Как обновить жостовский поднос своими руками

Мастер-класс по декупажу в средней группе «Жостовский поднос»

Елена Самсонова
Мастер-класс по декупажу в средней группе «Жостовский поднос»

Цель: знакомство с жостовской росписью.

Задачи:

— дать представление о промысле, колорите, истории происхождения жостовской росписи, основных элементах росписи;

— закреплять умение составлять композицию на круге, овале, прямоугольнике, заполняя середину и оформляя края;

— развивать фантазию, внимание, память, воображение.

— воспитывать интерес к народным промыслам и уважение к народным умельцам.

Предварительная работа: знакомство с народными промыслами, чтение произведений о народных промыслах, заучивание стихотворений по данной теме, прослушивание музыкального ряда: П. И. Чайковский «Вальс цветов», русской народной мелодии «Сударушка» в обработке Ю. Слонова, «Ой полна, полна коробушка» (сл. Н. Некрасова).

Нам понадобится: салфетки с цветочными мотивами, картон — основа для декупажа, клей ПВА, кисточка, ножницы, салфетка

О Жостовских подносах давно молва бежит,

Купава золотая на полотне лежит.

Фиалки голубые в подносиках живут

И ласточки лихие летают там и тут.

Жостовские подносы часто используют как декоративного панно, им украшают интерьер в русском стиле. Мотивы жостовской росписи, которой традиционно украшают подносы, но

в наши дни можно увидеть их и в нарядах на подиумах «высокой» моды.

У картона срезать углы, придавая форму овального подноса.

Приготовить салфетки и вырезать цветочные мотивы, нарисованные на них.

Обрамить края подноса желтой краской.

ПОдобрать вырезанные мотивы, предварительно разместить их на подносе, а потом уже только клеить. Сначала нужно обвести мотив на картоне, затем это место смазать клеем и приложить цветочный мотив.

Другой поднос я украсила так.

Работа получится интересной, если каждый принесет из дома салфетки и поделятся друг с другом.

Спасибо за внимание и поддержку!

Мастер-класс по декупажу стеклянных бутылок «Подарок своими руками» Занимаюсь декупажем давно, декорировала и стеклянные бутылки, и бокалы, и различные баночки коробочки, в общем, всё, что нужно выбросить,.

«С Новым годом!». Мастер-класс по декупажу С новым годом поздравляю Вас, уважаемые коллеги! Желаю вам в году грядущем успехов, радости и красоты! Исполнения всех заветных желаний.

Мастер-класс по пластилинографии «Жостовский поднос» Мастер-класс «Жостовский поднос» Для работы нам потребуется цветной картон,пластилин,ножницы. Вот и все! Вот и все! Все очень.

«Жостовский поднос». Детское творчество в рамках проекта «Я познаю мир» На подносе из металла Я цветы нарисовала. Россыпь маков, лилий, роз- Вышел жостовский поднос. В рамках проекта «Я познаю мир» мои воспитанники.

Мастер-класс по декупажу «Новогодняя тарелочка» для детей подготовительной группы Мастер класс Декупаж «Новогодняя тарелочка» Програмное содержание: Познакомить детей с техникой «Декупаж»; Развивать творческие способности.

Мастер-класс по декупажу «Гжельские тарелочки» с детьми средней группы Поверить трудно: неужели Всего два цвета? Чудеса. Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! Л. Куликова. Гжельская роспись.

Мастер-класс «Тагильский поднос» В рамках реализации группового проекта «Славный город наш Тагил» была организована непосредственно образовательная деятельность «Тагильский.

НОД с интеграцией образовательных областей. Декоративное рисование «Жостовский поднос» Цель: Познакомить детей с особенностями жостовской росписи. Задачи: Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным творчеством,.

Рисуем пластилином. Мастер-класс «Жостовский поднос» Пластилинография развивает детское творчество, с помощью данной техники можно создать оригинальный, неповторимый образ, обладающий яркой.

Жостовский поднос в стиле декупаж Добрый вечер уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мастер класс по изготовлению жостовского подноса в стиле декупаж. для.

