Как брашировать вагонку своими руками

Браширование вагонки — отличный способ для винтажной отделки

Деревянная отделка дает возможность реализовать любые идеи в интерьере или внешней отделке зданий и имитация древности не исключение. Чтобы добиться эффекта состаривания и потертости, нет необходимости искать и переплачивать за древесину, которая пришла к такому состоянию естественным путем. А существует ли такая? Скорей всего нет, ведь ее механические свойства не позволят выдерживать нагрузки и противостоять непогоде. Но как получить эффект старины на ламели отличного качества? Ответ, проверенный временем – браширование вагонки. Искусственное состаривание доски можно сделать даже дома, не утруждая себя приобретением достаточно дорого материала «от производителя».

Как брашировать вагонку различными способами

Изготовить ламели можно из любой породы дерева, а вот для браширования вагонки подходит далеко не каждая. Лучше всего процесс состаривания проходит на мягких лиственных породах с выраженным рисунком. В зависимости от опыта, навыков работы с деревом, желаемого результата и наличия инструментов, брашировать вагонку можно тремя способами:

  1. Механическим;
  2. Термическим;
  3. Химическим.

Механический способ браширования вагонки

Обработка древесины механическим способом – процесс трудоемкий и достаточно грязный. Из-за большого количества пыли придется работать в маске и специально подготовленном помещении. Вся мебель, а желательно даже и стены должны быть закрыты пленкой, ведь избавиться от древесных остатков будет очень нелегко.

  • Для браширования вагонки ламели закрепляем на станке или другом столе, главное, чтобы она была крепко зафиксирована и не смещалась в процессе обработки.
  • Затем на шлифмашинку устанавливаем насадку с металлической щеткой и медленно обрабатываем древесину вдоль волокон, достигая равномерных бороздок глубиной 2-3 мм. Не стоит спешить, процесс не будет быстрым, но результат порадует.
  • Если шлифмашинки нет или при обработке не удалось достичь желаемого результата, дорабатываем обычной металлической щеткой.
  • После грубой обработки поверхность получается шероховатой. Для достижения идеального состояния и исключения риска загнать занозы, поверхность шлифуют наждачной бумагой или шлифовальной машинкой с нейлоновой щеткой.

Процесс браширования вагонки практически завершен, остается только нанести покрытия. Первым слоем обязательно должна быть лессируающая пропитка, защищающая поверхность от воздействия внешней среды и придающая винтажный вид. После нее можно воспользоваться прозрачным лаком, водорастворимой морилкой или воском. После полного высыхания вагонка полностью готова к монтажу.

Браширование вагонки огнем

Работа по дереву с газовой горелкой проходит гораздо быстрей, но без опыта здесь придется трудно. Несколько неверных движений или неверный расчет времени, и ламель будет испорчена. Второй минус такого способа в оттенке готовой доски, он в любом случае будет черным или коричневым.

В брашировании вагонки огнем существуют два способа: правильный и простой.

  1. Для правильного способа браширования вагонки огнем необходимо включить газовую горелку и проводить пламенем вдоль ламели до достижения требуемого результата. Важно проводить по каждому участку равное количество раз и с одинаковой мощностью пламени. В результате получается красивая, искусственно состаренная доска.
  2. Если опыта нет, первый вариант практически недостижим. В этом случае можно воспользоваться вторым, не самым правильным, но надежным методом. Каждая доска обжигается до равномерного черного слоя глубиной до 2-3 мм, а затем обрабатывается шлифмашинкой до достижения желаемого внешнего вида. После чего шлифуется наждачной бумагой.

Когда обработка огнем любым из доступных способов завершена, вагонка тонируется и выкрывается лаком.

Браширование вагонки маслами

Если первые два, пусть и надежные способа, кажутся слишком сложными, всегда можно воспользоваться специальными маслами и красками. Обработка маслом не состаривает древесину слишком сильно и не дает текстуры, но винтажный внешний вид гарантирован.

  • Масло в банке аккуратно перемешиваем, не давая образовываться пузырькам.
  • Затем технологией сухих мазков (небольшим количеством масла на кисти) покрываем ламель.
  • Ветошью растираем масло по поверхности до достижения результата, после чего оставляем на 4-5 часов для высыхания.
  • После высыхания неоднородная поверхность шлифуется губкой 150 и покрывается биозащитным лаком.

