Как дети пугаются своих рук

Содержание
  1. Как дети пугаются своих рук
  2. Рефлекс Моро — особенности проверки реакции испуга у новорожденных
  3. Рефлекс Моро — особенности проверки реакции испуга у новорожденных
  4. Первичная характеристика
  5. Каким образом проверяется реакция
  6. Что является нормой и патологией?
  7. Как получить адекватные результаты?
  8. Можно быть спокойным
  9. Новорожденный пугается своих ручек: причины и что делать?
  10. Почему младенец пугается своих рук?
  11. Чем помочь крохе?
  12. Почему грудничок может пугаться собственных ручек?
  13. Что полезно для развития осязания?
  14. Если малыш спит раснинувшись на кровати
  15. Что не полезно для развития осязания?
  16. Чем помочь крохе?
  17. «Сонный» режим
  18. Почему младенец пугается своих рук?
  19. Чем помочь крохе?
  20. Ближе к году
  21. Почему ребенок пугается собственных ручек?
  22. Первые три месяца
  23. Опасно ли это для детей?
  24. Температура в комнате
  25. Позы сна как сигнал самочувствия малыша
  26. Мнение доктора Комаровского о сне на четвереньках

Как дети пугаются своих рук

Рефлекс Моро — особенности проверки реакции испуга у новорожденных

Рефлекс Моро — особенности проверки реакции испуга у новорожденных

Те, кто еще не стал родителями, могут ошибочно воспринимать новорожденного, как существо, которое достаточно покормить, искупать и, убаюкав, положить спать.

Тем не менее, новорожденный, как и взрослый человек, есть сложным, живым организмом, с целым набором рефлексов, которые помогали им выживать ранее и приспосабливаться к окружающему миру сейчас.

Многих молодых родителей может пугать неожиданное и резкое вскидывание ручек и громкий плач у новорожденного– проявления, так называемого, рефлекса Моро. Его так же часто называют рефлексом испуга, о нем и пойдет речь далее.

Первичная характеристика

Первым данную реакцию ребенка на внешние раздражители описал доктор Моро в своих трудах после 1-й Мировой войны.

Немецкий специалист, врач – педиатр вызывал данный рефлекс последовательными громкими, неожиданными для малыша ударами по поверхности, вблизи головы ребенка. Он описывал его как первичные проявления природных инстинктов, когда при испуге ребенок как бы захватывает мать, защищаясь от внешних раздражителей.

Достаточно часто рефлекс Моро сами врачи называют реакцией испуга – его суть состоит в том, что ребенок проявляет реакцию на удар, симметрично разводя ручки в стороны.

Пальцы ребенок разгибает и в такой позе может сохранять положение тела несколько секунд, далее возвращая руки в исходное положение, сжав пальцы в кулачки. Достаточно часто такая реакция может сопровождаться плачем малыша.

При нормальном росте и развитии грудничка рефлекс Моро угасает и полностью проходит к 2-4 месяцам, реже к полугоду, если же он диагностируется у ребенка после 6-месячного возраста, это указывает на наличие проблем со здоровьем ребенка, в частности с периферической и центральной нервной системой.

Вся важность данного рефлекса состоит в том, что он указывает на степень развития, наличие или отсутствие отклонений в работе нервной системы малыша, его адаптацию к внешнему миру. По своей интенсивности он ярко проявляет себя сразу же после родов, постепенно угасая к полугоду, но если этого не произошло – это указывает на проблемы с центральной нервной системой. Соответственно ребенка стоит показать невропатологу.

Каким образом проверяется реакция

Данный рефлекс проверяется педиатрами после появления ребенка на свет и делается это достаточно просто, подобное тестирование могут провести даже сами родители. Проведение теста заключается в следующем:

  1. На расстоянии в 15-20 сантиметров от места, где лежит головка новорожденного по ровной поверхности кроватки бьют рукой или же на уровне уха хлопают в ладоши. Именно так делал сам Моро, в честь которого и назван рефлекс, но реакция может проявляться и на резкий и громкий звук, на резкие движения.
  2. У ребенка, как ответная реакция, происходят такие движения – он раскидывает руки в разные стороны, раскрывает ладошки, после подтягивает их к себе, пытаясь как бы ухватиться за что-то. Ножки малыша в этот момент могут рефлекторно подтягиваться к животу или же распрямляться – такая реакция считается нормальной.

Реакция проявляется двумя фазами – вначале малыш будет отстраняться назад, несколько отклоняясь, расправляя плечи, после разводит в разные стороны конечности, расправляя кулачки. Второй этап рефлекса – принимает прежнее, исходное положение, позу эмбриона.

Нервная реакция у новорожденного должна быть симметричной, как с левой, так и с правой стороны – если она отсутствует, то речь идет об асимметрии рефлекса Моро.

Достаточно часто данный рефлекс проявляется у детей во время сна – напугать его может даже самый незначительный шум, звук, когда ребенок автоматически будет реагировать на них плачем и раскидыванием рук в стороны. Исключить такие проявления не получиться – рекомендовано просто свести к минимуму все шумы, резкие звуки и стук.

Что является нормой и патологией?

Рефлексы у новорожденного проверяет врач – неонатолог в первый день после его появления на свет, далее контроль ведет детский педиатр.

Нормой проявления у младенца рефлекса Моро является возникновение последнего на внешние раздражители в возрасте до 4-6 месяцев, но когда сильный звук будет оставлен без особого внимания после этого срока.

Реакция на раздражитель также сопровождается следующей симптоматикой:

  • учащенное сердцебиение и выброс адреналина в кровь;
  • частый вдох-выдох;
  • сильный и громкий плач.

Это также есть нормой, и проходит само собой через несколько минут – сам же рефлекс полностью исчезает у малыша до полугода. В противном случае, речь идет о патологии, отклонении в нормальном развитии ребенка и требует оперативного вмешательства врачей и назначения соответствующего курса лечения.

Как отмечалось ранее, данный рефлекс у новорожденного проходит до полугодичного возраста, но если его проявления диагностированы после 6-месячного срока, то это указывает на поражение коры головного мозга.

Если малыш здоров, то он будет при громком звуке разводить руки и ноги в стороны симметрично, разгибая пальцы и возвращаясь в прежнюю позу.

