Изменение анатомии руля своими руками
Перетяжка руля кожей, изменение эргономики руля
Хочешь респектабельный европейский внедорожник? Садись в Land Rover…только не за руль. Форма заводской баранки Range Rover Sport, Land Rover Sport, Freelander, Discovery 3 такая же брутальная, как его кузов. Но эргономику рулевого колеса можно изменить тюнингом. Показываю один из способов «настроить» руль под руки хозяина.
Мастера подгоняют форму обода руля и делают тюнинг Ленд Ровер Спорт, Дискавери 3, Фрилендер, Рендж Ровер Спорт тюнинг, под руки любых размеров и пропорций. В местах постоянного захвата добавляют шишки под ладони и протачивают вмятины под большие пальцы. Для тех, кто любит потолще – наращивают толщину обода. Подогнанный по руке руль называют анатомическим. Эксклюзивные рули украшают деревянными вставками, обклеивают карбоном, красят и заливают лаком. При этом отделка может сильно менять конструкцию обода и спиц.
Тюнинг руля можно построить разными способами, как говориться: кто на что учился. Обычно, мастер-обтяжчик наклеивает на обод тюнинга руля Range Rover Sport, Land Rover Sport, Freelander, Discovery 3 тюнинг, листовую пористую резину и вырезает из нее нужную форму. На мой взгляд, это похоже на работу скульптора с деревом или камнем, когда нет права на ошибку. Сразу не попал в форму – переделывай или уменьшай в объеме. Не попал в симметрию – и так сойдет, или подтачивай большую форму по меньшей – опять уменьшай… Не говорю уже про нюансы, например, стык резины с жесткой вставкой под шпон или лак. Основной аргумент сторонников резиновой технологии в якобы мягкой поверхности обода руля тюнинга Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3, Рендж Ровер Спорт тюнинг. Но кто держал тюнингованный резиновый руль, знает, что он далеко не такой мягкий как заводской. Из мягкой резины невозможно выточить четкую форму и под натянутой кожей она будет сминаться. Поэтому резиновый анатомический руль – твердый.
Еще один способ, это стеклонаполненная шпаклевка. Набирать из шпаклевки форму руля тоже не просто. Да и в прочности такой конструкции я сильно сомневаюсь.
Остается классический дизайнерский способ тюнинга руля и проработки формы из пластилина и изготовление обода из стеклопластика.
01. Каркас обода руля Range Rover Sport, Land Rover Sport, Freelander, Discovery 3, отлит вместе со ступицей из алюминиевого сплава. Снаружи каркас, как обычно, залит резиной и обшит кожей. Как я уже говорил, держать в руке эту баранку неудобно – спицы толстые и угловатые. Пальцы упираются в спицы с обратной стороны – не понимаю, как этим рулить?
02. Начинаю препарировать с отделения кожаной оплетки от резинового обода. Содрать кожу с руля дело нехитрое, клей держит ее только на спицах. Напомню, для чего мне голый руль: поверх резины я собираюсь слепить анатомическую форму из пластилина. Но не всю кожу нужно снимать, например, на верхнем секторе обода. Это делается в том случае, если обод вам кажется тонковатым. В матрице диаметр обода с кожей будет базовым диаметром. После обтяжки, толщина руля тюнинга Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Дискавери 3, Фрилендер, Спорт тюнинг, увеличится на толщину кожи, то есть на 3 мм.
03. Есть одно тонкое место на руле, где резину обязательно нужно снимать до самого обода. Это внутренний угол на верхней спице. Грубой наждачной бумагой спиливаю резину до металла под вмятину для большого пальца. На самом деле, таких мест может быть несколько в зависимости от дизайнерских фантазий и эргономических предпочтений. Например, немного выровнять форму нижнего сектора обода или выбрать ямки для пальцев с обратной стороны руля.
