Самостоятельное изготовление водных лыж
Редакции получает много писем от любителей воднолыжного спорта с просьбами дать рекомендации по самостоятельному изготовлению водных лыж. Часто читатели просят прислать чертежи «универсальных» лыж, пригодных и для прогулок и для выполнения различных упражнений.
Начнем с того, что «универсальных» водных лыж не существует. Ведь у таких лыж, при переходе от одного упражнения к другому, в процессе езды должны были бы меняться размеры, форма, вес, убираться и снова выставляться кили и т. п.
В настоящее время различают: прогулочные, слаломные, фигурные и прыжковые водные лыжи. Вот в пределах этой классификации и можно дать требуемые рекомендации.
Прогулочные лыжи
Пожалуй, их можно с натяжкой назвать универсальными. С помощью этих лыж вы сможете выполнять простые виражи на свободной воде, проходить трассу слалома на /одной и двух лыжах при скорости катера-буксировщика до 42÷45 км/час и прыгать с трамплина высотой до 1,5 м при той же максимальной скорости.
Для широкого диапазона буксировочных средств — от моторной лодки с подвесным мотором до прогулочного катера со стационарным двигателем можно предложить следующую конструкцию прогулочных лыж.
Форма профиля поперечного сечения лыжи выбирается обычная прямоугольная, что значительно упрощает ее изготовление. Из этих же соображений выбрана и простейшая форма продольного изгиба: плоская, с загнутой носовой частью и постоянной толщиной по длине лыжи. Форма в плане выбрана близкой К типу «банан», который, по общему мнению, лучше всего удовлетворяет «универсальности» прогулочных лыж.
Эти лыжи можно использовать даже для прыжков. Когда американцы в пятидесятых годах впервые стали осваивать технику «двойного среза» при выполнении прыжка с трамплина, они пользовались именно такими лыжами. А известные американские спортсмены братья Осборны до самого последнего времени прыгали далеко за 30 м на лыжах формы «банан».
Наиболее сложным вопросом является установка креплений на прогулочных лыжах. Ведь если одна из них будет использоваться в качестве монолыжи для слалома, то крепления надо смещать вперед от поперечной линии, проходящей через центр тяжести лыжи. А для прыжков с трамплина мы должны смещать крепления в противоположную сторону. Поэтому оптимальный для себя вариант каждый воднолыжник выбирает сам, на практике. На рис. 1 представлен вариант установки креплений для выбранной длины прогулочных лыж.
Одной из конструктивных особенностей современных прогулочных водных лыж является небольшой диапазон изменения их максимальной ширины, порядка 17÷19 см.
Ввиду этого, при сохранении предлагаемой формы прогулочных лыж, различные вариации их по длине, в зависимости от предельных скоростей буксировки и веса воднолыжника, можно представить в виде графика (рис. 2).
График приведен для парных прогулочных лыж, причем рекомендуемые значения длин лыж следует выбирать внутри заштрихованной области. Если прогулочные лыжи будут использоваться для прыжков, то киль Шириной 0,8÷1,5 см необходимо делать из дерева. Желательно, чтобы прогулочные лыжи не были особенно тяжелыми, иначе ими будет трудно управлять, что очень важно для начинающих воднолыжников. Примерный вес пары прогулочных лыж с креплением — 6,5÷8 кг.
Слаломная монолыжа
Соревнования по воднолыжному слалому для спортсменов второго и выше разрядов проводятся теперь исключительно на монолыже, поэтому мы остановимся именно на этой конструкции.
На Брисбенском Чемпионате мира 1965 г. в Австралии был продемонстрирован первый тип клинкерных монолыж (рис. 3, а). Однако этот тип монолыж, повышенная поперечная устойчивость которых основана на гидродинамическом эффекте и повышении смачиваемой поверхности, не нашел широкого применения. Из ведущих воднолыжников лишь нынешняя чемпионка мира американка Лиз Аллан использует клинкерную монолыжу типа «диабла» (ряс. 3,6), и то лишь, по-видимому, из рекламных соображений.
