Как отбалансировать колесо мотоцикла своими руками

МОЙ МОТОЦИКЛ

Замена шин требует обязательной балансировки, но не все шиномонтажники умеют обслуживать мотошины. Выход из этого есть — можно сбалансировать шины самостоятельно. Как это сделать я подробно опишу в этой статье.

Под балансировкой колеса понимают один из двух процессов: статическую или динамическую. Первый вариант -это уравновешивание массы колеса относительно центра вращения. Второй — устранение осевых биений, чтобы вращающееся колесо не пыталось двигать в пространстве собственную ось вращения.

В силу малой массы и ширины мотоциклетных колес, а также сравнительно высокой точности их изготовления, динамическая балансировка мотоциклистов не интересует. Впрочем, необходимость в динамической балансировке может возникнуть при использовании спицованных колес. Однако в этом случае проблему лучше решить на корню: устранить биения колеса правильной подтяжкой спиц. Ну и, конечно же, кривые и плохо выправленные диски не рассматриваем: они не могут балансироваться в принципе.

Для балансировки вам понадобится инструмент в виде перевернутой буквы «П», на которую кладут ось с балансируемым колесом. Чтобы ось свободно вращалась, с каждого края предусмотрена пара подшипников.

Точность статической балансировки при помощи этого устройства очень велика, ничуть не хуже, чем на специальных станках. Последние рассчитаны в основном на автомобильные колеса, так что «ручная» балансировка может оказаться более точной.

Внимание! Первое: балансировать колесо нужно в сборе с тормозными дисками. Второе: на резине есть отметка, обозначающая ее самое легкое место. Нужно забортовать колесо так, чтоб эта метка совпала с положением ниппеля.

Сам процесс балансировки очень прост. Необходимо добиться, чтобы вращающееся колесо останавливалось случайным образом, а не одним и тем же участком вниз. Поворачиваем неподвижное колесо на 90 градусов, отпускаем и наблюдаем за его вращением и остановкой, сопровождаемой затухающими колебательными движениями. Несбалансированность колеса очевидна, если определенная, самая тяжелая точка на ободе опускает его вниз.

Как только колесо остановилось, клеим на верхнюю часть диска балансировочный груз. Если у вас есть на набор грузов на 5, 10, и 20 г., лучше для начала фиксировать их на скотч, чтобы подобрать правильный вес. В плане точности балансировки один груз на 20 г. будет всегда лучше четырех пятиграммовых. Важно учесть, что балансировочный груз должен быть поровну распределен по двум сторонам обода колесного диска. То есть, при общем весе 20 г. потребуется два груза по 10 г.

Наклейкой грузов нужно добиться ситуации, когда колесо после поворота на 90 градусов останется неподвижным. Это идеальный баланс, который в большинстве случаев практически не нужен. Можно остановится и на очень медленном движении колеса в сторону самой тяжелой точки диска.

Итак, найден нужный вес балансировочного груза и точка, куда его следует приклеить. Слегка раскручиваем колесо, чтобы долго не ждать, пока оно остановится. Наблюдаем за его поведением. Идеально отбалансированное колесо будет останавливаться случайным образом, отбалансированное близко к идеальному после первоначальной остановки будет медленно стремится повернуться тяжелой стороной вниз.

Раскручивание колеса необходимо, чтобы убедиться, что балансировочная ось не кривая, закреплена ровно. а подшипники балансировочного станка свободно вращаются. В итоге, мы ищем подтверждение тому, что колесо отбалансированно правильно, а не просто не движется вследствие проблем с инструментом.

Перед окончательным фиксированием грузиков нужно обезжирить поверхность диска. Подойдет бензин, средство для чистки тормозных дисков, ацетон и прочее.

Чтобы не пачкать обезжиренную поверхность, лучше клеить грузики в одноразовых перчатках из полиэтилена. Для этого снимаем защитную пленку на клейкой стороне груза и сильно придавливаем его к колесному диску. На этом процесс балансировки окончен. Осталось провести тестовую поездку, чтобы убедится, что все действительно в порядке.

Надеюсь эта статья поможет вам. Информация взята из журнала «Байк». Удачи на дорогах…..

Источник

Балансировка Мото Колес

Статическую балансировку мотоколес необходимо делать после шиномонтажа. При шиномонтаже желательно проверять целостность и биение диска. Если диск поврежден или деформирован, его надо ремонтировать перед балансировкой. Для балансировки необходимо вывесить колесо на горизонтальной, свободно вращающейся оси. Для этого удобно использовать специальный стенд. Колеса балансируются с накаченной резиной и тормозными дисками. Заднее колесо иногда балансируется еще и со звездой, если она жестко крепится к диску (точную информацию смотрите в мануале конкретной модели мотоцикла).

