- Как настроить пианино самостоятельно?
- Историческая справка
- Кто должен настраивать
- Инструменты
- Начало работы
- Демпфера
- Молотки
- Настраиваем пианино
- О работе с тюнером
- Правила
- Интонировка и остальные важные мелочи
- Выводы
- Как настроить фортепиано в домашних условиях?
- Инструменты
- Настройка
- Заключение
- Как настроить пианино своими руками
Как настроить пианино самостоятельно?
Задумывались ли вы о том, как много места в жизни человека отведено музыке? Большинство торжественных моментов, как радостных, так и грустных, проходят под гармоничные звуки. Люди слушают музыку постоянно: дома, в дороге, во время работы и отдыхая, когда плохо на душе или наоборот. И одним из чудесных источников звука уже долгие столетия считается фортепиано. Но что это за инструмент, и как настроить пианино?
Историческая справка
В конце XVII века великие композиторы и музыканты начали искать новый клавишный инструмент, который по нежности звучания и широте эмоций не уступал бы скрипке и органу. Хотелось иметь глубокий звук, корой мог бы плавно перетекать из громового фортиссимо в лёгкое пианиссимо.
Первое название пианино дословно передавалось как «клавишный инструмент, играющий нежно и громко». Назвал инструмент Бартоломео Кристофори – итальянский мастер музыкальных инструментов в 1709 году. Исходившая из настроенного пианино музыка не устаревает и по сегодняшний день, затрагивая самые глубокие струны души.
Кто должен настраивать
Как и любой инструмент, со временем пианино меняется в звучании. Зависит это от многих факторов, и избежать настройки не удастся.
Все виртуозы своего дела настоятельно рекомендуют не настраивать инструмент самостоятельно. В этом процессе нет права на ошибку, и каждое движение должно быть мастерски отточено. Более того, справиться с этой работой может только обладатель идеального музыкального слуха.
Некоторые могут настроить свой инструмент самостоятельно. Но стоит понимать, что работа эта довольно сложная и кропотливая. Более того, если пренебречь осторожностью, можно порвать струны и нанести инструменту непоправимый вред.
Любопытный факт: для нарушения целостности струны достаточно перетянуть её всего на одну октаву.
Инструменты
Те, кто интересуется, как настроить пианино, не могут не осознавать, что для этого необходимы специальные инструменты. Что именно потребуется?
- Резиновый клин или заглушка.
- Электронный тюнер.
- Настроечный ключ.
- Дополнительный источник света.
Эти предметы можно купить в специализированных магазинах. Нужно отдавать себе отчёт, что стоимость этих инструментов прямо пропорциональна их качеству, а потому дешёво они стоить не могут.
Кстати, если сравнить, сколько стоит настроить пианино — самостоятельно или вызвать мастера — разница будет малозаметна. Почему? Потому что, помимо ключей, важно приобрести специальные книги по настройке пианино. Просто посмотреть видео в интернете недостаточно для качественной настройки пианино.
Начало работы
Стоит понимать, что от качества настройки зависит ваше дальнейшее восприятие звука. Если настройка будет не в согласии с общепринятыми стандартами звучания тональностей, о профессиональной игре и хорошем музыкальном слухе можно забыть.
Так как настроить пианино правильно? Оно должно находится в пустой комнате. Дверь в это помещение лучше закрыть, чтобы никакие посторонние звуки не мешали. Мастеру нужно максимально сосредоточиться и расслабить плечи, так как силу применять при настройке не рекомендуется. Все движения должны быть мягкими и плавными.
Начинается настройка пианино с диагностики. Первой исследуют клавиатуру. Для этого приложите к ней линейку и проверьте ровность клавиш в обеих плоскостях.
Нужно попробовать пошатать каждую клавишу на предмет разболтанности. Делать это нужно и у основания, и у края. Они должны сидеть достаточно плотно, но и общий ход не должен быть ущемлён.
