Как обжать трубку кондиционера своими руками

Пайка трубок для кондиционера: технология и материалы

Нередко встречаются случаи выхода из строя соединений трубок в сплит-системе. Усугубляет ситуацию отсутствие возможности воспользоваться услугами сварщиков или монтировщиков. Если время не терпит, единственный выход видится в осуществлении пайки труб кондиционера своими руками. Конечно, поставленную задачу простой не назовёшь, но владея элементарными навыками и техническими знаниями, с ней может справиться любой среднестатистический обыватель.

Соединение медных труб методом пайки требует наличия специальных инструментов и материалов

Преимущества и монтаж сплит-системы с медными трубами

Трубы из меди отлично подходят для создания систем кондиционирования воздуха. Из их достоинств можно выделить:

  • стойкость к коррозии;
  • герметичность;
  • устойчивость к истиранию;
  • гладкость наружной и внутренней поверхности;
  • хорошая теплопроводность;
  • устойчивость к температурным перепадам;
  • доступная стоимость.

В процессе монтажа кондиционеров применяются медные бесшовные трубы. Обычно в комплект поставки сплит-системы входят внутренний и внешний блоки, а всё остальное приобретается отдельно. Трубки размещаются с целью транспортировки хладагента по системе именно между вышеуказанными блоками. Размеры медных изделий напрямую влияют на производительность кондиционера. Чем диаметр трубок больше, тем значение данной характеристики устройства выше.

Устанавливаются кондиционеры в современных зданиях следующим образом:

  • выбираются места расположения внутреннего и внешнего блоков;
  • для прокладки трубок и электрокабелей в стене бурится отверстие диаметром 40 мм;
  • монтируются крепления внешнего и внутреннего блоков;
  • трубки прокладываются, обрезаются, а их сводные концы развальцовываются. Результат последней операции
  • имеет вид трубок с надетыми гайками;
  • трубки соединяются с внутренним и внешним блоками;
  • прокладывается трубка для слива конденсата;
  • система вакуумируется;
  • кондиционер подключается к сети.

Медные трубы экологичны и не подвержены коррозии, поэтому считаются лучшим вариантом для систем кондиционирования воздуха

Низкотемпературная пайка. Особенности

При потере вальцовочным соединением герметичности для её восстановления многие профессионалы отдают предпочтение не сварке, а именно пайке медных трубок. В пользу такого выбора они приводят следующие аргументы:

  • оперативность выполнения работ;
  • аппарат для пайки медных труб более дешёвый по сравнению со сварочным оборудованием.

Полученное соединение характеризуется:

  • надёжностью;
  • прочностью;
  • стойкостью к высоким механическим и температурным нагрузкам.

Осуществляется низкотемпературная пайка обычно с помощью пропановой горелки. Труба нагревается до температуры 200-250˚С. Если используется мягкий припой, для равномерного нагрева пламя горелки необходимо постоянно перемещать.

Полезно знать! В качестве припоев такого типа могут применяться следующие вещества: L-SnCu3 (S-Sn97Cu3) и L-SnAg5 (S-Sn97Ag5). С помощью этих материалов отлично выполняется пайка медных труб для кондиционера, поскольку данные химические соединения обеспечивают стойкость к механическим нагрузкам и коррозии.

Методика выполнения этой операции имеет свои особенности. Так, если при касании прутком припой не плавится, нагрев следует продолжить, постоянно перемещая при этом пламя. Когда припой начнёт плавиться, пламя следует убрать и дождаться, пока припой не проникнет в монтажный зазор. Зазор заполняется полностью, поэтому не вводите дополнительные объёмы припоя, поскольку появившиеся излишки затекут внутрь трубы и сократят, таким образом, полезный просвет.

Для низкотемпературной пайки применяется мягкий припой, выпускаемый в катушках

Из других особенностей низкотемпературной пайки следует отметить следующее. В случае использования стандартных кусков мягкого припоя, необходимо контролировать, чтобы их размер был равен диаметру соединяемого изделия. Придание требуемым участкам припоя Г-образной конфигурации обеспечит удобство выполнения паек медных труб.

