- Проверка, прозвонка якоря болгарки своими руками
- Видеоверсия статьи
- Устройство
- Причины неисправностей
- Как проверить исправность, прозвонить ротор УШМ в домашних условиях, видео
- Визуальный осмотр
- Тестером, мультиметром
- Индикатором межвиткового замыкания
- Лампочкой
- Дросселем
- Ремонт, замена, перемотка
- Как прозвонить исправность якоря электродрели в домашних условиях
- Устройство якоря болгарки
- Возможные неисправности якоря УШМ
- Как проверить якорь болгарки на исправность
- Как проверить с помощью мультиметра
- Проверка индикатором короткозамкнутых витков (ИКЗ)
- Проверка асинхронного электродвигателя
- Диагностика прибором проверки якорей (дросселем)
- Как проверить якорь, если нет специальных инструментов
- Когда не следует проверять якорь самостоятельно
- Что делать при обнаружении неисправности якоря
- Меры предосторожности
Проверка, прозвонка якоря болгарки своими руками
Ротор для ИНТЕРСКОЛ УШМ-2300M, HAMMER. Фото 220Вольт
При выходе из строя болгарки выполняется диагностика по выявлению причин. Одной из них может быть поломка якоря (ротора) электропривода. Выполнить проверку исправности/неисправности этого вращающегося узла можно самостоятельно. Необходимо иметь в арсенале лишь простые приборы для осуществления прозвонки электрической цепи.
Видеоверсия статьи
Устройство
Для грамотной диагностики неисправностей якоря важно знать устройство и принцип его работы. Основными элементами якоря являются круглый сердечник, состоящий из набора пластин электротехнической стали и навитая в его пазы определенным образом обмотка. В каждый из пазов по специальной схеме укладываются две якорные обмотки. Первый и последний виток одной из обмоток находятся в одном пазу и замыкаются на одну ламель.
Ротор для Макита УШМ 9069 MAX. Фото 220Вольт
Сердечник напрессовывается на ротор, вращающийся под действием сил, возникающих в электромагнитом поле, образованном обмотками якоря и работающего с ним в паре катушками статора. В болгарках якорь – это сборочный узел, с расположенной на одном конце вала ведущей шестерней, на противоположном – коллекторный узел.
Причины неисправностей
Причинами поломки ротора может быть неправильная эксплуатация электроинструмента, которая представлена следующими факторами:
- превышено допустимое время непрерывной работы, что является одной из основных причин выхода из строя бытовых болгарок;
- проведение работ в условиях агрессивных сред с наличием песка, влаги, абразивной пыли и других подобных материалов;
- работа в условиях, превышающих допустимую нагрузку;
- некоторые механические неисправности влияют на дисбаланс вращающегося ротора, что в конечном итоге сказывается на нормальном функционировании электрической цепи ротора;
- нестабильность сетевого напряжения во время работы электроинструментом.
Исправный ротор для Бош УШМ GWS6-100/GWS 850 MAX. Фото 220Вольт
Работа электроинструмента, сопряженная с действием указанных факторов, приводит к возникновению следующих неисправностей:
- обрыв проводников катушек;
- короткое замыкание между витками из-за подгоревшей изоляции;
- изоляция теряет свои свойства, что может вызвать пробой обмотки на корпус сердечника;
- нарушение коллекторных контактов;
- частички обгоревшего изоляционного лака или оплавившегося припоя попавшие в зазоры, которые соприкасаются с вращающимся ротором, могут нанести механические повреждения элементам болгарки: трещины, скалывания, глубокие царапины.
- ламели коллектора неравномерно изнашиваются, на них образуется нагар от короткого замыкания.
В основном это происходит при длительной работе коллекторного двигателя болгарки без перерыва на отдых. Изоляция обмотки от нагрева теряет свои характеристики, оплавляется, что приводит к короткому замыканию витков. Контакты, соединяющие обмотку якоря с ламелями коллектора, могут отпаяться, электрический ток прерывается и электропривод останавливается.