При диагностировании внутричерепной травмы, полученной при родах, у грудничка данный рефлекс будет отсутствовать, указывая на угнетение центральной либо же периферической нервной системы.

Если ярко выражена гипертония, то рефлекс Моро будет проявлять себя неполно, когда ребенок будет лишь слегка отводить в стороны руки. При поражении ЦНС ребенок будет надолго задерживать руки, с раскрытыми пальцами, в разведенном положении.

Если диагностирован асимметрический рефлекс, когда в сторону ребенок отводит одну руку или ножку, или же полное его отсутствие – это указывает на развитие ДЦП или же паралича Эрба, возможен гемипарез. Все это есть следствие поражения центральной или же периферической нервной системы.

Когда имеет место единовременное отсутствие либо же резкое снижение двух и более рефлексов – хватательного, Бабкина, Моро, то это указывает на развитие тяжелого поражения серого вещества той или иной части головного мозга.

В случае длительного отсутствии реакции у малыша на внешние раздражители, или при ее снижении, новорожденного необходимо показать специалистам.

Как получить адекватные результаты?

При проведении диагностики и определении уровня развития рефлексов малыша необходимо принимать в расчет такие факторы и основные позиции:

  • физиологическое, общее состояние малыша – он должен быт сыт, отдохнувшим и никак не перевозбужденным, также в обязательном порядке учитывается общее состояние здоровья, устал он или нет, здоров или болен, а при плохом самочувствии исследование рекомендовано отложить;
  • проверку реакции Моро проводят в динамике ее проявления, не ограничиваясь единичным тестированием — лучше всего, если это делается утром, по истечении 1.5-2 часов после кормления;
  • учитываются особенности нервной деятельности, уровень возбудимости ребенка.

При оценке результатов главное обращать внимание на то, как ярко выражена реакция испуга, сроки первой и второй фазы.

Особенности реакции дают понятие о том, насколько ребенок адаптирован к окружающему его миру.

Иногда родители могут наблюдать у грудничка спонтанный рефлекс Моро – речь идет о том, что малыш может откидывать руки в стороны, разжимая и сжимая пальцы даже при отсутствии как внутренних, так и внешних раздражителей. Рекомендовано показать ребенка невропатологу и детскому педиатру, поскольку это может указывать на многочисленные проблемы со здоровьем.

Можно быть спокойным

В большинстве своем, молодым мамам и папам можно спать спокойно и не волноваться, так как рефлекс испуга является абсолютно нормальной реакцией младенцев на внешние и внутренние раздражители.

Главное, что стоит помнить родителям, это не впадать в крайности и не умиляться постоянно поведением своего ребенка, забавляясь с ним игрой в ладушки.

Достаточно часто родители делают одну непростительную ошибку – посредством громких хлопков рядом с малышом, они заставляют вскидывать его ножки и руки.

Этого никогда делать не стоит, данный рефлекс вызван сильными эмоциями, страхом и стрессом, а частое его проявление может спровоцировать многочисленные проблемы с нервной системой в будущем.

Источник

Новорожденный пугается своих ручек: причины и что делать?

Девять месяцев в животе у матери ребенок пребывает в состоянии невесомости. Появившись на свет, о своем теле он пока не знает ничего. Неокрепшие мышцы находятся в своеобразном тонусе и не могут пока служить крохе в полной мере. В первые месяцы после рождения движения ребенка неосознанные и хаотичные. Конечности как будто не принадлежат ему, поэтому родители в этот период могут заметить, что новорожденный боится своих рук. Внезапные прикосновения ручками к телу, царапанье пугают ребенка. Он вздрагивает, просыпается и плачет.

Почему младенец пугается своих рук?

Младенцы сначала осознают частью своего тела только рот, поскольку сосательный рефлекс имеется во внутриутробном состоянии и к рождению ребенка уже полностью сформирован. Освоение других частей тела происходит постепенно.

После рождения руки у детей почти все время сжаты в кулачки и расслабляются только во сне. И хотя присутствует безусловный хватательный рефлекс, примерно до 2-3 месяцев ребенок не владеет своими руками. До этого возраста хватательные движения малыша рефлексивны, ребенок хватает то, что прикасается к ладошке или находится вблизи от нее (рефлекс Робинзона). Это и объясняет наличие нескоординированных малышом действий: щипание, хватание, царапанье, которые так пугают ребенка.

Чем помочь крохе?

Днем, когда ребенок бодрствует, то пугается рук не часто, это происходит из-за того, что малыш себя нечаянно царапает и потом плачет от боли. Поэтому необходимо следить, чтобы ноготки были коротко подстрижены, и надевать антицарапки. Удобней, когда они приделаны к рукавам. Отдельные антицарапки многие малыши снимают.

Во время сна внезапные взмахи руками и хватания действительно пугают кроху. Для того чтобы он не бояться своих рук, новорожденного пеленают.

Современные педиатры советуют «свободное» пеленание, которое сохраняет естественное положение конечностей и возможность движения.

«Тугое» пеленание, которое использовали раньше, может тормозить развитие моторных, осязательных и других навыков малыша.

«Свободное» пеленание способствует более быстрому знакомству новорожденного со своими руками. Поэтому пеленать с ручками стоит не дольше первого месяца, а в дальнейшем, месяцев до трех, пеленать только ножки. После 3-х месяцев в пеленании смысла уже нет, так как с этого возраста начинается угасание безусловного хватательного рефлекса и формирование произвольного хватания.

Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.

Мы в Яндекс.Дзен — присоединяйтесь!

Развивающие игры для детей от 2 до 10 лет:

Источник

Почему грудничок может пугаться собственных ручек?

Появившись на свет, новорожденный малыш попадает из привычной и комфортной для себя внутриутробной среды в совершенно другой мир. В этом новом и неизведанном пространстве он не знает ничего, и выживать ему помогают лишь наделенные природой инстинкты.

Взросление происходит в несколько этапов, которые обобщаются приобретением специфических навыков и умений. Хотя, как известно, они очень условны, так как каждый ребенок развивается индивидуально. В виду неокрепшей мышечной системы, движения ручками и ножками малыша являются неосознанными и хаотичными.