Статическая балансировка

1) Качните колесо. Когда оно остановится, самая тяжелая точка колеса будет внизу (точка Х1).

2) Поверните колесо на 90 градусов и отпустите. Убедитесь, что точка Х1 в том же месте. Если она будет смещена, сделайте операцию несколько раз, чтобы выбрать среднее положение. Такое бывает если диск деформирован.

3) Установите груз напротив самой тяжелой точки Х1. Лучше начинать с самого маленького и приклеивать его не полностью, чтобы было легче снять.

4) Поверните колеса на 90 градусов и отпустите. Если груз будет возвращаться вверх, значит точка Х1 его перевешивает, и надо добавить груз. Добавляйте грузы пока колесо не будет двигаться при повороте на 90 градусов.

Читайте также:  Детский рюкзак своими руками выкройки пошаговое

5) Если колесо в различных положениях статично (не двигается), снимите тестовые грузы и приклейте новые, предварительно обезжирив поверхность. Идеально использовать грузы на центральное ребро диска (для спицованных колес — грузы на спицы), но такие грузы у нас не продают. Поэтому клеить грузы надо симметрично по обеим сторонам диска.

6) Если колесо не статично в некоторых положениях, рекомендуется сделать балансировку еще раз с нуля. Причины могут быть в том, что колесо недостаточно жестко зафиксировано на оси; диск или резина имеют деформации; резина установлена не соосно вентилю; подшипники сильно изношенны; если колесо спицованное, оно может иметь динамическое биение из-за плохо протянутых спиц.

В видео процесс показан более наглядно! Переднее колесо от BMW K1100LT имеет небольшую вмятину, но это не помешало добиться статического баланса. Заднее колесо от R6 2004 балансируется со звездой!

Источник

КАК ПРАВИЛЬНО ВЫПОЛНИТЬ БАЛАНСИРОВКУ КОЛЕСА МОТОЦИКЛА СВОИМИ РУКАМИ

Балансировка колес автомобиля является одной из важнейших процедур, которой следует уделять особое внимание. Именно по этой причине водители должны и, в подавляющем большинстве, устанавливают на свои машины все четыре колеса с одинаковой резиной. Уж кому, как не им понятно, чем может обернуться разбалансированность одного или нескольких колес в дороге. Для мотоциклов вопрос не стоит так остро, но все же советуем взять себе за правило хорошую привычку — правильную балансировку Ваших колес. А если Вам приходится самостоятельно менять свои колеса, заверяем Вас, что их балансировка не такая уж и сложная задача.

Многие мотоциклисты презрительно относятся к покупке станка для балансировки колес. Видя его цену, они полагают, что «овчинка выделки не стоит». Но если уж Вы своими силами меняете Ваши колеса, есть смысл самому, прямо на месте, выполнить их балансировку. А с учетом стоимости балансировки в мастерских, Вы компенсируете стоимость станка уже после нескольких замен комплектов шин. Лично мы используем стенд для балансировки и центрирования мотоциклетных колес от компании Bikeservice. Это – один из лучших известных нам стендов, на котором, помимо прочего, есть возможность замерить биение и инерцию колеса.

Перед тем, как приступить к балансировке колеса, убедитесь, что оно целое и чистое, это лучше всего делать в момент демонтажа. Снимите с обода все старые грузики, которые крепились во время предыдущих балансировок.

Для работы Вам понадобятся:

  • Стенд для балансировки колес
  • Грузики для колес
  • Лента/маркер/мелок для нанесения меток на колеса.
  1. Возьмите один из конусов и поместите его на балансировочный вал. Закрепите его вместе с уплотнительным воротником за ним на валу.
  2. Проденьте вал в подшипник колеса и убедитесь, что конус вала плотно сидит внутри подшипника.
  3. Затем перевернем колесо. Вес колеса должен обеспечить правильную посадку вала в подшипник колеса.
  4. Теперь возьмите другой конус и уплотнительный воротник и закрепите их на валу, с конусом, сидящим внутри подшипника на противоположной стороне.
  5. Если конусы правильно вставлены в подшипники колеса, оно должно свободно вращаться на валу.
  6. Теперь поместите колесо на балансировочный стенд.
  7. Первым шагом в балансировке колеса является поиск на нем тяжелых и легких мест. Придайте колесу, размещенному на балансировочном стенде, легкое вращение.
  8. Не прикладывайте слишком сильное усилие, иначе колесо будет вращаться слишком долго. Вы можете слегка замедлить движение колеса рукой.
  9. После того, как колесо остановится, его самая тяжелая точка будет находиться внизу.
  10. Для проверки, Вы можете снова его слегка прокрутить. Оно должно будет остановиться в том же месте.
  11. Диаметрально противоположно самой тяжелой точке, вверху колеса находится его самая легкая точка.
  12. Отметьте это место при помощи маркировочной ленты или мелка, чтобы не потерять его из виду.
  13. Теперь возьмите грузики. Обычно они поставляются в блоках по 5 и 10 граммов. Оторвите один блок и снимите предохранительную ленту с его тыльной стороны.
  14. Закрепите грузик на ободе в том месте, которое Вы предварительно отметили.
  15. Если Вы правильно выбрали вес грузиков для Вашего колеса, после небольшого усилия вращения оно остановится.
  16. В случае, если колесо продолжает вращаться, Вы прикрепили слишком большой вес грузиков. Тогда Вам следует вполовину уменьшить их массу и немного подтолкнуть колесо.
  17. Если вес выбран правильно, после любого подталкивания колеса, оно должно останавливаться. Это значит, что балансировка Вашего колеса выполнена правильно.
  18. Если Вам надо добавить парное количество грузиков (весом от 2 до 5 граммов), их лучше крепить по обе стороны диска.

Источник

Замена, ремонт, балансировка мото колес самостоятельно

Cодержание

Введение

Владелец мотоцикла рано или поздно сталкивается с необходимостью заменить резину на дисках своего стального коня. Сделать это самостоятельно, даже никогда не сталкиваясь с этой проблемой ранее, просто. Но следует учитывать один важный момент — балансировка мотоциклетных колес, сделать которую своими руками практически невозможно. Так что же предпринять, когда можно справиться самому, а когда прибегнуть к помощи специалистов?

Какие колеса бывают для мототехники

Мотоцикл — весьма универсальное транспортное средство, в зависимости от его типа могут использоваться покрышки с разными протекторами. Резина для современных двухколесных транспортных средств бывает:

дорожная

Резина данного типа сугубо гражданская, создана для возможности передвижения со средней скоростью по дорогам общего пользования. Протектор имеет необходимое количество ламелей для обеспечения надежного сцепления даже в сильный дождь.

дорожно-спортивная

Дорожно-спортивные шины быстро прогреваются, что позволяет мотоциклисту уверенно держать повышенную скорость. Расплачиваться за это приходится ухудшенной маневренностью в дождь.

Читайте также:  Домик для барби своими руками комната

туристическая

Туристические мотопокрышки позволяют неплохо себя чувствовать на асфальте, но и не бояться съехать с него при необходимости. Здесь протектор имеет четкий однообразный рисунок, направленность которого призвана облегчить движение по грязи.

внедорожная

Настоящая внедорожная резина очень плохо ведет себя на асфальте, она «шумная», неуправляемая в дождь. Зато направленные борозды протектора способны «грызть» землю, самоочищаться от грязи, позволят выехать из бездорожья.

Выбирается тип покрышек, исходя из условий использования мотоцикла, его мощности, времени года.

О маркировке шин более подробно можно узнать ТУТ, а сколько качать по модели мотоцикла ТУТ!

Когда надо менять покрышки, колеса

В эксплуатации мототехники характерная черта — 99% их владельцев не ездят зимой, поэтому со сменой сезона замена покрышки на мотоцикле не производится. Хотя, шипованную резину для мотоциклов выпускают — особой популярностью она не пользуется. Исходя из этого смена резины происходит в нескольких случаях:

  • разрыв или прокол покрышки;
  • старение;
  • естественный износ протектора;

прокол покрышки

Разрыв или прокол покрышки особенно опасен в случае использования на мотоцикле бескамерных шин, возможен взрыв колеса, что чревато потерей управления транспортным средством. Причина появления трещин обычно — езда на дорожной резине по пересеченной местности, либо заезды на бордюры, ступени и т.д. А регулярные нагрузки и большие пробеги способствуют увеличению трещин, что приводит к тому, что шина становится негодной.

старение покрышки

Менять шины из-за естественного старения приходится, когда мотоцикл долго не эксплуатируется. Таком износу резины способствует долгий простой на спущенных колесах, либо езда мотоцикла с перегрузом. В последнем случае шина в месте контакта с дорогой принимает неестественную для нее форму, «ломается».

износ покрышки

Границы износа протектора для каждой модели покрышки прописаны изготовителем. При этом для разных моделей, в зависимости от типа шины, это значение может кардинально отличаться. Поэтому, выбирая колеса для своего мотоцикла, стоит делать поправку на вероятные условия езды. Нужно помнить, что ПДД регламентирует минимальные допустимые границы остатка протектора. Так, высота рисунка протектора для законного передвижения по дорогам общего пользования не должна быть менее 0.8 мм.