Каждая клавиша держится на двух штифтах: переднем и среднем. Высота белых регулируется шайбами возле среднего штифта, а глубина нажатия — шайбами переднего. Глубина нажатия клавиши должна быть 10 миллиметров.
Нужно проверить пилот. Качество его работы можно проверить нажатием тёмную клавишу. Люфта быть не должно. При постукивании по нему молоток двигаться не должен.
Демпфера
Вверху видны демпферы. Они должны плотно прилегать к струнам. Любые смешения категорически противопоказаны. Нажимая на правую педаль, можно проверить, одновременно ли они отрываются от струн. А медленно нажатие на клавишу укажет чёткость работы – на половине пути до струны демпфер должен от неё оторваться.
Молотки
Эти небольшие планки тоже должны работать чётко. Они обязаны срабатывать, как только рука пианиста коснётся инструмента. Расстояние между молотками и струнами должно быть 45 миллиметров. Более того, если на молотках есть полосы, эту часть инструмента ни в коем случае нельзя оставлять. Она должна быть отшлифована максимально качественно. Все должно быть гладким.
Точка срыва молоточка должна быть два миллиметра. Обычно, если пианино долго стояло без настройки, это расстояние прилично увеличивается.
Настраиваем пианино
Если до того, как настроить пианино самостоятельно, вы тщательно его продиагностировали, сама настройка пройдёт просто и гладко. Очевидно, что высоту клавиш можно регулировать шайбами, о которых говорилось выше. Но как настроить натянутость струн, молоточки, демпферы?
Настраивание инструмента начинается с ноты «ля» первой октавы. В ней один молоточек должен ударять по одной-трём струнам. Две струны зажимаются резиновым ключом, а третья подтягивается на соответствующем колке. Его нужно аккуратно крутить ключом до тех пор, пока тюнер не покажет, что вы достигли нужного натяжения. Это действие должно проходить медленно, особенно при настройке старого инструмента.
Как настраивать пианино дальше? По такому же принципу, но зажимая не две струны, а одну. Получается, что две будут свободными, и их звучание должно быть одинаковым. Для этого опять-таки нужно крутить колок настраиваемой струны до знака от тюнера.
С третьей струной настройка обстоит так же. Только с ней не нужно зажимать ничего клиньями. Настраиваем медленно, но уперто. Так настраивается одна октава. Весь процесс настройки идёт путём чередования кварт и квинт.
О работе с тюнером
Конечно, тюнер – это удобный гаджет для настройки любого инструмента, однако есть два «но»:
- Ошибки при слишком низком и слишком высоком звучании.
- Нет тюнера точнее человеческого слуха.
Поэтому, если вы решили: «Настрою пианино сам!», подумайте, насколько у вас идеальный слух. Лучше проконсультируйтесь со специалистом.
Правила
Знания о том, как настроить пианино в домашних условиях, можно заключить в свод простых правил:
- Не торопиться, но и не спать во время настройки. Точность от скорости не зависит.
- Обязательно необходимо устранить дефекты механики.
- Кручение колков должно быть плавным, с минимальными движениями.
- Струна должна быть натянута на 1-2 биения в одну секунду и с обязательным фиксированием колка лишь на нижней стенке замка.
- Доверяй технике (тюнеру), но на слух проверяй.
Эти пять правил нужно помнить постоянно при настройке квинтово-октавного типа. Вся работа делается без применения физической силы. Весь инструмент должен быть профессиональным, заменить его на похожие запрещается.
Если выбран путь кварто-октавной настройки, мало знать, как самому настроить пианино. Нужно настраивать от «ля» первой октавы на «ми» второй, а с неё на «ми» первой и так далее. Это гораздо легче, но зачастую более неточно.
Интонировка и остальные важные мелочи
Интонировка – это работа, связанная с уплотнением молоточков, а если быть точнее, фетра на них. Для этого используются интонировочные иглы, при помощи которых фетр плавно перемешают к центру, ослабляя или спрессовывая его. Это необходимо, так как некоторые молоточки используются значительно чаще других, и фетр на них просто изнашивается или смещается.
