Иж планета 4 тактная своими руками

motoizh.ru

Все о мотоциклах ИЖ

Переделка 2т в 4т

Переделка 2т в 4т

Сообщение Мастероvой » 02 ноя 2012, 11:30

Re: Переделка 2т в 4т

Сообщение Sash_77 » 02 ноя 2012, 11:44

Re: Переделка 2т в 4т

Сообщение Sniper » 02 ноя 2012, 13:02

Re: Переделка 2т в 4т

Сообщение V-aga » 02 ноя 2012, 13:24

Re: Переделка 2т в 4т

Сообщение Wendom » 02 ноя 2012, 13:43

Re: Переделка 2т в 4т

Сообщение Wendom » 02 ноя 2012, 14:16

Залил фотки из контакта, вот ссылка. Видео сборки мота и пробный запуск на ютюбе не нашел, но есть на странице контакта автора.
З.Ы. И Все-таки можно, однако чертовски трудно построить 4Т планету. Видимо автор, создавший сие чудо, имеет возможность изготовить детали на нормальных станках и руки у него растут откуда надо это факт!

Re: Переделка 2т в 4т

Сообщение Sash_77 » 02 ноя 2012, 14:28

Re: Переделка 2т в 4т

Сообщение Wendom » 02 ноя 2012, 14:48

Re: Переделка 2т в 4т

Сообщение dimasik » 03 ноя 2012, 02:22

Re: Переделка 2т в 4т

Сообщение dimasik » 03 ноя 2012, 02:31

Источник

Как улучшить систему выхлопа иж планета 3. Делаем тюнинг мотоцикла иж своими руками

Когда в 2009г я перебирал мотор, в него были установлены новые вала . Конструкция головок шатуна у советских и этих отличалась. В советском был пропил а тут высверлено отверстие. Ну да и ладно сказал я себе тогда. В те времена знаний было ещё не так много, да и искра доработок не разгорелась в тот пожар, что бушует сейчас.

Когда разбирал мотор для доработки поршневой обнаружил слегка посиневшие пальцы. При детальном осмотре головки шатуна оказалось, что в шатуне просверлено отверстие диаметром 4мм, а во втулке отверстие 2мм.

(На фото я уже увеличил отверстие во втулке, до этого оно было в 2 раза меньше чем основное)

Этого однозначно мало. Масло я лил дизельное а потом скутерное, поэтому говизну масла можно исключить.

Вспомнились шатуны с пропилом. Увеличением отверстия во втулке решил не ограничиваться. Сделал разметку и хоть в оригинале пропилы смотрят в одну сторону мне почему то захотелось развести их порознь. Приобрёл 125й диск на болгарку толщиной 1мм, но план не удался. Внешний диаметр слишком большой и достаточно углубиться не получается.

В ход пошли маленькие диски из набора гравировальной машинки с гибким валом. Но и они оказались слегка великоваты. Пришлось их немного уменьшать на точильном камне.

Затем пропиливаем отверстия на пару мм в стороны.

Не забываем закрыть камеру кривошипа тряпочкой, иначе срань там, грязь и прочие пакости.

Заусенцы и шероховатости убираем алмазными шарошками. В верху головки делаем треугольное углубление, чтоб затекало лучше, да побольше. И зашлифовываем наждачными кругами на насадке шлиф машинки.

На выхлопе получаем это.

Далее изготавливаем прокладки. Впрочем это уже совсем другая история.

К странице.

Делаем тюнинг двигателя Иж Планета

Часто можно услышать: «Иж Планета не поддается форсировке».
Это не так!Планета, хоть и туго, но все же форсируется.
Главное, чтобы руки росли из нужного места, и в голове было немного смекалки. И все получится.

Рассмотрим изменение мощности одноцилиндровых двигателей объемом 350 см3 Ижевского производства. Взять, к примеру, ИЖ-49 (та же Планета): мощность двигателя составляет примерно 12 л.с. У Иж Планеты 3 мощность уже 20 л.с.

Дальше (Например,
П5
) ещё больше. Основные преимущества Планеты это простота и надежность конструкции, простота ремонта, хорошая тяга на низких оборотах. Конечно, такого результата как при тюнинге Юпитера не добиться, но все же…

Перед тем как осуществить форсирование двигателя Иж Планета

, необходимо помнить что двигатель должен быть полностью исправным. Основное, что может дать прирост мощности, конечно же, цилиндропоршневая группа и выпускная система.

