Как делать мозаики своими руками

Как сделать мозаику своими руками?

Мозаика – это красиво и всегда оригинально, потому что нет двух рисунков или узоров точь-в-точь похожих друг на друга. Так что будет возможность проявить себя и вдоволь пофантазировать. Но под силу ли сделать красивую мозаику из плитки своими руками? В каких случаях применяется мозаика? Это мы раскроем в статье.

Красивую мозаичную облицовку можно сделать своими руками. Рабочий процесс займет больше времени, нежели у опытного специалиста, но вы делайте как вам удобно. Если же соблюдать простую технологию работы и учитывать несколько несложных советов, можно достичь отличного результата.

Подготовка материала для мозаики

Строительные магазины, стекольные мастерские и знакомые плиточники станут поставщиками дешевого материала для будущих шедевров. После работы всегда остаются отходы и бой, плиточники их просто выбрасывают. При желании можно договориться за символическую сумму.

Какие же материалы потребуются:

  • битая керамическая плитка;
  • битое цветное стекло;
  • осколки посуды из фарфора, шлифованное стекло, фрагменты зеркала;
  • оригинальные ракушки, створки раковин;
  • гладкие и красивые камешки;
  • пуговицы крупных размеров;
  • частицы самоцветов.

Найти все эти материалы несложно, в процессе важно другое: вы должны понимать, как в итоге будут использованы материалы.

Подготовленный материал укладывается по начерченному эскизу

Есть основные варианты укладки мозаики из остатков плитки:

  • с использованием геометрически правильных кусочков;
  • с использование кусочков и фрагментов произвольной формы.

Если вам нужны прямоугольники или небольшие квадратики, используйте плиткорез или болгарку, чтобы придать отходов необходимую геометрию. Высокая точность резки не требуется.

Фрагменты произвольной формы достигаются путем простого боя плитки или стекла. В тряпку заворачивайте плитку или стекло, потом молотком несильными ударами разбивайте содержимое. В результате получаются не слишком маленькие кусочки.

Перед началом работы оденьте защитные очки: во время боя или резки материала могут отскочить небольшие фрагменты, попадание которых в глаз крайне нежелательно.

Если нужен фрагмент определенного размера, можно поправить имеющийся с помощью кусачек или плоскогубцев. Откусите необходимую часть плитки кусачками.

Какую поверхность брать в качестве основы

Мозаика из плитки укладывается как на стены, так и на пол. В качестве основы используется цементная стяжка, оштукатуренная поверхность, гипсокартон или шпаклевка.
Как укладывать мозаику на столешницу мы раскроем в конце статьи.

Мозаика из камня своими руками станет красивым украшением участка возле дома. Садовые дорожки из мозаики, красивые скамейки, небольшие фонтанчики создадут неповторимый архитектурный стиль.

Поверхность для облицовки должна быть ровной, чистой и сухой. Удалите любые жировые пятна, грязь и плесень. Если какие-то части поверхности непрочно держатся, например, старая штукатурка, ее также следует удалить.

Сразу определитесь: будет ли мозаика в одной плоскости или же она будет рельефной. Рельеф предполагает размещение мозаики в нескольких плоскостях. Например, один рисунок будет визуально выступать на фоне облицованной поверхности. В таком случае идеально ровная поверхность не требуется, ведь мозаика и призвана для того, чтобы скрыть дефекты исходной поверхности.

Перед началом укладывания мозаики прогрунтуйте поверхность.

Создаем неповторимый узор

Как сделать мозаику своими руками? Какой узор придумать? Здесь все зависит от вашей фантазии и терпения, ведь сложные узоры выкладывать в разы дольше.
Есть несколько популярных вариантов:

  • используем абстрактные рисунки;
  • выкладываем конкретные узоры или изображения, например, портреты и симметричные рисунки.

Если вы выбрали абстракционизм, важно учитывать несколько правил.

Симметрия лучше воспринимается, но и требует больше времени. В асимметрии важно выкладывать большие изображения или узоры в левой стороне мозаики, в противном случае визуальный эффект будет хуже.

Если вы хотите выложить портрет или узнаваемое изображение, не забывайте о пропорциях. В таком случае не обойтись без эскиза.

Рисуем эскиз

Эскиз поможет не отойти от правильных контуров и поможет сохранить пропорции. Эскиз можно выполнить на большом куске гипсокартона или же выложить мозаику на полу, а потом перенести на стену. Для наметанного глаза этого будет достаточно, лучшего эффекта можно добиться, используя метод масштабной сетки или перенеся узор с помощью проектора.