Как проверить исправность, прозвонить ротор УШМ в домашних условиях, видео
В бытовых условиях существуют следующие способы диагностики якоря:
- внешний осмотр;
- с применением мультиметра;
- лампочкой и двух проводков соединенных с нею;
- приборами специально созданными для проверок целостности обмоток (индикатором короткого замыкания, устройством проверки якорей и другими).
Более подробно о видах диагностики в нижеследующей информации, где есть видео.
Визуальный осмотр
Даже при наличии полного арсенала приборов для проверки электрической цепи якоря, никогда не пренебрегайте визуальным осмотром — обязательным первым шагом всего процесса диагностики. Внимательный взгляд найдет признаки, по которым знающий конструкцию и принципы работы ротора пользователь определит характер неисправностей.
Обуглившиеся следы и присутствие специфического запаха являются причиной сгоревшей изоляции и в конечном итоге повреждении проводов обмотки. Следует обратить внимание на смятые или вздувшиеся витки, что может санкционировать наличие в данном месте обрывов. На обмотках могут находиться частицы от припоя, которые являются источником короткого замыкания.
Нарушения контактов обмоток с коллектором можно обнаружить по выгоревшим ламелям. Визуально диагностируются повреждения самого коллектора — приподнятые, изношенные или обгоревшие пластины.
Тестером, мультиметром
Прибор мультиметр или другое его название тестер для измерения электрических параметров: силы тока, напряжения, сопротивления – можно использовать для поиска обрывов проводов обмоток или пробоя их на корпус сердечника.
В следующем видео автор предлагает вариант диагностики от простого к сложному. С помощью мультиметра в первую очередь прозванивается статор. Выполнить его проверку значительно проще, чем ротора. Если на статоре нет никаких обрывов и пробоев обмотки на корпус, то можно делать вывод о неисправности якоря. Далее следует проводить его диагностику более детально с определением точного вида дефекта и определением метода устранения. Проводится прозвонка мультиметром в режиме «проверка сопротивления» с установленной минимальной шкалой измерения (до 200 Ом).
В данном видео, как и в другом показан процесс определения обрывов обмоток, который действительно достаточно трудоемок, так как измерения проводятся между каждой парой ламелей по всему контуру коллектора. При этом на не имеющем обрывов обмоток якоре все показания мультиметра не должны отличаться друг от друга в пределах 0,1 Ом. Пробой обмоток на корпус проверить значительно проще расположив один щуп на корпусе сердечника, а другой на пластинах коллектора. Шкала мультиметра не должна реагировать никакими показаниями.
Мультиметром невозможно определить межвитковое замыкание. Здесь применяются другие приборы.
Индикатором межвиткового замыкания
В следующем видео автор тестирует прибор для определения межвиткового замыкания (ИМЗ) собственного изготовления. Принцип его действия основан на взаимодействии электромагнитных полей, создаваемых катушками прибора ИМЗ и обмотками якоря или статора. При наличии межвиткового короткого замыкания параметры магнитного поля прибора изменяются, что фиксируется световой индикацией — загорается красная лампочка, при отсутствии короткого замыкания горит зеленая.
Лампочкой
При отсутствии мультиметра прозвонить электрическую цепь ротора можно с помощью 12 В лампочкой. Для начала подсоединить два провода к самой лампочке. Источник питания — обычная батарейка, к концам которой следует подключить концы разрыва одного из проводов, подключенного к лампочке. Такой самодеятельный «прибор» используется вместо мультиметра, где концы проводов прикладываются к ламелям, не соприкасаясь друг с другом. Аккуратно вращая якорь следить за яркостью лампочки. Если она горит постоянно не мигая, то обрывов в обмотке нет.
Пробой обмотки на корпус сердечника проверяют соединением одного из концов с коллектором, а другого с сердечником или валом. Если лампочка загорается значит существует пробой обмотки на корпус.
Дросселем
Наличие межвиткового замыкания в роторе можно определить с помощью устройства для проверки якорей. Оно представляет собой трансформатор с одной первичной обмоткой, фактически это провод, намотанный на ферромагнитный сердечник. При этом в нем выполнен вырез треугольником, в котором можно устойчиво расположить испытуемый ротор. Обмотка его начинает работать как вторичная катушка трансформатора.
