Как обновить старую икону своими руками

Реставрация иконы в домашних условиях своими руками

Реставрация иконы просто необходима, если ей очень много лет, и она со временем потеряла свой первоначальный вид. Особенно это касается семейных реликвий, которые передаются от одного поколения другому.

Образа со временем становятся более хрупкими и способны портиться от резких скачков температур, от повышенной влажности или сухого воздуха. Старые иконы, реставрация которых может быть проведена самостоятельно или доверена специалисту, должны даже после этой процедуры храниться аккуратно, чтобы в будущем эти проблемы не возникли столь быстро.

Распространенные проблемы

Реставрация иконы – шаг очень серьезный и ответственный. Если вы не уверены в своих силах, лучше отдайте ее профессионалам. Также очень важно вовремя и правильно распознать ту или иную проблему.

Чаще всего встречается следующее:

  • рассыхается доска под воздействием сухого воздуха;
  • появляются трещины;
  • деформация;
  • краска начинает сыпаться;
  • под воздействием влажности образ покрывается плесенью или грибком.

Требуется правильно выявить степень повреждения, и тут потребуется своевременная реставрация иконы, чтобы потом не потерять ее вообше. Нередко встречаются проблемы с окладом образа, который со временем окисляется и зеленеет, чем значительно портит внешний вид иконы. В таком случае его нельзя снимать самому, поскольку неловкими действиями можно еще больше навредить.

Рабочие растворы

Реставрация икон своими руками осуществляется посредством применения специальных эмульсий. Каждая из них имеет свое назначение:

  • рыбий клей используется при закреплении красочного слоя, реставрации деревянных частей икон и для профилактической заклейки;
  • пчелиный воск, растворенный в бензине, помогает обрабатывать торцы деревянной части конструкции;
  • восковые мастики разного содержания применяют при шелушении краски и при отставании грунта. С их помощью реставрируют деревянную часть и заделывают трещины;
  • спиртовой раствор используют для укрепления образов, которые долго лежали во влажном помещении;
  • раствор ДДТ помогает, когда икона поражена насекомыми;
  • эмульсия на основе воды и желтка укрепляет краску при шелушении в виде вздутий;
  • водный раствор ПАВ используется для чистки грязи на поверхности иконы.

Особенности обработки образа, пораженного микробами

Чаще всего поражение сосредотачивается на поверхности. Реставрация иконы в подобном случае заключается в дезинфекции и консервации. То есть в обработке поверхности с последующим введением внутрь ядовитых веществ, с целью уничтожения микроорганизмов.

Особенности профилактической заклейки

Реставрация старинных икон включает в себя и такой этап, который является временным решением для консервации тех или иных деформаций, чтобы не допустить их последующего развития.

Так, заклейка наносится сроком от месяца до 3 лет, все зависит от степени повреждения изделия и условий его хранения. Превышать срок нельзя, иначе икона может претерпеть дополнительные разрушения. Если же есть необходимость его продлить, заклейку нужно сменить.

Этот процесс осуществляется посредством специальных рабочих растворов спирта и папиросной бумаги. Любые ее другие виды могут дать сильную усадку и сорвать и без того слабый грунт. Работу проводят широкой щетинной кистью, валиком и влажным тампоном.

Если на поверхности присутствует плесень, то заклейку нужно наносить только после спиртовой обработки. Бумага должна быть разрезана на маленькие листики, размер которых зависит от степени разрушения иконы и ее вида. На поверхность кисточкой наносят клей, чтобы вся она была покрыта равномерно, при этом много клея не нужно. Главное, чтобы после высыхания не появилась пленка, которая может вызвать шелушение краски.

Ход работ

Далее листик наложите на поверхность, расправьте валиком, не нажимая. Проколите его хирургическим зондом, чтобы заклейка полностью прижалась.

Удалять ее в будущем нужно или отпариванием или посредством влажного тампона. Если ее изначально нанесли правильно, она отойдет без проблем. Если нет, нужно использовать специальный шпатель, но тут следует смотреть, чтобы не испортить икону. Категорически нельзя допускать, чтобы на ее поверхности оставался клей.

Как укрепить грунт и краску

Реставрация иконы может включать в себя мероприятия по укреплению. Ведь ее части подвержены растрескиванию, отставанию грунта и его повреждению, царапинам, плесени, трещинам, ожогам и многому другому.

Чтобы закрепить краску при шелушениях или вздутиях, нужно поверхность иконы обработать спиртом посредством мягкой кисточки. Движения должны быть плавными, при этом смотрите, чтобы раствора было много, иначе фрагменты красочного слоя художественной части могут сместиться друг с другом, и вы повредите изображение.