Источник

Жостовская роспись

Жостовский промысел зародился в начале XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.

Читайте также:  Как бурится скважина под воду своими руками

Возникновение жостовского подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. Начиная с 30-х годов XIX века производство оригинальной продукции в окрестных селениях значительно увеличилось. Появились первые металлические подносы, украшенные декоративной цветочной росписью, которые постепенно вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки местных мастерских.

Знаменитая роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному). Основной мотив росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.

При создании подносов стандартной формы листы металла кроят на заготовки определенного размера. В заготовке вырубается и вытягивается поднос по форме на электрическом прессе.

Кованые подносы создаются вручную ковалями по старинной кустарной традиции: форма и размер подноса зависят от творческого варьирования коваля.

Ручными ножницами выкраивается заготовка из металла.

Далее при помощи молота и наковальни форма выбивается.

Край подноса закатывается с закладкой в него для прочности проволоки.

Затем край выравнивается на наковальне молотком. Теперь заготовке предстоит отжиг, грунтование и нанесение черной эмали в два-три слоя.

Жостовская роспись выполняется в два этапа. Первый этап письма называется замалевкой. Мастер широкой кистью набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Роспись ведется без предварительного рисунка плотными, разбеленными красками одновременно на нескольких подносах.

Создавая букет, художник вращает поднос на коленях, как бы подставляя под кисть нужный участок его поверхности. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев.

Борт подносов украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

Сотрудник зачищает заготовки подносов на Жостовской фабрике декоративной росписи.

Сотрудница покрывает подносы грунтом и эмалями.

Художник расписывает подносы на Жостовской фабрике декоративной росписи.

В процессе художественной росписи.

В процессе художественной росписи.

Художник расписывает подносы на Жостовской фабрике декоративной росписи.

На изделие с живописью наносятся два-три слоя лака с промежуточной сушкой каждого слоя в сушильных шкафах при определенной температуре в течение двух часов и прочисткой каждого слоя перед нанесением лака.

Сотрудница покрывает подносы светлым лаком.

Сотрудница фабрики демонстрирует готовое изделие.

Одной из тем в росписи, заимствованной из творческого арсенала миниатюрной живописи на папье-маше, стало изображение пейзажных видов, а также летних и зимних троек.

При фабрике организованы мастер-классы по жостовской росписи.

Во время мастер-класса художники фабрики делятся с гостями основными приемами мастерства.

Во время мастер-класса на Жостовской фабрике декоративной росписи.

Экспонат музея Жостовской фабрики декоративной росписи.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Отличительные особенности жостовских подносов, как отличить подделку

Подарок, созданный ручным трудом, уникален и неповторим. Однако, не все люди могут похвастаться умением творить. Идеальным сувениром на память станет жостовский поднос, который можно использовать, как украшение для дома, так и в бытовых целях. Несмотря на кажущуюся простоту, техника изготовления подобных изделий уникальна и ей не просто овладеть. По причине популярности этой утвари, многие производители выпускают подделки, пытаясь выдать их за оригинал.

История жостовской росписи

Начало истории уникальной росписи начинается с 1825 года, когда один из подневольных людей графа Шереметьева, Вишняков, работающий на местном мануфактурном предприятии, узнал там технологию покрытия лаком изделий из металла и папье-маше. После этого в своем населенном пункте он открыл собственную мастерскую. С этого момента и возникло это народное ремесло. Но мотивы изображения жостовская техника берет у Тагильской росписи. Она возникла почти на 100 лет раньше и также представляла собой художественную отделку рисунком железных подносов.

Через пять лет производство распространилось и на окрестные деревни: Троицкое, Осташково, Хлебниково. Постепенно жестяные подносы вытеснили другие виды поделок.

В 1922 году в селе Новосельцево, также находящимся в Мытищинском районе, образовалась «Новосельцевская трудовая артель». Она выпускала железные подносы, покрытые лаком. В 1924 году в деревне Жостово возникли две артели: «Жостовская трудовая» и «Спецкустарь». Через год тут же появилась «Лакировщик», а в Троицке артель «Свой труд». С 1928 года все эти гильдии слились в одно предприятие.

