- Икона Иисус Христос
- Икона своими руками
- Икона своими руками
- Как рисовать самые красивые цветы и иконы. Писание иконы
- Икона своими руками
- Для рисования иконы потребуются:
- Как нарисовать Икону карандашом поэтапно
- КАК НАРИСОВАТЬ ИКОНУ — Уроки рисования от Даши
- LiveInternetLiveInternet
- Технология создания православной иконы
- Достойно есть
- Икона — это не картина, а образ присутствия небесного мира
- Какую роль играет орнамент в церковном искусстве?
- Способы нанесения рисунка на левкас
- Что такое икона
- Техника иконописи
- История
- Кто может писать святые образы
- Как пишут икону
- Деревянная заготовка
- Подготовка основы
- Создание образа
- Можно ли простому человеку писать иконы?
Икона Иисус Христос
Необычный мастер – класс откроет всем желающим овладеть этим видом искусства тонкий мир иконописной живописи со своими порядками и правилами. Постичь данное мастерство не так уж и сложно, если подойти к делу с терпением и любовью.
Для творчества нам понадобятся материалы:
— доска (в данном случае 15*20 см);
— шкурка;
— акриловая краска белого цвета (в качестве грунта);
— гуашь (лучше приобретать отдельные баночки гуаши, в том числе золотой цвет);
— клей ПВА;
— кисти разных размеров (желательно белка или колонок);
— лак для работ по дереву (матовый или полуматовый);
— икона или фотография, картинка или православный календарь с чего будем делать список иконы.
1. Перед началом работы лучше прочесть молитву или просто произнести : «Господи, благослови». Так дело пойдет быстрее и качественнее. Теперь нам нужно отшлифовать доску. Для этого берем шкурку по толще и круговыми движениями шлифуем поверхность. Шкуркой – нулевкой доводим доску до гладкого состояния.
2. Акриловая краска накладывается на поверхность доски в два-три слоя. При необходимости ее можно развести водой 1:1. Далее нужно отшлифовать досочку до идеального состояния.
3. Третий этап очень ответственный. Нам необходимо сделать рисунок Иисуса в карандаше. Тут нужно соблюдать все пропорции. Если возникают сложности, воспользуйтесь калькой – переведите рисунок на нее, а затем приложите к доске и обведите, он отпечатается.
4.На четвертом этапе нужно развести краску цвета охра с водой и клеем ПВА и в один-два слоя закрасить доску. Это делается для того, чтобы тона будущей иконы не были слишком яркими и открытыми. Карандашный рисунок должен просвечивать, поэтому краску накладываем прозрачными слоями. Теперь коричневой краской обводим рисунок по контуру. Для этого берем самую тонкую кисть.
5. На пятом этапе можно немного отдохнуть и вспомнить детство. Сейчас мы будем делать примерно то, что делают дети в раскрасках. Заполняем икону цветом. Каждый фрагмент наполним самым темным цветом, (в краску обязательно добавляем немного клея ПВА) какой есть на иконе. Например, лик, на нем есть более темные и светлые тона. Значит, нам нужно взять самый темный тон и заполнить лик цветом. В данном случае темно – коричневый цвет. Это делается для того, чтобы на следующим этапе высветлять фрагменты.
Точно также поступаем с другими частями рисунка – одеждой, волосами и.т.д. Накладываем краску в два-три слоя. На данном этапе главное аккуратность. Помним о том, что цвета в иконе не должны быть яркими, поэтому можно приглушать их охрой. Фон закрашиваем золотой краской.
6.Шестой шаг – самый трудоемкий и ответственный. Нам нужно придать объем рисунку за счет высветления фрагментов. Начнем с лика. Берем краску цвета охра, смешиваем ее с белой и постепенно высветляем зоны скул, лба, носа. Добиться плавного перехода получится не за один раз. Высветлять будем до тех пор, пока лик не приобретет объемную форму. Также придаем объем складкам на одежде и другим фрагментам. Не забываем добавлять в краску клей, чтобы предыдущие слои не подмывались.
8.Теперь нужно нанести лак на икону. Выбирайте матовый или полуматовый лак для дерева. Так икона не будет бликовать. Наложите лак в два-три слоя, просушите. Обязательно освятите икону в храме. Бог в помощь!
Источник
Икона своими руками
Икона своими руками
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по иконописи «Владимирская икона Божией Матери». Мастер-класс подойдет для новичков и профессионалов. Для иконописи лучше подобрать натуральные, чуть приглушенные цвета.
Для работы нужно приобрести:
- доску размером 25*18;
- краски гуашь;
- клей ПВА;
- натуральные кисти разных размеров;
- матовый лак по дереву;
- наждачную бумагу;
- белую акриловую краску;
- клей для типсов;
- стразы, жемчужины.
1. Обработайте поверхность доски наждачной бумагой.
2. В два слоя покройте поверхность доски белой акриловой краской. Пройдитесь по доске наждаком.
