднимите правый борт и опустите левый и наоборот. Комбинируя углы наклона транцевых плит и мотора, а также изменяя газ можно полностью компенсировать влияние ветра, волн и результаты неравномерного распределения груза на борту.

Но и усердствовать с изменением угла наклона плиты не следует. Изменять его нужно постепенно, не допуская резких движений иначе вы можете потерять управление лодкой (катером). При большом наклоне транцевых плит вступает уже отрицательное их влияние на ходовые качества судна — падает скорость, тяга, появляется раскачиваение. Подбирайте оптимальный наклон, чтобы и скорость и устойчивость были хорошими.

Большая эффективность транцевых плит заметна на небольших лодках. Надувные пвх лодки отлично реагируют на установку плит. Они помогают свести на нет неудобства хождения по неспокойной воде, с большой нагрузкой или при небольшой мощности лодочного мотора. Ходовые характеристики заметно улучшаются.

Для ярко выраженных килеватых скоростных судов со стационарными моторами, гребными или водометными и для лодок/катеров с мелководными моторами транцевые плиты способствуют в основном выравниванию положения судна, увеличивают угол атаки и облегчают выход на режим глиссирования, а также обеспечивают более мягкое и ровное движение вне зависимости от ситуации на воде.

Конструкция транцевых плит

Регулировка положения транцевых плит выполняется с помощью толкателей. Они бывают электромеханические или электрогидравдические.

Гидравлическая система предполагает наличие гидравлического привода, работающего от бортовых 12В, приводящего в действие гидронасос высокого давления и замкнутого резервуара с маслом, который располагается зачастую на транце изнутри. Короткие шланги от насоса идут к плитам через отверстия в транце. Управление гидромотором и соответственно транцевыми плитами осуществляется с панели приборов.

Отличия электрических и гидравлических транцевых плит состоит в основном в долговечности и надежности оных. Электрические системы предполагают наличие электромотора в корпусе самого толкателя, которые конечно же подвергается воздействию воды. Если толкатель заливает водой, то он соответственно выходит из строя. Гидравлическая же система надежнее, т.к. гидромотор находится на борту лодки, обеспечивая заметно большую долговечность, которая в среднем составляет до 15 лет.

Есть и автономные системы. К примеру «Smart Tabs». У этой системы нет ни гидравлических ни электрических приводов, нет переключателей или панелей. Автономный блок крепится к транцу и самостоятельно управляет углами наклона плит, контролируя поток воды под ними. Не требует вмешательства и присмотра. Плиты управляются с помощью газонаполненного толкателя, который устанавливается между транцем и плитой. Он как пружина распрямляется если нет нагрузки (на стоянке и на малых скоростях) и подается назад при увеличении давления набегающей воды (при увеличении скорости). При падении скорости толкатель выпрямляется и плиты опускаются. Но на счет Smat Tabs бытует мнение, что они не только не помогают, но и мешают. В этом случае хочется сказать, что для заметного эффекта от этих «умных плит» нужна достаточная мощность мотора, а также правильная установка, чтобы на малых скоростях они не сильно тормозили лодку. Но все же такие псевдо автоматические системы всегда будут проигрывать ручному управлению.

Размеры и управление

Транцевые плиты по своим размерам должны соответствовать не только длине корпуса судна, но и мощности лодочного мотора, а также тем целям и задачам, которые вы им ставите. Среднестатистические размеры: ширина плиты 8 см. на один метр длины лодки . К примеру, при длине катера от 4,5 до 6 м. плиту рекомендуется ставить размерами (д*ш в см.) 25*30; катер от 6 до 8 м. — 30*45; от 8 до 10 м. — 30*90. Минимальная длина обычно составляет 20 см. Как видите, длина плиты не увеличивается с увеличением длины судна, увеличивается ее ширина.

Нейтральное положение плит — это когда плиты немного приподняты и не препятствуют выходящей из под кормы лодки воде. Когда транцевые плиты находятся в одной плоскости с днищем , то они всегда создают подъемный эффект . Для полного исключения воздействия плит на корпус лодки их необходимо полностью поднять, чтобы исключить их влияние не только на воду, но и на воздух, проходящий под ними.

Способы установки транцевых плит

Существует расхожее выражение «Я признаю только две скорости — троллинг и полный газ!» После установки транцевых плит у Вас появится еще один режим скорости — «скорость устойчивого глиссирования».

Положительные аспекты от установки транцевых плит:

  • Возможности — повышение скорости, повышение равномерности движения по волнам, улучшение распределения груза, предотвращение прыжков по волнам и повышение тяги винта.
  • Эффективность — снижение потребления топлива, повышение равномерности работы двигателя.
  • Безопасность — улучшение обзора, уменьшение размеров создаваемой волны, упрощение управляемости, уменьшение ударной нагрузки на днище.

Принцип работы и эффективность

Транцевые плиты обычно состоят из двух регулируемых стальных пластин, устанавливаемых на транце судна. Положение пластин изменяется с помощью гидравлических патронов, которые могут поднимать и опускать пластины по команде судоводителя.

