Уголок уединения
ЕЛЕНА
Уголок уединения
Воспитатель – мастер на все руки.
Мы с коллегой пришли к выводу, что нашим деткам нужно такое место, где можно побыть одному, и чувствовать себя в безопасности. Была поставлена задача, организовать уголок уединения. К нам на помощь пришел мой муж, все закупил, каркас сделал, до места довез и установил.
Уголок уединения — как средство преодоления негативного эмоционального состояния дошкольника.
Цель: преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников, посредством создания в группах «уголков психологической разгрузки».
• Создать положительный эмоциональный микроклимат в группе;
• Формировать позитивное отношение ребенка к сверстникам и взрослым;
• Организовать систематическую работу по нормализации и развитию эмоциональной сферы детей;
• Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе.
Актуальность проблемы. Жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста во многом зависит от его эмоционального состояния. Управлять переживаниями он еще не научился. Поэтому дошкольники, в значительной степени подвержены переменам настроения. Их достаточно легко развеселить, но еще легче обидеть или огорчить, поскольку они практически не знают себя и не умеют владеть собой. Именно поэтому одним из важнейших умений для педагогов и родителей дошкольников является умение регулировать эмоциональную сферу ребенка.
Поведение, настроение ребёнка очень сильно зависит от его эмоционального состояния. Управлять своим переживаниями он ещё не научился, и поэтому его жизнь сильно подвержена переменам настроения.
Ребёнка легко рассмешить, удивить, обидеть. Для педагогов и родителей одной из наиважнейших задач воспитания является формирование умения регулировать эмоциональную сферу ребёнка. Здесь ключевым понятием является слово «регулировать». Подавление эмоций может привести к разнообразным невротическим проявлениям. Испытывая определённые чувства, ребёнок познаёт себя, других людей, окружающий его мир. Психологи не советуют стыдить ребёнка, а тем более наказывать его за проявление негативных чувств и эмоций.
К негативным эмоциям относятся гнев, злоба, агрессия, боль, обида, страх. Для того, что бы помочь ребёнку разобраться в переживаемых им чувствах, необходимо понять причину их возникновения, а таковых может быть большое количество. Наиболее распространённые это — детская ревность, обида, зависть, защита от нападок, охрана своей личной территории, страх разлуки с родителями, чрезмерный контроль взрослыми, недостаток внимания, переутомление.
Важным условием для формирования умения у ребёнка управлять своими эмоциями является организация соответствующей среды.
Эффективной формой работы является создание в каждой группе детского сада «Уголка уединения».
Иногда в литературе можно встретить название «Уголок настроения», что также является верным, так как отражает суть предназначения.
«Уголок уединения» — это место, где ребёнок в детском саду может ощутить себя в полной безопасности, может успокоится, расслабиться, поиграть с любимой игрушкой, рассмотреть фотографии, книги, «позвонить» маме, или просто помечтать.
Такое “детское место” позволяет предупредить непомерное возбуждение ребёнка, ведущее к утомлению его нервной системы.
Для организации уголка уединения не требуется много места. По размеру он не должен быть громоздким, а может напоминать маленький уютный домик, шатёр, палатку. Главное, что бы ребёнок чувствовал себя в нём защищённым. Это место должно быть привлекательно для ребёнка, но в то же время не рекомендуется использовать в оформлении слишком яркие, цвета. Возможно размещение пейзажных картин, релаксационных светильников, шумовых водопадов. На пол обязателен мягкий коврик и красочные подушки, или уютное детское кресло, модули.
Большое значение имеет оснащение такого уголка. Здесь могут быть фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями, «телефон».
Особую нишу занимают игрушки для снятия психического напряжения.Это могут быть:
— стаканчики для крика, подушки для битья;
— коробочка для плохих чувств (ребёнок выговаривает в коробочку все свои обиды, может нарисовать свой гнев или обиду и также положить туда, коробочку берут с собой на улицу и там «выбрасывают» всё её содержимое);
— коврик злости (коврик с шероховатой поверхностью, ребёнок снимает обувь и вытирает об его ноги до тех пор, пока у него не улучшается настроение);
— зеркало настроения (зеркало к которому прилагается альбом со схематическим изображением лиц, выражающих разное настроение, ребёнок, глядя в зеркало пытается отобразить на своём лице ту либо иную эмоцию);
— набор для рисования, лепки (листы бумаги, карандаши, фломастеры, пластилин);
— коробка примирения (коробка с отверстиями с двух сторон, дети вставляют руки и пожимают их друг другу);
— кубик настроения (на гранях куба нарисованы различные эмоции, ребёнок, рассматривая его,выбирает ту грань, где изображено то, что он чувствует, а потом выбирает ту – которую он бы хотел почувствовать). По тому же принципу работает пособие – «Цветок эмоций»;
— «Книга доброты» – альбом с размещёнными только добрыми сказочными, мультипликационными героями, сюжетные картинки, где изображены сцены хороших поступков.