Цилиндр должен быть без царапин, забоин и прочих повреждений. Резьбы также должны быть без повреждений. Поврежденные шпильки заменить, резьбу в головке под свечу и декомпрессор прочистить свечей с разрезанной вдоль резьбовой частью. Перепускные каналы в картере и цилиндре должны полностью совпадать, прокладки не должны перекрывать сечения каналов. Неровности на перепускных каналах нужно убрать, в случае необходимости заделать МС-2000. Каналы заполировать до блеска. Внутреннюю часть заглушки также заполировать. После полировки под заглушки перепускных каналов установить паронитовые прокладки и сильно затянуть винты крепления заглушки (6 штук). Использовать герметик не рекомендуется. Окна (как впускные, так и выпускные) так же заполировать, предварительно удалив неровности.

Теперь о механизме газораспределения. Как известно, в двухтактном двигателе поршень является его частью. Именно его мы будем переделывать и дорабатывать. Ширину и высоту впускного окна можно рассчитать по формуле: H

окна =42% от хода поршня;
L
окна =62% от диаметра цилиндра. Для увеличения фазы впуска можно выпилить выемку высотой 4-5 мм и шириной равной ширине впускного окна. Это улучшит наполняемость цилиндра топливной смесью. Конечно, можно расширить впускное окно, но во избежание поломки колец придется вваривать перегородку. Если мы не ошибаемся в цилиндре
ИЖ Планеты — Спорт
впускное окно как раз с перегородкой.

Для увеличения мощности за счет увеличения частоты вращения коленчатого вала можно поднять кромку выпускного окна на пару миллиметров. Для уменьшения нагарообразования нужно отполировать до блеска дно поршень, а во внутренней части убрать огрехи литья, которые создают сопротивление свежей смеси.

Инструменты

Из инструментов на понадобится:

  1. Дрель или шуроповерт
  2. Сверло по металлу на 4 — 5 мм
  3. Плоский надфиль
  4. Технический фен
  5. Оправки. В качестве оправок можно использовать сантехнические сгоны
  6. Мощная плоская отвертка
  7. Рожковый или накидной ключ на 14
  8. Хомут
  9. Молоток или киянка
  10. Масленка или шприц
  11. Герметик

Подготовка

Для выполнения качественного ремонта — детали двигателя должны быть чистыми, резьба в картере прогнана, сальники и прокладки — новыми.

Сначала чистим масляные каналы в кривошипных камерах. Каналов в двигателе Иж-Планета — два: один в левой половинке картера, другой — в правой. Находим каналы и если они сильно забиты — прочищаем их проволокой, промываем чистым бензином и продуваем сжатым воздухом.

ДУБЛЬ-ИЖ

При постройке любительских аэросаней, глиссеров, аппаратов на воздушной подушке наибольшие трудности вызывает подбор двигателя. Не секрет, что серийные двигатели зачастую не удовлетворяют самодеятельных конструкторов по многим параметрам, в частности по удельной мощности.

Наиболее радикальный путь решения проблем — изготовление самодельных двигателей с использованием деталей от серийных мотоциклетных. Читателям «М-К» известны такие моторы: ББ-1 конструкции Г. Белошапкина и Л. Буянова, двигатель Л. Комарова и В. Федорова, АГ-1 конструкции А. Геращенко.

Здесь мы расскажем о принципах конструирования и технологии изготовления двухцилиндровых оппозитных моторов также с максимальным использованием стандартных деталей. Примером послужит двигатель, построенный и испытанный А. Антипиным из поселка Приютово (Башкирия).

Следует оговориться, что в схему двигателя А. Антипина при его проработке в ОКБ «М-К» внесен ряд модернизаций. Их цель — повышение надежности, стремление упростить механическую обработку деталей и исключить некоторые технологические операции. Кроме того, конструктивные изменения позволяют существенно повысить точность изготовления основных деталей, что увеличивает моторесурс двигателя.

Бесспорно, что двухцилиндровый двигатель с оппозитным расположением цилиндров обладает целым рядом преимуществ перед рядными спарками из двух одноцилиндровых и тем более одноцилиндровыми. Он значительно лучше сбалансирован, поскольку возвратно-поступательное движение двух поршней встречное, а значит, моменты сил инерции взаимно уравновешены. К тому же повышается надежность работы и облегчается запуск двигателя. Незначительные неполадки в одном из цилиндров не выводят двигатель из строя, и, по крайней мере, всегда имеется возможность «дотянуть» до места ремонта. Добавьте к сказанному меньший вес и габариты, простоту системы зажигания, а также хорошие условия обдува обоих цилиндров, и вы сделаете вывод: надо браться за «оппозит»!

Читайте также:  Восстановление ветхого дома своими руками

Конструкция предлагаемого двигателя (рис. 1, 2) проста. Он может быть собран на основе деталей от моторов мотоциклов ИЖ-П-2, ИЖ-П-3 или ИЖ-56. Для такого двигателя требуется изготовить самостоятельно только коленчатый вал и картер.