Начинать выкладывать композицию лучше с центра, а после двигаться к краям. Так достигается правильная геометрия, не будет неожиданных смещений.

Перед началом работы отсортируйте материал, который есть в наличии. Качественные фрагменты с ровными краями используйте в центре, а второсортные отходы пойдут на края и на заполнение абстрактных пустот.

Если вам трудно определиться с узорами и художественным оформлением, отталкивайтесь от популярных и распространенных вариантов. Пейзажи, цветы, например, маки, ирисы или подсолнухи, а также рыбы, птицы – некоторые популярные варианты для мозаики.

Как сделать мозаику из битой плитки своими руками можно прочитать в интернете, а также найти фото с искусно сделанной мозаикой, которые послужат в качестве ориентира. Изменив цвета или пропорции, можно добиться принципиально другого результата.

Подробно о том, как сделать мозаику из битой плитки и не только в этом видео

Укладка мозаики

На поверхность наносится клей, лишнее убирается зубчатым шпателем. В качестве клеевого состава можно использовать белый цементный клей, который лучше подойдет по эстетическим соображениям.

На легкие участки наносите клей размашистыми движениями, сложные узоры замедлят работу. Учитывайте время пластичности клея и период работы с ним. Если клей стал присыхать, лучше снять его с поверхности и нанести свежий слой.

Если вы используете плитку разной толщины, начинайте укладку с самой толстой, которая послужит своеобразным маяком. Вы по ней будете подгонять все остальные, выровнять все кусочки плитки по плоскости можно неравномерным слоем клея.

Читайте также:  Дерево семьи своими руками для садика

Ручное изготовление мозаики в Марокко

Кусочки с одинаковой толщиной укладывать проще, но и тут могут быть проблемы. Кусочки отличаются по форме и размерам, а меньшая по размерам плитка может провалиться глубже, ей нужно больше клея.

Затирка швов и дальнейший уход

Отдельные фрагменты мозаичной плитки укладываются не встык, но с небольшим зазором. Зазоры произвольные, но не слишком большие, чтобы не было впечатления незаконченности узора. Встык выложить плитку в разы сложнее, ведь нужно подгонять каждый отдельный кусочек.

От укладки до затирки швов — мозаика из битой посуды, видео рекомендации

Затирка швов производится обычными затирочными смесями. Для работы вам потребуется смесь для затирки, резиновый шпатель и губка.

Резиновым шпателем затирайте швы, максимально заполняя все пустоты. Лишнее удаляется влажной губкой, с ее помощью создаются равномерные швы. Затирка белого цвета создаст ощущения пространства и чистоты, но со временем потребуется очистка и новая затирка, ведь она быстро запачкается.

Добавляйте пигменты, если хотите создать затирку в цвет отдельным фрагментам мозаики, разноцветная затирка подчеркнет зонирование.

Уход за покрытием не требует много времени: с помощью воды и простых моющих средств можно обновить внешний вид и очистить его от грязи и пыли. Потом следует вытереть поверхность насухо.

Столешницы с мозаичным покрытием

Панно из мозаики для обычной столешницы имеет несомненные преимущества:

  • долговечность покрытия;
  • высокая эстетика;
  • возможность освежить внешний вид столешницы, скрыть дефекты, появившиеся в процессе эксплуатации.

Технологический процесс выглядит так:

Подготовительные работы, которую включают улучшение адгезии поверхности. Если столешница сделана из дерева, пройдите поверхность ацетоном, чтобы удалить краску. Потом пройдите поверхность грубой наждачной бумагой, чтобы достичь шероховатости.

  1. Укладку фрагментов мозаичного полотна начинайте от краев к центру.
  2. Избегайте широких швов, части выложенного узора максимально близко подогнаны друг к другу.

Лишний клей удаляйте сразу влажной губкой. В итоге будет большое количество швов, которые не нужно будет чистить или мыть от клея. Экономите время.

Украшаем столешницу мозаикой — видео инструкция

Итог
Красивое мозаичное полотно украсит интерьер ванной комнаты, преобразит кухню, послужит интересной вставкой в других помещениях. Мозаика используется для отделки столешниц, декорирования лестниц, фонтанов, садовых дорожек.