3. Протрите доску влажной салфеткой.
4. Нарисуйте икону простым карандашом. Рисовать можно с иллюстраций, икон.
5. Покройте поверхность доски краской цвета охра.
6. Контур рисунка обведите коричневой краской.
7. Заполняйте икону цветом в два слоя. В краску добавляйте клей ПВА.
8. Начинайте прорисовку с лика. Краской более светлого оттенка выделите область лба, щек, носа.
9. Прорисуйте детали одежды, складки, ноги, руки. Не забывайте добавлять в краску клей. Особое внимание уделите глазам. Для их прорисовки пригодится очень тонкая кисть.
10. Сделайте надписи на иконе.
11. Приклейте жемчужины и стразы вокруг нимба. Клей для типсов подойдет идеально. Брать стразы нужно зубочисткой, смоченной в воде.
12. Покройте работу матовым лаком по дереву.
13. Освятите икону в храме.
Икона готова. Теперь у вас есть отличный подарок для друзей и близких. Творческих успехов и вдохновения!
Источник
Как рисовать самые красивые цветы и иконы. Писание иконы
Икона своими руками
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по иконописи «Владимирская икона Божией Матери». Мастер-класс подойдет для новичков и профессионалов. Для иконописи лучше подобрать натуральные, чуть приглушенные цвета.
Для работы нужно приобрести:
- доску размером 25*18;
- краски гуашь;
- клей ПВА;
- натуральные кисти разных размеров;
- матовый лак по дереву;
- наждачную бумагу;
- белую акриловую краску;
- клей для типсов;
- стразы, жемчужины.
1. Обработайте поверхность доски наждачной бумагой.
2. В два слоя покройте поверхность доски белой акриловой краской. Пройдитесь по доске наждаком. 3. Протрите доску влажной салфеткой.
4. Нарисуйте икону простым карандашом. Рисовать можно с иллюстраций, икон.
5. Покройте поверхность доски краской цвета охра.
6. Контур рисунка обведите коричневой краской.
7. Заполняйте икону цветом в два слоя. В краску добавляйте клей ПВА.
8. Начинайте прорисовку с лика. Краской более светлого оттенка выделите область лба, щек, носа.
9. Прорисуйте детали одежды, складки, ноги, руки. Не забывайте добавлять в краску клей. Особое внимание уделите глазам. Для их прорисовки пригодится очень тонкая кисть.
10. Сделайте надписи на иконе.
11. Приклейте жемчужины и стразы вокруг нимба. Клей для типсов подойдет идеально. Брать стразы нужно зубочисткой, смоченной в воде. 12. Покройте работу матовым лаком по дереву.
13. Освятите икону в храме.
Икона готова. Теперь у вас есть отличный подарок для друзей и близких. Творческих успехов и вдохновения!
Автор мастер-класса Мария Круглова.
Понравилось изделие и хотите заказать такое же у автора? Напишите нам .
Чтобы не забыть адрес страницы и поделиться с друзьями, добавьте себе в соцсети:
Для рисования иконы потребуются:
- доска;
- грунт;
- темперные краски;
- мездровый клей;
- кисти разной толщины;
- марля;
- наждачная бумага.
Важно, чтобы доска была ровной и хорошо высушенной. Лучше всего использовать для работы липовую доску. В крайнем случае, можно задействовать хвойные, еловые породы ил кипарис. При желании доску нужных размеров можно собрать из мелких фрагментов. К этому занятию следует подходить со всей ответственностью, чтобы кусочки материала не слишком отличались друг от друга. Иначе на иконе появятся выпуклости.
Углубление должно быть в самом центре иконы. На этом месте, как правило, изображается лик святых. С целью избежать появления впадин и выступов желательно хорошенько натереть изображение наждачной бумагой.
Создание иконы требует недюжинных знаний в сфере изобразительного искусства, а также соответствующих художественных навыков. Прежде чем заниматься иконописью нужно, как следует, изучить доступные техники этого вида искусства. Кроме того, не лишним будет узнать все нюансы о материалах, из которых состоит икона.
Как нарисовать Икону карандашом поэтапно
Иконы — это нарисованные изображения различных святых. Иконы украшают все церкви и храмы. Святым на иконах молятся прихожане, прося о своих насущных нуждах. Правильно рисовать иконы учат в специальных художественных школах. Можно попытаться поучиться рисовать икону Богородицы с младенцем Иисусом Христом, чем мы и займемся на этом уроке.
Этап 1. Рисуем овал на весь лист бумаги. В нем начинаем рисовать очертания фигуры Богородицы: показываем линию плея, шеи, головы и лица.
