- 10 советов о том, как написать книгу
- 1. Пишите маленькими порциями (из книги «Птица за птицей»)
- 2.Убедитесь, что ваша тема интересна читателю (из книги «Автор, ножницы, бумага»)
- 3. Составьте чек-лист «хороший роман» (из книги «Литературный марафон»)
- 4. Используйте «цеплялки» в тексте (из книги «Живой текст»)
- 5. Используйте доску с карточками (из книги «Спасите котика!»)
- 6. Пишите так, как вы думаете (из книги «Гениальность на заказ»)
- 7. Тренируйтесь в жанре короткого рассказа (из книги «642 идеи, о чем написать»)
- 8. Показывайте, а не рассказывайте (из книги «Литературный мастер-класс»)
- 9. Найдите визуальных помощников (из книги «Как написать кино за 21 день»)
- 10. На старт. Внимание. Словесный спринт! (из книги «Начни писать»)
- Как сделать книгу своими руками
10 советов о том, как написать книгу
Писательское мастерство востребовано во многих сферах — журналистика, копирайтинг, литература фикшн и нон-фикшн, блогинг. Если вы хотите написать собственный роман, создавать любые тексты творчески и свободно, воспользуйтесь этими десятью советами, которые мы собрали из классных книг о писательском мастерстве.
1. Пишите маленькими порциями (из книги «Птица за птицей»)
Часто бывает так: замышляешь автобиографический роман о собственном детстве, или пьесу из жизни иммигрантов, или трактат о. ну, скажем, роли женщины в истории. Но браться за это сразу — все равно что карабкаться по склону ледника. Ноги скользят, пальцы краснеют, мерзнут, из ран сочится кровь. Затем из глубин подсознания заявляются в гости все твои нервные расстройства и рассаживаются вокруг стола. Не давайте им власти.
«Я дышу медленно и глубоко — и наконец замечаю рамку для фотографии пять на восемь сантиметров, которую специально поставила себе на стол, чтобы помнить про малые дозы. Рамка напоминает мне: нужно написать кусочек. Маленький, как фотография пять на восемь. На сегодня это все. Вот сейчас, например, я напишу только один абзац про место и время действия» Энн Ламотт.
Скажите себе мягко и ласково: « Радость моя, мы сейчас просто напишем про речку на закате или про первое свидание.
Вот и все » .
2.Убедитесь, что ваша тема интересна читателю (из книги «Автор, ножницы, бумага»)
«Что я могу рассказать? Кто я такой? Почему кто-то должен тратить на меня время и тем более деньги?». Эти вопросы задает себе любой автор. Сперва необходимо осознать: каждому человеку есть что рассказать.
Для начала определите, что у вас за тема: популярная или специализированная, для дилетанта или человека в теме. Кому вы хотите рассказать свою историю? Кому она будет полезнее? Вы хотите просвещать широкий круг читателей или улучшить жизнь профессионалов в какой-то сфере? Невозможно угодить тем и другим одновременно.
Классная история всегда рядом. Внутри судьбы, вашей личной истории где-то есть рифма: встреча, событие, которые стоит только вспомнить, — и в вашем воображении запускается процесс создания истории.
И даже не всегда нужен личный опыт. Есть простые критерии отбора и анализа, годится ли ваша тема для появления на публике:
— текст должен сообщать что-то очень важное,
— нетривиально объяснять важные процессы,
— быть остро полезным читателю,
— обосновывать свежую, касающуюся читателя закономерность и давать ей имя,
— рассказывать историю яркого героя.
Читатель ждет, что вы надолго заберете его из рутины в неизведанный мир. Так создайте же этот мир таким, чтобы в нем захотелось остаться.
3. Составьте чек-лист «хороший роман» (из книги «Литературный марафон»)
Если у вас есть желание создать собственный роман, первым делом хорошо было бы понимать, что для вас означает «хороший роман». Ответьте письменно на этот вопрос.