Достаточно часто родители могут наблюдать, как ребенок пугается резких движений своих ручек, может от этого просыпаться, плакать, порой вздрагивать не только ночью, а и днем.

Что полезно для развития осязания?

  • Ношение на руках.
    Когда мама носит малыша на руках или спит с ним вместе, она не позволяет ему «вскидываться» и создает знакомые ощущения объятий. Рядом с ней ребенок спокойно спит без пеленки. Мамино тело выделяет достаточно тепла, поэтому ручки и ножки ребенка можно оставлять обнаженными. Так он будет соприкасаться с различными поверхностями, воспринимать информацию, а комфортные условия помогут спокойно ее усвоить. У многих примитивных народов до сих пор принято носить ребенка на руках 24 часа в сутки. Для этой цели они создают различные приспособления: держатели, перевязи. При этом отдельных люлек и гамачков для младенцев вообще не предусмотрено.
  • Свободное пеленание.
    Когда ребенок вынужден находиться без мамы, например, во время сна, лучшим способом развития осязания является обычная пеленка. Как только новорожденного спеленывают, придав ему внутриутробную позу, он тут же успокаивается. Но пеленать ребенка важно так, чтобы он мог совершать движения руками и ногами. Ребенку полезно наталкиваться ручками и ножками не только на пеленку, но и на собственное тело. Поэтому под пеленкой лучше оставлять как можно меньше одежды. Сама пеленка, обхватывая малыша, стимулирует осязание всей кожи, которая с ней соприкасается. Основное ее назначение — создавать иллюзию опоры, но движения ограничивать только в плечевых суставах, как в матке. Свободно спеленатый ребенок может подтянуть ручки к лицу, найти свой ротик, сосать палец или кулачок, болтать ногами. К 10-30 дню ребенок привыкает к своим рукам и управляет ими более уверенно. С этого времени малыши перестают будить себя резкими движениями. Дети, у которых сохраняются «вскидывания» до 3-6 месяцев, нуждаются в более продолжительном пеленании.
Читайте также:  Как сделать декоративный плетень своими руками

Пеленку придумали те народы, которым прохладный климат не позволял носить ребенка на себе во время ежедневной работы. В их культурах обязательно существуют и отдельные места для детей: зыбки, колыбельки. Они повторяют форму пеленки, и их, как правило, можно качать. Тогда младенцу кажется, что он все еще на руках у взрослого.

» Спеленатый ребенок часто протестует, когда его вместо удобного уютного покачивающегося «гнездышка» кладут на жесткую громадную кровать. Родители же зачастую считают это протестом против пеленки.

Кроме того, заметив, что ребенок вытащил ручку из пеленки и сосет палец, современная мать зачастую перепеленывает его более плотно. Между тем в данном случае ребенку, если ему уже больше семи дней, нужно предоставить наслаждаться преимуществами свободного пеленания.

Если малыш спит раснинувшись на кровати

Кроха спит на спине, часто в центре кровати, раскинув во все стороны ножки. Ручки во сне пребывают в постоянном движении: малыш то поднимает их вверх, то прижимает к бокам, располагая их параллельно друг другу, а то и вовсе раскидывает по сторонам. Кисти рук не напряжены, малыш иногда даже двигает своими пальчиками.

Данная поза показывает, что ребёнок не испытывает каких-либо неприятностей, поэтому у вас нет повода для беспокойств. Он чувствует себя защищённым, спокойным в общении с окружающими. Такой малыш решительно преодолевает как сложности, так и радости и не боится каких-либо перемен в жизни. Если он спит в такой позе, то он открыт и уверен в себе. А если руки не просто подняты, но и немного согнулись, то ваш малыш по-настоящему счастлив и наверняка во сне ещё раз видит всё приятное, что случилось с ним за последний день.

Однако если он в такой позе сжимает кулачки, это не очень хороший знак. Если одновременно со сжатым кулаком его большой палец выставлен наружу, значит, он проявляет враждебность и защищается. А если большой палец спрятан в кулачок — он, наоборот, чувствует себя в опасности и не может сам себя защитить. Родители должны узнать, в чём заключается причина его беспокойств. Это могут быть плохие отношения как в семье (не слишком ли вы к нему строги?), так и с ровесниками.

Что не полезно для развития осязания?

  • Распашонка с зашитыми ручками
    . От мира ребенок в такой одежде получает только один стимул: ощущение распашонки. Если младенец находится у мамы на руках, он и без специальной защиты не расцарапает себе лицо. Без мамы же любое беспорядочное движение ручек будет его пугать, поэтому их лучше просто запеленать. Когда малыш перестает бояться своих рук, то перестает и царапаться. Поэтому необходимость таких распашонок сильно преувеличена.
  • Тугое пеленание.
    В деревне тугое свивание ребенка использовалось для выхаживания ослабленных недоношенных детей. Сегодня техникой тугого свивания владеют лишь отдельные специалисты. Но чаще всего под «тугим» понимают просто более плотное пеленание с выпрямлением рук и ног ребенка. Именно так пеленали детей в российских роддомах и яслях лет 20-30 назад. Такое пеленание защищает от «вскидываний», но, конечно, никак не стимулирует развитие осязания. Количество сенсорных стимулов и ответных реакций минимально. Более того, бездумное использование тугого пеленания замедляет развитие основных движений руками, и ребенок привыкает к своим ручкам только к 6 месяцам и может даже в 7-8 месяцев будить себя резкими движениями.
  • Полное отсутствие пеленания.
    Если новорожденный находится без мамы и без пеленки, то количество сенсорных стимулов опять-таки уменьшается. Ребенок беспомощно барахтается в огромном пространстве, испытывая ужас. Дети, которых содержат совсем без пеленки и оставляют подолгу лежать, размахивая руками и ногами, впоследствии гораздо медленнее приспосабливаются к своим рукам, чем те, кого знакомили с ними постепенно. Малыш, одетый в костюмчик или комбинезон, не может касаться ладошками своего тела — теплого, знакомого и самого развивающего стимула.
  • Слишком рано надетые штанишки.
    Прекращать пеленание нужно тогда, когда ребенок перестанет «вскидываться» во сне. Кожа ног для ребенка такой же источник информации, что и кожа рук. Поэтому младенца, «выросшего» из пеленок, не следует сразу же одевать в ползунки. Подходящая одежда в этом возрасте — рубашечка и больше ничего, в крайнем случае — подгузник. Для детей, которых мамы много носят на себе, такая одежда проста и естественна, потому что так ребенок не перегревается и его легко переодевать. Если же родители слишком рано отказываются от пеленания, им приходится тепло одевать мерзнущего ребенка, и часто к трехмесячному возрасту он оказывается одет дома гораздо теплее, чем его ранее пеленавшийся сверстник.