Толкатель молоточка, или шпиллер, тоже часто нуждается либо в ремонте либо в корректировке. В нём есть пружина, которая любит выпадать из шлейфа и, что ещё хуже, цепляться за соседние элементы.
Струны рвать настоятельно не рекомендуется, так как они очень дорого стоят, а замена проходит долго и сложно.
Выводы
Настройщики пианино – это своего рода врачи музыкального инструмента. Одна их «операция» длится около двух часов и требует максимальной сосредоточенности. Если вам захотелось попробовать себя на их месте, будьте готовы, что «пациент», грубо говоря, «впадёт в кому», и пробудет в ней до прихода более опытного «врача».
Источник
Как настроить фортепиано в домашних условиях?
У многих, кто занимается музыкой, стоят дома старые советские фортепиано 20−30-летнего возраста. Можно ли настроить их в домашних условиях? Попробуем разобраться.
Для начала немного теории. Наверное, все знают, что за основу при настройке музыкальных инструментов используют тон ноты «Ля», частота которой составляет 440 Гц. Соотношение частот фактически является логарифмическим, частота ноты каждой следующей октавы вдвое больше предыдущей (Ля второй октавы имеет частоту 880 Гц и пр). Нотный строй называется равномерно темперированным, в нем каждая октава делится на 12 равных «долей», частота тона определяется по формуле F (i) = F0*2^(i/12), где F0 — начальная частота, а i — номер полутона. Таким образом, можно определить частоту любой ноты на клавиатуре фортепиано, в этом плане гармония вполне проверяется алгеброй. Из этого следует вполне практический вывод: раз звук может быть математически подсчитан и измерен, значит, и процесс настройки вполне может быть запрограммирован и поручен компьютеру.
Теперь вернемся к настройке фортепиано. Разумеется, настроить инструмент на слух без опыта невозможно, не зря раньше этим занимались исключительно настройщики-профессионалы. Сейчас все стало несколько проще: существуют как приборы-тюнеры (их цена колеблется от 1 тыс.р. за любительские модели, до 30 тыс.р. за профессиональные), так и программы для различных платформ (ПК, смартфоны, планшеты). Их суть довольна проста, они показывают на экране частоту ноты и ее отклонение от точного значения. Дальше, как говорится, дело техники. К технической части и приступим.
Инструменты
Струны в фортепиано держатся на раме, конец каждой струны (их, кстати, более 200) намотан на вирбель — стержень с квадратной головкой. Вращая вирбель, мы меняем натяжение струны, что и требуется при настройке. Главным инструментом тут является ключ.
Лучше всего приобрести ключ в специализированных магазинах (цена вопроса от 1000 р.), хотя может подойти и обычный накидной, главное, чтобы его диаметр точно подходил. Категорически не рекомендуется использовать «подручные средства» типа пассатижей или прочего — расстояние между вирбелями очень мало, и высок шанс все испортить. Если специализированных магазинов поблизости нет, самый надежный способ — это снять крышку инструмента и померить размер головки вирбеля.
Следующим моментом является то, что каждой ноте в фортепиано (кроме басовых) соответствует не одна, а три струны. Настраивать их нужно по очереди, а чтобы заглушить соседние, можно либо использовать треугольник из куска резины, либо слегка ударять по нужной струне чем-нибудь небольшим, не затрагивая остальные.
Готовые наборы для настройки можно приобрести на eBay, это получается дешевле, чем в российских магазинах, однако посылка придет лишь через несколько недель. Цена набора при этом может составить чуть более 1000 р., в него входит все необходимое (ключ, камертон, резиновые вставки и войлочная лента для заглушения струн).
Настройка
После вышеописанного процесс настройки, наверное, понятен. В качестве тюнера используется любая программа (например, бесплатная программа для iPad). При настройке удерживаем соответствующую ноту для разблокировки струны, затем слегка ударяем по струне и смотрим на экран. Программа показывает название ноты в буквенном виде (нотам Ля-Си-До-Ре-Ми-Фа-Соль соответствуют буквы ABCDEFG) и отклонение частоты от номинальной. Отклонение корректируется небольшими движениями ключа, т.к. каждой клавише соответствует 3 струны, действие нужно повторять 3 раза. Учитывая количество клавиш фортепиано, процесс получается весьма долгий и кропотливый.