Мозаика своими руками станет достойным украшением и настоящим произведением искусства, если проявить терпение и использовать фантазию.

Еще одно видео, как сделать столешницу своими руками из мозаики

Источник

Мозаика своими руками: изготовление и самостоятельная выкладка, техника, идеи, решения

Прежде чем определиться, можно или нет самостоятельно изготовить и уложить мозаику, следует разобраться: что это вообще такое — мозаичная отделка поверхностей, откуда родом технология и в чем она заключается?

Что известно о мозаике?

Мозаика, как вид отделочного искусства, известна человеку с древности. Со времен Древнего Шумера и по наши дни мозаисты — мастера и любители — создают высокохудожественные композиции, причем из самых разных материалов.

Вообще, создание мозаики и ее укладка — вещи разные. Первое подразумевает сразу несколько операций:

  • создание основы;
  • накладывание грунта;
  • подбор компонентов и смешивание связующего вещества;
  • разработку шаблона;
  • а также изготовление мозаичных элементов из выбранного материала.

Что же касается укладки, то речь идет лишь о создании композиции из приобретенного магазинного набора полной комплектации. Этим занимаются любители и профессиональные отделочники, даже не наделенные художественным талантом. Готовый сюжет дешевле, чем выполненная на заказ работа мастера. Но если хочется в интерьере чего-то действительно оригинального, можно создать мозаичное произведение своими руками. Если все делать строго по инструкции и аккуратно, а также проявить фантазию, получится действительно красиво и оригинально.

Что такое мозаика?

Мозаикой называют долговечный наборный рисунок, складывающийся из твердых мелких элементов и закрепляемый на поверхности с помощью затвердевающего связующего. По причине отсутствия твердости, мозаиками не могут считаться работы в техниках пэчворк, квиллинг и канзаши, выполненные из бумаги, ниток, пленки, лент и пр. Все это только аппликации, но которые также можно использовать при оформлении интерьера.

Мозаика, в отличие от витражей, инкрустаций и интарсий, не несет смысловой нагрузки в каждом из своих элементов. Это, выражаясь современным языком, «пиксельная графика». Каждый ее фрагмент — всего лишь кусочек определенной формы и цвета. Глядя на него в отдельности нельзя сказать, составляющей частью какого рисунка или узора он является.

Отличается мозаика и от металлических «сборных» технологий — филиграни, зерни и скани. Ее детали выполняются исключительно из неметаллических материалов.

Немного истории

Первыми явили миру свои мозаичные узоры действительно древние шумеры. Они выкладывали орнаменты из обожженных глиняных пирамидок по необожженной глиняной же основе.

Их инициативу перехватили древние греки: они изобрели смальту — плотное и вязкое стекло, которое можно было обкалывать в застывшем виде без растрескивания. Из его осколков греки выкладывали свои мозаики, спекая разноцветные фрагменты по периметру и в слои по толщине.

Что касается названия, его мозаике подарили римляне, переняв у соседей-греков искусство складывания осколков. Именно они дали стеклянным шедеврам имя «opus musivum», что в переводе означает «произведение, посвященное сразу всем музам».

Далее эстафету развития мозаичного искусства переняла Византия. Ее мастера внесли существенное дополнение в технику выкладки: фон и большие изображения стали оформлять пересекающимися дугами. При этом рисунок терял «пиксельность», если смотреть на него с некоторого расстояния, и становился похож на обычную, только более объемную и «живую» картинку.

В эпоху Возрождения мозаикой вновь активно стали заниматься в Италии. И мастера этой страны добились высочайших результатов при ее изготовлении. Во Флоренции была изобретена новая техника укладки, благодаря которой мозаичные изображения обрели перспективу. И здесь же было разработано уникальное связующее, удерживающее детали мозаики невероятно крепко.

В период рококо мозаика «офранцузилась». И именно французы стали выкладывать панно из ракушек, бусинок (фарфоровых, фаянсовых), бисера, используя технику «обратной укладки», при которой элементы сначала размещались на вощеной бумаге и только потом переносились на подготовленную основу. Работы «а-ля франсе» получались мягкими, точными, с переливами полутонов. В такой технике можно было отделывать мозаикой криволинейные и/или мелкие поверхности.

Читайте также:  Виды отделки дома своими руками

В исламских странах мастера, кладущие мозаику, не могли изображать в своих работах что-то живое (как и художники, работающие в других техниках), зато они до совершенства довели мозаичный орнамент и стали использовать новые материалы для его создания: керамику (кафель), яичную скорлупу и пр.