Еще один способ визуально состарить ламель – использовать технологию старой краски. Для этого понадобятся специальные масла: черное паркетное масло «Либасол» и белое «OSMO».

  1. Черное масло наносится плотным непрозрачным слоем и оставляется на 15 минут, заем втирается ветошью, сохнет сутки.
  2. Сверху ламель обрабатывается плотным слоем белого масла. Через 25 минут верхний слой снимается резиновым шпателем и в результате получается красиво окрашенная брашированная вагонка, готовая к монтажу через сутки.
Читайте также:  Веревочная лестница своим руками

Источник

Браширование вагонки своими руками

Деревянная вагонка – довольно популярный отделочный материал для обшивки полов и стен. Но её внешний вид немного простой, поэтому популярностью пользуются многочисленные способы обработки древесины после укладки. Одним из таких методов является браширование , или структурирование древесины.


Особенности технологии браширования
Метод браширования позволяет придать деревянной вагонке благородный состаренный вид. Сразу надо учесть, что этот метод не применяется для следующих пород древесины: груша, вишня, тик, клен и бук. А вот для лиственницы, ореха, сосны, дуба или ясеня структурирование позволяет получить изысканный внешний вид стен или потолка. Вагонка штиль как раз сделана из лиственницы.

Технология браширования – это обработка поверхности при помощи специальных жестких щеток. Во время работы верхний слой древесины разрушается и удаляется, остается только внутренний твердый. В итоге выделяется натуральная структура дерева, поверхность приобретает рельеф, имитирующий естественный процесс старения.


После снятия верхнего слоя и появления годичных колец убирается весь ворс, вагонка отшлифовывается, покрывается морилкой и лаками для большей привлекательности и дополнительной защиты.

Инструменты для браширования
Браширование вагонки особыми секретами не отличается, но это процесс очень трудоемкий, занимающий много времени. Для работы сразу надо приготовить набор инструментов и щеток, включающий в себя:

1. Металлические жесткие щетки для черновой обработки дерева. Позволяют получить резко фактурную поверхность, которая будет казаться немного колючей, в канавках стыков вагонки остается бахрома от мягких волокон.


2. Шлифовальные щетки, используемые для удаления древесной пыли и ворса.

3. Специальные щетки-насадки для дрели, позволяющие сократить время на обработку. Щетина может быть не только металлической, но и полимерной, все зависит от желаемого результата.

4. Зачистной фрезер, или щеточная машинка, для смягчения фактуры.

5. Насадки для щеточной машинки (для грубого браширования из стальной проволоки, для промежуточной шлифовки из синтетического ворса, для гладкой шлифовки из сизаля).

6. Морилки и лаки для финишной отделки, кисти, валики.

7. Перчатки, очки или маска для защиты от древесной пыли.


Этапы структурирования вагонки своими руками
Техника браширования вагонки своими руками не очень сложная. Сначала надо жесткой щеткой обработать поверхность вдоль волокон, что позволяет получить требуемый эффект. Слишком большой слой снимать не нужно, достаточно легкого структурирования. Во время работы рекомендуется поверхность периодически смачивать, чтобы древесина снималась легче. Когда проявились годичные кольца, надо оставить вагонку для просушки.

Следующий этап выполняется при помощи шлифовальных щеток, которыми поверхность вагонки зачищается от волокон и ворса. Особое внимание следует уделить стыкам досок.

Финишное шлифование выполняется фрезерной машинкой, поверхность становится гладкой, ярко выраженной, готовой к декорированию.


Состаренный вид – это не только шлифовка, но и правильное покрытие доски морилкой. Для участков с твердой древесиной, то есть гребней, надо использовать светлые тона. А для пор и впадин (мягких участков) применяется темный цвет. На практике этого добиться не так сложно: морилка темного оттенка наносится на поверхность вагонки, затем чистой ветошью протирается сразу после окрашивания. Такой эффект патинирования позволяет получить имитацию антикварной, эксклюзивной отделки, затратив на это не так много средств.

Последним этапом является покрытие вагонки лаком в 2-3 слоя, каждый из которых должен полностью просохнуть.