Определенные сложности есть лишь с басовыми нотами — толстые витые струны имеют большое количество обертонов, и тюнер часто не может определить правильную частоту. Так что для самых низких регистров проверка на слух все же остается актуальной. Это не так уж сложно, достаточно сыграть октаву с верхней, правильно настроенной нотой, диссонанс сразу чувствуется, если он есть. Да и если будет небольшое несоответствие, это не так уж критично, нижние регистры практически не используются в реальной игре.
Заключение
Во-первых, хочется сказать о качестве настройки. Программы-тюнеры обеспечивают определение частоты с точностью менее 1%, что более чем достаточно. Хотя среди музыкантов-профессионалов настройка «по тюнеру» считается черновой: настоящий инструмент отличается от математической модели наличием большого количества обертонов, гармоник, и «свести» их воедино для идеального звука довольно-таки сложно, это уже скорее искусство, чем мастерство. Существует так называемая кривая Рейлсбека, показывающая несоответствие реальных и расчетных частот на краях диапазона. Но это скорее актуально для концертных инструментов и вряд ли актуально для уровня домашнего исполнения или музыкальной школы. Более реальной проблемой бывает то, что инструмент может не держать высоту тона — со временем дерево высыхает, бывает, что некоторые колки не обеспечивают натяжения струны. В таком случае лучше обратиться к специалисту, самостоятельный ремонт тут вряд ли целесообразен.
Во-вторых, вопрос цены: целесообразна ли домашняя настройка? Можно сказать сразу — если говорить о деньгах, то нет. Потраченный целый день и больная спина после 8 часов стояния, согнувшись над инструментом, не стоят 500−1000 р. экономии. Но если говорить о техническом и познавательном интересе, то процесс настройки вполне интересен и стоит того, чтобы его выполнить. Ничего нереального и сверхсложного тут нет. И наконец, бывают ситуации, когда настройщика вызвать просто невозможно (например, в поселках или небольших городах).
Так что воспользоваться или нет приведенной информацией, каждый может решить сам. Главное, что есть выбор.
Источник
Как настроить пианино своими руками
Как настроить пианино своими руками
Уважаемый читатель! Если Вы не профессиональный настройщик, то настроить пианино самостоятельно и при этом хорошо практически невозможно.
Но есть некоторые ориентиры, применяя которые можно подкорректировать и немного улучшить звучание инструмента.
Для этого необходим развитый музыкальный слух. Например, умение петь и отличать хорошее, стройное и правильное пение от неправильного.
Предварительно необходимо иметь ключ для настройки пианино или приобрести специальный набор для настройщика фортепиано в музыкальном магазине.
Попробую перечислить некоторые ориентиры.
Подготовка инструмента к настройке.
Открываем самую верхнюю крышку, на которой лежат ноты, настольные часы, музыкальные центры и порой даже стоят цветы. На передней вертикальной панели, в верхних углах внутри инструмента имеются деревянные фиксаторы. Эти фиксаторы надо повернуть, чтобы иметь возможность снять эту панель. При этом появляется доступ к механике и струнам. Далее необходимо открыть крышку, которая закрывает клавиатуру.
Перед нами появилась открытая клавиатура. Видно молотки и имеется доступ к колкам и к части струн.
Снята передняя панель. Видны струны и молоточковый механизм. Струны закреплены на чугунной раме.
Сняты все декоративные стенки и молоточковый механизм.
Молоточковый механизм отдельно. Его съемность позволяет легко его обслуживать.
Колки и демпферы. Демпфер (прижим с фетровой подушечкой) не дает струне звучать, ели не нажата клавиша. Т.е. он прекращает колебания струны, когда отпускается клавиша. Обратите внимание, что на части клавиш (низкочастотные) используется одна струна, на части нот – две струны, настроенные в унисон, а на части, (на фото) используется по три струны на ноту, настроенные в унисон. При настройке необходимо подтягивать все три струны.