Что нужно для замены

1. Для замены шин потребуется весьма нехитрый набор приспособлений, инструментов, который лучше один раз приобрести и потом использовать по необходимости. В первую очередь, чтобы поддевать резину, потребуется монтировка, а лучше две, так как одному, без помощника, намного удобнее управляться двумя.

2. Пригодится мыльный раствор, он поможет надеть новую резину на диск, облегчит «стягивание» с него старой. Без него можно случайно порвать покрышку, если испортится старая, то ничего страшного, новую будет жалко.

Мыло с водой нужно смешивать в неравных пропорциях, чтобы получилась густая жидкость.

Вместо мыльного раствора можно использовать специальные смазки, но на самом деле это нецелесообразно, они намного дороже, а необходимость в них раз в несколько лет.

3. Помимо этого, потребуется специальный колпачок, чтобы выкрутить ниппель, быстро выпустить воздух из колеса.

4. Еще нужен обычный набор инструментов. Замена колес на скутере или мотоцикле сложнее, чем на автомобиле, где для снятия покрышки нужно открутить 4-5 болтов. Здесь придется повозиться, желательно обзавестись инструкцией от производителя для правильного разбора необходимых узлов.

Замена резины на мотоцикле своими руками

Если коротко пройти по алгоритму замены покрышки, то он состоит из следующих пунктов:

  • снятие колеса с мотоцикла;
  • спуск воздуха, отделение шины от обода;
  • извлечение камеры, съем покрышки с диска;
  • установка новой шины на диск;
  • монтаж колеса в сборе на транспортное средство.

Теперь по порядку. В первую очередь нужно разобраться со снятием колеса с мотоцикла, менять резину приходится на переднем, и на заднем колесе. Лучше сначала уделить внимание заводской документации, чтобы по незнанию не испортить что-то. Нужно иметь ввиду, что снимать передний диск проще заднего, для этого не нужно демонтировать цепь и другие приводные механизмы. На примере переднего колеса и разберем.

Замена шины мотоцикла.

В первую очередь нужно ослабить оси крепления колес, пока транспортное средство еще стоит на земле. После этого нужно поставить мотоцикл на некую подставку так, чтобы передняя часть была вывешена над землей. При этом байк надо жестко зафиксировать во избежание его падения, пока он будет стоять без переднего колеса. Далее нужно аккуратно открутить все крепежи, демонтировать диск с шиной с мотоцикла.

Следующим шагом будет спуск воздуха для того, чтобы это сделать нужен специальные колпачок, на другом конце которого есть «вилка». Ей можно выкрутить ниппель из вентиля камеры или покрышки. После того, как воздух спущен можно приступать к демонтажу шины с диска. Отделить плоскость покрышки от обода может быть достаточно сложно. Если резина в дальнейшем больше не подлежит эксплуатации – по ней можно аккуратно постучать тяжелым молотком, или просто «попинать» ногами. Делать это главное так, чтобы не повредить обод.

Разбортирование своими руками.

После того как покрышка все-таки «отлипнет» от обода, взять монтировку и поддеть ее, но сделать это нужно аккуратно, иначе можно повредить диск. Здесь идеально иметь вторую монтировку, чтобы можно было пройтись по кругу и вынуть шину. Проделав это, аккуратно вынуть камеру, постараться не повредить ее. После этого можно снова пройтись монтировками по кругу, чтобы окончательно снять резину.

Читайте также:  Как сделать беседку во двор своими руками

Установка новой шины

В первую очередь, если колеса со спицами, проверить состояние резинки, защищающей камеру от спиц, заменить при необходимости. На новой шине нужно обратить внимание на протектор шин мотоцикла, найти стрелку, которая указывает направление его движения. Там же есть и отметка, которая показывает где должен расположиться ниппель камеры. Новую шину обильно смазать мыльным раствором, забортировать за обод один край, затем вставить камеру, уложить ее, расправить и потом завести второй край. Теперь обратно вкрутить ниппель в вентиль, накачать колесо и собирать в обратном порядке. Значения по давлению колес обычно есть где-то на табличках мотоцикла. Производить окончательную затяжку крепежей следует на установленном уже на землю мотоцикле, на весу это делать категорически нельзя.

Укладка камеры в покрышку.