Этап 2. Потом возле головы Богородицы намечаем контуры головки младенца Иисуса, его тела, руки и ножек. Этап 3. Рисуем детали лица. Красивый нос, четкие брови, глаза, рот. Вокруг головы дополняем линии покрывала, оно ниспадает с головы на шею и далее на плечи. Эти линии рисуем очень плавными и нежными. У младенца также показываем аккуратный нос и ротик. Этап 4. Теперь очень важный этап в рисовании икону. Это прорисовка глаз. Глазам святых уделяется особое важное внимание. Они всегда рисуются очень выразительными, смотрящими на стоящего перед ним человека с какой стороны ни посмотри. Глаза Богородицы рисуем очень красивыми, миндалевидными с четкими зрачками. У Иисуса также довольно большие глаза с не по-детски серьезным их выражением. Брови чуть сдвинуты к переносице. Этап 5. Украшаем покрывало Богородицы. Рисуем красивые узоры в полосе надо лбом. Также добавим узоры в линию горловины и чуть сзади шеи. По волосам младенца нанесем волнистые линии. Этап 6. Вокруг головы Богородицы рисуем круг — обозначение ее принадлежности к лику святых. У младенца Иисуса так же вокруг головки есть круг, в котором пересекаются крестообразные линии. Дорисовываем ручку его, выглядывающую в прорезь одежды. На ногах добавим несколько штрихов, имитирующих потеки крови. Этап 7. На одеянии младенца покажем несколько плавных линий складок, дорисуем вторую ручку. Здесь же показываем правую руку Богородицы. Этап 8. Добавим линии на одежде святых. Этап 9. Черно-белый вариант иконы получился вот такого вида: Этап 10. Икону можно раскрасить так, как это сделали мы. Попытайтесь и у вас получится собственноручно нарисованная икона.
КАК НАРИСОВАТЬ ИКОНУ — Уроки рисования от Даши
Неожиданная весьма тема, не так ли? Многие взрослые люди отнесутся с сомнением к такой идее. Но однажды, будучи ребенком, я пришла на урок живописи, и учитель сказал, что мы будем рисовать иконы. И дети совершено спокойно, с радостью и интересом познавали иконопись. И у них получалось!
Мы привыкли к предметам на картинах, а вот
Анри Матисс подметил, что художник рисует знак. То есть изображает предметы очень характерным для него, уникальным способом. Приглядитесь к картинам любого художника, даже люди – вроде бы разные личности – в чём-то похожи. В кубизме, национальной восточной живописи, современных японских комиксах идея знака ещё более наглядна.
У иконы тоже есть стилистика. Причём пропорции тела и головы в учебнике иконописи и учебнике рисунка описаны одинаково. Разница обычно в том, что на иконах плоскости более ярко выражены. Ну и, разумеется, есть каноничные позы и цвета.
Предлагаю нарисовать икону цветными карандашами. Это выглядит вот так.
Рассмотрите разные варианты икон: сочетаний цветов и вариаций поз, оформления и стилизации не так уж мало. Сейчас икона приближена к реалистичной картине, а когда-то была весьма «схематичной».
Выберите определенный образ, с которого вы будете списывать икону. Нарисуйте сперва черновик в карандаше. Можно так же воспользоваться рисованием по сетке.
Лучше всего подойдёт цветная бумага: охристая, жёлтая или серая. Опять таки присмотритесь к гамме существующих икон. Карандаши я взяла на восковой основе, можно заменить обычными цветными, но белый всё равно нужен восковой, он даёт непрозрачность.
Загрунтуйте лица и руки белым.
Затем наносите цвета от светлого к тёмному: бежевый розовый, охра, коричневый, тёмно-коричневый.
Опирайтесь на опыт портрета (урок 10) в плане гаммы и на опыт рисования свечи (урок 7), когда мы посредством множества слоёв добивались гладкой фактуры. Процитирую себя:
«Пусть сначала штрихи будут лёгкими, затем усиливайте цвета, вбивайте карандаш в бумагу. Небольшой секрет: при нанесении светлых тонов поверх тёмных поверхность сглаживается, становится пастозной, цвета плавно перетекают друг в друга. Особенно это заметно при рисовании восковыми мелками или карандашами».
Основа успеха! Слоев будет в данном случае ещё больше, а штрихи будут ещё деликатней, тогда поверхность станет гладкой, с мягкими переходами.
Важно: светлые участки грунтуйте сначала белым, а потом наносите цвет. Светлые детали пишите прежде тёмного фона. Сами границы светлого и тёмного смягчайте светлыми тонами, чтобы не было мелких просветов.
Одеяния займут меньше времени, чем лица, хотя добиться глубоких тёмных тонов тоже не просто. Снова многослойность вступает в бой. Наиболее используемые цвета: голубой, алый, белый, пурпурный, чёрный, коричневый, золотистый. Для последнего на бумаге применяем сочетание белого, бежевого, окры и немного розового.
Буквы спишите с оригинала. Обычно они красные или терракотовые, можно взять карандаш цвета «металлик».
Обведите нимбы и закрасьте их белым или бежевым.
Вас может приятно удивить результат. Привычные вещи – карандаши, бумага, руки – рождают то, что казалось далёким. Это ценный опыт: как мастерский, так и духовный.