Рис. 2. Компоновка двигателя:

1 — корпус бензонасоса, 2 — рычаг бензонасоса, 3 — шток привода бензонасоса, 4 — втулка штока, 5 — проставка, 6 — крышка магдино, 7 — эксцентрик бензонасоса, 8 — корпус якоря магдино, 9, 33 — магниты якоря, 10, 32 — обмотки якоря, 11 — крышка переднего коренного подшипника, 12, 24 — сальники, 13 — передняя половина картера, 14, 23 — коренные подшипники № 208, 15 — передняя щека коленчатого вала, 16 — передняя коренная цапфа коленчатого вала, 17 — средняя щека коленчатого вала, 18, 30 — шатуны, 19, 29 — ролики нижних шатунных подшипников, 20, 31 — отверстия под гильзы цилиндров, 21 — задняя щека коленчатого вала, 22, 28 — пальцы нижних шатунных подшипников, 25 — крышка заднего коренного подшипника, 26 — задняя коренная цапфа коленчатого вала, 27 — задняя половина картера, 34 — гайка крепления эксцентрика бензонасоса.

Рис. 3. Коленчатый вал:

1 — задняя цапфа, 2, 4 — внешние щеки, 3 — средняя щека, 5 — передняя цапфа.

Коленчатый вал (рис. 3) делается составным. Коренные цапфы и нижние шатунные пальцы устанавливаются на него при сборке. Для всех деталей рекомендуют стали 18ХМЮА либо 40Х.

Заготовки коренных цапф с центровыми отверстиями вытачиваются на токарном станке и имеют припуск на дальнейшую обработку по 1,0 мм на сторону (за исключением посадочных мест, предназначенных для запрессовки в щеки коленчатого вала, — они растачиваются сразу до номинального размера). Три диска — заготовки щек коленчатого вала — также имеют припуск по 0,5 мм на сторону. Затем их шлифуют на плоскошлифовальном станке и размечают отверстия под коренные цапфы и пальцы нижних головок шатунов. Сами же отверстия сверлят и растачивают до номинальных размеров на планшайбе или в четырехкулачковом патроне токарного станка. При этом следует учесть, что сопрягаемые с этими отверстиями детали запрессовываются в них, поэтому размеры отверстий должны соответствовать прессовой посадке.

Порядок сборки коленчатого вала следующий. Сначала с помощью винтового пресса в крайние щеки вала сажаются коренные цапфы. Далее половина коленчатого вала устанавливается в центры токарного станка для обработки щек, конусов и посадочных мест на цапфах до номинальных размеров. После этого в крайние щеки запрессовываются пальцы нижних головок шатунов, собираются нижние шатунные подшипники и в средний диск маховика запрессовываются пальцы нижних головок шатунов. Чтобы отверстия в щеках маховика не разбивались, фаски на них не снимают, а для обеспечения захода в них пальцев концы последних округляются.

Собранный коленчатый вал устанавливается в центры токарного станка (шатуны при этом фиксируются) для обработки среднего диска маховика до номинальных размеров. Затем на конусах фрезеруются шпоночные канавки и на концах хвостовиков вала нарезается резьба. Перед установкой шатунов и сборкой подшипников все – детали (пальцы нижних головок шатунов, подшипники, шайбы, поршни, кольца, поршневые пальцы) обязательно следует подобрать по весу: разница между комплектами левого и правого цилиндров не должна превышать 2—3 г. При несоблюдении этого условия неизбежны разбаланс двигателя и нежелательные вибрации при его работе.

Картер (рис. 4, 5) представляет собой механически обработанную на токарном и фрезерном станках отливку из алюминиевого сплава АК-4-1 (можно расплавить также отслужившие свой срок автомобильные поршни). Обработка этой детали специального оборудования не требует. Внутренний диаметр каждой из половин (см. рис. 5) картера и посадочные места подшипников растачивают на токарном станке с одной установки. Затем детали стыкуются и в них сверлятся отверстия под стяжные шпильки и посадочные втулки. Далее в отверстия запрессовываются втулки и половины картера стягиваются шпильками, после чего наружные поверхности картера фрезеруются.

Рис. 4. Заготовки половин картера и схема сборки

Рис. 5. Передняя и задняя части картера.

Рис. 6. Самодельные детали двигателя:

1 — крышка заднего коренного подшипника, 2 — крышка переднего коренного подшипника, 3 — эксцентрик привода бензонасоса

Для расточки посадочного места под крышку магнето картер надо установить в четырехкулачковый патрон токарного станка и отцентровать по отверстиям подшипников. Остается разметить отверстия под гильзы цилиндров, шпильки и перепускные окна и разделать их на токарном и фрезерном станках.