Читайте также:  Гравитационный аккумулятор своими руками

На развитие и популярность расписных подносов из Жостова повлияло удачное расположение деревни. Мастера могли реализовывать свои творения в Москве, продавая так свой товар без посредников. Там же они закупали сырье для новых работ.

После отмены крепостного права, многие умельцы начали открывать собственные мастерские по изготовлению жестяных подносов. Они устраивались прямо в доме. Ремесло приобрело такую популярность, что вскоре открылась школа по обучению росписи жестяной утвари.

Первые годы образования СССР дались жостовским мастерам тяжело. Советское искусство подразумевало социалистический реализм, натурализм, утверждение современных идеалов. Эти образы плохо сочетались с традиционным направлением народного промысла. Профессиональные художники пытались привнести в это ремесло современные тематические картины и орнаменты. Однако, мастера сумели противостоять чуждым новациям и сберечь традиционное направление, использовав новые идеи на улучшение своего ремесла.

После 1960-х годов вновь возродился интерес к народному искусству. Образцы народных промыслов России стали попадать на специализированные выставки, вследствие чего возрос интерес со стороны зарубежных поклонников. Появившаяся популярность породила массовое производство недорогих сувениров. Противостоять этому смог только высокий отточенный профессионализм мастеров и продолжение традиций.

Особенностью жостовской росписи является то, что несмотря на частое отхождение от своей первоначальной формы, традиционно она создается именно на кованном подносе. Перед нанесением рисунка утварь подвергается тщательной шлифовке, после чего на ее поверхность наносятся слои каолина и сажи. Поднос шлифуется второй раз, затем следует покрытие лаком в несколько слоев, каждый из которых также тщательно полируется. Только по окончанию этого подготовительного процесса, заготовка попадает в руки мастеру на роспись. При этом художник трудится над несколькими подносами одновременно.

Каноническое изображение идет на черном фоне, его композиции составлены из нескольких крупных полевых цветов в центре, по краям расположены более мелкие. Мастера росписи умеют органично соединить изображение и форму самого подноса, так что создается впечатление глубины и объемности картинки. Черный фон не просто оттеняет яркие цветы, он окутывает их, создает равновесие оттенков.

Разнообразие форм

В современное время на фабрике подносы штампуют на специальных прессах, благодаря им легко можно получить любую форму. Если заготовка штампуется, то эскиз сначала прорисовывается при помощи трафарета, затем он вырубается и вытягивается на электрическом прессе.

Однако, если заказ уникальный и покупатель хочет получить именно ручную работу, живописец попросит кузнеца выковать утварь вручную. Тогда коваль создаст ее из листа железа, сначала вырезая форму ножницами по металлу, а после выбивая ее и вытягивая. Край подноса закатывается, к нему приклепывается проволока, этот «гуртик» создает рельефность форм и одновременно придает прочность. Работа, выкованная вручную, стоит в разы дороже.

Для жостовских подносов существует несколько особенно популярных форм. Многие из них пришли из нижнетагильской росписи:

  • круглая;
  • овальная;
  • гитарная;
  • прямоугольная, она также называется сибирская.
  • восьмиугольная;
  • крылатая с фестончатыми краями;
  • комбинированная.

Гитарный Круглый Крылатый Овальный Прямоугольный

Популярные узоры и цветовая гамма

На классическом жостовском подносе черный фон, но в XXI веке уже не так строго соблюдается канонизация, поэтому все чаще можно встретить изображение на красном, зеленом, синем или серебристом фоне. Главной темой росписи являются цветы, причем обычно полевые или садовые. Этому мастера Жостово также обязаны уральским ремесленникам, которые часто использовали на своих изображениях соцветия и плоды.

В центре композиции располагаются крупные растения, причем рисовка такая, что цветок будто вырастает из середины подноса. Далее по краям изображены более мелкие соцветия. Чаще всего художники изображают цветы в букетах, но иногда они помещают их в венки, а также рисуют цветочные орнаменты различной сложности. Каждый живописец для изображения выбирал те растения, которые являлись его любимыми, по этой причине у первых именитых мастеров легко отследить авторство.