23.12.2011. Даша Ревина
К оглавлению уроков рисования от Даши К оглавлению уроков рисования dikarka.ru
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Рождена_Весной ПРОРИСИ ИКОН ДЛЯ РОСПИСИ.
О том, как использовать прориси икон. По отношению к иконам слово «шаблон» не применяется. Надеюсь, многим поможет и вдохновит создать семейные реликвии, которые будут передаваться из поколения в поколение. На всякий случай акцентирую внимание, если хотите создать «сильную» икону, нужно: постить, исповедоваться, читать специальную молитву, брать благословение у Батюшки перед началом работы.
Богоматерь Арапетская (Аравийская)
Каталог коллекции иконных прорисей https://nesusvet.narod.ru/ico/icons/cat_pr.htm
https://www.izograf.com.ua/prorisi2.html иконописец не имеет право писать иконы по своему разумению…… так писали только святые.. Он по уже имеющимся прорисям создает копию образа, который был до того…. Труд иконописца-снятие прориси https://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=25& ;chap=15
Орёл Телец и Лев-в Христианской иконографии.
Прорись иконы Божией Матери
Владимирская. с изображением… ВЗЫГРАНИЕ МЛАДЕНЦА. икона Богородицы Корсунская. СВЯТОЙ НИКОЛАЙ Предлагаю Вашему вниманию цветные прориси монахини Иулиании в хорошем разрешении (высоком разрешении). Прорись из иконописного подлинника Киево-Печерской лавры.
Технология создания православной иконы
Создание иконы — длительный, кропотливый, многоэтапный процесс.
На примере Венчальных икон размером 18х24 мы проиллюстрируем и расскажем о том как создаются иконы в нашей мастерской.
1-ый этап: Изготовление иконной доски.
Для написания икон наши иконописцы используют доски, изготовленные в столярной мастерской. Самая подходящая древесина для изготовления иконной доски — липа. С обратной стороны доски столяр делает шпонки. Шпонки изготавливаются из дуба, они предотвращают прогиб иконы. Иконные доски бывают без ковчега и с ковчегом. На лицевой стороне доски с ковчегом вытесывается плоское углубление, вокруг которого оставляются нетронутыми поля. Углубленная часть доски называется ковчегом, возвышение от ковчега к полям иконы называется лузга. Глубина ковчега для небольших икон составляет 2-2.5 мм, для крупных икон 3-4 мм.
2-ой этап: Нанесение специального грунта (левкаса) на иконную доску.
3-ий этап: Отрисовка образа на иконной доске.
На гладкую поверхность залевкашенной доски иконописец наносит рисунок образа с образца, утвержденного заказчиком. Затем мастер-позолотчик золотит необходимые участки иконы — нимб, фон, поля иконы. Мы выполняем золочение на полимент листовым сусальным золотом 960 пробы. Золочение иконы требует навыков и умения.
Если вы заказываете икону с гравировкой, то пред позолотой иконы мастер-гравер выполняет гравировку по левкасу. Только после этого можно золотить икону.
4-ый этап: Написание иконы.
После нанесения описи, иконописец приступает к моделировке формы светом, то есть к нанесению пробелов на одежде, горках, зданиях, если они присутствуют в композиции иконы. Высветления наносятся послойно от темного к светлому.
Когда одежда, пейзаж, архитектура прописаны высветлениями, иконописец приступает к высветлению лика и рук святого. В иконописи существует много приемов наложения высветлений для моделирования формы. Каким будет лик по окончании работы во многом зависит от мастерства иконописца. У каждого художника-иконописца есть свои приемы и навыки, а также предпочтения, которые он использует, прописывая образ. Наши иконописцы достигают высветления при помощи многослойных лессировок — очень тонких красочных слоев, которые наносятся один на другой и создают эффект свечения лика. Количество таких слоев может достигать 50.
В конце работы над образом необходимо сделать притенения по краям одежды и в некоторых местах на лике, для придания большей выразительности и объема. Также выполнить оживки — светлые штрихи, которые придают еще больший эффект свечения.
Специальным клейким веществом иконописец наносит узор будущих золотых высветлений на одежде, архитектуре и деревьях, который затем наносится листовое сусальное золото. После этого на иконе необходимо выполнить надписи.
7-й этап: Создание защитного слоя.
Завершающий этап в работе над иконой — это покрытие иконы защитным слоем — олифой. Олифа пропитывает насквозь все красочные слои, скрепляя их между собой и с левкасом. Благодаря олифе все краски на иконе начинают звучать в полную силу. После высыхания олифы необходимо покрыть икону специальным лаком, который защитит краски от пожелтения, а саму икону от повреждений и других неблагоприятных факторов.
Венчальная пара готова.
Для лучшей сохранности иконы можно поместить еще в киот. Он защитит икону от пыли и от воздействия других внешних факторов.