Не следует удивляться тому, что на чертежах двигателя нет многих размеров: большинство из них зависит от используемых готовых деталей.

На рисунке 6 приведены чертежи крышек подшипников и эксцентрика бензонасоса (от двигателя автомобиля «Запорожец» или лодочного мотора). Применение последнего позволит избавиться от эксцентрика привода. К тому же и крышку магнето можно будет в этом случае изготовить из любого подходящего материала (например, из стеклопластика). Как известно, бензонасос лодочного мотора работает от разрежения в картере, так что для его привода достаточно врезать в картер штуцер и соединить его с насосом гибким шлангом.

Систему зажигания лучше всего использовать бесконтактную, транзисторную, от мотороллера «Вятка-Электрон». Эта схема хорошо зарекомендовала себя в эксплуатации, она стабильна в работе, имеет надежное и мощное искрообразование. Необходимости в распределителе на таком двигателе нет, поскольку поршни в нем движутся встречно и вспышка в цилиндрах происходит одновременно.

Мощность оппозитного мотора около 28 л. с., но ее можно увеличить. Отработанные методики форсирования одноцилиндровых двигателей мотоциклов класса 350 см3 можно найти в спортивной литературе по подготовке мотоциклов к соревнованиям, но, как нам кажется, имеет смысл вкратце коснуться их и здесь.

На поршнях необходимо снять лыски (рис. 7). Форму камеры сгорания следует изменить на смещенную полусферическую с вытеснителем (рис. — это улучшит условия продувки, очистку цилиндров от выхлопных газов и обеспечит более равномерное горение рабочей смеси. Существует два способа реконструкции камер сгорания: изготовить головки цилиндров заново либо заварить старые камеры алюминиевым сплавом с помощью аргонно-дуговой горелки с последующей проточкой камеры на токарном станке в соответствии с чертежом. Во впускных окнах цилиндров удаляются перегородки и увеличиваются их сечения, как это показано на рисунке 9, нижняя часть их при этом скругляется.

Рис. 7. Доработка поршня.

Рис. 8. Профиль камеры сгорания.

Рис. 9. Развертка модернизированного впускного окна.

Рис. 10. Впускной патрубок (конфигурация отверстия соответствует впускному окну).

Впускные патрубки следует сделать новые, настроенные (рис. 10), они увеличат коэффициент наполнения за счет подбора оптимальной длины. Продолжительность фазы выпуска необходимо увеличить до 144°, для этого выпускные окна делают выше на 1,5 мм.

Перечисленные операции обычно повышают мощность серийного двигателя ИЖ-П-2 с 14,8 л. с. до 18,4 л. с., следовательно, мощность двухцилиндрового оппозитного мотора в результате его форсировки возрастет ориентировочно до 36 л. с. при неизменной степени сжатия (6,5).

Наиболее подходящими для данного мотора являются карбюраторы типа К-28Б или им аналогичные с диаметром диффузора 27,5 мм.

Топливная смесь должна состоять из бензина с октановым числом не ниже 80 (например, АИ-93) и авиационного масла МС-20 или МС-22, смешанных в обычной пропорции (1 : 25 по объему).

Следует помнить, что моторесурс форсированного двигателя неизбежно сокращается по сравнению с прототипом, поскольку ему приходится работать в более жестком тепловом режиме, с увеличенными нагрузками.

Оппозитный двухцилиндровый двигатель можно сделать и на базе других моторов — от мотоциклов М-106, «Восход», «Ява-350», соответственно изменив размеры картера, коленчатого Бала, подшипников и т. п.

Несколько рекомендаций желающим использовать оппозитный двигатель для работы в паре с воздушным винтом. Всегда следует помнить, что максимальную мощность можно снять только при номинальных оборотах коленчатого вала (в нашем случае 5000—5500 об/мин). Поэтому, если винт окажется слишком «тяжелым» в аэродинамическом отношении, то двигатель не выйдет на режим максимальной мощности.

Крутящий момент на винт рекомендуется передавать через понижающий редуктор с передаточным числом 1,2—1,5. Это уменьшит обороты воздушного винта до 2500— 3000 об/мин, причем линейная скорость концов лопастей винта 0 2000 мм не будет превышать критической — 300 м/с. При таких условиях винт работает с максимальным коэффициентом полезного действия при минимальном скольжении.

Читайте также:  Бомбочек для ванны своими руками пропорции

Использование редуктора позволяет также избавиться от нежелательных осевых нагрузок на коленчатый вал двигателя. Следует учитывать, что при работе двигателя в паре с винтом без редуктора на коренную цапфу коленчатого вала необходимо установить радиально-упорный подшипник: штатный радиальный подшипник быстро изнашивается и выходит из строя.