Браширование, то есть выявление естественной структуры древесины, является одним из методов состаривания деревянной поверхности. Механическая обработка щетками легко выполняется в домашних условиях, позволяя придать интерьеру очарование старины и больше уюта.

Источник

Уникальные методы состаривания вагонки своими руками

Применение экологически чистых отделочных материалов становится буквально трендом последних лет. Делая выбор в пользу натуральной древесины, можно быть уверенным, что она не выделяет вредных веществ и не портит здоровье близких.

Брашированная вагонка — одна из разновидностей стеновых панелей из дерева с уникальными техническими характеристиками и высокими эстетическими качествами.

Что такое брашированная вагонка

Это доска для внутренних работ и отделки фасадов домов, зданий, сооружений. Брашированная вагонка выполняет те же функции, что и обычная, и отличается от последней только внешним видом. Кроме стандартного названия, ее часто называют механически состаренной, фактурной или текстурированной.

В переводе с английского «браш» — это щетка. Чтобы получить брашированную древесину, доску просушивают в термических модулях, а затем специальными металлическими щетками удаляют с его поверхности мягкие волокна, оставляя нетронутыми твердые. В итоге доска обретает неповторимый рисунок и становится более прочной, износостойкой, ведь первыми стареть начинают именно мягкие древесные ткани.

Отделка домов таким материалом имеет роскошный вид, придает жилью аристократизм и респектабельность.

Особенности брашированной вагонки

Выбор типа вагонки зависит от потребности пользователя, конкретных условий эксплуатации и финансовых возможностей.

Читайте также:  Изготовление гарды для ножа своими руками

Виды и размеры

Брашированная вагонка имеет разные фактуры, цвета, рисунки и различается размерами, наличием или отсутствием фаски. По типу соединений материал можно классифицировать на:

  • софтлайн;
  • ландхаус;
  • евровагонку;
  • штиль;
  • блокхаус;
  • американку;
  • двухстороннюю вагонку.

В зависимости от типа и качества древесины материал подразделяют на четыре класса:

  1. «Экстра». Это — бессучковая вагонка премиум-качества с безупречно гладкой поверхностью. Наличие даже мелких трещинок, непростроганных мест, пороков развития древесины исключается.
  2. Класс А. Материал высокого качества, не включающий сердцевины. На поверхности встречаются сучки не чаще, чем один на 1,5 метра длины доски. Допускается присутствие небольших кармашков, торцевых трещин (до 2 штук). Для вагонки из хвойных пород разрешена засмоленность не более 10%.
  3. Класс В. На досках может находиться до 4 сучков на каждые 1,5 метра длины, 2-3 трещинки или смоляных кармана. Не возбраняется формирование незначительных щелей в процессе переработки древесины, могут иметься места, пораженные насекомыми (не больше 5%).
  4. Класс С. Ограничения по параметрам практически отсутствуют, допустимыми являются отверстия от сучков, трещины, смоляные кармашки, участки несоответствия общей окраске, не должно быть только явной гнили.

Еще один важный параметр вагонки — ее размер (длина, толщина, ширина). Материал выпускается в разных вариантах по ширине, при этом длина досок имеет шаг в 10 см. Оптимальной толщиной вагонки для внутренней отделки является 12,5 мм, для наружных работ — 15-20 мм.

Толстые ламели могут легко выдерживать и собственный вес, и массу утеплительных материалов. Чем шире материал, тем выше вероятность его деформации при перепадах температуры, влажности. Узкие доски обладают лучшей сопротивляемостью физическим и механическим нагрузкам.

Брашированная вагонка бывает цельной или сращенной, когда в одну доску соединяют куски древесины размером 15-75 см. Стыковку делают на специальный микрошип, дополнительно промазывают клеем и фиксируют под давлением. Сращенные ламели всегда довольно толстые (от 15 мм), поэтому более дорогие и тяжелые. При покупке важно узнать, какой тип клея был использован: токсичные вещества строго запрещены для применения во внутренней отделке.

Из чего изготавливается материал

Для браширования годятся многие сорта древесины. Важно, чтобы материал был красивым по текстуре, а его поверхность — податливой к обработке. Лучше всего для браширования подходит вагонка из хвойных пород, которая содержит оптимальное количество эфирных масел и смол, препятствующих впитыванию влаги, загниванию. Таким материалом можно будет отделывать фасады, бани, парилки, а срок его эксплуатации очень высок (несколько десятилетий).