По желанию мы освящаем икону в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Чтобы освятить икону, мы относим ее в храм. В соборе Лавры священник читает специальные молитвы на освящение иконы и кропит ее святой водой.
Достойно есть
Корсунская икона Божией Матери.
Прорись иконы «Взыграние»
ВЫШИВКА РИЗЫ ДЛЯ ИКОНЫ. (Мой скромный опыт)
- Делаю прорись (кальку) с иконы сама, или мне дает ее иконописец. Естественно, без прорисовывания деталей лика, рук, ног младенца, только контуры. Контуры деталей, которые будут впоследствии вырезаться, нужно нарисовать немного подальше, чтобы впоследствии риза не наехала на икону и частично не закрыла лик или руки, к тому же если будет небольшой сдвиг, чего, в принципе, быть не должно, но вдруг!, то была бы возможность подредактировать работу. Если отверстие будет несколько больше – не страшно, а вот когда риза наезжает на те части иконы, которые должны быть открыты – то это плохо.
- Делаю цветные эскизы (начала их делать недавно, по советам преподавателей из Убруса, и они очень помогают в работе). Определяюсь с материалом, который буду использовать в работе, в общих чертах. Раскладываю сотни пакетиков с бисером, камушками, канителью, стразами, определяюсь, что может пригодиться в работе и складываю их в отдельную коробку. Остальное убираю, дабы не смущало. Насчет цветов, используемых в ризе – конечно, очень подходит жемчуг и бисер жемчужных цветов, от белого до светло-бежевого (см. фото 1). Вышивала я ризы и, пытаясь в точности повторить цвета на иконе (см. фото 2, 3), но мне кажется это менее удачным. К тому же цветовая гамма бисера все же ограничена, не всегда удается найти то, что нужно, чтобы удовлетворяло и по размеру, и по качеству, и по цвету. Бисер лучше всего использовать, конечно же, чешский. И чем мельче, тем лучше. Стеклярус я практически не использую, он грубоват, а вот рубку немного ввожу в вышивку.
- Запяливание ткани. Этот процесс нам уже известен, запяливаю я так, как учили в Убрусе. Только паутинки у меня нет, поэтому работаю без нее. Если поверхность будет полностью вышита, то можно вышивать по х/б ткани, если предполагается, что часть ткани будет видна, то вехнюю ткань берем такую, какая нам нужна. Тканей может быть и несколько, т.е. ткань фона одна, а на нее накладывается (пришивается мелкими стежками) ткань нимба – другая (см. фото 4) . Иногда поверхность интереснее смотрится, если в качестве верхней ткани взята золотая парча, она дает дополнительное мягкое свечение бисеру, и выглядит красиво, если риза зашивается не сплошь, а с промежутками в некоторых местах (см. фото 5)
Икона — это не картина, а образ присутствия небесного мира
Иконопись — это сфера, которую не все себе правильно представляют. Если есть некий талантливый художник, который способен проявить себя в выдающихся и живописных картинах, но рисование икон может его сильно разочаровать.
И на то есть несколько причин:
Икона — не картина. Образ пишут по определённым техникам, которые сводятся к опредёленной группе приёмов. Свой стиль сюда не перенесёшь. В иконописи нет места экспрессивным творцам, брызгающим краску на стены. Не уместны здесь и различные ловкие приёмы использования кисти с мастихином.
В чём-то справедливо назвать процесс написания иконы ремеслом. Это однотипная работа по заранее предписанной технике. Конечно, бывает, художникам доверяют целые храмы под роспись в своей манере, но не каждому же так повезёт.
Икону пишут по канонам. Взять и написать какую-то интересную икону — это хорошая инициатива, но она мало где востребована
Большинство храмов и монастырей заинтересованы в том, чтобы получать от художников работы, если угодно, «конвейерные».
Есть Казанский образ Богородицы, есть Троеручница, и т.д. Вот эти образы и придётся без конца рисовать. Какие-то новые веяния спроса не имеют. А изо дня в день писать одно и то же, придерживаясь строгих рамок канонов, — это испытание для многих художников.
Она не нуждается в том, чтобы на ней достоверно изобразили, скажем, Святителя Луку (Войно-Ясенецкого). У нас есть его фотографии, но тот ли человек изображён на иконе?
Нет. Лицо лишено фотографичности, а одежды — не характерны нашей эпохе. Всё упрощено, сведено к символике. Иконописец не изображает портрет человека, а воспроизводит условность, модель. Изображения в придачу выглядят плоскими.
Икона святителя Луки выполнена в каноническом стиле. Хотя у нас есть фотографии святого, образ всё равно тяготеет не к реалистичности, а к упрощению. Фото: hram-olgi.ru
Автор многочисленных трудов по иконописи Екатерина Дмитриевна Шеко так рассказывает об этом:
«Как бы там ни было, а ведь невооруженным глазом видно, что иконописному образу, по сравнению с академическим рисунком, не хватает объема. Оказывается, это делается намеренно.