Ф. КИЗЕЛОВ

Рекомендуем почитать

  • МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР 2015-05 МОДЕЛИСТ-КОНСТРУКТОР №5 2020г. В НОМЕРЕ: Общественное конструкторское бюро И.Евстратов. КОМФОРТ НА ДВУХ КОЛЁСАХ Малая механизация В.Таланов. ТАЧКА НА ВСЕ РУКИ…
  • СУМКА-ШКАФ От предметов верхней одежды до обуви и мелких хозяйственных вещей—таков диапазон вместимости этой необычной сумки. Изготовленная из плотной ткани и состоящая из нескольких секций с…

Установка подшипников и сальников

Устанавливаем в левую половинку картера стопорное кольцо.

В зависимости от модели коренного сальника — устанавливаем в посадочное отверстие коренного подшипника распорную втулку, либо, если сальник у вас изначально стоял широкий (есть такие) — нагреваем картер и с внутренней стороны картера ставим сальник до упора в стопорное кольцо.

На моем двигателе стоял обычный узкий сальник, поэтому я ставлю втулку.

При помощи оправки в предварительно нагретый картер ставим коренной сальник.

Быстро, пока не остыл картер ложем на сальник маслонаправляющию шайбу. Маслонаправляющая шайба имеет профиль в виде блюдца. Кладем ее на сальник так, чтобы вогнутой стороной она была обращена к нам, а выгнутой к корзине сцепления.

Пока картер не остыл — прессуем в него с помощью оправки наружную обойму коренного подшипника.

Если вы будите менять коренные подшипники на новые — не поленитесь: найдите лист железа толщиной 7-8 мм, выпилите в нем клин под шатун, пропустите лист железа между щек коленчатого вала и при помощи оправки набейте коренной подшипник на цапфу.

Таким образом вы обезопасите себя от порчи коленчатого вала. Коренной подшипник имеет очень большой натяг и заходит на цапфу с очень большим усилием. Не редки случаи, когда люди попросту выбивали цапфу (цапфа на планетовском коленчатом вале запрессовывается в щеку) внутрь коленчатого вала, но подшипник одеть им так и не удавалось.

Родной made in USSR 2505 КМ

Улучшение технических характеристик

Двигатель Планеты-5 удобен для обработки. Разумеется, владельцам всегда хочется увеличить мощность. Для этого стоит перепрессовать коленвал, поменять оригинальные подшипники на подшипники от вторичного вала Явы.

При разборке стоит посеребрить верхнее кольцо и нижний сепаратор. После тюнинга двигателя его ресурс сокращается. Так что если вы используете мотоцикл для езды с обычной скоростью, не стоит ничего менять в двигателе, так как это сильно сокращает срок службы покрышек

и заднего сцепления.

Для увеличения объема цилиндра следует срезать его верхнюю часть и расточить гильзу до 76 мм. После прокачки двигателя, Планета может разгоняться до 160 км/ч.

Заводское сцепление ИЖ Планеты-5 неплохо справляется с обычными нагрузками. Если вы ездите много, а водите агрессивно — стоит задуматься над заменой сцепления. При повышенной нагрузке из строя быстро выходят диски, поэтому стоит заменить один из них на утолщенный металлический. Это приведет к более сильному сжатию пружин, при котором не будет проскальзывания и сцепление будет выжиматься тяжелее.

Продвинутые механики могут поменять систему наддува. Производя тюнинг мотоцикла ИЖ Планета, не забудьте заменить воздухофильтр на заграничный. Качественная очистка воздуха увеличит мощность вашего «железного коня» и не позволит двигателю перегреться.

Смазка поршня усилит трение боковой стенки о зеркало цилиндра.

Таким образом, потратив некоторое количество времени и средств на тюнинг мотоцикла ИЖ Планета-5, вы получите отличного «железного друга». «Планета» изначально имеет хорошие технические характеристики — отличную тягу, высокую мощность, устойчивость к любым видам дорог.

Добавьте к этому приемлемую цену, легкость в обслуживании и доступность необходимых деталей, плюс ваши умения и фантазию — и вы получите мотоцикл, который долгие годы будет верой и правдой служить вам в условиях российского бездорожья.

Помимо достойного внешнего вида, Иж Планета 5 имеет отличные технические характеристики. В комплектацию мотоцикла входит одноцилиндровый двухтактный двигатель, мощность которого составляет 22 л. с. Система употребления и переработки топлива требует скромные 5 л. бензина при стабильной езде на скорости 90 км/ч. Кроме того, данная модель отечественных мото одной из первых получила систему воздушного охлаждения, которая повышает тягу на небольших оборотах.