Читайте также:  Изготовления самоловов своими руками

Одно из существенных преимуществ данного способа заключается в том, что прочность сырья – меди – сохраняется на высоком уровне. Самый главный недостаток – худшие механические характеристики соединения.

Особенности высокотемпературной пайки

Эта технология применяется, если во время эксплуатации трубопровод будет подвергаться высоким температурным нагрузкам. Выполняется высокотемпературная пайка исключительно газопламенным методом.
Когда применяется медно-фосфорный припой, обойтись можно и без флюса. Требуемая температура пламени горелки. Само пламя должно быть средним. Нагревать медные трубки следует равномерно. Такой подход обеспечит хорошее заполнение припоем монтажного зазора. При этом детали могут фиксироваться в любом положении. Для проверки степени готовности соединения можно использовать пруток твёрдого припоя: когда пайка медных трубок кондиционера завершится, при касании к созданному стыку он должен плавиться. Это явление будет свидетельствовать о том, приобретя жидкообразное состояние, данное вещество заполнило зазор полностью.

Чтобы успешно реализовать такой способ в домашних условиях, можно применить строительный фен. Более того, с помощью этого устройства профессионалы как раз и рекомендуют паять трубки систем кондиционирования из-за их небольших размеров. Работать с феном просто, алгоритм выполнения пайки аналогичен манипуляциям с горелкой.

Для качественной пайки важен достаточный прогрев заготовки, чтобы припой равномерно заполнил соединение

Преимущества высокотемпературной пайки следующие:

  • по сравнению с использованием мягкого припоя, можно уменьшить ширину соединения;
  • допускается эксплуатация в системах с высокой температурой;
  • повышенная прочность шва.

К недостаткам эксперты относят:

  • без наличия квалификации и опыта реализовать данный способ весьма затруднительно;
  • происходит отжиг меди.

Материалы и оборудование

Для выполнения пайки медных трубок ничего необычного и дорогостоящего приобретать не придётся. Вам понадобятся следующие приспособления и материалы:

1. Фаскосниматель. С помощью этого важного приспособления удаляются заусенцы с внутренних и внешних краев обрезанных под требуемые размеры труб.

Важно! Если заусенцы останутся, процедура соединения трубы и фитинга значительно осложнится.

Современная промышленность выпускает фаскосниматели двух типов: в виде карандаша и в круглом корпусе. Более дорогим является инструмент второго типа. Но его применение повышает удобство в работе. Следует также знать, что круглый фаскосниматель рассчитан на работу с трубами диаметром не более 36 миллиметров.

2. Паяльник. Обычно в качестве такового используется специальная работающая на пропане компактная горелка. В комплект её поставки входит простой сварочный прибор, оснащённый устройством переключения.

3. Труборез. Без использования такого приспособления «нежно» нарезать трубки из меди не удастся. Обусловлено это повышенной мягкостью медных изделий, из-за чего любой «неправильный» нажим способен вызвать их деформацию. Стоимость трубореза зависит от диаметра предполагаемой к обработке трубной продукции данного типа. Ещё одним влияющим на цену существенным фактором является наличие дополнительных опций, предоставляющих возможность применять такой инструмент для медных труб в труднодоступных местах.

Медные трубы нужно резать только специальным инструментом, чтобы не деформировать срез

4. Стальной ёршик и специальная щётка. С помощью этих аксессуаров осуществляется качественная очистка поверхностей и полостей подвергаемых пайке труб от образующихся во время этой операции окислов и загрязнений.

5. Паста для пайки и флюс. Эти жидкие или твёрдые составы не позволяют пузырькам воздуха проникнуть в стыковочный шов. Кроме того, благодаря ним степень адгезии припоя к поверхности элемента трубопровода значительно увеличивается.

6. Припой. При низкотемпературной пайке в качестве такового используется обычная оловянная проволока. Если же предполагается проведение высокотемпературной пайки, то в этом случае применятся медная проволока, в состав которой входит порядка 6% фосфора. Наличие данного компонента обеспечивает температуру плавления припоя при +700˚С. Это усреднённый показатель.

Кроме того, в комплекте для пайки медных труб должен присутствовать набор приспособлений общестроительной группы. В их числе такие инструменты, как:

Читайте также:  Как сделать сваи своими руками чертежи

Как паяются трубки из меди

Выше были рассмотрены лишь некоторые особенности процедуры пайки. Сам же процесс предусматривает выполнение определенных действий.