Как снять шину с диска в дороге

Если колесо эксплуатируется уже очень долго, то отделить резину от обода может быть весьма трудной задачей. Дома или в гараже можно попробовать предпринять какие-либо действия, использовать инструмент, но что делать, если ремонт нужно выполнить в дороге? Навряд ли найдется монтировка для ремонта с собой, придется просить помощи у проезжающих автомобилей. Если вы путешествуете не один, а с компанией мотоциклистов, здесь можно применить своеобразный «лайфхак». Нужно открыв подножку другого мопеда, поставить ее на резину снятого колеса, используя ее вместо монтировки.

Как ремонтировать колеса своими силами

Легкосплавные мотоциклетные диски, особенно те, что со спицами, крайне легко гнутся от попаданий в неровности дороги. Нужно отдавать себе отчет, что сильно деформированный обод починить нельзя, лучше его заменить. А выполнять ремонт спицованных мотоколес самостоятельно вообще не рекомендуется, ведь можно столкнутся с такими проблемами:

  1. Потребуется много специфического инструмента, который не обязательно потребуется в будущем.
  2. Нужны специфические знания, понимание того, какое действие к какому результату приведет.
  3. Можно окончательно испортить немного деформированный диск.

Не подлежащее ремонту мотоколесо.

Если же есть желание выполнить ремонт спицованных колес самостоятельно, то следует понимать, что идеальное — «нулевое» — радиальное биение может быть недостижимо, и ориентироваться нужно на общепринятые допуски:

  • 1.2 – 2 мм для чопперов, эндуро и отечественных мотоциклов;
  • 0.5 мм для дорожных мотоциклов;
  • 0.2 мм для спортивных мотоциклов.

Вся суть регулировки состоит в том, чтобы изменить положение обода относительно ступицы колеса за счет укорачивания или удлинения каждой спицы. Нужно понимать какие именно из них подлежат регулировке. Для изменения длины спиц потребуется специальный ключ и стойка для проверки биения. Закрепив в ней диск нужно рядом разместить кусок мела, и провернуть колесо. Там, где мел оставит отметину на ободе – это будет наиболее выпирающий участок, хотя на сильно деформированном диске «восьмерку» будет видно на глаз.

Спицованное колесо мотоцикла.

Теперь нужно с той стороны, которая не имеет отметины, ослабить спицы, а с противоположной – наоборот, затянуть их. В центральной части деформированной дуги обода следует затянуть спицу на 4-5 оборотов и, двигаясь в обе стороны, затягивать каждую из них на четверть оборота меньше. После этого нужно проверить натянулись ли сами собой те ослабленные спицы, с другой стороны. Если нет – затяжку нужно повторить в той же последовательности.

После всех действий придется снова установить колесо в стенд и проверить, как изменилась ситуация. Навряд ли с первого раза получится сделать правильно. Нужно учитывать, что для подобных действий придется разбортировать колесо, разобрать мотоцикл, на все это уйдет много времени. Если скутер нужен каждый день, и вы раньше никогда не сталкивались с подобным ремонтом, то однозначно лучше обратиться к специалистам, чтобы не терять свое время зря.

Регулировка спиц своими руками.

Вывод

Есть свои плюсы и минусы как в самостоятельной замене, так и при обращении в специализированные мотоциклетные шиномонтажи. Положительные моменты при замене своими руками это:

  • полезный опыт;
  • сэкономленные деньги.

При этом есть и очевидные минусы. Во-первых – придется потратить больше времени, особенно тому, кто делает это в первый раз. Еще нужно купить весь необходимый инструмент. А если нет гаража или другого помещения, то придется заниматься этим на улице, что не очень удобно. И самый большой минус – у себя в гараже нет стенда для балансировки колес, и сделать полноценную и качественную замену шин не получится. Тем не менее, есть один важный момент – в отличие от машины, у мотоцикла нет запасного колеса, и в дальней дороге опыт замены своими руками будет весьма полезен.

С другой стороны, обратившись к профессионалам, вы получите:

  • экономию своего времени;
  • скорость замены;
  • применение узконаправленного инструмента.

Несмотря на плюсы от выполнения этой задачи самостоятельно, далеко не каждый владелец мотоцикла готов на это. Поэтому многим действительно проще обратится к специалистам. Плюс «шиномонтажки» в наличии оборудования и опытного персонала. Там мотоцикл закрепляют на специальном стенде, сразу снимают оба колеса. Стенд для разбортирования колес облегчает съем шины с диска, и сразу же можно колеса в сборе отбалансировать. Но и здесь есть свои минусы, в отличие от автомобильных мастерских, которые есть повсеместно, мотоциклетные «шиномонтажки» не так распространены. В небольшом городе такое место еще нужно постараться найти. С малой распространённостью связана и цена – такие услуги стоят несколько выше, чем аналогичные для автомобилей.

Источник

Оцените статью