Читайте также:  Как сделать оконную замазку своими руками

Пропитку нужно повторить, если спирт впитывается сильно. Примерно через полчаса пропитайте места укрепления рыбьим клеем при помощи кисточки. Остатки спирта с периферийной части снимайте влажным тампоном.

Пропитывайте поверхность клеем так, чтобы она им насытилась равномерно. В зависимости от скорости впитывания, работа займет до 20 минут.

Через пару часов нанесите профилактическую заклейку рыбьим клеем и прижмите ее отжатым тампоном. Если имеются долгие жесткие вздутия краски, то их следует уложить фторопластовым шпателем.

Еще спустя полчаса после заклейки прогладьте поверхность теплым утюжком сквозь фильтрованную бумагу и фторопласт. Удалить ее нужно через 10 дней. Для этого участок смочите теплым тампоном на основе ваты и марли, чтобы все немного нагрелось.

Как удалять поверхностные загрязнения

Реставрация домашних икон редко когда подразумевает профессиональную и кропотливую работу, потому что далеко не каждый сможет приготовить специальный раствор для чистки и качественно совершить заклейку, когда в этом есть необходимость.

А вот удалить грязь с поверхности образа можно и не имеющему специальных навыков человеку. Ведь иконы, к сожалению, со временем собирают на себе пыль и прочие загрязнения.

Чем удалять грязь?

Но очищать икону с помощью обычной тряпки и воды тоже нельзя. Для работы приготовьте следующее:

  • раствор ПАВ водный (например, «Прогресс»);
  • эмульсию против загрязнений;
  • скипидар или бензин;
  • специальные растворители;
  • кисть мягкую (рекомендуется беличья);
  • скальпель;
  • сухие ватные тампоны;
  • тампоны, увлажненные спиртом.

С помощью перечисленных инструментов и средств аккуратно протирайте икону. Существуют разные методы ее очистки, они зависят от вида и интенсивности загрязнения, а также от места его нахождения и общего состояния изделия.

Например, убрать пыль, сажу, воск или копоть лучше всего с помощью водного раствора. В нем или эмульсии смочите кисть и обработайте поверхность вращательными движениями. Затем протрите ее сухим тампоном. Если даже после этого будут оставаться уплотненные загрязнения, уберите их механическим способом, но чтобы это не повредило изображение.

Так, воск сначала удаляем скальпелем, а потом растворяем его остатки бензином, красочные брызги убираются посредством специальных растворителей, а помет или известь нужно вычищать скальпелем, при этом максимально аккуратно.

Реставрация иконы далеко не каждому под силу. Одно дело – удалить небольшие загрязнения, и совсем другое – справиться с трещинами и деформацией. А значит, если вы не уверены в том, что справитесь, и хотите сохранить семейную реликвию еще на столетия, то лучше обратиться к специалисту по восстановлению.

Источник

Реставрация иконы подручными средствами

Больше трех лет назад мне в руки попала старинная икона. Точнее, набор покрытых паутиной щепок, на которых что-то смутно угадывалось, а со всех сторон торчали ржавые гвозди. Дело было в Костроме, в одной из антикварных лавок. Денег за нее просили смешных, а по тому, как она там лежала, было видно, что связываться с иконой никто не хочет, и скоро у нее имеются все шансы отправиться в хлам.

К сожалению, я не сделал фото иконы целиком перед началом работы. Представление об исходном состоянии дает правая часть. Фигуры Св. Макария и Св. Симеона Столпника — после первичной промывки.

Почитав учебники для реставраторов, я принялся за работу. После сдувания всей пыли, которую удалось сдуть и извлечения ржавых гвоздей (на то, чтобы сделать это с минимальным ущербом для живописи, ушло немело времени), была выполнена первичная промывка. Я проводил ее следующим раствором: 2 части воды, 1 часть спирта, 1 часть скипидара, 1 часть подсолнечного масла, несколько капель нашатырного спирта. Старые олифные пленки такой состав практически не затрагивает, а от грязи, жира и копоти очищает замечательно. После промывки стало понятно, кто изображен на иконе. Это были Св. Макарий, Св. Симеон Столпник и Св. Еводкия.

Первичная промывка завершена. Открылись утраты живописи.

Стали заметны и утраты красочного слоя. Они были довольно значительны, но, к счастью, большая их часть пришлась на поля (в основном на правый нижний угол), а также на стыки между фрагментами досок. Когда-то доски соединялись шпонками, но они также были утрачены: предстояло сделать новые.