Эти действия производятся в строгой последовательности, подготовительные манипуляции обязательны:

  • удаление с мест предполагаемой пайки оксидной плёнки. Образовавшуюся в ходе обработки пыль тоже необходимо убрать;
  • нанесение на подготовленную поверхность флюса;
  • соединение фитинга с трубой. Размер зазора – не более чем пол-миллиметра;
  • разогрев места соединения в течение 15-20 сек.

Совет! Вести припой при разогреве по всему диаметру не нужно, проводить его необходимо лишь по краю соединения, поскольку он сам проникнет в зазор.

По завершении пайки в обязательном порядке выполняется промывка системы. Необходимость в этом мероприятии вызвана тем, что флюсовые остаточные загрязнения могут спровоцировать прохождение процесса коррозии металла, что приведёт, в свою очередь, к выходу кондиционера из строя.

Не стоит забывать ещё об одном нюансе. Для предотвращения потерь тепла во время работы кондиционера медные трубки необходимо изолировать. Наиболее эффективно работает каучуковая изоляция. Её низкая теплопроводность способствует надёжной эксплуатации агрегата. Помимо этого, снижается нагрузка на компрессор.

Источник

Как отремонтировать трубку кондиционера автомобиля своими руками

В качестве хладагента в автомобильной системе кондиционирования используется фреон, которые обладает высокой текучестью и способен проникать через малейшие повреждения. Потеря даже небольшой его доли от общего количества резко снижает эффективность охлаждения воздуха в салоне.

Если дефект заключается в появлении трещины или небольшого отверстия в магистральной трубке, то газ уходит полностью, причём вместе со смазывающим маслом.

Почему трубки кондиционера начинают выходить из строя

Современные трубки изготовлены из тонкостенного алюминия и запасом прочности не обладают.

Причин образования утечек может быть несколько:

  • внешняя и внутренняя коррозия, алюминий и сплавы на его основе постоянно защищены слоем окисла, но при его нарушении химическим или механическим путём металл быстро вступает в реакции со многими веществами и разрушается;
  • вибрационные нагрузки, некоторые лёгкие сплавы обладают хрупкостью при старении и легко покрываются сеткой микротрещин;
  • механические повреждения при ДТП, неаккуратных ремонтных вмешательствах или неправильной прокладке без защиты от внешнего воздействия;
  • трубки быстро протираются при разрушении их крепления и касании окружающих деталей.

Обычно повреждения плохо различаются визуально, искать их приходится по косвенным признакам или методами диагностики утечек.

Как определить повреждение трубок

Иногда при осмотре магистралей можно заметить следы потёков масла, которое входит в состав фреона при заправке. Но и оно имеет свойство испаряться со временем или маскироваться внешней грязью.

Для точного определения места повреждения подкапотное пространство отмывается, после чего система опрессовывается с применением специального красителя, который хорошо виден в свете ультрафиолетового фонаря.

Его же можно добавлять в состав хладагента для определения следов медленной утечки в процессе эксплуатации.

Способы ремонта

Лучшим и наиболее радикальным методом ремонта будет замена пострадавшей трубки на новую оригинальную деталь. Это не очень дёшево, но надёжно, такая запчасть имеет ресурс, сравнимый с конвейерной комплектацией, и с большой вероятностью хлопот не доставит до конца срока службы автомобиля.

При покупке детали нужно сразу по каталожным номерам подобрать уплотнительные кольца из металла с нанесённым слоем резины, они одноразовые.

Но не всегда удаётся быстро добыть нужную запчасть. Особенно на старые, редкие автомобили. Ждать окончания сроков доставки в сезон тоже мало кто пожелает. Поэтому могут быть применены разной степени надёжности ремонтные технологии.

Аргонно-дуговая сварка

Варить алюминий и его сплавы непросто, именно по причине быстрого образования на его поверхности той самой окисной плёнки. Металл мгновенно реагирует с кислородом, который всегда присутствует в окружающей атмосфере. Особенно при высокой температуре, которой требуют процессы пайки или сварки.