Можно отвечать неопределенно, а можно очень подробно: повествование от первого лица, супергерои, Альпы, массовые вторжения злых эльфов.
Чем полезен этот список? Дело в том, что если что-то входит в ваши читательские предпочтения, то вы, вероятно, сможете в этом преуспеть и как писатель. Эти языковые, цветовые и стилевые решения по некоторым причинам вызывают в вас наибольший отклик. Это вещи, которые вы понимаете.
Такие чек-листы вы можете составить для того, что вам приходится писать чаще всего — статьи, рецензии, отчеты.
4. Используйте «цеплялки» в тексте (из книги «Живой текст»)
Есть много способов начать. Некоторые отлично подходят к одной книге, но совершенно не работают в другой. Нужно выбирать. Уметь выбирать.
Например, приём «Ложный пролог». Здесь кульминационная сцена изымается из середины/конца книги и помещается в начало.
Так читатель сразу «пробует на вкус» главное и драматичное событие всей истории.
Приём популярен у режиссеров: благодаря ему фильм можно начать с напряженной, зрелищной сцены. Примеры книг с «ложным прологом»: Габриэль Гарсия Маркес «Сто лет одиночества», Стефани Майер «Сумерки, сага» (книга 1), Эмили Бронте «Грозовой перевал».
5. Используйте доску с карточками (из книги «Спасите котика!»)
Прием, который использует сценарист Блейк Снайдер, — это пробковая доска и карточки. Повесьте большую пробковую доску на стену, возьмите карточки с эпизодами, блоками, отрывками своего будущего текста (романа, статьи, доклада) и с помощью канцелярских кнопок прикрепите эти карточки на доску куда душе угодно. С карточками вы можете вообще не расставаться. Суете пачку карточек себе в карман, отправляетесь в ближайшую кофейню, достаете пачку и сидите часами, тасуя свою колоду, раскладывая эпизоды, обдумывая последовательность, выискивая удачные и неудачные моменты.
Доска позволяет вам «увидеть» полную картину еще до того, как вы начнете писать.
Это хороший способ проверить разные повороты, идеи, диалоги и ритм истории, а также понять, насколько удачно они сочетаются. Это способ визуализировать текст с хорошей структурой. Это же здорово!
6. Пишите так, как вы думаете (из книги «Гениальность на заказ»)
Фрирайтинг помогает вам раскрыть свою индивидуальность и улучшить писательские способности. Во время сеанса фрирайтинга вам нужно добраться до своих первичных мыслей, прежде чем благонравная сторона разума «очистит» их, сводя на нет их эффективность. Так что пишите не так, как говорите, а так, как мыслите.
Какова лучшая идея, которую вы услышали за последние семьдесят два часа? Напишите о ней за пять минут, включая в свою работу все, что узнали. Когда пять минут закончатся, просмотрите написанное. Если вы можете прочитать это вслух и оно будет понятно другим, вы подавили свое самое искреннее мышление. Выполните еще один пятиминутный сеанс писательства и постарайтесь перенести на бумагу свои первичные мысли.
«Процесс писания приносит удовольствие. Когда создаешь фразу, звучащую именно так, как ты ее задумал, приходит изумительное чувство могущества» Сьюзан Орлин, журналист.
7. Тренируйтесь в жанре короткого рассказа (из книги «642 идеи, о чем написать»)
Жанр короткой истории требует четкости мысли и умения вкладывать много смысла в небольшое количество слов. Это отличный тренажер креативности — брать абсурдную или веселую сценку и описать ее. В общем, потренируйте сестру таланта:
1. Ты строишь замок на песке и вдруг замечаешь, что волны выбросили на берег бутылку с посланием. Там написано .
2. Исследователи высаживаются на далекой планете. Удивительное зрелище открывается перед ними! Расскажи об их приключениях.