Конечно, в носочках и боди младенец выглядит симпатичнее, чем в пеленках. Однако не стоит сбрасывать со счетов ни народный опыт, ни современные исследования физиологических особенностей и психологических потребностей ребенка.

Девять месяцев в животе у матери ребенок пребывает в состоянии невесомости. Появившись на свет, о своем теле он пока не знает ничего. Неокрепшие мышцы находятся в своеобразном тонусе и не могут пока служить крохе в полной мере. В первые месяцы после рождения движения ребенка неосознанные и хаотичные. Конечности как будто не принадлежат ему, поэтому родители в этот период могут заметить, что новорожденный боится своих рук. Внезапные прикосновения ручками к телу, царапанье пугают ребенка. Он вздрагивает, просыпается и плачет.

Младенцы сначала осознают частью своего тела только рот, поскольку сосательный рефлекс имеется во внутриутробном состоянии и к рождению ребенка уже полностью сформирован. Освоение других частей тела происходит постепенно.

После рождения руки у детей почти все время сжаты в кулачки и расслабляются только во сне. И хотя присутствует безусловный хватательный рефлекс, примерно до 2-3 месяцев ребенок не владеет своими руками. До этого возраста хватательные движения малыша рефлексивны, ребенок хватает то, что прикасается к ладошке или находится вблизи от нее (рефлекс Робинзона). Это и объясняет наличие нескоординированных малышом действий: щипание, хватание, царапанье, которые так пугают ребенка.

Чем помочь крохе?

Днем, когда ребенок бодрствует, то пугается рук не часто, это происходит из-за того, что малыш себя нечаянно царапает и потом плачет от боли. Поэтому необходимо следить, чтобы ноготки были коротко подстрижены, и надевать антицарапки. Удобней, когда они приделаны к рукавам. Отдельные антицарапки многие малыши снимают.

Во время сна внезапные взмахи руками и хватания действительно пугают кроху. Для того чтобы он не бояться своих рук, новорожденного пеленают.

Современные педиатры советуют «свободное» пеленание, которое сохраняет естественное положение конечностей и возможность движения.

«Тугое» пеленание, которое использовали раньше, может тормозить развитие моторных, осязательных и других навыков малыша.

«Свободное» пеленание способствует более быстрому знакомству новорожденного со своими руками. Поэтому пеленать с ручками стоит не дольше первого месяца, а в дальнейшем, месяцев до трех, пеленать только ножки. После 3-х месяцев в пеленании смысла уже нет, так как с этого возраста начинается угасание безусловного хватательного рефлекса и формирование произвольного хватания.

Часто в советах для молодых родителей можно прочитать, что пеленание ребенка тормозит развитие у него осязания. Причем уверяют, что это мнение педиатров и детских психологов и именно психологи советуют не пеленать ребенка. Нам, как специалистам по уходу очень сомнительно, чтобы грамотный психолог не знал физиологию и возрастную психологию ребенка и мог так заблуждаться. Скорее всего, это неправильно интерпретированные рекомендации психолога. Удивление вызывает и постоянное описание пеленания, как процедуры насилия над личностью, эдакого «связывания» ребенка, который так хочет двигаться! Создается впечатление, что ребенок уже бегает, а его все пеленают и пеленают…Такую нелогичную картину могут себе рисовать только люди, которые совершенно не представляют, как выглядит новорожденный, как он себя ведет и зачем ему пеленка, а также когда и у каких народов она применялась.

Еще на 3 месяце внутриутробного развития у ребенка появляется осязание, то есть чувствительность кожи. К четвертому месяцу у него появляются координированные движения, и малыш на ощупь может найти свой рот и начинает сосать свой палец или кулачок. Пока вес ребенка не очень велик, он свободно плавает в околоплодных водах и иногда наталкивается ручками или ножками на стенки матки, стимулируя таким образом свою кожную чувствительность и развивая осязание. К 32 неделе внутриутробного развития ребенок уже не может свободно двигаться, окружающая его матка постоянно соприкасается со многими частями тела, как бы обнимая его. Периодические сокращения стенок матки (так называемые сокращения Брекстона-Хиггса) дают ему опыт более сильных телесных впечатлений, плотных объятий, которые становятся неотъемлемой частью воспоминаний о внутриутробном комфорте. На последних неделях внутриутробного развития, руки ребенка чаще всего перестают сгибаться и разгибаться в плечевом суставе из-за недостатка свободного пространства — они плотно прижаты к телу и это состояние становится еще одной внутриутробной привычкой. Ладошки ребенка имеют возможность соприкасаться только с собственным телом и ртом, поэтому ребенок получает основную тактильную информацию ото всей поверхности кожи, которую обнимает и стимулирует матка.

После рождения ребенок оказывается в огромном для него свободном пространстве, которое во много раз больше того, к которому он привык. Пока у него нет другого опыта, он сохраняет свои внутриутробные привычки и руководствуется ими. Спецификой новорожденных являются резкие не скоординированные двигательные акты руками и ногами, которые являются наследием внутриутробной жизни. Эти специфические движения называют «вскидываниями». Во время «вскидываний» ребенок испытывает чувство паники и ужаса, если его руки и ноги, привыкшие упираться в стенки матки, болтаются в воздухе и не находят никакой опоры. Это очень хорошо видно, если понаблюдать за новорожденным. Он очень пугается при всяком движении своих рук и ног и успокаивается, если его прижать к теплому телу взрослого или хотя бы придержать болтающиеся ручки или ножки своей рукой.