Но… Сначала необходимо понять и почувствовать, каким образом нужно крутить колок. Как много или мало проворачивать колок в гнезде.
Данная рекомендация относится только к работе с пианино. Для рояля техника работы с ключом другая.
Настроечный ключ необходимо надеть на колок. Ключ должен максимально плотно «держать» колок. Ручка ключа направлена вверх. Если взять за то, что ручка ключа это минутная стрелка часов, то эта стрелка должна быть на без 5-ти минут или 5 минут (какого-то часа). Так вот, поворачивать надо только на 1 минуту по часовой стрелке, т.е. до без 4-х минут, или на 1 минуту назад, т.е., до без 6-ти минут. (Это если без 5-ти минут) Крутить колок надо «чуть-чуть». Это только принцип кручения.
А перед тем как крутить колок, необходимо обнаружить расстроенную струну и от неё подняться вверх и найти нужный нам колок.
Найти расстроенную струну просто.
Нажимаем на клавишу, например, ноту «до» 1 октавы. Нам видно, что молоток этой ноты ударяет стразу по 3-м струнам. Нам необходимо найти одну струну, которая больше всего дает не правильный звук.
Определяется это также просто.
Для нахождения неправильно звучащей струны необходимо вооружиться резиновым клинком, которым необходимо по очереди, струну за струной заглушать эту группу из 3-х струн. Этот клинок можно сделать из простого ластика для ученических тетрадей. Срезать этот ластик лезвием на угол, в широкую сторону воткнуть обычную вязальную спицу и клинок готов.
Последовательность действий такая.
Нажать на клавишу. Держать клавишу нажатой. Слушать общее звучание 3-х струн. Через 1-2 секунды заглушить резиновым клинком 1-ю по счету струну и при этом продолжать внимательно слушать, не изменилось ли общее звучание этой ноты.
Если общее звучание не изменилось, то по этому же приципу заглушить только 2-ю по счету струну, а потом только 3-ю струну. Смысл этих действий заключается в том, чтобы найти ту струну, которая портит общий звук этой ноты.
Хороший звук ноты — это такой звук, который напоминает визуальный штиль на водной глади. Звук ровный без волны, без завываний и без розлива.
Заглушили одну, какую-либо струну и если общее звучание изменилось, то эта струна и давала общую расстройку данной ноты.
По этой струне взглядом поднимаемся вверх и определяем нужный нам колок. На этот колок надеваем ключ (на без 5-ти минут или на 5 минут). Нажимаем на туже клавишу. И пока звучит эта нота, начинаем крутить этот колок на 1 минуту по ходу часов и на 1 минуту в другую сторону. Если звук затухает нужно еще раз нажать на клавишу и снова слушать, и осторожно по 1 минуте крутить и добиваться того, чтобы этот звук становился как можно более ровно звучащим. Как только, по вашему усмотрению звук этой ноты стал ровней, нужно остановить движение руки.
Таким образом, можно подстроить 6 или 7 рядом находящихся нот. (Белые и черные клавиши подряд). Когда диапазон подстроенных нот увеличивается более 6-и, 7-и, то можно подключать аккорды. Используем простые мажорные аккорды.
Например, аккорд из нот «до», «ми», «соль». Это до-мажорный аккорд. Ноты «до» и «ми» уже подстроены и надо настроить ноту «соль».
Ноту «соль», из 3-х одинаково звучащих струн, надо заглушать резиновым клинком уже сразу две струны, вставляя клинок между 2-й и 3-й струнами. Оставшуюся свободно звучащую 1-ю струну надо подстроить в аккорд «до» мажор, чтобы аккорд «до, ми, соль» звучал правильно, стройно и красиво.