Что касается «русской мозаики», то она неразрывно связана с именем великого ученого М.В. Ломоносова (хотя многие специалисты уверены в существовании древней русской мозаики, уничтоженной во времена монголо-татарского ига). Михаил Васильевич был не только гениальным ученым, но и незаурядным художником. Он всерьез увлекался мозаикой: разработал новые технологии выплавки смальты, основал мозаичную мануфактуру.

Современность

В настоящее время мозаисты активно используют наработки древности. Однако и привносят много нового в технику создания «пиксельных» полотен. Это касается новых материалов (керамогранита, например), их обработки, создания клеящих составов (силикон и ПВА, а также оригинальные клеи все больше вытесняют традиционную основу на курином яйце) и закрепляющих. Мозаики сегодня становятся ремонтопригодными. Более того их можно разобрать и собрать заново уже на новом месте.

Что до художественной стороны вопроса, самыми популярными являются:

  • кубизм (как будто созданный под мозаику);
  • пуантилизм;
  • импрессионизм и пр.

Укладка мозаики

Класть мозаику все равно придется — будь она магазинной или созданной самостоятельно. И есть несколько технологий (одни более трудоемкие, другие — менее), позволяющих перенести рисунок или узор из мелких деталей на подготовленную поверхность:

  1. Прямая. Тут элементы выкладывают фактически так же, как керамическую плитку — лицевой стороной вверх. На пол таким способом мозаику кладут прямо без подготовки — просто на базу, нанесенную на очищенную поверхность. А для размещения на стене мозаичное изображение сначала выкладывают горизонтально по сетке из стеклоткани (исключительно на клей), а затем переносят на подготовленное место. Затирка швов в обоих случаях происходит только после того, как панно целиком окажется там, где ему следует быть.
    Если выполнять прямую мозаику из стекла и керамики, тогда в качестве расходных материалов потребуются только раствор или клей, а также затирка. Если мозаика выкладывается в ванной комнате или на кухне, в условиях повышенной влажности и парообразования, клеящий состав необходимо брать на силиконовой основе. Поверхность, подготовленная под укладку, должна быть абсолютно ровной, обезжиренной, очищенной от остатков резины, ржавчины, цементного молока, и немного шероховатой. Для этого ее дополнительно обрабатывают методом пескоструйной чистки. В качестве финишной отделки перед укладкой мозаики используют грунтовку глубокого проникновения, выбирая составы по камню или бетону.
    Что касается затирки, то при прямой укладке ее берут без песка в составе, чтобы не поцарапать мозаичные фрагменты, особенно если они из зеркала, стекла или кусочков фарфора. Следы затирки после использования снимают без нажима мягкой влажной тканью — фланелью, бязью или фетром.
  2. Обратная. На криволинейных поверхностях небольшого размера художественные панно из мозаики кладут чаще всего обратным способом. И для этого требуется шаблон, представляющий из себя будущий рисунок-мозаику, но в зеркальном изображении.
    Начинающим мозаистам, берущимся за обратную кладку, следует сначала отсканировать выбранный рисунок или сфотографировать его. Затем вывести в нужный размер и разбить на куски (А4), а далее распечатать результат в цвете. Все это существенно облегчит работу.
    Листы-фрагменты раскладываются по сухой поверхности для сведения контуров и клеятся обычным канцелярским клеем. Далее обратная сторона полученного изображения отделывается самоклеящейся пленкой — вверх именно клеевой стороной. При укладке мозаичных элементов (лицом вниз, строго по рисунку, с нажимом), защиту с пленки следует снимать постепенно, поскольку на воздухе основа быстро теряет свои липкие свойства.
    Можно также в обратном порядке выстелить рисунок по пластиковой пленке, с последующим покрытием его яичным белком. Получится дешевле, но метод потребует твердой руки и точного глаза. Поэтому таким способом работают лишь опытные мастера.
    При полном высыхании состава (силикон сохнет 3 дня, старинный яичный раствор — до 20) самоклейку аккуратно снимают, а липкие остатки удаляют ваткой, смоченной в спирте или растворителе для нитролака. Если же мозаика собиралась на клейстер или яичный белок, бумагу размачивают, а затем смывают ее остатки губкой.