04. Но безудержный полет фантазии в эксклюзивном рулестроении не приветствуется. Серьезные люди, управляющие автомобилями Range Rover Sport, Land Rover Sport, Freelander, Discovery 3, предпочитают консервативный стиль уже ставшего классикой анатомического тюнинга руля. И мы не будем гнаться за оригинальностью ради «креативной» пластики, просто сделаем удобно и солидно. С такой установкой я наношу первые мазки пластилина на спицу руля.
05. Полагаясь на свой вкус, опыт и большое количество усвоенной информации, вылепливаю правую половину баранки. Пластилин дает большую свободу проектировщику в поиске пластики формы. Особенно не заменим в моделировании эргономических элементов мелкой пластики, соразмерных с кистью руки. Руль для тюнинга Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3 – идеальный объект пластических экспериментов.
06. Правую сторону тюнинга руля, после тестирования разными руками моих товарищей удалось привести к оптимальному размеру и форме. На левой стороне я тоже искал поверхности и обводы, но теперь ее придется подгонять по форме правой.
07. Строим симметрию с помощью бумажных шаблонов. Вернее бумажно-скотчевых. На внутренней поверхности выбранного участка эталонной формы приклеиваю кусочки пластилина. Они станут опорой для шаблона.
08. Для шаблона подойдет любая бумага, например миллиметровка. Вырезаю приблизительный по форме кусок и укладываю на кусочки пластилина. В местах, где бумага не касается поверхности обода руля или спиц, подклеиваю обрывки бумажного малярного скотча. Так набирается весь контур шаблона. Края шаблона, которые граничат с краями спиц, отмечаю вырезами.
09. Переворачиваю шаблон и приставляю к левой стороне руля, совмещая с краями спиц слева. Лишний пластилин соскребаю, а щели между шаблоном и ободом руля подлепливаю.
10. Еще один «миллиметровый» шаблон поработает с передней острой гранью плавного «защипа». Ориентирую его по верхним границам спиц. Нижний край шаблона легко огибает цилиндрическую форму руля и копирует линию выступа сбоку.
11. Левая грань «защипа» не сразу поддается правке. Несколько раз прикладываю шаблон и постепенно подвожу пропорции и конфигурацию линии к контуру миллиметровки.
12. Шаблон шаблоном, а симметрию руля тюнинга Range Rover Sport, Land Rover Sport, Freelander, Discovery 3 тюнинга, лучше еще проверить и «на глаз». Поворачиваю руль к свету, чтобы поймать глубокие тени на рельефе руля и стараюсь сравнить линии, выступы и впадины. Говорят, что форму полезно перевернуть «вверх ногами», чтобы оценит «свежим взглядом». В таком положении действительно проявляются все ошибки.
13. Я сразу заметил явный промах – верхний выступ на правой стороне казался выше левого. Быстро делаю скотчевый шаблон с опорой на край спицы. Технология та же, что и с миллиметровкой, только кладется он фигурно, не в одной плоскости.
14. Проверка шаблоном показала целых 5 миллиметров разницы.
15. Пластилином долепливаю недостающий объем и корректирую пластику выступа. Теперь явных ошибок не остается, а мелкие «шероховатости» уйдут после доводки формы в стеклопластике.
16. «На одном дыхании», пока в духовке остался теплый пластилин, я решил слепить опалубку для формования матрицы руля тюнинга Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3 тюнинга. Получилось что-то вроде грубой глиняной тарелки. Экспромт – великая сила. Такую конструкцию я ваял впервые… Кусками пластилина выложил поверхность свободной формы от обода до основания руля.
17. Внешний фланец по периметру руля тоже леплю из пластилина – разминаю, плющу его руками и приклеиваю к ободу.
Ну и скульптура получилась! И что самое главное – быстро. На изготовление опалубки из другого материала уйдет гораздо больше времени и нервов.
Формовку матрицы оставляю на следующий день и процесс изготовления матрицы и самой детали покажу в следующей части истории про тюнинг Range Rover Sport, Land Rover Sport, Freelander, Discovery 3 тюнинг руля.