К этой 1-й струне ноты «соль», подстраиваем 2-ю струну. Для этого надо зажать клинком 3-ю струну, вставив клинок между группами из 3-х струн. При этом заглушается 3-я струна ноты «соль», которого мы настраиваем и 1-я струна следующего соседнего звука. Подстроили 2-ю струну к 1-й.
Убираем клинок, который находился между группами из 3-х струн и подстраиваем свободно звучащую 3-ю струну ноты «соль».
Помните, что подстраивая ноту, крутим колок всего на 1 минуту или по часовой стрелке, или против часовой стрелки. Крутим и слушаем внимательно. Цель – звучание 2-х или 3-х струн, как 1 нота. Называется это УНИСОН.
Следующую ноту связываем в аккорд. По аналогии с до-мажором. Поднимаемся аккордами по очереди (по полутонам) с каждой нотой выше и выше по клавиатуре. Когда верхней нотой в мажорном аккорде окажется нота «до» 2 октавы, то можно перейти на подстройку инструмента октавами.
«до»1 октавы и «до» 2 октавы.
«до-диез» 1 октавы и «до-диез» 2 октавы.
«ре» 1 октавы и «ре» 2 октавы. И так до самых высоких нот.
А это для гурманов, которые понимают в звучании музыкальных интервалов. Для тех, кто знает как звучит интервал кварта и интервал квинта.
И так, нечто свеженькое.
Например, Вы настроили унисоны нот «до», «до-диез», «ре», «ре-диез» и «ми».
Далее самое интересное.
Если Вы знаете, как должен звучать музыкальный интервал кварта, то Вы сможете настроить эту кварту от ноты «до», которая уже подстроена. Для этого необходимо со струнами звука «фа», произвести такую же работу, как со струнами звука «соль». (Смотрите выше в данной статье) Одну струну за другой подстроить в унисон.
Но! Как подстроить?
Вот тут еще один секретик.
Эта кварта должна быть чуть шире чистого звучания интервала. Что это такое? — Фортепианный строй — это темперированный строй.
В сравнении объясню, про чистый строй.
Чистый строй — это такой строй, когда между настраиваемыми звуками в интервале нет ни каких вибраций, или качаний звука (интервала), или режущих ухо резких дрожаний звука. Чистый строй — это, когда два звука, например, «до» и «фа» настроены, как в унисон. При этом должно звучать два звука, а не один, т. е. ноту «фа» не надо тянуть вверх в унисон к ноте «до». Иными словами нота «фа» не должна звучать по высоте, как нота «до». Нужно искать ноту «фа», которая выше ноты «до» и вслушиваться когда эти две ноты перестанут вибрировать между собой. Когда ты постепенно попадаешь в чистый интервал, то это похоже на то, как ты постепенно попадаешь в унисон, настраивая одинаково две струны. (Очень пригодится практика подстройки в унисон предыдущих нот). Вот это и есть чистый интервал.
А пианино и рояль настраиваются, повторюсь, темперированными интервалами. Что такое темперированный интервал или строй?
Темперированный интервал — это слегка отклонившийся в сторону от чистого звучания, интервал. При этом получается некоторая медленная звуковая волна. Это похоже на некоторое ленивое качание звука, как в очень медленном и плавном изображении ленты в виде почти горизонтальной синусоиды. Вот примерно так можно образно объяснить, что такое темперированный интервал.
Кварту, из чистого интервала, надо слегка расширить — (чуть-чуть повысить) до появления этой звуковой волны, похожей на ленту в медленном и плавном движении вверх и вниз. Волна должна быть очень медленной и очень спокойной. Вот это и есть темперированный интервал, а именно темперированная кварта.
Настроили одну струну звука «фа», теперь уже темперированную, и к ней подстроили 2 других струны. Вот Вам и темперированная кварта.
Ноту «фа-диез» подстроить от ноты «до — диез» — ранее настроенной, также, как «фа» от «до». Такая же кварта, только на 0,5 тона выше. Такая же чуть-чуть расширенная
А вот ноту «соль» лучше подстроить используя интервал квинту. Это ноты «до» — ранее настроенная и «соль». При условии, что вы знаете, как должна звучать квинта.