Читайте также:  Как переделать фильтр для бассейна своими руками

Сварка алюминия производится специализированными аппаратами в среде аргона. Доступ кислорода к шву при этом исключается непрерывным потоком инертного газа, а заполнение дефектов обеспечивается подачей присадочного материала, поставляемого в виде прутков различного химического состава.

Работа с аргоновыми аппаратами вряд ли возможна самостоятельно, оборудование стоит очень дорого, а сам процесс требует большого опыта и квалификации.

Гораздо проще снять повреждённую трубку и воспользоваться услугами профессионального сварщика. Если повреждение одиночное, а в целом трубка сохранилась хорошо, то отремонтированная таким способом деталь будет служить не хуже новой.

Ремонтные составы

Для быстрого ремонта можно использовать эпоксидные составы типа «холодная сварка» и армирующие бандажи. Надёжностью такой способ не отличается и долго не прослужит, это можно считать лишь временной мерой. Но иногда удаётся получить достаточно прочное и герметичное соединение.

В любом случае трубку придётся снимать и тщательно очищать от следов грязи, жира и окислов. Для придания прочности заплате используется армирование тканевыми материалами, например, на основе стекловолокна.

Образуется стеклопластиковый бандаж, герметичность которого определяется качеством очистки и адгезии компаунда к металлической поверхности. Для лучшего контакта отверстие или трещину разделывают механическим способом.

Готовые комплекты

Иногда целесообразней заменить металлическую трубку на резиновый шланг с наконечниками, или изготовить её самостоятельно. Существуют наборы комплектующих для подобных работ. В их состав входят трубки, фитинги, инструмент для обжима.

Если используются гибкие шланги, то материал должен быть специальным, это армированные резиновые шланги со стойкостью к фреону, маслу, высоким и низким температурам, а также способные выдержать с запасом имеющееся в магистрали давление.

Популярные составы для ремонта трубки кондиционера

Можно выделить несколько составов, в зависимости от технологии ремонта.

Ремонт пайкой

Используется газовая горелка на пропановом баллоне и припой для алюминия компании Castolin. Внутри присадочного прутка уже имеется флюс, поэтому работа сводится к подготовке поверхности, механической обработке и разогреву трубки горелкой.

По мере плавления припоя, материал затекает в дефекты поверхности, образуя прочную металлическую заплату, надёжно внедрённую в стенку трубки. Потребуется некоторый опыт пайки алюминия, но в целом это значительно проще, чем сварка, и не требует дорогого оборудования.

Poxipol

Популярный эпоксидный состав южноамериканского происхождения, работающий, в том числе, и по алюминию. Такой ремонт не может быть абсолютно надёжен, но при аккуратном применении известны случаи удачного ремонта трубок, которого хватало на сезон. Затраты небольшие, вполне можно попробовать.

Шланги GoodYear

Имеются наборы из фитингов, шлангов и расходников для самостоятельного изготовления гибкого заменителя алюминиевых трубок. Шланги фреоноустойчивые, армированные, держат нужное давление.

Потребуется специальный инструмент – кримпер, для обжима наконечников. Можно подобрать нужный типоразмер для разных исполнений штатных трубок, а также уплотнительные кольца из обрезиненного металла разного диаметра.

Инструкция по самостоятельному применению

Для быстрого ремонта допускается использование технологии наложения стеклопластикового бандажа на эпоксидном клее.

Можно использовать популярный Poxipol.

  • поверхность в зоне дефекта тщательно обезжиривается, зачищается шкуркой, металл слегка разделывается кончиком скальпеля;
  • смешанный в соответствии с инструкцией двухкомпонентный состав наносится на место ремонта и на бинт из тонкой стеклоткани;
  • ткань оборачивается вокруг трубки и промазывается сверху;
  • бандаж плотно удерживается около десяти минут до полимеризации клея.

Работать надо в перчатках, эпоксидные компоненты ядовиты и вызывают стойкое раздражение кожи. Компаунд быстро затвердевает, особенно при высокой внешней температуре.

При возникновении неисправности в пути, необходимо немедленно отключить кондиционер, если раньше это не сделает автоматика по сигналу датчика давления. Иначе работа компрессора без смазки вызовет необратимые повреждения и узел придётся менять в сборе.

Источник

Оцените статью