3. Ты сидишь в кафе — и вдруг время замирает. Опиши все, что ты видишь.
8. Показывайте, а не рассказывайте (из книги «Литературный мастер-класс»)
Не пишите «это было восхитительно», но заставьте нас самих сказать «восхитительно» после чтения отрывка. Дело в том, что все эти слова (ужасающий, прекрасный, омерзительный, изысканный) говорят читателю только одно: «Сделайте мою работу за меня!» — советовал Клайв Льюис.
Тому же самому учил и Марк Твен: «Не говорите: „Старушка закричала“. Выведите ее на сцену и заставьте кричать».
И еще одно замечание по этому же поводу, от Чехова:
. у тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной плотине яркой звездочкой мелькало стеклышко от разбитой бутылки.
Нужно показывать, а не рассказывать, отбирая яркие, конкретные детали.
9. Найдите визуальных помощников (из книги «Как написать кино за 21 день»)
Вы когда-нибудь пытались рассказать кому-то о вашем ужасном или, наоборот, потрясающем опыте, но не могли подобрать слов? Все заканчивалось чем-то вроде «я не могу объяснить тебе это» или «окажись ты на моем месте, понял бы». Дело в том, что сперва нужно вновь зажечь это чувство внутри, а потом найти подходящие слова, чтобы описать его.
Найдите предмет, который связан с какими-то вашими переживаниями, вызывает чувства, например счастливая монетка или камень с пляжа.
Если это история про вашего дедушку, можно взять его шляпу из старого сундука. Если вы пишете сюжет о своей бабушке, найдите принадлежавший ей подсвечник. Если придумали свою историю, когда услышали песню в ресторане, возьмите салфетку из этого ресторана и снова послушайте эту мелодию.
Помогите своим чувствам вновь появиться, найдите для этого помощников. Может быть, какой-то цвет зажжет в вас эмоцию.
10. На старт. Внимание. Словесный спринт! (из книги «Начни писать»)
Этот приём учит писать, не дожидаясь вдохновения. Выберете тему, поставьте таймер на 5 или 10 минут и пишите. Если есть проблемы с темой, откройте любую книгу на 17 странице и найдите 6 строчку. Это будет вашей темой.
Пока идет время, важно не колебаться. Позвольте мыслям мчаться со скоростью гончих. Пишите с ощущением срочной необходимости.
Перескочите через запреты, осветите каждую заблудшую, одинокую мысль в голове и позвольте ей вырваться на волю.
Словесный спринт помогает выключить оценочное суждение, вступив в поток интуиции, к которому подключается высокоскоростное письмо.
«У вас такая классная рассылка, даже книгу можно не покупать» — говорят наши подписчики. Хотите и вы узнавать о книгах-новинках про творчество, писательство, дизайн? Тогда оставляйте почту, будем присылать вам полезные вдохновляющие обзоры.
Источник
Как сделать книгу своими руками
Практическое пособие для тех, кто также как я страдает всякой фигней хочет оформить какие-либо материалы в виде нормальной книги с переплетом.
Очень давно мне хотелось это сделать – распечатать свои записи для себя и своей семьи, чтобы можно было их читать, не заглядывая в интернет (тем более кто в мой блог кроме меня заглядывает?) . Что-то вроде семейного альбома, только не с фотографиями, а с маленькими историями про нашу жизнь.
(Оговорюсь, пожалуй, сразу. В качестве наглядного пособия для создания своей книжки я использовала материалы из интернета . Автору отдельное респект и уважуха большое спасибо)
1. Сначала книжку надо распечатать.
Я это делала так.
Установки файла в программе ворд делаем такими:
Заходим: Файл – параметры страницы.
Ставим:
Поля: верхнее 1,5см, нижнее 1 см, внутри 2,5см, снаружи 1,5см.
Ориентация страницы: книжная
Несколько страниц: зеркальные поля
Размер бумаги: А5
Заходим: Вставка – номера страниц.