Особенность настройки темперированной квинты другая. Надо так же найти сначала чистый интервал, а потом заузить, т. е. чуть-чуть понизить звук «соль». Должна быть такая же лениво качающаяся звуковая лента. Повторяю, квинта слегка зауженный от чистого звучания интервал.
Проконтролировать квинту можно прослушав «до — мажорный аккорд». Это ноты «до», «ми» и «соль». Аккорд должен быть красивым и приятным на слух. Звучание мажорного аккорда оставляю на совести «подстройщика». Подстроили сначала одну струну, к ней 2-ю в унисон и 3-ю.
Следующую ноту «соль-диез», связываем в мажорный аккорд от «до-диеза». По аналогии с «до-мажором». Поднимаемся мажорными аккордами по очереди (по полутонам) с каждой нотой выше и выше по клавиатуре. Когда верхней нотой в мажорном аккорде окажется нота «до» 2 октавы, то можно перейти на подстройку инструмента октавами.
«до» 1 октавы и «до» 2 октавы.
«до-диез» 1 октавы и «до-диез» 2 октавы.
«ре» 1 октавы и «ре» 2 октавы. И так до самых высоких нот.
Таким же образом можно подстраивать и басовый регистр.
Технически подстройка октав происходит так же, как я объяснил выше на примере настройки ноты «соль» 1 октавы. Сначала подстраиваем 1 струну, далее 2 струну к 1 струне в унисон и далее подстраиваем 3 струну к 2-м уже настроенным струнам. Все струны подстраиваются в унисон.
В басовом регистре есть ноты, в которых только 2 струны. Их подстраивать проще. Сначала настроил одну, заглушив соседнюю клинком, потом к ней подстроил другую. А самые низкие басовые звуки только по 1 струне. Тут все понятно.
Вот таким образом можно улучшить звучание инструмента.
До какой степени улучшить? — Это зависит от требований к звучанию инструмента и от музыкального слуха человека, который производит данную настройку.
Поняв принцип настройки, можно достаточно хорошо и даже удовлетворительно, для пользователя-хозяина инструмента, поддерживать общее звучание инструмента.
Если пользователю-хозяину инструмента не нравится своя работа-настройка, то вызывайте специалиста. И очень вероятно еще и то, что ваше пианино не будет настроено точно в камертон (440 Гц). И это тоже удел профессионалов.
Существует еще и проблема западания клавиши.
Причин этого великое множество.
Чтобы разобраться с западанием клавиши, посоветую на момент занятия этим делом стать исследователем.
Для этого дополнительно к выше перечисленным этапам разборки пианино необходимо снять еще крышку, которая закрывает клавиатуру. Она закреплена 2 шурупами по краям неподвижной планки, к которой закреплена непосредственно крышка. Эти шурупы надо выкрутить отверткой и убрать эту планку с крышкой. Перед вами откроется относительно свободный доступ к механике и клавиатуре.
Нужно внимательно рассмотреть, как работает соседняя хорошо работающая клавиша и просто напросто сравнить с той, которая плохо работает. Нажимать клавиши надо по очереди. С начала хорошо работающую, а потом западающую. Нажимать на клавиши надо медленно, чтобы понять, как перемещаются узлы механики. Если оба узла механики работаю одинаково, а клавиша продолжает западать, то проблема в самой клавише. Надо определить в каком месте она заклинивается, или зажимается и убрать этот зажим или помеху. Может быть между телом клавиши, что-нибудь попало.
Статья составлена по публикациям Геннадиия Цыганчук из г.Екатеринбурга
Как настроить пианино вы можете посмотреть на видео-примере:
При составлении практического пособия использовались материалы сайтов: http://nastroyka.nm.ru, http://www.pianno.ru, http://www.pianoexpert.ru, а также различные публикации из газет и журналов.
Составитель: Патлах В.В.
http://patlah.ru
© «Энциклопедия Технологий и Методик» Патлах В.В. 1993-2007 гг.
Источник