Читайте также:  Восстановление экокожи своими руками

Представьте себе элероны и закрылки у самолета. Транцевые плиты обеспечивают такой же эффект для катера. Они увеличивают подъемную силу, что помогает компенсировать потерю скорости, неправильное распределение груза и состояние поверхности водоема. Когда плиты опущены, набегающий поток воды создает подъемную силу, поднимающую корму и тем самым уменьшающую трение движения корпуса катера в воде. Подъемная сила возрастает с увеличением площади пластины, угла ее наклона и скорости движения судна.

Выход на глиссирование

Для того чтобы выйти на глиссирование быстрее, водители катеров часто просят пассажиров перейти в переднюю часть судна. Получая дополнительную подъемную силу от транцевых плит, катер потратит меньше времени для выхода на глиссирование. При этом двигатель будет меньше загружен, меньше будет расходоваться топлива, а пассажиры смогут сидеть там, где им больше нравится.

Средство управления

Поскольку транцевые плиты устанавливаются по обе стороны кормы судна и могут отклоняться независимо, поперечным выравниванием катера можно управлять наклонением пластин на разный угол. Такое независимое управление пластинами позволяет исключительно эффективно выравнивать движение неравномерно загруженного небольшого катера.

Перевозка катера с транцевыми плитами

Эффект от работы транцевых плит небольшие катера ощущают значительно сильнее, чем крупные суда. Быстроходные катера с большим шагом винта могут использовать выравнивающие плиты для повышения скорости и устойчивости движения.

При буксировке одного или нескольких воднолыжников, выравнивающие пластины обеспечат более быстрый ход катеру без необходимости повышения мощности мотора.

На что нужно обращать внимание при покупке? Наиболее распространенная ошибка — приобретение транцевых плит меньшего, чем нужно, размера. Если пластина имеет недостаточную площадь, ее придется сильнее наклонять, чтобы добиться желаемого подъемного эффекта. Поэтому следует помнить: чем больше поверхность пластины, тем большую подъемную силу она создает при меньшем сопротивлении движению.

Так что в рамочку можно обвести следующее правило: Чем больше площадь пластин, тем она эффективнее. Расчет примерно такой: 2,5 см длины плиты на каждые 30 см длины катера. К примеру, если длина вашего судна 5,8-7,3 м, следует устанавливать плиты длиной 45-60 см.

Установка транцевых плит

Для эффективной работы транцевых плит исключительно важна их правильная установка. В месте установки на транце пластина должна образовывать между транцевой доской и днищем судна букву «V». Для наилучшей поперечной управляемости, выравнивающие пластины следует устанавливать не ближе 10 см от кромки соединения днища и борта по направлению к килю.

При наличии встроенного двигателя, для размещения транцевых плит может быть использовано все пространство от борта до киля, если можно будет проложить ровную поверхность и, установке плит не будут препятствовать направляющие на днище.

На небольшие клепки и ребра пластина может налегать сверху. На катерах, приводимых в движение подвесными или встроенными моторами, необходимо обеспечить не менее 20 см зазора между плитами и дейдвудом двигателя, чтобы струи воды, созданные пластинами, не ухудшили работу винта.

Используйте возможности транцевых плит полностью

К выравнивающим плитам на рынке имеется множество приспособлений, служащих повышению эффективности их работы. Хотя они и могут быть недешевы, некоторые их этих устройств не только упрощают управление транцевыми плитами, но и способны экономить Ваши деньги.

  • Автоматический подъемник пластины. Если вы забыли поднять выравнивающую пластину при транспортировке катера, то Вы рискуете повредить пластины. То же самое случится и при постановке в док на хранение, если Вы только позабудете пластины поднять. Недорогой подъемник автоматически возвратит выравнивающие пластины в исходное положение в момент выключения зажигания. Приспособление просто устанавливается и быстро окупается, если представит себе затраты на замену сборки выравнивающих пластин.
  • Указатель угла наклона. После первого же знакомства с работой выравнивающих транцевых плит Вам захочется знать точно положение пластин в любой момент времени. Подняты они, опущены или пребывают в каком-то промежуточном положении? Индикатор наклона наверняка будет полезен всем обладателям транцевых плит. Это точный, сравнительно недорогой прибор и, поэтому средний обладатель катера сможет установить его на судно часа за два.
  • Автоматическое управление транцевыми плитами. Подобно оптимайзеру на автомобиле, это устройство автоматически настраивает и управляет положением выравнивающих пластин. Вам достаточно вывести желаемые обороты, а автоматически регулятор подстроит угол опускания пластин с учетом состояния поверхности водоема и загрузки судна. Хотя это устройство дороже, чем автоматический подъемник или указатель наклона, оно еще проще в установке и избавляет вас от необходимости следить за положением пластин во время движения. Поставил и забыл!

Транцевые плиты — излишество или необходимость?