В первой части нашей технологии я начал лепить из пластилина удобную форму спортивного руля на основании руля Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Дискавери 3, Спорт. Изготовление пластилиновой мастер модели – эталона формы, важный этап поиска пластики и подготовки к съему стеклопластиковой матрицы.
Навыки работы с пластилином оттачиваются годами, но когда он начинает поддаваться – получаешь свободу творчества. Правда, фантазировать приходится в границах возможностей технологии стеклопластика, удобства обтяжки кожаного руля и в рамках здравого инженерного смысла.
Без преувеличения можно сказать, что самый красивый тюнинг делается из стекловолокна. Так почему бы не применить стеклопластик для тюнинга руля Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3? Тем более, что это не первый мой опыт в автомобильной практике – хозяева BMW, MB и Porshe уже давно рулят…
Но, вернемся к нашим баранкам. Стеклопластик в тюнинге спортивного кожаного руля применяется не только как материал из которого делается сам руль – из него изготавливается форма для «отливки» руля – матрица. Уже в пластилине я заложил форму обода и спиц под две полуформы матрицы. Примерно посередине обода задал наибольшую ширину для монтажа фланца разъема. Тарелку и внешнюю пластину опалубки тоже слепил из пластилина.
01. Для облегчения себе жизни после формовки матрицы по пластилину я заранее накрываю его малярным скотчем. Скотч, к тому же, намазываю разделителем. Содрать скотч со стеклопластика легче и быстрее, чем вычистить и протереть прилипший к матрице пластилин. Но приходится мириться с чисткой матрицы в тех местах, где пластилин остается открытым. Каким бы тонким не казался скотч, а ломать его толщиной форму самой модели не будем.
Клеить стеклопластик дело нехитрое, но требует некоторых знаний и навыков. Перед нами сравнительно небольшая мастер модель тюнинга спортивного руля для Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3 с глубоким рельефом и острыми гранями. Есть еще одна тонкость – опалубка фланцев примыкает к модели под прямым углом. Стекломат 300, который я использую на первый слой, хорошо принимает форму модели, но для идеальной укладки лучше немного загустить смолу. Добавляю в смолу для формовки аэросил и отдельно развожу густую кашу.
02. Процесс формования в моем исполнении выглядит так: сначала я прокладываю по всем острым углам кашу из смолы и аэросила. Причем, не только во внутренние углы, но и на внешние накладываю кашу горкой. Затем, намазываю всю «тарелку» опалубки загущенной смолой и приминаю к ней кистью стекломат. 300. Одновременно стекловолокно смачиваю. Если время не терпит, то на черновую матрицу такой маленькой детали сразу накладываю до трех слоев стекломата 300. Фланцы дополнительно усиливаю полоской того же мата.
03. Формовать стеклопластик я стараюсь в конце рабочего дня и оставляю его полимеризовываться до утра. Затвердевшую корку пластика можно освободить от пластилина и скотча. Главное, не вырвать модель спортивного руля Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3 тюнинг из матрицы.
04. Заднюю половину матрицы готовлю к формованию так же, как лицевую. Только роль пластилиновой опалубки исполнит поверхность уже готовой полуформы матрицы. Стеклопластик трижды намазываю разделителем, давая просохнуть каждому слою. На маскировочном скотче продавливаю точки монтажа матрицы на руле.
05. «Клейка» нижней половинки матрицы спортивного кожаного руля Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3 тоже не обходится без аэросила. Загущенная смола не дает стекловолокнам пружинить и распрямляться – значит, пузырей будет меньше. Заформовываю 3 слоя трехсотого стекломата с усилением фланцев дополнительной полоской.
06. Съем матрицы с модели приносит мне немало переживаний. Иногда мешают залипы и замки. Приходится применять грубую силу, от чего можно частично повредить матрицу. В любом случае, начинаем с отделения фланцев полуформ матрицы. Ножом или стальной линейкой провожу между верхней и нижней корками, слегка их раздвигая.