Максимальная скорость мотоцикла составляет 120 км/ч. Агрегат отлично показывает себя в процессе езды по бездорожью и не требует больших трат на обслуживание. Все это служит причиной бешеной популярности Иж Планета 5 с 1987 года и по сей день. Ведь приобрести дорогостоящий Harley Davidson может далеко не каждый из нас. А вот отдать 5–6 тыс. рублей за отечественный мотоцикл способны многие. Кроме того, модель Ижевского машзавода намного легче поддается тюнингу своими руками, чего нельзя сказать о дорогущих американских и японских “монстрах”.

Сборка половинок картера

Обезжириваем разъем половинок, выбиваем немного направляющие втулки так, чтобы они вышли над плоскостью на 5-6 мм. В зависимости от вашего желания — собираем КПП. Лично я, КПП собираю только после сборки двигателя, мне так удобней.

Наносим на разъем любой автомобильный герметик, устанавливаем вторую половинку картера, достукиваем ее кияночкой, устанавливаем крышку КПП и стягиваем картер болтами.

Болты тянем не абы как, а строго по фен-шую: тянем примерно на треть усилия сначала середину крест накрест, потом периферию и постепенно увеличивая усилие за несколько кругов затягиваем болты на сколько хватает силы.

Этапы доработки электрооборудования

Вся процедура перехода на без аккумуляторную схему сводится к:

  1. Замене компонентов на 12 вольтовое оборудование;
  2. Переделке генератора, а иногда и его заимствовании с другой модели;
  3. Замене ламп с 6В на 12 В.

Справочно: схема проводки на ИЖ Планета 3 существенно не меняется – заменяются лишь цепи генератора, катушки и реле-регулятора напряжения.

Генератор

Основная сложность переделки генератора заключается в изготовлении специального промежуточного кольца. Для этого требуется помощь токаря – кольцо вытачивается на токарном станке .

  1. Просверливаются два 6 мм отверстия — для возможности закрепления кольца на правой половине картера;
  2. Для крепления генератора к кольцу просверливаются три М5;
  3. На кольце вырезается сегмент, облегчающий установку под перегородкой правой половины картера;
  4. Вырезы под приливы крышки картера делаются справа и снизу.

На схеме цифрами обозначено:

  1. Картер – правая половина;
  2. Коленвал силового агрегата;
  3. Винты крепления промежуточного фланца;
  4. Сам промежуточный фланец;
  5. Изготовленная из жести конусная втулка (S 0,8 мм);
  6. Статор генератора;
  7. Винты М5 крепления генератора;
  8. Ротор генератора;
  9. Датчик вращения;
  10. Болт крепления ротора.

Установка цилиндропоршневой группы

Пока герметик не высох — крышку КПП снимать не желательно, спешка в этом деле не к чему. Лучше не торопить события и пока сохнет герметик — установить цилиндр.

Закапываем немного моторного масла:

  1. в верхнею головку шатуна
  2. нижнею головку шатуна
  3. в оба масляных канала кривошипной камеры

Для улучшения смазки в бобышках поршня желательно просверлить отверстия. Но можно и не сверлить — зависит от вашего желания.

Устанавливаем в бобышку стопорное кольцо поршневого пальца. Перед установкой — стопрное кольцо желательно немного разогнуть и обязательно после установки проверить как оно село:

  1. Если стопорное кольцо будет болтаться — разогните его или замените на новое
  2. Если стопорное кольцо ляжет не всей плоскостью — замените его на новое

Нагреваем феном поршень и при помощи оправки забиваем палец в поршень так, чтобы он вышел внутрь не более чем на 5-6мм.

Ищем на днище поршня метку в виде стрелки.

Ориентируем поршень стрелкой к выпускному окну цилиндра («на выхлоп»), надеваем поршень на шатун, забиваем поршневой палец и устанавливаем второе стопорное кольцо.

Вставляем в цилиндр кольца и замеряем щупом зазор между замками:

  1. Если зазор будет меньше 0,3—0,45 — подточите замки колец надфилем
  2. Если зазор будет больше 0,3—0,45 — ставьте новые кольца, если не поможет — растачивайте цилиндр в ремонтный размер

Для улучшения притираемости колец и снижения шума от работы двигателя на кромках колец желательно снять фаски. Если охота позаморачиватся: положите кольцо на ровную поверхность и надфилем немного скруглите кромки.

Одеваем кольца на поршень, заливаем поршень с кольцами маслом, устанавливаем прокладку под цилиндр (желательно на герметик), стягиваем кольца хомутом. Хомут вырезаем из жести и из этой же жести сгибаем скобу, которой мы будем его фиксировать.