Дело в том, что в академическом рисунке объем создается внешним источником света: включают лампочку, она создает тени и таким образом выявляется форма. На иконе нет теней, светлых и темных уголков, источника света — светоносным должно быть всё изображение целиком.
Форму выявляет не свет, а контур, однако он не дает той глубины, которая присутствует в академическом рисунке. Некоторый объем все же есть — тот самый, который создается с помощью тона и штрихов, но все же по сравнению с привычным нам портретом изображение получается более условное».
А причина тут в том, что цель иконы — изобразить представления о духовном мире.
Многим ли художникам захочется отказаться от того, что привлекает их в искусстве? От творчества, стиля, убедительности? Нет. Поэтому, желание писать иконы очень быстро проходит у тех, кто за это берётся.
Впрочем, существует академический стиль написания икон. Он ближе к реализму, но всё равно имеет множество ограничений.
Какую роль играет орнамент в церковном искусстве?
Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»
Орнамент — почерк эпохи, в нем наиболее сжато и отчетливо выражается художественный стиль времени. На первый взгляд орнамент выполняет подчиненную роль в художественном произведении. Однако как в ткани музыкального симфонического произведения значимо звучание каждого инструмента, сколь бы малой ни была его партия, так и художественная образность орнаментальных форм обретает свой смысл при их рассмотрении в едином композиционном организме книжного листа, шитой пелены, росписи храма. Наиболее ярко орнаментальное творчество проявило себя в храмовой декорации VI века, так называемой юстиниановской эпохи. В это время орнамент был почти равноценен сюжетным изображениям. Сохранившие мозаическую декорацию храмы Равенны особенно наглядно демонстрируют, что орнамент здесь не есть лишь ненавязчивый аккомпанемент. Он активно формирует среду, пространство.
Расположение сюжетных мозаик в этих храмах чрезвычайно структурно, логично, строго согласовано с архитектурными ритмами. Они немногочисленны, но каждая несет в себе изображение, проникнутое богословской символикой, многослойными смыслами, и располагается на главных сводах и стенах, там, где они не только хорошо прочитываются, но отмечают наиболее значимые сакральные зоны.
Способы нанесения рисунка на левкас
Прежде чем приступить к нанесению красочного слоя, на основу необходимо было перевести рисунок. Это весьма ответственный момент работы. В старых иконописных мастерских нанесение рисунка поручалось наиболее опытным мастерам – «знаменщикам», которые «знаменили» рисунок, то есть переносили его на левкас.
Способы нанесения рисунка на левкас весьма разнообразны. Раньше знаменщики могли делать на грунте сначала легкий набросок углем, затем детально прорисовать его черной краской. Многие старые иконописцы, держа перед глазами оригинал, могли наносить рисунок на доску сразу кистью. Это давало им возможность творчески перерабатывать принятый в иконописи канон.
Ученики или менее опытные мастера пользовались так называемыми «про- рисями» или «переводами».
Прорись – это схематический линейный контур, несущий в себе общий строй изображения, а также относительно разработанные детали: лики, складки, одежды, палаты, пейзажи и так далее.
Для того чтобы перевести рисунок с прориси, ее обратную сторону натирали углем или графитом и передавливали с помощью затупленной иглы. При
этом, естественно, оставались на грунте графитовые или угольные линии. Их усиливали кистью тоном охры или черной краски. Иногда линии, оставшиеся после перевода, процарапывали острой иглой. Такие линии принято называть «графьей». Прием процарапывания иглой хорош тем, что углубления остаются заметными даже после нанесения красочного слоя. Это помогает мастеру использовать их как вспомогательные линии при окончательном прорисовывании голов, рук, одежды и прочих элементов композиции.
Иногда рисунок с прориси на левкас переносился методом припороха. Для этого по основным образующим линиям рисунка на бумаге острой иглой прокалывали ряд близлежащих точек – отверстий. Затем марлевым тампоном, в который насыпан тонко измельченный древесный уголь, проводили (или слегка ударяли) по проколотым отверстиям рисунка, лежащего на грунте, осуществляя тем самым перенос рисунка на поверхность левкаса. Затем следовала прорисовка линий краской или карандашом. Лишний уголь смахивался гусиным пером.
Чтобы приготовить необходимую краску, надо взять сухой пигмент жженой кости или сажи и тщательно перетереть его на чесночном соке или меде в деревянной ложке. Затем желтком куриного яйца, смешанным с квасом, протереть красочную поверхность иконы. После высыхания желтка приготовленной краской прорисовать линии рисунка, соблюдая при этом все толщины линий оригинала. Когда рисунок просохнет, на него накладывают лист чистой бумаги. Чтобы рисунок четко пропечатался на бумаге, его «придувают», то есть согревают дыханием. Это придает ему способность давать «отлипь». При этом рисунок должен четко отпечататься на бумаге. В сущности, это и есть прорись (перевод), но в обратном виде. Раньше этот способ так и назывался «переводом на отлипь». Не забывать, что после снятия прориси икону нужно протереть 2–3 раза влажной ватой или губкой. Для того чтобы получить с обратного рисунка прямой, его переводят на кальку.