На гораздо больших площадях краска уцелела, но отслоилась. Отходящие чешуйки я приклеил на место желтковой эмульсией. Желток разводится холодной кипяченой водой (я делал примерно 1: 3), далее отошедшая краска и доска или левкас под ним немного смачиваются 50% раствором спирта, а эмульсия после подсыхания вводится с помощью шприца. Немного размягченная краска прижимается ватной палочкой. Желтковая эмульсия сохнет долго: когда весь отходящий красочный слой был укреплен, я дал «вылежаться» иконе пару месяцев.

Читайте также:  Как сделать поделку своими руками для начинающих

Процесс расчистки методом компрессов

Дальше началась самая захватывающая (и самая длительная) часть процесса: расчистка красочного слоя от потемневших олифных пленок. Испытание самого простого варианта смести (50% спирта + 50% ацетона) на полях иконы дало положительный результат, и с более мощными растворителями я решил не экспериментировать. Для расчистки я пользовался немного упрощенным и адаптированным к подручным материалам методом полусухих компрессов. В этом варианте основную работу делает не жидкость, а пары растворителя, что безопаснее для старинной живописи.

Из ватных дисков вырезаются небольшие прямоугольники. Далее прямоугольник кладется на фрагмент красочного слоя, сверху слегка смачивается растворителем с помощью мягкой кисти, накрывается полиэтиленовой пленкой и оставляется на 10-15 минут. Затем пленка и потемневший от олифы ватный диск снимаются пинцетом и выбрасываются, а живопись расчищается большим количеством часто сменяемых ватных палочек. Компрессы нужно накладывать не в стык (или, тем более, в нахлест), а оставляя небольшие дорожки между ними: на расстоянии 2-3 миллиметров от края олифные пленки растворяются парами спирта и ацетона.

Изготовление новых шпонок. Самое сложное — точно выдерживать переменный радиус кривизны.

Чтобы соединить фрагменты доски, я сделал две шпонки из сосновой рейки, которой был придан примерно такой же радиус кривизны, как у доски в сборе. Далее конические шпонки постепенно подгонялись по месту посадки. В финале я смазал клеем ПВА стыки досок иконы (сами шпонки приклеивать не надо) и забил шпонки легким постукиванием деревянной киянки. Чтобы шпонки не слишком выделялись на оборотной стороне иконы, я затонировал их морилкой под старое дерево.

Подгонка шпонок и сборка иконы

На утраты красочного покрытия был положен левкас в несколько слоев. С классическим старинным рецептом на основе толченого мела и осетрового клея я решил не связываться, и воспользовался готовым на основе ПВА. Фактически, левкас — та же шпатлевка: кладется в несколько слоев, первый — более густой, сушится, зачищается тонкой шкуркой, кладется еще один слой — и так до полного выравнивания поверхности. Последний слой делается совсем жидким, наносится кистью и полируется грубой тканью.

Нанесение левкаса в местах утрат живописи

Дописывать утраченные фрагменты я не стал, поскольку не был уверен в своих художественных способностях: просто затонировал близкой по оттенку темперой на основе того же ПВА. В финале икона была покрыта даммарным лаком в три слоя с помощью пульверизатора.

Результат реставрации

Источник

Способы и правила домашней реставрации икон

Старые иконы передаются из поколения в поколение в качестве семейных реликвий. Действительно, эти религиозные атрибуты наделены невероятной чудодейственной силой, в чем и заключается их высокая ценность. Но к сожалению, мощь иконы не защищает ее саму от старения — потускнения красок, деформации и других дефектов. Поэтому каждый человек, которому досталась такая ценная вещь, как икона, должен знать о том, как выполняется реставрация иконы в домашних условиях, а также ее чистка.

Хранение

Для того чтобы не допустить воздействия разрушительных факторов на икону, следует позаботиться о ее правильном хранении. Икона может испортиться от сырости, холода и жары, поэтому нельзя допускать воздействия этих факторов на хранимую реликвию. Жуки-точильщики, пары кислот и растворителей, копоть и дым также могут навредить старинным иконам.

Идеальной температурой воздуха для хранения икон является 15-18 градусов по Цельсию. При этом влажность не должна превышать 65%. Для создания идеальных для хранения иконы условий рекомендуется купить киот — специальный застекленный ящик. Особенно он необходим для хранения рукописных икон. Киот не должен быть безупречно герметичным, ведь икона, находящаяся в нем, должна «дышать».

Многие владельцы икон с целью придания реликвии блеска и идеального внешнего вида покрывают ее поверхность растительными и минеральными маслами. Этого делать не стоит, поскольку со временем масло, попавшее в микротрещины на слое краски, может привести к искажению цветовой гаммы иконы. Если есть желание вернуть иконе первозданный блеск, рекомендуется использовать льняную олифу (ею покрывают изображение) и восково-скипидарную смесь (для обработки тыльной стороны и боковин).