Как показали чемпионаты мира 1967 г. в Шербруке (Канада) и 1969 г. в Копенгагене (Дания), большинство сильнейших воднолыжников мира используют монолыжи вогнутого профиля. Наибольшей популярностью пользуются французские лыжи фирмы «Рефлекс» (рис. 3, в) и американские монолыжи типа «туннель» (рис. 3, г).
О повышенной поперечной устойчивости такого типа лыж, по сравнению с лыжами простого прямоугольного профиля поперечного сечения, читатель может прочесть в сборнике №9, 1967 г.
В последнее время некоторые английские фирмы рекламируют новую конструкцию монолыжи, поперечный профиль которой (рис. 3, д) сочетает качества клинкерных и вогнутых лыж.
Ленинградские конструкторы в сезоне 1968 г. создали монолыжу «тримаран» (рис. 3, е), поперечный профиль которой содержит центральный и два симметричных боковых туннеля. Всесторонние испытания этой лыжи показали ее большую поперечную устойчивость. Лыжа достаточно хорошо вводится в поворот и «держит» при закантовывании ее на углы до 60° и выше. Однако если угол кантования составляет, к примеру, 45°, то выход из поворота и раскантовывание лыжи затруднено, что часто приводит к падению воднолыжника.
Практика показывает, что наиболее перспективными являются «туннельные» монолыжи (рис. 3, г).
Если говорить о характере продольного профиля современных монолыж, то прежде всего хочется отметить, что лыжи переменной по длине толщины типа «таперфлекс», рекомендуемые до последнего времени американцами, не пользуются популярностью у ведущих спортсменов.
Требование повышенной продольной жесткости для «туннельных» монолыж привело к увеличению их толщины до 22 мм и выше, которая сохраняется примерно постоянной по всей длине лыжи и несколько уменьшается лишь в месте носового изгиба (из технологических соображений).
Продольный изгиб у монолыж имеется только в носовой части.
Форма монолыж в плане в последнее время также изменилась — от бывшей популярной формы «капля» к форме «банан», хотя и не явно выраженной (рис. 3, ж). Во всяком случае, тенденция зауживать задний конец лыжи сейчас отсутствует.
О размерах киля, а также о способах установки креплений и киля на монолыже можно прочитать в том же девятом выпуске сборника или, если делать монолыжи рекомендуемой здесь длины, снять эти размеры с рис. 3, ж.
Максимальная ширина большинства спортивных монолыж колеблется в небольших пределах (16÷17 см) и может быть принята постоянной. При подборе длины монолыжи по весу спортсмена и максимальной скорости буксировки можно пользоваться графиком на рис. 4.
Напоминаем, что при установке креплений на монолыже для слалома можно пользоваться соотношениями:
где l — длина выбранной лыжи. Конкретное значение коэффициента в формулах выбирается спортсменом индивидуально, в зависимости от удобной для него разножки r по формуле:
Приведем несколько характерных размеров современных «туннельных» монолыж. Максимальная высота туннеля в средней части лыжи не превышает 10÷12 мм, в носовой части в месте выхода туннеля — 4÷5 мм, а в задней части в районе киля желоб выходит на поверхность скольжения. Ширина желоба в каждом сечении составляет (1/2÷2/3) ширины лыжи.
Вес монолыжи с креплениями колеблется в пределах 3,5÷4,5 кг.
Водные лыжи для фигурного катания
Фигурные лыжи — практически единственная разновидность водных лыж, где размеры ограничиваются правилами соревнований. Длина их, измеряемая вдоль нижней поверхности, не может быть меньше 100 см, а максимальная ширина не должна превышать 25 см.
До последнего времени говорили, в основном, о двух школах техники фигурного катания: американской и французской, которые подразумевали два типа лыж — тяжелые и легкие. Сейчас, когда результаты лучших европейских и американских воднолыжников-фигуристов довольно близки, можно говорить лишь о наиболее рациональной технике, которая обеспечивает выполнение максимального количества «дорогих» фигур за заданное время — 40 сек.
При прочих равных условиях поставленным требованиям лучше всего отвечают легкие фигурные лыжи, которые не связывают движения спортсмена лишним весом.
На рис. 5 показаны фигурные лыжи оптимальных, на наш взгляд, размеров.