07. В щель между полуформами я вставляю деревянные клинышки по всему периметру. Рано или поздно одна из половин отойдет от модели. Вторую корку тоже отрываю от руля. Сама пластилиновая модель тюнинга спортивного руля разрушается, частично оставаясь на матрице. Прилипшие к матрице кусочки пластилина соскребаю и протираю тряпкой, смоченной уайтспиритом.
08. Черновая матрица готова к формованию спортивного руля. Руль Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3 тоже надо подготовить к размещению в матрице. Для этого частично срезаю резиновую оплетку с обода и спиц. Сильно увлекаться не стоит – пусть больший объем резины останется на руле. Всю резину срезаем только в тех местах, где планируем обклеить руль шпоном.
09. На правильно обрезанном руле полуформы матрицы должны плотно сойтись. По всему периметру фланцев я просверливаю отверстия для саморезов. Саморезы стянут корки матрицы и зафиксируют руль в правильном положении.
10. Волнительный момент оклейки руля в матрице настал. Счет пойдет на секунды. Начинаю с формовки в матрице лицевой стороны руля. Два слоя стекломата 300 обеспечат достаточную жесткость обода, не превращая его при этом в стальную трубу. Поверх стекломата накладываю в полуформу матрицы горку полиэфирной каши. Вставленный в матрицу руль должен выдавить лишний материал. Обмазываем излишками каши заднюю сторону руля и заворачиваем на нее края стекломата. На матрицу задней половины руля можно наклеить всего один слой мата 300.
11. Пока смола не «встала», нужно успеть сложить полуформы матрицы спортивного кожаного руля Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3 и скрутить их саморезами. Продавить руль в средней части должны болты, стягивающие между собой руль и обе половины матрицы. Вот когда можно удовлетворенно вздохнуть. Но рано радоваться – посмотрим, много ли будет пузырей в стеклопластике.
12. Раскрываю матрицу… На первый взгляд, обод и спицы на лицевой стороне хорошо продавились – явных пузырей не видно.
13. Выбиваю руль из задней полуформы матрицы. На всех контурах обода и спиц нарос облой из стеклокаши и мата – значит, материала положил достаточно.
14. Облой опиливаю полотном ножовки по металлу и правлю контуры наждачной бумагой. Поверхность всего руля тоже выравниваю наждачкой и снимаю остатки разделительного слоя.
15. На пыльном руле невозможно разглядеть всех раковин и сколов. На этот случай удобно иметь под рукой сжатый воздух и продувочный пистолет. По количеству пятен шпаклевки видно, сколько дефектов я обнаружил после очистки воздухом.
16. Шпаклевка нарушила грани и размыла рисунок рельефа на лицевой стороне спортивного руля Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3. С помощью бумажных шаблонов и наждачной бумаги я восстанавливаю симметрию. Карандашные линии на пятнистой поверхности проявляют пластику граней.
17. Перед обтяжкой руля кожей полезно провести контрольную сборку на автомобиле, чтобы окончательно удостовериться в правильности формы и равномерности зазоров. А заодно, еще раз пощупать и оценить удобство хвата. Стеклопластиковый анатомический руль, это вам не серийный полуфабрикат – так бы и держал, не выпуская из рук!
А что еще будет, когда поверхность стеклопластика обтянется натуральной автомобильной кожей – кожаный руль. Как это делается смотрите в заключительной части изготовления спортивного руля Рендж Ровер Спорт, Ленд Ровер Фрилендер, Спорт, Дискавери 3:
Мне самому давно хотелось попробовать заняться перетяжкой руля кожей, но сразу освоить все виды тюнинга невозможно. Поэтому изучаю как делают обтяжку руля кожей опытные мастера. Прошу знакомого специалиста обшить руль кожей.