Также в уголке уединениямогут находиться различные дидактические игры и игрушки:
— театральная ширма с комплектом игрушек для театральной деятельности
— тактильные, сенсорные коврики;
— игры для развития мелкой моторики (нанизывание, перебирание по форме, по цвету);
— клубочки разноцветных ниток (для разматывания и сматывания);
—дидактические игры по изучению эмоциональных состояний:«Чувства и эмоции», «Как поступают друзья», «Угадай эмоцию», «Найди друзей», «События и эмоции», «Мои чувства», «Эмоции в сказках».
Важно помнить, что все эти игры и игрушки не должны храниться в уголке постоянно. Вся атрибутика периодически меняется, обновляется и пополняется по мере необходимости.
Эффективность работы зависит от того на сколько дети осведомлены с предназначением уголка, его оснащённостью и умением пользоваться атрибутами. Поэтому детей знакомят с уголком сразу после его организации, предлагают осмотреться, опробовать игрушки. По мере внесения нового атрибута, детям демонстрируются различные способы манипулирования с ним.
Полезно также учить детей дыхательным гимнастикам, которые успокаивают нервную систему, уравновешивают их эмоциональное состояние.К таковым можно отнести:
«Ходьба по комнате»
Ходьба по комнате в течение 1-2 мин. Дыхание глубокое, на 2 шага – вдох, на три шага – выдох. Дыхание через нос.
И. п. : стоя, ноги вместе. Руки медленно п
днять вверх и соединить над головой. Пальцы в замке и повернуть ладонями вверх. Подняться на носки, потянуться вверх – вдох, вернуться в И. п. – выдох. Следить за полнотой вдоха. Повторить 3-4 раза.
В уголке могут лежать схематические карточки, которые напомнят ребёнку о дыхательной гимнастике и технике её выполнения.
При правильной организации уголка, это место станет настоящим помощником воспитателя в группе, кроме того поможет детям разобраться во всём спектре чувств, которые они испытывают.
Уголок уединения в младшей группе В нашей группе создан положительный эмоциональный микроклимат. Мы учли возрастные особенности детей нашей группы, создали «уголок уединения».
Уголок уединения из пластиковых труб Уголок уединения — это место, где ребенок может расслабиться, успокоиться, помечтать, восстановить силы, увеличить запас энергии. Наш.
Уголок уединения в детском саду «УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ» Являясь слушателем муниципальной опорной площадки на базе МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида.
Уголок уединения в ДОУ Согласно существующим требованиям к организации развивающей среды в образовательных учреждениях, является необходимым создание в ДОУ комфортных.
Уголок уединения «Балдахин» Название материала: балдахин, «Уголок уединения». Возраст: 3-4 года Материал: шелк, органза, пластиковое крепление. Цель: прямая – уединение,.
Смотр-конкурс «Уголок уединения» ПОЛОЖЕНИЕ о смотре-конкурсе на лучшую организацию «Уголка уединения» в группах 1. Настоящее Положение о смотре-конкурса «Уголков уединения».
Уголок уединения Я работаю в МБОУЦ 25 (центр дошкольного развития «Олимпик») в первой младшей группе. В марте у нас проходил смотр-конкурс уголков уединения.
Уголок уединения УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ Дети проводят в детском саду больше времени, чем дома. Можно с уверенностью сказать, что детский сад для них второй дом.
Уголок уединения Согласно существующим требованиям к организации развивающей среды в образовательных учреждениях, является необходимым создание в ДОУ комфортных.
Уголок уединения во 2-й младшей группе. Одной из важных задач воспитания является формирование умения регулировать эмоциональную сферу ребенка. Организация соответствующей среды.
Источник
Оформление уголка уединения по ФГОС. «Сказочный грибок» в средней группе
Филиппова Елена
Оформление уголка уединения по ФГОС. «Сказочный грибок» в средней группе
Оформление уголка уединения в средней группе по ФГОС. «Сказочный грибок»
Одна из важных задач воспитательного процесса в ДОУ — формирование и развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. Организация образовательного процесса формируется на основе глубокого уважения к личности ребёнка, на учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему, как к сознательной, самостоятельной личности.
Согласно существующим требованиям ФГОС при организации развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ создание комфортных условий необходимо не только для активной деятельности воспитанников, для совместных игр, для программных занятий, но и для психологической разгрузки детей. Для этих целей в группах оборудуются «уголки уединения», где ребенок может расслабиться, успокоиться, восстановить силы, просто побыть в одиночестве.
Уголок уединения, конечно, не должен быть большим, чтобы ребенок чувствовал себя в нем комфортно, уютно, а форма шатра для нашей группы оказалась идеальной. От детской палатки, пришедшей в негодность, осталась крыша в форме купола, которая и положила начало нашего «строения». В качестве стен использовала вуаль нежно-оранжевого цвета, предварительно приклеив на нее при помощи двустороннего скотча яркие картинки все с той же палатки. Получился вот такой «Сказочный грибок».