Читайте также:  Двс самоделки своими руками

После того как кольца зайдут в цилиндр — расстегиваем хомут, осаживаем цилиндр и прикручиваем его к картеру.

Проворачиваем несколько раз коленчатый вал и если поршень будет ходить в цилиндре легко и без скрежета — опускаем его немного вниз, наливаем в цилиндр немного моторного масла, устанавливаем на цилиндр новую прокладку и прикручиваем головку.

Устанавливаем на свое место дополнительный опорный подшипник коленчатого вала, сверху ложем необходимое количество регулировочных шайб и фиксируем его стопорным кольцом. Регулировочные шайбы должны обеспечивать осевой люфт коленчатого вала в пределах 0,1мм.

Перед установкой закрытые подшипники нужно обязательно открыть! Сюда идет обычный 304.

С другой стороны коленчатого вала устанавливаем фланец с коренным сальником. Обратите внимание на масляный канал по которому масло поступает к правому коренному подшипнику коленчатого вала. По старой «доброй» колхозной традиции этот канал замазывают герметиком и смазка подшипника прекращается. Во избежание этой неприятности — ставьте фланец на сухую без герметика и будет все пучком.

После того как высохнет герметик можно приступать к регулировке и сборке коробки переключения передач и ставить на место корзину сцепления.

Номера подшипников и сальников двигателя мотоцикла Иж-планета 2, 3, 4 и пятой модели.

  1. Коренные подшипники коленчатого вала 2505к
  2. Дополнительный опорный подшипник коленчатого вала 304
  3. Правый сальник ИЖ-ю сб. 1-48-3
  4. Левый коренной сальник ИЖ-ю сб. 1-50

Форсировка двигателя Иж Планета.

Часто можно услышать: «Иж Планета не поддается форсировке».

Планета, хоть и туго, но все же форсируется. Главное, чтобы руки росли из нужного места, и в голове было немного смекалки. И все получится.

Рассмотрим изменение мощности одноцилиндровых двигателей объемом 350 см3 Ижевского производства. Взять, к примеру, ИЖ-49 (та же Планета): мощность двигателя составляет примерно 12 л.с. У Иж Планеты 3 мощность уже 20 л.с. Дальше (Например, П5) ещё больше. Основные преимущества Планеты это простота и надежность конструкции, простота ремонта, хорошая тяга на низких оборотах.

Конечно, такого результата как при тюнинге Юпитера не добиться, но все же…

Перед тем как осуществить форсирование двигателя Иж Планета, необходимо помнить что двигатель должен быть полностью исправным. Основное, что может дать прирост мощности, конечно же, цилиндропоршневая группа и выпускная система.

Цилиндр должен быть без царапин, забоин и прочих повреждений. Резьбы также должны быть без повреждений. Поврежденные шпильки заменить, резьбу в головке под свечу и декомпрессор прочистить свечей с разрезанной вдоль резьбовой частью. Перепускные каналы в картере и цилиндре должны полностью совпадать, прокладки не должны перекрывать сечения каналов. Неровности на перепускных каналах нужно убрать, в случае необходимости заделать МС-2000. Каналы заполировать до блеска. Внутреннюю часть заглушки также заполировать. После полировки под заглушки перепускных каналов установить паронитовые прокладки и сильно затянуть винты крепления заглушки (6 штук). Использовать герметик не рекомендуется. Окна (как впускные, так и выпускные) так же заполировать, предварительно удалив неровности.

Теперь о механизме газораспределения. Как известно, в двухтактном двигателе поршень является его частью. Именно его мы будем переделывать и дорабатывать. Ширину и высоту впускного окна можно рассчитать по формуле: Hокна =42% от хода поршня; Lокна =62% от диаметра цилиндра. Для увеличения фазы впуска можно выпилить выемку высотой 4-5 мм и шириной равной ширине впускного окна. Это улучшит наполняемость цилиндра топливной смесью. Конечно, можно расширить впускное окно, но во избежание поломки колец придется вваривать перегородку. Если мы не ошибаемся в цилиндре ИЖ Планеты — Спорт впускное окно как раз с перегородкой.

Для увеличения мощности за счет увеличения частоты вращения коленчатого вала можно поднять кромку выпускного окна на пару миллиметров. Для уменьшения нагарообразования нужно отполировать до блеска дно поршень, а во внутренней части убрать огрехи литья, которые создают сопротивление свежей смеси.

Когда происходит форсировка двигателя Иж Планета более серьезно, можно попробовать сделать облегчение поршня, но только в том случае, если руки растут из нужного места. Это позволит легче раскручиваться двигателю и уменьшит потери мощности двигателя. Необходимы расчеты, так как изменение массы может привести к уменьшению жесткости поршня. Ни в коем случае нельзя удалять ребра жесткости.