После рождения развитие осязания новорожденного происходит за счет накопления и дифференцирования информации, которую он получает извне. Также как и в утробе матери, стимулами для ребенка являются прикосновения ко всей поверхности его тела и, особенно, к его ручкам и ножкам. Стимулами для развития осязания ребенка является абсолютно все, к чему он может прикоснуться: пеленка, одежда, тело взрослого человека, собственное тело и т. д. Чем разнообразнее стимулы и чем чаще они воздействуют на малыша, тем активнее идет развитие его осязания. Если конечности младенца оставлены свободными и их движения не ограничены тесными объятиями мамы или пеленки, то он будет «вскидываться», переживая испуг. Сильный испуг и последующая паника являются сильной реакцией, которая заглушает все остальные. Поэтому при наличии ничем не ограниченной свободы и частых «вскидываниях» развитие осязания существенно замедляется.

Читайте также:  Как делать мышку своими руками

Таким образом, для того чтобы у ребенка успешно развивалось осязание, необходимо, чтобы руки и ноги ребенка постоянно натыкались на разные поверхности, находящиеся близко к его телу, пока он еще не успел «вскинуться» и испугаться.

Что из современных методов содержания и обращения с малышом этому способствует:

Ношение на руках

Когда мама носит малыша на руках или спит с ним вместе, она своими объятиями создает знакомые телесные ощущения. Рядом с матерью и у нее на руках ребенок спокойно спит без пеленки, поскольку, обнимая дитя, она препятствует «вскидываниям». Согретый теплом матери, ребенок не нуждается в большом количестве одежды, и может находиться с обнаженными ручками и ножками. Это позволяет, прикасаясь к различным поверхностям, получать максимум информации в комфортной ситуации.

Именно так обращаются с младенцами многие примитивные народы, до сих пор сохранившие различные приспособления для постоянного ношения ребенка на себе (различные держатели, перевязи, и т.д.). Однако следует учесть, что у этих народов обычно вообще нет никаких устройств, куда бы ребенка помещали отдельно от матери (типа колыбелек, гамачков и др.), поэтому ребенок находится на руках 24 часа в сутки, что вряд ли способны проделать современные родители.

Если ребенок вынужден какое-то время находится без мамы, особенно во время сна, то наилучшим способом уберечь его от «вскидываний» и стимулировать развитие осязания является обычная пеленка. Как только новорожденного спеленывают, придав ему внутриутробную позу, он тут же успокаивается. В данном случае речь идет не о тугом, а о свободном пеленании, позволяющем ребенку совершать движения руками и ногами.

Чем меньше одежды под пеленкой, тем лучше развивается осязание, потому что ребенок наталкивается ручками и ножками не только на пеленку, но и на собственное тело. Кроме этого пеленка обхватывает малыша и стимулирует осязание всей кожи, которая с ней соприкасается. Количество сенсорных стимулов в пеленке ничуть не меньше, чем у мамы на руках, потому что пеленка в разных местах нагревается по-разному, где-то натянута, где-то поддается и т.д. основное ее назначение — создавать иллюзию опоры, но не стеснять естественные движения, ограничивая их только в области плечевых суставов (как это и было в матке). Свободно спеленатый ребенок имеет возможность подтянуть ручки к лицу, найти свой ротик, как он и делал внутриутробно, сосать палец или кулачок, болтать ногами, и др. Постепенно ребенок привыкает к своим рукам и координирует их движения более уверенно. Это происходит примерно к 10-30 дню, и с этого времени малыши перестают будить себя резкими движениями. Однако часть детей сохраняют «вскидывания» до 3-6-ти месячного возраста и нуждаются в более продолжительном пеленании.

В свое время пеленка была придумана и использована у народов, живущих в зонах с умеренным и более холодным климатом, где температурные условия и обилие одежды не позволяло носить ребенка на себе постоянно во время обычной ежедневной работы. Одновременно с наличием пеленки у таких народов обязательно существовали какие-то специальные места, куда откладывали спеленатого ребенка, (типа зыбки, колыбельки, гамачка и др.), повторяющие форму пеленки, которые, как правило, еще можно было покачивать, для создания полной иллюзии того, что ребенок продолжает находиться на руках у взрослого.

Современные родители, часто не знающие, как правильно пеленать свободно, или считающие свободным пеленание «под ручки», совершенно не видят преимуществ в пеленании, потому что не умеют им пользоваться. Неумело, с трудом запеленав, свое «сопротивляющееся» чадо, мама через минуту видит, что оно вытащило руку из пеленки и сосет палец. Вместо того, чтобы оставить все как есть и позволить ребенку наслаждаться преимуществами свободного пеленания, она упорно перепеленывает его, добиваясь, чтобы он не смог вытащить руки. И невдомек ей, бедной, что так и должен делать ребенок, если ему уже больше 7 дней. И конечно, если спеленатого ребенка вместо удобного уютного покачивающегося «гнездышка» кладут на жесткую громадную кровать, он будет протестовать. А родители совершенно справедливый протест ребенка, переносят на свои неудачи в пеленании и воспринимают как протест против пеленки. Так кому же неудобна пеленка, ребенку или его бестолковым родителям?

Что не будет способствовать развитию осязания?

Распашонка с зашитыми ручками

Из множества осязательных стимулов такая распашонка дает только один — ощущение распашонки — всюду одна и та же тряпка, причем форма ее не меняется, она никуда не девается при усилении и ослаблении движений — то есть никакого разнообразия!

Такие распашонки придуманы якобы ради того, чтобы младенец не расцарапал себе лицо при беспорядочных движениях ручками. Однако, если младенец находится у мамы на руках — то он и так ничего себе не расцарапает, даже если будет совсем без распашонки. Если же младенец лежит без мамы, то любое беспорядочное движение ручек будет его пугать, и долго он так не пролежит, движения рук будут будить малыша и его сон будет беспокоен. Следовательно, руки в этом случае лучше запеленать — тогда он точно ничего себе не расцарапает. Когда же малыш перестает бояться своих рук, то он перестает и царапаться… Поэтому необходимость применения таких распашонок сильно преувеличена, и оправдать ее можно только в детской палате медучреждения.