Читайте также:  Как сделать стеллаж своими руками чертежи

Этапы реставрации иконы

Чистка и реставрация

Со временем икона портится из-за скопления на ее поверхности пыли и грязи. Как почистить и восстановить икону:

1) Если причиной потускнения иконы стало образование слоя копоти, то стоит обратить внимание на такой способ чистки: берут по 2 части скипидара и спирта, а также 5 частей холодной кипяченой воды и 1 желток яйца. Из этих компонентов следует приготовить смесь, которой нужно пропитать кисть и обработать ею всю поверхность иконы, нуждающейся в очистке. В конце манипуляции рекомендуется обработать икону чистым ватным диском для того, чтобы удалить остатки средства для чистки. Этот способ ухода за иконами подходит в том случае, если сохранился слой краски.

2) Если пострадал красочный слой иконы, к примеру, на нем образовались трещины, то поврежденную краску рекомендуется укрепить. Сделать это можно с помощью средства, приготовленного из желтка яйца, трех частей воды и двух частей спирта. Из перечисленных компонентов следует приготовить эмульсию. Ею стоит обработать поврежденные на иконе участки, после чего просушить их, воспользовавшись электролампой. Затем процедуру реставрации следует повторить.

3) Разрушение левкаса (так называют грунт, которым покрывают основание иконы) также можно исправить в домашних условиях с помощью подручных средств. Перед тем как приступать к работе по реставрации левкаса, следует узнать, какими средствами нельзя пользоваться. Прежде всего речь идет об искусственном клее «Момент», суперцементе и тому подобным средствам. То же самое касается и воска, а также олифы. Для укрепления левкаса можно воспользоваться клеем ПВА, разведенном в равных частях со спиртом. Если же этого средства нет в наличии, то можно заменить его камедью, рыбным клеем или мучным клейстером.

Как восстановить левкас? Для начала следует пропитать его разбавленным водой клеем (3% состав). После можно осуществить пропитку чешуек левкаса более концентрированным клеем (7%). По окончании работы на обработанные участки следует положить утяжелители, к примеру, мешочки с сухим песком.

4) Деформация доски, на которой была написана икона, также является распространенной проблемой, связанной с хранением религиозной атрибутики. Прежде всего следует отказаться от выравнивания досок, ведь таким образом можно за считаные секунды безвозвратно испортить икону. Если на доске появились трещины, то заделать их можно с помощью массы, состоящей из клея, опилок и мела. Этой смесью рекомендуется заполнить трещины на иконе (тыл и боковые стороны).

Часто причиной разрушения доски, на которой написана икона, являются жуки-точильщики, которые могут жить внутри доски на протяжении многих лет. Чтобы уничтожить этих жучков и уберечь икону от дальнейшей порчи, следует приготовить средство из трех частей скипидара и двух частей воска. Готовить массу следует на медленном огне. Как только средство приготовится, следует взять кисть, окунуть ее кончик в полученную массу и тщательно пропитать все трещинки и поры в доске. После доску следует положить в полиэтиленовый пакет, туго завязать его оставить на 2-3 недели.

5) Иконы, изготовленные из драгоценных металлов (золота, серебра), не только красивые, но и дорогостоящие. Однако со временем и они могут нуждаться в чистке и реставрации. Для чистки таких икон следует приобрести специальное средство для ухода за ювелирными изделиями или пасту ГОИ. Из наиболее чадящих средств для чистки икон из серебра и золота можно выделить мыльный раствор. Готовым средством следует пропитать кончик ватной палочки и аккуратно обработать им места, нуждающиеся в чистке.

6) Со временем на иконах могут образовываться дефекты, которые не получиться исправить самостоятельно. К примеру, это образование слоя окислов на изделии (это касается икон, для изготовления которых использовалась медь или латунь). Окислы удаляются специальными кислотами, которые требуют умелого обращения, поэтому доверить реставрацию иконы, испорченной окислами, рекомендуется профессиональному мастеру.

7) Доверить восстановление иконы мастеру-реставратору следует и в том случае, если она имеет оклад — пластину, изготовленную из металла, закрывающую все изображение за исключением кистей рук и лика святого. Неумелое снятие и чистка оклада может закончиться порчей иконы!

Поиск реставратора, которому будет доверен уход за семейной реликвией, требует внимания и ответственности. Такой мастер должен иметь большой опыт работы и большое количество положительных отзывов от предыдущих клиентов. Найти реставратора можно через приходской храм, ведь часто бывает так, что кто-либо из прихожан или духовенства имеет контакты опытного мастера, занимающегося реставрацией икон.

Источник

Оцените статью