Поршневой палец можно облегчить, сточив металл на концах пальца.

Также возможно изготовление игольчатого подшипника.

Также для улучшения характеристик двигателя Планеты нужно немного переделать коленчатый вал. На стандартной Иж Планете шатун имеет форму двутавра. Для уменьшения сопротивления топливной смеси, для облегчения шатуна, а также для улучшения смазки нужно удалить ребра, доведя форму до саблевидной.

После этого шатун необходимо заполировать. Не стоит опасаться деформаций шатуна, так как останется запас прочности. Но поломка шатуна возможна, если двигатель заклинит на больших оборотах. Но у хорошего хозяина с не кривыми руками двигатель никогда не заклинит. Необходимо отполировать и стенки камеры КШМ и щеки коленвала.

Возможно улучшение динамики за счет уменьшения массы коленвала, но опять же только после расчетов. Но после уменьшения массы коленчатого вала ухудшится тяга на низах, увеличатся обороты холостого хода. Это же относится и к поднятию верхней кромки выпускного окна. Коренные подшипники коленчатого вала должны вращаться легко, без заеданий, не должны иметь практически никакого люфта. Это относится и к остальным подшипникам, так как тугие подшипники затрачивают энергию двигателя. Найти хорошие подшипники сейчас не очень легко. Желательного использовать высокоточные. После переделок коленвал необходимо отбалансировать.

Не стоит преуменьшать значение уменьшения объема кривошипной камеры. Вследствие уменьшения объема увеличится давление топливной смеси, что позволит улучшить наполнение цилиндров и увеличит мощность. Правда, это уже не легко, потребуется переделка кривошипной камеры и коленвала, а это уже много работы.

Головка цилиндра не должна иметь повреждений. Резьба под свечу и декомпрессор также не должна иметь повреждений. В случае наличия повреждений в месте стыка, его нужно немного сточить на абразивном круге. При необходимости также поступить и с цилиндром, предварительно выкрутив шпильки. Медные или алюминиевые прокладки использовать не нужно, так как в месте соприкосновения прокладки и цилиндра или головки возможна негерметичность соединения. Если прокладка на Планете стоит заводская, значит, это попытка скрыть брак.

Головку можно поджать, доведя степень сжатия до 9-9, 3. После увеличения степени сжатия допускается использование только 2Т масел (обычно используют МГД-14М). Свечи желательно использовать импортные (главное не нарваться на левак типа VOSH или BOCH).

Внутреннюю поверхность головки заполировать до блеска, что уменьшит нагарообразование. Во избежание перекоса крепеж головки затягивать крест – накрест.

Дальнейшая форсировка Иж Планета это установка «правильного» карбюратора.

Карбюратор рекомендуется установить К-68И. Отполировать внутреннюю поверхность канала. Дроссель и иглу также заполировать. Можно поэкспериментировать с диаметром жиклеров и добиться лучших результатов. Всю информацию об этом можно найти на этом сайте.

Воздушный фильтр нужно установить бумажный, так как масляный не обеспечивает нужную степень очистки воздуха. Можно использовать фильтр от ИЖ-Планеты Спорт.

Впускной патрубок должен быть без раковин и забоин, при наличии таких патрубок заменить или заделать повреждения смазкой МС-2000 и заполировать. Возможно изменение длины патрубков. Более длинный патрубок улучшает работу двигателя на низких оборотах, а более короткий — на высоких. Оптимальная длина подбирается экспериментальным путем.

Также нужно уделить внимание герметичности стыков патрубка с цилиндром и с карбюратором. Для этого применяются мягкие паронитовые прокладки или термо- бензостойкий герметик. После установки патрубка нужно убедиться, что прокладка не выступает вовнутрь впускного канала (а в случае использования герметика нужно удалить его излишки из канала).

Для увеличения мощности нужно рассчитать резонатор. Делается это для определенных оборотов. Рассчитать выпускную систему можно по формулам, которые также можно найти в интернете.

Для улучшения охлаждения двигателя цилиндр и головку цилиндра можно покрасить в черный цвет термостойкой краской (покраска улучшит не только охлаждение, но и внешний вид двигателя). Но правильно отрегулированный двигатель не должен перегреваться даже после тюнинга.

Краткий обзор тюнинга Иж Планеты.

Кому-то может показаться все изложенное выше слишком сложным. Но это не так. Конечно, можно тюнинговать Юпитер и получить большую прибавку мощности, но для тех, кому часто приходиться ездить по бездорожью, Планета – лучший выбор.

Источник

Оцените статью