В предыдущих статьях я показал, как леплю и клею болванку анатомического руля из стеклопластика. Но это еще пол дела. Если вы держали в руках хороший анатомический руль, наверняка обратили внимание на внешнее оформление. Кажется, что для украшения баранки применяются все доступные технологии и отделочные материалы. Самый практичный и эстетически безупречный вариант – обтянуть руль кожей, а точнее, комбинацией гладкой и перфорированной кожи.
Руль самая близкая и, наверное, самая любимая для водителя деталь в салоне автомобиля. А, как известно, сколько людей, столько разных мнений и вкусов. В этом смысле отношение к отделке руля не исключение – одному подавай полированное дерево, инкрустацию или стразы, а другому – сдержанную, но престижную дорогую черную кожу.
Перетяжка руля кожей — самый популярный способ тюнинга руля. Часто просят поменять старую, потертую оплетку и, конечно, изменение формы руля требует новой отделки. Специалисты по перетяжке салонов предлагают обшить руль дорогой автомобильной кожей – всегда можно подобрать материал по фактуре и цвету похожий на обивку салона (торпедо). Я несу руль знакомому мастеру.
01. Обтяжка руля кожей всегда начинается с планирования расходов материала. Но прежде, необходимо определиться с разбивкой руля на фрагменты – кожаный чехол оплетки кроится и сшивается из нескольких частей. В местах стыка лоскутов, на руле должны быть пропилы шириной в две толщины кожи. Мы решили разбить обод руля на четыре участка. На ровных, верхнем и нижнем секторах ляжет тесненная кожа, а на боковых – перфорированная. Я пропилил щели в стеклопластике и передал руль мастеру-оклейщику. Она померила длину и ширину всех участков руля, выкроила и вырезала прямоугольные пластины кожи. Куски кожи должны быть немного больше расчетного размера, чтобы можно было при обтяжке тянуть за края.
02. Когда обод оборачивается, края кожи на внутренней стороне сводятся встык. Линия стыка должна проходить посередине обода. Мастер размечает маркером линию стыка кожи, прикладывая линейку и проверяя опытным глазом.
03. При перетяжке руля кожей особое внимание нужно уделить разметке в районе больших пальцев. Стык кожи должен уходить как можно дальше от середины обода под спицы руля. Еще один важный момент – насечки на линии разметки. Они нужны для правильного расположения фрагментов кожи на руле. Во время кроя, на кожу наносят такие же насечки для совмещения с насечками на руле.
04. Обтяжка руля кожей это значит обшивка руля кожей и оклейка. Но сначала это выкраивание материала по поверхности руля. Разные мастера по-разному снимают выкройки, но самый верный способ – кроить самим материалом, которым хочешь обтянуть руль кожей. В стаканчике налит клей Kleiberit c114/5. На столе раскладывается заготовка первой детали и намазывается клеем. Кисть для нанесения клея должна быть жесткой: подойдет не широкий малярный флейц (плоская кисть) с натуральной щетиной. Клей равномерно втирается по всей поверхности кожи, без луж и загустевших катышков. Стараемся не проводить много раз по одному месту. Намазанный клеем лоскут кожи оставляем немного подсохнуть. Работать с кожей начнем, когда клей перестанет липнуть к рукам.
05. Пытаться приклеить на сырой клей кусок кожи к детали неблагодарное занятие! Обе поверхности должны быть почти сухими, по крайней мере, на ощупь – это главная тайна перетяжки руля кожей. Правда, есть еще одна страшная тайна, приходящая с опытом и мастерством – как на ощупь определить, когда клей уже подсох, но еще не пересох? С этими мыслями я смотрел, как мастер намазала внешнюю сторону обода руля клеем и приложила к нему кожу. Затем, направила струю горячего воздуха из фена на место контакта кожи с ободом. Фен в руке оклейщика такой же привычный инструмент, как кисть или ножницы. Горячий воздух размягчает и одновременно сушит клей, сращивая две намазанные клеем детали.
06. Простая обтяжка руля кожей, как на обычных (не анатомических) рулях, на анатомии не пройдет. Кожа должна быть приклеена по всей поверхности обода и спиц. Поэтому мастер намазывает обод небольшими участками и постепенно передвигается от внешнего края обода к спицам.
07. В процессе перетяжки руля кожей фен все время участвует в работе. Разогревая место контакта, мастер растягивает кожу, равномерно распределяя ее по рельефу обода. Пальцами и кожаным валиком придавливает кожу к рулю.
08, 09. Сначала, кожа наклеивается на одну половину руля до разметки на внутренней стороне обода. По линии разметки край кожаного лоскута подрезается ножницами и помечается вертикальными насечками, как на руле. Те же операции, начиная от наклейки и заканчивая обрезкой и разметкой, проводим со второй половиной этого куска кожи.
10. Так выглядит процесс кройки заготовок кожаного чехла для обтяжки руля кожей. Каждый сектор обода со спицами вырезается по месту и размечается контрольными точками по контрольным точкам разметки руля. Готовые «шкурки» заготовок обдираются с руля для сборки в общий чехол.
11. Наш оклейщик, превращается в швею. Отдельные куски кожи она сшивает в кольцо, ориентируясь по линиям разметки. Края кожи на стыках остаются с изнанки – для них я и делал выборки-щели на ободе руля. И теперь уже общий край подрезается на расстоянии 4 – 5мм от соединяющей их строчки, чтобы поместиться в щели на руле.
12. Возможно, самая ответственная работа перетяжки руля кожей – проложить строчку по контуру кожаной ленты чехла. Стежки должны пройти строго на одинаковом расстоянии от края и совпадать на противоположных сторонах заготовки. Для этой работы используются очень прочные нитки №20. Иногда для украшения руля кожу прошивают нитками контрастного цвета, но мы делаем строгий классический вариант с ниткой в цвет кожи.
13. Лента чехла плотно облегает руль. Нужно сориентировать кожу, чтобы стыки совпали со щелями на ободе. Края чехла должны стыковаться на линии разметки.
14. Мастер намазывает обод клеем и начинает заводить стык на чехле в щель на руле.
15. Одновременно, она приминает кожу по рельефу обода и спиц. Край кожи не везде сразу точно ложится по линии разметки – приходится осторожно подтягивать его круглогубцами. Теперь становится ясно, почему этот процесс называется обтяжкой руля кожей.
16. И вот, кожа уложена по всему контуру руля, а кромки сошлись на линии разметки. Понятно, что оставить руль в таком виде нельзя – края кожи обязательно разойдутся в процессе его использования. Края чехла нужно сшить такой же ниткой, что и строчки на коже. Превратить технологическую необходимость в украшение помогает виртуозная работа мастера. Равномерно стянутые строчки с одинаковым шагом нитки создают красивый, декоративный рисунок на внутренней стороне обода.
17. Свободные края кожи на спицах подворачиваются, подклеиваются и лишняя кожа обрезается. Концы стягивающей нитки «на всякий случай» изнутри приклеиваются к спицам – чтобы не распустились.
Обтянуть руль кожей может не каждый мастер, а только тот, что имеет большой опыт перетяжки руля кожей. Для обтяжки руля кожей подходят не всякие материалы, а только специальные. Мастер должен уметь выбрать пластичную кожу для обтяжки руля и иметь набор специальных инструментов. А лучше, если этот мастер специализируется только на перетяжке руля кожей.
Автор: Михаил Романов
Источник: http://bosscar.ru
ВНИМАНИЕ !
Запрещается любая републикация, полное или частичное воспроизведение материалов данного сборника, а также фотографий, чертежей и схем, размещенных в нем, без предварительного согласования с авторами представленных статей.
Напоминаю! Что за любое противоправное и противозаконное использование материалов, опубликованных в энциклопедии, редакция ответственности не несет.
Составитель. Патлах В.В.
http://patlah.ru
© «Энциклопедия Технологий и Методик» Патлах В.В. 1993-2007 гг.
Источник