В центре уголка идеально поместилось детское кресло-мешок зеленого цвета, на нем – две подушки-обнимушки в форме цветов.
На пол, справа от кресла, положила «островок примирения» — небольшой мягкий коврик, на который поссорившиеся дети могут встать и помириться.
Здесь же лежит и «коробочка примирения» — картонная коробка с двумя отверстиями. Дети, держась за руки внутри коробочки, проговаривают слова мирилки, мирятся.
Слева от кресла – «коврик злости» — небольшой коврик из «грубой» ткани с пришитыми пуговицами. Ребенок, сняв обувь, вытирает ножки о коврик, пока не перестанет злиться.
«Подушка для битья» также поможет ребенку успокоиться.
Внутри уголка поместился и стеллаж для игрушек, на полках которого расположились:
1) Предметы для выражения негативных эмоций:
— «стаканчик гнева», в котором ребенок может оставить свои негативные мысли, слова;
— зеркало для хорошего настроения, заглянув в которое и улыбнувшись, дошкольник успокоится, расслабится;
2) Предметы, выполняющие успокаивающую и релаксационную функцию:
— сенсорные игрушки (шнуровки, мозаика);
— игрушки-шумелки;
— альбом с изображением любимых героев сказок;
— игрушечный телефон для воображаемых звонков родителям;
— массажеры – мячики-ежики, тактильные мешочки, наполненные песком, крупой;
— корзинка с клубочками разного цвета, разматывая и сматывая которые ребенок успокаивается;
— бутылочка с гелем для душа, в которой плавает бисер, новогодняя мишура, переворачивая которую и наблюдая за красиво опадающими вниз цветными бисеринками, блестками, ребенок расслабляется;
— материалы для творчества: цветное тесто, пластилин, доска для рисования. Ребенок может нарисовать свое настроение, слепить свой страх, затем – порвать картинку, смять в комок пластилиновую фигуру;
— дидактическая игра «Собери бусы».
3) Пособия для развития эмоциональной сферы, помогающие ребенку лучше понять свое настроение:
— дидактическая игра «Угадай эмоцию»;
— «куб настроения», на каждой стороне которого изображена определенная эмоция. Ребенок выбирает эмоцию, которую он хотел бы почувствовать;
— мягкая тряпичная кукла Пчелка, обнимая которую, ребенок делится своим настроением;
— мешочки плохого и хорошего настроения. Плохое настроение можно положить в один мешочек, а хорошее взять из другого;
— ласковое солнышко с лучиками-ленточками. Закручивая на пальчик лучики, ребенок успокаивается, также благодаря этому солнышку поссорившиеся дети могут помириться.
«Поляна настроений» оформлена внутри уголка на разных стенах «Сказочного грибочка». Ребенок выбирает для себя понравившееся настроение, стараясь не «потерять» его в течение всего дня.
Воспитатель обязательно знакомит детей с каждым предметом, пособием, показывая и объясняя способы взаимодействия, игры с ним.
Уголок уединения помогает ребятам не только успокоиться, расслабиться, но и поиграть в спокойные игры, позаниматься творчеством, позволяет просто отдохнуть от шума.
Оформление уголка дежурств в средней группе Для эффективной организации труда с воспитанниками средней специальной группы мы оформили уголок дежурств, который даст возможность воспитанникам.
«Сказочный домик-грибок». Мастер-класс волшебного оформления участка Согласно легенде, если вы построите сказочный домик и оставите его в саду, он может привлечь сказочных существ в ваши владения. В детстве.
Домик для «Гномиков». Оформление уголка уединения в детском саду В начале лета я ушла в отпуск. Но находясь в отпуске, я думала, как изменить развивающую среду в группе и что придумать нового для моих.
Фотоотчёт: Оформление и атрибуты уголка ПДД (правила дорожного движения) в средней группе. Доброе время суток, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию оформление и атрибуты уголка «ПДД» в нашей группе. В уголке есть всё.
Оформление книжного уголка в средней группе Представляю вашему вниманию, как можно оформить книжный уголок в средней группе. Это продолжение моего разговора об оформлении предметно-развивающей.
Оформление математического уголка во второй средней группе Непременным условием развития детского математического творчества является обогащенная предметно — пространственная среда. Это, прежде всего,.
Оформление национального уголка в средней группе Важной составляющей образовательной среды в группе является национальный уголок. Он несет функцию воспитания у детей патриотических чувств,.
Оформление патриотического уголка в ДОУ согласно ФГОС В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень.
Оформление уголка уединения в средней группе по ФГОС В требованиях ФГОС ДО развитие предметно — пространственной среды обращает особое внимание не только к обеспечению совместной деятельности.
Украшение для участка из пластиковых бутылок «Зайцы», «Сказочный грибок» Украшение для участка из пластиковых бутылок. «Зайцы», «Сказочный гибок».Множество поделок можно изготовить из пластмассовых отходов. Страшно.
Источник