При наличии межвиткового замыкания параметры магнитного поля ротора обладают большей интенсивностью, положенная на поверхность сердечника металлическая полоса будет вибрировать и намагниченная притягиваться к корпусу сердечника. Пластина будет свободно перемещаться на корпусе сердечника ротора, если в нем нормальные обмотки без дефектов.
Ремонт, замена, перемотка
После проведения диагностики и определения видов неисправностей ротора следует решение о способах ремонта. Возможно сделать ремонт своими руками, который будет связан с самостоятельной перемоткой якоря. Если этот вариант кажется трудоемким и сложным, можно пойти по упрощенной схеме и заменить сгоревший ротор на новый, соответствующий модели болгарки. Самый простой, но и дорогой вариант – это обратиться в специальную сервисную службу.
При принятии решения о ремонте якоря своими руками в помощь информация, которая имеется в статьях «Как снять якорь с болгарки», «Замена и ремонт якоря болгарки», «Перемотка якоря болгарки своими руками».
Источник
Как прозвонить исправность якоря электродрели в домашних условиях
Болгарка — электроинструмент, который часто используется в домашнем хозяйстве. Иногда люди сталкиваются с ситуациями, когда даже качественные модели данных устройств выходят из строя. Чаще всего такое случается из-за поломки якоря в результате неправильной эксплуатации. Чтобы убедиться в том, что он сломан, необходимо знать, как проверить якорь болгарки мультиметром.
Болгарка — инструмент, который есть в доме практически у каждого
Устройство якоря болгарки
Якорь мотора — конструкция, состоящая из специальной токопроводящей обмотки и магнитного провода, в котором запрессован вращающийся вал. На одной из сторон детали располагается ведущая шестеренка. На противоположной стороне находится коллектор с ламелями.
Также в конструкции есть специальные пазы, в которые укладывается якорная обмотка. Ее концы попарно соединяются в ламелях и в результате образуют единую цепь.
Возможные неисправности якоря УШМ
Якори, установленные в болгарках, электродрелях и перфораторах, периодически выходят из строя. Есть несколько распространенных неисправностей, с которыми люди сталкиваются чаще всего:
- выход из строя коллектора;
- замыкание между обмоточными витками узла;
- пробой изоляции;
- распаивание контактов коллектора;
- изнашивание втулочных шипованных элементов.
Дополнительная информация! Чтобы определить, что точно вышло из строя, придется в домашних условиях тестером проверять якорь.
Как проверить якорь болгарки на исправность
Мультиметр — универсальный инструмент, часто используемый для проверки якоря
Многих интересует, как правильно проверять якори, установленные в болгарках от Бош или Интерскол. Прежде чем приступить к диагностике, необходимо провести предварительный визуальный осмотр. С его помощью можно увидеть видимые причины поломки.
Например, таким образом можно будет определить, не оплавилась ли проводка. Если внимательно осматривать деталь, можно заметить различные вмятины или погнувшиеся участки.
Также визуальный осмотр проводится, чтобы убедиться в том, что на витках отсутствует припой и другие токопроводящие элементы. Дело в том, что они нередко становятся причиной появления короткого замыкания, которое приводит к выгоранию ламелей.
Как проверить с помощью мультиметра
После осмотра детали необходимо проверить ее работоспособность при помощи мультиметра. Делается это следующим образом:
- Установить значение сопротивления на 200 Ом.
- Соединить щупы прибора с соседними ламелями и проверить показания.
Если показатели между соседними пластинами одинаковы, значит обмотка полностью исправна и проблемы отсутствуют. Однако иногда во время проверки значение сопротивления опускается ниже, чем 1 Ом. Это говорить о том, что между витками есть короткое замыкание.
Также о неисправности может свидетельствовать и повышенное сопротивление. Чаще всего оно возрастает из-за межвитковых обрывов.
Проверка индикатором короткозамкнутых витков (ИКЗ)
ИКЗ часто используется для поиска коротких замыканий
Иногда встречаются якоря, в которых не видно проводов из-за установленного бандажа. В таких случаях единственным способом проверки является использование устройств ИКЗ.
Сначала необходимо убедиться в наличии обрывов и коротких замыканий. Для этого надо подсоединить тестер к двумя соседним ламелям и проверить их сопротивление. Если оно будет низким, значит есть замыкание.
Дополнительная информация! Перед использованием ИКЗ его необходимо правильно настроить. Нужно отрегулировать чувствительность прибора таким образом, чтобы на его панели загорелась красная лампочка.
Проверка асинхронного электродвигателя
Начинаться проверка электрического двигателя должна с его визуального осмотра. При проведении внешнего осмотра особое внимание уделяется щитку. На нем должна быть указана информация об изготовителе и типе используемого двигателя.
Затем надо осмотреть обмотку на наличие повреждений. Возможно, на ней будут видны вмятины или обрывы. Обмотка ротора должна быть целой, без торчащих наружу проводов.
Если во время осмотра не обнаружено повреждений, придется воспользоваться измерительными приборами. С их помощью удастся определить, есть ли обрывы и короткое замыкание.
Диагностика прибором проверки якорей (дросселем)
Дроссель часто используется при диагностике якоря
Дроссель — небольшой трансформатор, который имеет только первичную обмотку. В его сердечнике вырезан специальный магнитный зазор, который используется для определения замыкания.
Во время диагностики ротор необходимо расположить в зазоре и включить прибор. Затем надо положить на якорь железную пластину. Если она начинает вибрировать, значит есть замыкание.
Как проверить якорь, если нет специальных инструментов
Лампочка на 12В подходит для проверки работоспособности якоря
Если нет возможности воспользоваться специальными приборами, можно проверить контакты 12-вольтной лампочкой. Она вставляется в разрыв, после чего подается напряжение от аккумулятора. Если с якорем все в порядке, она загорится и не будет тухнуть.
В случаях, когда лампочка не светится, придется искать разрыв контура или замыкание в статоре.
Когда не следует проверять якорь самостоятельно
Далеко не всегда стоит самостоятельно пытаться заниматься проверкой якорей. Дело в том, что это довольно непростая работа. Поэтому людям, которые никогда раньше не занимались подобным, лучше позвонить специалистам.
Без теоретических знаний и практических навыков не стоит даже пытаться разбирать болгарку. Если сделать это неправильно, можно серьезно повредить инструмент.
Дополнительная информация! Если есть гарантия на болгарку, необходимо обратиться в точку продажи и показать менеджеру гарантийный талон. Он должен забрать инструмент на ремонт или заменить его на новый.
Что делать при обнаружении неисправности якоря
Если во время диагностики были обнаружены серьезные неисправности, есть два способа решения проблемы. Первый заключается в повторной перемотке элементов. Самостоятельно сделать это довольно сложно, лучше обратиться за помощью в соответствующие центры.
Стоит отметить, что даже после ремонта якорь может довольно быстро сломаться. Поэтому лучше заменить сломанную деталь на новую. Перед выбором якоря для замены необходимо убедиться в том, что он полностью соответствует модели болгарки.
Меры предосторожности
Подключение в перегруженную сеть — одна из причин поломки болгарок
Перед тем как прозвонить статор болгарки мультиметром, необходимо ознакомиться с мерами предосторожности при использовании болгарок. Среди основных рекомендаций можно выделить следующее:
- не перегружать двигатель, чтобы он не перегревался во время работы;
- пользоваться сменными кругами подходящего диаметра;
- не допускать, чтобы внутрь корпуса попадало большое количество мусора и грязи;
- следить за смазкой на подшипниках и в редукторе;
- не подключать инструмент в перегруженную сеть, так как это может негативно сказаться на его работоспособности.
Люди, которые часто пользуются болгаркой, периодически сталкиваются с поломкой якоря. Чтобы установить причину неисправности, необходимо проверить деталь при помощи мультиметра. Однако прежде чем этим заняться, необходимо ознакомиться с тем, как делать это правильно.
Источник