Все более привычными в отечественном водно-моторном «быту» становятся те или иные сложные технические приспособления, призванные обеспечить еще больший комфорт и безопасность на воде. К ним можно отнести и управляемые транцевые плиты, которые практически являются уже почти обязательным элементом комплектации глиссирующих катеров, выпускаемых за рубежом.

В наибольшей степени они популярны на североамериканском водно-моторном рынке, который, к слову сказать, составляет около 80% рынка мирового. Попробуем разобраться в вопросе, выведенном в заголовок этой публикации.

Транцевые плиты предназначены прежде всего для облегчения выхода катера на режим глиссирования. Особенно это актуально в тех нередких ситуациях, когда судно бывает перегружено. Знакомая картина: волею капитана пассажиры перемещаются в носовую часть, и только после этого катер лениво, с длинным разбегом, но все-таки ко всеобщему ликованию преодолевает сопротивление воды. А бывает, что и не преодолевает.

Управляемые транцевые плиты служат в подобных случаях удобным подспорьем. Судоводитель изменяет угол атаки плиты к набегающему потоку, получая при этом дополнительную подъемную силу, приложенную в кормовой части судна. Точно так же, выбрав оптимальное положение плиты, можно сохранить режим глиссирования при оборотах двигателя, меньших, чем в стандартных условиях, или устранить крен, возникающий из-за неравномерного распределения весовой нагрузки либо действия бокового ветра. Кроме несомненного упрощения работы судоводителя, все эти варианты использования плит обеспечивают экономию топлива и позволяют эксплуатировать двигатель в щадящих режимах, избегая перегрузки. (Физическая картина действия транцевых плит подробно представлена в статье «Глиссирование под контролем», «КиЯ» №196.)

По типу привода современное управляемые транцевые плиты можно разделить на две категории — электромеханические и электрогидравлические.

В первом случае приводом является электродвигатель (рис. 1). Он размещается непосредственно в цилиндре исполнительного механизма, обеспечивающего перемещение плиты. Преимущество электромеханических транцевых плит заключается в быстроте монтажа, который сводится к установке плит на транце и прокладке электрических кабелей. Недостаток — низкая стойкость к механическому воздействию. Удары, приходящиеся на плиту, жестко передаются на исполнительный механизм, ломая шестеренчатый редуктор.

Работу транцевых плит с электрогидравлическим приводом обеспечивает электрический гидронасос (рис. 2), который размещается в наиболее удобном месте трюмного пространства. Исполнительным механизмом здесь является гидроцилиндр, в полости которого по шлангам подается гидравлическая жидкость. Гидроцилиндр достаточно устойчив к механическим повреждениям, а при необходимости замены его цена оказывается значительно ниже, чем электрического аналога.

Крупнейшим производителем управляемых транцевых плит с электрогидравлическим приводом (рис. 3) является компания «Bennett Marine». Выпускаемые ею плиты входят в стандартную комплектацию глиссирующих катеров многих известных брендов. Вот лишь некоторые из них: в США — «Bayliner», «Sea Ray», «Regal», «Four Winns», «Chaparral», «Monterey»; в Великобритании — «Sunseeker», «Princess», «Fairline»; в Финляндии — «Bella», «Flipper», «Aquador»; в Италии — «Azimut», «Ferretti» и др.

Модельный ряд компании «Bennett» разнообразен по ассортименту. Можно подобрать транцевые плиты для судов до 25 м длиной, рассчитанных на скорость до 60 уз и с любым типом энергетической установки.

Предусмотрены варианты комплектования транцевых плит различными видами управляющих контроллеров — кнопочными или джой-стиковыми. Можно установить контроллер с индикаторами положения плит (рис. 4).

Существует электронный блок, который обеспечивает автоматическое управление плитами на всех режимах движения судна, а его работа — не только динамичный выход судна на глиссирование, но и эффективную работу плит в режиме «успокоителей» качки, особенно на длинной волне (рис. 5).

Большую популярность приобрела модификация «Sport» с оригинальным профилем плиты.

Так нужны ли транцевые плиты или можно без них обойтись? Наверное, каждый судоводитель должен сам ответить на этот вопрос. Судовые транцевые плиты лежат в той же «плоскости» потребительских интересов, что и многие автомобильные системы. Кому-то из нас стали привычными и необходимыми гидроусилитель руля или ABS, а кто-то легко обходится и без них.

Примерная стоимость комплекта плит составляет 800 долл., а электронного блока автоматического управления — около 450 долл. Это много, по сравнению с ценой «Вихря» и «Казанки», но несущественно при масштабах стоимости современного 7-метрового судна.

В комплект транцевых плит «Bennett» входит CD-диск, где на видеоролике наглядно представлена последовательность их установки. Таким образом, монтаж плит, как правило, трудностей не вызывает, но все же установочные работы лучше доверить специалисту сервисного центра (или судостроителю при заказе нового катера).

Источник

Оцените статью