Снять рисунок с иконы на кальку можно и сразу, но для этого необходимо увеличить прозрачность кальки. Это делают путем протирания ее с двух сторон маслом или олифой с последующей тщательной просушкой. На промасляной кальке карандаш ложится хорошо, а краска может «побегать». Чтобы этого не происходило, поверхность кальки необходимо протереть срезанной долькой чеснока или слегка протереть старательной резинкой.
Переносить рисунок на доску с кальки можно или «на отлипь», или при помощи копировальной бумаги, передавливая его твердым карандашом. Чтобы перенести рисунок «на отлипь», надо обратную сторону кальки прорисовать краской, разведенной на чесночном соке или на меде. В первом случае пропись на кальке или на бумаге аккуратно накладывается на доску, придувается под кальку и осторожно прижимается к ее поверхности. Во втором случае переведенный через копирку рисунок прорисовывается сначала карандашом, затем краской или тушью. Надо иметь в виду, что загрязнения и черноту убирают с помощью сухой пемзы пальцем, так как стирательная резинка размазывает линии и портит левкас.
Прорисовывать рисунок на левкасе удобнее не краской, а тушью. Если какой-либо ошибочно положенный красочный слой потребуется удалить, то рисунок тушью сохранится, а рисунок краской нет.
Фрагмент иконы «Успение». Липа, паволока, левкас, темпера. Вторая половина XV века. Третьяковская галерея.
Что такое икона
Икона — графический образ, воплощающий лик небожителя или священного события. Но не все живописные работы, написанные на сакральные сюжеты, считаются иконами. Все сакральные графические работы делятся на следующие группы:
- живописные картины на религиозную тему;
- народные иконы;
- церковные иконы.
Официальная Церковь считает иконой образ, написанный в соответствии с каноническими и иконографическим правилами. Также следует помнить, что икона — не идол или оберег, а часть Божественной литургии, являющаяся проводником молитвенного обращения и веры православного христианина.
Техника иконописи
Специалисты утверждают, что досконально освоить технику иконописи не каждому по плечу. В этом её своеобразность и уникальность. Последовательность создания иконы тянется с древних времён. Таким образом, вдохновение и вместе с тем сам принцип рисования иконописец черпает от предыдущих поколений священных дел мастеров. В первую очередь, традиции предков неуклонно соблюдают начинающие иконописцы. Стоить отметить, что в какой-то момент можно отступить от ряда методов, но при этом нельзя забывать о том, что образ иконы и последовательность его построения должны отображать собой древние традиции иконописи.
Каждая икона – подчёркивают эксперты – не может обойтись без четырёх частей – слоёв.
Основа – это кусок холста или щит из деревянной доски. Грунт или левкас составят второй слой. Непосредственно живопись начинается при создании предпоследнего слоя.
Важно отметить, что красочные материалы для рисования образа можно приготовить, как из натуральной яичной эмульсии, так и из искусственной.
Финальный слой не только ставит точку в образе, но, прежде всего, защищает икону от внешнего воздействия. В конце изображение иконы покрывают тонкой плёнкой отвердевшего растительного масла. Соответственно, работа над иконой подразделяется на четыре долгих этапа.
История
Первые иконы появились ещё во времена апостолов. Родоначальником иконописи называют евангелиста Луку. Наибольшее развитие она получила в странах, исповедующих православие. К основным центрам иконописи относятся следующие страны:
- Византийская империя;
- Киевская Русь и Московское государство;
- Болгарское царство.
В истории иконописи выделяют несколько основных этапов, которым свойственны уникальные отличительные черты в манере исполнения, построении композиции и прорисовки образов.
Кто может писать святые образы
В период расцвета церковной религиозной живописи чётко сформировались требования, предъявляемые к иконописцам. Их озвучили на Поместном соборе Православной Церкви 1551 года.
- Настоящий иконописец имеет кроткий, смиренный и благоговейный нрав.
- Он не должен сквернословить и предаваться праздным рассуждениям.
- Душа, помыслы и тело человека, пишущего святые образы, должны быть чисты.
- Во время работы необходимо соблюдать пост и воздержание, сопровождая все свои действия молитвой.
- Художник должен точно следовать образцам древних мастеров, не поддаваясь искушению в гордыне превзойти их.
Таким образом, иконописец в Средневековье должен был обладать высоким уровнем личных и душевных качеств, вести праведный и аскетичный образ жизни, чтобы передать святость сакрального образа. Чаще всего иконописцами становились монахи.
В условиях возрождающейся духовной культуры, формирующейся под влиянием современных реалий, старинные требования к иконописцам не всегда соблюдаются. Чаще всего на специальных отделениях художественных вузов получают знания и навыки в иконописи простые миряне, подверженные суетности и соблазнам современного мира.