Чаще для брашированной вагонки используют такие породы дерева:

  • ель — применяется для создания круглой доски, отлично подходит для внутренней отделки;
  • сосна — является самым недорогим вариантом, но имеет низкую плотность, поэтому царапается;
  • лиственница — может похвастаться красивой фактурой, идеальна для изготовления брашированной доски, но реализуется по высокой цене;
  • кедр — обладает высокими теплоизолирующими свойствами, годится для наружных и внутренних работ.

Лиственные породы хуже подходят для браширования, так как не имеют столь явного рисунка на срезе, обладают меньшей прочностью и более дороги в производстве. Для изготовления вагонки можно применять липу, ольху, дуб.

Область применения вагонки

Оригинально обработанная вагонка станет настоящим украшением интерьера, придаст ему благородный вид. Материал подходит для стилей кантри, ретро, винтаж, классика, прованс и ряда других стилевых направлений.

Чаще брашированную доску используют для отделки кабинетов, столовых и кухонь, террас, балконов, гостиных. Ее крепят на стены, пол, потолок, выполняют балки и перекрытия. Кроме того, вагонка отлично подходит для облицовки бань, саун, фасадов, любых помещений, которым требуется дополнительная защита от влаги и холода.

Преимущества брашированной вагонки

Популярность брашированной доски основывается на множестве достоинств, которыми отличается этот материал:

  • долговечность, высокая износостойкость;
  • возможность применения в местах с повышенной влажностью;
  • пригодность для наружных и внутренних работ, для отделки детских комнат;
  • безвредность, экологичность;
  • разнообразный окрас, приятный внешний вид и текстура;
  • высокие теплоизолирующие свойства.

Брашированная вагонка своими руками

При желании можно произвести браширование готовой доски в домашних условиях. Это позволит сократить расходы на покупку состаренного материала, который в строительных магазинах всегда имеет более высокую цену.

Механическое браширование

Для работы следует подобрать доски с нужным рисунком. Проще всего будет брашировать еловую или сосновую вагонку, а кедр и лиственница из-за высокой плотности довольно сложны для ручной обработки. Также нужно приобрести щетку с металлическими волосками, которая сможет убрать мягкие волокна и оставить достаточно глубокие бороздки. При большом объеме работ лучше купить шлифовальную машинку с соответствующей насадкой-щеткой или дрель со специальным абразивным шаром.

  • наждачная бумага;
  • пропитка для защиты древесины;
  • малярная кисточка;
  • тряпка.

После обметания пыли с вагонки надо уложить доски на верстак или обычный стол и закрепить так, чтобы они были неподвижными. Щеткой обрабатывают ламели, равномерно нажимая на них и выполняя бороздки глубиной 2-3 мм. Торцы прорабатывают более тщательно.

Читайте также:  Led драйвер 36w своими руками

Для получения широких и глубоких полос применяют болгарку с диском по камню. Затем вновь смахивают опилки и делают шлифование дерева наждачной бумагой для выравнивания и удаления мелких волокон. Далее производят шлифовку нейлоновой щеткой, причем ручная обработка дает более эффектный результат.

В окончание работы покрывают вагонку лессирующей пропиткой, которая придает декоративности и защищает материал от влияния негативных факторов. Чтобы сделать текстуру яркой и привлекательной, надо нанести на материал прозрачный влагостойкий лак или морилку на восковой основе. Если требуется обеспечить более интересный оттенок, на вагонку наносят масло для пропитки с растворенным в нем колером.

Техника с огнем

Менее трудоемким методом состаривания считается обжиг дерева. Он является своеобразной разновидностью браширования и предполагает применение газовой горелки или паяльной лампы. Минусы методики — опасность выполнения и скудность готовой вагонки по цветовой гамме.

Первый способ браширования

Из материалов и приспособлений понадобятся:

  • доска;
  • воск;
  • ветошь;
  • наждачка с мелким зерном;
  • газовая горелка;
  • баллон с газом.