Форма поперечного сечения фигурной лыжи — треугольник, либо постоянной высоты по всей длине лыжи, если ее материал одновременно достаточно легок и прочен, либо уменьшающийся но высоте от центра к концам лыжи.
Продольный изгиб фигурных лыж постоянен по длине, однако в некоторых конструкциях, например у французских лыж, изгиб у задних концов несколько больше, чем у передних, что не имеет принципиального значения.
Сейчас применяются две формы лыж в плане: вытянутый эллипс и усеченный эллипс.
Оптимальная ширина фигурной лыжи, обеспечивающая стабильное кантование при заходе на волну для выполнения фигуры в прыжке — 23,5 см; длина же, в зависимости от веса спортсмена, меняется в пределах 100÷120 см.
В одном и том же заезде спортсмен может выполнять фигуры как на двух лыжах, так и на одной, поэтому крепления на них устроены своеобразно. На сбрасываемой лыже крепление устанавливается точно по центру тяжести, поэтому S=0,5l.
На фигурной монолыже (рис. 5) крепление для вынесенной вперед ноги сдвигается от центра тяжести, поэтому:
Наконец, желательно, чтобы вес одной фигурной лыжи с креплением находился в пределах 2÷2,5 кг.
Прыжковые лыжи
Форма лыж в плане (рис. 6), равно как и форма профиля поперечного сечения, являются наиболее характерными параметрами прыжковых лыж, что сближает их с прогулочными. Однако по весу они гораздо тяжелее последних: вес одной прыжковой лыжи с креплениями достигает 4÷5 кг. Продольный профиль прыжковых лыж отличается от профиля прогулочных тем, что носовой загиб здесь довольно плавный и начинается уже от средней части лыжи. Это, с одной стороны, облегчает ввод в поворот перед началом среза, а с другой — обеспечивает большую прочность носовой части лыжи, испытывающей максимальную нагрузку при приводнении.
Крепление на прыжковых лыжах устанавливают так, чтобы выполнялось условие:
И, безусловно, эти лыжи должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать несколько сотен прыжков.
Чтобы сделать лыжу, нужно сначала ’построить теоретический чертеж в натуральном масштабе.
Форма лыжи в плане вычерчивается с помощью лекал на плотном листе бумаги и вырезается по контуру (рис, 1, 3, 5, 6). Впоследствии она будет служить шаблоном при окончательной обработке заготовки.
Продольный профиль лыжи вычерчивается по диаметральной плоскости на каркасе или тонкой фанере и используется в качестве шаблона при изготовлении «болвана».
Если форма поперечного профиля — сложная, как, например, у слаломной монолыжи, то для контроля ее в каждой точке сечения также можно изготовить шаблоны из картона, однако это целесообразно делать лишь при массовом изготовлении лыж.
Источник
Водные лыжи своими руками
Авторизация на сайте
Конструкция самодельных водных лыж из дерева и дюралевых полос, а также специальных палок к ним и крыльев (пар4усов) наподобие летучей мыши. Если его распустить при легком ветерке, можно плыть, не отталкиваясь палками от воды. Все предельно просто и можно сделать своими руками.
Лыжи представляют собой каркас из квадратных еловых реек и фанерных перегородок — нервюр.
Лыжа обтянута полиэтиленовой пленкой толщиной 0,5 мм.
— Длина каждой лыжи — 3,6 м,
— ширина — 20 см,
— высота — 150 мм,
— вес — 4 кг,
— грузоподъемность — 90 кг.
Передний конец лыжи скошен снизу и с боков на протяжении 900 мм. Там, где вставляется нога, устроен кольцевой щиток высотой 100 мм, обтянутый пленкой, чтобы вода не захлестывала внутрь лыж. Резиновые крепления для ног прибиты за носок к куску фанеры, служащему в этом месте дном лыжи. Крепления сделаны из ласт, обрезанных по ширине днища. Можно поставить также пляжные резиновые туфли. Кусок фанеры прибивается к рейкам мелкими гвоздями.
Фанерные перегородки-нервюры придают лыже жесткость. Я ставлю на лыжу 36 таких нервюр — к середине лыжи они располагаются чаще и более толстыми пакетами. Они прибиваются к рейкам мелкими гвоздями.