Самостоятельное изготовление мозаики

Процесс изготовления мозаики начинается с подбора элементов для нее. Чаще всего берут квадратики от 1 х 1 см до 5 х 5 см. Заготавливают кусочки впрок, набором, раскладывая по цветам или фрагментам рисунка, узора, чтобы потом во время работы над изображением не отвлекаться.

«Пиксели» для будущей мозаики колют (наподобие смальты), а не «кусают» бокорезами, клещами и пр. А можно и вовсе купить бой разноцветной кафельной плитки в строительной фирме или магазине — отдадут его там очень дешево, а то и просто так. И на закольнике из этих кусочков можно быстро и просто наделать необходимых деталек.

Тем, кто выбрал в качестве исходного материала керамогранит, проще. Этот колется просто великолепно! Поэтому начинающим мастерам лучше выбирать именно его для своих работ. Тем же, кто работает с закольником, можно дать несколько дельных советов:

  1. Сначала нужно от неправильного кусочка отколоть частицу с прямым краем. Далее надо выставить передвижной упор на выбранный размер, чтобы наколоть одинаковых по ширине полосок. И уже эти полоски «покрошить» в кусочки.
  2. Никогда не нужно бить против острия клина. Только со сдвигом к упору (примерно на половину от толщины материала).
  3. Если на закольнике делится стеклянная мозаика, следует учитывать лучепреломление в этом материале. Иначе стекло потрескается и раскрошится, но не сломается.
  4. Острие клина должно быть действительно острым, без проминов. В противном случае кусочков не получится.
  5. Для изготовления клина можно использовать напильник или обломки лезвия гильотинных ножниц с победитовой напайкой.

Связующее для мозаики

Старинные мозаичные панно выкладывались на очень крепкое связующее. Многие мастера используют его и по сей день, благо дошел до современности оригинальный рецепт:

1 часть известкового теста + 1/3 части жирной глины + 3 части карьерного или чистого горного (белого) песка, промытого и прокаленного + 6 шт (на ведро раствора) битых со скорлупой яиц.

Читайте также:  Как сделать европоддон своими руками

Песок сеют сквозь сито, а после добавления яиц, раствор вымешивается до однородности (фрагментов скорлупы совсем не должно быть видно — именно она служит индикатором гомогенности состава).

Яйца в такой смеси не гнили в древности, не гниют и сейчас. Они, взаимодействуя с силикатами глины, лишь образуют прочную водонепроницаемую пропитку, а гнилостным бактериям не позволяет развиваться известь.

Известково-глиняный раствор, замешанный на яйце, набирает полную крепость спустя несколько лет после своего использования в мозаиках. И надежность его проверена веками. Однако, чтобы не переводить яйца, можно использовать плиточный клей на базе цемента. Он, конечно, столетиями пока не проверен, но собранные на нем мозаики на открытом воздухе держатся десятилетиями.

Стеклянную мозаику нужно выкладывать по клею, не содержащему цемента. Если панно собирается внутри здания, отлично подойдет ПВА для стекла и камня. Для наружных работ успешно используется этиленвинилацетатный клей (ЭВА). А когда требуется положить мозаику в условиях повышенной влажности (кухня, ванная, санузел и пр.), нет ничего лучше строительного силиконового клея (подойдет и клей для аквариумов, но он очень дорогой).

Мозаичные панно из бисера или мелких пластиковых фрагментов выкладываются на ПВА или нитроклеи – «Момент», монтажный, 88-ой.

Мозаика из ракушек

Если есть желание почувствовать себя настоящим мозаистом, не стоит браться сразу за сложные материалы. Лучше проявить фантазию на чем-то простом, доступном. Например, использовать ракушки, и, если результат вдохновит, двигаться дальше.

Панно из ракушек сегодня переживают настоящий модный бум. Тем более, что рисунок или узор из них легко собирается практически на любую клеевую основу, будь то ПВА или силикон.

В качестве материала отлично подойдут раковины венеруписов и венусов, а также шаровки, гребешков, горошинки, дрейссены пресноводной. Что касается техники, то в случае с раковинами моллюсков активно используются насыпной и наборный методы. И там, и там возможно включение фрагментов, выполненных из морского или речного очищенного песка, а также битой в мелкую крошку ракушки.