Ставим:
Положение: внизу страницы
Выравнивание: снаружи
Только затем делаем верстку – то есть немножко редактируем, подвигаем, выравниваем, чтобы все было красивенько и не скакало с одной страницы на другую так, как нам не надо.
Затем печатаем.
Нормальной программки для печати «книжкой» я не нашла.
Да особо и не искала. Потому что предпочитаю такие вещи делать вручную, просматривая отдельно каждый листок (и переделывая его если что), чтобы уж точно все было так, как я хочу.
Файл – печать.
Устанавливаю: страницы – номера (вписываю через запятую те номера, какие мне нужны на одной странице А4. Например, если собирать книжку частями по 10 листов, то на первой странице будет стоять 40,1 на второй 2,39 и т.д.).
И обязательно – число страниц на листе – 2.
Готовые распечатанные листы необходимо согнуть и собрать в брошюры. Затем сшить или скрепить степлером, чтобы листы не разъединялись.
Сашка крутился вокруг меня, крутился. Потом:
— Эта та книжечка, которая про нас?
— Да.
Он хвать быстренько одну брошюру и бегом в туалет. Я ему кричу:
— Сашка! Она же еще не доделана! Отдавай!
Голос из туалета:
— Подожди. Я должен знать, что со мной происходит!
2. Склеиваем брошюры.
В пособии этого нет, но я сделала. На всякий случай.
Для этого аккуратно сложенные по порядку брошюры разделяем по очереди, промазываем клеем и прижимаем. (Клей ПВА)
3. Оформляем недокнижку под пресс.
То, что получилось, кладем аккуратно на ровную поверхность, прижимаем сверху другой ровной поверхностью и придавливаем чем-нибудь тяжелым.
Мне пригодились: отломанная полка (конечно, починить же некому) и Лехины гандЭли. Но если у кого-то имеются специальные тиски, то это даже лучше.
Небольшой, миллиметров 5, краешек (торец) оставляем свободным (для дальнейшей экзекуции) .
Леха с улицы приходит:
— Не понял, а что мои гантели тут делают? И мама, почему у тебя такое лицо? ТЫ ЧТО, КАЧАЛАСЬ.
Да, я тайно качаюсь в кухне, когда никто не видит! Вы у меня еще все тут узнаете, кто в доме главный!
4. Смазываем торец клеем ПВА.
Собственно, без комментариев. Смазываем – и все.
5. Надрезаем торец.
Вообще-то это надо было делать до того, как смажем клеем.
Но у Ксюшеньки все через жопу не как у людей. И может быть поэтому я управилась обычным хлебным ножом (ножовку не нашла, потому что с этими многочисленными мужиками вообще хер какой инструмент в доме найдешь) – торец размяк и резать его стало очень просто, как по маслу. Надрез (у нормальных людей с ножовками это будет запил) надо делать такой глубины, чтобы он затрагивал все листы, включая внутренние. Иначе трудно будет потом прошивать. То есть миллиметра 3 – 4.
Классная фотка, да?
Злейшая и жесточайшая К. зарезала насмерть бедную, удавленную гандЭлями недокнижку.
Если бы еще потекший клей был алого цвета…
Надрезов (запилов) должно быть четное число. У меня шесть.
Вот он – истекающий кровью (клеем) зарезанный насмерть горец торец:
6. Приклеиваем тряпочку. (Нормальные люди в этом месте приклеивают ТКАНЬ. Запомнили?)
На свежие раны бедного торца наклеиваем тряпочку. Тряпочка может быть любая, у меня это ситец белого цвета (выдранный из старой, занюханной, порванной, но честно сто лет назад выстиранной и поглаженной наволочки) . Края тряпочки должны выступать на 3 – 4 сантиметра. У меня выступают на 5! Так надежней! Мы же не халтуру какую-нибудь лепим – все ж для себя!
Затем книжку надо хорошо высушить.