Рейки, которые изогнуты там, где начинается носовой скос, надо немного подпилить ножовкой, чтобы они не сломались при загибании.
В хвостовой и носовой частях к низу лыжи прикреплены четыре фанерных киля, покрашенных масляной краской, чтобы не размокали. Они помогают вести лыжи в воде, но мешают входить в воду с берега и выходить на берег. Поэтому их можно и не делать.
Самая важная часть лыжи — это три поперечные пластины-клапана длиной по 100 мм из дюраля с приклеенной к нему резиновой накладкой. Накладка прибивается к нижним рейкам. Когда лыжа идет вперед, клапаны прижимаются ко дну лыжи, а когда нога делает движение назад, они отходят, препятствуют лыже скользить назад, и лыжник сам движется вперед. Шнурки из капрона мешают клапанам отойти дальше вертикали, а толстые резиновые поперечные полоски, прибитые ко дну, мешают клапанам прилипать к нему.
Перед обтягиванием рейки следует зачистить и скруглить ножом или осколком стекла. Затем в местах, где будет прибита полиэтиленовая пленка, надо проложить полоски из резины, вырезанной из старой автомобильной камеры. Пленку натягивают, начиная снизу, и прибивают мелкими гвоздями. Под шляпки, чтобы они не рвали пленку, положите канцелярские кнопки. Слой масляной краски или лака защитит эти кнопки от ржавчины. На днище слой пленки можно сделать двойным.
После обтягивания начинайте крепить кили, клапаны, полоски под ними и верхние щитки.
Вторая модель лыж, недавно законченная мной, сделана из дюралюминиевых пластин. В сечении они имеют вид толстой буквы Т и очень устойчивы. Вес каждой лыжи увеличился до 5 кг, грузоподъемность осталась прежней, но лыжи стали прочнее, а клапаны я смог установить на боковых стенках лыж.
Кольцевой щиток теперь доходит до самого дна и герметизирует внутренние полости лыж, так что они стали совершенно непотопляемыми.
Хождение по воде на лыжах требует тренировки, но она не сложней, чем обучение ходьбе по снегу. Сначала можно поучиться кататься на лыжах, скрепленных между собой в катамаран. Скрепляются лыжи одной планкой спереди и двумя сзади; планки привязываются кусками шнура, заранее прибитого к лыжам.
Мои лыжные палки имеют длину 1,6 м, на их концах прибиты треугольные фанерные лопасти, а к лопастям привязаны надутые волейбольные мячи-поплавки.
Источник
Водные лыжи – из листа фанеры
Располагая одним листом 3-мм фанеры стандартного размера (1525 X X 1525 мм), можно сделать хорошие водные лыжи (см. последний рисунок). Они позволят не только прочувствовать пленительную прелесть скольжения по воде, но и ознакомиться с основами водного слалома. А самое главное — предлагаемые нами лыжи могут быть изготовлены в техническом кружке любого пионерского лагеря всего за два-три занятия.
Сначала нужно правильно раскроить лист фанеры (рис. 1) на восемь одинаковых по ширине полос. Направление волокон наружного слоя фанеры, так называемой «рубашки», должно быть продольным. Распилив лист мелкозубой ножовкой, следует зачистить кромки полос, на которых обычно образуются заусенцы. Затем полосы накладывают друг на друга по четыре штуки и временно связывают шпагатом.
Рис. 1.
Теперь надо изготовить простое приспособление, на котором будет выполняться склейка фанерных полос. Оно состоит из куска толстой ровной доски и приклеенных к ней бобышки А и ребра жесткости Б (рис. 2). Бобышка служит для придания носку лыжи требуемой формы. Рекомендуется установить заготовки в приспособление сначала без клея, чтобы лучше представить себе всю дальнейшую работу. Для правильной запрессовки фанерных заготовок нужно приготовить: несколько металлических или деревянных струбцинок, 6—8 деревянных брусочков размером 30X30X250 мм и несколько метров резиновой ленты (ее можно вырезать из старой велокамеры или применить авиамодельную резину).