Инструмент для выкладки мозаики

Потребуется специальный инструмент, большинство наименований которого, к сожалению, в магазине не купишь — придется делать самостоятельно, благо в интернете полно инструкций, как его можно смастерить. Итак, нужны будут:

  • «янтарный» лобзик (миниатюрный, рукоятка которого удерживается двумя пальцами), легко сгибающийся из обычной велосипедной спицы;
  • упор с аккуратной выемкой;
  • «коготок»;
  • «грибок» и пр.

Материал

Что касается подготовки материала, то ракушки для наборной мозаики следует отсортировать по размеру и по цвету. Где-то что-то подкрасить, если требуется.

Песок нужно несколько раз прокипятить (по стакану-два за раз, не больше), пока вода под ним не станет почти прозрачной. Затем его надо будет прокалить в духовке и несколько раз просеять сквозь сита с различной ячеей, чтобы разделить на фракции.

Раковины же очищают по-разному. Крупные и темные — периостракумом с соляной кислотой, с использованием мягкой кисти им скребка для перламутра. Как только процесс чистки закончен, обработанные раковины помещают в раствор пищевой соды (2 ч л на 1 л). А потом вымачивают их несколько часов, периодически меняя воду.

Мелкие ракушки чистят, замачивая в растворе уксуса (кислота, разбавленная водой вдвое), а потом, если тонирования никакого не требуется, нейтрализуют кислоту щелочью и промывают материал проточной водой в большом количестве.

Тонирование осуществляется с использованием анилиновых красителей.

Гораздо проще готовится материал для насыпных ракушечных мозаик. Здесь ничего не придется сортировать, достаточно будет разложить ракушки по оттенкам (да и то примерно). И растолочь более-менее мелко. А далее просто сыпать крошку слоем по свежему клею, равномерно распределяя и поправляя получающийся рисунок пальцами. Окончательный вариант отдельных фрагментов панно придавливается специальными дощечками.

Что касается клеящего состава, лучше использовать под крошку силиконовый, быстросохнущий.

Мозаика из яичной скорлупы

Мозаика из яичной скорлупы называется очень красиво – «кракле». Она и выглядит достойно, придавая любому интерьеру тонкости, изысканности. А материал для нее готовят следующим образом:

  1. Сначала надо выдержать собранные скорлупки в растворе пищевой соды (2-3 суток), чтобы размягчить органику.
  2. После остатки белка тщательно удаляются кисточкой (но внутреннюю пленочку трогать не нужно).
  3. Далее скорлупа окрашивается пищевыми красителями для пасхальных яиц в нужные цвета.
  4. В самом конце разноцветные осколки скорлупы тщательно просушиваются.

Техника «яичной» мозаики не слишком сложна, но потребует кропотливости исполнения.

Для начала надо подготовить основу — лист бумаги или пластиковую кальку густо и равномерно смазать ПВА, а затем выдержать от 3-х до 15-ти минут до желатинизации (тягучего отлипа).

Готовые скорлупки раскладываются по базе выпуклостями вверх, с промежутками – надо добиться появления определенного рисунка, узора. После готовая картинка придавливается специальной дощечкой, чтобы скорлупа расплющилась, раздробилась на более мелкие фрагменты. Затем дощечка убирается, а изображение разглаживается специальной деревянной палочкой. Потом на панно накладывается папиросная бумага, смоченная в мучном клейстере, и оставляется до полного высыхания.

После просушки бумагу нужно размочить и снять влажной губкой вместе с остатками клейстера. Далее картинку необходимо как следует просушить — в течение нескольких суток (3-4, не меньше). И можно приступать к конечной обработке панно — созданию кракелюров, то есть красивых «старинных» мелких трещинок. Для этого надо использовать тушь, состоящую из шеллака и желчи.

Тушь предстоит капать на просохшее изображение из пипетки, потом выждать несколько минут и снять остатки красящего состава влажной губкой. Желчь позволяет туши разбегаться по трещинам в скорлупе, а шеллак полимеризует ее там, придавая прочность панно. Получается очень красиво.

В конце остается готовую картину только отполировать мелованной бумагой, без нажима.

Нечто особенное

Многие хотели бы создать своими руками нечто особенное. И мозаику — тоже. В качестве необычных материалов для панно можно использовать, в принципе, все, что угодно, в том числе:

  • различные канцелярские кнопки;
  • кусочки мягкого дерева и хвойной фанеры;
  • мелкие пирамидки с разноцветными гранями;
  • спички торцом и прочие материалы.

Источник

Оцените статью