Работу проводят на улице или в просторном подсобном помещении. Пламенем горелки водят вдоль волокон, создавая тот рисунок, который требуется. После шлифуют доски, покрывают их слоем воска и полируют ветошью.

Второй способ браширования

Данная технология потребует наличия шлифовальной машинки с насадкой-щеткой для браширования, а также паяльной лампы. Огнем прожигают древесину на глубину 1-2 мм, чтобы поверхность стала практически черной. Потом снимают верхний слой машинкой, добиваясь желаемого рисунка линий, шлифуют основу наждачкой и тонируют, лакируют.

Техника обработки вагонки маслом

Маслом покрывают брашированную доску для усиления контрастности рисунка. Выбирают специальные защитные синтетические масла для наружных работ. Порядок действий будет таким:

  • открывают банку с маслом, хорошо перемешивают жидкость узким шпателем (взбалтывание исключают, поскольку в масле появится много пузырей);
  • делают сухие мазки по древесине, взяв на кисточку минимальное количество масла;
  • растирают жидкость по поверхности, добиваясь полного впитывания;
  • сушат вагонку в течение 5 часов;
  • шлифуют материал наждачкой №150;
  • обеспыливают основание чистой малярной кистью;
  • покрывают вагонку защитным составом.

Техника получения эффекта «старая краска»

Для выполнения данной методики нужно купить черное масло марки «Лобасол», а также любое цветное масло (можно использовать OSMO 2708). Также потребуются:

  • малярная кисть;
  • ветошь;
  • резиновый шпатель.

Черное масло наносят на вагонку при помощи шпателя толстым слоем, через 15 минут излишки убирают тряпкой без ворса. Аналогичной тряпкой полируют основание. Через сутки наносят цветное масло вторым слоем. Спустя 10 минут с нажимом проводят по дереву резиновым шпателем, убирая невпитавшиеся остатки. Еще через сутки вагонка будет готовой к нанесению защитного биосостава.

Обшивка фасада брашированной вагонкой

Для отделки фасада придется запастись временем и терпением — этот процесс небыстрый. Вначале надо убедиться, что все кирпичи, элементы окон и дверей держатся крепко. Фиксировать вагонку можно на гвозди, саморезы, скобы, кляймеры, при этом конкретный способ крепления надо выбрать заранее, чтобы подготовить инструмент:

  • для саморезов — дрель, шуруповерт;
  • для гвоздей — специальный гвоздезабивной пневмопистолет;
  • для скоб — строительный степлер;
  • для кляймеров — молоток или отвертку, дрель, шуруповерт, дополнительно — гвозди или саморезы.

Также для выпиливания панелей понадобятся электролобзик, рулетка, угольник, карандаш, брусок для подбивки вагонки, уровень. Ламели можно присоединять вертикально, горизонтально, по диагонали, либо совмещать эти методики. Порядок работы будет таким:

  • прикрепить пароизоляционную пленку скобами так, чтобы ее части заходили друг на друга на 10 см;
  • открытые кромки пленки проклеить двухсторонним скотчем;
  • сделать обрешетку из реек 20*40 мм с шагом 40-50 см, закрепить ее саморезами и дюбелями;
  • при наличии неровностей на стенах подложить куски фанеры;
  • проложить плиты минеральной ваты, пенопласта, закрепив дюбель-гвоздями, а сверху — еще одним слоем пароизоляции;
  • сделать разметку, затем зафиксировать вагонку, действуя в направлении снизу вверх.

Ошибки при монтаже вагонки

Чаще всего неопытные мастера не оставляют зазоров при укладке вагонки. Поскольку температура и влажность окружающей среды — переменные показатели, размер ламелей будет регулярно изменяться, поэтому при отсутствии щелей в 1-2 мм вагонка может покоробиться.

Еще одна «популярная» ошибка — игнорирование влаго- и биозащиты брашированной вагонки. В этом случае отдельные панели придется периодически менять, поскольку без антисептика они могут загнивать. Порой новички торопятся с монтажом материала и забывают проверять положение ламелей уровнем, в результате часть элементов оказываются перекошенными.

Чтобы избежать проблем, нужно производить укладку строго в соответствии с технологией и применять только высококачественную вагонку, и тогда фасад прослужит много лет!

Источник

Оцените статью