Следует знать, что главное требование к современному иконописцу — высокий уровень духовной культуры и фактическое участие в церковной жизни. Любой человек, решивший создать икону, должен получить благословение духовника, сопровождающееся специальной молитвой.
Читайте о почитаемых иконах:
Как пишут икону
Создание святого образа — тяжёлый и кропотливый труд, требующий от мастера много духовных и физических сил. Традиции создания иконы остаются неизменными уже много веков. Весь процесс состоит из нескольких этапов.
Деревянная заготовка
Традиционная православная икона пишется на доске. Вид, используемой древесины зависит от местности, в которой работает мастер. Чаще всего используются следующие деревья:
Важную роль в долголетии иконописного произведения играет обработка древесины, к которой предъявляли следующие требования:
- Она должна быть полностью просушенной и выдержанной.
- Доска изготавливается из прочной центральной части ствола.
- Составные части больших икон скрепляют натуральным столярным клеем и дополнительно фиксируют шпонками.
Как правило, на лицевой стороне иконы делают небольшое углубление, ограниченное узкими полями. Для удобства дальнейшей подготовки рабочую часть делают рельефной при помощи зубчатого рубанка или макетного ножа.
Подготовка основы
Деревянную заготовку покрывают специальной основой-грунтом, который называется левкас. Он изготавливается из желатина (рыбьего клея) и мела. Нагретую смесь наносят на деревянную заготовку и прикрывают паволокой — тонкой хлопковой тканью. После высыхания паволоки на заготовку наносят ещё 10-14 слоев левкаса, тщательно просушивая каждый из них в течение суток.
Подготовленную основу шлифуют, придавая ей максимальную гладкость.
Читайте об иконах святых:
Создание образа
В старину над созданием одной иконы трудились несколько мастеров, каждый из которых выполнял определённый процесс:
- Знаменщик создавал контур изображения, нанося на основу прописи — канонические образцы выбранного образа. Первоначальная работа велась березовым углем, а затем контур дополнительно прорисовывался чёрной краской. Иногда контур процарапывается, чтобы видеть изображение даже под слоем плотных красок.
- После проработки контура к работе приступали позолотчики, которые наносили тонкий слой сусального золота на все необходимые детали изображения.
Сегодня, как правило, всеми этими процессами занимается один мастер.
Можно ли простому человеку писать иконы?
Приблизительное время чтения: меньше минуты.
Вопрос читателя:
Можно ли простому человеку писать иконы? Мне приходилось рисовать на конкурс работу со святым, после чего мне очень захотелось написать икону. Будет ли грехом, если я это сделаю? Что нужно для занятия иконописью, кроме веры и стремления? Прошу вас помочь мне с этим вопросом. Благодарю!
Священник Сергий ШИРАПОВ
Отвечает иерей Сергий Ширапов:
Дело тут не в простоте человека, а в его умениях. На иконописца люди учатся несколько лет. «Богомаз» – так называли тех кто неумело или проще говоря плохо писал иконы. Это ж не просто картина, это святыня, надо рисовать хорошо, это как минимум.
А если насчёт веры вот что.
С одной стороны, иконы сейчас и бездушные печатные машины, принтеры делают. У них-то веры точно нет. Хорошо ли это? Я думаю, что, если икона написана без грубых нарушений канона, то это будет не особо важно. Икона все равно освятится батюшкой с помощью специального чина и молиться перед иконой такой можно. Но тут возникает один тонкий момент о том, что такое икона и почему в связи с ней встает вопрос веры человека, который ее пишет.
«Икона — как отблеск горнего мира, осязаемый предмет, который становится своеобразным посредником между молящимся и Тем, к кому он возносит свою молитву. Безусловно, то, что происходит глубоко в душе иконописца, — тайна исключительно его и Бога. Но икона, без сомнения, — плод этого диалога с Господом, плод молитвы. Ее создание невозможно без богообщения»,
– говорит в интервью Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас».
Так что, если человек умело пишет картины и будет оставаться в рамках дозволенного при написании иконы (а лучше просто копию с уже имеющейся иконы сделает), то икону он написать сможет, но, простите, на уровне машинки. Получится ли передать отблеск горнего мира – это вопрос, причем у иконописца это вопрос каждый раз, точно так же, как каждый раз мы не можем сказать, какой получится наша молитва.
Так что Вы пишите, пробуйте, поскольку база навыков у Вас, как я понял, есть. А дальше покажите свою икону специалисту – не только священнику, но профессиональному хорошему иконописцу, и пусть он скажет, что так, а над чем работать. Бог даст, так и научитесь. И еще постарайтесь поговорить с кем-то из иконописцев и со священником, чтобы они, может быть, рассказали о каких-то тонкостях этого ремесла, особенно о его духовной составляющей.
Источник