Оставить ее на ночь под прессом (одну, израненную, в пустой темной кухне) – в принципе достаточно для полноценной пытки .
7. Прошиваем.
А на следующее утро начинаем продолжать.
Каждую брошюру книги пришиваем к присохшей тряпочке нитками. Как уже все поняли, прошивка ведется через те дырочки, которые получились в результате запилов ржавым тупым ножом.
(И не смотрите, что тряпочка уже в шоколаде. Да, я ела!)
8. Промазываем торец клеем.
Делаем это погуще, пожирнее, прямо поверх ниток. Хорошо будет, если клей вам попадется не очень жидкий.
Не знаю, виден ли на фотке клей поверх ниток, но колени мои в трениках точно видны.
А дальше самая интересная часть работы.
9. Делаем обложку!
Для обложки нужен очень плотный картон. Я изрезала старую, советского производства, со знаком качества (мама в свое время подарила) папку для бумаг. Я не нашла в наших магазинах хорошего картона! И нормальных новых папок не нашла. А те, что нашла, которые более-менее могли бы подойти, стоили как новая книжка. Так что, скажу я вам, некоторые советские вещи со знаком качества до сих пор очень даже актуальны.
Вырезаем из очень плотного картона два прямоугольника. Размер каждого должен быть… ну как у нормальной обложки, так чтобы спереди миллиметра 2 – 3 выступало за страницы, и сверху-снизу тоже по столько. Ну или по-другому, как вам нравится.
В моем случае это были размеры 224х156. То есть примерно по 7 мм с трех сторон. Гулять так гулять!
И еще один прямоугольник вырезаем из обычного тонкого картона. По длине он должен быть таким же, как те большие прямоугольники, а по ширине соответствовать толщине торца склеенной книжки. У меня получилось 224х 30.
Затем вырезаем две тряпочки (для умных опять перевожу – два куска ткани)
Одна тряпочка длинной как наш узкий прямоугольник картона (224мм), а шириной сантиметров на 6 — 7 больше его (90мм). Вторая тряпочка шириной, как первая (90мм), но уже длиной примерно на 6-7 см больше (300).
Затем раскладываем обложку.
Узкий прямоугольник картона посередине, а два больших и толстых – по бокам. (Мордой вниз).
Внимание: между ними должен быть зазор. Миллиметров 5, не меньше!
Приклеиваем маленький кусочек ткани. Так чтобы он закрывал серединой узкий картон, зазор и прихватывал толстый картон с двух сторон симметрично.
Переворачиваем.
Приклеиваем аналогично с лицевой стороны длинный кусочек ткани. Так чтобы сверху и снизу оставались симметричные хвостики.
Переворачиваем.
Закладываем хвостики и приклеиваем и к изнанке.
Может быть, не очень понятно описала, но на фотке вроде бы хорошо видно, что должно получиться.
Теперь самая творческая часть.
Берем красивую бумагу. Желательно конечно плотную. Или даже самоклеющуюся пленку (хорошее название, да? Самоклеющаяся! Типа реально сама взяла и приклеилась куда надо по адресу). Вырезаем нужный размер и обворачиваем с лицевой стороны то, что у нас получилось. Загибы красивой бумажки на внутреннюю сторону должны быть по 1 – 2 сантиметров со всех сторон.
Ну а дальше нам осталось только приклеить обложку к недокниге.
Приклеиваем недокнигу выступающими частями тряпочки, которые висят по бокам (которые у меня там в шоколаде) , к толстым картонкам. Ровненько.
Затем чистый лист А4 складываем пополам и заклеиваем форзацы, прихватывая у торца крайние страницы книги. Это, я думаю, не сложно догадаться, как делать.
Ну вот, все и готово!
Можно теперь смело положить ее в туалет для всенародного ознакомления (что я и сделала, теперь-то уж точно вся семья в курсе, что с ними происходит) .
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник