- Изготовление изразцов для печей, технология и инструкция
- Конструкция изразцов
- Виды изразцов
- Как делают изразцы промышленным методом?
- Как сделать изразцы самостоятельно?
- Заготовка глины
- Изготовление формы
- Формовка и обжиг изразцов
- Роспись плитки
- Процесс глазуровки
- Заключение
- Изразцы своими руками. Учимся превращать простой кафель в плитку с объемными узорами
- Как сделать изразцы своими руками
- Мастер-класс по изготовлению изразцов
- Содержание статьи:
- Изразцы своими руками
- Первый этап – составление плана
- Второй этап – подготовка глины для изразцов
- Подготовка глины к лепке изразцов
- Третий этап – изготовление шаблона для изразца
- Четвертый этап — изготовление формы для изразца
- Приготовление гипсового раствора
- Изготовление изразца с гладкой поверхностью без формы – видео
- Четвертый этап – изготовление изразцов в домашних условиях
- Пятый этап – утельный (первичный) обжиг
- Шестой этап – подгонка утели
- Седьмой этап – нанесение рисунка (роспись изразцов, ангобирование)
- Холодная роспись
- Ангобирование
- Восьмой этап – глазурирование
- Девятый этап – конечный обжиг изразцов
- Обжиг и роспись
- Техника декора, пришедшая из прошлого…
Изготовление изразцов для печей, технология и инструкция
Экология потребления. Усадьба: Облицовочные материалы, которыми отделаны древние храмы наших городов и архитектура вавилонян и египтян, имеют слишком очевидные преимущества, чтобы отправлять технологию предков в небытие.
В течение многих веков изразцы были частью нашей культуры. Постепенно этот вид керамики подрастерял былую популярность. Но последние 20-30 лет мы наблюдаем проснувшийся рост интереса к оформлению печей изразцовыми элементами.
Печь, облицованная изразцами
На какое-то время керамико-отделочная культура поддалась давлению западных технологий и огромного разнообразия плитки. Но облицовочные материалы, которыми отделаны древние храмы наших городов и архитектура вавилонян и египтян, имеют слишком очевидные преимущества, чтобы отправлять технологию предков в небытие.
Конструкция изразцов
Изразцы – это керамическая плитка оригинальной конструкции. Полотно плит может иметь разную фактуру – гладкую, шероховатую, структурную. Но суть изделий – коробчатый формат.
Плитка состоит из:
- лицевой части;
- пластины – самого верхнего слоя;
- румпы – элемента, который и выделяет эту керамику среди всех остальных видов;
- отверстий для штырей, расположенных в румпе.
Объёмная форма, образованная за счёт румпы, делает облицовку термоинертной – теплоотдача печного покрытия ощущается несколько дней. Благодаря коробкам между плиткой и поверхностью камина образуется пространство. Ему мы и обязаны аккумуляцией тепла и столь продолжительной отдачей тепла помещению.
Отверстия в румпе нужны для штырей или проволоки, которые вмуровывают в кирпичные стыки – это делает отделку более прочной и надёжной. Классическая схема облицовки подразумевает отказ от клея или других подобных связующих. По этой причине теплоотдача повышается ещё больше.
Несмотря на инертность теплоносителя, тепло печи, покрытой изразцами, очень мягкое. Хорошо прогревая помещение, печь при этом не способна обжечь.
Основной функциональный плюс такой плитки – теплоотдача печи в течение нескольких дней
Виды изразцов
По форме и назначению изразцовую керамику делят на несколько основных видов. Среди них:
- плоские плиты – элементы, которыми покрывают основную площадь камина;
- угловые – предназначены для декорирования углов;
- цокольные и карнизные – рассчитаны на отделку нижней и верхней зон печи соответственно;
- фасонные – угловые плитки, которые необходимы для оформления углов сложной формы.
Варианты изразцовой плитки
Как делают изразцы промышленным методом?
Оригинальный формат облицовочной керамики появился в качестве ответа на необходимость хорошего прогрева помещения и длительного удержания тепла. Некоторые современные модели печей характеризуются заметной разницей температур внутренней и внешней зон печной поверхности. Благодаря этому, для их облицовки вполне хватает и привычной керамической плитки. В остальных случаях гораздо целесообразней использование коробчатых плит.
В прошлом керамику с румпой отливали в деревянных формах, после чего монтировали коробку и расписывали определённым образом. Сегодня в производстве плит комбинируют и традиционные технологии, и современные наработки.
Этапы современного производства изразцов:
- делают гипсовую форму; исходя из расчётных габаритов плит, отливают заготовку; собрав из нескольких частей основу, её покрывают спецсоставом, после чего монтируют опалубку и заливают модель гипсовой смесью; форму доводят до ума, чистят и сушат;
- готовят сырьё – глину; сырьё нужно очистить от примесей и сделать пластичным; для придания необходимой степени вязкости глине дают отлежаться, а после долго и очень качественно перемешивают – удаляют из смеси воздух;
- готовым сырьём заполняют форму, тщательно проминая его в направлении от центра к периферии; после этого глину оставляют сушиться – влагу из сырья вбирает в себя форма; в итоге глиняная масса усаживается и отходит от стенок формы без усилий; на этой стадии полуфабрикаты достают из форм и направляют на просушку в спецкамеру, характеризующуюся необходимой температурой и степенью влажности;
- будущие изразцы отправляют на обжиг в печь; здесь плитка набирает прочность, приобретает цвет и необходимый коэффициент влагоустойчивости;
- полотно элементов декорируют глиной или глазурью, после чего определённым образом расписывают;
- на финальной стадии плиты ещё раз обжигают – это необходимо для образования монолита основы и глазури и для формирования окончательного оттенка; иногда после окончательного обжига на плитку наносят ещё один слой декоративного состава – например, краски.
Всё это любопытно, но у многих возникает закономерный вопрос – возможно ли изготовление качественных изразцов для печей своими руками? Это непросто, но ответ положительный – самостоятельно сделать проверенную веками керамику можно.
Как сделать изразцы самостоятельно?
Процесс изготовления керамики разбит на этапы. Начинать нужно с подготовки сырья.
Заготовка глины
Глина есть в продаже, но можно заготовить её своими силами. Если предполагается самостоятельная работа, то рекомендуется озаботиться запасами в тёплое время года. Глиняные комочки следует хорошо просушить под прямыми солнечными лучами.
Высушенную глину разбивают трамбовкой и просеивают, удаляя примеси. Раскрошенное сырье заливают водой и тщательно перемешивают. Во время этой процедуры на поверхности оказывается весь шлак – его убирают. Манипуляцию повторяют до тех пор, пока не перестаёт всплывать мусор.
Для работы желательно использовать спецёмкость, в которой делают разновысокие отверстия. Последние вначале закупоривают, но, по мере промывания, постепенно открывают. Благодаря этому жидкость сливается – в таре остаётся жидкое сырьё. Глину перемещают в широкий невысокий таз и снова просушивают на солнце. В процессе выпаривания исходник постоянно перемешивают. Готовым считают тестообразный пластичный материал.
Важно добиться чистоты и пластичности глины. Это позволит и работать с комфортом, и не переживать за прочность изделия
Изготовление формы
Облицовочные материалы можно изготовить какой угодно геометрии. Исходя из желаемой, готовят форму из гипса. Схема изготовления глиняной заготовки:
- из куска глины раскатывают лепёшку;
- острым инструментом вырезают требуемую фигуру и выравнивают грани;
- лепят структурную иллюстрацию и с помощью стека наносят узорный эскиз; контур заготовки оформляют глиняными валиками.
Далее из брусков делают рамку, в которую помещают заготовку. После этого в воде разводят гипс – из соотношения 7:10 (гипс:вода). Модель из глины увлажняют, а затем заливают гипсовой смесью.
Важно! Гипс необходимо использовать сразу же. Он очень быстро застывает и уже через несколько минут теряет пластичность
Сперва смесью покрывают модельный узор, тонкослойно. После этого составом заполняют рамку до самого края. Для схватывания гипса хватает 15 минут. Спустя четверть часа рамку удаляют, а форму очищают, вымывают и просушивают. На этой стадии её уже можно использовать для изготовления плиток.
Формовка и обжиг изразцов
Гипсовая модель готова – её заполняют податливым материалом. Вдавливая глину в структурную поверхность формы, следят за тем, чтобы сырьё заполнило собой все детали. Далее – черёд румпы. Коробку делают из четырёх валиков, которые располагают на заготовке. Нужно помнить о проволочных отверстиях. После того, как полуготовый изразец слегка застынет, его извлекают из основы.
С помощью любого гладкого элемента полируют глину. Итогом должен стать небольшой блеск поверхности. Декоративный элемент на время оставляют – ему нужно высохнуть.
Процесс формования изделия
Подсохшую плитку кладут в муфельную печь (устройство нагрева, для которого характерно наличие защиты от топлива и продуктов сгорания). Между изразцами должно быть небольшое пространство, иначе элементы спекутся вместе. Температура обжига – около 900 градусов. Время обжига – примерно 4 часа. После термообработки извлекать плитки из печи можно только тогда, когда они полностью остынут.
Роспись плитки
На этом этапе производства плитка функциональна, но недостаточно эффектна. Минус устраняют с помощью росписи. Есть два варианта декорирования:
- холодный метод; в ход идут масляные краски – плитку олифят, просушивают в течение дня, декорируют, снова сушат и лакируют; повторный обжиг не нужен;
- роспись ангобами (покрытием из жидкой глины); требуется разносортная глина и второй обжиг; есть два подварианта этого метода:
- плитку смачивают в воде, после чего обрабатывают тонким слоем светлого ангоба; дав изразцу чуть подсохнуть, его расписывают термоустойчивой гуашью; при отказе от эмалирования плитки в ангоб домешивают толчёное стекло – для упрочнения; после росписи детали вновь отправляют в печь;
- плитку покрывают сметанообразной глиной; нужно учитывать, что при термической обработке расписанная изразцовая керамика может менять цвет.
Процесс глазуровки
Готовые глазурованные плитки
Глазурь нужна для усиления эффекта и повышения прочности плиточного полотна. Схема эмалирования:
- готовят клейстер и перемешивают его с толчёным стеклом; смесь должна быть сметанообразной;
- в готовый состав окунают плитку – либо расписанную, либо без дополнительной художественной обработки;
- просушивают керамику;
- повторно обжигают.
При нагреве клейстер со стеклом спекаются с плиткой и образуют одно целое.
Для упрощения производства изразцов вместо глины можно использовать гипсовую шпаклёвку, а непростому процессу изготовления форм можно предпочесть приобретение готовых силиконовых. В этом случае обжиг не нужен, а процедура отливки заметно легче. Но при таком подходе имеет место уход от традиций.
Печка, облицованная термоинертной керамикой
Заключение
Изразцы выглядят не очень современно. Но в этом-то и заключается их основная прелесть. А если добавить к эстетической составляющей функциональность – высокую и продолжительную теплоотдачу – такой плитке в печном оформлении нет цены.
Купить готовые изделия проще, но разве это может принести столько удовольствия? Обычную керамику своими руками не изготовить, а в случае с изразцовой всё иначе. Вряд ли стоит отказываться от возможности сделать облицовочный материал самостоятельно. Как бы то ни было, печь или камин, оформленные традиционной плиткой, будут радовать и глаза, и тело долгие годы. опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь.
Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:
Источник
Изразцы своими руками. Учимся превращать простой кафель в плитку с объемными узорами
Кроме того, производство и укладку изразцов можно скорее отнести к самобытному творчеству, чем к обычным строительным работам.
С какими трудностями можно столкнуться, покупая на заказ изразцы для печи, как происходит их монтаж и можно ли изготовить майолику самостоятельно. Читайте далее.
Как сделать изразцы своими руками
Мастер-класс по изготовлению изразцов будет интересен тем, кто решил взяться за дело самостоятельно. Работа не сложная, но кропотливая и очень увлекательная. Знание нюансов выполнения каждой операции позволит избежать разочарования и получить качественное изделие.
Подготовка к работе включает в себя: приобретение гипсовой шпатлевки для изготовления формы и специальной глины для изделия. Из приспособлений понадобятся ножи или стеки и муфельная печь для обжига. Не будет лишней пошаговая инструкция, которая позволит изготовить изразец в соответствии с традициями русских мастеров.
Мастер-класс по изготовлению изразцов
23.02.2016 4206 Печник (Москва) Декорирование очагов разного типа (печей и каминов) относят к старейшей традиции, которая обретает новый виток популярности. Современный рынок предлагает не только отечественную продукцию, но и плитку из Украины, Белоруссии, а также стран Зарубежной Европы и т.п. Старые традиции возрождаются, совершенствуются и представляются уже в своей новой форме перед своим покупателями.
Но, как бы там ни было, и сегодня, в век автоматизирования и машинного труда, изготовление изразцов относится к трудоемкой процедуре и требует ручной работы. Конечно, в результате получают настоящие произведения искусства, которые, конечно, не так дешево стоят. Но, поверьте, что печь или камин, облицованный изразцами
, стоит десяти отопительных конструкций.
Содержание статьи:
1. Изразцы своими руками 2. Первый этап – составление плана 3. Второй этап — подготовка глины для изразцов 4. Подготовка глины к лепке изразцов 5. Третий этап – изготовление шаблона для изразца 6. Четвертый этап — изготовление формы для изразца 7. Приготовление гипсового раствора 8. Изготовление изразца с гладкой поверхностью без формы — видео 9. Четвертый этап – изготовление изразцов в домашних условиях 10. Пятый этап – утельный (первичный) обжиг 11. Шестой этап – подгонка утели 12. Седьмой этап – нанесение рисунка (роспись изразцов, ангобирование) 12.1. Холодная роспись 12.2 Ангобирование 13 Восьмой этап – глазурование 14 Девятый этап – конечный обжиг изразцов
Изразцы своими руками
Специализированные сайты интернета пестрят разнообразными статьями, включающими практически только общую информацию, позволяющую только получить общее представление о том, что собой представляют эти необычные керамические плитки. Мы же сегодня попробуем самостоятельно выполнить облицовочный материал, для чего и проведем мастер-класс по выполнению. Сразу предупредим, что работа эти не такая скучная, напротив, она интересная и увлекательная.
При подготовке к процедуре приобретите гипсовую шпатлевку, которая будет использоваться для изготовления формы, а также специальную глину. В качестве инструментов выступают стеки, ножи и муфельная печь для обжига. Все этапы целесообразнее прописать на отдельном листе бумаги, это будет пошаговая инструкция, которой впоследствии нужно будет внимательно следовать.
Первый этап – составление плана
На первом этапе составляем подробный план действия. Сюда включают рисование эскиза, подсчет количества изразцов и замеры декорируемого очага. Помимо всего прочего, следует определиться с типом формы и объемом используемого для изготовления материала.
Форма изразца должны продумываться очень внимательно, так как при отклонении от нормы можно испортить весь материал. Важно учитывать и рисунок, который будет выкладываться впоследствии, от этого будет зависеть и конфигурация самого шаблона.
Второй этап – подготовка глины для изразцов
Второй этап – подготовка глины, которая должна выстояться. Пока будет готовиться глина, нужно выполнить форму для изразцов.
Подготовка глины к лепке изразцов
Пошагово:
1. для изготовления изразцов используется
специальная гончарная глина
, которая обладает высокой пластичностью. Такое сырье характеризуется способностью к формированию, и последующей высокой прочностью, поэтому гончарная глина, как никакая другая, подходит для лепки,
2. после этого формируем небольшие по размеру шарики
, для того чтобы глина как можно лучше просушилась. Просушивать шарики следует в теплой, хорошо проветриваемой комнате,
3. сухие шарики следует измельчить
, то, что останется после измельчения, просеять через мелкое сито с мелкими ячейками,
4. на этом этапе выполняется отмучивание глины
. Для этого порошок следует залить водой и хорошенько перемешать, после чего смеси дать отстояться. Промывание глины осуществляется в большом объеме воды, пропорция составляет один к десяти (глина – вода, соответственно). После того как глина будет промыта, воду очень осторожно сливают, чтобы нижний слой глины остался нетронутым. Таким образом, вы сможете очистить материал от лишних примесей. Присутствие лишних включений в глине для изразцов впоследствии может отрицательно сказаться на их качестве. Объясняем, — при нагревании происходит расширение материала, а примеси могут иметь несколько другое расширение, что приведет к растрескиванию массива изразца. Профессионалы советуют производить очистку глины в специальной емкости, в которой предварительно будет просверлено несколько отверстий, лучше сделать это по вертикали, а отверстия расположить в ряд. Отверстия забивают деревянными чопиками, которые удаляют по мере светления глины. Такой способ очень прост и удобен. 5. в дальнейшем глину выкладывают на солнце и
сушат
при постоянном помешивании, чтобы не произошло ее растрескивания. Для повышения огнеупорных качеств глины в нее можно добавить небольшое количество каолина, шамота или шпата.
Третий этап – изготовление шаблона для изразца
Для получения гипсового слепка заранее готовят шаблон. Изготовление шаблона заключается в том, чтобы двух или трехсантиметровый пласт глины наносят узор, который вы планируете увидеть на поверхности своей печи или камина. По типу поверхности выделяют два варианта изразцов: рельефные и гладкие. Гладкие изразцы снабжаются рисунком, а рельефные можно потом будет раскрасить. Во время формирования шаблона важно учитывать это обстоятельство. На изображении можно увидеть, как готовится квадратный шаблон.
Совет!
Конфигурация и параметры изразца выбираются, исходя из удобства установки и размеров печи для обжига материала. При условии, что рисунок несложен, его можно просто вылепить пальцами. Конечно, при более сложном узоре целесообразнее воспользоваться специальными инструментами – стеками.
Стеком именуется своеобразный деревянный нож, пропитанный олифой и используемый для работы с глиной. Стеки используются для нанесения рисунка, полосок, бороздок и удаления излишков глины. Приспособления можно купить в специализированных магазинах, а можно сделать своими руками. Петельки стека выполняют из кожи, проволоки или пружинок от будильника.
Валики организуют методом выкладывания бортика по краям изразцовой заготовки.
Внимание! Во время формирования узора из глины не забывайте о том, что уже выполненное изделие должно просто отделяться от заготовки, поэтому слишком мелкие детали, а также прямые углы лучше исключить. На изображении вы можете увидеть рекомендуемые профили. Углубления во время доставания глины и во время лепки орнамента следует делать таким образом, чтобы впоследствии в сечении образовался открытый конус. На рисунке вы можете увидеть детскую пасочку, которая изготовлена именно подобным образом.
Конечная подготовка шаблона заключается в удалении излишков глины либо ее добавления. В последнем случае обычно глина добавляется при случайном срезе, который может повлиять на целостность узора и необходимой гладкости, для чего применяют мокрую тряпку.
Специалисты формируют шаблоны для каждого отдельно взятого изразца, при укладывании они образуют эффектный узор. Как вы уже поняли, ввиду сложности выполнения плитки она является довольно дорогим материалом для облицовки печей и каминов.
Четвертый этап — изготовление формы для изразца
После того как шаблон высохнет, его устанавливают в опалубку и увлажняют водой из пульверизатора до появления легкого блеск на поверхности.
Приготовление гипсового раствора
Готовим гипсовый раствор. Для этого готовим обычный гипс, воду и замешиваем их в пропорции семь к десяти. Отметим, что гипс нужно будет засыпать в воду, а не наоборот. Очень удобно гипсовый раствор готовить в половинке резинового мяча, так раствор долго не потеряет необходимую вязкость и будет проще перемешать компоненты.
Если вы в первый раз готовите раствор, то лучше замените его шпатлевкой, которая дольше сохраняет текучесть. Гипс готов, выливаем его в форму обязательно тонким слоем. Процедуру следует выполнять очень осторожно, так, чтобы гипс заполнил все пустоты, так как впоследствии это и будет изразцом.
На следующем этапе выливаем весь гипс до полного заполнения формы.
Изнаночная сторона изразцов выполняется вручную. Дело в том, что так будет проще выполнить ее последующее сцепление. Схватывание гипса происходит уже через семь – десять минут, а уже через двадцать минут гипс практически полностью затвердевает. Далее опалубку нужно будет снять, а форму вместе с шаблоном высушить. Сушка осуществляется при комнатной температуре. Конечно, время сушки несколько снизится, но вот качество изразца будет вам гарантировано, так как не произойдет появления повреждений на самом шаблоне.
Дело за малым, — отделяем форму от шаблона. Заготовка просто вынимается из шаблона, так как во время высыхания глина имеет свойство сжиматься. Однако на всякий случай, лучше всего проверить, нет ли на дне формы крошек, для этого ее сушат и промывают. Если форма сделана на совесть, то с ее помощью можно выполнить до двухсот экземпляров изразцов. Для того чтобы увеличить производительность, можно сделать сразу несколько форм, с помощью которых можно сделать изразцов в несколько раз больше.
Конечно, такая процедура выполнения облицовочного материала может для некоторых показаться сложной, не волнуйтесь, существует возможность изготовления и без использования шаблонной формы.
Изготовление изразца с гладкой поверхностью без формы – видео
Уменьшить время изготовления изразца можно с помощью кухонной пластиковой емкости. В нее удобно укладывать глину, придавать изразцу необходимую жесткость. Правда, из нее сложнее вытягивать плитку, поэтому пластиковую форму можно заменить на силиконовую. Когда все будет готово, приступаем к изготовлению самих изразцов.
Четвертый этап – изготовление изразцов в домашних условиях
По рисунку мы можем проследить этапы выполнения изразцов.
Отдельно предлагаем пошаговую инструкцию
1. сначала следует подготовить форму
, так как в ней могли остаться частицы глины или банальной пыли, ее нужно промыть и просушить. Внутренняя поверхность формы должна быть идеально чистой, так как даже небольшой посторонний предмет негативно влияет на качество изразца,
2. далее форму плотно набивают глиной
, делают это не сразу, а постепенно, небольшими частями. Укладка глины начинается с середины формы. Сначала глину тонким слоем распределяют по всей форме, сильно утрамбовывая пальцами. Это поможет заполнить все имеющиеся пустоты и создать качественный рисунок. Если вы в первый раз изготавливаете печные изразцы, лучше отдать предпочтение гладким элементам, так как впоследствии их нужно будет только покрасить. Причем даже невыкрашенные они отлично смотрятся на поверхности прибора отопления,
3. тыльную поверхность изразца тщательно выравнивают
, это позволит убрать излишки глины и организовать площадку для будущей румпы. Румпой именуют небольшой выступ квадратной формы на обратной стороне изразца. Саму румпу следует выполнить отдельно, скатав при этом два либо четыре бруска одинакового размера. После этого брусок немного придавливается и размещается на тыльной стороне плитки.
Бортик нужно сильно придавить к основанию, используя для этого стек
Отметим еще один нюанс относительно румпы. Верхняя часть элемента должна характеризоваться одинаковой высотой и должна быть выровнена по плоскости. Тогда впоследствии укладывать материал будет намного проще, он не будет иметь ненужных выступов.
Выравнивание плоскости осуществляется с помощью стека, после чего румпу придавливают фанерой.
Профессионалы не советуют выполнение румпы методом соединения двух форм, которые заполняются глиной, как это можно увидеть на фотографии. Как правило, это ускорит работу, придаст румпе нудную форму, но сделает крепление слишком ненадежным и непрочным.
Изразцы из керамики характеризуются особенностью своего крепления. Их связывают специальной обожженной проволокой с тыльной стороны конструкции. Таким образом, сначала следует выложить изразцы, а уже после построить очаг. отсюда предположительно на этапе организации румпы запланировать отверстия для крепления элементов облицовки.
При условии, что изразец выполнен способом формовки с применением формы для коробки, отверстия следует просверлить только после подсушивания.
Из-за того что пластичность природного материала может отрицательно повлиять на прочность конструкции, устанавливают жесткий каркас, для которого используют либо толстую проволоку, либо небольшие палочки, впоследствии закрепленные глиной.
После всех этих процедур, изразец вынимают из формы и отправляют на просушку
Старинные элементы облицовки практически всегда имеют на поверхности отпечаток автора либо подписи.
Отметим, что ручная работа автора зафиксирована его подписью с изнаночной поверхности изразца, а применение формы – подпись стоит на лицевой поверхности.
После этого изделие следует достать из формы. Доставать изразец нужно после того как глина подсохла, но не высохла совсем, иначе достать ее будет сложно. Подобное состояние профессионалы именуют подсохшим.
Для обработки лицевой поверхности используется лощение. Лощением именуется полировки изразца при помощи какого-либо гладкого и твердого предмета. Обычно для этого применяют ложку, пузырек либо гальку. После обработки поверхность изделия приобретает красивый блеск. При полировке рельефных изразцов лощение выполняют только относительно тех поверхностей, на которых нет выступающих поверхностей. После лощения элемент сушится.
Важно! Так как во время облицовки очага может произойти повреждение отдельных элементов, целесообразнее подготовить ремонтный комплект изразцов. Таким образом, в ремонтный комплект обычно входят все изразца, хотя бы по одной штуке.
Пятый этап – утельный (первичный) обжиг
Сушка изразцов осуществляется в специальном режиме, причем температура должна быть такой, чтобы глина была высушена, а не запечена до состояния камня. Для сушки плитки важно выбрать подходящую печь, так как нагрев должен осуществляться как можно равномернее, то есть со всех сторон. Рекомендуемая температура воздуха составит девятьсот – девятьсот пятьдесят градусов по Цельсию, а время – три – четыре часа. Готовое изделие не следует сразу вынимать из очага, его оставляют в печи до полного остывания.
Так как высушенное изделие еще нельзя назвать готовым изразцом, то оно имеет свое название – «утель».
Шестой этап – подгонка утели
Исходя из того, что при высушивании глина несколько уменьшается в размерах, можно на выходе получить заготовки, разные по параметрам. Этого не избежать, именно поэтому во время облицовки придется подгонять элементы друг к другу. Не стоит расстраиваться, так как это в печном деле считается нормальным явлением, которое объясняется несколькими факторами, такими как усадкой глины, неодродностью наполнения формы и т.п. Помимо всего прочего, может отличаться и цвет заготовок, но изразцы впоследствии будут окрашиваться, поэтому разность цветовой гаммы не так страшна.
Изразцы заводского производства отличаются одинаковыми размерами и небольшой разницей по цвету. Регламент размеров ГОСТ 3742-47. а отклонение составит всего лишь половину или один миллиметр.
Если же керамика выполняется самостоятельно владельцем очага, может потребоваться процедура подгонки утели, ее еще именуют «ретификацией». Ретификация заключается в удалении верхнего слоя румпы для подгонки по высоте, а также счесывания боковых граней.
Совет! Не рекомендуем стремиться к безукоризненному прилеганию близкорасположенных элементов печного декора, так как присутствие зазоров напрямую влияет на тепловое расширение материала и его движению во время топки. Помимо всего прочего, конечная сортировка изразцовой плитки осуществляется только после того, как весь материал будет покрашен. Особенно точно подгоняются декоративные угловые и фронтальные изразцы, потому что они изготавливаются в единичном экземпляре.
Седьмой этап – нанесение рисунка (роспись изразцов, ангобирование)
Методов по расписыванию изразцов несколько.
Холодная роспись
Для нанесения рисунка используются традиционные масляные краски. Прежде чем покрыть ими элемент, поверхность красят олифой и оставляют на протяжении двух суток до высыхания. Только после этого начинают роспись.
Для того чтобы изразец получился максимально эффектным, его поверхность после высыхания можно покрыть масляным лаком. Подобный способ декорирования удобен уже тем, что его не нужно дополнительно обжигать.
Если вы впервые красите изразцы, то этот метод именно для вас! Он прост, не требует много затрат по времени, а при раскладке получается отличный рисунок практически на всю поверхность очага.
Ангобирование
Ангобом именуется декоративное напыление, выполненное из жидкой глины. Таким покрытием оснащаются керамические и гончарные изделия перед обжигом. В результате получается красивая гладкая поверхность. Как вариант, производить ангобирование для придания изделию нужного тона.
В производстве изразов ангоб получаются несколькими методами. В первом случае это способом подобора разных оттенков глины, а во втором – колорирование белой глины красящими пигментами. Способ нанесения рисунка, в свою очередь, делится еще на два типа:
- нанесение глины, консистемнция которой представляет густоту густой сметаны,
- погружение изразца в воду, а после – в белый агноб. После высыхания (но не сильного) на поверхность изделия наносится рисунок.
Отдельно скажем, что при условии, что впоследствии вы не планируете глазурирование элементов облицовки, то в агноб стоит добавить десять – двадцать процентов флюса. Флюс представляет силикатное стекло, которое придает краскам блеск.
Приготовить флюс можно своими силами, просто растолочь стекло в емкости. для собственной безопасности работать лучше в перчатках, а емкость положить в полиэтиленовый пакет. После того как вы растолчете стекло, его нужно просеять через сито. Самый надежный способ отделить крупные частицы от мелких прост, для этого нужно взять капроновый чулок, натянуть его на пяльца для вышивания и просеять толченое стекло.
Эффектно смотрится рисунок как на гладком, так и на рельефном изразце. Темой могут стать самые необычные мотивы разных стран.
Для закрепления рисунка изразец еще раз следует обжечь в печи.
Восьмой этап – глазурирование
Изразец, используемый для облицовки печей и каминов, характеризуется красивой гладкой поверхностью, что помогает так стильно преобразовать печь из прибора отопления в эффектный элемент интерьера. Подобного можно достичь за счет глазурирования плитки. Для этого изразец погружается либо поливается глазурью. Процедура выполняется просто, элемент придерживается за румпу или укладывается на небольшую подставку из проволоки. Глазурированию может подвергаться готовый материал и изразец после первичного обжига (утель). Рекомендованная толщина глазури составляет один – полтора миллиметра. После того как слой высохнет, плитку снова обжигают в нижней камере муфельной печи на протяжении двух – трех суток.
Специалисты советуют при поливке поверхности изразца выполнять процедуру сразу, в один прием, если делать это в два приема, могут остаться разводы.
Для того чтобы приготовить глазурь заранее готовят крахмальный клейстер, в который добавляют толченое стекло, которое именуется «флюсом». Под воздействием высоких температур происходит спекание крахмала и проникновение его в поры поверхности материала. В результате на поверхности изразца образуется тонкая пленка, которая играет декоративную роль.
Девятый этап – конечный обжиг изразцов
Конечный обжиг изразцов производят только после глазуровки, а если изразец не подвергается глазуровке, то только после нанесения рисунка.
Полезно знать, изделие достают из печи только после полного остывания. Если не учитывать это требование, то на поверхности может появиться сеточка. Только после всех производимых действий изразец засверкает яркими красками. В конечном итоге все элементы сортируют и комплектуют по размерам самого прибора отопления.
Обжиг и роспись
Полученные таким образом заготовки помещают в муфельную печь. Изразец должен «вариться» в ней в течение четырех часов при температуре до 950 гр. Далее печь выключают, дожидаются ее остывания и вынимают плитки. После того как они остынут, можно приступать к росписи. Окрашивают изразцы либо масляными красками, либо ангобами. Последняя разновидность представляет собой глины разных составов, при высоких температурах принимающие разные оттенки. После того как рисунок будет нанесен, изразец покрывают специальной глазурью. Дождавшись высыхания последней, плитки опять помещают в печь и обжигают повторно.
Техника декора, пришедшая из прошлого…
Облицовка печей изразцами началась очень давно – еще в XVI веке. Конечно, изначально украшение печей изразцами могли позволить себе только богачи и аристократы. На Руси так украшали свои жилища представители императорской семьи, приближенные и прочие представители высшего сословия. Купцы и торговцы так же часто использовали изразцы для украшения каминов и печей. Большой спрос на этот особый декор способствовал развитию ремесла по его изготовлению, а так же постоянной модернизации производства. К тому же, любой заказчик рассчитывал на уникальность и оригинальность своего украшения. Это и стало основным двигателем в развитии разнообразия орнаментов и расцветок для изразцов. Утверждают, что именно так и появился особый – старорусский – стиль в оформлении печей изразцами, неотъемлемой частью которого являются яркие краски и сложный растительно-цветочный орнамент. За годы создания изразцов были созданы тысячи различных рисунков: плоских и рельефных, «классических» и оригинальных, массовых и индивидуальных. Да и конструкция, от первоначальной до современной, претерпела ряд положительных изменений. Словом, то разнообразие стилей и вариаций изразцов, которое мы видим сейчас, это результат многовекового развития и целой эволюции.
И хотя со временем в оформлении стали чаще использовать европейские мотивы и элементы, а потом и вовсе отказались от печного отопления, изразцы полностью не исчезли. Сегодня отделка печи изразцами признак не только оригинальности, но и хорошего вкуса. Если вы планируете строительство загородного дома, то один из основных вопросов, который рано или поздно встанет перед вами – отопление. Конечно, в век полетов в космос и ультра-современных технологий ответ кажется очевидным – газовое отопление и сопутствующая техника. Однако, реальность такова, что не всегда этот вариант оптимальный: либо нет технической возможности, либо неоправданно дорого. И тогда, конечно, вспоминаются дедовские способы, а именно – печи. Вариации и даже схемы с перечислением достоинств и недостатков можно найти даже в сети, не говоря уже в случае обращение к профессионалу за консультацией. Однако, помимо основных функций в доме, печь может выполнять еще и декоративную, если ее правильно использовать. Например, русская печь с изразцами будет смотреться гораздо более привлекательно, чем просто расписанная или без украшений вовсе. (См. также: Печь голландка своими руками)
Источник