В современное время на росписи часто можно встретить натюрморты, птиц, животных, а также пейзажи и тематические изображения.

Создание рисунка происходит в строгой последовательности. Нельзя нарушать эту технологию:

  1. Слабым оттенком будущего цвета прорисовываются эскизы цветов и других элементов.
  2. Живописец накладывает полупрозрачные тени. На этой стадии создаются изображения листьев и соцветий.
  3. Придание цветам формы при помощи окончательного оттенка
  4. После высыхания мастер наносит небольшие блики на изображение, именно они создадут объемность будущего шедевра.
  5. Тонкой кисточкой художник прорисовывает самые мелкие детали композиции, но они образуют законченный вид.
  6. Создание фона для основной композиции.
  7. Нанесение орнамента на края подноса. Обычно он представляет собой геометрические фигуры или цветы. Эта процедура скорее отделочная, но без нее утварь никогда не будет иметь законченный вид.
Читайте также:  Звукоизоляция мансарды своими руками

Где зачастую используются

Настоящий жостовский поднос обладает высокой прочностью, его можно использовать под хозяйственные нужды, как подставку под самовар или другую посуду, а также для подачи блюд. Но в большинстве случаев, образцы этого народного промысла приобретаются в качестве подарка. Это связано с тем, что утварь ручной работы имеет высокую стоимость. Такой сувенир получит одобрение как у коллекционера, так и любого человека, ищущего для своего интерьера что-то оригинальное. Особо эффектно смотрятся жостовские подносы на стене.

Как и другие образцы народных промыслов, утварь с жостовской росписью часто преподносят в качестве подарка иностранным гостям.

Как отличить подделку

Как и любой вид искусства, жостовская роспись страдает от мошенников, которые стремятся выдать подделку за оригинал. Нужно помнить, что подлинный поднос ручного изготовления из Жостова не может стоить дешево, но и высокая цена не гарантия качества. Есть несколько параметров, по которым можно различить подделку от ручной работы мастера:

  1. Штамп с обратной стороны утвари — на настоящем жостовском подносе стоит логотип мастерской, выпустившей его.
  2. Мастера своего дела никогда не оставят острыми края жестяной посуды, они в обязательном порядке завальцованные. Обработанный край нужен не только для аккуратного завершенного вида, но и для упрочнения подноса, закатанная каемка играет роль ребра жесткости. Если края обработаны, но с погрешностями, это тоже указывает на подделку.
  3. Подлинный образец жостовского искусства увесист и имеет достаточную толщину, чтобы удержать на себе полный самовар или несколько яств за раз. Отличить подделку можно так: поставить что-то тяжелое на поднос, если он прогнется, можно отказываться от покупки. Вес подлинника состоит из металла точно подобранной толщины, нескольких слоев краски, грунтовки, эмали и лака. Невыдержанная технология станет причиной того, что изделие прогнется, сломается, а нанесенное изображение сотрется.
  4. Зеркальность поверхности — перед нанесением росписи, поднос несколько раз подвергается грунтовке, каждый из слоев которой шлифуется. Лак на поверхность также накладывается не меньше чем в два слоя, оба тщательно полируются. В жостовском подносе все отражается, как в зеркале. Если этого не происходит, была не соблюдена технология лакирования. Это чревато тем, что через небольшое время краски потускнеют или даже сотрутся. Также использование некачественных красок опасно для здоровья, если поднос планируется использовать в бытовых целях. Все лаки мастеров Жостово безопасны для соседства с пищей.
  5. Техника исполнения — жостовские умельцы расписывают подносы не одно поколение, так же, как и куют их. Поэтому на изображении подлинника нет кривых линий и нечеткой прорисовки, неидеальной формы посуды или грубых краев.
  6. Наличие подписи автора.

Жостовский поднос в качестве сувенира — недешевое удовольствие, но это гарантия качества и уникальной вещи в единственном экземпляре. Тот, кто получит его в подарок, сможет хранить его в семье не одно поколение, ведь он долговечен и никогда не выйдет из моды.

Видео

Источник

Оцените статью