Для склейки полос лучше всего применить эпоксидную смолу или клей ВИАМ Б-3. Можно использовать и обыкновенный казеин.
Первая фанерная полоса, накладываемая на приспособление, намазывается клеем только с одной стороны, две следующих — с обеих, последняя — тоже с одной стороны. Наносить клей надо не густо, но очень тщательно, не оставляя сухих мест. Сложив полосы, их временно скрепляют тонким шпагатом, чтобы они не расползлись, и накладывают на приспособление (рис. 3), прикрепляя носовую часть будущей лыжи к носовой бобышке несколькими гвоздями через небольшие дощечки — «мухи». После высыхания клея гвозди эти вместе с «мухами» удаляются и лыжа снимается с приспособления. Дополнительно носок притягивается струбциной или резиновым шнуром. Теперь остается прижать заднюю часть лыжи к доске-основанию, равномерно сжимая ее но всей длине струбцинами или резиновым шнуром (рис. 4).
При этом задние кончики фанерных полос расположатся ступеньками, как показано на рисунке. При дальнейшей обработке лыжи эти ступеньки срежутся. Зажимать фанерные полосы следует
равномерно и достаточно сильно, чтобы клей выдавливался со всех сторон. Склеенную лыжу оставьте в приспособлении на сутки при температуре не менее +20°, чтобы клей достаточно затвердел. После этого заготовку вынимают, удаляют потеки клея и по шаблону, сделанному из плотной бумаги или тонкого картона, наносят на нее контур лыжи. Выпилив лыжу на ленточной пиле или узкой ручной ножовкой, ее обрабатывают рашпилем и шкуркой. После этого лыжу следует загрунтовать грунтом Л1» 138 или покрыть
горячей олифой. Красить лыжу по грунту Л? 138 можно любыми красками — нитроглифталевыми, синтетическими или масляными, по олифе — только масляными. Водные лыжи обычно окрашивают так: нижнюю часть белой или красной краской, а верхнюю — в два контрастирующих друг с другом цвета — например, белый с черным, белый с красным и т. п.
Вертикальные кили (рис. 5), необходимые лыжам для устойчивости на курсе, лучше всего сделать из дубовых брусочков, придав им обтекаемую в плане форму. К лыже они прикрепляются шурупами и клеем. Самые простые крепления для водных лыж — это старые галоши, плотно сидящие на босой ноге. Если лыжами будет постоянно пользоваться только один человек, целесообразно купить для этого новые галоши подходящего размера и привернуть их к лыжам шурупами, подложив тонкие шайбы диаметром 15—20 мм, чтобы они не оторвались, а сверху наклеить резиновую стельку.
При желании изготовить более удобные крепления с отдельным носком и пяткой, регулируемой под размер ноги, нужно подобрать кусок старой толстой автомобильной камеры от грузовых машин или так называемой вакуумной листовой резины и немного листового алюминия толщиной 2,5—3 мм. Чертежи предлагаемого крепления — на рисунке 6. Вырубив из алюминия детали 1—4, их обрабатывают по контуру и сверлят отверстия в деталях 1 и 2 под шурупы 25X3, в деталях 3 и 4 под заклепки 0 3.
Носок крепления устанавливается непосредственно на лыжу и крепится шурупами с помощью деталей 1 и 2. Пяточная часть съемная, она монтируется на пластине 3 с помощью детали 4 (подковки). На лыже пяточная часть удерживается двумя сквозными 6-мм болтами с барашковыми гайками.
Заделка резиновых деталей имеет свои особенности. Начинать эту операцию следует от средней заклепки (на пяточной части — см. рис. 7). Поставив ее на место и слегка подклепав, поочередно устанавливают следующие — справа и слева от первой, одновременно подтягивая резиновую деталь таким образом, чтобы она приняла правильное положение.
Готовое крепление устанавливается на лыжу так, чтобы ее центр тяжести совпадал с местоположением голеностопной части ноги. Небольшие отклонения от этого положения, которые возникают при передвижении пяточной части, существенного влияния не оказывают.
Рис. 8. Самодельные водные лыжи и крепления: А – упрощенного типа, прогулочные; Б – «банановой» формы, для сламома.
Источник