Сейчас даже в семьях, которые соблюдают традиции, среди городских жителей вы вряд ли встретите женщину, умеющую туго пеленать ребенка с использованием свивальника. В деревне тугое свивание ребенка использовалось для выхаживания ослабленных недоношенных детей, травмированных во время родов, то есть как своеобразная лечебная процедура. Правильно использовать тугое свивание в современных городских условиях может только специалист, владеющий этим методом, способный оценить уместность и своевременность такой меры и способный научить этому родителей. Но в процессе забывания значения тугого свивания ребенка сложилось впечатление, что всех детей в деревне варварски туго пеленали. Сейчас чаще всего под «тугим» понимают просто более плотное пеленание с выпрямлением рук и ног ребенка. Именно так пеленали детей в российских роддомах и яслях лет 20-30 назад. Конечно, такое пеленание способствует более спокойному поведению во время «вскидываний», но оно же провоцирует более бурные реакции у просыпающегося ребенка. Безусловно, такое обращение никак не стимулирует развитие осязания. Количество сенсорных стимулов здесь минимально, ответных реакций на них еще меньше и советы «грамотных» бабушек «чтобы ножки были ровными» или «чтобы спал спокойнее» не могут служить оправданием для такого насилия. Более того, бездумное использование тугого пеленания замедляет развитие основных движений руками, ребенок привыкает к своим ручкам только к 6 месяцам и может даже в 7-8 месяцев будить себя резкими движениями.

Полное отсутствие пеленания

Если новорожденный ребенок находится без мамы и без пеленки, то количество сенсорных стимулов опять-таки уменьшается. Ребенок беспомощно барахтается в огромном для него пространстве, испытывая панику и ужас, и даже задевая свое тело, не успевает адекватно реагировать, потому что как мы помним, состояние паники это самая мощная реакция, заглушающая все остальные. Раз нет реакций на сенсорные стимулы, не накапливается информация, развитие осязания тормозится! Замечено, что дети, которых содержат совсем без пеленки и оставляют подолгу лежать, размахивая руками и ногами, впоследствии гораздо медленнее приспосабливаются к своим рукам, чем те, кого знакомили с ручками постепенно. Ребенок становится более беспокойным, ему сложнее уснуть, а заснув он легко будит себя руками.

Из-за несовершенства терморегуляции малыша, оставляя его лежать без пеленок, родители вынуждены одевать на него различные костюмчики, штанишки, что опять таки обедняет возможности осязания ребенка, потому что свободными остаются только ладошки, а теплого тела — самого знакомого и развивающего стимула они как раз касаться практически не могут — все спрятано в многочисленных одежках.

Таким образом, для наилучшего развития осязания у новорожденного разумным будет сочетание двух взаимно дополняющих приемов — все время, что ребенок находится на руках у мамы или другого взрослого, он может быть минимально одет, потому что согрет теплом человеческого тела и получает максимум сенсорных стимулов; а когда ребенка откладывают, он должен быть свободно спеленут, и иметь возможность получать те же стимулы под защитой пеленки.

Возраст для прекращения пеленания каждого ребенка различен, одни благополучно прощаются с пеленкой в 3 недели, другие — в 6 месяцев. Критерием продолжительности пеленания может быть наличие или отсутствие «вскидываний». Если ребенок вскидывается — пеленка на время сна ему еще нужна, спит спокойно — необходимости нет.

Ребенок, вовремя расставшийся с пеленкой, обычно имеет уже уверенность и координацию движений, позволяющую по-разному реагировать на различные сенсорные стимулы. Причем кожа ног для него такой же источник информации, что и кожа рук. Главным условием продолжения развития осязания на этом этапе является отсутствие одежды на ногах, другими словами отсутствие штанов и ползунков. Ножки ребенка должны получать информацию об окружающем, также как и руки. Однако для нормального развития важно получать эту информацию всей поверхностью кожи, а не ограничиваться небольшим участком подошвы. Ребенок еще долго сохраняет способность получать информацию всей кожей, поэтому, чем большую поверхность кожи мы закроем, тем больше обедним его возможности воспринимать многочисленные сенсорные стимулы.

Подходящая одежда для малыша такого возраста — кофточка, рубашечка и больше ничего. Для тех мам, которые по-другому не умеют, берегут свою мебель или ковровое покрытие, необходим еще и памперс. Для детей, которых мамы много носят на себе, такая одежда проста и естественна, потому что так ребенок не перегревается и его легко переодевать. Дети оказываются предоставлены сами себе на очень небольшие промежутки времени, за которые не успевают замерзнуть даже зимой и после этого легко восстанавливают свое тепло, прижавшись к телу взрослого. А вот мамы, привыкшие регулярно и надолго откладывать бодрствующих детей, практически приходят к необходимости надевать на них штаны — так, мол, теплее и эстетичнее, да еще и носочки на каждую ножку, а то они мерзнут!

Если родители слишком рано отказываются от пеленания, они быстрее начинают злоупотреблять ползунками и носочками, потому что ребенок еще слишком мал, чтобы все время находится совсем без одежды, он мерзнет. Впоследствии, родители уже настолько привыкают следить «чтобы ножки были теплыми», что ребенок, которого не пеленали, как правило, в возрасте 3 месяцев, оказывается во время бодрствования одет дома гораздо теплее, чем его ранее пеленавшийся сверстник. Сокращая число внешних стимулов, мешая формированию соответствующих реакций, препятствуя накоплению полезной и нужной для его развития информации, родители часто искренне уверены, что подчиняются желаниям ребенка и ничем не насилуют его свободу!

Складывается парадоксальная картина. Прекрасная идея — давайте воспитывать ребенка без насилия и дадим ему максимум стимулов для развития. Однако, реализуя эту идею, взрослые прямолинейно переносят собственные чувства и переживания на внутренний мир ребенка, не учитывая ни его физиологических особенностей, ни его психологических потребностей. Считают пеленку насилием, а штаны, носки, памперсы и одиноко лежащего на огромной кровати маленького беспомощного человечка — проявлением свободы личности. Только за чью свободу здесь бьются? Родители, прикрываясь заботой о ребенке, стремятся побыстрей освободиться от неэстетичных пеленок, поскорее напяливают на него модные штанишки и костюмчики. Может не будем так быстро сбрасывать со счетов ни народный опыт, ни современные исследования и позаботимся о реальных потребностях ребенка.

Психолог-перинатолог, т.е. консультант по развитию ребенка Майорская Мария Борисовна

Девять месяцев в животе у матери ребенок пребывает в состоянии невесомости. Появившись на свет, о своем теле он пока не знает ничего. Неокрепшие мышцы находятся в своеобразном тонусе и не могут пока служить крохе в полной мере. В первые месяцы после рождения движения ребенка неосознанные и хаотичные. Конечности как будто не принадлежат ему, поэтому родители в этот период могут заметить, что новорожденный боится своих рук. Внезапные прикосновения ручками к телу, царапанье пугают ребенка. Он вздрагивает, просыпается и плачет.

Читайте также:  Детская книжка своими руками пошагово

«Сонный» режим

У каждого малыша режим сна и периодов бодрствования свой, однако есть усредненные показатели для большинства детей определенного возраста, помогающие родителям понять, все ли в порядке со сном их ребенка:

  • Новорожденные младенцы спят около 8 часов днем и примерно 8,5 часов в ночное время.
  • К 3 месяцам дети спят в дневное время до 5 часов, а ночью – около 10 часов.
  • Малыши в возрасте 6 месяцев спят днем меньше – около 4 часов. Ночной сон у них по-прежнему длится 10 часов. Дневных снов в этом возрасте два.
  • С 9 месяцев до 2 лет малыши спят днем примерно 2,5 часа, а ночной сон может длиться до 11,5 часов. В этот период дети переходят на один дневной сон.
  • Трехлетние дети могут спать днем до 2 часов, а в ночное время длительность их сна составляет от 10 до 12 часов.

Почему младенец пугается своих рук?

Младенцы сначала осознают частью своего тела только рот, поскольку имеется во внутриутробном состоянии и к рождению ребенка уже полностью сформирован. Освоение других частей тела происходит постепенно.

После рождения руки у детей почти все время сжаты в кулачки и расслабляются только во сне. И хотя присутствует безусловный хватательный рефлекс, примерно до 2-3 месяцев ребенок не владеет своими руками. До этого возраста хватательные движения малыша рефлексивны, ребенок хватает то, что прикасается к ладошке или находится вблизи от нее (рефлекс Робинзона). Это и объясняет наличие нескоординированных малышом действий: щипание, хватание, царапанье, которые так пугают ребенка.

Чем помочь крохе?

Днем, когда ребенок бодрствует, то пугается рук не часто, это происходит из-за того, что малыш себя нечаянно царапает и потом плачет от боли. Поэтому необходимо следить, чтобы ноготки были , и надевать антицарапки. Удобней, когда они приделаны к рукавам. Отдельные антицарапки многие малыши снимают.

Во время сна внезапные взмахи руками и хватания действительно пугают кроху. Для того чтобы он не бояться своих рук, новорожденного пеленают.

Современные педиатры советуют «свободное» пеленание, которое сохраняет естественное положение конечностей и возможность движения.

«Тугое» пеленание, которое использовали раньше, может тормозить развитие моторных, осязательных и других навыков малыша.

«Свободное» пеленание способствует более быстрому знакомству новорожденного со своими руками. Поэтому пеленать с ручками стоит не дольше первого месяца, а в дальнейшем, месяцев до трех, пеленать только ножки. После 3-х месяцев в пеленании смысла уже нет, так как с этого возраста начинается угасание безусловного хватательного рефлекса и формирование произвольного хватания.

На нашем сайте вы можете приобрести интересующий вас продукт, воспользовавшись одним из способов оплаты:

Безопасность и конфиденциальность платежа

При выборе данной формы оплаты заказа на сайте сайт Вы будете автоматически перенаправлены на платежную форму процессингового центра PayU, для внесения данных Вашей банковской карты. Все данные, введенные Вами на платежной форме процессингового центра PayU, полностью защищены в соответствии с требованиями стандарта безопасности PCI DSS. Мы получаем информацию только о совершенном Вами платеже. На указанный Вами при оформлении платежа адрес электронной почты, будет отправлено сообщение об авторизации платежа. Сразу после совершения платежа вы будете перенаправлены обратно на наш сайт. Информация о вашем платеже может идти до нас от 5 секунд до нескольких минут. В случае, если по вашему мнению произошла задержка в обработке заказа, Вам необходимо обратиться в офис компании по телефону

Личные данные покупателя.

При оформлении Заявки на Сайте Клиент предоставляет следующую информацию: Фамилия, Имя, адрес электронной почты, телефон, адрес доставки. Продавец использует информацию для выполнения своих обязательств перед Клиентом. Продавец обязуется не разглашать полученную от Клиента информацию. Не считается нарушением предоставление Продавцом информации агентам и третьим лицам, действующим на основании договора с Продавцом, для исполнения обязательств перед Клиентом.

Не считается нарушением обязательств разглашение информации в соответствии с обоснованными и применимыми требованиями закона. Продавец не несет ответственности за сведения, предоставленные Клиентом на Сайте в общедоступной форме.

После оплаты войдите в ваш «Личный кабинет» и выберите «Мои курсы» Там вы найдете все продукты, которые были приобретены вами на нашем сайте сайт В случае если вы не получили ваш продукт в течение часа после оплаты, необходимо написать в службу поддержки сайт

Правила возврата денежных средств

Заказчик имеет право отказаться от предоставления оплаченных Услуг и потребовать возврата денежных средств в следующих случаях:

1. За оплаченный электронный товар (запись вебинара, семинара, тренинга, обучающий курс, шаблоны и вспомогательные материалы, доступные для скачивания). Запрос о возврате денег должен быть направлен с адреса электронной почты, с которого был осуществлен заказ, в службу поддержки Исполнителя в течение 7 (семи) дней с момента оплаты. По истечении указанного времени претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность (паспорт).

2. За оплаченный и посещенный им семинар или консультацию. Запрос о возврате денег должен быть направлен с адреса электронной почты, с которого Заказчик регистрировался на семинар, в службу поддержки Исполнителя до 14:00 по Московскому времени дня, следующего за днем оказания Услуги. По истечении указанного времени претензии не принимаются и денежные средства не возвращаются. При подаче заявления о возврате денежных средств обязательно предоставление копии документа, удостоверяющего личность (паспорт).

Появившись на свет, новорожденный малыш попадает из привычной и комфортной для себя внутриутробной среды в совершенно другой мир. В этом новом и неизведанном пространстве он не знает ничего, и выживать ему помогают лишь наделенные природой инстинкты.

Взросление происходит в несколько этапов, которые обобщаются приобретением специфических навыков и умений. Хотя, как известно, они очень условны, так как каждый ребенок развивается индивидуально. В виду неокрепшей мышечной системы, движения ручками и ножками малыша являются неосознанными и хаотичными.

Достаточно часто родители могут наблюдать, как ребенок пугается резких движений своих ручек, может от этого просыпаться, плакать, порой вздрагивать не только ночью, а и днем.

Ближе к году

После девяти месяцев ребенок все еще засыпает днем один раз, а ночью может просыпаться для кормления. Педиатры считают, что в этом возрасте ночное питание для ребенка уже не требуется, поэтому мама может постараться отучить кроху от кормлений в темное время суток либо хотя бы сократить ночные трапезы до минимума.

С 9 месяцев уже можно отучать ребенка от ночного кормления, и тогда он будет спать ночью, не просыпаясь

Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия

Время на чтение: 5 минут

Последнее обновление статьи: 01.05.2019

Многие мамы замечают, что их ребенок спит на животе, кверху попой. Некоторых такая необычная поза пугает. Родители начинают задаваться вопросом, почему их малыш так предпочитает спать, представляет ли опасность данная поза для его здоровья?

Почему ребенок пугается собственных ручек?

Те моменты, когда кроха раскидывает в стороны свои ручки, как бы пугаясь их, вызывает у родителей неоднозначные эмоции. Кто-то умиляется таким поведением, а кого-то оно попросту пугает и является поводом задуматься, все ли в порядке с малышом.

В действительности ребенок попросту еще не понимает, что это его ручки, когда они мелькают перед его лицом или касаются тела. Таким же образом он может испугаться их и во время сна.

Эти симптомы являются достаточно распространенным явлением у грудничков до достижения ими 6-месячного возраста .

Из всех природных рефлексов полностью сформированным в момент рождении у малыша является только сосательный , поэтому кроме своего ротика, он не знает прочих частей тела и будет знакомиться с ними постепенно и поэтапно.

Первые три месяца

Новорожденные спят большую часть суток, при этом кроха после рождения не отличает день от ночи и просит еду через примерно одинаковые промежутки времени. Но уже к концу первого месяца жизни сон малыша начинает разбиваться на промежутки, которые упорядочиваются и создают характерный для конкретного малыша режим.

С 4-5 недель ребенок спит в дневное время меньше, а ночью – дольше, особенно, если родители помогают малышу быстрее понять разницу между светлым временем суток и ночным периодом. Не нужно днем закрывать окна и погружать комнату в темноту, а также прекращать любые занятия, способные помещать детскому сну. К трем месяцам детки все еще спят достаточно много (до 15 часов за сутки), но длительность сна ночью увеличивается.

С возрастом длительность ночного сна у ребенка увеличивается

Опасно ли это для детей?

Как наследие внутриутробной жизни, у новорожденного ребенка после появления на свет присутствуют резкие, хаотичные и нескоординированные движения ножками и ручками, которых он пугается и даже может плакать по этому поводу. В педиатрии эти движения получили название «вскидывания». Однако отличия этих движений от внутриутробных все же существуют. Так, внутри маминого живота, малыш при каждом движении ручками или ножками касался стенок матки. Здесь же в новой для него среде при подобных движениях, они не находят совершенно никакой опоры, что очень пугает и настораживает. Однако, как только малыш прижимается к теплому телу своей мамы, он тут час же успокаивается.

Кроме того, слишком свободные движения ручками могут быть чреваты различного рода травмами. Так, например, ребенок может сам себя ударить ручкой по другим частям тела или поцарапать нежную кожу ноготками (про уход за ногтями грудничка).

Температура в комнате

В идеале температурный режим детской комнаты должен быть представлен температурой от +18 до +20 градусов тепла. Контролировать температуру в комнате, где спит младенец, поможет термометр. Его стоит установить рядом с кроваткой на высоте около 1,5 м от пола.

Если в помещении прохладнее, малыша стоит одеть теплее, а если температура выше +20, то одежды на малютке должно быть меньше. В холодную пору оденьте карапуза в боди, у которого закрытые ножки и длинные рукавчики. Шапочку новорожденному стоит надевать при температуре воздуха в комнате ниже +18. Если в помещении тепло, оставлять кроху лишь в подгузнике все же не стоит – наденьте на малютку тоненькую пижамку, у которой штанины и рукава будут короткими.

Позы сна как сигнал самочувствия малыша

Многие специалисты считают, что поза, в которой спит ребенок, много говорит о его состоянии здоровья. Бывают случае, что малыш проводит ночь в любимом положении, а потом внезапно меняет позу на другую. Что это может означать?

Младенец спит на животе, подогнув ноги под себя. Если кроха сменил свою излюбленную позу на данное положение, возможно, не так давно он сильно травмировал голову. Либо у него проблемы с животиком, возможно, сильное скопление газов. В некоторых случаях дети ложатся вверх попой, когда заложен нос и на спине спать становится неудобно.

Если кроха поменял позу на положение, при котором он спит на спине, резко запрокинув голову и развернув грудную клетку, означает, что, возможно, у новорожденного проблемы с органами дыхания. Развернутое положение грудной клетки помогает ему лучше дышать.

Мнение доктора Комаровского о сне на четвереньках

Мнения педиатров в вопросе сна младенца попой вверх расходятся, наиболее опытные все-таки советуют родителям внимательно следить за малышом, когда он находится в таком положении.

Как утверждает народный доктор, маме и папе просто нужно позаботиться обо всех условиях, которые способствуют здоровому сну крохи. Если родители не курят, малыш здоров, матрас жесткий, то опасаться ничего не стоит. А нарушение хотя бы одного из этих пунктов может стать причиной внезапной остановки дыхания грудничка.

Источник

Оцените статью